proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[01/11/2022]     «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4

«Атомолет» и «Ядерные батарейки» для электроснабжения удаленных поселений и месторождений  

Часть 1, Часть 2, Часть 3

Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов

В частях 1, 2 и 3 статьи частично раскрыты технические решения и обоснования возможности применения атомной энергии большой мощности для длительных полетов в воздухе на скоростях до 1000 км/час и в космосе до 16 км/сек.



В частности, в преддверье новой парадигмы производства электроэнергии, которая, наконец-то «станет продуктом (товаром), а не мегапроектом» [1], например, с помощью «Ядерных батареек»[2, 3],  которые надо доставлять к месту эксплуатации и периодически менять на новые. А также можно электроэнергию сделать товаром для удалённых районов и месторождений при начальных работах, временно используя мощность около 300 МВт от электрогенераторов атомолета. Атомолет станет, по сути, самотранспортируемой мини-АЭС.

Мегапроекты АЭС свыше 1000 МВт эл. с водо-водяными реакторами (ВВР), и даже АЭС малой мощности (АСММ) до 300 МВт эл., как например, на Дальнем Востоке с ВВР РИТМ-200Н массой в оболочке («коконе») 1500 тонн, (см. рис. 1), со стройкой, обслуживанием и ремонтом, уйдут в прошлое как «маразм и неподъёмная гигантомания конструкторов 20-го века».


Рис. 1 

Из доклада на Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли России (2021 г.) [4] Щекина Дмитрия Владимировича, заместителя главного конструктора  РУ ВВР АСММ  АО «ОКБМ Африкантов»: - Габариты РИТМ-200Н: диаметр 8,7 м, высота  22 м. Масса РУ: 1500 т. И эта работа начиналась с обликового проекта №8370-01 от 28.08.2018 г. Технические параметры РИТМ-200Н:

Электрическая мощность  не менее 55 МВт, тепловая - 190 МВт, к.п.д.  28%. Площадь станции  11,2 Га (0,11 км2 ). 

Срок сооружения   4 года. В 21-ом веке иначе как бредом сумасшедших академиков и научных консультантов нельзя признать эту разработку.

В Мире уже есть иное техническое решение для АСММ. Проекты «Ядерных батареек» уже в Мире начали реализоваться. Якопо Буонджорно, профессор ядерной науки и инженерии Массачусетского технологического института (MIT) и его команда учёных: Роберт Фрид - основатель компании GenH; Стивен Аумайер из Национальной лаборатории Айдахо США и Кевин Чилтон, отставной руководитель Стратегического командования США первыми заметили, что: - “Микрореакторы могут полностью изменить правила игры в атомной отрасли” [1]«АТОМНАЯ 2.0 ЭНЕРГИЯ» 15 июля 2021 г.]. В США все работы пока идут «на бумаге», и мощность «Ядерной батарейки» планируют 10 МВт эл.

Rolls-Royce, работая с правительством Великобритании, возглавляет консорциум UKSMR [5] «АТОМНАЯ 2.0 ЭНЕРГИЯ» 12 ноября 2020г.], который проектирует недорогой малый модульный реактор (SMR) заводской постройки мощностью 440 МВт (эл.) с пуском в течение ближайшего десятилетия.  

В UK SMR входят Assystem, Atkins, BAM Nuttall, Jacobs, Laing O’Rourke, Национальная ядерная лаборатория Великобритании, Исследовательский центр перспективных ядерных технологий, Rolls-Royce и TWI. Exelon, в свою очередь, добавит данной команде ценный опыт своей работы по эксплуатации АЭС. Exelon Nuclear эксплуатирует 21 ядерный реактор в США. Можно предположить, что реактор будет водо-водяной со стержневыми твэлами. Работы пока идут «на бумаге».   

А вот в Китае уже изготовили и 8 января — ГЛАС [6-8]: - «Концерн China Huaneng Group, выступающий 5-м производителем энергии в КНР, объявил об успешном запуске SMR. Как сообщает портал ria.ru, SMR является первым в мире малым микромодульным реактором мощностью 200 МВт и базируется на АЭС «Шидаовань». Китайские разработчики засекретили всё, что связано с созданием своего SMR, фотографий не представляют. А в статье [6] от 08.01.2022 г. на самом деле автором статьи  представлено фото концепции SMR от 12.11.2020 г. от  консорциума UK SMR из статьи [5], см. рис. выше. 

В Китае «Объект» прошел успешную синхронизацию и подключение к сетям провинции Шаньдун и теперь поставляет электроэнергию потребителям КНР. Данный объект, как отмечают атомщики КНР, выступает в качестве реактора 4-го поколения. В нем используются быстрый реактор на дешевом уране 238, возможно с добавкой тория, газовый теплоноситель и шаровые твэлы, и высокий к.п.д. газотурбинного цикла. Не требуются строительные работы, здания, обслуживание, ремонт и т.п. Подробная информация, конструкция и чертежи, стоимость «объекта», засекречены, видимо до начала серийного производства. Однако по косвенным данным можно предположить, что в основе лежит принцип «Ядерной батарейки», т.е. конструкция АДВ [9] с электрогенератором, см. рис. 2. Масса всей установки может составлять примерно 70-100 тонн. Построен и уже работает в Китае завод по изготовлению шаровых твэлов. Однако ключевое значение иное: в случае «обкатки» и доказательства эффективности технологии шаровых ТВЭЛов грядет грандиозная революция. Причем не только с технической точки зрения, но и экологической.  

В частности, именно шаровой твэл с прозрачной гидродинамической оболочкой (твэл-ШГПО) [10] позволяет иметь малую потерю давления потока рабочего тела через активную зону (АЗ) атомного реактора.  Такое решение позволяет сразу на выходе из АЗ применить на прямую газовую турбину с высоким к.п.д., если использовать в качестве рабочего тела углекислый газ сверхкритических параметров [11-14].  По не проверенным пака данным стоимость отпускной электроэнергии ожидают на порядок меньше (в 10 раз), чем с «ВВР - миллионниками». «Ядерные батарейки» будут сходить с конвейера как автомобили. Также решается достаточно просто вопрос с утилизацией отходов ядерного топлива (U-238) из быстрого реактора на заводе возврата, «грязи» при переработке будет меньше, чем от тепловых ВВР, но не всё можно получить расчетами [15], нужна реальная обкатка реактора. Однако важным моментом является способность КНР вывести данный проект в производственный масштаб. Но есть постановление ЦК Компартии Китая, и эта работа будет успешно доведена до массового изготовления таких установок, что бы это не стоило. В РИА «Новости» отмечают, что будущее находится за микромодульными проектами, и КНР в данном направлении пока занимает лидирующее положение в Мире.

В России пока ничего подобного нет. Это также подтверждается содержанием доклада Соловьева С.Л. (научного руководителя отраслевой программы развития АСММ  АО «ВНИИАЭС» ГК «Росатом») «Тенденции развития реакторостроения и связанные с ним научно-технические проблемы» от 21.10.2022 г. и других докладов на круглом столе «Теплофизические проблемы атомной энергетики» на «8-й Российской национальной конференции по теплообмену» в НИУ «МЭИ» [24]. 

Кроме РУ с ВВР типа РИТМ и «Шельф», а также атомной термоэлектрической станции «ЕЛЕНА-АМ» (до 500кВт эл.), ничего нет. На этой же конференции ставились и подробно рассматривались различные теплофизические проблемы ВВР, однако, это заведомо не приведет к созданию принципиально новых безопасных дешевых малогабаритных атомных реакторов в России. Отсутствовала сама ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ на разработку новых безопасных и дешевых реакторов, что является прямой задачей отраслевого научного и административного руководства атомной отрасли России. И более того, в стратегическом плане развития ГК «Росатом» вообще отсутствуют безопасные реакторы для АСММ мощностью 5-50 МВт эл. Т.е. ничего подобного нет, и не предвидится, поскольку научная прозападная либеральная элита и различные советники в структуре ГК «Росатом» настроены против развития новых экономически выгодных для России технологий. 

А именно, фактически научная элита настроена на саботаж стратегии нового экономического развития России, которую подготовило правительство Мишустина-Белоусова [16]. В головах топ-менеджеров, чиновников-либералов сидят только, как выразился В.В. Путин, «эффектные, но не эффективные проекты». Чем дороже проект, чем больше строительных и ремонтных работ, долгострой и т.п. и т.д., всё это сегодняшней научной элите и чиновникам на руку, поскольку можно пополнять свои карманы.  Именно по этой причине Китай приостановил общение с РАН [17], так как от академиков ничего путного нет, а «конопля им не нужна» поглощать углекислый газ из атмосферы, что предложил Президент РАН. 

Оснащение «Атомолёта Виноградова» в виде временной мини АЭС для быстрого устройства  электроснабжения месторождений и поселений в удалённых районах 

Техническое решение использовать электрогенераторы от АГСУ при стоянке атомолета простое и надежное. После вертикальной посадки на подходящее место будущего центра электроснабжения осваиваемого месторождения или поселения, вокруг атомолета создаётся промышленная охраняемая зона, на которую разгружаются строительная техника с электроприводами. Вокруг атомолета для зарядки аккумуляторов (для электромобилей, электротракторов и т.п.) устанавливаются зарядные колонки, которые подключаются к электрогенераторам АГСУ атомолета. В схеме электрической АГСУ предусмотрено переключение электропитания от электродвигателей воздушных винтов на внешний потребитель. После установки «Ядерных батареек» зарядные колонки переключаются на штатную схему электропитания от них.

Для понимания читателю общего принципа использования «Атомолета - мини АЭС» я рассмотрю конкретный пример для разработки золоторудного месторождения Кючус на северо-востоке Российской Республики Саха (Якутия) [18]. Сделка была подписана в январе 2022 года и  рассчитана на 40 лет поставки электроэнергии от SMR с реактором RITM-200N, мощностью не менее 55 МВт эл., начиная с 30 июня 2028 года.

Согласно условиям соглашения, Селигдар использует не менее 35 МВт ядерной энергии в проекте "Кючус", запасы которого, по оценкам, составляют не менее 175 тонн золота. Занимаемая площадь под АСММ с РИТМ-200Н просто огромная 11,2 Га, см. рис. ОКБМ им. Африкантова. Дата ввода в эксплуатацию РИТМ-200Н запланирован на 2028 год.

Он будет расположен в Усть-Куйге и "предназначен для электроснабжения изолированных энергетических сетей или удаленных территорий и потребителей".

В процессе сделки произносились эффектные слова топ менеджеров, в общем, в стиле известной песенки:

- «... а в остальном, всё хорошо, прекрасная Маркиза ...»;

- "Наличие гарантированного промышленного поставщика энергии АЭС SMR на этой ранней стадии, несомненно, является важным фактором коммерческого успеха проекта";

- "Разработка месторождения Кючус является знаковым проектом не только для ПАО "Селигдар", но и для развития всего Арктического региона России в целом", - отметил председатель правления "Селигдар" Сергей Рыжов.

Но про надёжность, эффективность и возможность затащить РИТМ-200Н весом 1500 тонн на площадку АЭС ни слова (наверно катить будут по тундре). На Дальнем Востоке строится (а на самом деле только собираются строить) первая в мире АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200 - по сути, возможно, прототип судьбы реакторов АЭС Фукусима. 

Краткая справка о месторождении. ТЕГИ: ЯКУТИЯ, https:/ /gold.1prime.ru/news/20210603/412896.html : 

- «Является вторым по величине месторождением в Республике после Нежданинского, незначительно уступая ему по запасам. Геологический тип месторождения: золото-мышьяково-сульфидный, т.е. с повышенным содержанием мышьяка и антимонита, и высокое содержание ртути (до 13%). Запасы С1+С2 — 175 тонн золота со средним содержанием 7-9 г/т, ресурсы — 250 тонн. Проект его освоения с выходом на добычу 4,5 тонны золота в год оценивается в 20 млрд рублей» [18]. Срок освоения пока не рассчитан.

В зависимости от технологии добычи золота будем определять потребное количество электроэнергии. Если будут применять старинную технологию, т.е. размельчение породы, промывка в коробах с водой, то потребуется большое количество теплой (горячей) воды, которую надо брать из реки и нагревать ТЭНами. Если использовать центрифужную технологию (современную) то воды потребуется гораздо меньше, и греть воду надо будет только при минусовой температуре воздуха. Будем делать расчет бытового в поселении и промышленного на руднике потребления электроэнергии в сумме  на 1 г добытого чистого золота, т.е. единицу выходного продукта. Стоимость побочных продуктов, ртути, мышьяка и др., учитывать в первом приближении не будем. 

Примем для 21-го века следующую концепцию электроснабжения и отопления поселения удалённого района и месторождения: 

П.1. Применять исключительно электроэнергию для приводов транспортных гражданских и промышленных машин (рудовозов, бульдозеров, кранов и т.п.) в районе.

П.2. Применять исключительно электроэнергию для отопления промышленных и гражданских объектов в районе.

П.3. Обеспечить запас установленной мощности электрогенерации в районе, который при необходимости может легко быть увеличен не менее чем в 2 раза.

П.4. Генерацию электроэнергии производить с помощью безопасных с точки зрения ядерных аварий «Ядерных батареек» (т.н. атомных реакторов 4-го поколения), не боящихся коротких замыканий, и которые не требуют водяного охлаждения, не требуют строительных и иных работ при установке на эксплуатацию, а также «Ядерные батарейки» не требуют обслуживания и ремонта, работают автономно в автоматическом режиме слежения за нагрузкой.

П.5. Не применять воздушные линии электропередачи (при таянии вечной мерзлоты опоры все равно эпизодически падают).

П.6. Для передачи электроэнергии по району применять кабельные линии неглубокого залегания, работоспособные при температурах до мину 70 гр.С и не требующих ремонта и обслуживания, с предельными токами не греющими вечную мерзлоту.

П.7. По площади района (поселения) и рудника должны быть с разумной плотностью (исходя из пробега с одной зарядкой) обустроены колонки зарядки аккумуляторов и механизированной замены их в электромобилях, машинах транспорта, и в других промышленных машинах и механизмах.

П.8. Полностью отказаться от использования жидкого топлива (мазута, солярки, бензина), кроме неприкосновенного запаса  медицинских служб и МЧС вертолетов.

П.9. Доставку промышленного оборудования для рудника и бытовых потребностей населения производить с помощью атомолётов, для чего в районе должно быть несколько площадок для их вертикального взлёта и посадки.

Пункты могут быть дополнены по мере проработки проекта. 

Рассмотрим расположение конкурентных площадок на месторождении и поселении, см. карту рис. ниже [19]. Очевидным является, что место размещения «Ядерных батареек» должно быть где-то посередине между центром рудника и центром поселения Усть-Куйга, если ориентироваться на проект КБ им. Африкантова. В этом же месте нужно разместить одну площадку для посадки атомолета. Но поскольку «Ядерная батарейка» безопасна в плане радиационного загрязнения в случае отказа, имеет 100% горячий резерв мощности, работает автономно и не требует обслуги, и мощность её может быть заказана любой в ряду от 5 до 50-70 МВт эл.,  то «Ядерные батарейки» более выгодно установить непосредственно на площади рудника. Они будут обеспечивать электроэнергией механизмы рудника и оборудование для извлечения золота, отливки золотых пластин Госзнака и пр., т.е. для обогатительной фабрики.

В этом случае мы выиграем на времени развертывания работы рудника, прокладке кабельных линий, на сокращении времени доставки оборудования на рудник. Атомолёту нет никакой разницы, в каком месте приземляться, площадка может быть даже не оборудована специально. Полагаю, что первым рейсом надо завести для поселения две «Ядерных батарейки», колонки зарядки аккумуляторов, клеммные распред-шкафы, два бульдозера-тягача электротрактора, кабель, приставку к электротрактору для фрезерования траншеи под кабель и его укладки, балок для рабочих. Суммарная масса оборудования может достигать 100 тонн за один рейс атомолета. Первые часы после посадки атомолета до подключения «Атомных батареек» нужно будет запитать колонки зарядки аккумуляторов от электрогенераторов атомолета, т.е. использовать атомолёт как самотранспортируемую мини АЭС. Подробное техническое решение электроснабжения рудника и поселения можно сделать в рамках аванпроекта, который смогут сделать за не большие деньги и студенты. 

Каким способом возможна реализация этого технического решения: 

Вариант 1. Можно ничего не предпринимать и не делать, а ждать когда в Китае приступят к массовому изготовлению «Ядерных батареек» и создадут атомолет, подобный тому, о котором я писал в своей статье, см. [18/07/2022] PRoAtom «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой, части 1,2 и 3. Далее заключить договор с КНР с оплатой в рублях или исходным продуктом, т.е. золотом. Покупку делать по установленной мощности, а не по «железу». По договору обязать их обменивать отработавший свой срок «Ядерную батарейку» на новую. А также оказывать транспортные услуги атомолетом по доставке оборудования на рудник и поселение. Всю инфраструктуру поселения и рудника придется делать самим. 

Вариант 2. Можно Главе Республики Саха (Якутия) Айсену Николаеву [20,21] организовать своё АО, собрать специалистов из институтов, молодых и способных студентов-выпускников ВУЗов России, делать всё самим. Конструкторская документация, чертежи и т.п. будет собственностью АО, что позволит тиражировать такое техническое решение на другие рудники Республики Саха и др. регионов России. Такую работу можно будет финансировать из федерального бюджета, а дополнительное финансирование получить от продажи «Золотых акции» внутреннего займа среди граждан Республики Соха, обеспечивая их в будущем добытым с рудника золотом. Возможно, придется обращаться к КНР за изготовлением простых компонентов «Атомных батареек» и др. оборудования. То, что не смогут сделать в Китае, так это, в первую очередь, высокотемпературную турбину от ОДК «Сатурн» состыкованную с активной зоной реактора в АДВ, и нечто другое. Нет в Китае и жаростойких высокопрочных материалов от ВИАМ и НИЦ ИАЭ им. Курчатова [22, 23] для высокотемпературных газовых турбин, нет также молибденово-вольфрамовых технологий и материалов для твелов-ШГПО, Таким образом придется делать концерн, с разделением под общий план выпуска изделия ролей каждого соисполнителя. Работа кропотливая и долгая, зато очень выгодная для Республики Саха и России в целом. Владельцем разработки будет Республика Саха. 

Вариант 3. Вообще ничего не делать, а соглашаться с тем, что предложат КБ ГК Росатом, т.е. принимать «паровозные технологии» середины 20-го века атомной генерации электроэнергии, затаскивать РИТМ-200Н массой 1500 тонн, потратить на строительство только АСММ 4 года и миллиарды рублей, и далее иметь проблемы с вывозом и утилизацией ОЯТ (как на Билибинской АЭС), и не иметь абсолютных гарантий на то, что не будет провала в электроснабжении в самый неподходящий момент - при температуре воздуха минус 50 гр.С, когда и река Яна промёрзнет до дна (1 раз в 4 года), и не иметь 100% гарантий на то, что ВВР, имея скрытую угрозу, а именно, кризис теплообмена с водяным теплоносителем, не расплавится как реакторы АЭС Фукусима.

Выигрыш от применения китайской «Ядерной батарейки», серийное изготовление которой ожидается через 5-7 лет, а изготовление атомолета - через 6-9 лет,  можем считать исходя из упущенной выгоды во времени и стоимости китайского варианта проекта электрооснащения месторождения и поселения. 

Если будет своими силами реализован проект электроснабжения рудника и поселения серийной «Ядерной батарейкой», то в последующем достаточно легко можно будет своими силами перенести это решение на другие рудники и месторождения Якутии, и вообще северных регионов России.В отношении возможного способа реализации у меня есть некоторые соображения: 

Во-первых. Реализация всех вариантов будет зависеть от политической и военной ситуации вокруг России, будут или не будут ядерные военные действия со стороны США. 

Во-вторых. По варианту 2 я не думаю, что будет быстрее сделать электроснабжение своими разработками, нежели ждать китайских. Собрать специалистов в г. Якутске это проблема, очень мало сегодня молодых специалистов, которые хотят по контракту переехать работать из Москвы, Нижнего Новгорода и др. мест в Якутию даже за двойную зарплату, или с целью «откосить» от военного призыва. А если будут бомбить и Якутск, то бытового смысла переезжать вообще нет. Также надо учитывать, что у молодых людей уже есть семьи, дети, нужно решать бытовые условия проживания на новом месте и школьные вопросы. И много ещё других бытовых вопросов. 

В-третьих.  По варианту 3 это решать Главе и Правительству Республики Саха (Якутия) [20,21]. Но я полагаю, что этот вариант не будет дешевле и быстрее варианта 1, поскольку заявленное время строительства 4 года и доставка РИТМ-200Н массой 1500 тон это явная фикция. Кроме этого в отношении строительства АЭС в Якутии на базе РИТМ-200 есть негативные комментарии с «Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли», проходившей в открытом эфире с 23 по 25  ноября  2021  года  в прямой  интернет-трансляция  из  Москвы  на платформе  AtomSpace.   http://пкк-2021.рф - ссылка  «онлайн-площадки».

Re: Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли 

(Всего: 0) Дословно, ошибки не исправлены.

от Гость на 30/11/2021

Конференция с опозданием, но всё равно продемонстрировала, что ГК Росатом деградирует полным ходом. Из-за рубежа даже заметили, что у Рисских, что не проект, то это мега проект за деньги бюджета в ущерб народу и государству. За первый день стало ясно, что Русские не могут даже придумать, т.е. нет мозгов, что-то полегче для требуемой мощности до 40 МВт для золоторудного месторождения. От великого НИКИЭТА установка "Шельф" (бочка реактора, трубы и паровая турбина с электрогенераторм в большой бочке) имеет массу более 1500 тонн. Реакторная установка с "РИТМом -200" тоже масса более 2000 тонн, да ещё и строительные работы нужны. Доставка на место размещения под большим вопросом. Некоторых проектантов из АЭП даже в бред бросило - канал надо рыть и по воде полупогружным судном завозить такие тяжести. В общем, ясно, дебилизм процветает, а научный руководитель и советник Асмолов и в ус не дует. Тупоумных конструкторов набрали и идей как сделать атомный электрогенератор в пределах по массе до 40 тонн не смогут никогда. Это очень хорошо? 

По поводу вопросов, заданных в он-лайн режиме AtomSpace научному советнику г-ну Асмолову о других технологиях, типа - «Китайцы запустили газовый... 1-контурный с ГТУ малогабаритной ...». 

«У наших руководителей это вызывает раздражение с омерзением !!! Прямо из штанов вылетают. Вы это наблюдали на конференции» (видимо имеют в виду ругательства советника Генерального директора Госкорпорации «Росатом» г-на В.Асмолова в прямом эфире, поскольку он требовал от AtomSpace корпоративную трансляцию, а сделали трансляцию на весь Мир).

Далее фото вопросов г-ну В.Асмолову в прямом эфире (записал модератор) на которые не было получено ответов:

Росатом построит для Чукотки ещё четыре плавучих энергоблока (МПЭБ) за 190,23 млрд. рублей. 2 ноября 2021, 2,2 тыс. человек прочитали сайт ZAVODFOTO.RU. Коментарии: - «Ещё один мега проект предлагают, и деньги из бюджета, а долги будет отдавать Республика Саха (Якутия). Тариф заведомо будет не дешевым, и все товары и услуги в республике будут ещё дороже. Плавучая АЭС и стационарная АСММ с РИТМ-200 хорошо видимые цели на случай ядерной бомбёжки «белой тундры».

Есть комментарий и про маразм академиков:

Re: Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли

(Всего: 0)

от Гость на 01/12/2021

Запись того самого Общего Собрания Академии Наук 2013 года, которое смотрел вживую с балкона https://www.youtube.com/watch?v=EZWXZZGVycU 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Преимущества «Ядерной батарейки» по сравнению с РИТМ-200 очевидны. Доставка простая, строительных работ не требуется, ремонт и обслуживание на срок эксплуатации также не требуется, хранение отходов ядерного топлива (ОЯТ) тоже не требуется. Исключена возможность радиоактивной аварии. «Ядерная батарейка» работает самостоятельно в автоматическом режиме: есть нагрузка - даёт мощность, нет нагрузки - переходит в спящий режим. И так она может работать непрерывно не менее 3-х лет, далее замена на новую, а это уже проблема поставщика электроэнергии. Электроэнергия становится товаром, а не мега проектом. 

О возможности реализации проекта по Варианту 2 следует отметить следующее:

Выполнение проекта вдали от Москвы, конечно, даёт много плюсов в части снижения пресса либеральной элиты, которая непременно будет всячески тормозить работу. Владеть всей конструкторской документацией и всеми правами на проект будет АО Республики Соха. Работа длительная и кропотливая, нужны будут «длинные» деньги, которые можно получить из федерального бюджета по программе Мишустина - Белоусова с 2023 года [16]. А снижение жажды «распила», я полагаю, можно свести в «белую плоскость», с помощью «Золотых акций» внутреннего займа. Желающие граждане Республики Саха могут официально обогащаться белыми деньгами из доходов по эти акциям, тем более золотом в виде пластин Сбербанка в счет будущего добытого золота. Деньги то на проект можно собрать и аккумулировать, это не сложно. Сложность состоит в наборе команды специалистов в АО, т.е. грамотных инженеров, физиков и расчетчиков. Эта болезнь деградации образования стала бичом не только в России, так, например, компания Rolls-Royce, работая с правительством Великобритании, денег заимела кучу, а инженеров не смогла набрать штат. Отсюда затягивание выполнения проекта до 2029 года, возможно и больше. Отсюда и техническое решение SMR старинное - водо-водяной реактор и паровая турбина. В Китае, конечно, всё проще и быстрее, но с китайскими фирмами надо работать начинать прямо сейчас.

В общем, необходимо найти способного и богатого (или не богатого), желательно молодого, инженера - руководителя для этого проекта в Якутии. Предусмотрим его дополнительное обучение по теме проекта. 

Можно, конечно, разделить команду разработчиков на две части. Одна в Якутске, другая в Москве, но все документы надо оформлять от АО в Якутии.

В заключении для возможности читателю оценки размеров российской «Ядерной батарейки» представляю ранее опубликованные в 2018-2019 годах рисунки вариантов применения Атомного двигателя Виноградова, например из статьи: - [29/04/2019] PRoAtom  «Ядерная батарейка 400 Гц» для месторождений и обособленных поселений: 

Рис.2. Компоновочное решение !Ядерной батарейки 400 Гц» 

Где: поз.2 - Атомный двигатель Виноградова; поз.10 - электрогенератор 3-х фазный 400 Гц. 


ЛИТЕРАТУРА: 

01. Якопо Буонджорно профессор ядерной инженерии MIT «Микрореакторы могут полностью измен правила игры в атомной отрасли», А 2.0 Э.pdf 

02. PRoAtom - «Ядерная батарейка» для Норильска, которая сделает порт.pdf 

03. MIT разработал _ядерную батарейку_ мощностью до 10 МВт _ А 2.0 Э.pdf 

04. PRoAtom - Карфаген должен быть разрушен! Как_ Нагреем вечную мерзлоту в России! от 28.01.2022.pdf

05. Rolls-Royce подписал меморандумы о взаимопонимании с Exelon и CEZ по малым реакторам _ Атомная энергия 2.0.pdf

06. РИА Новости__ КНР построит атомный коммунизм 08.01.2022, авт. Виктория Семёнова.pdf

07. В Китае строится атомный коммунизм 08.01.2022 В мире Дмитрий Корнилов.pdf

08. Китай построит атомный коммунизм_ Яндекс.Новости.pdf

09. PRoAtom - Атомный двигатель Виноградова.pdf

10. PRoAtom - Российский турбо-ядерный модуль.pdf

11. Сверхкритический энергетический цикл CO2 - Экологические эксперименты TFG - 2.pdf

12. 7th International Supercritical CO2 Power Cycles Symposium _ Southwest Research Institute.pdf

13. supercritical-co2-power-cycles-symposium.pdf

14. Сверхкритические углекислотные энергетические системы _ SwRI.pdf

15. PRoAtom - Ничтожность результатов расчета.pdf

16. Блок Мишустина-Белоусова- экономика насыщается деньгами _ Константин Двинский.pdf

17. Китай приостановил сотрудничество с Российской академией наук_ Яндекс.Новости.pdf

18. Минприроды готовит к лицензированию Кючус _ Новости _ ПРАЙМ ЗОЛОТО — Вестник золотопромышленника.pdf

19. Анищенков В. А. АСММ_в_Якутии. Доклад с конференции представителей проектно-конструкторского. комплекса 2021 дек..pdf

20. Айсен Николаев поставил задачи перед строительным комплексом Якутии.pdf

21. Глава Республики Саха (Якутия).pdf

22. НИЦ _Курчатовский институт_ – ВИАМ разработал новые высокопрочные конструкционные стали для авиационных двигателей.pdf

23. В МАИ создают материал для космических самолётов будущего _ Московский авиационный институт _ Яндекс Дзен.pdf

24. Программа РНКТ-8 прошедшая в НИУ МЭИ 2022 с 17 по 21 окт. 2022 г. .pdf

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Малая энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Малая энергетика:
Ядерные энергетические установки в космосе

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 01/11/2022
Виноградов на конференции Росатома хулиганит. 
Выдвигая предложение коллегам, Вы хоть предварительно проработали вопрос: кто именно в Росатоме может сделать работу по перечню ключевых компонентов?
В армии нельзя отдавать приказ который не будет выполнен: потому что тогда система управления посыпется. Так и в Росатоме. 
Остались ли там институты /и люди в институтах/ способные делать новые и при этом масштабные дела, а не засчёт маленького косметического видоизменения старых советских чертежей десятилетиями сидеть на должностях? 
Жива ли ещё конструкторская школа, с учётом ломки методов работы в предыдущие 30 лет: от плановых методов отказались - к рыночным полноценно не пришли; от кульманов отказались - к "автокаду" полноценно не пришли в связи с пёстрым разнобоем в пиратском импортном софте и устаревшем парке компьютеров типа "сборной солянки", не всегда адекватной ставящимся задачам работы на них. 



[ Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2022
Комментатор без подписи хорошо отписался за всех в Росатоме. Молодец, можно уже выкидывать его на пенсию - заслуженный отдых, цветочки высаживать. Да,  ... до чего дожили: был НИИ-8, потом КБ Доллежаля, первые реакторы с чистого листа конструировали, были Минск-32, М-220, БЭСМ-6, свои физики программисты - Назарян, Павлов, Ракитин и много др., сами считали и РБМ-К, и "Людмилу" и др. аппараты,  а сейчас, гл. конструктор Дениска, кстати окончил кафедру Доллежаля в МВТУ, просит сторонние фирмы посчитать ему на водородную безопасность его бочку - "Шлейф". В курчатнике вообще швах, а Гидропресс лучше уже и не упомянать...Кто виноват - манагер, украинец? 



[
Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 03/11/2022
"В курчатнике вообще швах, а Гидропресс лучше уже и не упомянать" - полностью с вами согласе, "швах и лучше не упоминать", т.е. полный ноль


[
Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 03/11/2022
Если я правильно понял, то Виноградов предлагает летающую по воздуху мини-АЭС мощностью до 300 МВт эл. И подключить нагрузку от потребителя можно быстро сразу после посадки атомолета. Если китайцы это сделали или сделают, то Росатом будет в жо... со своими ржавыми баржами.


[ Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 05/11/2022
"Если я правильно понял, то Виноградов предлагает" - единственное на что он способен, что-то предлагать, рисовать рисунки без всяких конкретных ссылок на расчеты предметов предлоджения, анализ их безопасной работы и т.п. Слова по поводу того, что у него украдут что-то - пустые слова, здесь нечего красть, т.к. нет ничего реального. Прежде чем что-то построить, надо доказать, что это что-то действительно будет работаь так, как говорят. Если нечего показать конкретного - остается одно, "предлагать". Уже несколько лет все предлагает и предлагает, но где это все. 


[
Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 05/11/2022
"В частях 1, 2 и 3 статьи частично раскрыты технические решения" - ни в частях 1, 2 и 3, ни в этой части нет ничего, кроме слов, ну просто - ничего, одна демагогия.


[ Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 07/11/2022
"В нем используются быстрый реактор на дешевом уране 238, возможно с добавкой тория, газовый теплоноситель и шаровые твэлы, и высокий к.п.д. газотурбинного цикла."Откуда автор взял газотурбинный цикл на Shidao Bay? Там паровая турбина стоит


[ Ответить на это ]


Re: «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 07/11/2022
Больше всего Виноградов напоминает Манилова из "Мертвыш душ" Гоголя


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 1.03 секунды
Рейтинг@Mail.ru