- Данная экспортная сделка может
нанести вред политическим, экономическим, военным интересам Российской
Федерации и/или ее международным обязательствам в сфере нераспространения ОМУ и
экспортного контроля продукции двойного назначения;
- Данная экспортная сделка несет риск
национальной безопасности РФ, связана с террористическими угрозами или с
распространением ОМУ;
- Невыполнение два раза обязательств по
государственному контракту – для монополии или доминирующего экспортера в сфере
национальной безопасности или обороны. [27]

Рис. 4. Алгоритм
принятия решений по экспортному лицензированию в ФСТЭК
Принцип
всеобъемлющего контроля описан в Статье 20 Федерального закона «Об экспортном контроле».
[6] Российские участники внешнеэкономической деятельности
обязаны расторгнуть контракты с иностранными участниками, если есть
обоснованные причины полагать, что товары, информация, работы, услуги и
результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы иностранными
участниками в программе ОМУ и системах его доставки. Если подобные действия
конечного получателя не подтверждены, но вероятны, экспортер должен обратиться
за экспортной лицензией в комиссию ФСТЭК по экспортному контролю.
Возможность
экспорта данному конечному получателю определяется с анализом следующих
факторов:
- Участие страны конечного получателя в
ДНЯО;
- Участие на деле страны конечного
получателя в международных организациях по экспортному контролю; - Действие гарантий МАГАТЭ в стране
конечного получателя;
- Субсидиарии конечного получателя в
его стране и в других государствах;
- Различные виды деятельности конечного
получателя;
- Род конечного использования
продукции;
- Статистика ГЯП по отказам в
сотрудничестве. [1]
Общественная активность, диалог с экспортерами
В целях повышения
осведомленности в сфере экспортного контроля и нераспространения ОМУ среди
экспортеров и общества, лицензирующая организация проводит различные
мероприятия: встречи, семинары, осуществляет издательскую деятельность.
ISP активно
использует эти инструменты для диалога с экспортерами. Например, ISP ежегодно проводит семинар для
организаций сферы обороны и экспорта продукции двойного назначения. Сотрудники ISP участвуют в различных обсуждениях и
конференциях. [15] Важным инструментом является пользовательская
сеть – внутренний интернет-сайт для клиентов ISP, экспортеры имеют возможность даже
подавать заявки на экспортные лицензии через этот интернет-сайт. Также ISP активно публикует различные брошюры,
годовые отчеты, методические материалы. Для эффективной работы национальной
системы экспортного контроля, ISP вовлечено во взаимодействие с другими странами в этой
сфере. [12]
ФСТЭК принимает активное
участие в различных семинарах с образовательными учреждениями или с
университетами. [11] Одной из задач ФСТЭК является укрепление
международного сотрудничества в сфере экспортного контроля. [11] В том числе,
одним из приоритетов России является взаимодействие в сфере экспортного
контроля со странами СНГ и, прежде всего, ЕврАзЭС и Таможенного союза,
интеграция национальных систем экспортного контроля стран-участниц. [11]
В то же время издательская
деятельность ФСТЭК может быть описана как малоактивная; увеличение количества
публикуемых материалов могло бы повысить уровень диалога с экспортерами,
уровень осведомленности общества в вопросах экспортного контроля и
нераспространения ОМУ как факторов национальной безопасности. Полностью ли осведомлены
экспортеры о своих правах и обязанностях в сфере экспортного контроля? Этот
вопрос, актуальный для любой страны, требует отдельного более тщательного
исследования.
Вывод: сильные черты и основные вызовы системам экспортного
лицензирования
В данном разделе подведен
итог сравнительного анализа систем экспортного лицензирования Швеции и России.
Согласно мнению персонала ISP (сотрудники которого были опрошены в
ходе исследования), основными сильными чертами шведской системы экспортного
лицензирования являются:
- Развитая система взаимодействия с
другими организациями как способ более эффективной затраты материальных
ресурсов;
- Развитый диалог с экспортерами и
промышленностью – по мнению персонала ISP, благодаря деятельности инспектората
в этом направлении, подавляющее большинство шведской промышленности не
заинтересовано в распространении ОМУ;
- Сроки лицензирования – в среднем, 1-2
недели для принятия решения являются средним временем экспортного
лицензирования в ISP, данные сроки намного короче, чем во многих других
государствах ЕС;
- Принцип, которого придерживается ISP в своей работе – «Раннее
предупреждение нелегальных экспортных случаев более эффективно, чем обнаружение
их на государственной границе». [2] Поэтому большое внимание уделяется
экспортному лицензированию и взаимодействию с разведывательными службами.
Как
слабую сторону системы, можно отметить недостаточное количество персонала – по
словам самих сотрудников, часто кто-либо находится в командировках за рубежом,
и даже временная замена в таких случаях представляет определенную сложность.
Как
основной вызов шведской системе экспортного лицензирования, персонал ISP видит необходимость постоянного
совершенствования механизмов определения чувствительности продукции к
переключению на программы ОМУ, военное или террористическое использование, так
как это влияет на степень и объем экспертизы экономической сделки и
взаимодействия с другими организациями. В ISP понимают, что уделяя рассмотрению экспортной ситуации больше внимания,
нежели требуется для принятия по ней адекватного решения, ISP тратит материальные ресурсы, которые могли бы
быть потрачены на более значимые экспортные ситуации.
В
России основные сильные черты системы лицензирования экспорта связаны с
основными вызовами этой системе:
- Огромный арсенал ОМУ и ядерных материалов,
оставшийся в России после СССР, восстановленная после кризиса 1990х годов
промышленность и необходимость поддерживать оборонную отрасль на высоком
уровне, геополитический (членство в «Большой восьмерке» и Совете безопасности
ООН) статус России, приводящий, в том числе, к большому объему оборонной
промышленности, производства и экспорта продукции двойного назначения – все
перечисленные факторы требуют высочайшего уровня национальной безопасности и
системы экспортного контроля, в том числе системы экспортного лицензирования;
- Очень большая и сложная структура
лицензирующей организации требует все более высококвалифицированный персонал;
- Известен высокий уровень коррупции в
России.
Основными сильными чертами
российской системы экспортного лицензирования являются:
- Оставшаяся после СССР сильная система
нераспространения ОМУ и развитая в последние годы система экспортного контроля;
- Высокий уровень «декларативности»
(множество тщательно проработанных постановлений, положений, и т.д.;
- Интенсивное взаимодействие с
образовательными учреждениями с целью подготовки необходимого персонала для
ФСТЭК;
-
Разработка и выполнение ежегодных планов по борьбе с коррупцией. [11]
Таким
образом, система экспортного лицензирования каждой страны имеет собственные
преимущества и недостатки; такие факторы как размер страны и объем производства
продукции двойного назначения, история развития системы экспортного контроля,
международные отношения – все это влияет на системы экспортного контроля и
экспортного лицензирования. Для каждого государства верным подходом является
анализ систем экспортного контроля других государств с целью понимания
каких-либо сильных сторон этих систем и рассмотрения возможности их применения
в собственной системе экспортного контроля.
Литература
- Учебный курс по экспортному контролю / Владимирова С.В., Зябкин М.В., Клочко Г.Г. и др. – Обнинск: ГНЦ РФ ФЭИ, 2007.;
- Quentin Michel (ed.), “Sensitive trade. The perspective of European states” // Brussels, Belgium, 2011;
3. Ian Davis. The regulation of arms and dual-use exports. Germany, Sweden and the UK. - Oxford University press, 2002.;
4. EU Strategy against proliferation of the WMD. Brussels, 12 December 2003;
5. The Program for interaction of the EU and Russia. Handbook on export controls of dual-use items and technologies in Russia. Book 1 // Saint Petersburg, Russia, 2004;
6. Федеральный закон РФ от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями;
7. Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности ООН на его 4956 заседании 28 апреля 2004 года.;
8. Yan Aubin, Arnaud Idiart, “Export control law and regulations handbook” // Kluwer Law International, Netherlands, 2007;
9. Law on the control of dual-use items and technical assistance. Swedish Code of Statutes 2000:1064;
10. Swedish Ordinance on control of products with dual-use and of technical assistance (2000:1217) Issued on 7 December , 2000
11. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fstec.ru/index.php/ru, свободный. – Загл. с экрана;
12. Swedish Agency for Nonproliferation and Export Controls. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isp.se/sa/node.asp?node=410, свободный. – Загл. с экрана
13. “Brief information on ISP” (“Kortfattad information om ISP”) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isp.se/publikationer свободный. – Загл. с экрана;
14. “Important to know about the exports of dual-use items” (“Viktigt att veta vid export av produkter med dubbla användningsområden”) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isp.se/publikationer свободный. – Загл. с экрана
15. Swedish Agency for Non-Proliferation and Export Controls. Annual report 2011.
16. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fstec.ru/_razd/doklad11.doc свободный. – Загл. с экрана
17. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_razd/_texts.htm свободный. – Загл. с экрана
18. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_razd/_budzh.htm свободный. – Загл. с экрана
19. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_rab/obz.htm
20. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_kadr/korr.htm свободный. – Загл. с экрана
21. ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_kadr/sved.htm свободный. – Загл. с экрана
22. Government offices of Sweden. Government Communication 2011/12:114;
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль"
24. ISP Verksamhet // 2011
25. “Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 (ред. от 22.12.2011) "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля".
26. Paul Holtom, Mark Bromley, Lucie Beraud-Sudreau. Internal compliance programmes. - SEESAC, 2011
27. Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 N 294 (ред. от 14.07.2008) "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»