proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/03/2023]     Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл.

Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов 

В своих статьях на ПроАтом «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 3» [1] я уже отметчал, что можно электроэнергию сделать товаром для удалённых районов и месторождений, а не мегапроектом, временно используя мощность от электрогенераторов атомолета. Атомолет станет, по сути, самотранспортируемой по воздуху мини-АЭС, способной работать в любой точке мира и в условиях больших землетрясений, и в жаре, и в холоде.



Учитывая, что Египет, Замбия, Руанда, Эфиопия формируют новую линейку партнеров «Росатома», а также учитывая перспективы увеличения рынка потребления электроэнергии на всем Африканском континенте [2], и в связи с разработкой месторождений урана, вольфрама и др., возможно, следует провести специальные расчеты возможности применения «Атомного двигателя Виноградова»  (АДВ) в атомной гибридной силовой установке (АГСУ) для жаркого климата. 

Так, самая низкая температура [3,4], зафиксированная ночью в пустыне Сахаре, составляет -18ºС. Самая высокая дневная температура во всем мире зарегистрирована именно в Сахаре в Африке, и составляет +58ºС. Резкие перепады температуры, в течение суток, очень характерны для Сахары. Летом в течение дня солнце нещадно палит, температура воздуха поднимается до +50ºС, песок и скалы нагреваются до +70ºС. Средний  показатель  температуры  планеты  Земля    14°C. Максимум    70.7°C. Эту  отметку  зафиксировали  в  иранской пустыне.  Отличилась  также  Австралия  (69.3°C)  и  Китай (66.8°C).  Самую  низкую  температуру  на  Земле  отыскали  на станции Восток Антарктида, где градус опустился до минус 89.2°C в 1983 году. В спутниковых наблюдениях отметили целых минус 93.2°C в Антарктиде в 2010 году!

Попробуем расчетом доказать возможность сброса не использованного в термодинамическом цикле АДВ тепла в окружающий воздух при температурах плюс 10-40-60-70-80 0С, см. Табл. 1, а также, при разной температуре и высоте ребер охлаждения.

Таблица 1

 

Параметр воздуха

Размер.

10 0С

40 0С

60 0С

70 0С

80 0С

Плотность воздуха на уровне земли  r

кг/м3

1,247

1,128

1,06

1,029

1

Давление воздуха на уровне земли  p*105

Па

1,01

1,01

1,01

1,01

1,01

Динамическая вязкость воздуха,     μ*106

Па*с

17,6

19,1

20,1

20,6

21,1

Кинематическая вязкость воздуха,   ν*106

м2

14,16

16,96

18,97

20,02

21,09

Удельная теплоёмкость воздуха,         Cp

Дж/

(кг*град)

1005

1005

1005

1009

1009

Теплопроводности воздуха,        λ·102

Вт/

(м*град)

2,51

2,76

2,9

2,96

3,05

Критерий т/ф подобия Прандтля,   Pr

-

0,707

0,699

0,696

0,694

0,692

           

Мы создадим летающую мини-АЭС, которая будет намного выгодней, чем российская плавучая атомная тепловая электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» -  плавучий энергоблок в разрезе с КЛТ-40С см. рис. 1 [5].

Во-первых, в большинстве государств Африки, где уже разведаны месторождения полезных ископаемых, нет глубокой воды для ПАТЭС, а прокладывать ЛЭП, даже максимального освоенного вольтажа 750 Киловольт, это потеря  10% мощности в нагрев проводов на каждую 1000 километров длины [6,7,8]. Сравним: Затраты на транспортировку нефти по сухопутным трубопроводам составляют пару долларов на 1 баррель. Затраты на передачу ЭЭ из Владивостока в Москву составили бы около 90% от количества передаваемой ЭЭ, а из Новосибирска в Москву около 50% [9].

Во-вторых, сегодняшние крупные АЭС, например, проекта ВВЭР-ТОИ мощностью 1200 МВт эл., а также и АСММ проекта «РИТМ-200Н», не вырабатывают на самом деле, как заявляют создатели, дешёвую электроэнергию. Покупатели электроэнергии просят правительство отложить запуски АЭС. Атомная энергия обходится промышленным потребителям в 30 раз дороже энергии, вырабатываемой на угле [10]. Каждый пуск энергоблока АЭС в России делает тариф для физических лиц дороже примерно на 1 рубль.

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/09/26/735307-otlozhit-zapuski-aes

В-третьих, летающая мини-АЭС не требует строительных работ, специального обустройства места посадки (всё необходимое у неё с собой), не требует ремонта и обслуживания, не требует перегрузки ядерного топлива, его хранения и утилизации, не требует квалифицированного персонала, так как работает в автоматическом режиме по принципу «plug and play», т.е. подключил и потребляй электроэнергию. Летающая мини-АЭС это технология парадигмы производства электроэнергии в 21-ом веке. Электроэнергия наконец-то «станет продуктом (товаром), а не мегапроектом» [1,11,12].

Рис. 1.

В-четвертых. Особо надо отметить стоимость ПАТЭС - «черной дыры»: Если в декабре 2006 г. проект оценивался в 2 млрд. 609 млн. руб., то через несколько месяцев его  стоимость возросла до 5,5 миллиарда.  В марте 2007 года   она составила 9 миллиардов. В мае 2007 года  «плавучая  АЭС» потянула уже на 11, 2 млрд. рублей. Сегодня цена «плавучей   АЭС» с транспортировкой из Санкт-Петербурга   на Чукотку   с построенными причалами  и сооружениями   в городе   Певек    приближается к 27 млрд. рублей.  О возвращении потраченных    на строительство    бюджетных  средств в РОСАТОМе   никто   не думал  и не думает [13].

В-пятых, стоимость ПАТЭС в десятки раз больше, чем ожидается стоимость летающей мини-АЭС, при использовании которой будет продаваться потребителю только электроэнергия и установленная мощность, а сама установка остаётся собственность завода-изготовителя [1]. Ресурс работы установки около 25000 часов, и загрузка ядерного топлива сделана на этот срок. А заранее до завершения срока работы завод-изготовитель присылает потребителю - Заказчику очередную мини-АЭС, которая быстро заменяет отработавшую.

 Мегапроекты АЭС до 1000 МВт эл. (и выше) с водо-водяными реакторами (ВВР), и даже АЭС малой мощности (АСММ) с ВВРами до 300 МВт эл., как например, на Дальнем Востоке  РИТМ-200Н массой в оболочке («коконе») 1500 тонн,  с большой стройкой, обслуживанием и ремонтом, уйдут в прошлое как «маразм и неподъёмная гигантомания конструкторов 20-го века». Из доклада на Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли России (2021 г.) Щекина Дмитрия Владимировича, заместителя главного конструктора  РУ ВВР АСММ  АО «ОКБМ Африкантов» [14]: - Габариты РИТМ-200Н: диаметр 8,7 м, высота  22 м. Масса РУ: 1500 т. И эта работа начиналась с обликового проекта №8370-01 от 28.08.2018 г. Технические параметры РИТМ-200Н: - «Электрическая мощность  не менее 55 МВт, тепловая - 190 МВт, к.п.д.  28%. Если тянуть ЛЭП от побережья вглубь материка, то неизбежны ещё потери электроэнергии  около 10% от передаваемой мощности на каждые 1000 километр трассы [7,8]. Площадь станции с сопутствующими зданиями и сооружения  11,2 Га (0,11 км2 ). Срок сооружения   4 года».

            По факту, при отсутствии грузоподъёмных дорог и при температуре воздуха зимой минус 50-60 0С, скорее всего, и за 10 лет в Республике Соха (Якутия) не построят АСММ с РИТМ-200Н! В 21-ом веке нельзя признать эту разработку АЭС с РИТМом не иначе как бредом сумасшедших академиков и научных консультантов, менеджеров, что отметили на прямой  интернет-трансляция из Москвы  с «Конференции  представителей  проектно-конструкторского  комплекса  атомной  отрасли  России»  на платформе  AtomSpace [15,16].

            И так, зададим облик будущей «Летающей мини-АЭС» (ЛМАЭС). За основу идеи возьмём «Атомолет Виноградова» (АВ) [1], который максимально упростим до способности самому перелетать на большие расстояния (несколько оборотов вокруг земного шара), приземляться и взлетать вертикально, нести небольшую нагрузку в виде подстанции преобразования частоты напряжения 400 Гц в 50 Гц, распределительных щитов, эл. кабелей и др. мелочи. Дальше будем отсекать невостребованные свойства «атомолёта» по мере конструирования облика ЛМАЭС. Количество воздушных винтов уменьшим до 4-х, а для их питания сделаем две АГСУ, каждая из которых сможет обеспечить энергией электродвигателей 4-х воздушных винтов в аварийном режиме, т.е. обеспечить минимальную необходимую мощность исходя из экстренной безопасной посадки ЛМАЭС. Вторым, пожалуй, знаковым свойством ЛМАЭС, должно быть способность приземляться (и соответственно, взлетать) на любой подходящей площадке твердой поверхности, расположенной не далеко от потребителя электроэнергии. Конечно, и взлетная масса, и габариты корпуса «атомолёта» уменьшаться. На сколько? Определим после определения возможности сброса неиспользованного тепла в горячий воздух Африки.

О СТОИМОСТИ АСММ

Есть и еще кое-какие разрозненные цифры о «РИТМ». Например, система управления реакторами оценивается в 1,26 миллиарда рублей. Стоимость комплекта оборудования для перегрузки топлива - 1,28 миллиарда. А сам комплект топлива - в 0,5 миллиардов (хотя мне эта цифра кажется слишком круглой). Стоимость комплекта турбооборудования 2,7 миллиарда рублей "весной 2013 года ЗАО "Завод "Киров-Энергомаш" одержало победу в тендере ООО "Балтийский завод - Судостроение" на разработку, изготовление и поставку паротурбинной установки для атомного ледокола проекта 22220 (ЛК-60) общей стоимостью 2,7 млрд рублей".

Рис. 2.

Исходя из последних данных расчета зададимся значением к.п.д. АДВ около 50%, см. рис. 2. При этом мы температурный режим и активной зоны, и шаровых твэлов ШПГО, могли бы снизить до 700 - 800 0С, что благотворно скажется на ресурсе работы установки. Однако, ресурс АДВ определяется не работоспособностью активной зоны и твэлов, а  сроком работоспособности подшипников выходного вала турбины и сальником этого вала.

Таким образом, можно ожидать следующий обликовый вид будущей ЛМАЭС, см. рис. 3. Где: 1 -  фюзеляж ЛМАЭС - не несущий  давление (негерметичный) корпус по технологии МС-21, 2 - воздушный винт, 3 - поворотная колонка воздушного винта, 4 - герметичная капсула экипажа, 5 - гнездо воздушного винта, 6 - разворот колонки, 7 - электродвигатель воздушного винта, 8 - воздуш-ный винт в маршевом положении полета, 9 - короб, 10 - электрогенератор, 11 - атомный дви-гатель АДВ-300 с ребрами охлаждения, V - направление полета. На разрезе Б-Б стрелками указано движение охлаждающего воздуха. Шасси, двери и др. мелочь не показаны на рисунке.

Рис. 3.

Размещение всех узлов внутри корпуса АВ будет производиться исходя из аэродинамической балансировки аппарата. Размещение двух АГСУ будет производиться исходя из наилучшего охлаждения их атомных двигателей в «атомолете» на открытой площадке в жарком климате.

Для расчета сброса тепла через стенку корпуса АДВ для начала возьмем самое примитивное решение, см. рис. 4, это ребра поз. 2 на поверхности обечайки поз. 7, изготовленные из сплава алюминия. Обечайка из двух половин прижимается к корпусу АДВ механически, например, как хомут. Примем  уже известную схему движения теплоносителя (рабочего тела) АДВ и потока охлаждаемого воздуха поз. 5, создаваемого турбовентилятором поз. 6, имеющего обороты выходного вала АДВ = 24000 об/мин.   Оценочный  расчет  сделаем  в  критериальной  форме  уравнений, как уже было изложено в статье [11, Часть 3.  Все задаваемые и рассчитываемые параметры сведены в таблицу 2.

Рис. 4.

Где: 1 - корпус АДВ (сталь),  2 -  ребро толщиной ht и высотой hv на обечайке 7 (алюминиевый сплав), 3 - внутренняя поверхность короба 4 диаметром Dкв, 5 - поток воздуха из воздухозаборника, 6 - лопаточный аппарат воздушного компрессора.  АДВ  установлен  в цилиндрическом  коробе  4  таким  образом,  чтобы  от  торцов  ребер  2  по

окружности до внутренней цилиндрической стенки короба 3 был зазор для  прохода  воздуха.  Так  образована  не  замкнутая  площадь  f  проходного сечения  канала  охлаждения и длина его смоченного периметра S.

В табл.2 показаны три варианта расчета: 11, 12 и 13 расчетов критерия теплового подобия Нуссельта по различным экспериментальным формулам: вар. 11 - турбулентный режим по уравнению 6 стр. 12 [17]; вар. 12 - по формуле С.С.Кутателадзе Нуссельт для Re от 2100 до 10000, при Pr любом; вар. 13 - по формуле Б.Ц.Хаузена Нуссельт для  Re от 2100 до 100000 при Pr любом. По рекомендациям методики [17] для определения коэффициента теплоотдачи  a1 = Nu  *l/dэ   берём наименьшее значение.

Таблица 2

Рис. 5.

Результаты расчетов при различных температурах охлаждаемого воздуха, но при одинаковых конструктивных параметрах корпуса, короба и ребер охлаждения, приведены в виде графиков на  рис.5. Ожидаемым было то, что больший теплосъем может быть обеспечен только при большей температуре рабочего тела. Т.е. от чего ушли, к тому и пришли. Температуру рабочего тела делать 700 - 800 0С нет резона, поскольку если её увеличить, то и увеличим теплосъем неиспользованного в термодинамическом цикле АДВ тепла, а значит, и больше получим электрическую мощность. К сожалению, все главные конструкторы КБ «Росатом» ужасаются тому, что температура твэлов в корзине активной зоны такая, что все в ней светится «белым светом раскаленной стали добела». В ВВР такого нет, и им с низкой температурой и с к.п.д. 25 - 35% как-то привычней. Для конструкторов авиационно-космических двигателей такие температуры это обыденное дело. В своём проекте мы используем авиационные технологии и материалы для авиационных турбин, способные работать при температурах до 1400 0С и не сильно активируемых излучением.

В экономическом плане.Конструкция активной зоны реактора основана на новом методе преобразования, в котором начальная «пусковая» секция активной зоны обеспечивает нейтронами для преобразования воспроизводящего материала (отработавшего ядерного топлива, тория или обедненного урана) в выгорающее делящееся топливо. В данном варианте АДВ применен принцип Energy Multiplier ( EM² или EM в квадрате или EM2) - это реактор ядерного деления, в своё время разрабатываемый General Atomics. Этот принцип позволяет использовать дешевый природный уран 238 и торий, получая в отработанном топливе, в отличие от ВВР, новое топливо, которое на заводе-изготовителе будет использоваться повторно для изготовления новых твэлов. В этой версия блок активной зоны реактора соединен с корпусом газовой турбиной, которая имеет прямой привод и на компрессор, и на выходной вал, приводящий в действие генератор на 400 Гц для производства электроэнергии. Данный вариант АДВ обладает высокой экономической эффективностью, не имея ограничения в достатке ядерного топлива на долгие годы. Отмечу особо, ядерное топливо уран 235 для ВВР в скором времени будет дефицитом и дорогим, так что стратегия «Росатома» строить ВВЭР ошибочная, тупиковая.

В установках EM2 первого поколения используются стартеры из обогащенного урана (примерно 15 процентов U235 ) для инициирования процесса конверсии. Стартер U235 расходуется по мере превращения воспроизводящего материала в делящееся топливо. Существенные количества пригодного для использования делящегося материала остаются в активной зоне EM2 в конце срока службы. Этот материал можно повторно использовать в качестве стартера для второго поколения EM2 без традиционной обработки. Не требуется разделения отдельных тяжелых металлов и дополнительного обогащенного урана. Будет удалено только продукты деления, которые распадутся до уровня, близкого к фоновому, примерно за 500 лет по сравнению с обычным отработавшим топливом ВВР (PWR), для которого требуется около 10 000 лет. Все наработанные в таком реакторе тяжелые металлы по принципу EM2 могут быть переработаны в новые блоки EM2, эффективно замыкая ядерный топливный цикл, что сводит к минимуму риски распространения грязного ядерного оружия террористов и необходимость в долгосрочных хранилищах для защиты ядерных материалов.

Атомы тяжелее урана имеют гораздо большую вероятность деления быстрым нейтроном, чем тепловым. Это означает, что количество более тяжелых атомов в потоке ядерных отходов, например, кюрия, значительно сокращается, что приводит к существенному снижению требований к обращению с отходами АДВ[1]

Теплоноситель газовый может быть различных типов, в том числе диоксид углерода или гелий. Он должен состоять из элементов с низким сечением захвата нейтронов для предотвращения наведенной высокой радиоактивности. Использование газа также исключает возможность взрывов, вызванных фазовым переходом, например, когда вода в реакторе с водяным охлаждением (PWR или BWR) превращается в пар при перегреве или разгерметизации. Использование газового теплоносителя также допускает более высокие рабочие температуры, чем это возможно с другими охлаждающими жидкостями, увеличивая термический к.п.д. Газовый теплоноситель позволяет длительно хранить АДВ при низких температурах на складах без опасения разморозить его.

Безопасность. Сегодня газоохлаждаемые реакторы не получили особого развития по комплексу причин, главная из которых - при аварии типа LOCA (разрыв трубопроводов с потерей герметичности реактором) охлаждать активную зону становится нечем. Что бы как-то с этим справится, тепло в случае аварии отводят через стенки, а размеры АЗ раздувают в десяток раз по сравнению с водоохлаждаемыми реакторами. А ВВР и вовсе имеют способность расплавить толстостенный корпус реактора, пример, Фукусима АЭС.

В АДВ применен иной способ обеспечения безопасности. Во-первых, отсутствуют трубопроводы, гидравлические удары, фазовые переходы у теплоносителя. Во-вторых, применено быстрое извлечение шаровых твэлов ШГПО из корзины активной зоны в специальный контейнер «гробик», в котором твэлы пропитаны жидким свинцом и вместе с ним охлаждаются сами по себе отводом тепла через стенку корпуса АДВ. В-третьих, мощность активной зоны ограничена в разумных пределах. Таким образом, такие «газовые быстрые" могут заиграть совсем новыми красками, с их очень высоким КПД и безопасностью. https://ucrazy.ru/interesting/1460231505-razvitie-atomnoy-energetiki-6-koncepciy.html

В плане безопасности от террористов и во время военных действий.

Электроэнергия это специфический вид энергии, которую нельзя физически вырабатывать, если нет потребления. От больших АЭС идут ЛЭП, и если их разрушить, то АЭС встанет. ЛЭП это один из самых уязвимых видов инженерных сооружений. Они отлично видны из космоса, попасть в них ракетой можно в любом по их длине месте, чтобы вывести из строя АЭС. Да и сама АЭС не маленьких размеров, так что промахнуться очень сложно.

Летающая мини-АЭС в это плане более защищена. Её размеры позволяют её маскировать, в т.ч. и её тепловой шлейф. Она может иметь компактную систему активной защиты от ракет, как например танк. Она способна быстро менять своё место расположения в пределах кластера энергоснабжения, например, крупного завода, быстро подключая потребителя на свою нагрузку в разных точках кластера через кабельные вводы. В отношении защиты от террористов лучше системы «Булат» ничего нет. Работая в автоматическом режиме «Булат» не даст никому возможности подойти к мини-АЭС, а просто, террориста загонит в летаргический сон. Поскольку у мини-АЭС отсутствует какой-либо персонал, то и нет человеческого фактора, т.н. «купленного предателя» её ликвидации.  

Замечания некоторых специалистов атомной отрасли: - «Считают, что более выгодней использовать «летающую тарелку» в качестве транспорта «Ядерных батареек», нежели простаивать ей на земле 3 года, вырабатывая электроэнергию. Отвечаю: Стоимость фюзеляжа тарелки составляет примерно 1/4 от всей стоимости «летающей тарелки», а вот перевозить «Ядерную батарейку» для временного электропитания, загружать её в атомолет, и разгружать и подключать к сетям потребителя на месте приземления, будет дороже, чем подключить временно электрогенераторы АГСУ к сетям потребителя. За время работы на земле всё равно ресурс АДВ вырабатывается, а это 3/4 стоимости «летающей мини-АЭС». Таким образом,  и в полете, и на земле будет выгода. А на сколько эта разница будет по факту, то это можно определить только сделав в железе летающую мини-АЭС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Летающая мини-АЭС сможет:

1. Летать на большие расстояния, и вокруг Земли, с крейсерской скоростью до 950 км/час в эшелоне на высоте до 30 км от уровня моря.

2. Обеспечивать гарантированную эл. мощность на земле около 24 МВт, в том числе в пустыне Сахара в Африке при температуре воздуха 70 гр. С.

3. Оперативно доставлять надежный источник электропитания к потребителю в любую точку Мира, и при этом потребитель оплачивает только установленную мощность и количество потребленной электроэнергии.

4. В качестве топлива использовать дешевый уран-238, которого достаточно много на Земле.

5. Все наработанные в таком быстром реакторе тяжелые металлы по принципу EM2 могут быть переработаны в новые блоки EM2, эффективно замыкая ядерный топливный цикл, что сводит к минимуму риски распространения грязного ядерного оружия для террористов и устраняет необходимость в долгосрочных хранилищах для защиты ядерных материалов (ОЯТ).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. PRoAtom - «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой.

Часть 3 от 10.11.2022.pdf

2. PRoAtom - Портфель для Африки.pdf

3. Температура на Земле_ минимальное и максимальное значения.pdf

4. Пустыня Сахара🌟подробно о климате, рельефе, животных, растениях.pdf

5. _Академик Ломоносов_ прибыл в Певек раньше запланированного срока. pdf

6. Переводит в нагрев проводов 10% мощности на каждую 1000 км.doc

7. Передача электроэнергии на тысячи километров _ Публикации _ Элек.ру .pdf

8. Потери электроэнергии в электрических сетях_ виды, причины, расчет..pdf

9. Почему у ВАС дорогое электричество_ цена генерации для потребителей _ Беседка _ Яндекс Дзен.pdfhttps://zen.yandex.ru/media/bessedka/pochemu-u-vas-dorogoe-elektrichestvo-cena-generacii-dlia-potrebitelei-60a5ec8cce404e36f433520f

10. Покупатели электроэнергии просят правительство отложить запуски АЭС - Ведомости.pdf

11. Якопо Буонджорно проф яд инж MIT_ Микрореакт могут полн-ью измен правила игры в атомной отрасли _ А 2.0 Э.pdf

12. MIT разработал _ядерную батарейку_ мощностью до 10 МВт _ А 2.0 Э.pdf

13. Цена плавучей   АЭС из Лихачев Большая точка роста 06.03.18.doc

14. АСММ_5._Щекин_Д.В._некоторые_проблемные_вопросы РИТМ.pptx

15. PRoAtom - Карфаген должен быть разрушен! Как_ Нагреем вечную мерзлоту в России! от 28.01.2022.pdf

16. PRoAtom - Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли.pdf

17. Степанов О. А. ТЕПЛОВОЙ  И  ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ  РАСЧЕТ  ТЕПЛООБМЕННОГО  АППАРАТА ВОЗДУШНОГО  ОХЛАЖДЕНИЯ. Методические указания. Тюмень, 2009.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Малая энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Малая энергетика:
Ядерные энергетические установки в космосе

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.54
Ответов: 22


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 35 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 22/03/2023
Комментариев нет, потому что данная статья относится к разряду "паранойял резвится".Серьезно такое воспринимать невозможно, а администрация публикует в качестве провокации на хоть какое-то обсуждение, на ряду с цитатами различных личностей на тему политики.
Чтобы Вы не уходили с пустыми руками задам пару вопросов по теме Ваших упражнений, в психотерапевтических интересах.
Почему Вы решили, что обеспечение "летучести" конструкции будет дешевле, чем доставка по морю или наземным транспортом? Вы представляете порядки удорожания такой установки? И ради чего все? Чтобы один раз эффектно прилететь куда-то для последующего генерирования электроэнергии в течение многих лет? А потом по-английски улететь? Основная проблема современных АЭС - это высокие капитальные вложения в оборудование, а не логистические проблемы его доставки на стройплощадку.
Где оценки экономической эффективности по хоть какому-то из общепринятых критериев? LCOE, расчетная стоимость электроэнергии? Как без этих расчетов можно вообще какие-то выводы о целесообразности делать?
Вы в курсе, что работающих силовых установок на сверхкритическом СО2 с рекомпрессингом НЕ СУЩЕСТВУЕТ из-за нерешенных и вероятно нерешаемых проблем с компрессорами и теплообменных оборудованием? По другому циклу с другой тепловой схемой указанных расчетных КПД на уровне 50% просто не достичь на СО2 даже расчетом, не говоря уже о практике.
Мощность сброса тепла, которую вы насчитали в "тепловом расчете" можете смело делить на 3, поскольку теплопередача от оребренной поверхности не считается по значения альфа конвективного, нужно учитывать распределение температуры и тепловых потоков по ребру, и чем больше коэффициент оребрения, тем выше неравномерность. Это, как уже отмечалось выше, начальные курсы университета.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 23/03/2023
 "И ради чего все? Чтобы один раз эффектно прилететь куда-то для последующего генерирования электроэнергии в течение многих лет? А потом по-английски улететь? Основная проблема современных АЭС - это высокие капитальные вложения в оборудование, а не логистические проблемы его доставки на стройплощадку."
Почему бы Вам было не заменить слова "прилететь-улететь" на "приплыть-уплыть" и не развить мысль, когда затевалась история с плавучками? Кстати, это актуально и сейчас.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 22/03/2023
Комментариев нет, потому что данная статья относится к разряду "паранойял резвится".Серьезно такое воспринимать невозможно, а администрация публикует в качестве провокации на хоть какое-то обсуждение, на ряду с цитатами различных личностей на тему политики.
Чтобы Вы не уходили с пустыми руками задам пару вопросов по теме Ваших упражнений, в психотерапевтических интересах.
Почему Вы решили, что обеспечение "летучести" конструкции будет дешевле, чем доставка по морю или наземным транспортом? Вы представляете порядки удорожания такой установки? И ради чего все? Чтобы один раз эффектно прилететь куда-то для последующего генерирования электроэнергии в течение многих лет? А потом по-английски улететь? Основная проблема современных АЭС - это высокие капитальные вложения в оборудование, а не логистические проблемы его доставки на стройплощадку.
Где оценки экономической эффективности по хоть какому-то из общепринятых критериев? LCOE, расчетная стоимость электроэнергии? Как без этих расчетов можно вообще какие-то выводы о целесообразности делать?
Вы в курсе, что работающих силовых установок на сверхкритическом СО2 с рекомпрессингом НЕ СУЩЕСТВУЕТ из-за нерешенных и вероятно нерешаемых проблем с компрессорами и теплообменных оборудованием? По другому циклу с другой тепловой схемой указанных расчетных КПД на уровне 50% просто не достичь на СО2 даже расчетом, не говоря уже о практике.
Мощность сброса тепла, которую вы насчитали в "тепловом расчете" можете смело делить на 3, поскольку теплопередача от оребренной поверхности не считается по значения альфа конвективного, нужно учитывать распределение температуры и тепловых потоков по ребру, и чем больше коэффициент оребрения, тем выше неравномерность. Это, как уже отмечалось выше, начальные курсы университета.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Цитата: "Египет, Замбия, Руанда, Эфиопия формируют новую линейку партнеров «Росатома»"
Существует выражение: "мировая Руанда вышла на тропу войны". То что РФ судорожно ищет поддержку от таких недоразвитых стран - ярко говорит о геополитическом крахе РФ и близости к военному поражению на поле боя. 
Вот, скоро ликвидируют находящийся в стратегическом окружении режим в Приднестровье - и тогда Молдавия перестанет быть русской страной: объединится с Румынией, войдёт в НАТО и в Евросоюз. Таков характер новостей.



[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2023
Цитата: "Египет, Замбия, Руанда, Эфиопия формируют новую линейку партнеров «Росатома»"
Существует выражение: "мировая Руанда вышла на тропу войны". То что РФ судорожно ищет поддержку от таких недоразвитых стран - ярко говорит о геополитическом крахе РФ и близости к военному поражению на поле боя. 
Вот, скоро ликвидируют находящийся в стратегическом окружении режим в Приднестровье - и тогда Молдавия перестанет быть русской страной: объединится с Румынией, войдёт в НАТО и в Евросоюз. Таков характер новостей.


=========


Хрюкни, Ребе


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Мы создадим летающую мини-АЭС, которая будет намного выгодней, чем российская плавучая атомная тепловая электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» -  плавучий энергоблок в разрезе с КЛТ-40С 
Ни х..я Вы уже не сделаете. Виноградов, Вам сколько лет? Восьмой десяток. Несолидно бросаться непроработанными утверждениями.
Для летающей мини-АЭС нужна удельная мощность средняя по всей массе летающей конструкции, хотя бы, на порядок больше чем у КЛТ-40С на один только реактор с радиационной защитой и электрогенератором, без движителя /любого типа/: 55.000.000 Ватт на 1500 тонн это 60 лошадиных сил на 1,2 тонны /у "Жигулей" и то больше, хотя они не скоростная и не динамичная машина/. 
Чтоб взлететь и лететь на небольшой скорости, "кукурузник" АН-2 при сравнимой массе имеет мощность 1000 лшс, и то скорость получается менее 200 километров в час.






[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
... "Вы уже не сделаете. Виноградов,"... Я и не собираюсь это реализовать в России, поскольку "элита" Росатома, зная (а возможно и не знает про эти идеи) сгнила на корню, ещё со времён руководства С. Кириенко. Кроме ВВР, БН и Брест они ничего не знают, и не хотят знать. А в Китае эти идеи и конструкции легли на благодатную почву. Им и флаг в руки. Уже как более года испытываются шаровые твэлы, и графитовые, и другие, и газовый теплоноситель, и фундаментальные исследования процессов, о которых в КБ Росатома ранее не знали, и уже из-за низкого уровня знаний и сейчас не смогут узнать и сконструировать безопасные компактные ядерные установки, например, типа Атомного двигателя Виноградова" или "Атомной гибридной силовой установки", или "Атомного ионного ракетного двигателя" для космоса и стратосферы, чтобы летать с гиперзвуковой скоростью - до 27 км/с. Время для России - 30 лет ушло впустую. С академиками России Китай прервал отношения.  
Я как конструктор доволен, что хоть Китай сделал большой шаг в создании и атомной электроэнергетики - "сделает электроэнергию товаром, а не мегапроектом", и сделает одновременно большой рывок в создании атомных силовых установок для воздушно-космических сил и флота. Есть решение ЦК Компартии Китая, значит создадут "всё это" при любых политических раскладах многополюсного Мира. Американцы, попали в отстой!!!


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Из комментариев к Нигматулину Б.И. :--Атомная промышленность СССР и России должна была быть драйвером самых современных отраслей производства, вместо этого она стала тормозом для новых видов энергетики и налоговой нагрузкой нефтяной и газовой отрасли.Дементий Башкиров.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Re: Булат Нигматулин выступил в Госдуме (Всего: 0)от Гость на 18/03/2023
Коллеги! Вы же прекрасно понимаете, что теперь 80 процентов управленцев в Росатоме без чести и совести. 
У них задача укрепить свое благосостояние. И чаще нет задачи что то разрушать. Оно само как бы разрушается. И любой бюрократ докажет что разрушается не по его вине. Ну вот так устроено российское промышленное общество более 20 лет. А может и 30...


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Господин Виноградов! Вы хоть раз были на АЭС? Похоже вы атомную энергетику изучали по картинкам из интернета.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Осталось создать дирекцию по строительству летучей АЭС с окладом директора в сотню килобаксов.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Осталось создать дирекцию...
Зачем создавать, когда уже другие фирмы работают...


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Про масштаб и сложность задачи производства турбин под отличающийся от воздуха по молярной массе газ, работающих в замкнутом радиоактивном контуре: в контексте производственного потеециала современной РФ.
Пятнадцать лет тянулась коеченная санкциями эпопея: создание "Суперджет-100", кроме них РФ почти не делала гражланских самолётов. Сделаны 230 самолётов, то есть 460 турбореактивных двигателей тягой по 8 тонн каждый: масса по 1,7 тонны, длина 3,6 метра, диаметр 1,6 метра. Тепловая мощность ~20 МВт, полезная в долгоиграющей электростанции - пусть 8 МВт то есть под 180 МВт Виноградову надо 20 штук. 
При этом:в "Суперджете" контур открытый нерадиоактивный, Виноградову надо закрытый радиоактивный; В "Суперджете" рабочий газ - подогретый воздух, а не экзотика СО2 или гелий. В "Суперджете" всю горячую часть делали Французы, как перестали поставлять - производство "Суперджета" навсегда прекращено в 2022 году, а к лету 2023 выработают ресурс большинство из 154 летающих "Суперджетов" /из 230 произведённых 20 до сих пор невостребованы, 154 летают, 4 упали, 6 предсерийных прототипов, остальные 46 неисправны разобраны на запчасти/.
Общий вывод: 
вообще, газовая турбина хороша тем, что под её "естественные" обороты есть лёгкие и мощные 400-Герцовые электрогенераторы и электродвигатели. Но: масштаб и сложность задачи таковы - замкнутый высокотемпературный радиоактивный контур на рабочем газе с отличной от воздуха молярной массой - что если бы все ресурсы "Суперджета" за 15 лет - выделенные и государством и пассажирами - были выделены Виноградову, их бы в лучшем случае хватило на создание и отладку нескольких экспериментальных прототипов газотурбинного реактора.
 




[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
Про масштаб и сложность задачи производства турбин под отличающийся от воздуха по молярной массе газ...
На сегодня, ничего сложного нет, просто надо держать в КБ команду способных расчетчиков - физиков, а не манагеров дебильных. И конструкция стала известной, и материалы есть, нет только желания либеральной команды "распильщиков бюджета" в верхних эшелонах власти Росатом отойти от своей кормушки - ВВЭРы и т.д. В Китае, возможно, за "распил" денег бюджета смертная казнь, или что ещё сильнее - прогон через строй, в котором от наказанного отрывают куски мяса с одеждой. Наши пильщики вообще ничего не боятся, проталкивают любой красивый блеф через НТС, и всё в ажуре!



[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2023
"..... и все в ажуре...." – кстати, НТС до сих пор не может организовать открытую дискуссию по проекту ПРОРЫВ – боятся. Затратили огромные народные деньги на проект, который НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ! Нет материалов, способных выдержать свинец, не отработаны технологии... Для отработки проекта нужно было сделать сначала стенд на 20-30 Мвт тепловых и уже после получения каких-то результатов браться за 300 Мвт. Одно слово – распильщики.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2023
Так CPR создали "распильщики", которым поотрывали куски мяса? Или он летучий?


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2023
Не увидел в расчетах для оребренного теплообменника коэффициента эффективности оребрения и непосредственно самого коэффициента оребрения. Надеюсь автор не считал каждый квадратный метр оребренной поверхности по значениям расчетного конвективного коэффициента теплоотдачи. Это второй курс университета между прочим


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2023
В данном проекте не представлен раздел о максимальной аварии (как видно, это падение ЛМАЭС с максимальной высоты полета 30 км). Пока это тянет на тщательно проработанный проект грязной бомбы.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2023
В данном проекте не представлен раздел о максимальной аварии (как видно, это падение ЛМАЭС с максимальной высоты полета 30 км)....
Во-первых, Вы не видели проект, а статья это изложение идеи.Во-вторых, "Атомный двигатель Виноградова", аналог которого предполагается применять Атом. гибридной силов. устанвке в  ЛМАЭС, имеет собственную защиту от разрушения, это "гробик" - контейнер в который извлекаются все шаровые твэлы с пропиткой жидким свинцом... (подробно читайте по ссылке в статье). Как будет вести себя этот контейнер с ядерным топливом, находясь в толстостенном корпусе двигателя, при столкновении с землёй при падении с 30 км, это можно познать при эксперименте, до которого ещё далеко. Расчет показывал - все нормально, не развалится. Что касается ядерной безопасности в полёте, то авиаторы рассматривали случай с десантированием и мягкой посадкой. Вообще то это их вопрос.Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл.           комментариев - 14, просмотров - 1058 по состоянию на  21.03.2023. Деловых комментариев по теме статьи - 2, остальные пустышки.Видимо, или специалистов нет, или всем всё ясно и так. Статья это раскрытие идеи, примерное доказательство того, что так можно сделать, и только. А подробности в проекте, который никто не раскроет для обывателя. Очень приятно воспринимать, что подписано соглашение с КНР о совместных работах до 2030 года, планировали эту "штуку" запустить возможно в 2027 году. Виноградов А.А. 


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 22/03/2023
По поводу оценок за публикации в правом верхнем углу экрана, наблюдение.
Когда за публикацию упорно вылезает дробная часть цифра "66" многие авторы начинают ставить себе кол (мол ну её в ж..пу абсолютную высоту оценки). Лишь бы не было числа ВельзеВаала, то есть имени Диавола, на их работе.
Казалось: неверующие вроде граждане, не православнутые.По факту же получается: В Б..ГА НЕ ВЕРЯТ НО ДЬЯВОЛА БОЯТСЯТакая формула получилась для описания современных россиян. 





[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2023
Львиную (более 50%) долю в себестоимости электроэнергии АЭС дает т.н. «капитальная составляющая», т.е. «размазанные» по времени на срок эксплуатации кап. затраты на сооружение АЭС, поделенные на отпуск электроэнергии. Без снижения этих кап. затрат (точнее, удельных кап. затрат на единицу мощности) атомную э/энергию дешевой не сделать никак. Предлагаемые пути решения проблемы являются паллиативом (или осознанным обманом или самообманом). Эти пути: а) повышение единичной установленной мощности энергоблока и б) «оптимизация» (удешевление) проектов. Путь а) (форсирование энергоблоков) исчерпал себя технически, т.к. больше 1255 МВт +/- в транспортный габарит не воткнуть, теплогидравлика и безопасность активной зоны на пределе, и экономически, ибо проклятый «эффект масштаба» действует с неумолимостью закона тяготения: рост единичной мощность дает снижение удельных кап. затрат на проценты, максимум единицы десятков процентов. Путь б) (оптимизация проектов) также дает в лучшем случае десяток процентов выигрыша (пример – ВВЭР-ТОИ) – причем дает  удешевление только в теории. На практике, по опыту ВВЭР-ТОИ, при дополнительных затратах в оптимизацию около 12 млрд. руб. (400 млн. долларов по тогдашнему курсу, на минуточку) получили выигрыш по мощности на 57 МВт, «влепили» в проект дорогущую альстомовскую турбину (вчетверо дороже аналога ЛМЗ та тот момент) и получили в итоге снижение удельных кап. затрат на 20% - но только на бумаге (желающие могут сравнить текущие ценники на ВВЭР-1200 (АЭС-2006) и ВВЭР-ТОИ (ВВЭР-1300 Курской АЭС-2)). К слову об управлении проектом: Вестингауз, потратив 500 млн. долларов (близкую сумму),  полностью переработал проект PWR и получил принципиально новый блок с пассивной безопасностью - AP-1000. Понимание сказанного не требует семи пядей во лбу, становится все более распространенным в отрасли мнением, и скоро станет общим местом, понятным студентам старших курсов.  И не случайно один из научных руководителей отрасли на одном из совещаний по тематике АСММ был вынужден, вертясь как вошь на гребешке, признать, что без прорывных технических решений радикально повысить характеристики ВВЭРов любых размеров и мощностей невозможно. Инженер.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2023
Львиную (более 50%) долю в себестоимости электроэнергии АЭС дает т.н. «капитальная составляющая», т.е. «размазанные» по времени на срок эксплуатации кап. затраты на сооружение АЭС, поделенные на отпуск электроэнергии. Без снижения этих кап. затрат (точнее, удельных кап. затрат на единицу мощности) атомную э/энергию дешевой не сделать никак. Предлагаемые пути решения проблемы являются паллиативом (или осознанным обманом или самообманом). Эти пути: а) повышение единичной установленной мощности энергоблока и б) «оптимизация» (удешевление) проектов. Путь а) (форсирование энергоблоков) исчерпал себя технически, т.к. больше 1255 МВт +/- в транспортный габарит не воткнуть, теплогидравлика и безопасность активной зоны на пределе, и экономически, ибо проклятый «эффект масштаба» действует с неумолимостью закона тяготения: рост единичной мощность дает снижение удельных кап. затрат на проценты, максимум единицы десятков процентов. Путь б) (оптимизация проектов) также дает в лучшем случае десяток процентов выигрыша (пример – ВВЭР-ТОИ) – причем дает  удешевление только в теории. На практике, по опыту ВВЭР-ТОИ, при дополнительных затратах в оптимизацию около 12 млрд. руб. (400 млн. долларов по тогдашнему курсу, на минуточку) получили выигрыш по мощности на 57 МВт, «влепили» в проект дорогущую альстомовскую турбину (вчетверо дороже аналога ЛМЗ та тот момент) и получили в итоге снижение удельных кап. затрат на 20% - но только на бумаге (желающие могут сравнить текущие ценники на ВВЭР-1200 (АЭС-2006) и ВВЭР-ТОИ (ВВЭР-1300 Курской АЭС-2)). К слову об управлении проектом: Вестингауз, потратив 500 млн. долларов (близкую сумму),  полностью переработал проект PWR и получил принципиально новый блок с пассивной безопасностью - AP-1000. Понимание сказанного не требует семи пядей во лбу, становится все более распространенным в отрасли мнением, и скоро станет общим местом, понятным студентам старших курсов.  И не случайно один из научных руководителей отрасли на одном из совещаний по тематике АСММ был вынужден, вертясь как вошь на гребешке, признать, что без прорывных технических решений радикально повысить характеристики ВВЭРов любых размеров и мощностей невозможно. Инженер.


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2023
Элита Росатома чувствуют всё большую пропасть между своими интересами и интересами государства. Они месяц от месяца отчаяннее начинают кусать «кормящую руку», А. Лихачев уже боится просить деньги у В.В. Путина, и в итоге власть может полностью потерять опору в их лице, как это было с генералами ВС РФ и чиновниками, и губернаторами.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2023
Идея «схемы Виноградова» как раз и состоит в предложении использовать радикально иную конструктивную схему: компактный быстрый реактор, компактный цикл на SCO2, применен принцип Energy Multiplier  (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип позволяет использовать дешевый уран-238), быстроходный (400Гц) турбогенератор меньших размеров,  плюс конвейерное заводское изготовление, что в сочетании дает на порядок меньше удельные кап. затраты и, соответственно, более дешевую э/энергию – причем настолько более дешевую, что «батарейка» малой мощности (порядка ПлАЭС) дает себестоимость э/энергии ниже, нежели крупный ВВЭР, не говоря уже о самой «плавучке» или ее якобы радикальной эволюции на основе реактора РИТМ. Более того, анализ показывает, что в одноконтурном варианте «схема Виноградова» позволяет создать источник э/энергии настолько выдающийся по своим массо-габаритным характеристикам, что он может стать силовой установкой для летательного аппарата, грубо говоря, большого дрона, который принесет АСММ мощностью порядка половины мощности ПлАЭС в любую точку земного шара. Т.е. возможности технологии таковы, что АСММ сама прилетит к Вам(!) (подчеркнуто)  – в сравнении с технологией АСММ на РИТМе (только реакторный модуль весом 1500 тонн!) и т.д., да и любой другой. Покойные И.В. Сталин или Л.П. Берия, будучи людьми суровыми, но не без юмора, предоставили бы разработчиками таких «передовых технологий РИТМ» возможность лично катить/тащить такой «махонький» передовой модуль к месту установки, любуясь попутно пейзажами чукотской тундры или иных местностей. Было бы время подумать конструторам КБ Росатом о технлогиях. Таковы возможности современных технологий реакторостроения, турбостроения, электрогенерирующего оборудования, реакторных и авиационных материалов. Критикам предлагаемого, непонимающим, за нечастым, увы, исключением, своей технической и научной дремучести, обычно маскирующейся под выражение профессионального сомнения по тем или иным отраслям знания, предлагается осознать факт того, НАСКОЛЬКО отстала наша отрасль со своими «передовыми» ВВЭРами, РИТМами и прочим ВГТРами от возможностей современных технологий. Осознать и перестать заниматься болтовней на различных совещаниях и конференциях. В статье представлены технические оценки (подчеркнуто) – оппонентам предлагается представить свои технические оценки, подтверждающие невозможность предложенного – либо, да проститься автору его французский, заткнуться. Может быть, представленные оценки неверны и «схема Виноградова» и «леталка» нереализуемы на нынешнем уровне технологии – но, по крайней мере, это вариант развития технологии, это шанс вырваться из «волчьей ямы» крупных ВВЭРов и т.п. Уверен, что отцы основатели отрасли (Курчатов, Славский, Доллежаль, Стекольников) поддержали бы такой подход. Они создали «на окраине» атомного военного проекта передовые технологи  для своего времени – с тех пор бездарные потомки за почти 70 лет  не создали ничего нового. Стыдно, коллеги! Пройдет несколько лет и что-то подобное «схеме Виноградова» и «леталке» создаст Китай – и тогда будет «лучше жевать, чем говорить». Впрочем, руководители отрасли, как научные, так и административные, равно как и разработчики «передовых технологий» могут спать спокойно – им ни за что не придется отвечать. Такова страшная традиция крайних десятилетий в истории России. Впрочем, «все течет, все меняется». «Сколько веревочке не виться…» К калькуляторам, господа! Ждем Ваших оценок. Ст. преподаватель.  


[ Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 30/03/2023
Очень жаль, что в России по состоянию на сегодняшний день остались только такие Ст. преподаватели. Точка в использовании ЯЭУ в качестве двигателей для летательных аппаратов была поставлена ещё в 1960-х годах. А начиналось все с так называемых ЛАЛ - летающих атомных лабораторий в США и СССР, которые использовались для исследования влияния рассеянного в атмосфере излучения на экипаж и бортовые приборы, а также для отработки технологии наземного обслуживания таких аппаратов. При этом использовались реакторы очень небольшой мощности. Лет 25 назад мне довелось пообщаться с одним из участников этих исследований.  Так вот проблема, без вопросов безопасности, заключается не в массе отдельной ЯЭУ, а в массе установки вместе с радиационной защитой, про которую у господина Виноградова нет ни слова. Года три или чуть поболее я приводил господину Виноградову цитату адмирала Х.Д.Риковера, надеюсь знаете кто это. Повторю её здесь.
""Академические" реакторы или станции почти всегда имеют следующие основные характеристики: 
  1. их конструкция проста;
  2. их размеры невелики;
  3. они дешевы;
  4. они имеют небольшую массу;
  5. их можно построить очень быстро;
  6. их легко приспособить для различных целей (многоцелевой реактор);
  7. они практически не требуют НИОКР и используют в основном уже имеющиеся "на складе" компоненты;
  8. они находятся на стадии исследований;
  9. сейчас они не строятся.
 С другой стороны, "реальные" реакторы можно отличить по следующим характеристикам: 
  1. они строятся сейчас;
  2. их строительство отстаёт от графика;
  3. они требуют огромного объёма НИОКР в областях, казалось бы, тривиальных - в частности, одной из проблем здесь является коррозия;
  4. они очень дороги;
  5. их постройка занимает очень много времени из-за инженерных проблем;
  6. они имеют большие размеры;
  7. они тяжелы;
  8. их конструкция сложна.
 Инструменты конструктора академического реактора - лист бумаги, карандаш и ластик. Если допущена ошибка, её всегда можно стереть и исправить. Если ошибается конструктор реального реактора, его ошибка висит камнем у него на шее, и её не сотрёшь. Она видна всем.Конструктор академического реактора - это любитель. Ему никогда не приходилось нести никакой реальной ответственности за свои проекты. Он может наслаждаться элегантными идеями, любые практические недостатки которых можно отнести в категории "мелких технических деталей". Конструктор же реального реактора должен жить с этими "техническими деталями". Хотя эти проблемы трудно и неудобно решаются, решить их необходимо, причём не откладывая на завтра. И это требует значительных усилий, времени и денег.
К несчастью для тех, кто должен принимать далеко идущие решения, не обладая при этом преимуществом близкого знакомства с реакторной технологией, а также несчастью заинтересованной общественности, ознакомиться с академической стороной вопроса гораздо проще, нежели с его практической стороной. По большей части, те, кто занимается академическими реакторами, имеют больше желания и времени для демонстрации своих идей, в статьях и устно, перед теми, кто хочет слушать. Поскольку эти люди искренне не имеют ни малейшего представления о реальных, но скрытых трудностях своих проектов, они выступают очень гладко и уверенно. А те, кто занимается реальными реакторами, пристыженные собственным опытом, меньше говорят, но беспокоятся сильнее. 

Инженер


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2023
Ваш комментарий имеет смысл, частично. В 60-х годах проект ЛАЛ делал НИКИЭИ и Томилинский филиал КБ. Реактор водо-водяной, а на фото - огромная биологическая защита из графитовых блоков. Ничего умнее в то время не придумали. Пономарёв-Степной участвовал лаборантом в испытании ЛАЛ-95. Основное отражение нейтронов было отмечено от земли и боковых предметов. О то, что нейтроны "смываются с поверхности самолета" они и "слышать не слыхивали". А это эффект, который до сих пор не использован. А на счет б/защиты, всё очень просто и тривиально. В проекте это есть и будет обсуждаться детально, если разрешат. Спасибо за комментарий. Виноградов А.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2023
Уважаемый Виноградов, ваши статьи интересны и информативны. Продолжайте писать и обсуждать. Надеюсь редакция ПРоАтом не против. Особенно интересно, в какой мере китайцы заинтересовались вашими разработками и каковы перспективы сотрудничества. Проектировщик.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2023
... в какой мере китайцы заинтересовались вашими разработками и каковы перспективы...
О чём здесь говорить? В Китае строят социалистическое государство. Что делать утверждает ЦК Компартии КНР по экспертным оценкам нескольких государственных КБ. За враньё - "дзут дзут, голова долой". Если приняли, то обязательно сделают. С РАН приостановили общение. На сегодняшний день "они сами с усами". Главная идея - это сделать электроэнергию товаром, а не мегапроектом. Вот и всё, что я могу сказать.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2023
Просмотров статьи 2461, комментариев 27, рейтинг    3.66  по состоянию на 03.04.2023. Это факт интереса у специалистов атомщиков. Позиция менеджеров, видимо, противоположная - запретить всё новое, это для них фантастика, и большой риск, и т.п. Виноградов А.А.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2023
... в какой мере китайцы...Решил добавить несколько строк. Эксперты в Китае от разных государственных (подконтрольных государству) КБ по уставу не должны общаться между собой, они даже не знают имён экспертов из других КБ. В России всё наоборот. Эксперт, например из НИКИЭТа знает эксперта из ОКБМ, эксперт из ВНИИАЭС знает эксперта из НИКИЭТа, и т.д. Т.е. экспертизы нельзя признать независимыми. Они получаются "в одно ду-ду".Поэтому и получаем, что в России развивают  в основном  одну линейку атомных реакторов - строят ВВЭРы, которые заведомо не окупаются, даже больших размеров, например ВВЭР-ТОИ. А на словах всё гладко и хорошо "прекрасная Маркиза".Виноградов А.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2023
... применен принцип Energy Multiplier  (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип позволяет использовать дешевый уран-238),..
Правильно предсказали, что урана для тепловых реакторов больше не будет!!!В реакторах Виноградова применен принцип Energy Multiplier  (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип позволяет использовать дешевый уран-238), ...
См. санкции для "Оверсис Росатом".


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2023
Отрезание РФ от мирового рынка природного урана поставит крест на экспорте российских АЭС в третьи страны. Советский отвальный уран почти полностью перекручен по второму кругу. России нечем будет загружать центрифужные каскады. Кстати, сейчас Венгрия и Турция препятствуют вхождению Швеции в НАТО во многом потому, что "Росатом" бесплатно на условии что они окажут России геополитическую и военную помощь. При отсутствии у РФ природного урана с мирового рынка, строительство АЭС автоматически остановится на неопределённый срок. Меньше будет мотивации у Венгрии и Турции к саботажу военных усилий свободного мира. Тем более что после Швеции следующим расширением в НАТО войдут Австралия, Израиль и Япония. Если Турция будет против - надо полагать, ее как тайного исламиста-саботажника исключат из НАТО и примут в качестве замены Армению.  Поэтому возможности по саботажу со стороны Венгрии и Турции ограниченные.Вот и приехали наши супер-пупер проекты АЭС с ВВЭРами.


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2023
Просмотров на сегодня уже 3158 от 13.04.2023. Отличный интерес для инженеров, которые могут создавать новую технику. Но Китай всё равно впереди!!!


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2023
Просмотров на сегодня уже 3158 от 13.04.2023. Отличный интерес для инженеров, которые могут создавать новую технику. Но Китай всё равно впереди!!!


[
Ответить на это ]


Re: Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл. (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2023
А обслуживать это чудо радиационно-стойкие нано-тараканы будут? Необходимая радиационная защита - примерно плюс три метра к диаметру и три метра к длине, причем достаточно тяжелая должна быть. Вот и нет стало чуда...
Инженер


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru