proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[03/05/2024]     Арктические контейнеровозы или многоцелевые суда?

Величко С.В., председатель совета директоров АО «Инженерный центр судостроения»; Плакущий И.И., капитан дальнего плавания, заместитель генерального директора, руководитель проектов; Евдокимов Г.П., к. т. н., ведущий инженер морской и речной техники

Планом развития Северного морского пути до 2035 г., утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 1.08.2022 г. № 2115-р, предусматривается среди прочих типов судов строительство контейнеровозов для транзитных перевозок по Северному морскому пути (9 судов).



Чтобы понять, какими быть контейнеровозам для СМП, целесообразно осветить российские морские контейнерные перевозки в целом и рассмотреть, как фактически идёт развитие российского арктического сухогрузного флота.

 

Перевалка контейнеров в российских морских портах

Контейнерооборот по основным морским бассейнам и портам по данным журнала «Морские порты» рассмотрен начиная с 2021 г., т.е. года, предшествующего перестройке внешнеторговой логистики, и в графическом виде показан на рис. 1.

Рис. 1. Сопоставительный контейнерооборот в основных морских портах России в 2021 – 2023 гг. Источник: (АО «ИЦС» рисунок авторов статьи)

В 2021 г. ведущим морским бассейном по перевалке контейнеров являлся Балтийский: тогда в портах бассейна было перевалено 2,51 млн TEU (что составило ~ 45% от общего контейнерооборота портов России). Следующим был Дальневосточный бассейн, переваливший 2,09 млн TEU (37%), далее – Черноморский – 0,524 млн TEU (15%) и Арктический – 0,157 млн TEU (2,8%). Перевалка контейнеров в Каспийском бассейне незначительная.

В Балтийском бассейне лидировал Большой порт Санкт-Петербург – перевалил 2,04 млн TEU. В Дальневосточном бассейне лидеры: порт Владивосток – перевалил 1,26 млн TEU (в т.ч. транзит 3% и каботаж 22%) и Восточный – 0,835 млн TEU. В Черноморском бассейне основной порт Новороссийск перевалил 0,524 млн TEU (в т.ч. транзит 11% и каботаж 8%). В Каспийском бассейне было перевалено всего 3 037 TEU – в портах Астрахань и Оля.

В Арктическом бассейне первым идёт порт Дудинка – перевалил 65,1 тыс. TEU (каботаж 100%), за которым следуют Мурманск – 40,4 тыс. TEU (каботаж 99%, экспорт 1%) и Архангельск – 35,7 тыс. TEU (каботаж 98%, импорт 2%). Более высокий контейнерооборот Дудинки объясняется вывозом продукции ПАО «ГМК «Норильский никель» в каботаже и снабжением Норильского промышленного района. Самым северным морским портом России, к тому же расположенным на Северном морском пути, является Певек, который перевалил 6,04 тыс. TEU.

Всего в морских портах России было перевалено 5,63 млн TEU, в том числе рефрижераторных 0,528 млн TEU или 9,4%.

В Россию в контейнерах поступают комплектующие для машиностроения, автомобильной промышленности, электроника, потребительские товары, свежие фрукты и овощи (в рефрижераторных контейнерах) и др. В экспорте преобладают лесные грузы (пиломатериалы, фанера, бумага, картон), удобрения, цветные металлы и др. В экспорте доля порожних контейнеров составила 31% (возврат контейнеров от импортных поставок).

По итогам 2022 г. ведущим российским морским бассейном по перевалке контейнеров впервые стал Дальневосточный, переваливший 2,28 млн TEU (53% от общего контейнерооборота портов России, рост по сравнению с 2021 г. на 9,1%), за которым теперь уже следует Балтийский бассейн, переваливший 1,07 млн TEU (25% общего контейнерооборота портов; снижение на 57%), и далее – Черноморский бассейн – 0,763 млн TEU (18%; рост 46%).

В Балтийском бассейне Большой порт Санкт-Петербург перевалил 0,925 млн TEU (снижение по сравнению с 2021 г. в 2,2 раза). В Дальневосточном бассейне Владивосток перевалил 1,30 млн TEU (рост всего 3,1%) и порт Восточный 0,636 млн TEU (снижение 24%). В Черноморском бассейне порт Новороссийск перевалил 0,763 млн TEU (рост 46%).

Всего в морских портах России было перевалено 4,31 млн TEU, в том числе рефрижераторных – 0,442 млн TEU или 10%.

В экспорте доля порожних контейнеров составила 44%.

Перевалка контейнеров в портах России по сравнению с предыдущим годом в целом сократилась на 23%.

Основными событиями, повлиявшими на показатели российского контейнерного рынка, стали:

- уход ведущих мировых контейнерных операторов с российского рынка;

- ограничения захода российских судов в порты Европы;

- переориентация экспортно-импортных грузов с Северо-Запада (Санкт-Петрбурга) на Юго-Запад (Новороссийск) и на Дальний Восток (последний тренд менее выражено наблюдался и в 2021 г., а вообще это общемировая тенденция);

- перестройка логистики на экспорт в страны Азии.

По итогам 2023 г. ведущим российским морским бассейном по перевалке контейнеров второй год подряд является Дальневосточный, переваливший 2,56 млн TEU (52% от общего контейнерооборота портов России, рост по сравнению с 2022 г. 12%), Балтийский бассейн перевалил 1,22 млн TEU (25% общего контейнерооборота портов, рост 14%), Черноморский бассейн – 1,00 млн TEU (20%, рост 31%). Арктический бассейн перевалил 0,154 млн TEU (~ 3%).

В Балтийском бассейне Большой порт Санкт-Петербург перевалил 1,046 млн TEU (рост по сравнению с 2022 г. 13%, транзитные перевалки уже более заметны и составили 11,1%). В Дальневосточном бассейне Владивосток перевалил 1,520 млн TEU (рост 17%) и порт Восточный 0,639 млн TEU (рост 0,5%). В Черноморском бассейне порт Новороссийск перевалил 1,001 млн TEU (рост 31%) и по контейнерообороту практически сравнялся с Большим портом Санкт-Петербург.

Всего в морских портах России было перевалено 4,96 млн TEU, в том числе рефрижераторных – 0,407 млн TEU или 8,2%.

В экспорте доля порожних контейнеров составила 44%, а в импорте – 3%.

Перевалка контейнеров в морских портах по сравнению с предыдущим годом в целом увеличилась на 15%.

Переориентация контейнерных потоков на порты и сухопутные пограничные переходы Дальнего Востока продолжилась. Главным фактором, сдерживающим рост объемов таких потоков, является недостаточная пропускная способность восточных магистральных железнодорожных линий, железнодорожных подходов к морским портам и сухопутным погранпереходам.

Таким образом, основными экспортно-импортными контейнерными портами России являются: на Северо-Западе – Большой порт Санкт-Петербург (в перспективе таким портом может стать и Усть-Луга), на Юго-Западе – Новороссийск, на Дальнем Востоке – Владивосток и Восточный.

Все основные порты с контейнерными терминалами, расположенные на Северном морском пути или тяготеющие к нему: Мурманск, Архангельск, Дудинка, Певек, Петропавловск-Камчатский - переваливают контейнеры практически только каботажных направлений.

FESCO – ведущий российский морской и железнодорожный контейнерный оператор и судовладелец

Наиболее значимым российским морским контейнерным оператором и судовладельцем является ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП или FESCO). Рейтинг FESCO среди мировых морских контейнерных компаний неуклонно повышается: по данным аналитической фирмы Alphaliner, по состоянию на 22 марта 2024 г. FESCO занимает 36 место (на 12.03.2023 г. занимало 40 место, а 1.09.2021 г. – 51 место).

FESCO – одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере морского, портового и железнодорожного бизнеса. Головной офис FESCO находится в Москве.

Большая часть операций FESCO сосредоточена на Дальнем Востоке России, однако география её деятельности охватывает практически всю Евразию. FESCO является лидером контейнерных перевозок через Дальний Восток по внешнеторговым морским линиям и железной дороге в/из стран Азии (прежде всего, из Китая, Японии, Южной Кореи, Вьетнама, Индии), по каботажным морским линиям, по транзитным и внутрироссийским железнодорожным путям, а также крупнейшим портовым оператором Дальневосточного региона. FESCO выполняет линейные перевозки из Санкт-Петербурга в Калининград, становится и лидером внешнеторговых морских контейнерных перевозок через порты Северо-Запада и Юго-Запада в/из Египта, Турции, Индии, Китая.

Группе FESCO принадлежит ПАО «Владивостокский морской торговый порт», который в 2022 г. стал крупнейшим в России по контейнерообороту.

Флот FESCO включает 37 судов в управлении, в т.ч. 23 контейнеровоза вместимостью 508 – 3108 TEU постройки 1996-2024 гг. и 7 многоцелевых судов дедвейтом 5577 – 12782 т контейнеровместимостью 405 – 665 TEU постройки 1988-2003 гг. Почти все многоцелевые суда и контейнеровозы вместимостью менее 1000 TEU имеют ледовый класс Arc4 или 1А. Около 75% своих судов FESCO приобрела на вторичном рынке у зарубежных компаний. Примерно 50% судов эксплуатируются под иностранным флагом.

С 2023 г. FESCO вводит в строй серию из шести новых контейнеровозов – головное судно «Kapitan Shchetinina» вместимостью 2471 TEU постройки Китая на верфи Zhoushan Changhong International Shipyard Ltd; суда эксплуатируются под флагом Либерии.

Контейнеровозы максимальной вместимостью по ~ 3100 TEU FESCO Diomid, FESCO Dalnegorsk и FESCO Sofia приобретены на вторичном рынке в 2018-2022 гг. Суда эксплуатируются под флагом Кипра и работают между портами Дальнего Востока России и Китая.

Три наиболее крупных многоцелевых судна дедвейтом по ~12700 т вместимостью по 665 TEU ледового класса 1А с двумя кранами грузоподъёмностью по 120 т «ФЕСКО Парис», «ФЕСКО Улисс» и «ФЕСКО Ольга» приобретены на вторичном рынке в 2020 – 2021 гг. Работают на сезонной линии ФЕСКО Арктик Лайн, связывающей арктический порт Певек с Владивостоком, Находкой, портами Китая и Южной Кореи.

Для перевозок на линии, связывавшей порты Балтийского моря с портами Юго-Восточной Азии и российского Дальнего Востока через Суэцкий канал и Малаккский пролив, FESCO до марта 2022 г. пользовалась контейнеровозами вместимостью 17-23,5 тыс. TEU французской компании CMA CGM. С середины марта 2023 г. на этот сервис, связывающий теперь порт Санкт-Петербург с портами Индии и Китая, был поставлен только что вступивший в эксплуатацию контейнеровоз «Kapitan Shchetinina». Транзитное время контейнеровоза в пути составляло порядка 35 суток, регулярность отправок – один раз в месяц, с увеличением частоты отправок по мере постановки на линию новых судов серии.

В управлении FESCO находятся более 170 тыс. TEU.

В части развития перевозок по Северному морскому пути FESCO рассматривает возможность запуска регулярной контейнерной транзитной линии в период арктической навигации. Совместно с ГК «Росатом» реализует стратегический проект по созданию к 2025 г. Восточного транспортно-логистического узла на базе Владивостокского морского торгового порта.

8 ноября 2023 г. указом Президента РФ В.В. Путина 92,3% акций Дальневосточного морского пароходства (головная компания группы FESCO) переданы госкорпорации «Росатом» в качестве имущественного взноса РФ. «Росатом» обладатель единственного в мире атомного ледокольного флота, а с 2018 г. единый инфраструктурный оператор Северного морского пути.

Северное морское пароходство

ОАО «Северное морское пароходство» (NSC), Архангельск – крупнейшая морская судоходная компания на Северо-Западе России, выполняющая морские перевозки по всему миру, в том числе по Северному морскому пути. Является крупнейшим перевозчиком продукции лесопромышленного комплекса Архангельской области. Флот NSC участвовал в обустройстве системы магистральных газопроводов Бованенково-Ухта (проект "Ямал" компании «Газпром»), принимает активное участие в круглогодичных перевозках грузов в порт Сабетта, в т.ч. по проекту «Ямал СПГ».

 Флот NSC включает 22 транспортных судна – лесовозы и многоцелевые сухогрузные суда дедвейтом 2 650-10 500 т ледового класса Arc4 и Arc5 постройки 1990-2008 гг. Лишь 3 многоцелевых судна NSC имеют дедвейт более 9000 т и вместимость 376-664 TEU. Более 45% судов СМП приобретено на вторичном рынке.

Северное речное пароходство

АО «Северное речное пароходство» (СРП), Архангельск – ранее одно из ведущих речных пароходств на Северо-Западе России. Помимо судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания СРП оперирует двумя морскими сухогрузными судами «Арктика 1» и «Арктика 2» дедвейтом по 9150 т, вместимостью по 604 TEU ледового класса 1A Super постройки 2001-2002 гг.

СРП является судоходной и логистической компанией, работающей по всему Северному морскому пути. Своими морскими и смешанного (река-море) плавания судами доставляет грузы на Харасавэй, Ямал, Таймыр, в Якутию, на Чукотку, Камчатку, в порты Обь-Иртышского, Енисейского, Ленского бассейнов и др., Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2016 г. первым в России СРП осуществило перевозку из китайского порта Шанхай в порт Сабетта по Северному морскому пути в декабре месяце в сложных метеорологических условиях. Первым доставило груз на Утреннее (Салмановское) НГКМ по проекту «Арктик СПГ 2».

Сахалинское морское пароходство

Сахалинское морское пароходство (SASCO), г. Холмск Сахалинской области. Флот SASCO включает 11 многоцелевых и контейнерных судов дедвейтом 4868-12746 т вместимостью 366-707 TEU преимущественно ледового класса Arc4 постройки 1988-2007 гг. Эксплуатируемые SASCO грузовые суда были приобретены на вторичном рынке.

География перевозок SASCO охватывает весь российский Дальний Восток, Китай, Южную Корею, другие регионы северной части АТР, а также Северный морской путь. Уже почти полвека SASCO организует регулярные паромные перевозки на линии Ванино-Холмск.

Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК «Норильский никель»

Суда компании обеспечивают регулярное круглогодичное сообщение между портами Дудинка, Мурманск, Архангельск, Роттердам и Гамбург, а также в порты ЮВА с металлопродукцией комбината. Флот компании включает пять арктических контейнеровозов типа «Норильский никель» вместимостью по 714-718 TEU ледового класса Arc7 постройки 2006-2009 гг. Технические возможности судов позволяют им преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов.

Другие российские судоходные компании, осуществляющие перевозки по Северному морскому пути

ТК «Северный проект», Архангельск. Флот компании включает 11 многоцелевых судов дедвейтом 7-20140 т вместимостью 294-1302 TEU ледового класса 1А/Arc4 постройки 1990-2006 гг.

ООО «Эко Шиппинг», Архангельск. Флот компании включает 9 сухогрузных судов дедвейтом 4300-19500 т вместимостью до 256-1220 TEU ледового класса 1А/Arc4 постройки 1994-2009 гг.

Хатангский морской торговый порт, Морской сухогрузный флот ХМТП включает 6 многоцелевых судов дедвейтом 7049-12239 т вместимостью 371-678 TEU ледового класса Arc4 и Arc5 постройки 1990-2001 гг.

ООО «Камчатское морское пароходство» (KASCO), Петропавловск-Камчатский. Флот KASCO включает 8 многоцелевых и контейнерных судов дедвейтом 8499-17556 т вместимостью 462-922 TEU ледового класса Ice2…Arc4 постройки 1990-2008 гг.

Осуществляют перевозки по Северному морскому пути и другие компании.

Для перевозок по СМП значительную долю судов российские компании приобретают на вторичном рынке. Приобретаемые суда – многоцелевые, в большинстве имеют дедвейт 12-13 и 9-10 тыс. т. Распределение судов по дедвейту и по виду приобретения (новострой или вторичный рынок) показано на рис. 2.

Рис. 2. Распределение многоцелевых судов российских судоходных компаний, осуществляющих перевозки грузов по Северному морскому пути, по дедвейту и виду приобретения. Источник: (АО «ИЦС» рисунок авторов статьи)

Перевозки по Северному морскому пути

Основной вклад в формирование грузопотока по СМП вносит и будет вносить продукция арктических проектов российских добывающих компаний: сжиженный природный газ и газоконденсат – проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» ПАО «НОВАТЭК», сырая нефть – «Новый порт» ПАО «Газпром нефть» и «Восток Ойл» ПАО «НК «Роснефть», уголь – УК «ВостокУголь», цветные и благородные металлы – ПАО «ГМК «Норильский Никель». Ледокольное обеспечение названных проектов компаний оказывает ФГУП «Росатомфлот»: под вывоз этих грузов преимущественно функционируют действующие и создаются новые атомные ледоколы «Атомфлота» и наиболее мощные и инновационные дизель-электрические ледоколы ФГУП «Росморпорт» и ООО «Газпромнефть Шиппинг».

К важным перевозкам относятся «северный завоз», завоз оборудования для обустройства арктических проектов, портов, завоз строительных грузов, песка, щебня.

Транзит по СМП связан преимущественно с перевозками сырой нефти и СПГ, железорудного концентрата, угля с Запада в страны АТР, оборудования в дальневосточные порты России, дальневосточной мороженой рыбопродукции в европейскую часть России, генеральных грузов, контейнерных, в том числе между портами Северо-Запада России (Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск) и Китая, Южной Кореи. Транзит осуществляется в летне-осеннюю навигацию.

Транзитные перевозки крупных партий грузов начали осуществляться со второго десятилетия XXI в. В 2010 г. было совершено 4 транзитных рейса, в 2011 г. – 34 рейса, а в 2013 г. – уже 71 рейс. В 2014 г. был совершен только 31 рейс – международный транзит по российскому СМП резко сократился. В 2015 г. сокращение продолжилось, рейсов было совершено всего 18. Затем транзит начал медленно восстанавливаться и в 2020 и 2021 гг. пошёл уже с ускорением, составив соответственно 64 и 85 рейсов.

Международные транзитные перевозки по СМП в 2020 и 2021 гг. характеризовались преобладанием сырьевых грузов (преимущественно железорудный концентрат и в значительно меньших объёмах уголь) в восточном направлении; грузы перевозились балкерами дедвейтом 75-120 тыс. т. В восточном и западном направлениях перевозились и генеральные грузы, в том числе контейнерные, однако в значительно меньших объёмах. Все грузы перевозились зарубежными судоходными компаниями, в т.ч. китайской COSCO Shipping.

В 2022 г. транзит резко снизился – почти в два раза до 47 рейсов. Из международных транзитных перевозок отметим пять. Судно для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов докового типа Audax совершило рейс из порта Тяньцзинь, Китай в Мурманск с 29 декабря 2021 г. по 17 февраля 2022 г. с технологическими модулями для завода СПГ. С 25 июня по 10 сентября многоцелевые суда «Руслана» и «Элара» совершили по одному рейсу из порта Масан, Республика Корея в Усть-Лугу с генгрузом. Судно «Мыс Желания» совершило рейс из порта Тяньцзинь, Китай в Мурманск с 8 сентября по 5 октября с генгрузом. Контейнеровоз «Мончегорск» с металлопродукцией ПАО «ГМК «Норильский никель» сначала совершил рейс в Китай; после выгрузки в Шанхае и планового докового ремонта в Чжоушане стартовал собственно транзитный рейс: 1 ноября контейнеровоз вышел из Находки и 24 ноября прибыл в Мурманск. Завершился рейс в декабре в Санкт-Петербурге, куда судно доставило китайские товары.

С 2022 г. ФГУП «Атомфлот» осуществляет субсидируемые из федерального бюджета транзитные каботажные рейсы из Санкт-Петербурга и Мурманска в Петропавловск-Камчатский и порт Восточный, затем обратно. Работа по формированию потенциальной грузовой базы начинается в портах захода задолго до начала рейсов. Рейсы выполняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» в летне-осеннюю навигацию – по два круговых в год. Загрузка контейнеровоза композитная, включает контейнеры с генгрузом и рефрижераторные с мороженой рыбой с Дальнего Востока и с мороженым крабом из Мурманска в Петропавловск-Камчатский, металлоконструкции и др. Загрузка судна свежемороженой рыбой в Петропавловске-Камчатском, как правило, не превышает 5,5 тыс. т в 200+ рефрижераторных FEU. Ожидалось, что в 2024 г. регулярная контейнерная линия сложится и выйдет на самоокупаемость. В 2023 г. дополнительно привлекалось многоцелевое судно «Северный проект», принадлежащее ООО «ТК Северный проект», по договору фрахтования по маршруту Архангельск – Певек – Петропавловск-Камчатский – Находка – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск; на борту судна находились строительные материалы, автотехника, металлоконструкции и рефрижераторные контейнеры с продовольствием.

С 2022 г. ООО «Трансмастерс» развивает сервис доставки контейнерных и иных грузов из Китая, Шри-Ланки, Индии и других стран ЮВА и Южной Азии в Санкт-Петербург с использованием многоцелевых судов по южному маршруту через Суэцкий канал.

В 2023 г. китайская компания Hainan Yangpu Newnew Shipping организовала регулярные грузоперевозки по СМП из Санкт-Петербурга и Архангельска в порт Ванино и порты Китая (в западном направлении из портов Китая и Южной Кореи в Санкт-Петербург и Калининград) судами вместимостью от 1,6 до 3,5 тыс. т TEU с июля по октябрь. В этот период возможен проход судов по СМП низкого ледового класса, либо вообще без него. На судах перевозилась продукция лесоперерабатывающих предприятий Северо-Запада России, а в обратной загрузке – китайские товары. Суда компании совершили 8 рейсов и перевезли порядка 100 тыс. т грузов.

В 2023 г. объем грузоперевозок на СМП, по данным «Росатома», составил 36,254 млн т. Более половины грузопотока составил СПГ ПАО «Газпром нефть». Существенная доля грузопотока принадлежит сырой нефти ПАО «Газпром нефть» и ПАО «ЛУКОЙЛ», продукции ПАО «ГМК «Норильский Никель», которые были перенаправлены с западного направления на восточное. Вырос и транзит до 2,1 млн т (который превысил рекордный показатель 2021 г. 2 млн т). Основу транзита составила нефть – 1,5 млн т, железнорудный концентрат – 350 тыс. т, СПГ – 70 тыс. т и уголь – 70 тыс. т. Эти грузы перевозились из портов Приморск, Усть-Луга и Мурманск в порты Китая. Всего транзитом было совершено 80 рейсов.

Первым же специализированным контейнеровозом, прошедшим по Северному морскому пути, явился балтийский фидер Venta Maersk вместимостью 3 596 TEU ледового класса 1А датской компании Maersk. Этот рейс начался 22 августа 2018 г. в порту Владивосток, далее – заходы в порт Восточный 26 августа, где судно приняло 660 рефрижераторных контейнеров с мороженой рыбой, и в южнокорейский Пусан, где судно загрузило электронику, и затем 6 сентября судно прошло Берингов пролив и по СМП пошло на Запад. 15 сентября судно вышло из акватории СМП на Западе. После выхода с СМП судно взяло курс на Бремерхафен, куда зашло 23 сентября, и завершило рейс в Санкт-Петербурге, Петролеспорт 28 сентября.

По результатам рейса было отмечено, что компания Maersk в настоящее время не рассматривает СМП как жизнеспособную коммерческую альтернативу существующим маршрутам Восток-Запад. Компания планирует новые сервисы в соответствии со сложившейся практикой морской торговли, центрами народонаселения и запросами клиентуры. Тем не менее, компания следит за развитием СМП.

Проекты арктических контейнеровозов

В морском медиапространстве периодически ведётся дискуссия о целесообразности организации регулярных транзитных контейнерных перевозок по СМП. С одной стороны, квалифицированные морские организации, такие как ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, ПАО «Совфрахт», бременский Институт экономики судоходства и логистики ISL так не считают. С другой стороны, АО «ЦНИИМФ», наоборот, эту точку зрения отстаивает. АО «ЦНИИМФ» ещё в 2015 г. по госконтракту выполнил НИР «Разработка концептуального проекта контейнеровоза ледового плавания повышенной контейнеровместимости для высокоширотных линий Северного морского пути», в рамках которой были разработаны техническое задание на проектирование, эскизный и технический проекты контейнеровоза, технико-экономическое обоснование целесообразности создания Арктической контейнерной линии, инвестиционный проект.

В отчёте о НИР «ЦНИИМФ» было предположено, что «создание альтернативного транспортного коридора с использованием Северного морского пути для перевозки контейнерных грузов может привлечь часть транзитной грузовой базы, идущей в настоящее время через Суэц». И далее: «Перспективная грузовая база для арктической контейнерной линии может включать в себя перевозку рыбопродукции из порта Петропавловск-Камчатский в Мурманск (около 300-400 тыс. т), завоз продовольственных грузов на Дальний Восток из Европейской части России, перевозку транзитных грузов на направлении Азия-Европа (600/400 тыс. т), перевозку российских внешнеторговых грузов». Однако отмечено, «что российские каботажные грузы не смогут обеспечить необходимую загрузку контейнерной линии для ее экономически обоснованной работы. Выходом из этой ситуации может стать создание на севере и Дальнем Востоке двух крупных портов-хабов… в Мурманске и в Петропавловск-Камчатске… Завоз и вывоз контейнеров из портов-хабов будет осуществляться неледовыми контейнеровозами повышенной вместимости».

Эскизный и технический проекты арктического контейнеровоза разработало ООО «Морское Инженерным Бюро – СПб» (проект ICV51). Контейнеровоз будет иметь вместимость 3110 TEU, ледовый класс Arc7, дизель-электрическую энергетическую установку, включающую 6 среднеоборотных дизелей мощностью по 11 600 кВт, пропульсивный комплекс – три полноповоротные винто-рулевые колонки типа Азипод мощностью по 15 000 кВт. Ледопроходимость судна – не менее 2,1 м.

Следует отметить, что под приведенные выше предположения «ЦНИИМФ» о перевозках, новые суда и порты в мировой практике не строятся. На этапе выполнения концептуального проекта не было абсолютно никакой необходимости разрабатывать технический проект судна. По нашему мнению, исполнителям НИР необходимо было осветить механизм привлечения транзитных грузов для контейнеровоза, рассмотреть возможные риски очень реальной значительной его недозагрузки, оценить технологические возможности перевозок отдельных транзитных грузов в контейнерах при значительных отрицательных температурах наружного воздуха, например, электроники, свежих фруктов и овощей в рефрижераторных контейнерах (современные контейнеровозы имеют достаточно высокую рефрижераторную контейнерную вместимость) и т.д. Необходимо было рассмотреть создание сезонной линии для транзитных перевозок по СМП, использование многоцелевых судов, собственно, к чему и пришли на данное время. Необходимо было сопоставить экономику перевозок контейнеров по СМП и Южным путём, а также по железной дороге с учётом капитальных вложений в порты и перегрузку.

В 2021 г. АО «ЦНИИМФ» по результатам проведенного комплексного технико-экономического анализа, выполненного по заказу Госкорпорации «Росатом», сформировало рекомендации по основным параметрам контейнеровозов для СМП. Новые контейнеровозы во льдах будут двойного действия и способны двигаться носом, и кормой вперед. Вместимость их должна составлять уже 6000 TEU, ледовый класс Arc8. Энергетическая установка – дизель-электрическая, пропульсивный комплекс – винто-рулевые колонки, топливо – сжиженный природный газ. К этой работе можно отнести отмеченные ранее замечания и рекомендации, однако риски осуществления проекта теперь уже будут существенно выше.

Перспективы использования Северного морского пути для транзитных контейнерных перевозок и суда первоочередного приобретения

Перевозка транзитных контейнерных грузов зачастую предполагает и рейсы между иностранными портами. Так они уже и выполнялись иностранными же судами. И если будет должным образом обустроена инфраструктура СМП, то транзитные грузы и будут, скорее всего, перевозиться иностранными же судами. В таком случае действительная необходимость постройки дорогостоящих арктических контейнеровозов высокого ледового класса отпадёт или отойдет на более отдалённую перспективу. А многоцелевые суда, которые приобретают российские компании, осуществляющие перевозки по СМП, предназначены также и для контейнерных грузов и всегда будут востребованы.

Следует отметить, что отошли в тень перевозки грузов для обустройства арктических портов, промышленных объектов и инфраструктуры. Для таких более простых грузов отечественные судоходные компании приобретают на вторичном рынке многоцелевые суда с высокими технико-эксплуатационными характеристиками, ледовым классом и зачастую с тяжеловесными кранами. Правда, возраст этих судов зачастую преклонный и даже предельный. Для более серьезных грузов привлекаются более современные зарубежные суда, некоторые из них специально для этих целей и построены. Например, суда Audax и Pugnax, которые были спроектированы финской фирмой Aker Arctic Technology и построены китайской верфью Guangzhou Shipyard International в 2016 г. изначально для китайской компании ZPMC-Red Box Energy Services специально для перевозки модулей для завода Ямал СПГ. Суда имеют максимальный дедвейт 28 500 т, размеры грузовой палубы 43×75 м, полярный класс РС3, оборудованы для обеспечения длительной эксплуатации при низких температурах (расчетная внешняя температура до -50оС).

Необходимо отметить также использование судов аналогичного назначения и типа BIGROLL Bering и BIGROLL Beaufort постройки китайской верфью COSCO Dalian Shipyard в 2016 и 2017 гг. дедвейтом по 20 675 т ледового класса 1А.

Для завоза технологических модулей для завода сжижения газа по проекту «Ямал СПГ» в Сабетте и нефтехимического комплекса в Сибири использовались многоцелевые суда компании Hansa Heavy Lift GmbН, Германия. Суда этой компании имели дедвейт 12 660-19 450 т, вместимость 665-1030 TEU, ледовый класс Е3 (соответствующий Arc4).

Выводы

Из изложенного выше можно сделать вывод, что судами первоочередного приобретения для перевозки сухих грузов, в т.ч. транзитных, по Северному морскому пути должны быть многоцелевые суда, суда для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

В настоящее время и в перспективе не просматривается достаточный контейнерный поток и, соответственно, нет предпосылок для строительства специализированных арктических контейнеровозов исключительно для СМП. При рассмотрении целесообразности строительства контейнеровозов для круглогодичных перевозок по СМП необходимо производить также сопоставление с другими возможными инвестиционными проектами, например, летне-осенние контейнерные перевозки по СМП и зимне-весенние с основным назначением порт Санкт-Петербург и порты Азии, Африки, Латинской Америки; модернизация Беломорско-Балтийского канала и развитие транспортного коридора «Север-Юг» с прямым входом на Северный морской путь и на Балтику; модернизация Восточного полигона РЖД и др.

По нашему мнению, технико-экономическое обоснование транзитных контейнерных перевозок по Северному морскому пути способны выполнить АО «Инженерный центр судостроения» и ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. Кроме того, АО «ИЦС» готов разработать новые проекты судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания с выходом на СМП на всём его протяжении по внутренним водным путям Европейской части, Сибири и Дальнего Востока России. 


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Арктические контейнеровозы или многоцелевые суда? (Всего: 0)
от Гость на 03/05/2024
  1. FESCO – одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере морского, портового и железнодорожного бизнеса.
  2. 8 ноября 2023 года был опубликован Указ Президента Российской Федерации о передаче акций ПАО «ДВМП», находящихся в федеральной собственности, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
  3. 92,3% акций Дальневосточного морского пароходства (головная компания группы FESCO) переданы госкорпорации «Росатом» в качестве имущественного взноса РФ.
  4. Очень странная "частная компания" когда 92,3% акций принадлежат государству. Впрочем, когда самые главные скрепы расцвели пышным цветом удивляться уже ничему более не приходится.


[ Ответить на это ]


Re: Арктические контейнеровозы или многоцелевые суда? (Всего: 0)
от Гость на 03/05/2024
Рейтинг FESCO среди мировых морских контейнерных компаний неуклонно повышается: по данным аналитической фирмы Alphaliner, по состоянию на 22 марта 2024 г. FESCO занимает 36 место
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_largest_container_shipping_companies
(Разводя руками) - менее 0,2% мирового рынка.


[ Ответить на это ]


Re: Арктические контейнеровозы или многоцелевые суда? (Всего: 0)
от Гость на 05/05/2024
Атомный лихтеровоз "СевМорПуть" как раз и строился под завозы в труднодоступные районы по рекам лихтерами. Забыли, товарищи?


[ Ответить на это ]


Re: Арктические контейнеровозы или многоцелевые суда? (Всего: 0)
от Гость на 05/05/2024
Хоть СевМорПуть и работает, но мариманы хотят еще больших и дорогих игрушек. Вот к примеру в РАСУ (???) целое отделение занимается новым гидрографическим судном для СМП. Видимо вертолетов на бортах ледоколов и дронов сильно не хватает. А ведь надо еще на дне приборы обнаружения американских подлодок устанавливать. Америкосы не спят и ждут момента подобраться с океана и добить "неуловимого Джо"=)


[
Ответить на это ]


Re: Арктические контейнеровозы или многоцелевые суда? (Всего: 0)
от Гость на 05/05/2024
Эти люди друзья Главного Конструктора Виноградова


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru