Но
ДВА пункта, которые
снижают эффект от
этих усилий:
1). Слабое взаимодействие с удомельской властью. (А
часто - публично подчёркнутое пренебрежительное, высокомерное отношение.
Примеры как раз и привожу ниже).
2). Игнорирование руководством КАЭС, по моему
мнению, культурных традиций Удомельского края, что наполняло бы
мероприятия бОльшим содержанием. (Всё время как бы подчёркивается, что
«настоящая история Удомли началась только после строительства КАЭС»).
«Первая художественная академия атомных городов»
С 21 по 28 августа в Удомле прошла «Первая
художественная академия атомных городов», на которую приехали преподаватели
и юные художники из 19 атомградов. В течении недели юные дарования
«рисовали, лепили, постигали секреты мультипликации, создавали архитектурные
решения для своих городов» и т. д.
Хорошо? - Прекрасно! В Удомельский край, где многие
десятилетия творили великие русские художники, (внимание!) В ГОД
200-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ самого талантливого ученика А.Г.Венецианова Г.В.СОРОКИ,
приехали десятки юных художников, чтобы напитаться художественным вдохновением.
Но дело в том, что О ХУДОЖНИКАХ УДОМЕЛЬСКОГО КРАЯ гостям Удомли ПОЧТИ НИЧЕГО
НЕ РАССКАЗАЛИ! Вы, уважаемые читатели, скажете: «Абсурд! Такого быть не
может!» - И я говорю: «Абсурд! Такого быть не может!» Но, к сожалению, это
ФАКТ!
И в очередной раз организаторы от КАЭС не пригласили к
участию в мероприятии удомельских краеведов, поэтому открытие «академии» ПРОШЛО
БЕЗ ВСЯКОГО РАССКАЗА о «художественных традициях». О них гости узнали
только в ходе экскурсии на 4-й день! Одну из 3-х экскурсионных групп вёл
по маршруту я, где и услышал от преподавателей НЕДОУМЕНИЕ по этому
поводу: «Почему нам ВСЁ ЭТО не рассказал и первый же день???» А, разумеется,
можно было не только рассказать, но и показать с демонстрацией репродукций на
большом экране, галереи принтерных копий в выставочном зале ЦОИ КАЭС, и даже
посмотреть фильмы. Согласимся, одно дело показывать малоформатные репродукции в
ходе экскурсии, и совсем другое смотреть на большом экране.
Экскурсии проехали только по местам, связанным с
пребыванием в Удомле И.И.Левитана и В.К.Бялыницкого-Бируля, но не А.Г.Венецианова
и Г.В.Сороки (в юбилейный-то год!) А вот незабвенный академик живописи
В.М.Сидоров привозил студентов Московского академического
художественного института им. В.И.Сурикова на могилу А.Г.Венецианова, где
они ПРИНИМАЛИ ПРИСЯГУ «на верность русской классической культуре». Но
это нужно быть Сидоровым!
Удомельских краеведов атомные баре пригласили только на
проведение экскурсий, но не открытие и не на закрытие «академии». Но к работе
«академии», можете себе представить, не допустили и учащихся Художественного
отделения Удомельской ДШИ! Это невероятно, но факт! Лично у меня это в
голове не укладывается, а у организаторов и О.Лебедева - вполне!
Из попутного на экскурсии. Преподаватели и дети
спрашивали: «А почему в городе Удомля и районе дороги такие плохие???»
(Экскурсия проходила по асфальтовым дорогам на дд. Котлован и Касково).
- Это они ещё не ездили в сс. Венецианово и Молдино!
Театральный фестиваль «Колдовское озеро - 2023»
21 сентября с.г. в ЦОИ КАЭС состоялось открытие I
Межрегионального открытого Фестиваля профессиональных, образцовых и
любительских театров атомных городов России «Колдовское озеро - 2023». Закрытие
- 27 сентября. Проект посвящен ПРЕБЫВАНИЮ великого русского
писателя и драматурга А.П.ЧЕХОВА в Удомельском крае в июле 1895 года, а,
ГЛАВНОЕ, его творческим впечатлениям, которые воплотились в дальнейшем,
прежде всего, в пьесе «ЧАЙКА» (1895), «ознаменовавшей своим появлением
на сцене рождение новой драматургии», и рассказе «ДОМ С МЕЗОНИНОМ» (1896).
История вопроса
Удомельцы, которые интересуются вопросами истории и
культуры Удомельского края, думаю, обратили внимание на то, что удомельское
краеведческое сообщество настойчиво закрепляет память о великих именах русской
истории и культуры в текущей жизни Удомельского района. Уже по всем именам
изданы книги и буклеты, в музеях устанавливаются стенды, по городу и району -
мемориальные доски, памятники, памятные знаки, проводятся ежегодные
тематические мероприятия, конференции, чтения и т.д.
Что касается памяти о великом русском писателе и
драматурге А.П. ЧЕХОВЕ и ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В УДОМЕЛЬСКОМ КРАЕ то, разумеется,
лучшая память о нём - это театральный фестиваль. Именно ЭТО я и предложил
администрации Удомельского округа в лице Управления культуры ещё много-много
лет назад. (Кстати, прообраз фестиваля уже существовал в Удомле в конце 1990-х
гг. - тогда проводили фестиваль театральных групп Удомельского района,
просуществовал он, если правильно помню, 3 года. Несколько раз в Удомле
проходили и «Чеховские чтения», куда приезжали литературоведы со всей
России высоких званий и степеней).
Книга «Колдовское озеро» - самое полное исследование о
пребывании А.П.Чехова на Удомельской земле
Это утверждение, вынесенное в заголовок статьи, может
легко проверить любой желающий. Книга Д.Л. Подушкова «Колдовское озеро».
И.И. Левитан и А.П. Чехов на удомельской земле. (2011, 2018) - самое полное
исследование на сегодняшний день о пребывании Левитана и Чехова на Удомельской
земле и их творческих впечатлениях. (Просто скажите, кто сделал больше?)
Причём, я несколько раз выступал с этой темой на конференциях перед чеховедами
всех мастей, И ФАКТ влияния на творчество Чехова пребывания в Удомле был ими
ПРИЗНАН. (А, например, бывш. сотрудник КАЭС Б.К. Виноградов с упорством,
заслуживающим лучшего применения, доказывал, что «никаких впечатлений Чехов из
пребывания в Удомле не вынес»)
В этой книге ВПЕРВЫЕ за всё время изучения (в
части Чехова) были опубликованы фотографии и биографии Турчаниновых и
Ушаковых, которые и принимали Чехова, рассказ Т.Л. Щепкиной-Куперник
«Старшие» после столетнего забвения, опубликована схема окрестностей оз.
Островно с расположением ШЕСТИ усадеб, фотографии и схемы усадеб Ушаковых, ГОРКА
(куда и приезжал Чехов), исторические виды с. Островно; ну и, собственно
говоря, самый подробный анализ событий и возможных прототипов для чеховских
произведений. Если кто-то не согласен со мной - скажите, где можно прочитать
подробнее, я с удовольствием это сделаю… В Удомле книга продаётся.
Организация фестиваля
К практической реализации новой версии фестиваля -
самодеятельных театров - приступили в 2018-2019 годах. Под эгидой Управления
культуры УГО был создан оргкомитет. Название фестиваля «КОЛДОВСКОЕ
ОЗЕРО» (озеро из пьесы «Чайка») предложил Д.Л. Подушков, с чем все
согласились. Но всё упёрлось как всегда в деньги. И тогда свои услуги
предложила Калининская АЭС, предложив-уточнив, что театральные
коллективы будут из городов присутствия «Росатома». Возражений не было. К
осени 2019 г. в организационном плане к проведению фестиваля уже всё было
готово, в т. ч. эскизы оригинальных декораций. Удомельский режиссёр Л.И.
Касякина разработала ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ сценарий открытия - она соединила
цитаты из пьесы «Чайка» с тканью событий, которые происходили на берегах озера
Островно в реальности. Фестиваль наметили провести в апреле 2020 г.,
но помешала пандемия по коронавирусу.
И вот, спустя 3 года, фестиваль всё же вышел на сцену ЦОИ
КАЭС.
Но произошли существенные организационные изменения - замдиректора
КАЭС по персоналу О. Лебедев ГРУБО ОТТЁР всех его зачинателей от
организации фестиваля, поэтому все, кто стоял у его истоков, включая
Управление культуры УГО, узнали о его проведении только в начале сентября.
Может у кого-то претензии и есть к ЭТОМУ, по моему
мнению, БЕЗОБРАЗНОМУ факту, у меня лично нет. Если не испортите дело, есть
здоровые амбиции - дерзайте. Но после того, ЧТО я увидел на сцене 21
СЕНТЯБРЯ, т.н. «ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ», большие претензии появились и у меня,
о чём я и хочу высказаться. (К самим театральным постановкам у меня претензий
нет, спасибо всем коллективам, которые приехали в Удомлю!)
«Открытие фестиваля» - неуважение к памяти А.П. Чехова
и ПРОВАЛ
Итак, «открытие» ПЕРВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО фестиваля,
закладка ТРАДИЦИИ (1 раз в 2 года), по моему мнению, были сделаны БЕЗ
ВСЯКОГО УВАЖЕНИЯ К ПАМЯТИ А.П. ЧЕХОВА. Его доверили «профессионалам» - Вышневолоцкому
драматическому театру. То, что творилось на сцене, на мой взгляд БЫЛО
ПОЛНОЙ БЕЗВКУСИЦЕЙ, не считая ОТКРОВЕННЫХ ЛЯПОВ (например, дворян
ТурчанИновых ведущая несколько раз назвала ТурчАниновыми).
Но неуважение было проявлено не только по форме, по моему
мнению, но и КТО именно делал это открытие. Чехов - по истине святое имя для
русского театра. Так вот, труппу ВДТ я БЕЗУСПЕШНО многие годы пытался
зазвать в места, куда приезжал Чехов - всего 70 км от Вышнего Волочка.
«Некогда!» - был мне неизменный ответ директора ВДТ А. Кардашова. НИКТО
из актёров также не пришёл на представление книги «Колдовское озеро» в
Вышневолоцкий музей в 2019 г. - 30 м от театра!
Собственно говоря, по моему мнению, то, что творилось на
сцене, не было ни «открытием», ни «закладкой традиции». УВЕРЕН, удомельский
самодеятельный театр «Дебют» сделал бы всё ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, а, главное, с большим
уважением к Чехову!
На открытии не было внятно рассказано ни о пребывании
Чехова в Удомельском крае (а можно было бы подготовить и показать
видеофильм на экране концертного зала, благо в Удомле есть режиссёры, которые и
материалом владеют - та же супруга О.Лебедева Ольга), не была названа
программа, НИКАК не представили коллективы и т.д. Собственно говоря, и
информации-то о фестивале было очень мало, поэтому, по крайней мере на
«открытии», зал был заполнен только на половину. Не было приглашений, как я
понимаю, ни трудовым коллективам, ни депутатам, ни администрации.
Театральные коллективы ТАК И НЕ УЗНАЛИ НИЧЕГО
ДОСТОВЕРНОГО о пребывании Чехова на Удомельской земле, кроме кривляний
артистов в течение 15 минут на авансцене. Никто не подумал организовать для них
и экскурсию «по чеховским местам», хотя я и предлагал это организаторам в
последний момент. Ответ на ходу мне был: «ИМ НЕКОГДА!» - Проехав ТЫСЯЧИ
километров до Удомли, 20 км до с. Островно им было доехать «некогда».
И обращаю внимания - в соцгруппах «ВКонтакте»
администрации УГО, Управления культуры ОБ ЭТОМ ЗНАЧИМОМ СОБЫТИИ 2023 г. ни об
открытии, ни о ходе, ни о завершении НИКАКОЙ информации НЕ БЫЛО! Соответственно,
и сотрудников Управления культуры, работников учреждений культуры, творческих
коллективов я на открытии видел мало. И понимаем почему - см. выше.
Удомля полна чеховских персонажей
Выступление О. Лебедева и Р. Рихтера на «открытии», по
моему мнению, было ОЧЕНЬ НЕУДАЧНЫМ - НИ О ЧЁМ! Пьеса «ВИШНЁВЫЙ САД»,
Олег Вадимович, НЕ НАПИСАНА по мотивам пребывания Чехова в Удомле! Рихтер
поздравил «всех, кто в теме» (это цитата) во время своего выступления с Праздником
Рождества Богородицы. Насколько уместно совмещать молодёжный сленг и
православный праздник? Моё мнение - ОЧЕНЬ неуместно! («Не произноси имя Господа
всуе!») Ну честное слово, на сцене эти два персонажа удомельской
действительности смотрелись очень органично, уверен, Чехов обязательно бы взял
их в свои «удомельские впечатления» для воплощения в своих бессмертных
произведениях!
Министерство КУЛЬТУРЫ(!) ТО проигнорировало фестиваль!
На открытии не было НИ ОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Министерства культуры Тверской области, хотя его возглавляет бывш.
актриса МХТ им. А.П. ЧЕХОВА(!) К.Лаврова-Глинка. Ни на её странице
«ВКонтакте» (https://vk.com/glinka_official), ни на странице Министерства
(https://vk.com/mincult69) ТЕАТРАЛЬНОМУ(!) фестивалю в Удомле, посвящённого
А.П. ЧЕХОВУ(!), не нашлось НИ ОДНОЙ СТРОЧКИ, хотя на закрытии фестиваля
Ксения Олеговна и присутствовала. Министерство КУЛЬТУРЫ(!) ТО вообще
демонстративно ИГНОРИРУЕТ все юбилеи ВЕЛИКИХ ЗЕМЛЯКОВ, которые отмечает Удомля
в 2023 г. (О.Г.Макарову, Н.А.Зворыкину, А.А.Колокольцову, Г.В.Сороке), хотя
оно и было проинформировано о них ЗА ГОД! По моему мнению - ПРОСТО ПОЗОР!
Театральному фестивалю в Удомле быть!
И всё же замечательно, что этот фестиваль, наконец,
состоялся и станет традиционным для Удомли (1 раз в 2 года). Выступление
же театральных коллективов на этом фестивале - сами спектакли - выше всяких
похвал! Всем коллективам, которые приехали в Удомлю и порадовали удомельцев
своими спектаклями снова и снова большое спасибо!
Одним словом, декларируя постоянно на словах стремление к
«СОГЛАСИЮ и продуктивному взаимодействию с удомельским обществом и властью», на
деле руководство КАЭС, по моему мнению, постоянно противопоставляет
себя местному самоуправлению УГО. (И это в период проведения СВО на Украине!)
УБЕЖДЁН, эффект от мероприятий был бы для Удомли и удомельцев гораздо
бОльшим, если бы силы удомельского общества, власти и КАЭС БЫЛИ ОБЪЕДИНЕНЫ,
особенно в такое тяжёлое и судьбоносное для России время!
«ГОЛОС УДОМЛИ» № 17 (333), 10 ОКТЯБРЯ 2023 г.
Сайт Д.Л. Подушкова и архив газеты: http://dpodushkov.ru