proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/04/2024]     Сравнительный анализ систем лицензирования экспорта

продукции двойного назначения Швеции и России

Елисей Андреевский, Максим Старчак

Одним из важнейших элементов системы нераспространения ОМУ является экспортный контроль. Эффективная система экспортного контроля позволяет снизить риск получения определенных предметов, материалов и технологий странами, заинтересованными в разработке ядерного, химического, биологического и других видов ОМУ, что запрещено международными договоренностями в области нераспространения ОМУ и связанных с ним технологий.



Не являясь механизмом гарантированного предотвращения подобного распространения, эффективная система экспортного контроля вносит большой вклад в снижение риска данного процесса:
 
-          Появляется возможность на раннем этапе выявить намерения предполагаемой страны по созданию ОМУ; -        Необходимость обходить режимы экспортного контроля делает программу по созданию ОМУ намного более затратной и менее привлекательной; 
-      Вынужденная необходимость поиска подходящего экспортера для обеспечения поставок необходимой продукции создает большую потребность во времени. [1]

Система экспортного контроля имеет сложную структуру, напрямую зависит от методов применения ее в конкретной стране, состоит из таких элементов как: идентификация контролируемых товаров и технологий, составление и обновление списков контролируемой продукции (контрольных списков), разрешительный порядок экспортных операций (лицензирование экспорта), контроль за соблюдением требований к экспортным операциям всеми их участниками, а также предельно возможный контроль конечного использования экспортируемой продукции. Каждый из этих элементов одинаково важен для эффективного функционирования всей системы экспортного контроля в целом.

В данной статье, объектом изучения является лицензирование экспорта продукции двойного назначения, как неотъемлемый и установленный в международном законодательстве элемент любой эффективной системы экспортного контроля. Продукцией двойного назначения принято считать товары и технологии, которые изначально предназначены для использования в гражданском секторе промышленности, но могут быть различным образом задействованы в целях производства оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки. При этом, в целях экспортного контроля законодательно устанавливается разрешительный порядок экспорта продукции двойного назначения – выдача экспортных лицензий, представляющих собой разрешения на экспорт определенных видов продукции, выданные соответствующим ведомством.

Статья концентрирует внимание на системах лицензирования экспорта продукции двойного назначения Европейского Союза (на примере Швеции) и Российской Федерации.

 

Политические аспекты системы экспортного контроля

Политические аспекты шведской системы экспортного контроля 

Система экспортного контроля каждой страны во многом определяется внешней политикой государства, а также историей страны. В Швеции, политика нейтралитета является основополагающей на протяжении уже нескольких сотен лет – этот фактор делает обязательным поддержание высокого уровня национальной безопасности, в том числе и оборонной промышленности, для того, чтобы оградить государство от влияния других стран. Швеция придерживалась политики нейтралитета и в годы Второй мировой войны, но впоследствии стало понятно, что в случае невозможности поддержания этой политики, государственная безопасность была бы обеспечена с помощью НАТО. [2] 

В настоящее время, развитая промышленность, самодостаточность и большой объем экспорта уравновешиваются строгой политикой Швеции в области экспортного контроля. Также на практике применяется индивидуальный подход к различным странам по вопросам экспорта. [3] 

До конца 1960-х годов, шведское правительство планировало создать ядерное оружие и сделать его частью системы национальной обороны. Но с момента подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1969 году, Швеция начала активно поддерживать международный режим ядерного нераспространения. Швеция принимает участие в следующих международных организациях: 

-      Группа ядерных поставщиков (ГЯП, присоединение Швеции в 1967 году). Целью ГЯП является передача ядерных технологий в мирных целях при условии уверенности в том, что такие передачи не будут применены в неподконтрольных гарантиям МАГАТЭ ядерных топливных циклах или создании ядерного оружия; 
-      Вассенаарские соглашения (1995 год). Вассенаарские соглашения были установлены с целью поддержки международной и региональной безопасности и стабильности с помощью повышения ответственности и «прозрачности» в процессах передачи оружия и продукции двойного назначения, предотвращения дестабилизирующего наращивания вооружений; 
-      Комитет Цангера (1971-1974 годы). Комитет Цангера является неофициальной организацией, создавшей и обновляющей списки оборудования, экспорт которого допускается только в том случае, если гарантии МАГАТЭ применены к выпускающему это оборудование производству; также Комитет помогает странам-участницам в кооперации в сфере экспорта ядерной продукции; 
-      Режим контроля над ракетными технологиями (РКРТ, 1991 год). РКРТ является неформальной ассоциацией стран, разделяющих общие цели нераспространения беспилотных средств доставки, подходящих для ОМУ; РКРТ координирует также национальные системы лицензирования экспорта для нераспространения ракетных технологий; 
-      Австралийская группа (1991 год). Это неофициальный форум стран, которые путем согласования экспортного контроля  стремятся к тому, чтобы экспорт определенной продукции не вносил вклад в развитие химического или биологического оружия.     

Как член ЕС, Швеция разделяет общеевропейскую политику в области нераспространения ОМУ, объявленную в «Декларации о нераспространении ОМУ», принятую в г. Салоники в 2003 году. В Декларации утверждается, что распространение ОМУ может прямо или косвенно угрожать Европейскому Союзу и его интересам, поэтому на всех странах и институтах Союза лежит коллективная ответственность по предотвращению этих рисков с помощью активного участия в борьбе с распространением ОМУ. Экспортный контроль признан одним из элементов этой борьбы. [4]

Политические аспекты российской системы экспортного контроля 

Российская Федерация – важный участник в международных процессах экспортного контроля, благодаря внушительному ядерному арсеналу, наличию большого количества ядерных материалов и продукции двойного назначения. 

В противоположность последовательно развивавшейся системе экспортного контроля Швеции, в истории развития российской системы были периоды и подъема, и кризиса. Несмотря на длительное идеологическое и политическое противостояние СССР и США как сверхдержав, СССР ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в 1970 году, присоединился к Комитету Цангера в 1971 году и ГЯП в 1974 году. 

В целях предотвращения ущерба государственным интересам от экспорта в другие страны определенных видов сырья, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военного оборудования, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №560-170 (16.06.1981), была создана первая национальная система экспортного контроля в России. [5] Эта система и даже само существование понятия «экспортный контроль» являлись закрытой информацией. [5]

Распад СССР в 1991 году с последующим появлением ряда новых независимых государств и кризис существовавшей тогда политической системы в России привели к очень сложной ситуации в сфере экспортного контроля. Появилась необходимость создания новой национальной системы экспортного контроля и новой нормативно-правовой базы в данной сфере, что и было постепенно сделано. 

В 1996 году Россия присоединилась к Вассенаарским соглашениям и РКРТ, тем самым став членом основных международных режимов экспортного контроля, за исключением Австралийской группы.  

В настоящее время отношения между Россией и бывшими оппонентами развиваются. Экспортный контроль играет важную роль для обеспечения национальной безопасности России и имиджа государства как надежного партнера, дающего России преимущество в торговле контролируемыми товарами и технологиями со странами-партнерами по международным организациям экспортного контроля.[5] 

Российская политика в области экспортного контроля описана в Федеральном законе №183-ФЗ «Об экспортном контроле». Закон устанавливает, что политика государства в области экспортного контроля осуществляется в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов. Основные принципы государственной политики РФ в области экспортного контроля это:

– добросовестное выполнение международных обязательств России в области нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки, а также в области контроля над экспортом продукции военного и двойного назначения;

– законность, прозрачность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;

– осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;

– сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. [6] 

Законодательство в области экспортного контроля 

В международном праве, Резолюция ООН 1540 (2004) обязывает государства-члены ООН принять необходимое законодательство для предотвращения распространения оружия массового уничтожения и для установления эффективного контроля за связанными с ОМУ материалами (в том числе, продукцией двойного назначения). [7] Ниже приведено описание нормативно-правовых баз двух эффективных систем экспортного контроля – шведской и российской.
 
Законодательство ЕС в области экспортного контроля
 
Швеция с 1995 года является членом Европейского союза и разделяет общеевропейское законодательство. [2]

Экспорт товаров и технологий двойного назначения регламентируется Постановлением Совета Европы 428/2009, устанавливающим режим Европейского Сообщества по контролю над экспортом продукции двойного назначения; основной принцип, заложенный в Постановлении – свободная торговля товарами и технологиями двойного назначения между странами ЕС, за исключением некоторых особо чувствительных товаров и технологий, также описанных в Постановлении. [8] 
Согласно Постановлению, экспорт продукции двойного назначения за пределы ЕС требует разрешения, которое оформляется в форме лицензии. [8] 

Постановление: 

-      Обязывает каждую страну ЕС эффективно применять Постановление посредством национальных законодательств; (ответственность за принятия решений по конкретным экспортным лицензиям возлагается на соответствующие национальные компетентные органы, но Постановление определяет общие для стран ЕС типы лицензий).
-      Утверждает, что общие контрольные списки продукции двойного назначения являются необходимыми элементами эффективного режима экспортного контроля. (эти контрольные списки приведены в приложениях к Постановлению). 

Постановление содержит четыре приложения: приложения I, II и IV содержат контрольные списки продукции двойного назначения, и приложение III содержит типовые образцы документации и некоторые общие правила для оформления генеральных экспортных лицензий. [10] 

Приложение I содержит список всех товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых за пределы ЕС требует лицензии. Потенциальная опасность этих товаров и технологий не берется в расчет в приложении I; продукция классифицирована согласно техническим характеристиками и сферам применения. Список содержит большинство товаров и технологий двойного назначения, относящиеся к международным договорам или соглашениям (таким как РКРТ, Вассенаарские соглашения, ГЯП, и т.д.), к примеру, компоненты, необходимые для создания ядерного оружия или части ракет, опасные для человека микроорганизмы, высокоточная аппаратура для космической отрасли и другие товары и технологии.  [8] 

Приложение II устанавливает правила для «генеральной экспортной лицензии Европейского Сообщества», описанной в Статье 6 Постановления, для стран с высоким уровнем доверия («дружественные» страны перечислены в части III данного приложения); этот тип лицензии может быть описан как упрощенный режим экспорта почти всех товаров и технологий двойного назначения, перечисленных в приложении I (кроме перечисленных в части II приложения II), но данная  лицензия не выдается для экспорт наиболее чувствительных товаров и технологий, которые перечислены в приложении IV. [8] 

Приложение IV идентифицирует наиболее опасные товары и технологии с точки зрения распространения ОМУ, для этих товаров и технологий условия экспорта намного более строгие, чем для остальных товаров и технологий двойного назначения, перечисленных в приложении I. Часть I приложения IV содержит наиболее специфические товары и технологии (компоненты ядерного оружия и оборудование по его изготовлению, а также химикаты, используемые в химическом оружии); часть III содержит предметы, такие как части ракет и «стелс»-технологии. [8]
 
Законодательство Швеции в области экспортного контроля
 
Шведское национальное законодательство принимается  Парламентом (Риксдаг). Постановление Совета Европы 428/2009 вводится в действие на территории Швеции Законом «О контроле над продукцией двойного назначения и ее технической поддержкой» 2000:1064, а также Постановлением «О контроле над продукцией двойного назначения и ее технической поддержкой» 2000:1217. [9] 

Закон «О контроле над продукцией двойного назначения и ее технической поддержкой» содержит определенные дополнительные положения, не противоречащие общему европейскому законодательству: 

-      Все вопросы в отношении экспорта продукции двойного назначения должны решаться Национальным Инспекторатом Стратегической Продукции, ISP (швед.), или другим органом, уполномоченным Правительством;

-      Закон описывает процедуры экспорта, технической поддержки, проверки информации, контроля над продукцией двойного назначения, взаимодействие с другими государственными структурами, а также санкции за нарушение законодательства Швеции в области экспортного контроля продукции двойного назначения; Постановление 2000:1217 содержит положения о контроле над стратегической продукцией в соответствии с общеевропейским законодательством и Законом 2000:1064: 

-      Описывает специальные шведские национальные экспортные лицензии (не противоречащие общеевропейским); -      Описывает процедуру подачи заявки на экспортные лицензии. [10] -      Сфера ответственности Инспектората Стратегической продукции (ISP) определена в Постановлении 2000:1217, а также в Инструкциях для ISP (SFS 2010:1101) выпущенных Министерством иностранных дел Швеции. 

Законодательство РФ в области экспортного контроля
 
Законодательную власть в России осуществляет двухпалатный Парламент - Федеральное Собрание РФ. [11]   Глава государства – Президент РФ – также обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории России, но не противоречащих федеральным законам. 

В сфере экспортного контроля Президент определяет главные направления государственной политики, координирует функции и взаимодействия органов власти РФ, а также утверждает в указах списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. [11]   

Правительство РФ реализует государственную политику в сфере экспортного контроля, определяет порядок внешнеэкономической деятельности. [11] 

Федеральный закон РФ №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (принят 22 июня 1999 года, с поправками от 12 июня 2011 года) описывает политику РФ в сфере экспортного контроля, определяет функции и полномочия органов государственной власти, права и обязанности участников экспортной деятельности. [6] Закон устанавливает, что экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности: 

-      идентификация контролируемых товаров и технологий (установление соответствия сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, которые являются объектами внешнеэкономической деятельности, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки); 

-      разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; -      таможенный контроль при вывозе из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, и при ввозе их в Российскую Федерацию; !--[if !supportLists]-->-      контроль соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. [6]
 
Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» определяет функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, а также:

-    устанавливает общие требования для выдачи, регистрации, приостановления или аннулирования действия разрешений на экспорт (лицензий), без описания типов лицензий (кроме генеральной лицензии, которая описывается как разрешение на экспорт определенного типа контролируемой продукции в определенные иностранные государства, разделяющие международные принципы нераспространения ОМУ; Федеральный Закон не определяет эти государства или типы контролируемой продукции);

определяет функции межведомственного координационного органа по экспортному контролю;

устанавливает, что списки контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ. В настоящее время существует шесть контрольных списков:

-      химикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия; -      возбудители заболеваний (патогены) человека, животных и растений, генетически измененные микроорганизмы, токсины, связанные с ними оборудование и технологии; 

-      оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерной сфере; 

-      оборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия; 

-      товары и технологии двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список); 

-      ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии, предназначенные для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающие под экспортный контроль (исходный список ГЯП). [6]
 
Согласно Федеральному Закону, если продукция подлежит экспортному контролю, то в отношении этой продукции применяется процесс государственной экспертизы внешнеэкономической деятельности для того, чтобы определить возможность выдачи экспортной лицензии. Данная функция выполняется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). В отличие от шведского ISP, подотчетного Министерству иностранных дел Швеции, ФСТЭК подотчетна российскому Министерству обороны. [8] Как было описано выше, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля устанавливаются Федеральным законом «Об экспортном контроле»; в свою очередь Указ Президента РФ №1085 от 16 августа 2004 года и утвержденное им «Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю» вверяют эти функции и соответствующие полномочия ФСТЭК. 

Функции ФСТЭК в сфере лицензирования экспорта товаров и технологий двойного назначения регулируются следующими документами:

«Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль», утвержденное Постановлением Правительства России № 691 от 15.09.2008;

«Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль», утвержденные Постановлением Правительства РФ №294 от 16 апреля 2001 года. 

Структура органов исполнительной власти в сфере экспортного лицензирования
 
Шведский Инспекторат стратегической продукции (ISP)
 
Как было сказано выше, согласно Закону «О контроле над продукцией двойного назначения и ее технической поддержкой» 2000:1064, функции государственного органа исполнительной власти Швеции в сфере экспортного лицензирования продукции двойного назначения выполняет Инспекторат Стратегической Продукции (ISP). 

Руководят деятельностью ISP генеральный директор и заместитель генерального директора. [12] В состав ISP входят три консультационных отдела (совета). 

Совет по экспортному контролю (Export Control Council, ECC) – это консультативный орган, состоящий из 12 членов, назначаемых шведским Правительством. ISP обращается к Совету по экспортному контролю в случае, если необходима оценка касательно новых стран назначения для экспорта продукции двойного назначения. Генеральный директор ISP является председателем Совета по экспортному контролю. Представители шведских Министерства обороны и Министерства внутренних дел также участвуют в заседаниях Совета. 

Научно-технический совет (TSC) состоит из управленческого и научно-технического персонала. Совет при необходимости помогает ISP в принятии решений касающихся классификации продукции. Члены Совета назначаются генеральным директором ISP. 

Совет по стратегической кооперации (SCC) состоит из представителей ISP, а также служб безопасности и разведки, таможенной службы и других организаций. Цель Совета по стратегической кооперации – координировать и рационально использовать все ресурсы в области нераспространения ОМУ. Члены Совета назначаются генеральным директором ISP.
 
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России
 
ФСТЭК России является государственным органом исполнительной власти РФ в сфере государственной экспертизы экспортных операций и выдачи экспортных лицензий. [8] В Правительстве РФ ответственным за деятельность ФСТЭК министерством является Министерство обороны РФ. 

ФСТЭК содержит в своей структуре несколько региональных офисов (по одному в каждом Федеральном округе), центральный офис, расположенный в Москве, а также Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации в г. Воронеж. [11]  Региональные офисы не занимаются выпуском экспортных лицензий, их задача – обеспечение потенциальных экспортеров всей необходимой информацией. [11] Экспортные лицензии выпускаются в центральном офисе ФСТЭК, который в свою очередь включает несколько отделов, каждый из которых выполняет свои функции: 

-      Информационно-аналитический отдел собирает и анализирует результаты экспертиз в сфере экспортного контроля, контролируя их проведение, а также координирует работу отделов региональных органов ФСТЭК;

-      Отдел контроля и методической работы обеспечивает: законодательную и информационно-методическую помощь подразделениям ФСТЭК и Комиссии по экспортному контролю РФ, а также рассматривает случаи административных правонарушений; 

-      Отдел химической и биологической продукции обеспечивает государственный контроль внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, которые могут быть использованы в производстве химического и биологического оружия; 

-      Отдел ядерных технологий обеспечивает государственное регулирование внешнеэкономических операций с контролируемой ядерной продукцией, а также контролирует выполнение норм законодательства РФ в сфере экспортного контроля ядерных технологий российскими участниками внешнеэкономических операций; 

-      Отдел ракетных технологий обеспечивает государственное регулирование внешнеэкономических операций с  товарами и технологиями, которые могут быть использованы в производстве ракетных средств доставки ОМУ, а также контролирует выполнение норм законодательства РФ в сфере экспортного контроля ракетных технологий российскими участниками внешнеэкономических операций; 

-      Отдел участников внешнеэкономической деятельности рассматривает заявки российских экспортеров на получение экспортных лицензий и обрабатывает эти заявки, содержит базу данных по выпущенным лицензиям, обеспечивает компетентные федеральные органы информацией по импорту и экспорту контролируемой продукции; 

-      Отдел продукции двойного назначения обеспечивает государственный контроль внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями двойного назначения, следит за выполнением норм законодательства в области экспортного контроля продукции двойного назначения российскими участниками внешнеэкономических операций.[11]
 
Комиссия ФСТЭК по экспортному контролю является межведомственным координационным органом в сфере экспортного контроля, чьи функции утверждены федеральным законодательством. Комиссия включает: 

-      представителей федеральных органов (таких как ФСБ, СВР, и другие); 
-      представителей Государственной корпорации «Росатом»; -      представители других структур, если это необходимо.
 
Функции Комиссии приведены далее в разделе, описывающем процессы принятия решений по экспортным лицензиям ФСТЭК. 

В заключении, можно сделать вывод – размер и структура национальных органов в сфере экспортного лицензирования напрямую зависят от величины самой страны. Швеция, например, активно применяет механизмы взаимодействия различных структур для более эффективного использования материальных ресурсов. В России, большая территория страны создает необходимость работы ряда отделений ФСТЭК для того, чтобы обеспечить выполнение функций службы в каждом федеральном округе РФ. 

С другой стороны, организационная структура ФСТЭК весьма централизована. Фактически, только центральный офис в Москве выпускает экспортные лицензии, все остальные отделения имеют лишь консультационную роль. [11] Такая модель увеличивает объем работы центрального офиса и увеличивает сроки выпуска экспортных лицензий.
 
Объем деятельности по экспортному лицензированию, отчетность
 
Объем деятельности ISP по экспортному лицензированию
 
Для того чтобы оценить объем деятельности ISP и ФСТЭК по экспортному лицензированию, были изучены публикуемые материалы этих организаций. ISP выпускает различные статистические и справочные материалы, например, брошюры о ISP [13], краткие руководства для экспортеров [14], ежегодные доклады с пояснениями [15]. В докладе за 2011 год указано число поданных заявок на различные типы экспортных лицензий, как показано в таблице 1. 

Таблица 1- Статистика ISP по числу заявок на экспортные лицензии для продукции двойного назначения.

 

2009

2010

2011

Общее число поданных заявок

786

1046

1150

Отказы

10

3

13

Случаи задействованного механизма всеобъемлющего контроля

14

4

2


Постепенное увеличение числа заявок на экспортные лицензии объясняется в ISP следующим образом: ISP принимает меры по повышению осведомленности среди шведских компаний относительно их прав и обязанностей в сфере экспортного контроля. [15]
 
Объем деятельности ФСТЭК по экспортному лицензированию
 
Статистика ФСТЭК по числу заявок на экспортные лицензии в отношении продукции двойного назначения не публикуется. Также, ФСТЭК не издает какие-либо статистические или справочные материалы. Но на официальном интернет-сайте ФСТЭК можно найти следующую информацию: 

-      Ежегодные отчеты о других видах деятельности ФСТЭК, не экспортном лицензировании; [16] 
-      Тексты официальных выступлений руководителей ФСТЭК; [17] 
-      Отчет об использовании государственного бюджета; [18] 
-   Примеры обращений граждан, физических и юридических лиц, неправительственных организаций, государственных структур в ФСТЭК [19] – что является примером удачного использования интернет-ресурса, так как, анализируя эту информацию, потенциальные экспортеры смогут сэкономить время, необходимое для официального обращения в ФСТЭК за теми или иными разъяснениями; 
-      Данные о принятых антикоррупционных мерах [20], сведения о доходах работников ФСТЭК и их близких родственников. [21]
 
Малое количество статистической информации касательно лицензионной деятельности ФСТЭК может быть расценено как недостаток, ввиду того что это создает затруднения для аналитиков, изучающих экспортный контроль в РФ. Между тем, подобные исследования играют определенную роль в укреплении системы экспортного контроля. Результаты исследований могут представлять собой дополнительные возможности для пересмотра некоторых частей этой системы, таким образом, появляется возможность выявить в ней некоторые слабые стороны. С другой стороны, недоступность определенной информации объясняется внутренней политикой ФСТЭК по закрытости информации.
 
Другие виды деятельности
 
Другие виды деятельности ISP 

И ФСТЭК, и ISP выполняют ряд других функций помимо экспортного лицензирования. ISP также занимается контролем оборонной продукции, ведением экономических санкций в соответствии с законодательством ЕС, выполнением контролирующих функций, изложенных в Конвенции ООН о запрещении химического оружия. [22]
 
Другие виды деятельности ФСТЭК
 
Помимо экспортного лицензирования, ФСТЭК также выполняет ряд других функций: 
-      Защита информации (не криптографическими методами) в информационной и телекоммуникационной инфраструктуре;
-      Противодействие иностранной технической разведке на территории Российской Федерации; 
-      Защита (не криптографическими методами) информации, представляющей государственную тайну; 
-      Защита информации при разработке, изготовлении, работе и выводе из эксплуатации неинформационных излучающих систем и устройств.
 
Таким образом, и ФСТЭК, и ISP выполняют ряд функций помимо экспортного лицензирования, в зависимости от системы экспортного контроля в стране. Описанная практика существует и в других странах, но, вероятно, было бы более эффективно сконцентрировать работу лицензирующих структур непосредственно на экспортном лицензировании, тем самым повышая его эффективность. 

Взаимодействие с другими организациями 

Взаимодействие ISP с другими организациями 

Система взаимодействия лицензирующей организации с другими структурами напрямую влияет на эффективность экспортного лицензирования, так как содействие различных структур часто требуется для принятия правильных решений в вопросах экспорта. 

Согласно шведскому законодательству, полиция и другие службы должны оказывать ISP необходимое содействие при проведении различных инспекций. [9] FOI, шведское правительственное агентство исследований в области обороны, и FRA, шведское национальное агентство радиационной защиты при Министерстве обороны, также взаимодействуют с ISP, особенно в области технической экспертизы. 

Военная разведка (MUST) и национальная служба безопасности (SAPO) содействуют ISP по мере необходимости.
 
Взаимодействие ФСТЭК с другими организациями
 
Федеральный Закон «Об экспортном контроле» обязывает российские Службу внешней разведки, Федеральную службу безопасности и другие организации содействовать федеральному органу исполнительной власти в сфере экспортного контроля в мере их компетентности, в целях выполнения задач, указанных в Федеральном Законе. ФСТЭК может обращаться за необходимой помощью в министерства – за информационной поддержкой в области внешней политики или национальной безопасности, и т.д. Государственные корпорации «Росатом» и «Ростехнологии», а также «Роскосмос» в обязательном порядке оказывают ФСТЭК всю необходимую помощь в сферах своей компетенции. 

Установленное национальным законодательством обязательство для государственных учреждений сотрудничать с национальным органом в сфере экспортного контроля – это одна из сильных сторон любой системы экспортного контроля. Каждая страна, намеренная создать сильную систему экспортного контроля, должна работать в этом направлении, так как развитая система взаимодействия между государственными структурами делает потребление материальных ресурсов более рациональным и эффективным.
 
Требования к персоналу сферы лицензирования экспорта
 
Требования к персоналу ISP
 
В ISP существует четкое понимание важности каждого работника для работы лицензирующего ведомства в целом. Это относится как к высоким требованиям к профессионализму работников, так и к хорошей атмосфере внутри коллектива. В ISP работают 22 человека, не считая вспомогательного персонала. [15] Для работы ISP необходим персонал следующих профессий: 

-      Юриспруденция; -      Политология, международные отношения; 
-      Инжиниринг (для решения технических задач, возникающих в связи с деятельностью ISP).
 
Требования к персоналу ФСТЭК
 
В России, требования, предъявляемые к профессиональному уровню государственных служащих, определяются Федеральным законом №79-ФЗ от 27 июля 2007 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (касательно уровня профессионального образования» и Указом Президента РФ №1131 от 27 сентября 2005 года «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов), или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» (касательно стажа работы по специальности). 

Основным требованием к персоналу ФСТЭК является высшее образование, либо среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности. [11] Лицензирующую деятельность ФСТЭК осуществляет персонал следующих профессий (не считая вспомогательный персонал): 

-      Государственное управление; 
-      Юриспруденция; 
-      Политология, международные отношения; 
-      Связи с общественностью; 
-      Инжиниринг.
 
В ФСТЭК работают сотни людей, в связи с величиной и сложностью организационной структуры службы. Большое число работников создает необходимость  проведения продуманной социальной, а также антикоррупционной политики. ФСТЭК применяет эффективную практику взаимодействия с образовательными учреждениями, в сфере заказов на необходимый квалифицированный персонал для экспортного лицензирования и других видов деятельности ФСТЭК. [11]
 
Типы выпускаемых экспортных лицензий
 
Типы экспортных лицензий, выпускаемых в Швеции
 
Основные типы экспортных лицензий определяются Постановлением Совета Европы 428/2009, устанавливающим режим Европейского Сообщества по контролю над экспортом продукции двойного назначения. 

Швеция применяет три основных группы общеевропейских экспортных лицензий: [8] 

-      Генеральные лицензии; 
-      Так называемые «глобальные» лицензии; 
-      Индивидуальные лицензии. 

В настоящее время в Швеции применяется 7 типов генеральной лицензии. Генеральная лицензия ЕС (EU 001) распространяется на продукцию, указанную в приложении I к Постановлению Совета Европы 428/2009. Данная лицензия применяется для разрешения экспорта в перечисленные в Постановлении страны и доступна для всех экспортеров, соблюдающих условия данной лицензии, даже без предварительного обращения в лицензирующую организацию. [22] 

В сентябре 2011 года Европейский Парламент принял пять новых видов генеральных лицензий: [22] 

-      EU002 – Экспорт определенной продукции двойного назначения в определенных направлениях (Аргентина, Хорватия, Исландия, ЮАР, Южная Корея и Турция); 
-      EU003 – Экспорт после ремонтных работ/замены (Албания, Аргентина, Босния и Герцеговина, Бразилия, Чили, Китай (включая Гонконг и Макао), Хорватия, Македония, неевропейские владения Франции, Исландия, Индия, Казахстан, Мексика, Черногория, Марокко, Россия, Сербия, Сингапур, ЮАР, Южная Корея, Тунис, Турция, Украина и ОАЭ); 
-      EU004 – Временный вывоз на выставки (Албания, Аргентина, Босния и Герцеговина, Бразилия, Чили, Китай (включая Гонконг и Макао), Хорватия, Македония, неевропейские владения Франции, Исландия, Индия, Казахстан, Мексика, Черногория, Марокко Россия, Сербия, Сингапур, ЮАР, Южная Корея, Тунис, Турция, Украина и ОАЭ);
-      EU005 – Телекоммуникационная продукция (Аргентина, Китай (включая Гонконг и Макао), Хорватия, Индия, Россия, ЮАР, Южная Корея, Турция и Украина); 
-      EU006 – Химикаты (Аргентина, Хорватия, Исландия, Южная Корея, Турция и Украина).
 
Национальная шведская генеральная лицензия распространяется на большинство видов продукции, контролируемой в соответствии с Вассенаарскими Соглашениями, и применяется для разрешения экспорта в 42 страны. 

Все вышеперечисленные виды генеральных лицензий применяются без предварительного обращения в лицензирующую организацию и принятия решений по конкретным экспортным ситуациям (эти лицензии доступны «по умолчанию»). Экспортеры, воспользовавшиеся генеральными лицензиями, должны информировать лицензирующую организацию о первом применении генеральной лицензии в срок 30 дней с момента первого экспорта. [22] 

В том случае, если экспортер желает воспользоваться генеральной лицензией, действует принцип «всеобъемлющего контроля». Он заключается в следующем: генеральная лицензия не может быть использована, если экспортер был информирован компетентными органами о том, что экспортируемая продукция может быть в той или иной степени использована для создания или распространения оружия массового уничтожения, что определено в статьях с 4.1 по 4.3 Постановления Совета Европы 428/2009. [22]

Глобальные лицензии       выдаются определенному экспортеру, но могут распространяться на неограниченное количество определенной продукции на определенные направления экспорта на определенный период. Формулировка конкретной глобальной лицензии определяется на основании таких обстоятельств, как потребности компании-экспортера и степень чувствительности продукции к переключению на использование для программ ОМУ. Некоторые глобальные лицензии разрешают экспорт одному получателю, некоторые разрешают экспорт в несколько стран нескольким получателям. Глобальные лицензии могут действовать несколько лет. 

Для того чтобы получить глобальную лицензию, компания-экспортер должна применять эффективную и регулярно проверяемую внутрифирменную программу контроля (ВПК). [22] Индивидуальные лицензии используются для разрешения экспорта особо чувствительной продукции. Лицензия не выдается до тех пор, пока лицензирующая организация не будет уверена, что получатель в конечном итоге не использует данную продукцию в программе ОМУ. [8]
 
Типы экспортных лицензий, выпускаемых в России
 
В России применяется более упрощенный набор лицензий, чем в Швеции: генеральные и  разовые лицензии. [8] Генеральные лицензии определяются Статьей 19 Федерального закона «Об экспортном контроле», они выпускаются для разрешения экспорта определенного количества одного определенного вида продукции в одну определенную страну конечного назначения без конкретизации конечного получателя. Страны и продукция для возможного экспорта по генеральной лицензии определяются Правительством РФ. [6] Федеральный закон «Об экспортном контроле» устанавливает: генеральная лицензия может быть выпущена только для экспортера, применяющего внутрифирменную программу контроля. 

Литература
  1. Учебный курс по экспортному контролю / Владимирова С.В., Зябкин М.В., Клочко Г.Г. и др. – Обнинск: ГНЦ РФ ФЭИ, 2007.;
  2. Quentin Michel (ed.), “Sensitive trade. The perspective of European states” // Brussels, Belgium, 2011;

3.     Ian Davis. The regulation of arms and dual-use exports. Germany, Sweden and the UK. - Oxford University press, 2002.;

4.     EU Strategy against proliferation of the WMD. Brussels, 12 December 2003;

5.     The Program for interaction of the EU and Russia.  Handbook on export controls of dual-use items and technologies in Russia. Book 1 // Saint Petersburg, Russia, 2004;

6.    Федеральный закон РФ от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями;

7.       Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности ООН на его 4956 заседании 28 апреля 2004 года.;

8.     Yan Aubin, Arnaud Idiart, “Export control law and regulations handbook” // Kluwer Law International, Netherlands, 2007; 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru