[19/04/2022] Промышленность России в марте: промпроизводство сохраняет рост, спрос снижается
По оценкам ИПЕМ, рост промышленного производства в
марте 2022 года продолжился (+5,7), невзирая на санкции. Однако спрос на
промышленную продукцию начал снижаться (-2,2%) в большей степени за счет
высокотехнологичных отраслей, наиболее чувствительных к нарушению
производственно-логистических цепочек.
Индикаторы
состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы
ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – с различной оперативностью отреагировали на
зарубежные санкции. Индекс ИПЕМ-производство в марте 2022 года продолжил расти:
+5,7% (+7,8% за период январь – март 2022 года к аналогичному периоду прошлого
года), индекс ИПЕМ-спрос впервые за долгое время показал снижение на 2,2%
(+2,4%) (здесь и далее – все процентные показатели даны относительно марта 2022
года, если не указано иное). О методологии расчета индексов – в
справочной информации.
Спрос на продукцию добывающих отраслей продолжает
расти: +2,6% (+4,2% за период январь – март 2022 года).
Добыча нефти в марте 2022 года продолжила
увеличиваться: +7,3% до 46,6 млн тонн, экспорт нефти также
увеличился на 7,7% до 19,1 млн тонн. На фоне ограничений на поставки российской
нефти, введённых некоторыми странами, продолжение реализации сделки ОПЕК+ в
ранее определённой конфигурации является важным стабилизирующим для рынка
фактором. Кроме того, премия к цене, которую получают все участники сделки,
кроме России, стала значимым стимулом для продолжения выполнения
договорённостей. Нефть марки Urals и раньше обычно торговалась с некоторым
дисконтом к Brent, однако в марте дисконт в цене на российскую нефть вырос и
составляет по различным данным 20-30 долл./барр.
В марте 2022 года экспортные поставки газа значительно
снизились относительно аналогичного периода прошлого года, при этом уровень
заполненности ПХГ в Европе продолжает сокращаться (26,4% в марте 2022 года
против 32,0% в марте 2021 года). Поставки газа в марте выросли в Италию,
Польшу, Грецию, Болгарию, Хорватию и Турцию. Экспорт газа в Китай по
газопроводу «Сила Сибири» также продолжает увеличиваться. После ввода ряда
ограничительных мер со стороны ЕС Россией было принято решение о переводе
оплаты газа, поставляемого в Европу, с евро на рубли. При этом последствия
изменения схемы оплаты в части влияния на объёмы поставок можно будет оценить
лишь в перспективе нескольких месяцев.
Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей
промышленности снизился в марте 2022 года на 7,2% к марту 2021 года (+0,4% за
период
январь – март 2022 года).
Внутренний спрос на черные металлы в марте 2022 года вырос на
внушительные 39,2% (+24,2% за январь – март 2022 года), внешний спрос
сократился на 10,8% (-7,4%) на фоне ввода Европой ограничительных мер на
поставку железа и стали (под санкции попадает около 40% экспорта российской
стали в Европу).
Спрос на цветные металлы в марте 2022 года со стороны внутреннего
рынка также значительно увеличился (+30,4%, +18,8%), поставки на внешний рынок
по сети железных дорог также выросли (+40,4%, +17,9%) на фоне ожидания ввода
новых ограничительных мер.
Спрос на химические и минеральные удобрения в марте 2022 года
вырос на внутреннем рынке (+39,7%, +17,2%), внешний спрос сократился на 24,3%
(-11,7%).
Экспортные поставки цемента по сети железных дорог в марте 2022
года увеличились на 51,7% (+41,8%), внутренний спрос на цемент увеличился на
48,2% (+23,0%). С динамикой поставок цемента на внутренний рынок обычно
коррелируют показатели строительной сферы. По данным Росстата, в феврале 2022
года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырос на
5,0% относительно февраля 2021 года (+3,3% за период январь – февраль 2022
года).
Наиболее чувствительными к массовым ограничениям в мировой
торговле ожидаемо стали высокотехнологичные отрасли, индекс
спроса в которых в марте 2022 года сократился на 16,7% к марту 2022
года (-7,8% за период январь – март 2022 года). Восстановление
производственно-логистических цепочек, а точнее их перестроение в новом формате
в машиностроении, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях может
занять продолжительное время.
Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в
марте 2022 года снизилась к аналогичному периоду прошлого года (-10,2%; -1,6%
за период январь – март 2022 года), поставки на внутренний рынок значительно
выросли (+30,1%, +16,5%), падение поставок в экспортном направлении составило
34,0% (-35,2%).
Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в феврале
2022 года сократилось на 13,8%. Продажи новых автомобилей в марте 2022 года по
данным АЕБ сократились на 62,9%.
Комментарий заместителя руководителя департамента ТЭК ИПЕМ Евгения
Рудакова:
«Текущий кризис потребовал от подавляющего большинства отраслей
радикальной перенастройки производственно-сбытовых цепочек. Одним из наиболее
«узких» мест в этом процессе является транспортно-логистический комплекс,
который сам по себе сталкивается со значительными проблемами. От его
возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков зависят не
только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы, которые не могут
полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и
материалов) российскими аналогами. Важнейшим фактором для дальнейшего
функционирования большинства отраслей промышленности в текущей ситуации
является транспортно-логистический комплекс, от его возможностей адаптации к
массовому перенаправлению торговых потоков и усложнению логистических процедур
зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы экономики,
которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных
видов сырья и материалов) российскими аналогами. С
корость адаптации будет
зависеть от оперативности выстраивания новых кооперационных производственных
цепочек с компаниями из дружественных стран, а также оперативности адаптации
логистических цепочек в условиях ограничений на работу через российские порты,
судозаходы для экспорта, импорта и транзита. Поэтому особое внимание в части
реализации мер государственной поддержки должно быть уделено приоритетному
решению проблем железнодорожного, автомобильного транспорта, портовой
инфраструктуры и иных элементов транспортно-логистической системы, включая
оперативный пересмотр мер технического регулирования, контрольно-надзорного
регулирования и регуляторную поддержку в решении наиболее острых вопросов
оперативного функционирования транспортных предприятий».
Справочная информация:
Расчет индексов основывается на косвенных интегральных
показателях, которые отличаются высокой достоверностью и оперативностью –
потребление электроэнергии и погрузка грузов на железнодорожном транспорте.
В основу расчета индекса промышленного производства
(ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что электроэнергия является средством
производства для любого промышленного процесса. Индекс рассчитан на основе
данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей,
очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и
случайных температурных факторов.
Индекс спроса на промышленную продукцию (ИПЕМ-спрос)
рассчитывается на базе оперативных данных о погрузке промышленных товаров на
железнодорожном транспорте. Железнодорожным транспортом в России перевозится до
80% промышленных товаров и сырья, поэтому именно характеристика работы
железнодорожного транспорта отражает совокупный показатель спроса на промышленную
продукцию в экономике.
|