proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/04/2024]     Сравнительный анализ систем лицензирования экспорта… Продолжение

Елисей Андреевский, Максим Старчак

Выдача генеральной лицензии требует соответствующего решения Правительства РФ. [23] Механизм всеобъемлющего контроля также действует в отношении российских генеральных лицензий, что устанавливает Федеральный Закон «Об экспортном контроле» (Российский экспортер обязан расторгнуть контракт с иностранной стороной, если есть весомые причины полагать что товары, информация, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранной стороной для разработки ОМУ и средств их доставки; если такие намерения конечного получателя лишь допускаются, экспортеру необходимо получить разрешение на экспорт). 



Российская генеральная лицензия отличается от европейской: в Европе и, в частности, в Швеции, действие генеральной лицензии распространяется на экспортеров, соблюдающих требования лицензии, при этом не требуется обращение в лицензирующую организацию для получения лицензии. В России генеральная лицензия выдается лицензирующей организацией конкретным экспортерам. 
Разовая лицензия используется для разрешения экспорта одного определенного вида контролируемой продукции по определенному контракту на срок до 1 года. Разовая лицензия конкретизирует количество экспортируемой продукции, страну назначения, экспортера и конечного получателя; также данный вид лицензии используется для разрешения временного вывоза контролируемой продукции с последующим ее возвращением в Российскую Федерацию. 

Таким образом, можно сделать вывод: Швеция применяет большее число типов лицензий, чем Россия. Подобный подход в некотором роде стимулирует национальный экспорт. Например, для использования  общеевропейских генеральных лицензий, экспортеры не обязаны подавать заявку в лицензирующую организацию – они могут сразу произвести экспортные операции без потери времени на подачу заявки и ожидание положительного решения лицензирующей организации. 

С другой стороны, подобный подход может негативно сказаться на системе экспортного контроля в случае злоумышленного использования генеральной лицензии. Европейские генеральные лицензии основаны на перечне стран конечного назначения, считающихся «надежными». Но даже в «надежных странах» могут действовать злоумышленники, способные нанести вред режиму нераспространения ОМУ и готовы пойти на это с целью извлечения выгоды. Например, некоторые товары и технологии могут быть незаконно переданы перекупщикам и третьим лицам, для передачи в страну, не считающуюся «надежной» для экспорта продукции двойного назначения из ЕС. 

Что касается Российской Федерации, в условиях активной экономической интеграции со странами-участницами Таможенного союза ЕврАзЭС и утверждаемой общей системы экспортного контроля, подход к экспортному лицензированию, заключающийся в доступности генеральных лицензий для всех экспортеров, соблюдающих условия лицензий и законодательство РФ, и нацеленный на стимулирование общего экспорта из Таможенного союза, может найти применение. Но применение подобного подхода требует проведение максимально тщательного контроля над выполнением всех условий экспорта и широкого применения механизма всеобъемлющего контроля над экспортом продукции двойного назначения.
 
Особенности систем лицензирования экспорта на стадиях до подачи заявок на экспортные лицензии. Система предварительных решений
 
Системы экспортного лицензирования и в Швеции, и в России обладают некоторыми особенностями на стадиях, предшествующих подачам заявок на лицензию. Например, в Швеции применяется система предварительных решений. [2] ISP может предоставить экспортеру информацию о возможности того или иного планируемого экспорта до того, как экспортер оформит официальный запрос на экспортную лицензию. [24] Но ISP принимает официальное решение об экспортных лицензиях только после получения оформленной заявки от экспортера. Таким образом, в случае невозможности конкретного экспорта, ISP может заранее уведомить об этом экспортера, тем самым ISP не затрачивает время и ресурсы на заведомо невозможные экспортные случаи.

В России подобная система не применяется. 

Классификация продукции двойного назначения
 
Между шведской и российской системами классификации и идентификации продукции двойного назначения на предмет принадлежности к контрольным спискам существуют как сходства, так и отличия. 

В Швеции, ISP устанавливает: первая стадия в экспортных процедурах 
– это классификация продукции. Экспортер либо делает это сам, либо обращается в ISP за помощью. [12] 
Самостоятельная классификация продукции заключается в следующих действиях: 

-        Сравнение данной продукции с контрольными списками ЕС; 
-        Рассмотрение возможности применения принципа всеобъемлющего контроля; 
-        В случае если экспортер нуждается в более подробной технической информации, ему следует обратиться к поставщику или производителю продукции.   

Если экспортер не может самостоятельно осуществить классификацию продукции двойного назначения и обращается за содействием в ISP, вся ответственность за применение классификации лежит на экспортере. [12]

Россия применяет собственный подход к классификации продукции двойного назначения. Федеральный закон «Об экспортном контроле» устанавливает: идентификация контролируемых товаров и технологий является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности (экспортера), но он имеет право обратиться за проведением идентификации контролируемой продукции в экспертную организацию, обладающей правом деятельности в сфере классификации/идентификации контролируемой продукции. В этом случае, ответственность за результаты классификации лежит на экспертной организации. [6] 

Процедура идентификационной экспертизы определена в «Положении о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ №477 of 21.06.2001. 

Основная задача экспертизы – установить принадлежность идентифицируемых товаров и технологий к продукции, в отношении которой устанавливается экспортный контроль. В целях экспертизы выполняются следующие действия: 

-      Экспертиза основных технических характеристик товаров и технологий, их специфических свойств и критериев, указывающих на отношение данных товаров и технологий к контролируемой продукции; 
-      Определение области науки или промышленности, в которых данная продукция может быть использована, в том числе переключение данных товаров и технологий на программы ОМУ или террористические цели; 
-      Анализ соответствия продукции заявленным характеристикам и техническому описанию; 
-      Анализ физических и химических свойств, состава материалов продукции, ее марки, класса, типа; 
-      Проверка принадлежности данной продукции к контрольным спискам товаров и технологий двойного назначения. [25]
 
Сравнивая шведскую и российскую методики классификации продукции двойного назначения, можно сделать вывод: российский подход более тщателен, но он занимает больше времени, в то время как  шведская методика классификации продукции двойного назначения ускоряет процесс принятия решений по лицензированию экспорта.
 
Внутрифирменные программы контроля над продукцией двойного назначения
 
Внутрифирменные программы контроля (ВПК) над продукцией двойного назначения существуют как в Швеции, так и в России. ВПК не являются частью системы лицензирования экспорта, но напрямую связаны с этими системами. 

Применяя ВПК, компания обеспечивает выполнение всех правил экспортного контроля. ВПК представляет собой ряд действий, которые выполняются экспортером перед экспортными операциями. [26] 

Эффективное применение ВПК является обязательным условием для получения европейской глобальной лицензии на экспорт продукции двойного назначения. В Швеции,  ISP призывает экспортеров активно использовать глобальные лицензии, так как это позволяет концентрировать внимание ISP на более сложных экспортных случаях. [26] 

ISP не публикует список требований к организации ВПК, эти требования предъявляются экспортирующим компаниям в индивидуальном порядке, в зависимости от размера компании и типа экспортируемой продукции. [26] 

Данные требования включают: 

-      Разъясненную персоналу политику компании в сфере экспортного контроля; 
-      Организационную структуру экспортного контроля с назначенными ответственными лицами; -      Эффективную систему классификации продукции; 
-      Контроль конечного использования; 
-      Систему обращения с подозрительными заявками на получение экспортных лицензий. [26]

Для проверки ВПК, ISP проводит регулярные инспекции в экспортирующие организации – «аудиты». По данным ISP, в среднем в год проводится до 30 аудитов различных компаний. В ходе каждого визита, ISP проверяет понимание нормативно-правовой базы работниками организации, а также уровень эффективности применения этих знаний в работе. За несколько дней до аудита, ISP направляет в организацию список вопросов, касающихся деятельности организации, и по которым будет проводиться аудит. Дополнительно выбирается ряд осуществленных экспортных операций, по каждому случаю организация должна предоставить ISP всю необходимую экспортную документацию – таможенные декларации, счета-фактуры, квитанции грузоперевозчиков. После аудита, ISP готовит отчет и затем направляет его в организацию. Данные отчеты объясняют уровень экспортной деятельности организации и пути ее улучшения. [26]

В России, Федеральный закон «Об экспортном контроле» определяет ВПК как комплекс организационных, административных, информационных и других мер, принятых в организации с целью выполнения требований экспортного контроля. Применение ВПК обязательно для организаций, вовлеченных в исследовательскую или производящую деятельность в сфере обороны и государственной безопасности Российской Федерации, и систематически получающих прибыль от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Для других организаций ВПК являются добровольными мерами усиления системы экспортного контроля. Но генеральные лицензии выдаются только экспортерам, применяющим ВПК. 

Российское законодательство не закрепляет требования к ВПК в организации. Но существующее с 1998 года «Методическое положение по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля» в настоящее время не потеряло актуальность и рекомендовано для использования в процессе создания ВПК в организации. 

Перечисленные в Федеральном законе «Об экспортном контроле» меры для применения ВПК включают:

-      Организационные меры: управление процессами принятия решений и осуществления внешнеэкономических операций, обеспечение соответствия законодательству в сфере экспортного контроля;
-      Административные меры: установление (в соответствии с трудовым, административным, уголовным законодательством РФ) наказаний за нарушение правил проведения внешнеэкономической деятельности, действующих в организации; 
-      Информационные меры: определение правил обмена информацией с правительственными организациями в сфере экспортного контроля, определение обязанностей персонала в сфере экспортного контроля, обучение и повышение квалификации персонала, ответственного за экспортный контроль. 

Только ФСТЭК может контролировать ВПК в организациях. В процессе данных проверок, ФСТЭК имеет право: 

-      Запрашивать и анализировать любые документы и информацию, необходимые для проведения проверки ВПК; 
-          Требовать пояснения к проверяемой финансово-экономической деятельности, в письменной и устной формах. [11]
 
По итогам проверок ФСТЭК готовит отчеты с указаниями необходимых поправок в деятельности организаций, со сроками выполнения этих указаний. Информация, полученная в ходе проверок, является закрытой. [11] 

Тот факт, что и Швеция, и Россия применяют внутрифирменные программы контроля в организациях, экспортирующих продукцию двойного назначения, указывает на эффективность данного подхода. Эффективная ВПК должна включать такую информацию, как: 

-      Определение необходимости лицензии и информация по выбору ее типа; -      Контроль над конечным использованием; 
-      Анализ конечного получателя; 
-      Контроль над транспортировкой продукции; 
-      Ведение базы данных по экспортным операциям. 

Также ВПК должна включать следующие меры: 

-      Регулярные тренировки персонала, повышение квалификации; 
-      Контроль всех аспектов экспорта: идентификация продукции на предмет отношения к контрольным спискам, анализ покупателей и конечных получателей, анализ стран назначения на предмет отношения к международным экономическим санкциям, анализ конечного использования, и т.д.; 
-          Проведение регулярных проверок ВПК. [26]
 
Процедуры подачи заявок на экспортные лицензии
 
Оформление запроса в ISP на получение экспортной лицензии
 
Процедура подачи заявки на получение экспортной лицензии в Швеции описана в Постановлении «О контроле над продукцией двойного назначения и ее технической поддержкой» (2000:1217), но подробных методических указаний в документе не содержится. Согласно Постановлению, заявки, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Европы, устанавливающим режим Европейского Сообщества по контролю над экспортом продукции двойного назначения, должны быть поданы в ISP. 

Для получения лицензии, к заявке необходимо приложить следующие документы:

Сертификат конечного получателя;

Классификационный лист продукции двойного назначения;

Непосредственно заявление на получение лицензии, оформленное в соответствии с правилами ЕС.

Данное заявление должно содержать следующую информацию: 

-      Контактные данные экспортера; 
-      Контактные данные грузополучателя, конечного получателя; 
-      Экспортирующая страна и страна конечного назначения;
-      Техническое описание продукции; 
-      Данные из контрольных списков, товарные и таможенные коды; 
-      Количество и материальная ценность продукции.
 
Все необходимые образцы документации доступны на официальном интернет-сайте ISP, в основном на шведском языке. Заявка может быть подана как в печатной форме, так и в электронном виде через специальную защищенную клиентскую сеть, доступную через официальный интернет-сайт ISP. Способ подачи заявок при помощи электронных ресурсов позволяет экспортеру сэкономить время на оформление экспортной лицензии. Обычно ISP обрабатывает заявку в течение 1-2 недель, затем инспекторат принимает решение по экспортной лицензии. 

Как было описано выше, европейские генеральные лицензии не требуют предварительной подачи заявки.

 

Литература

  1. Учебный курс по экспортному контролю / Владимирова С.В., Зябкин М.В., Клочко Г.Г. и др. – Обнинск: ГНЦ РФ ФЭИ, 2007.;
  2. Quentin Michel (ed.), “Sensitive trade. The perspective of European states” // Brussels, Belgium, 2011;

3.     Ian Davis. The regulation of arms and dual-use exports. Germany, Sweden and the UK. - Oxford University press, 2002.;

4.     EU Strategy against proliferation of the WMD. Brussels, 12 December 2003;

5.     The Program for interaction of the EU and Russia.  Handbook on export controls of dual-use items and technologies in Russia. Book 1 // Saint Petersburg, Russia, 2004;

6.     Федеральный закон РФ от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями;

7.     Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности ООН на его 4956 заседании 28 апреля 2004 года.;

8.     Yan Aubin, Arnaud Idiart, “Export control law and regulations handbook” // Kluwer Law International, Netherlands, 2007;

9.     Law on the control of dual-use items and technical assistance. Swedish Code of Statutes 2000:1064;

10.   Swedish Ordinance on control of products with dual-use and of technical assistance (2000:1217) Issued on 7 December , 2000

11.  ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fstec.ru/index.php/ru, свободный. – Загл. с экрана;

12.   Swedish Agency for Nonproliferation and Export Controls. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isp.se/sa/node.asp?node=410, свободный. – Загл. с экрана

13.  Brief information on ISP” (“Kortfattad information om ISP”) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.isp.se/publikationer свободный. – Загл. с экрана;

14.  Important to know about the exports of dual-use items” (“Viktigt att veta vid export av produkter med dubbla användningsområden”) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.isp.se/publikationer свободный. – Загл. с экрана

15.  Swedish Agency for Non-Proliferation and Export Controls. Annual report 2011.

16.  ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fstec.ru/_razd/doklad11.doc свободный. – Загл. с экрана

17.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_razd/_texts.htm  свободный. – Загл. с экрана

18.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_razd/_budzh.htm свободный. – Загл. с экрана

19.  ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_rab/obz.htm

20.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_kadr/korr.htm свободный. – Загл. с экрана

21.   ФСТЭК России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fstec.ru/_kadr/sved.htm свободный. – Загл. с экрана

22.  Government offices of Sweden. Government Communication 2011/12:114;

23.  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль"

24.  ISP Verksamhet // 2011

25.  “Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 (ред. от 22.12.2011) "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля".

26.   Paul Holtom, Mark Bromley, Lucie Beraud-Sudreau. Internal compliance programmes. - SEESAC, 2011

27.  Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 N 294 (ред. от 14.07.2008) "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» 


Окончание следует


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru