[19/01/2023] О биобезопасности России и ГК «Росатом». Окончание
Ю.А.
Бобылов,
к.э.н., автор монографии «Генетическая бомба. Тайные сценарии наукоемкого
биотерроризма» и цикла публикаций по военно-биологической тематике
Однако многим нашим читателям в последние годы, также
и в ГК «Росатом», приходится напряженно и, главное, в большой секретности, трудиться
над созданием оружия на новой физической, химической, информационной,
биологической основе и иной основе. Такой труд имеет значимое военное или
оборонное значение и вне данного гражданского кодекса поведения в мирной обыденной
жизни. Это прямо относиться и к данному
тексту для сайта ПРОАТОМ.РУ.
5. Впереди военные и террористические биодиверсии
Технологии биологической
войны имеют свою специфику, которая военными и спецслужбами уточняется в связи
с созданием новых видов этого оружия, средств и методов его доставки в страну
потенциального противника, а также развития фармацевтической промышленности. Это
будут тайные войны «нетрадиционного типа», в том числе уже после
нанесения первых сильных поражающих ударов ракетами, бомбами и снарядами. Однако
они могут вестись и мощными мировыми преступными
организациями путем организации серии смертоносных эпидемий новейшими
биопрепаратами в условиях отсутствия у противника нужных лекарственных средств
и невозможности предварительной оборонной вакцинации населения страны.
По мнению ряда
экспертов последствия использования биологического оружия террористами/экстремистами
могут быть более серьезными, нежели при ведении биологической войны вооруженными
силами, поскольку задача террористов не захват территории и объектов, а нанесение
максимально возможного ущерба для демонстрации своей силы, запугивания населения
и властных структур. Поэтому ими
будут применяться наиболее опасные виды БО, вызывающие максимальные людские
потери. В силу этого по оборонным причинам важно разрабатывать и совершенствовать
современные методы обнаружения и изучения возбудителей особо опасных инфекций и
далее создать новые лекарственные препараты.
Интересно, что основатель компании
Microsoft и филантроп Билл Гейтс 4 ноября 2021 г. заявил, что мир должен
готовиться не только к новым пандемиям, но и к возможным террористическим
атакам с применением биологического оружия, которые, по его мнению, могут
оказаться еще более опасными, чем распространение коронавируса. Для противодействия
новым угрозам необходимо потратить миллиарды долларов на исследования в области
эпидемиологической безопасности и разработку конкретных механизмов борьбы с
инфекционными заболеваниями. Гейтс призвал Всемирную организацию здравоохранения
(ВОЗ) создать специальную рабочую группу по наблюдению за эпидемиологической
ситуацией и подготовке к возможным
нападениям биотеррористов, отрабатывая
сценарии ликвидации их последствий. Рабочей группе при ВОЗ по вопросам
пандемий, вероятно, понадобится около миллиарда долларов в год (https://www.theguardian.com/us-news/2021/nov/04/bill-gates-call-for-huge-global-effort-to-prepare-for-future-pandemics).
По мнению автора,
уже в ближайшие годы высока вероятность возникновения тайных «встречных биологических
атак» одних расовых групп стран против других (арабские ОПГ против США и
Европы; КНР против России и Индии и обратно и др.). Войны скорого будущего,
однако, не ориентированы только на монорасовые государства типа Индии, Китая
или России. Важно начать осуществлять демографическую расчистку населения на
уровне «критичных регионов» (в частности, на конфликтном Ближнем Востоке) и
даже континентов (Африка и Австралия). В итоге население Земли будет постепенно
сокращаться, приближаясь к 1-2 млрд чел.
Скорый переход к биологическим геноцидным войнам ставит ряд сложных
научно-технических проблем, решение которых требует повышенной секретности исследований
и разработок. Отчасти, это имеет значение для особой поддержки в России «двойных» биотехнологий, важных для решения
проблем обеспечения биобезопасности населения и развития здравоохранения
страны.
В числе профилактических оборонных мер
для России особо актуальными видятся: 1) разработка упреждающих новых защитных
вакцин и создание соответствующих новых производств; 2) создание соответствующих
подземных резервных производственных мощностей; 3) мониторинг прикладных НИОКР
во внешнем мире, включая стран-потенциальных противников России (США и стран НАТО);
4) совершенствование технического оснащения в сфере науки, медицинской
промышленности и организаций здравоохранения России; 5) прогнозирование
возможных техногенных катастроф, эпидемий и
диверсионных актов для минимизации возможных потерь и др.
МИД РФ в мае 2020 г. официально
выразил обеспокоенность военно-биологической деятельностью США в республиках
бывшего СССР. В частности, в заявлении МИД, переданном агентством "Интерфакс", отмечалось, что "осуществляемая на
базе "Исследовательского центра общественного здравоохранения им. Р. Лугара"
военно-биологическая деятельность иностранных государств вызывает немало обоснованных
вопросов". "Данная лаборатория высокого уровня биозащиты построена
министерством обороны США и используется в его интересах для изучения возбудителей
особо опасных инфекционных заболеваний", - говорилось в комментарии российского
внешнеполитического ведомства. "Несмотря на наши запросы, США не
предоставляют информацию об осуществляемой там деятельности двойного назначения
как в плане мер укрепления доверия в рамках Конвенции о запрещении
биологического и токсинного оружия (КБТО), так и по двусторонним каналам",
- говорилось в комментарии российского министерства.
Справка: "Центр Лугара" – одна из 25 биолабораторий США,
которые финансируются Агентством по сокращению угрозы министерства обороны США
(DTRA) в рамках Совместной программы биологического взаимодействия (CBEP).
Объем финансирования составляет около 2,1 миллиарда долларов США. В 2017 году
Агентство по сокращению угрозы министерства обороны США запустило проект стоимостью
6,5 миллиона долларов США по летучим мышам и коронавирусам в западной Азии (Грузия,
Армения, Азербайджан, Турция и Иордания), где "Центр Лугара" утвержден
головной лабораторией для данного генетического исследования. Все Центры полностью
управляются и контролируются американским правительством. Они полностью
автономны и охраняются частной военной компанией, которой руководят офицеры
сухопутных войск США. В "Центре Лугара" под Тбилиси работают
представители крупнейшей биомедицинской исследовательской организации Министерства
обороны США - Военного исследовательского института им. Уолтера Рида
(WRAIR). См.: https://www.newsru.com/world/24sep2020/georgia_usa.html.
В открытых и служебных документах
Пентагона открываются шокирующие факты о военной программе биологических экспериментов
в Соединенных Штатах и во всем мире. При этом военные ученые, находящиеся на дипломатическом
поприще, тестируют искусственно созданные вирусы в лабораториях Пентагона в 25
странах. Сотни тысяч людей систематически подвергаются инфекциям от опасных
патогенов и заболеваний. Американские биолаборатории финансируются прежде всего
Военным агентством DTRA, программой
с бюджетом в 2,1 млрд. долл., охватывая страны бывшего СССР (Грузия, Украина,
Казахстан и др), Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией и Африкой. Руководители военных программ DTRA тесно связаны с частными
компаниями, которые не подотчетны непосредственно Конгрессу и могут обойти
закон из-за отсутствия прямого наблюдения. Гражданский персонал также обладает
дипломатическим иммунитетом, хотя они не являются дипломатами. Следовательно,
частные компании могут работать от имени правительства США под дипломатическим
покрытием без прямого контроля со стороны принимающего государства - Грузии.
Эта практика часто используется ЦРУ для тайных агентов.
Cправка. Агентство по уменьшению военной
угрозы (DTRA)
- агентство
боевой поддержки Министерства
обороны США (МО) по противодействию оружию
массового уничтожения (ОМУ; химическое, биологическое, радиологическое, ядерное и взрывчатое вещество). DTRA отвечает за управление и интеграцию
научно-технических программ Министерства обороны в области химической и
биологической защиты. Согласно Стратегическому плану агентства на
2018-2022 финансовые годы, миссия DTRA "позволяет министерству обороны и
правительству США готовиться к использованию оружия массового уничтожения и
импровизированных угроз и бороться с ними, а также обеспечивать ядерное сдерживание". Штаб-квартира агентства находится в Форт-Бельвуар,
штат Вирджиния, где работают около 2000 военных и гражданских лиц включая
десяток постоянных мест по всему миру. Примерно 15% рабочей силы
распределено между военно-воздушной
базой Киртланд и ракетным
полигоном Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, а также
объектом национальной
безопасности штата Невада (ранее называвшимся испытательным
полигоном в Неваде). Около 15% сотрудников находятся в Германии, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Грузии, Украине, Армении, Кении, Республике Корея, Японии и Сингапуре. DTRA
также поддерживает связи со всеми боевыми
командованиями вооруженных сил США, Бюро
национальной гвардии, ФБР и другими
межведомственными партнерами правительства США. См.: Defense Threat Reduction Agency –
Wikipedia // en.wikipedia.org›wiki/ Defense_ Atomic_ Support_Agency.
В октябре
2011 г. в этом Центре так сформулировали задачи: 1) атрибуция; 2) информационные
материалы; 3) обнаружение и диагностика; 4) очистка окружающей среды; 5) наличие медицинских противопоказаний; 6) процесс
разработки и утверждения медицинских контрмер; 7) дозирование медицинских контрмер;
8) медицинский менеджмент. В части гражданских проблем биозащиты страны, указанные
проблемы, в сущности, сводятся к формированию в государстве системы специализированных
органов управления и прикладной науки и ведению непрерывного мониторинга
для устранения или минимизации проблем. Однако часть таких национальных проблем
имеет свой военный аспект, в том числе реализацию секретных мероприятий.
Уже после начала военной операции России
в Украине 24 февраля 2022 г. военными Минобороны России были получены новые
данные о работах США и Украины по биологическому оружию в последние годы. Факты
говорят о наступательных стратегиях применения новых видов БО.
Тревожно,
что военная биология и особо генная инженерия в США кратно опережает Россию по
ресурсным затратам и они добились стратегического и тактического преимущества по
уровню биологического оружия (БО) и защиты от него. Наращивает работы в этом направлении
Китай. По данным в открытой печати, в последнее десятилетие по денежным
затратам в этой сфере НИОКР России отстала от США более чем в 20 раз. Это
мои личные экспертные оценки таких затрат. При этом Е.С.Ларина и В.С.Овчинский
отмечают, что значительная часть сильных биоинформатиков и генных инженеров
России уехала в последние пять лет даже не в США, а в Великобританию, Голландию
и Южную Корею. Характерны следующие цифры. Из 1000 наиболее цитируемых
в 2016-2019 гг. научных публикаций по генной инженерии и синтетической биологии
около 800 написаны сотрудниками американских и китайских университетов и
компаний, примерно поровну с небольшим преимуществом США. В
этом списке выявлено лишь 18 российских статей, относящихся по индексу цитирования
к местам с 800 по 1000. См.: http://zavtra.ru/blogs/authors/14599.
Однако не
все в России в «военно-биологическом отношении» плохо, о чем могут порой писать
журналисты вне сферы секретных НИОКР.
В середине
2017 г. в СМИ России появилась скандальная информация о сборе Военно-воздушными силами США российских образцов РНК и синусовой ткани. Возник всплеск
нетрадиционной научной активности по всему комплексу военных и гражданских лабораторий
в России: США планируют вести биологическую войну с русским этносом. Что-то
такое «генетическое» в российской науке и технологиях также является целью тайной
шпионской деятельности США и стран НАТО. Конечно, утечки военной информации в
СМИ случаются, но их часть может иметь цель дестабилизировать отдельные области
национальной науки противника, в том числе и направить его усилия на ложные
отвлекающие цели.
Ниже
зарубежные шпионские данные о работах по созданию БО в недрах ВПК России. В
книге "Биологическая безопасность в путинской России"
приводятся данные, которые свидетельствуют о подъеме в России исследовательского
интереса к темам генетически модифицированных патогенов до нелетального
химического оружия, применяемого с целью контроля толпы. Согласно российским документам
и фотографиям, добытыми разведкой США, с начала второго срока В.В.Путина строительный
бум идет более чем в двадцати учреждениях, которые когда-то были частью советской
системы по разработке биологического и химического оружия. Во время холодной
войны СССР тратил немалые суммы на превращение в оружие вариантов 11 различных
патогенов, включая микробов, вызывающих сибирскую язву, оспу и чуму. В то время
велись эксперименты с генетически модифицированными штаммами. Были созданы
новые классы химических токсинов, таких как "Новичок". Российские
власти настаивают на том, что исследования имеют исключительно оборонительный
характер и совершенно законны. Данные авторов книги Зилинскаса и Могера
показывают, якобы, значительную активизацию деятельности на четырех секретных
лабораториях Министерства обороны России и в многочисленных государственных гражданских
исследовательских центрах по всей стране. Так, на военном комплексе в
Екатеринбурге, где в 1979 г. произошел случайный выброс спор сибирской язвы, на
спутниковых снимках видны блоки новых промышленных зданий. Реконструкция
наблюдается и в старых зданиях, которые в советские времена были фабриками по
массовому производству «bacillus anthracis», бактерий, вызывающих сибирскую
язву. Также, по мнению американских аналитиков, в 33-м Центральном
научно-исследовательском испытательном институте в Шиханах недавно были
увеличены траты на специализированное оборудование, такое как установки для
лиофильной сушки, используемые при производстве микроорганизмов. Сотрудники лаборатории
предъявляют конкурсные заявки на ремонт аэродинамической трубы такого типа,
который используется при испытании распыляемых бактерий и вирусов, а также на
модернизацию обнесенных насыпью хранилищ, которые, по словам исследователей,
предназначены, вероятно, для испытаний под открытым небом с использованием
взрывчатых веществ. См.: https://www.inopressa.ru/article/19mar2018/wp/secret.html.
Общая организация создания научно-технической инфраструктуры для ведения биологических
диверсий и тайных войн отчасти показана в рис. 1.
В США,
как мировом лидере в сфере биологии, медицины и сложных биотехнологий, ФБР и другими
спецслужбами выработаны эффективные информационные методы для выявления
потенциальных террористов на основе анализа их общения в локальных
сетях и форумах Интернета, а также свободных рыночных закупок отдельных видов
научного и производственного оборудования. Далее возможно проведение специальных
операций с использованием тайных агентов и превентивных арестов подозреваемых. В
разворачивающейся скрытой борьбе за национальную безопасность и потенциальные
прибыли корпораций, которая выходит за рамки лабораторий, участвуют не только Минобороны
США и специальные ведомства, но и корпорации, объединенные в «Альянс за биобезопасность».
В эту группу компаний входят Bavarian Nordic, Cangene Corporation, DOR
BioPharma, Inc., DynPort Vaccine Company LLC, Elusys Therapeutics, Inc.,
Emergent BioSolutions, Hematech, Inc., Human Genome Sciences, Inc., NanoViricides,
Inc., Pfizer Inc., PharmAthene, Siga Technologies, Inc., Unither Virology
LLC. Все они являются частью так называемой «Большой Аптеки»
(Big Pharma). Этим термином обозначают разветвлённую структуру, в которой
переплелись интересы американских конгрессменов с интересами фармацевтической и
военной промышленности США. Таким образом, борьба с биотерроризмом представляет
собой особый «сплав» контртеррористической, медицинской и иной деятельности. В
зависимости от различных факторов и развития событий, в ней должны участвовать
те или иные организации и службы с исходно разными задачами. См.: https://topwar.ru/171582-bioterrorizm-na-fone-pandemii.html.
Спецслужбы России имеют необходимые методики для отслеживания
и обнаружения экстремистов разного рода, а также накопили богатый опыт в этой сфере.
По информации А. Заквасина от 31 октября 2019 г., в военном
технополисе «Эра» Минобороны России разрабатывается портативный прибор
биологической разведки. Одна из причин — наращивание потенциала биодиверсионной
деятельности закрытых американских лабораторий вблизи рубежей России. Создание
биосенсора осуществляется в интересах войск РХБЗ (https://russian.rt.com/ussr).
Рис. 2. Организация
создания научно-технической инфраструктуры для создания БО
Потребность террористов в собственной биолаборатории упрощает
их поиск и обнаружение. Источниками незаконного приобретения
биологических отравляющих веществ и патогенных микроорганизмов могут быть: военно-биологические и промышленные объекты; научно-исследовательские
объекты; работники таких объектов; незаконный ввоз биологических отравляющих
веществ и патогенных микроорганизмов из других стран; изготовление в
нелегальных лабораториях. Объектами биологической атаки могут быть станции метро,
вокзалы, аэропорты, крупные здания, магазины, закрытые концертные и спортивные
залы, системы водоснабжения, партии продуктов питания, вентиляционные системы.
6. О биобезопасности научных организаций и предприятий
ГК «Росатом»
В
обеспечении национальной безопасности и обороны России в
условиях роста военных угроз от США и европейских стран НАТО, а также угроз от структур
мирового терроризма есть своя большая
закрытая научная и производственная оборонная составляющая. К такой проблематике
имеют прямое отношение кроме Минздрава России также Совет безопасности РФ, Минобороны
(и его ГУ/ГРУ), МИД, ФСБ, СВР, МВД, МЧС и иных министерства и ведомств России,
ряд крупных корпораций страны («Ростех», «Росатом» и др.). Это касается и реализуемых
в настоящее медико-биологических программ. Здесь многое даже в самой
постановке проблем составляет государственные тайны РФ.
В середине 2022 г. вступил в действие Федеральный закон от 30 декабря
2020 г. № 492-ФЗ “О биологической безопасности в Российской Федерации”.
Первое, что можно сказать о этом законе, что он носит
сильный крен в сторону Минздрава, оставляя в стороне вопросы и задачи военной обороны
и обеспечение государственной безопасности. Понятно, что в перспективе, данный
ФЗ должен быть окружен рядом иных федеральных законов.
Структура ФЗ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Это такие понятия: биологическая безопасность,
опасный биологический фактор, биологический риск, допустимый уровень биологического
риска, биологическая угроза (опасность), биологическая защита, патогенные
биологические агенты (патогены), патогенные микроорганизмы, условно-патогенные микроорганизмы,
коллекция патогенных микроорганизмов и вирусов, штамм, микробиота, инфекция (инфекционная
болезнь), инфекция (инфекционная болезнь), устойчивость к лекарственным
препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентность), синтетическая
биология, источник биологической опасности, потенциально опасный биологический
объект, иммунодефицитное состояние, план реагирования на биологические угрозы
(опасности).
Статья 2. Правовая основа обеспечения биологической
безопасности
Правовую основу обеспечения биологической
безопасности составляют Конституция Российской Федерации, международные
договоры, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты.
Статья 3. Основные принципы обеспечения биологической
безопасности
Статья 4. Деятельность по обеспечению биологической
безопасности
Для целей настоящего Федерального закона основными
задачами деятельности по обеспечению биологической безопасности являются:
1) определение основных направлений государственной
политики и стратегическое планирование в области обеспечения биологической безопасности;
2) прогнозирование, выявление, анализ, оценка биологических
рисков;
3) разработка и применение мер по выявлению, предупреждению
и устранению биологических угроз (опасностей), в том числе выявленных в результате
мониторинга биологических рисков, локализации и нейтрализации последствий их
проявления;
4) применение специальных экономических мер в целях
обеспечения биологической безопасности;
5) обеспечение защищенности потенциально опасных
биологических объектов;
6) разработка, производство и внедрение новых технологий
и методов ведения деятельности, связанной с использованием патогенов, а также
стандартизация методов их исследований;
7) организация научной деятельности в области
обеспечения биологической безопасности;
8) коллекционная деятельность, связанная с использованием
патогенных микроорганизмов и вирусов;
9) координация действий федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления при обеспечении биологической безопасности;
10) информационно-аналитическое и экспертное обеспечение
деятельности федеральных органов исполнительной власти при обеспечении биологической
безопасности;
11) международное сотрудничество в целях обеспечения
биологической безопасности.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области обеспечения биологической безопасности
Статья 6. Права и обязанности граждан в области
обеспечения биологической безопасности
Статья 7. Права и обязанности организаций в области
обеспечения биологической безопасности
Статья 8. Основные биологические угрозы
(опасности)
К основным биологическим угрозам (опасностям) относятся:
1) изменение свойств и форм патогенов, а также
свойств и мест обитания их переносчиков;
2) возможность преодоления патогенами межвидовых барьеров
в сочетании с возникающими под воздействием окружающей среды изменениями
генотипа и фенотипа;
3) возникновение и распространение новых инфекций, занос
и распространение редких и (или) ранее не встречавшихся на территории
Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней, возникновение и
распространение природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных инфекций;
4) проектирование и создание патогенов с помощью
технологий синтетической биологии;
5) нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных
животных и растений, приводящее к возникновению и распространению связанных с
этим заболеваний;
6) распространение инфекций, являющихся основной
причиной смертности от инфекционных заболеваний, а также распространение
инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред
окружающей среде;
7) распространение инфекций, связанных с оказанием
медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности,
а также возможность возникновения профессиональных заболеваний вследствие выполнения
работ с использованием патогенов;
8) возникновение аварий, осуществление террористических
актов и (или) диверсий на объектах, где находятся источники биологической
угрозы (опасности) и (или) проводятся работы с использованием патогенов;
9) распространение резистентности;
10) распространение иммунодефицитных состояний организма
человека, животного и связанных с этим инфекций (инфекционных болезней), в том
числе повышение частоты и тяжести инфекционных болезней, вызываемых условно-патогенными
микроорганизмами;
11) осуществление террористических актов и (или)
диверсий с использованием патогенов, применение биологических технологий и иных
смежных технологий для разработки, производства и использования патогенов в
качестве биологического оружия, а также бесконтрольное осуществление опасной
техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных
технологий.
Статья 9. Организация комплекса мер, направленных
на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических
факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей), создание и развитие
системы мониторинга биологических рисков
В частности, это – 1) предотвращение, в том числе на
потенциально опасных биологических объектах, аварий, террористических актов и (или)
диверсий, осуществляемых с применением патогенов; 2) предупреждение и
предотвращение опасной техногенной деятельности, в том числе возможного бесконтрольного
использования генетических материалов и технологии синтетической биологии; 3) проведение
фундаментальных и прикладных научных исследований в области биологической
безопасности; 4) планирование создания производственных мощностей и резервов, в
том числе государственного материального резерва продукции (товаров), необходимых
для обеспечения безопасности населения и оказания медицинской помощи населению.
Статья 10. Борьба с распространением инфекционных
и паразитарных болезней
Описана система различных мер.
Статья 11. Коллекционная деятельность, связанная с
использованием патогенных микроорганизмов и вирусов
Статья 12. Предупреждение и предотвращение аварий и (или)
диверсий на потенциально опасных биологических объектах, иных преднамеренных
биологических угроз (опасностей), бесконтрольного осуществления опасной техногенной
деятельности в области биологии, террористических актов и (или) диверсий с
использованием патогенов
1. Для
предупреждения и предотвращения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных
биологических объектах осуществляются следующие меры:
1) обеспечение
соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил,
определяющих порядок работы с патогенами;
2) использование строительных,
конструкторских и технологических решений, препятствующих выходу патогенов из
рабочей зоны и их циркуляции вне этой зоны, а также исключающих их попадание в
окружающую среду;
3) обеспечение
физической защиты потенциально опасных биологических объектов от несанкционированного
доступа;
4) проведение
профилактических мероприятий организациями, эксплуатирующими потенциально опасные
биологические объекты.
2. Перечень
потенциально опасных биологических объектов, порядок осуществления мер по предотвращению
аварий и (или) диверсий на таких объектах, а также порядок осуществления мер по
локализации и ликвидации зон биологического заражения, возникших вследствие аварий
и (или) диверсий, утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Для предупреждения
и предотвращения бесконтрольного осуществления опасной техногенной деятельности
с применением биологических технологий:
1) проводится
мониторинг разработок в области биологической безопасности, а также разработок
продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и
технологий синтетической биологии, в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
2) разрабатываются
методы оценки и способы контроля безопасности указанной продукции.
4. Для предупреждения
и предотвращения террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов,
а также иных преднамеренных биологических угроз (опасностей) осуществляются:
1) анализ угроз
совершения террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов и
иных преднамеренных биологических угроз (опасностей);
2) разработка и
внедрение мер по повышению защищенности потенциально опасных биологических
объектов, мест массового скопления людей;
3) разработка
специальных мер по обеспечению биологической защиты, включая создание и
применение средств биологической защиты, биологической разведки, индивидуальной
и коллективной защиты, индивидуальных и групповых средств специальной
обработки, средств медицинской защиты, а также иных мер по обеспечению
биологической безопасности.
Статья 13. Мониторинг биологических рисков
Статья 14. Государственная информационная система в
области обеспечения биологической безопасности
Статья 15. Международное сотрудничество в области
обеспечения биологической безопасности
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства
в области обеспечения биологической безопасности
Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего
Федерального закона
При общественном обсуждении проекта ФЗ выражались
опасения о возможном необоснованном ограничений прав граждан РФ (http://katyusha.org/view?id=15755).
Проект ФЗ в 1-м чтении был одобрен на заседании
Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции 12 декабря
2019 года с такими замечаниями (https://sozd.duma.gov.ru/bill/850485-7).
Концепция
законопроекта направлена на совершенствование
порядка нормативно-правового регулирования и государственного управления в
области обеспечения биологической безопасности Российской Федерации.
Надо признать растущие угрозы
секторальной биологической войны для России путем тайных диверсий именно против
ряда стратегических научных организаций и предприятий ядерного комплекса ГК «Росатом».
См.: Бобылов Ю.А. Стратегические объекты ГК «Росатом»
и вероятные террористические удары биологическим оружием // Атомная стратегия XXI, 2021, № 179, с. 27-32.
Выводы и рекомендации 1.
Важно уметь защищать в России особо важные стратегические
сектора экономики, включая структуры ГК «Росатом» и оборонно-промышленного
комплекса. 2.
«Биобезопасность России» и также ГК «Росатом» следует рассматривать как часть «Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента
РФ от 2 июля 2021 г. № 400. В этом плане «сбережение народа» — уже не безопасность в чистом
виде, а более высокий уровень задач с точки зрения развития общества и страны. 3.
Классификация биологических
угроз включает перечень опасных биологических факторов как естественной природы
(инфекционные заболевания, возникающие, возвращающиеся, новые, появляющиеся на
новых территориях, природно-очаговые), так и искусственных угроз, обусловленных
профессиональной деятельностью человека (усложнение и интенсификация
исследовательских работ, неконтролируемое высвобождение или распространение живых
организмов с неустановленными механизмами влияния на экосистемы, увеличение
количества биологически опасных объектов с предельно допустимыми или полностью
исчерпанными техническими и технологическими ресурсами, аварии на объектах, где
проводятся работы с патогенными микроорганизмами). 4.
Для государства
разумен отказ от прошлой доминирующей цели «вхождение России в число стран-лидеров
по объему валового внутреннего продукта» с переключения усилий на модернизацию
национальной экономики и развитие промышленного потенциала страны. 5. ГК «Росатом» должна в разы увеличить ведомственные
затраты на НИОКР и инновации, сделав крен в проблему нано и биотехнологий и
особого обеспечения своей биобезопасности.
|