В
дальнейшем кривые спроса и предложения могут разойтись еще сильнее. В России
примерно 460 тыс. промышленных предприятий, и значительная часть из них, от 10
до 100% в разных отраслях, лишились доступа к импортным технологиям, а значит,
стали нуждаться в специалистах для выстраивания новых производственных
процессов.
Быстро
закрыть эту потребность не получается. Несмотря на то что рост спроса на ИТР
был предсказуем и давно значился в стратегических планах (программа модернизации
на основе инноваций была представлена в 2009 году, а разговоры о необходимости
диверсификации экономики начались еще раньше), нынешняя ситуация с большой
нехваткой «физиков» все равно оказалась форс-мажорной. Увеличение числа
бюджетных мест на инженерные специальности в вузах не спасает. В 2022 году
Минобрнауки РФ было вынуждено продлить сроки приемной кампании из-за недобора
желающих поступать на технические факультеты; в 2023-м с большой долей
вероятности произойдет то же самое. Число участников экзамена по профильной
математике по сравнению с прошлым годом сократилось на 20 тыс. человек (с 302
тыс. до 282 тыс.), при том что численность населения в возрастной группе
нынешних выпускников увеличилась вследствие подъема рождаемости в середине
2000-х. Учитывая, что чуть больше 20% выпускников ежегодно проваливают экзамен,
необходимые баллы наберут порядка 226 тыс. человек, примерно на 20 тыс. человек
меньше, чем требуется.
Обсуждая
эту асимметрию, эксперты говорят о проблеме низкого качества преподавания
математики и физики в школах, а также о снижении мотивации у современных
молодых людей работать в реальной экономике на ответственных должностях:
например, в радиоэлектронике, по данным Минпромторга РФ, остаются в профессии
только пять процентов выпускников профильных факультетов.
Быстродействующих
рецептов для решения проблемы дефицита инженеров пока не придумано. В апреле
этого года парламент Татарстана внес в Госдуму РФ законопроект, в котором предложил
обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года по распределению, а в
случае отказа — возмещать расходы государству на обучение. Однако эта
инициатива, навеянная изданным в 1933 году Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР
«Об улучшении использования молодых специалистов», с которого началось
внедрение уже подзабытого механизма целевого распределения, была подвергнута
критике со стороны профильного комитета и пока даже не принята к рассмотрению.
Скажем честно: в экономике, в которой сочетаются разные формы собственности, у
нее нет шансов.
Больше
надежд возлагают на менее радикальные программы с отложенным эффектом. Мы уже
писали (см. «Даешь стране технологии», «Эксперт» № 13 за 2023 год).о
научно-образовательных центрах (НОЦ), работающих с 2018 года и призванных
изменить ситуацию с кадрами в регионах. Сегодня рассмотрим еще один крупный
федеральный проект — «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который должен
направлять студентов естественно-научных факультетов в инженерное русло и в
дальнейшем на предприятия реального сектора. Этот новый тип ступени высшего
образования утвержден совсем недавно, в апреле 2022 года. Он разработан
Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Российским союзом
промышленников и предпринимателей и, соответственно, нацелен на решение общей
для этих структур задачи — максимально возможной интеграции
научно-образовательного и производственного процессов.
Тренд на импортозамещение закономерно привел к дисбалансу на рынке труда. По
данным HeadHunter, число вакансий инженеров стабильно растет на протяжении двух
лет, только за первые два месяца 2023 года динамика составила почти 50%, тогда
как число резюме в этой же сфере сократилось на 6%. В дальнейшем кривые спроса
и предложения могут разойтись еще сильнее. В России примерно 460 тыс.
промышленных предприятий, и значительная часть из них, от 10 до 100% в разных
отраслях, лишились доступа к импортным технологиям, а значит, стали нуждаться в
специалистах для выстраивания новых производственных процессов.
Быстро
закрыть эту потребность не получается. Несмотря на то что рост спроса на ИТР
был предсказуем и давно значился в стратегических планах (программа
модернизации на основе инноваций была представлена в 2009 году, а разговоры о
необходимости диверсификации экономики начались еще раньше), нынешняя ситуация
с большой нехваткой «физиков» все равно оказалась форс-мажорной. Увеличение
числа бюджетных мест на инженерные специальности в вузах не спасает. В 2022
году Минобрнауки РФ было вынуждено продлить сроки приемной кампании из-за
недобора желающих поступать на технические факультеты; в 2023-м с большой долей
вероятности произойдет то же самое. Число участников экзамена по профильной
математике по сравнению с прошлым годом сократилось на 20 тыс. человек (с 302
тыс. до 282 тыс.), при том что численность населения в возрастной группе
нынешних выпускников увеличилась вследствие подъема рождаемости в середине
2000-х. Учитывая, что чуть больше 20% выпускников ежегодно проваливают экзамен,
необходимые баллы наберут порядка 226 тыс. человек, примерно на 20 тыс. человек
меньше, чем требуется.
Обсуждая
эту асимметрию, эксперты говорят о проблеме низкого качества преподавания
математики и физики в школах, а также о снижении мотивации у современных
молодых людей работать в реальной экономике на ответственных должностях:
например, в радиоэлектронике, по данным Минпромторга РФ, остаются в профессии
только пять процентов выпускников профильных факультетов.
Быстродействующих
рецептов для решения проблемы дефицита инженеров пока не придумано. В апреле
этого года парламент Татарстана внес в Госдуму РФ законопроект, в котором
предложил обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года по распределению,
а в случае отказа — возмещать расходы государству на обучение. Однако эта
инициатива, навеянная изданным в 1933 году Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР
«Об улучшении использования молодых специалистов», с которого началось
внедрение уже подзабытого механизма целевого распределения, была подвергнута
критике со стороны профильного комитета и пока даже не принята к рассмотрению.
Скажем честно: в экономике, в которой сочетаются разные формы собственности, у
нее нет шансов.
Больше
надежд возлагают на менее радикальные программы с отложенным эффектом. Мы уже
писали (см. «Даешь стране технологии», «Эксперт» № 13 за 2023 год).о
научно-образовательных центрах (НОЦ), работающих с 2018 года и призванных
изменить ситуацию с кадрами в регионах. Сегодня рассмотрим еще один крупный
федеральный проект — «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который должен
направлять студентов естественно-научных факультетов в инженерное русло и в
дальнейшем на предприятия реального сектора. Этот новый тип ступени высшего
образования утвержден совсем недавно, в апреле 2022 года. Он разработан
Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Российским союзом
промышленников и предпринимателей и, соответственно, нацелен на решение общей
для этих структур задачи — максимально возможной интеграции
научно-образовательного и производственного процессов.
С
июля по декабрь прошлого года на создание передовых инженерных школ было
выделено 2,5 млрд рублей; финансирование распределялось на конкурсной основе в
виде грантов в размере около 83 млн рублей каждый. Всего в конкурсе участвовало
90 ведущих университетов, поддержку получили 30 из них. Победители расположены
в 15 регионах, во всех федеральных округах. Пул индустриальных партнеров
представляют 40 крупных предприятий, которые специализируются на авиационной и
ракетно-космической тематике, ядерной энергетике, биотехнологиях и сельском
хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, медицинском
приборостроении, информационных технологиях. Среди них КамАЗ, «Роскосмос»,
«Алмаз-Антей», «Сибур», «Татнефть», «Газпром нефть», Объединенная
двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация,
«Ростех», «Росатом» и другие. Общий объем инвестиций корпоративного сектора в
передовые инженерные школы в прошлом году превысил три миллиарда рублей.
Первое
полугодие работы ПИШ оценено профильным министерством со знаком «плюс»,
финансирование проекта на 2023 год выросло в четыре раза и превысило 10
млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в
зависимости от результатов
Гарантии
и бонусы
В
вузе передовые инженерные школы стоят на одном уровне с факультетами, но
представляют собой межфакультетские подразделения, в которых реализуются
образовательные, научные и технологические программы. В отличие от классических
факультетов, которые, как правило, являются монодисциплинарными, ПИШ по большей
части нацелены на научно-технологическую повестку и создание востребованных
продуктов. Образовательная функция школ состоит в обучении студентов не только
инженерной теории, но и реальному созданию востребованных продуктов в
профессиональных командах предприятий-партнеров.
В
большинстве вузов ПИШ — это инженерная версия магистратуры. В школу поступают
студенты, которые окончили бакалавриат по естественно-научным направлениям и
намерены строить карьеру в высокотехнологичном производственном секторе. Во
время обучения они получают необходимый инструментарий для предметной работы,
цифровые навыки (программирование, методы ИИ), а также курсы, ориентированные
на конкретную область деятельности, которые, как правило, читаются
представителями партнерских компаний. Общим для всех магистратур ПИШ является
сквозной курс системной инженерии. В некоторых вузах передовые инженерные школы
представляют собой полноценные факультеты с программами бакалавриата,
специалитета и магистратуры. Зачастую студенты ПИШ получают повышенные
материальные бонусы. Например, «Ростсельмаш — партнер школы Донского
государственного университета — выплачивает магистрантам стипендию в размере от
30 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц «в зависимости от успеваемости.
Приезжим из других регионов оплачивается аренда квартиры либо предоставляется
жилье в новом кампусе вуза.
Ключевые
тематики научных проектов передовых инженерных школ
Источник:
по данным Министерства науки и высшего образования РФ
Прикладная
ориентация
В
школах создаются центры компетенций (технологические платформы), где команды из
вузов и индустрии ищут пути преодоления конкретных научно-технологических
барьеров с целью развития своих инженерных направлений. Центры ориентированы на
решение прикладных задач; их инфраструктура позволяет создавать линейки
продуктов, которые компании-партнеры впоследствии будут выводить на рынок.
Например,
в передовой инженерной школе Новосибирского государственного университета (НГУ)
действуют пять техплатформ: биотехнологии, геофизика для нефтегазового сектора,
космическое приборостроение, оптическая сенсорика, экология и вторичное
использование сырья. В числе реализованных проектов — запуск на орбиту Земли
спутника «Норби-2», создание платформы геофизического мониторинга на основе
распределенных оптоволоконных датчиков и систем биоинформатики для генной
инженерии.
В
школе Университета ИТМО готовят к запуску в пилотное производство усилителей
для строительства трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи
Мурманск — Владивосток, разрабатывают модель гирокресла для людей с
ограниченными возможностями, датчики онлайн-мониторинга уровня глюкозы; а также
спектрофотометры для «Татнефти» и волоконно-оптические фильтры для систем
квантового распределения ключей по заказу РЖД.
В
ПИШ МФТИ студенческие инженерные команды создают радиолокаторы, беспилотную
авиацию, автономный транспорт. В школе «КиберАвтоТех» Казанского федерального
университета — электромобили совместно с КамАЗом.
Каждая
школа выбирает себе тематический профиль в зависимости от отраслевой
принадлежности индустриального партнера. Из 22 направлений наиболее
востребованными оказались «Авиационная и ракетно-космическая техника» и
«Цифровые технологии (в них задействованы по четыре ПИШ), а также «Биология и
биотехнологии в сельском хозяйстве», «Медицинское приборостроение»,
«Двигателестроение», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» (по три
ПИШ).
Лидерам
— полмиллиарда
График
1Динамика вакансий и резюме ИТР 2021-2023
по
данным HeadHunter
Для
самих студентов обучение в передовых инженерных школах дает почти
гарантированные перспективы трудоустройства после вуза. Предполагается, что
большая часть из них останется работать в партнерских организациях, в которых
они приобретали первые инженерные навыки и проходили внеучебную практику по
линии школ. При этом обязательств перед индустриальными партнерами у
выпускников не будет — это подготовка не целевая, а по взаимному интересу и
свободному волеизъявлению сторон. Как отметил в беседе с «Экспертом» директор
ПИШ НГУ Сергей Головин, студент во время учебы получит и необходимые предметные
знания, и опыт работы в технологическом бизнесе и в дальнейшем может как
встроиться в действующие проекты, так и инициировать собственные.
Первое
полугодие работы ПИШ оценено профильным министерством со знаком «плюс»,
финансирование проекта на 2023 год выросло в четыре раза и превысило 10 млрд
рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от
результатов работы школ. По словам министра науки и высшего образования РФ
Валерия Фалькова, под результатами следует понимать «эффективность
взаимодействия вузов с промышленными партнерами, то, как они подключают
студентов к решению актуальных инженерных задач на производстве». В группу
лидеров вошли ПИШ ИТМО, Санкт-Петербургского университета Петра Великого,
Московского физико-технического института и Томского политехнического
университета. Они получат гранты в сумме 514 млн рублей каждый. Во второй
группе 20 вузов с финансированием по 348,221 млн рублей; в третьей — шесть
вузов, которые получат по 182,440 млн рублей.
Уже
известно, что программа передовых инженерных школ будет масштабирована и вскоре
последует вторая волна отбора вузов для создания ПИШ. Сколько их всего
потребуется — зависит от темпов реализации программ импортозамещения, а также
от активности индустрии в освоении новых ниш, на которые в российском сегменте
ввиду санкций не претендуют западные компании.
Мировые
качели
График
2 Финансирование передовых инженерных школ
по
данным Министерства науки и высшего образования РФ
В отечественной истории это уже третий виток подъема всеобщего интереса к
инженерии. Первый случился почти сто лет назад, в пятилетку 1929‒1933 годов,
когда подготовка ИТР также была признана делом государственной важности; второй
— в послевоенное время. Оба периода оказались продуктивными. До Великой
Отечественной войны были созданы передовые для того времени гусеничный трактор
СХТНЗ-НАТИ (в 1937 году удостоен гран-при Международной промышленной выставки в
Париже), танк Т-34, штурмовик Ил-2, ламповые приемники «Рекорд», телевизоры с
электронно-лучевой трубкой. В 1950-е годы — ракеты и первый искусственный
спутник Земли; получивший гран-при всемирной выставки Expo в Брюсселе
автомобиль ГАЗ-21 (первая «Волга»), отмеченные наградами той же выставки
самолет Ту-114, автомобиль МАЗ-530, телевизор «Темп-3». А в 1959 году в «Литературной
газете» было опубликовано ставшее вскоре знаменитым стихотворение Бориса
Слуцкого «Физики и лирики» — отражение эпохи расцвета технокультуры, которая,
кстати, тогда охватила весь мир, а не только СССР.
Сегодняшний
«спрос на логарифмы» тоже не локальный, о серьезном дефиците инженерных кадров
говорят в США, Великобритании, Германии и во всем Евросоюзе, и даже Китай, пока
еще сохраняющий статус мировой фабрики, в 2022 году спешно запустил новый
проект по «технической интеграции при подготовке кадров», который призван
восполнить нехватку квалифицированных инженеров в промышленности. В ближайшие
годы следует ожидать повсеместного взрывного роста инвестиций в инженерное
образование и запуска мощных программ, стимулирующих приток свежих сил в
индустрию. К этому подталкивает и раскрученное санкциями сегментирование
технологических рынков, и ожидание обществом перехода промышленности к более
экологичному и безопасному производству.
«Задача
— трансформировать инженерное образование»
Министр
науки и высшего образования РФ Валерий Фальков:
—
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» позволит не только подготовить
необходимые для высокотехнологичных отраслей кадры, но и в целом
трансформировать инженерное образование в стране. Каждая из школ выполняет две
важные задачи, которые тесно связаны между собой. Первая — создание новых
образовательных программ в вузах, повышение квалификации преподавателей, а
также привлечение в вузы лучших практиков из индустрии. Вторая — решение
конкретных задач для промышленных партнеров, участие которых стало одним из
главных условий в создании передовых инженерных школ.
Бизнес
всегда голосует не просто словами, а инвестициями. И объем софинансирования,
привлеченного передовыми инженерными школами в 2022 году со стороны партнеров,
составил 3,16 миллиарда рублей — это более чем в два раза превышает цифры,
запланированные нашими университетами. По итогам оценки различных показателей
эффективности Совет по грантам на оказание государственной поддержки создания и
развития передовых инженерных школ определил финансирование на 2023 год, оно
было увеличено в четыре раза и составило более 10 млрд рублей…
В
обществе и со стороны государства есть запрос на инженеров нового формата, и мы
считываем этот запрос. Минобрнауки России уделяет пристальное внимание каждой
из 30 передовых инженерных школ как одному из инструментов, который позволит
решить задачу подготовки инженеров для высокотехнологичных секторов экономики».
«Эксперт»,
16.07.2023