proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/06/2007]     Атомный флот создавался молодыми

Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» считает себя первопроходцем в отечественном подводном кораблестроении. Это право заработано многочисленными «первыми в мире» конструкторскими проектами. Первый в мире пуск баллистической ракеты был осуществлен с борта подводной лодки, спроектированной коллективом бюро.

СКБ-143 была спроектирована первая отечественная атомная подводная лодка К-3 («Ленинский комсомол»). На базе К-3 были созданы первые серии отечественных торпедных и ракетных АПЛ I поколения. В 1969 г. по проекту бюро была построена первая в мире титановая высокоскоростная атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами с подводным стартом. В 1971 г. со стапелей Ново-Адмиралтейского завода сошла первая в мире комплексно-автоматизированная ракетно-торпедная титановая атомная подводная лодка, созданная по проекту бюро. Этот прорывной проект обеспечил создание нового подкласса кораблей ВМФ – многоцелевых ракетно-торпедных атомных подводных лодок II, III и IV поколений. В середине 1980-х гг. созданы уникальные обитаемые глубоководные технические средства освоения Мирового океана.

И сегодня «Малахит» не сдает позиций, завоеванных на заре создания подводных сил страны, сохраняя мировое лидерство по внедрению новых типов торпедного и ракетного оружия на подводных лодках, ведущие позиции по проектированию многоцелевых АПЛ и глубоководных технических средств, освоению новых типов энергетических установок и высокопрочных корпусных материалов ПЛ, являясь базовым бюро по координации работ с ядерными энергетическими установками АПЛ и технических средств освоения Мирового океана.

О работе ФГУП «СПМБМ «Малахит» рассказывает главный конструктор Радий Анатольевич Шмаков.

В СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»), занимавшееся «проектированием подводных лодок с нетрадиционной энергетикой», я пришел в 1954 г. по распределению из Кораблестроительного института. И сразу был направлен в проектный отдел, который занимался проектированием первой отечественной атомной подводной лодки.

Все сотрудники проектного отдела, в основном недавние выпускники вузов Ленинграда и других городов, были молоды, энергичны, инициативны. Идеи били через край. Средний возраст конструкторов – 25–30 лет. Более трети бюро были комсомольцы, что определяло и стиль работы, и стиль жизни нашей организации. Атмосфера была творческой, а работа – очень напряженной. Все мы трудились над одним проектом, являвшимся революционным шагом в подводном кораблестроении. Со временем никто не считался. Работали и по вечерам, и по воскресеньям. Начальник бюро и главный конструктор первой отечественной АПЛ Владимир Николаевич Перегудов и главный инженер Виталий Петрович Фуников к нам прислушивались, участвовали и в комсомольских собраниях, и в заседаниях комитета.

Время было горячее – надо было срочно завершить технический и рабочий проекты, построить наш «первенец». А рождался он очень непросто. Сложностей было предостаточно. Так, при корректировке технического проекта пришлось изменить всю носовую часть корабля.

Тогдашние начальники отделов относились к молодым специалистам, как к равным. Поэтому мы быстро вырастали в специалистов, определявших лицо нашей организации, ее прогрессивный настрой, вкус к самому новому, передовому. Анатолий Борисович Петров, работавший в проектном отделе, сумел сплотить вокруг себя творческую молодежь, ставшую ядром разработчиков будущих проектов, таких как 671-й и 705-й.

Принцип: «Если не я, то кто же», – был не просто лозунгом. Искреннее желание разобраться, понять, создать, сделать, было нормой для молодых конструкторов, а начальники общались с нами без барственного, покровительственного тона. В должностях и окладах молодежь росла быстро. И тридцатилетний начальник отдела никого не удивлял, не был исключением из правил.

Понимание того, что все решают люди, выверенная политика руководства на поддержку молодых, доверие к ним, давали и соответствующие результаты. На плечах юношей и девушек была воздвигнута вся атомная энергетика страны, создан океанский ракетно-ядерный флот Советского Союза.

Первенец атомного подводного флота

В 1948 г. американцы заложили свою первую атомную подводную лодку, которую сдали в 1955 г. С предложением о необходимости создания отечественной подводной лодки с атомным реактором к Сталину обращались дважды ученые страны, такие как А.П.Александров, И.В.Курчатов, Н.А.Доллежаль. Но ведомство Л.П.Берии считало, что приоритет должен быть отдан атомной бомбе. Постановление о проектировании первой отечественной АПЛ вышло только в сентябре 1952 г. И в этом же году СКБ-143 было переориентировано на проектирование подводных лодок с нетрадиционной энергетикой.

Под научным руководством академика Анатолия Петровича Александрова была организована проектная группа, в которой работы по облику корабля вел Владимир Николаевич Перегудов, а разработку энергетической установки возглавлял Николай Антонович Доллежаль. Работы по созданию первой отечественной АПЛ были возложены на СКБ-143, возглавляемого В.Н.Перегудовым.

Технического или тактического задания не существовало. В рамках проекта был проведен комплекс опытно-конструкторских работ по внедрению ядерной энергетики на ПЛ, гидродинамике подводной лодки, созданию новых конструкционных материалов, обеспечению обитаемости ПЛ, по оружию и радиоэлектронике. Через полтора года (!) проектирование было закончено, и началась постройка подводной лодки на заводе № 402 в Северодвинске (ныне «Северное машиностроительное предприятие»). По энтузиазму и ответственности эту работу можно сравнить лишь с работами по освоению космического пространства.

Опытная АПЛ К-3 (проект 627), недаром получившая название «Ленинский комсомол», летом 1957 года была спущена на воду, а в декабре 1958 г. – передана ВМФ. По усовершенствованному проекту 627А было построено 12 серийных АПЛ, образовавших ядро атомного подводного флота СССР.

За создание подводной лодки «Ленинский комсомол» СКБ-143 указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 г. было награждено орденом Ленина, а 104 сотрудника СКБ – орденами и медалями. Главный конструктор АПЛ В.Н.Перегудов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Возможностей у проектировщиков тогда было меньше, чем теперь, но зато больше было активности. Все делали самостоятельно. На «Ленинском комсомоле» все было новым, а главное – атомная энергетическая установка, позволившая «ныряющий» корабль превратить в ПЛ с практически неограниченным временем пребывания под водой.

В те времена отделов и, соответственно, «согласований», было мало. Если требовались данные от смежников, то обращались непосредственно к ним, получали ответы без наряда и служебных записок. Все изменения вносились прямо в чертеж и подписывались изменяющим чертеж конструктором. Не было занудной, не дающей ничего ни уму, ни сердцу работы по погашению предварительных извещений. На АПЛ «Ленинский комсомол» было внедрено такое количество новых идей и конструкций, что другие проекты утонули бы от перегрузки. Но К-3 был сработан на уровне мировых стандартов и прекрасно выдержал все передовые новшества.

Нас подгоняло время

На проведение длительных научных исследований, опытных отработок у Советского Союза времени не было. Фултоновская речь Черчилля в марте 1946 г., призвавшего к созданию англо-американского союза для борьбы с коммунизмом, положила начало «холодной войне». В 1953 г. американская администрация официально приняла курс на политику с позиций силы, получившей название «массированного возмездия» (так называемая программа «Дропшот»). В случае «чрезвычайных обстоятельств» Трумэн готов был применить атомную бомбу на Европейском континенте. В отношении Советского Союза ведение военных действий без применения ядерного оружия вообще исключалось.

В качестве носителей атомной бомбы мыслились бомбардировщики дальнего действия. Но для них нужны были американские базы за рубежом, что было связано с риском изменения политической ситуации в принимающей стране. Поэтому взоры Пентагона все чаще стали обращаться на военно-морской флот. У Советского Союза после потерь подводников во время Великой Отечественной войны ситуация была не из лучших, особенно по сравнению с набиравшими мощь ВМС США. Разведка доносила: «Американцы создают подводный атомоход, с появлением которого изменится стратегическая картина будущей войны».

В сентябре 1952 г. вышло Постановление Правительства СССР о проектировании и строительстве подводной лодки с атомной энергетической установкой. Главным конструктором АЭУ для первой АПЛ был назначен Николай Антонович Доллежаль.

Общее руководство всем ходом работ по ПЛ было возложено на заместителя председателя Совета Министров СССР и одновременно министра судпрома Вячеслава Александровича Малышева. Атомная энергетическая установка коренным образом изменяла облик ПЛ. По сравнению с дизель-электрическими лодками АПЛ К-3 обладала в два раза большей скоростью подводного хода, в полтора раза превосходила ДЭПЛ по глубине погружения и в 75 раз – по дальности плавания.

Для формирования работ по созданию атомного подводного флота страны к проектированию АПЛ было подключено ЦКБ-18 (впоследствии ЦКБ МТ «Рубин»), которое на базе проекта 627А создало ракетные АПЛ 658 и 659 проектов. СКБ-143 одновременно с первой АПЛ, имевшей водо-водяную АЭУ, разработало проект ПЛ, имевший АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) – проект 645 главного конструктора Александра Карповича Назарова. Эта АПЛ (К-27) была передана флоту в 1963 г. В отличие от ВМС США, столкнувшихся при создании АПЛ «Sea Wolf» с серьезными проблемами из-за использования химически активного натриевого теплоносителя, советские специалисты из ФЭИ (в Обнинске) и ОКБ «Гидропресс» (в Подольске) использовали в качестве ЖМТ сплав свинца с висмутом. Научное руководство этим проектом осуществлял член-корреспондент АН УССР Александр Ильич Лейпунский. АПЛ К-27 успешно совершила несколько автономных походов, практически не имея проблем с атомной энергетической установкой. Однако АЭУ с ЖМТ оказалась более сложной в эксплуатации и требовала специального базового обеспечения. В 1968 г. из-за аварии К-27 была выведена из состава флота. К использованию реакторов с ЖМТ СКБ-143 вернулось позже, в 1959 г., при создании АПЛ проекта 705.



Океанский, ядерный, ракетный

В середине 1950-х гг. СКБ-143 разработало проект АПЛ – носителя крылатой ракеты П-20. В кратчайшие сроки были решены сложные инженерные задачи размещения на подводной лодке нового оружия, дальность полета которого в 5,5 раз превышала дальность стрельбы баллистических ракет АПЛ I поколения.

Но в 1960 г. руководство страны пересмотрело приоритеты в развитии ракетного оружия. И предпочтение было отдано баллистическим ракетам.

Еще с 1954 г. в ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна»), которое в 1974 г. вместе с СКБ-143 вошло в состав СПМБМ «Малахит», под руководством Николая Никитича Исанина, совместно с КБ С.П.Королева велись работы по созданию подводных ракетоносцев. 16 сентября 1955 г. в СССР впервые в мире был произведен пуск баллистической ракеты с дизель-электрической подводной лодки проекта В611. В 1959–1962 гг. 23 подводных лодки проекта 629 создали основу морских стратегических ядерных сил советского флота. К началу 1960-х гг. советский ВМФ стал океанским, ядерным, ракетным.

В ВМС США в 1959–1967 гг. на боевом дежурстве находилась 41 АПЛ, каждая из которых несла на борту по 16 баллистических ракет системы «Polaris». Ответные действия в этой ситуации были очевидны. СКБ-143 приступило к разработке АПЛ нового типа – противолодочных.

Под руководством главного конструктора Георгия Николаевича Чернышева была разработана АПЛ проекта 671 («Victor»). В ней был реализован ряд основополагающих проектных решений, позволивших значительно улучшить тактико-технические элементы и технологию постройки. Была применена блочная компоновка АЭУ, обеспечившая снижение виброшумовых характеристик; использована новая высокопрочная сталь, позволившая существенно увеличить глубину погружения АПЛ; использован переменный ток с питанием от автономных турбогенераторов; развита система автоматического и дистанционного управления; разработаны алгоритмы управления; положено начало комплексной автоматизации управления техническими средствами.

Получился надежный боевой корабль, способный действовать в любых районах Мирового океана, включая Арктику. Лодка имела увеличенную скорость подводного хода и глубину погружения. Благодаря умеренному водоизмещению она строилась в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. В 1967 г. головная лодка 671 проекта вступила в строй.

В 1969 г. ВМФ была передана АПЛ 661 проекта главного конструктора Н.Н.Исанина, на которой отрабатывалась технология изготовления корпуса из титанового сплава и новый ракетный комплекс «Аметист». Кроме России титан в кораблестроении никто не применял. Это очень дорогой, но очень хороший конструкционный материал. При той же прочности, он в два раза легче стали. Титан хорош с точки зрения прочностных параметров, кроме того, он немагнитный. Этой АПЛ был установлен не превзойденный до настоящего времени рекорд скорости под водой – 44,7 узла. По скоростным и ряду других тактико-технических параметров наши лодки превосходили американские. Но серьезным их недостатком была довольно высокая шумность. Американцы, издеваясь над нами, писали в прессе: «Русская лодка вышла из базы, и мы ее ведем». Но за счет скорости нашим подводникам удавалось и американцам утереть нос. При главкоме В.Н.Чернавине были проведены операции «Апорт» и «Атрина», когда на задание выходили одновременно по пять лодок и веером расходились. Попробуй, поймай! Повышение акустической скрытности стало одной из приоритетных задач проектировщиков подводных лодок II и III поколений. Применение атомной паропроизводящей и паротурбинной установок с многочисленными обслуживающими механизмами, создающими высокие уровни шума, привело к необходимости разработки мероприятий, направленных на снижение шумности корабля.

ЦНИИ-45 (впоследствии ЦНИИ им. ак. Крылова) был выполнен ряд работ по снижению шума механизмов, созданию виброизолирующих конструкций для механизмов и трубопроводов, вибропоглощающего и противогидролокационного покрытий. Перед разработчиками были поставлены требования по снижению шума механизмов в источнике. Проблема была в том, что наша станкостроительная база не обеспечивала необходимой точности обработки, и во всех многочисленных узлах сопряжения это создавало шум. В свое время мы закупили металлообрабатывающее оборудование для изготовления валов, винтов у Японии. А эту японскую фирму за сотрудничество с Советским Союзом разорили. Вот так устранялись конкуренты на мировом рынке вооружения.

Последовательное внедрение разработок по снижению шумности и средств акустической защиты позволило за время серийного строительства в несколько раз снизить уровень акустического поля АПЛ проекта 671.

Опередившая время

Идея комплексно-автоматизированной высокоскоростной АПЛ малого водоизмещения проекта 705 (по классификации НАТО «Альфа») начала прорабатываться СКБ-143 в 1959 г. Оборона страны тогда была важнейшим государственным приоритетом. Конструкторы бюро ощущали в себе достаточно сил для создания АПЛ лучше, чем у вероятного противника.

Реализовать подобный проект можно было только на основе нестандартных, и даже революционных технических решений. Корабль складывался из уникальных «кубиков». К работам были привлечены около двухсот НИИ и КБ страны. Проект захватил всех.

Идею создания такого корабля энергично отстаивал Главком ВМФ С.Г.Горшков, называвший 705 проект стратегической позицией ВМФ. В требованиях по созданию техники для этой АПЛ закладывались характеристики, отвечающие предполагаемому в более дальней перспективе уровню развития науки и техники.

Возглавил работы по проекту главный конструктор М.Г.Русанов – человек чрезвычайно целеустремленный, эрудированный, бесстрашный в принятии неординарных решений. Научное руководство проектом осуществляли академики А.П.Александров, А.И.Лейпунский, В.А.Трапезников, А.Г.Иосифьян.

Каким техническим решениям обязана своим названием «Корабль XXI века» лодка 705 проекта? Главные: малое водоизмещение корабля, большая скорость подводного хода, высокие маневренные качества. При обнаружении атаки противника «Альфа» была способна уходить от его торпед, предварительно сделав залп из своих торпедных аппаратов. На максимальной скорости, равной 41 узлу, лодка могла выполнить циркуляцию на 1800 и буквально через минуту двигаться в обратном направлении. При циркуляции АПЛ могла изменить глубину погружения и зайти в «хвост» потерявшему ее из вида противнику. В Мировом океане появился настоящий подводный истребитель. Ходовые и маневренные качества «705-й» с самого начала были заложены в ее внешнем облике, который на многие годы вперед стал эталоном гидродинамической отработки формы АПЛ, своеобразной визитной карточкой «Малахита». Все малахитовские лодки были элегантны, как девушки, может быть потому, что теорией гидродинамики движения занимались талантливые женщины – ученые Людмила Васильевна Калачева и ее сотрудники. По инициативе Л.В.Калачевой в бюро появилась первая ЭВМ, на которой моделировались режимы движения подводной лодки.

Выбор более легкого и прочного титанового сплава для конструкций корпуса и основного оборудования поддержали все. Сложнее обстояло дело с выбором ядерной паропроизводящей установки. Малое водоизмещение АПЛ требовало снижения веса и габаритов ППУ. И только установка жидкометаллического типа давала существенный выигрыш. В выделенные в АПЛ 705 проекта объемы и массы установка с ВВР просто не вписывалась. Неоднократное рассмотрение вопроса выбора типа паропроизводящей установки на НТС различных уровней в итоге привело к решению разрабатывать для этого проекта два типа ППУ с ЖМТ: ППУ ОК-550 разрабатывался ОКБМ, БМ40А – ОКБ «Гидропресс». ППУ ОК-550 была установлена на лодке К-64 проекта 705, ППУ БМ-40А – на АПЛ К-123 проекта 705К. В пользу установки с ЖМТ сильным аргументом являлась возможность быстрого регулирования мощности, позволявшая моментально набирать скорость хода. Но очень перспективная во всех отношениях ЯЭУ при жестких сроках создания была недостаточно доработана для принятия на боевой корабль (наземный стенд не успели построить), а береговые службы ВМФ оказались неготовыми эксплуатировать корабли с ЯЭУ такого типа.

По численности экипажа «705-я» должна была приблизиться к экипажу стратегического бомбардировщика. Но удалось его сократить только до 29 человек, что в три раза меньше, чем на АПЛ XXI века. Постоянные вахты в отсеках исключались. Комплексная автоматизация реализовывалась на основе максимального упрощения всех корабельных систем и устройств, сокращения количества управляемых органов и контролируемых параметров. Это позволило осуществить управление боевой деятельностью и всеми техническими средствами АПЛ из единого главного командного пункта. По оценке командующего флотилией АПЛ адмирала А.П.Михайловского: «Командир получил возможность одним взглядом окинуть весь экипаж и в считанные секунды принять решение, соответствующее обстановке, отражаемой на пультах управления».

Комплексная автоматизация позволила создать целостную концепцию спасения личного состава, когда все боевые посты, служебные и жилые помещения были сосредоточены в одном отсеке-убежище.

Лодка была оснащена противолодочными ракетами «Вьюга» для борьбы со стратегическими ракетоносцами и высокоскоростной подводной ракетой «Шквал». При создании АПЛ проекта 705 был получен опыт решения стратегической государственной задачи, организации активного творческого процесса в масштабе всей страны. По техническому уровню «705-я» намного опередила свое время. Ряд достижений, установленных на ней, до сих пор не превзойден никем в мире.

У России есть технологии, которыми надо гордиться

АПЛ проекта 671 и 705 подтвердили огромный творческий потенциал конструкторского бюро, возможности решать самые сложные задачи подводного кораблестроения.

В 1985 г. на флот начали поступать новые многоцелевые лодки проекта 971 типа «Барс». По своим акустическим параметрам они не уступали американским АПЛ типа «Los Angeles». Главный конструктор Г.Н.Чернышев удачно объединил в этом корабле сильные стороны проектов 671 и 705 и все самые передовые достижения отечественной науки и техники.

АПЛ типа «Барс» были оснащены самым современным гидроакустическим комплексом, позволяющим в несколько раз увеличить дальность обнаружения целей. По сравнению с лодками II поколения боевая эффективность «Барсов» возросла в несколько раз. Технология зонального построения блоков внутренних несущих конструкций в цехе с последующей «закаткой их в корпус», позволила сократить трудоемкость, повысить качество монтажа, а значит, добиться существенного снижения шумности ПЛ. Благодаря профессиональной гидродинамической школе «Малахита», основанной Л.В.Калачевой, Д.П.Скобовым, лодки 971 проекта имеют отличную ходкость и маневренность. Эти грозные и красивые корабли составляют гордость нашего ВМФ. Только по основным 60 проектам СПМБМ «Малахит» за 60 лет на отечественных верфях было построено более 300 кораблей различного назначения, а также обитаемых аппаратов и судов обеспечения, глубоководных технических средств для освоения Мирового океана, разведки и добычи полезных ископаемых на шельфе. По проекту «Малахита» строятся многоцелевые лодки IV поколения, ни в чем не уступающие зарубежным. Разработан целый ряд проектов неатомных ПЛ с анаэробными энергетическими установками. В бюро созданы проекты подводных танкеров, контейнеровозов, судов-снабженцев. Разработана концепция плавания подо льдом транспортных судов.

Главная ценность «Малахита» – кадры, которые сегодня пополняются молодыми конструкторами. Творческий потенциал бюро позволяет российскому флоту достойно защищать государственные интересы России и способствовать ее социально-экономическому росту.

(Журнал «Атомная стратегия»)  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru