proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[24/04/2024]     Сравнительный анализ систем лицензирования экспорта… Окончание

Елисей Андреевский, Максим Старчак

За оформление экспортной лицензии в ISP предусматривается комиссия: при материальной стоимости экспортируемой продукции менее 2.5 миллиона шведских крон, комиссия составляет 2000 шведских крон; при материальной стоимости экспортируемой продукции более чем 2.5 миллиона шведских крон, сумма может варьироваться и устанавливается ISP в индивидуальном порядке. [12]



Оформление запроса в ФСТЭК на получение экспортной лицензии  

В России, процедура подачи заявки на экспортные лицензии определена «Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» 691, принятым Правительством РФ 15 сентября 2008 года. Для того, чтобы получить экспортную лицензию любого типа, необходимо оформить запрос в ФСТЭК. [14] При этом, необходимо предоставить:

Заявку в установленной форме, содержащую:

-      Контактную информацию экспортера;
-      Данные экспортного контракта и условия экспортной операции; 
-      Контактную информацию грузополучателя; 
-      Контактную информацию производителя; 
-      Контактную информацию конечного получателя; 
-      Страну изготовления, экспортера, грузополучателя, конечного получателя и транзитные страны; 
-      Техническое описание продукции; 
-      Товарные и таможенные коды; 
-      Описание конечного использования; 
-      Основания для запроса лицензии, данные контрольных списков; 
-      Информацию о таможенном органе. 
  
Документ, содержащий подробную информацию о контролируемой продукции с прилагаемыми при необходимости копиями документов, подтверждающих  ее технические характеристики и применение; 

Документ об оплате комиссии (2600 рублей за оформление лицензии, 200 рублей за обновление лицензии).

Дополнительно, при оформлении экспортной лицензии необходимо предоставить: [23] 

-      Копии учредительных и регистрационных документов – для юридических лиц; 
-      Документы, удостоверяющие личность; 
-      Копии документов о постановке на учет налоговыми органами; 
-      Копию экспортного контракта; 
-      Копию лицензии на обращение с контролируемой продукцией, если таковая предусмотрена законодательством РФ;
-      Документ, содержащий информацию о том, что экспортируемая продукция не имеет отношения к государственной тайне.
 
В случае если экспортируемая продукция представляет собой технические данные, для получения лицензии необходимо предоставить:

-      Письменные подтверждения получателем конечного использования экспортируемой продукции;
-      Документы из уполномоченного органа страны конечного использования, подтверждающие заявления получателя о конечном использовании экспортируемой продукции (в случаях, когда таковое предусмотрено законодательством РФ).

В случаях передачи контролируемой технологии иностранному лицу в форме технической поддержки, образовательных материалов, материалов научных конференций и симпозиумов, необходимо предоставить содержание данной технологии и информацию о способе, месте назначения и времени передачи данной технологии.

ФСТЭК обрабатывает полученные документы в течение 5 дней, проверяет правильность оформления и полноту предоставленной информации; в случае какого-либо несоответствия правилам оформления заявок, ФСТЭК может вернуть документы на доработку, либо запросить дополнительную информацию. Экспортеры, намеренно предоставившие ложную или недостаточную информацию, наказываются в соответствии с законодательством РФ. [23] 

Генеральная экспортная лицензия РФ может быть выдана только юридическому лицу с сертифицированной внутрифирменной программой контроля. 

Все необходимые образцы документов доступны на официальном интернет-сайте ФСТЭК. Документы оформляются в печатной форме на русском языке (существует возможность оформления документов дополнительно на языках национальных республик-субъектов РФ). [11]

 

Принятие решений по экспортному лицензированию
 
Процесс принятия решений по экспортному лицензированию в Швеции
 
После получения запроса на экспортную лицензию, лицензирующая организация принимает решение выдаче лицензии, об отказе, или о продолжение экспертизы экспортной операции с запросом дополнительной информации. Процесс принятия решений по экспортному лицензированию в ISP изображен на рисунке 1.

Рис.1. Процесс принятия решений по экспортному лицензированию в Швеции

После получения запроса на экспортную лицензию, ISP проверяет документы на правильность оформления. Если запрос подан в соответствии со всеми правилами, и у ISP не возникает вопросов к экспортеру, инспекторат принимает решение – о выдаче лицензии или об отказе. Процесс принятия решения обычно занимает 1-2 недели. Далее на рисунке 2 приведен алгоритм принятия решения об экспортном лицензировании в ISP: [8, 24] 

-      «Лицензия (1)»: ISP выносит решение о выдаче как индивидуальной, так и генеральной или глобальной лицензии, в зависимости от экспортного случая; 
-      «Лицензия (2)»: список контролируемой продукции в этом случае зависит от шведского национального законодательства; 
-      «Лицензия (3)»: может быть выдана только индивидуальная или глобальная лицензия; 
-      «Лицензия (4)»: может быть выдана только индивидуальная лицензия. 
-      «Постановление СЕ», «Пост. СЕ» 
-  Постановление Совета Европы 428/2009, устанавливающее режим Европейского Сообщества по контролю над экспортом продукции двойного назначения.
 

Рис. 2. Алгоритм принятия решений по экспортному лицензированию в ISP

В процессе принятия решения по выдаче экспортной лицензии, ISP принимает во внимание следующие факторы: -      Обязательства страны назначения как члена соответствующих международных организаций по нераспространению ОМУ и экспортному контролю;-      Отношение страны назначения к международным экономическим санкциям, резолюциям Совета безопасности ООН;-      Внешняя и внутренняя политика страны назначения;-      Объявленное конечное использование, риски переключения мирных технологий на программы ОМУ [12].
 
В случае если у ISP остаются какие-либо вопросы касательно экспортного случая, ISP может предпринять следующие действия:

-      Запросить содействие в других организациях – например, таможенная служба или национальная служба безопасности, в целях получения большей информации о конечном получателе или стране назначения;
-      Обратиться в консультационные отделы (касательно новых стран назначения, или по вопросам технического характера, или в других случаях);
-      Обратиться к базе данных отрицательных решений, в случае если у экспортера имеется негативная история предыдущих экспортных операций;
-      Обратиться к экспортеру за дополнительной информацией.
 
Более длительное рассмотрение экспортного случая может быть начато, если у ISP возникают вопросы касательно конечного получателя, страны назначения или высокой чувствительности продукции двойного назначения к переключению на программы ОМУ. В случае если у ISP есть причины допустить возможность такого переключения, разрешительный порядок устанавливается даже для экспорта изначально не контролируемой продукции. [8] 

ISP применяет принцип «no undercut», целью которого является предотвращение возможности проведения экспортных операций, запрещенных в одной стране ЕС, в другой стране ЕС. В случае если одинаковые экспортные операции были запрещены несколько раз в три последних года в любой стране ЕС, лицензирующая организация при получении запроса на экспортную лицензию должна проконсультироваться с компетентными органами стран, запретивших данные экспортные операции. В случае возникших разногласий, решение выносится Европейской Комиссией. [8] 

Процесс принятия решений по экспортному лицензированию в России 

Процесс принятия решений по экспортному лицензированию в ФСТЭК изображен на рисунке 3.
 

Рис.3. Процесс принятия решений по экспортному лицензированию в России 

После получения запроса на получение экспортной лицензии, ФСТЭК обрабатывает полученные документы в течение 5 дней, проверяя правильность оформления и полноту предоставленной информации. После этого, ФСТЭК осуществляет процесс принятия решения о выдаче экспортной лицензии, называемый «государственная экспертиза внешнеэкономической сделки». Порядок данной экспертизы установлен «Правилами проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль», утвержденными Постановлением Правительства РФ №294 от 16 апреля 2001 года. 

Государственная экспертиза внешнеэкономической сделки проводится постоянным межведомственным экспертным органом ФСТЭК – комиссией по экспортному контролю. [27] Комиссия включает представителей федеральных органов исполнительной власти (ФСБ, СВР и другие), государственной корпорации «Росатом» и других организаций. Все члены комиссии по экспортному контролю должны иметь допуск к государственной тайне. 

Государственная экспертиза длится не более чем 30 дней, в процессе экспертизы комиссия по экспортному контролю прорабатывает такие вопросы, как: 

-      Соответствие экспортной сделки международным обязательствам Российской Федерации в сфере нераспространения ОМУ и экспортного контроля продукции двойного назначения; 
-      Обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства; 
-      Цель конечного использования контролируемой продукции, риск ее переключения на военные или террористические цели; 
-      Вклад экспортной сделки на наращивание военного и промышленного потенциала страны назначения, влияние данной сделки на региональную и международную стабильность и безопасность. [27]
 
В целях получения дополнительной информации, комиссия может обратиться обратно к экспортеру. Комиссия может принять отрицательное решение по экспортному лицензированию в следующих случаях: 

-      Поданные документы содержат недостаточную или недостоверную информацию; 
-      Данная экспортная сделка может нанести вред политическим, экономическим, военным интересам Российской Федерации и/или ее международным обязательствам в сфере нераспространения ОМУ и экспортного контроля продукции двойного назначения; 
-      Данная экспортная сделка несет риск национальной безопасности РФ, связана с террористическими угрозами или с распространением ОМУ;
-      Невыполнение два раза обязательств по государственному контракту – для монополии или доминирующего экспортера в сфере национальной безопасности или обороны. [27]
 
Решение комиссии предоставляется в центральный офис ФСТЭК. Далее согласно этому решению ФСТЭК выпускает экспортную лицензию, или направляет экспортеру отказ. В случае генеральных лицензий, ФСТЭК готовит положение о выпуске лицензии и направляет его в Правительство РФ; после утверждения данного положения генеральная лицензия может быть выпущена ФСТЭК. Алгоритм принятия решения об экспортном лицензировании в ФСТЭК приведен на рисунке 4. [8]

Рис. 4. Алгоритм принятия решений по экспортному лицензированию в ФСТЭК

Принцип всеобъемлющего контроля описан в Статье 20 Федерального закона «Об экспортном контроле». [6] Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны расторгнуть контракты с иностранными участниками, если есть обоснованные причины полагать, что товары, информация, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы иностранными участниками в программе ОМУ и системах его доставки. Если подобные действия конечного получателя не подтверждены, но вероятны, экспортер должен обратиться за экспортной лицензией в комиссию ФСТЭК по экспортному контролю. 

Возможность экспорта данному конечному получателю определяется с анализом следующих факторов: 

-      Участие страны конечного получателя в ДНЯО;
-      Участие на деле страны конечного получателя в международных организациях по экспортному контролю; -      Действие гарантий МАГАТЭ в стране конечного получателя;
-      Субсидиарии конечного получателя в его стране и в других государствах;
-      Различные виды деятельности конечного получателя;
-      Род конечного использования продукции;
-      Статистика ГЯП по отказам в сотрудничестве. [1] 

Общественная активность, диалог с экспортерами 

В целях повышения осведомленности в сфере экспортного контроля и нераспространения ОМУ среди экспортеров и общества, лицензирующая организация проводит различные мероприятия: встречи, семинары, осуществляет издательскую деятельность.

ISP активно использует эти инструменты для диалога с экспортерами. Например, ISP ежегодно проводит семинар для организаций сферы обороны и экспорта продукции двойного назначения. Сотрудники ISP участвуют в различных обсуждениях и конференциях. [15] Важным инструментом является пользовательская сеть – внутренний интернет-сайт для клиентов ISP, экспортеры имеют возможность даже подавать заявки на экспортные лицензии через этот интернет-сайт. Также ISP активно публикует различные брошюры, годовые отчеты, методические материалы. Для эффективной работы национальной системы экспортного контроля, ISP вовлечено во взаимодействие с другими странами в этой сфере. [12]

ФСТЭК принимает активное участие в различных семинарах с образовательными учреждениями или с университетами. [11] Одной из задач ФСТЭК является укрепление международного сотрудничества в сфере экспортного контроля. [11] В том числе, одним из приоритетов России является взаимодействие в сфере экспортного контроля со странами СНГ и, прежде всего, ЕврАзЭС и Таможенного союза, интеграция национальных систем экспортного контроля стран-участниц. [11]      

В то же время издательская деятельность ФСТЭК может быть описана как малоактивная; увеличение количества публикуемых материалов могло бы повысить уровень диалога с экспортерами, уровень осведомленности общества в вопросах экспортного контроля и нераспространения ОМУ как факторов национальной безопасности. Полностью ли осведомлены экспортеры о своих правах и обязанностях в сфере экспортного контроля? Этот вопрос, актуальный для любой страны, требует отдельного более тщательного исследования. 

Вывод: сильные черты и основные вызовы системам экспортного лицензирования 

В данном разделе подведен итог сравнительного анализа систем экспортного лицензирования Швеции и России.

Согласно мнению персонала ISP (сотрудники которого были опрошены в ходе исследования), основными сильными чертами шведской системы экспортного лицензирования являются:

-      Развитая система взаимодействия с другими организациями как способ более эффективной затраты материальных ресурсов;
-      Развитый диалог с экспортерами и промышленностью – по мнению персонала ISP, благодаря деятельности инспектората в этом направлении, подавляющее большинство шведской промышленности не заинтересовано в распространении ОМУ;
-      Сроки лицензирования – в среднем, 1-2 недели для принятия решения являются средним временем экспортного лицензирования в ISP, данные сроки намного короче, чем во многих других государствах ЕС;
-      Принцип, которого придерживается ISP в своей работе – «Раннее предупреждение нелегальных экспортных случаев более эффективно, чем обнаружение их на государственной границе». [2] Поэтому большое внимание уделяется экспортному лицензированию и взаимодействию с разведывательными службами.
 
Как слабую сторону системы, можно отметить недостаточное количество персонала – по словам самих сотрудников, часто кто-либо находится в командировках за рубежом, и даже временная замена в таких случаях представляет определенную сложность.

Как основной вызов шведской системе экспортного лицензирования, персонал ISP видит необходимость постоянного совершенствования механизмов определения чувствительности продукции к переключению на программы ОМУ, военное или террористическое использование, так как это влияет на степень и объем экспертизы экономической сделки и взаимодействия с другими организациями. В ISP понимают, что уделяя рассмотрению экспортной ситуации больше внимания, нежели требуется для принятия по ней адекватного решения, ISP тратит материальные ресурсы, которые могли бы быть потрачены на более значимые экспортные ситуации.

В России основные сильные черты системы лицензирования экспорта связаны с основными вызовами этой системе:

-      Огромный арсенал ОМУ и ядерных материалов, оставшийся в России после СССР, восстановленная после кризиса 1990х годов промышленность и необходимость поддерживать оборонную отрасль на высоком уровне, геополитический (членство в «Большой восьмерке» и Совете безопасности ООН) статус России, приводящий, в том числе, к большому объему оборонной промышленности, производства и экспорта продукции двойного назначения – все перечисленные факторы требуют высочайшего уровня национальной безопасности и системы экспортного контроля, в том числе системы экспортного лицензирования;
-      Очень большая и сложная структура лицензирующей организации требует все более высококвалифицированный персонал;
-      Известен высокий уровень коррупции в России.
 
Основными сильными чертами российской системы экспортного лицензирования являются:
-      Оставшаяся после СССР сильная система нераспространения ОМУ и развитая в последние годы система экспортного контроля;
-      Высокий уровень «декларативности» (множество тщательно проработанных постановлений, положений, и т.д.;
-      Интенсивное взаимодействие с образовательными учреждениями с целью подготовки необходимого персонала для ФСТЭК;
-          Разработка и выполнение ежегодных планов по борьбе с коррупцией. [11]
 
Таким образом, система экспортного лицензирования каждой страны имеет собственные преимущества и недостатки; такие факторы как размер страны и объем производства продукции двойного назначения, история развития системы экспортного контроля, международные отношения – все это влияет на системы экспортного контроля и экспортного лицензирования. Для каждого государства верным подходом является анализ систем экспортного контроля других государств с целью понимания каких-либо сильных сторон этих систем и рассмотрения возможности их применения в собственной системе экспортного контроля.

Литература

  1. Учебный курс по экспортному контролю / Владимирова С.В., Зябкин М.В., Клочко Г.Г. и др. – Обнинск: ГНЦ РФ ФЭИ, 2007.;
  2. Quentin Michel (ed.), “Sensitive trade. The perspective of European states” // Brussels, Belgium, 2011;

3.     Ian Davis. The regulation of arms and dual-use exports. Germany, Sweden and the UK. - Oxford University press, 2002.;

4.     EU Strategy against proliferation of the WMD. Brussels, 12 December 2003;

5.     The Program for interaction of the EU and Russia.  Handbook on export controls of dual-use items and technologies in Russia. Book 1 // Saint Petersburg, Russia, 2004;

6.     Федеральный закон РФ от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями;

7.     Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности ООН на его 4956 заседании 28 апреля 2004 года.;

8.     Yan Aubin, Arnaud Idiart, “Export control law and regulations handbook” // Kluwer Law International, Netherlands, 2007;

9.     Law on the control of dual-use items and technical assistance. Swedish Code of Statutes 2000:1064;

10.   Swedish Ordinance on control of products with dual-use and of technical assistance (2000:1217) Issued on 7 December , 2000

11.  ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fstec.ru/index.php/ru, свободный. – Загл. с экрана;

12.   Swedish Agency for Nonproliferation and Export Controls. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isp.se/sa/node.asp?node=410, свободный. – Загл. с экрана

13.  Brief information on ISP” (“Kortfattad information om ISP”) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.isp.se/publikationer свободный. – Загл. с экрана;

14.  Important to know about the exports of dual-use items” (“Viktigt att veta vid export av produkter med dubbla användningsområden”) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.isp.se/publikationer свободный. – Загл. с экрана

15.  Swedish Agency for Non-Proliferation and Export Controls. Annual report 2011.

16.  ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fstec.ru/_razd/doklad11.doc свободный. – Загл. с экрана

17.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_razd/_texts.htm  свободный. – Загл. с экрана

18.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_razd/_budzh.htm свободный. – Загл. с экрана

19.  ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_rab/obz.htm

20.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_kadr/korr.htm свободный. – Загл. с экрана

21.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_kadr/sved.htm свободный. – Загл. с экрана

22.  Government offices of Sweden. Government Communication 2011/12:114;

23.  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль"

24.  ISP Verksamhet // 2011

25.  “Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 (ред. от 22.12.2011) "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля".

26.   Paul Holtom, Mark Bromley, Lucie Beraud-Sudreau. Internal compliance programmes. - SEESAC, 2011

27.  Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 N 294 (ред. от 14.07.2008) "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» 


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
О коррупции надзорных органов

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru