[10/06/2024] Пути к энергетической безопасности Африки
Кестер
Кенн Кломега, Opinion Nigeria
Сегодня африканские
страны сталкиваются с серьезными проблемами в обеспечении энергетической
безопасности. В нескольких отчетах указывается, что Африка переживает быстрый
рост населения, растущую безработицу, постоянные этнические конфликты и
отсутствие надлежащего управления. Дальнейшие исследования показывают, что
усугубляющийся энергетический кризис в сочетании с упомянутыми факторами
серьезно сдерживают экономический рост на континенте.
Очевидно, что для решения этих проблем требуется
крупномасштабная программа развития, включая стратегию, основанную на
достижении целей устойчивого развития ООН. Эксперты считают, что ядерные
технологии могут стать движущей силой социально-экономического развития и
комплексным решением системных проблем всего континента. Другие верят и
утверждают, что ‘энергетический баланс’ является более устойчивым способом
создания энергетической базы для внутреннего использования и индустриализации.
Энергия крайне важна для аспектов крупномасштабного развития. Очевидно, что
дефицит энергии серьезно затрудняет усилия Африки по улучшению качества жизни,
препятствуя эффективному промышленному производству. Президент Всемирного банка
Аджай Банга и его коллега из AfDB, доктор Акинвуми Адесина, заявили, что примерно
600 миллионов африканцев не имеют доступа к электричеству (энергии), и эта
печальная ситуация создает значительные препятствия для здравоохранения,
образования, производительности, цифровой инклюзивности и, в конечном итоге,
создания рабочих мест.
Со своей стороны, Всемирный банк и Африканский банк развития (AfDB)
сотрудничают, чтобы обеспечить доступ к электроэнергии по меньшей мере 300
миллионам человек в Африке к 2030 году. По мнению Банга и Адесины, для
достижения этой цели потребуются дополнительные политические действия со
стороны правительств африканских стран, финансирование со стороны банков
развития и инвестиции частного сектора. Это также зависит от вида энергии,
которую можно обеспечить в Африке.
Тем не менее, лидеры правительств африканских стран остро заинтересованы в
переходе на ядерную энергетику, чтобы покончить с хроническим дефицитом
электроэнергии, но некоторые из них, возможно, вынуждены либо продолжать
откладывать, либо полностью отказаться от проекта, в первую очередь из-за
отсутствия финансирования или кредитных гарантий.
В рамках саммита БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) 2018 года,
проходящего в Йоханнесбурге, президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил своему коллеге
Владимиру Путину на двусторонней встрече, что ЮАР не готова продлевать
соглашение о строительстве атомных электростанций в ЮАР.
Путин поднял тему ядерной сделки на частной встрече с Рамафосой, но последний
сказал, что Претория пока не может подписать такую сделку. Рамафоса отодвинул
ядерную экспансию на второй план с момента вступления в должность президента,
заявив, что “это слишком дорого”, и вместо этого сосредоточился на обещаниях
предвыборной кампании по оживлению экономики и борьбе с коррупцией.
Рамафоса сказал: “Мы должны посмотреть на состояние экономики – у нас избыток
энергии, и у нас нет денег, чтобы построить крупную атомную станцию. Ядерный
процесс рассматривается в широком контексте доступности.”
При Джейкобе Зуме Южная Африка отстаивала планы строительства восьми реакторов,
которые будут вырабатывать 9 600 мегаватт энергии начиная с 2023 года и стоить
84 миллиарда долларов – программа, которую, по словам критиков, страна просто
не может себе позволить и в которой абсолютно не нуждается.
На всем африканском континенте есть только одна атомная электростанция, а
именно атомная электростанция Koeberg в Южной Африке. Введенная в эксплуатацию
в 1984 году, Koeberg вырабатывает почти 2000 мегаватт, что составляет около 5%
от установленной выработки электроэнергии в Южной Африке.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, как всегда, в интервью журналу
Hommes d'Afrique, размещенном на официальном сайте министерства, подтвердил,
что Россия и африканские страны сотрудничают в области высоких технологий и
Россия твердо намерена внести свой вклад в устойчивое развитие Африки.
По его словам, “Росатом рассматривает ряд проектов, представляющих интерес для
африканцев, например, создание центра ядерных исследований и технологий в
Замбии. Аналогичный проект есть в Нигерии. Есть хорошие перспективы для
сотрудничества с Ганой, Танзанией и Эфиопией. Ведутся переговоры о
строительстве атомной электростанции в Южной Африке.”
Зарубежные и местные российские СМИ также сообщали, что Россия хочет превратить
ядерную энергетику в крупную экспортную отрасль. Она подписала несколько соглашений
с 14 африканскими странами, не имеющими ядерных традиций, включая Руанду и
Замбию, и намерена построить крупную атомную электростанцию в Египте.
“Действительно, Руанда только что присоединилась к общему хору, подписав
Меморандум о взаимопонимании с русскими о строительстве атомной электростанции.
Это что-то вроде шутки. Как это будет финансироваться? Годовой бюджет Руанды
составляет 3 миллиарда долларов США. Атомная электростанция обойдется не менее
чем в 9 миллиардов долларов, что эквивалентно всему валовому внутреннему
продукту Руанды ”, - написал мне Дэвид Химбара, руандийско-канадский профессор
международного развития канадского колледжа Сентенниал в запросе на интервью по
электронной почте.
Профессор Химбара сказал, что президент Руанды Пол Кагаме всегда считал, что он
должен подтвердить свое якобы дальновидное и инновационное лидерство, объявляя
о грандиозных проектах, которые редко воплощались в жизнь.
Тем не менее, Гана также подписала Меморандум о соглашении с Государственной
корпорацией по атомной энергии Российской Федерации о строительстве атомной
электростанции. Мощность станции составит 1200 мегаватт.
Стоимость российского реактора составит минимум 4,2 миллиарда долларов. Схема
финансирования еще не определена. От технико-экономического обоснования до
ввода в эксплуатацию первого энергоблока пройдет около восьми-десяти лет.
В отчете Международного агентства по атомной энергии за 2017 год сделан вывод о
том, что Гана все еще находится на ранней стадии развития ядерной энергетики.
На данный момент Гана приняла всеобъемлющий закон о ядерной энергии, учредила
независимый орган ядерного регулирования.
В случае Замбии, в соответствии с соглашением, которое было заключено в декабре
2016 года о заключении ядерной сделки стоимостью 10 миллиардов долларов, Шадрек
Лувита, посол Замбии в Российской Федерации, сообщил, что процессы
проектирования, технико-экономического обоснования и утверждения проекта
практически завершены.
Правительство Замбии надеется, что после ввода в эксплуатацию этого проекта
избыточная мощность, вырабатываемая этой станцией, может быть предоставлена для
экспорта в соседние страны в рамках рамочного соглашения Сообщества по развитию
Юга Африки о создании энергетического пула, сказал он.
В конце февраля 2020 года председатель Совета Федерации (Верхней палаты или
Сената) Валентина Матвиенко возглавила российскую делегацию с трехдневным
рабочим визитом, направленным на укрепление парламентской дипломатии с Намибией
и Замбией.
Согласно официальному сообщению Совета Федерации, визит состоялся в рамках
широкого механизма парламентских консультаций между Россией и странами Африки.
Основное внимание уделяется политическому диалогу, экономическому партнерству и
гуманитарным сферам с Намибией и Замбией.
Делегация провела переговоры с президентом Эдгаром Лунгу в Государственном доме
в Лусаке, Замбия. Делегация назвала свой визит “ответным визитом” и подчеркнула
безоговорочную приверженность укреплению политического диалога, а затем вновь
подтвердила заинтересованность в расширении экономического сотрудничества с
Замбией.
Состоялось углубленное обсуждение строительства атомной станции. В соответствии
с соглашением, которое было заключено в декабре 2016 года, строительство
атомной станции оценивается в 10 миллиардов долларов. Процессы проектирования,
технико-экономического обоснования и утверждения проекта завершены. Россия не
была готова взять на себя финансовые обязательства, а Замбии не хватает
достаточных средств для финансирования проекта.
Матвиенко сказала: “Сейчас начало строительства центра ядерной науки и
технологий приостановлено из-за финансовых проблем. Я хотела бы сказать, что
запрос, направленный президенту России, тщательно рассматривается
министерствами и ведомствами. Я уверена, что мы совместно найдем варианты
привлечения финансирования для развертывания центра ядерной науки и технологий
”.
Конечно, строительство атомных станций качественно изменит экономику Замбии, не
только для полного удовлетворения ее потребностей в электроэнергии, но и для её
экспорта в другие страны юга Африки. Правительство Замбии называет это
инструментом получения дохода, используя фразу– “эта электростанция могла бы
стать доступной для экспорта энергии в соседние страны в рамках рамочного
соглашения Сообщества по развитию юга Африки и создания энергетического пула”.
В своем выступлении доктор Скотт Фирсинг, научный сотрудник Университета Монаша
в Южной Африке, говорит, что Африка и весь мир нуждаются в ядерной, а также
солнечной, ветровой, гидро- и геотермальной энергии для получения более чистой
энергии. Африка может перешагнуть через устаревшие технологии и помочь провести
новую революцию в области экологически чистой энергетики.
Он считает, что “ядерная энергия всегда будет играть важную роль в производстве
энергии, потому что это лучший способ производства большого количества
безуглеродной электроэнергии. Ключевым препятствием являются затраты на
производство ядерной энергии и наилучшие способы обращения с ядерными отходами
для поддержания безопасной окружающей среды, а также риск, который они
представляют из-за ненадлежащего обращения с ними”.
Профессор Стивен Томас, экономист-ядерщик из Гринвичского университета в
Соединенном Королевстве, объясняет, что африканским странам не хватает ядерного
опыта и инфраструктуры, а самое главное, у них нет финансовых возможностей.
Россия утверждает, что предлагает адекватное финансирование, но это заявление о
готовности поддержать строительство атомных станций по всей Африке не было
продемонстрировано за пределами централизованно планируемой экономики.
“Ядерная энергетика - дорогостоящий отвлекающий маневр от политики, которая
могла бы соответствовать целям повышения надежности электроснабжения в Африке,
обеспечения доступности электроэнергии для потребителей и достижения
экологических целей”, - написал он в интервью, отправленном по электронной
почте.
Томас добавил: “Ядерная энергетика представляет собой слишком высокий
экономический риск для стран, которые не могут позволить себе совершать большие
ошибки. Тем не менее, они должны руководствоваться Чернобыльской катастрофой на
Украине и Фукусимой в Японии, миллионы людей до сих пор страдают от радиации и
связанных с ней заболеваний.”
В настоящее время многие африканские страны сталкиваются с энергетическим
кризисом и нехваткой электроэнергии как для бытового, так и для промышленного
использования. Энергетическая бедность затрагивает миллионы их граждан. Более
600 миллионов человек в странах Африки к югу от Сахары из более чем одного
миллиарда населения по-прежнему не имеют электричества. Промышленный сектор
нуждается в электроэнергии для своей деятельности и производства на недавно
созданном едином континентальном рынке.
Именно в этом контексте несколько африканских стран изучают ядерную энергетику
как часть решения проблемы. Россия ведет очаровательное наступление по всей
Африке, подписывая и перезаключая соглашения со многими правительствами о
строительстве атомных электростанций. После первого российско-африканского
саммита Россия в качестве исключительного случая предоставила Египту кредит в
размере 29 миллиардов долларов на строительство в соответствии со своими
стратегическими двусторонними отношениями. На данный момент трудно сказать, как
другие африканские страны будут финансировать строительство своих отдельных
электростанций. Для сравнения, лидеры франкоязычных стран Африки во
взаимоотношениях с Россией используют бартерные схемы для обеспечения
безопасности и реализации различных инфраструктурных проектов. Ядерные амбиции
Буркина-Фасо получили широкую огласку после подписания меморандума о
взаимопонимании, который пока не является соглашением, в области ядерной
энергетики с Россией в 2023 году.
Более тридцати лет Россия добивалась установления постсоветских отношений, но с
ядерной энергетической дипломатией африканцам придется подождать следующего
поколения. Другими словами, мечты о строительстве атомных станций далеки от
реальности и, безусловно, будут сдерживать полную реализацию Африканской
континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA) и целей устойчивого развития в
рамках Повестки дня Африканского Союза на период до 2063 года.
Opinion
Nigeria, 09.06.2024
|