[31/01/2024]     Электрон-позитронное строение элементарных частиц

А.А Потапов, к.ф.-м.н, д.х.н., профессор

Протон является структурной единицей атомного ядра. На уровне сегодняшних представлений протон выступает как неделимая структурная единица. Для протона известны следующие экспериментальные данные: масса mp =1,6726·10-24 г, магнитный момент µp = 1,41·10-23 эрг/Гс, радиус αp = 8,768·10-14 см. Наличие у протона магнитного момента свидетельствует о наличии у него внутренней структуры.

Благодаря своему заряду q+, протон индуцирует у окружающих его позэлонов (связанных электрон-позитронных пар) дипольные моменты и в результате их взаимодействия создает внешнюю оболочку [1]. Схематическое изображение протона приведено на рис. 1.

Рис. 1. Схематическое строение сольватированного протона. В центре – сердцевина протона (голый протон) обозначен черным кружком, большими затемненными кружками показана оболочка протона из позэлонов П

В основе строения протона р лежит взаимодействие пары позитронов e+ с зарядом электрона e-. Сначала образуется динамический диполь e+e-, который при взаимодействии с позитроном образует протон по схеме [1]

e+e- + e+ →ρ + γ                          (1)

где  энергия излучения, соответствующая энергии связывания протона. Данная схема напоминает классическую схему образования ковалентной связи молекул [2].

Рис. 2. Схема формирования протона. Слева – диполь e+e-, к которому присоединяется позитрон e+; справа – протон в виде кольца-орбиты электрона

между позитронами на оси e+e-

На рис. 2 приведена схема образования протона в виде ковалентно связанных позитронов посредством электрона на круговой орбите, располагаемой посредине между позитронами. Устойчивость данной структуры обеспечивается благодаря совокупному действию сил притяжения между электроном и эффективным зарядом, образованным позитронами, с одной стороны, и взаимным отталкиванием позитронов, − с другой. При этом ковалентно связанные электроны и позитроны погружены в эфирную среду [3]. Существенным для формирования протона представляется то, что диаметр позэлонов больше, чем диаметр протонов, что не позволяет позэлонам проникать во внутренний объем протона. Это означает, что составляющие протон позитроны и электрон контактируют с позэлонами эфира только с его внешней стороны, создавая тем самым у протона позэлоновую оболочку. Данная оболочка экранирует заряд протона, уменьшая его до наблюдаемой у него величины + e. С другой стороны, внутренние поверхности позитронов и электрона остаются "оголенными", т. е. равными q+ и q- соответственно. Именно эти заряды определяют энергию связи протона [1,3]

где αp - эффективный радиус протона.

Заряды голых электрона и позитрона равны

соответственно, где α - постоянная тонкой структуры [4], так что q+ = q- = 11,7 e. Эффективный радиуса голого протона рассчитывается по основополагающей формуле

На основании этих данных расчет по уравнению (2) дает ожидаемую энергию связи протона, равную p 939 МэВ. Такое резкое увеличение энергии протона p по (2) объясняется: 1) увеличением эффективных зарядов у голых электрона и позитронов по сравнению с зарядом e+ протона в оболочке и 2) предельно малой величиной эффективного радиуса αp протона.

Косвенным подтверждением предложенного механизма образования протонов может служить тот факт, что в космических лучах преобладают именно протоны, возникающие в процессе формирования звездной протон-электронной плазмы. Электрон-позитронное строение протонов фактически подтверждают эксперименты по рассеянию электронов, которые обнаруживают небольшие неоднородности в распределении объемного заряда протонов [4].

Антипротон – античастица по отношению к протону. Электрический заряд антипротона отрицательный и по абсолютной величине равен заряду протона. Антипротоны обнаружены также в космических лучах и в экспериментах по столкновению пучков протонов с ядрами мишени. Антипротоны являются стабильными частицами, сохраняющими свое устойчивое состояние в отсутствие протонов. Зеркальная симметрия протона р и антипротона по заряду может свидетельствовать о зеркальной симметрии их структур. В этой связи для объяснения строения антипротона напрашивается рассмотренная выше кольцевая модель протона (рис. 2), которую достаточно зеркально адаптировать к антипротону. В этой логике в качестве оси антипротона должны выступать электроны (вместо позитронов), а электронная орбита должна быть заменена на позитронную орбиту. В силу зеркальной идентичности электрона и позитрона все энергетические и геометрические параметры антипротона оказываются такими же как у протона.

В этом отношении модель протона (рис. 2) применима к построению модели антипротона как зеркальному отображению протона. При этом орбиты электрона и позитронов меняются местами, так что ось антипротона проходит через орбитальные электроны, а в качестве центрирующего заряда выступает позитрон на круговой орбите.

На рис 3 приведена схема образования антипротона. Динамический диполь позэлона e- e+ в результате взаимодействия с зарядом электрона e- образует устойчивую структуру кольца-орбиты позэлона между электронами, которые создают в центре орбиты эффективный заряд e-эфф, удерживающий позитрон на круговой орбите антипротона.

Рис. 3. Схема формирования антипротона. Слева – диполь e- e+, к которому присоединяется электрон e-; справа – антипротон в виде кольца-орбиты позитрона e+между электронами на оси e- - e-

Нейтрон. Считается, что нейтрон представляет одно из состояний протона, соответствующее нулевому заряду, так что электрический заряд нейтрона равен нулю, en = 0. Масса нейтрона равна mп =1,675·10-24 г., что приблизительно на 2,3 массы электрона превышает массу протона. Энергия связи нейтрона определяется аналогично расчету протона по формуле, аналогичной (2), и оценивается величиной n ≈ 939 МэВ. Нейтрон n в свободном состоянии неустойчив и распадается по схеме [5]

Время жизни нейтрона порядка 12 минут. В составе стабильных ядер нейтроны являются связанными, что объясняет устойчивость ядер к β -распаду [5].

Исходными структурными единицами в образовании нейтрона выступают динамические дипольные моменты e+ e-. Их взаимодействие приводит к образованию ковалентно связанной системы по схеме e- e++ e- e+n.  В результате образуется нейтрон как жестко связанная зарядовая система, состоящая из пары электронов, связанных между собой с помощью зарядов позитронов на двухэлектронной орбите, находящейся посредине между электронами (рис. 4).

В предлагаемой кольцевой модели протон является составной частью нейтрона. Дополнительный электрон непосредственным образом встраивается в уже существующую электронную орбиту протона, образуя двухэлектронную орбиту нейтрона. В результате энергия связи нейтрона изменяется незначительно по отношению к энергии связи протона.

Рис. 4. Схема кольцевой модели нейтрона. Слева – два взаимодействующих диполя e- e+; справа – нейтрон в виде кольца-орбиты электрона e- между позитронами e+ на оси e+ -  e+

Антинейтрон – античастица по отношению к нейтрону. Антинейтрон ň  обнаружен в эксперименте по рассеянию пучка антипротонов в веществе, электрически нейтрален, имеет массу, равную массе нейтрона. Магнитный момент антинейтрона равен магнитному моменту нейтрона и противоположен по направлению. В силу зеркальной симметрии нейтрона и антинейтрона, их строение также должно быть зеркально симметричным. Образование антипротона осуществляется в результате взаимодействия (притяжения) пары динамических диполей - аналогично образованию нейтрона. В структуре нейтрона по рис. 4 при переходе к структуре антинейтрона позитроны и электроны должны поменяться местами: ось антинейтрона теперь выполняют электроны, а орбиту – позитроны. С учетом этих замечаний структура антинейтрона, как результат связывания двух позэлонов, приведена на рис. 5.

Рис. 5. Схема формирования кольцевой модели антинейтрона. Слева – два взаимодействующих диполя e- e+, справа – антинейтрон в виде кольца-позитронной орбиты +на оси между электронами е- - е-.

В построении протона и нейтрона и их антиподов угадывается общая закономерность, характерная для ковалентной связи, когда связь между частицами с одинаковыми зарядами осуществляется посредством частицы с зарядом противоположного знака, которая располагается на круговой орбите между ними. Механизм образования ковалентной электрон-позитронной связи основан на прямом взаимодействии динамических дипольных моментов электрон-позитронных пар (как в случае образования нейтрона) или взаимодействием дипольного момента электрон-позитронной паря с одиночным зарядом позитрона (или электрона) при образовании протона (антипротона). Исходной средой для образования протонов и нейтронов выступает первичная электрон-позитронная плазма.

Наряду с устойчивыми протонами и нейтронами обнаружено огромное число неустойчивых элементарных частиц, построенных из истинно элементарных частиц – позитронов, электронов, протонов и нейтронов.

Позитроний. Позитроний Ps образуется в результате захвата электрона позитроном и представляет собой слабо связанную систему, в которой электрон и позитрон вращаются относительно общего центра масс. Время жизни позитрония зависит от среды, в которой он находится. Время жизни позитрония в вакууме оценивается величиной порядка 0,1 нс. Возникновение позитрония основано на взаимодействии пары разноименных зарядов на относительно больших расстояниях. Радиус позитрония 1,06·10-8 см в два раза больше радиуса атома водорода, а энергия связи 6,8 эВ – в два раза меньше. Очевидно, что позитроний представляет подобие неустойчивого атома водорода. Вместе с этим позитроний по своему строению подобен устойчивой электрон-позитронной паре. Причина неустойчивости позитрония видится в том, что на больших расстояниях между зарядами центробежные силы в процессе их связывания проявляются в значительно большей степени по сравнению с позэлонами [6].

Остальные неустойчивые элементарные частицы образуются путем соударения нуклонов и некоторых легких ядер с ядрами вещества-мишени. Под воздействием налетающих быстрых частиц происходит разрушение ядер мишени – их своеобразная нуклонизация, которая сопровождается образованием так называемых элементарных частиц – мезонов, мюонов. Времена полураспада элементарных частиц находится в пределах (10-8÷10-23) с. Продуктами их распада являются свободные электроны и позитроны. Эти перечисленные частицы выступают в качестве строительного материала для построения прочих элементарных частиц [7].

Мезоны [7]. В настоящее время известны π-мезоны (пионы), К-мезоны (каоны) и η-мезон. Существуют два вида заряженных пионов π+ и π-, а также нейтральный пион π0. Масса заряженных π-мезонов равна около 273,14 me, масса заряженного пиона приблизительно на 9me больше массы нейтрального пиона. Время полураспада заряженных пионов 1,8 10-8 с, а нейтрального пиона – 1,4·10-16 с.

Мезоны являются продуктом разрушения ядер вещества-мишени под воздействием быстрых протонов. Источником протонов могут быть космические лучи или ускорители заряженных частиц. Пионы образуются в результате столкновения налетающих нуклонов с ядрами вещества-мишени, например,

Эти схемы фактически подтверждают то, что образование пионов осуществляется в результате разрушения ядер мишени, сохраняя в продуктах распада неизменными налетающие протоны и/или нейтроны. Под воздействием налетающих протонов происходит разрушение ядер, в результате чего возникают свободные нуклоны пионы π± и π0, а также свободные электроны, позитроны и связанные электрон-позитронные пары. Свободные нуклоны образуются в результате разрыва р-п-связей между протонами и нейтронами ядер мишени, а свободные электроны и позитроны в результате разрыва связи позэлонов. Собственно, эти частицы выступают в роли строительных единиц в формировании элементарных частиц, в том числе мезонов. Это осуществляется по принципу ковалентного связывания, когда две частицы с зарядом одного знака связываются частицей, имеющей противоположный знак заряда.

Можно предположить, что механизм образования -мезонов осуществляется в результате взаимодействия дипольного момента жестко связанных электрона и позитрона (см. выше) с зарядом электрона (или позитрона), которые образуют ковалентно связанную систему из электронной (позитронной) орбиты на оси, образованной позитронами (электронами) (см. выше).

На рис. 6 представлены схемы образования π+ и π--мезонов. Здесь в качестве исходных структур выступают динамический диполь e+ e- и электрон (или позитрон), которые путем заряд-дипольного взаимодействия создают ковалентно связанную систему в виде соответствующего π-мезона. Пионы имеют такое же строение как протоны (антипротоны) и занимают промежуточное положение между энергией протона (антипротона) и электрона (позитрона). В этом отношении их возникновение из отдельных фрагментов исходных оболочечных протонов и нейтронов, возникающих в столкновительных процессах вполне закономерно.

Рис. 6. Схема формирования π+ и π--мезонов. Схема сверху – π+-, внизу – π-- мезона. В качестве исходных структурных единиц выступают связанные электрон-позитронные пары e+e-. Пионы представляют ковалентно связанные позитроны (вверху) и связанные электроны (внизу).

Мюоны: нестабильные заряженные элементарные частицы с массой приблизительно равной 207 масс электронов. Отрицательно заряженные µ- и положительно заряженные µ+ мюоны являются частицами и античастицами по отношению друг к другу. Мюоны образуются в результате распада пионов: π± µ±. В свою очередь продуктами распада мюонов являются электроны и позитроны соответственно: µ±e ±. При этом заряды мюонов  µ- и µ+  остаются такими же, как у электронов и позитронов соответственно. Время полураспада мюонов равно прядка 1,5·10-6 с [1, 7].

Мюоны имеют такое же строение, как и пионы (рис. 6), занимая промежуточное состояние между энергией пиона и энергией электрона (позитрона). Электрон-позитронное строение мюонов в кольцевой модели раскрывает смысл закона сохранения электронного и мюонного числа. Распад положительно заряженного мюона идет с освобождением позитрона, распад отрицательно заряженного мюона – с освобождением электрона.

Относительно высокая устойчивость мюонов, по всей видимости, связана с образованием одной из возможных симметричных конфигураций его электрон-позитронной оболочки.

Каоны. Известны четыре типа каонов – положительно заряженный каон (K+), нейтральный каон (K0) и их античастицы (K- и Ǩ0). Масса каонов K+ равна 965 me и K0 – 975 me [1, 7]. Каоны образуются при столкновениях сильно взаимодействующих частиц высокой энергии, например, при столкновениях протонов с протонами или пионов с протонами. Заряженные каоны распадаются разными способами на лептоны и пионы, например:

Здесь, как и в случае распада пионов, состав продуктов распада каонов включает наряду с вновь образованными частицами, также сами сталкивающиеся частицы. Это может свидетельствовать о том, что каоны образуются из исходных структурных элементов, возникающих в результате разрушения ядер мишени, – электронов, позитронов и позэлонов, аналогично образованию пионов. Надо полагать, что строение каонов такое же, как у пионов, т.е. соответствует кольцевой модели, образованной позитронами (или электронами) аналогично тому, как показано на рис. 6.

Гипероны. Основой гиперонов являются протоны и антипротоны. К числу известных гиперонов относятся следующие частицы: электрически нейтральные лямда-частицы Λ0 и лямда-античастицы, сигма частицы Σ+, Σ- и  Σ0, кси-частицы Ξ0 и Ξ- и омега-частицы Ω-. Нейтральные каоны K0 и Ǩ0 представляют собой смесь двух других частиц, K01 и K02, имеющих разные периоды полураспада [1,7].

Все гипероны распадаются на нуклоны. Например, положительно заряженный гиперон Σ+ распадается по схеме Σ+ p + π0, из чего следует, что данный гиперон представляет "связанное" состояние из протона и нейтрального пиона. Данный вывод подтверждается тем, что масса гиперона приблизительно равна сумме масс протона и нейтрального пиона. Связывание, по-видимому, достигается благодаря электродинамическим силам, возникающим в момент "контакта" между зарядом протона и индуцированным дипольным моментом нейтрального пиона.

Нейтральный гиперон Σ0 распадается по схеме Σ0 Λ0 + γ, согласно которой гиперон в момент столкновения переходит в возбужденное состояние Λ0 с последующим излучением γ-кванта.

Отрицательный кси-гиперон представляет "связанное" состояние нейтрального лямда-гиперона с отрицательно заряженным пионом, о чем свидетельствует его схема распада Ξ- Λ0 + π-. Как и ожидалось, масса гиперона  приблизительно равна сумме масс нейтрального лямда-гиперона и отрицательно заряженного пиона. В данном случае связывание в момент контакта осуществляется благодаря силам электродинамического притяжения между зарядом пиона и индуцированным у Λ0-гиперона дипольным моментом.

Отрицательно заряженный омега-гиперон согласно его схеме распада Ω- Λ0 + K- образован из нейтрального лямда-гиперона и отрицательно заряженного каона, что подтверждается приблизительным равенством массы омега-гиперона сумме масс лямда-гиперона и отрицательного заряженного каона. Связывание осуществляется благодаря силам электродинамического притяжения, между зарядом каона и индуцированным у Λ0-гиперона дипольным моментом [1].

Надо полагать, что образование остальных гиперонов также осуществляется по механизму электродинамического связывания. Это означает, что гипероны могут создаваться только между заряженными и нейтральными частицами по механизму индукционного связывания. В этой связи раскрывается смысл закона сохранения барионного числа. В процессе соударения частиц заряд образованного гиперона всегда соответствует заряду налетающей частицы. Протон индуцирует (тем самым формирует) у гиперона положительный заряд, антипротон − отрицательный.

Присоединительный характер образования гиперонов предполагает связывание протонов или гиперонов с мезонами. Факт появления мезонов может свидетельствовать о том, что в результате бомбардировки мишени происходит разрушение ядер мишени. Понятно, что разрушение ядер возможно только в результате сильных взаимодействий. При этом акт присоединения может состояться в том случае, когда сталкивающиеся частицы имеют либо разные знаки зарядов, либо, когда одна из частиц нейтральна. В противном случае частицам с одинаковыми зарядами, чтобы разрушить ядро, необходимо преодолеть в процессе соударения кулоновский барьер взаимного отталкивания частиц.

С гиперонами обычно связывают так называемую "странность", которая, как бы, сопровождает их образование. Одна странность связана с тем, что гипероны всегда образуются парами. Объяснение данного факта основано на понимании нуклонного строения ядер [5]. В продуктах разрушения ядер мишени присутствуют нуклоны, позэлоны, свободные электроны и позитроны. Позэлоны в сочетании с электронами образуют отрицательно заряженные мезоны, которые присоединяются к протонам и образуют отрицательно заряженные гипероны. Позэлоны в сочетании с позитронами также образуют мезоны, но они имеют положительный знак и присоединиться к протону не могут, и присутствуют в продуктах реакции как самостоятельные частицы. Кроме заряженных мезонов в продуктах реакции могут образовываться нейтральные мезоны, которые могут совместно с протонами создавать тяжелые частицы – гипероны. Тоже относится и к реакциям между протонами и антипротонами. Так что странность парного образования гиперонов объясняется образованием в продуктах реакции положительно и отрицательно заряженных мезонов, которые идут либо на образование гиперонов, либо остаются независимыми частицами. Этим можно объяснить парный характер образования гиперонов.

Вторую странность связывают с тем, что время жизни гиперонов оказалось в пределах от 10-10 до 10-8 с вместо ожидаемых − порядка 10-23 с, как для частиц, распадающихся за счёт сильного взаимодействия [1, 7]. По-видимому, дело в том, что наблюдаемое время жизни гиперонов определяется преимущественно временем образования промежуточных мезонов (см. выше), для которых характерно наблюдаемое время жизни. Так что "странность" гиперонов раскрывается в электродинамической природе и механизмах их образования.

Удивительная способность элементарных частиц сохранять в элементарных процессах неизменным электрический заряд объясняется эффектом экранирования голого заряда, одинакового для всех элементарных частиц в рамках модели оболочечного строения.

Т. о., все многообразие элементарных частиц является результатом их образования из электронов и позитронов как в случае протонов и нейтронов или из осколков, возникающих в столкновительных процессах разрушения соответствующей ядерной мишени.

1.    Потапов А.А. Структурная эволюция вещества. Объединение сил природы. Неоклассическая электродинамическая картина мира. – М.: РУСАЙНС, 2022. – 304 с.

2.    Потапов А.А. Природа и механизмы связывания атомов. – М.: РИОР: ИНФРА-М., 2013. – 295с.

3.    Потапов А.А. Материя м движение. Вещество: ключ к познанию Вселенной. Основные законы природы. − Москва: РУСАЙНС, 2023. – 248с.

4.    Протон: учебное пособие/под редакцией Б.С Ишханова. – М: «КДУ», Университетская книга, 2018. – 170с.

5.    Потапов А.А. Атомное ядро: природа и механизмы формирования. Кристаллоподобное строение ядер. − Москва: РУСАЙНС, 2021. – 258с.

6.    Физический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 928с.

7.    Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. –М: Мир. 1975. – 624с.

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии

от Гость на 31/01/2024
Вялотекущий бред - признак прогрессирующей шизофрении...
Ну, иначе, чем шизофрения весь этот словесный понос про гипероны, про сольватированные протоны из электронов и позитронов, назвать нельзя.... :)
Всю эту накорившиеся крутой травы  бредятину шизики (физики)- теоретики выдумали в состоянии глубокого наркоза....
Всё, написанное - чистой воды измышлизмы и плод больного воображения!!!

----------------
Сколько добыто антиматерии? Согласно ЦЕРН, совместными усилиями ученых за несколько десятилетий было добыто порядка 1/10 миллиардной грамма антивещества.1 А тут, надо же всё вещество Вселенной состоит из связанной с материей антиматерии!И никакой аннигиляции :):):)Потапов, включи мозги, ещё не поздно. Или уже нечего включать, или уже поздно? :)

от Гость на 31/01/2024
На проатом, как на кучу дерьма, слетаются все альтернативные мухи ((

от Гость на 02/02/2024
Алексей Алексеевич ! Отстали Вы от жизни ! Я Вам на это уже указывал, но Вы продолжаете публиковать свой околонаучный мусор. Повторяю для Вас ещё раз - Черепанов Алексей Иванович, физик-ядерщик, выпускник кафедры № 5 МИФИ 1978 года, 19 января 2021 года нашёл 6 фатальных арифметических ошибок у Джеймса Максвелла в его трактате "Электричество и Магнетизм" раздел "Электростатика" пункты 39-44 , которые обнуляют существование в природе "электрического заряда по Максвеллу" - "е", "электрического поля по Максвеллу", "электрических сил по Максвеллу". По этой причине напряженность электрического поля по Максвеллу это фэйк и не имеет физического смысла, а потому в природе нет "электромагнитной волны" по Максвеллу и нет электромагнитных полей... Никакой сложности разобраться в арифметических ошибках Максвелла для Вас не будет – главное захотеть это сделать… Вы становитесь посмешищем на сайте Проатом, как и остальные физики, которые продолжают впаривать нам ошибки Максвелла, выдавая их за НАУКУ. Посмотрите мой ролик с 38 минуты 45 секунды - Ещё один подробный разбор ошибок Максвелла в его трактате Электричество и Магнетизм , 24.11.2022 - https://www.youtube.com/watch?v=DWbooKiAipk ===== Прочитайте мою статью - Размерность Электростатической Единицы Электричества по Максвеллу, 17 июня 2021 года – https://cloud.mail.ru/public/ie1g/y5k6rwhw9
Размерность Электростатической Единицы Электричества по Максвеллу, 17 июня 2021 года – https://drive.google.com/file/d/1RjOfwyCElf5h46KJU-WiRTvnsow0iw5x/view?usp=sharing  ===== Черепанов Алексей Иванович

от Гость на 02/02/2024
===  Посмотрите мой ролик с 38 минуты 45 секунды ===

Ну, послушал я выступление ЧАИ с 38 минуты. Оказывается, что "фатальная арифметическая ошибка" заключается в том, что Кулон вывел формулу отталкивания двух заряженных объектов, в которой сила отталкивания оказалась пропорциональна произведению зарядов. "Ну нельзя умножать одно и то же на одно и то же" - восклицает Черепанов.
   В самом деле, что получится, если мы умножим четыре ножки одного стула на четыре ножки другого стула? Шестнадцать квадратных ножек что-ли? Но это еще что! Если мы начнем делить, то "фатаьные арифметические ошибки" с такой силой полезут, что только держись! Не верите? Тогда попробуйте разделить три землекопа на два. Ну и как вы себе представите полтора землекопа?
   А в формуле энергии конденсатора E = C * U^2 / 2 происходит не только умножение "одного и того же на одно и то же", но и еще и деление пополам. Это же уму непостижимо! И все это преподают в школе нашим бедным детям...
   А закон гравитации? А энергия катушки индуктивности? Из них "фатаьные арифметические ошибки" так и прут. И никто этого не замечает, потому что не хотят. Им так удобнее. Блин, куда бы укатилось человечество с такой физикой, если бы не Черепанов Алексей Иванович.
   Господа ученые проатомщики, надо срочно все менять, а не то мы так и будем умножать четыре яйца на четыре яйца и получать шестнадцать квадратных яиц.

Поль Шон