Цитирую:
Осторожно, госкорпорации! (С)
Опубликовано 10 август, 2007 - 16:56.
"Помню, в далеком уже декабре 1993 года, когда была принята новая российская Конституция, я сразу же обратил внимание на статью 8, которая провозглашала, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Политэкономические знания, полученные еще в советские времена на экономическом факультете МГУ, не позволяли понять, какие такие «иные формы собственности» еще могут быть, кроме уже упомянутых в конституционной статье.
Через несколько месяцев после принятия Конституции представилась возможность задать соответствующий вопрос одному известному ученому-правоведу, имевшему отношение к формулировке статей Конституции. Ответ меня поразил. Оказывается, слова про иные формы собственности вписывали в Основной закон, что называется, на всякий случай. Вот так, ни больше ни меньше.
Что же, подходящий случай неожиданно представился несколько лет спустя. В 1999 году в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» была введена норма о новой организационно-правовой форме под названием «государственная корпорация». И оказалось, что компания в такой организационно-правовой форме обладает интересной особенностью: имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Иными словами, имущество госкорпорации не является государственным. Было государственным — и нет. Такое вот странное разгосударствление получается.
Ну а с учетом другой нормы закона о том, что госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация в свою очередь не отвечает по обязательствам государственной корпорации, можно представить, какая, скажем так, удобная организационно-правовая форма у нас появилась.
В самом деле, имущество дали, оно стало твое, работай на достижение целей, определенных законом. Так, может быть, здесь есть необходимые четкие ограничения? Ничего подобного. Законодательно закрепленная формулировка такова: государственная корпорация создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Что такое социальные, управленческие функции, вполне понятно. А вот общественно полезные? При желании под этим можно понимать практически все что угодно. Можно ведь создать госкорпорацию по выпечке пирожков или по предоставлению услуг общественных туалетов. Кто осмелится сказать, что это общественно бесполезная функция? Наоборот, полезнее некуда.
Между тем в европейских странах, где законодательно используются аналогичные формулировки, вопроса о том, что понимать под общественно полезными функциями, не существует. Например, в Венгрии соответствующий список включает 24 вида деятельности, столько же и в Польше, ни больше ни меньше!
В том самом 1999 году госкорпорацию вводили как новую организационно-правовую форму, держа в уме необходимость создания системы обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках. Понятно, что после финансового кризиса августа 1998 года должна была появиться организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов. Она и появилась спустя какое-то время: Агентство по страхованию вкладов было создано в 2003 году.
Но вот наступил 2007 год. И прорвало. Сначала в статусе госкорпорации был создан Банк развития — Внешэкономбанк. Практически одновременно, в июле 2007 года, приняты законы о создании еще двух госкорпораций — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Российской госкорпорации нанотехнологий. До конца года обещают создание госкорпорации, объединяющей все предприятия атомной отрасли.
На одном из недавних заседаний Правительства РФ обсуждалась инициатива Минтранса о создании госкорпорации для эксплуатации платных дорог. Наконец, Минпромэнерго предложило создать госкорпорацию в области станкостроения. Можно не сомневаться, что аналогичные предложения еще не один раз прозвучат в самом скором будущем.
Насколько оправдан этот наплыв госкорпораций? Возьмем, к примеру, Банк развития — первую госкорпорацию «новой волны». Ведь сколько было написано до его создания о зарубежном опыте подобных финансовых институтов развития. А вот эта цифра — 750 институтов развития создано в мире — вообще фигурировала чуть ли не в качестве главного аргумента того, что надо и нам скорее создать свой Банк развития.
Но вот вопрос: почему все ведущие банки развития (Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Банк развития Южной Африки, Банк развития Казахстана и другие) созданы в форме акционерных обществ, а мы для себя придумали госкорпорацию?
Ладно, оставим в стороне Банк развития, в конце концов он действительно крайне нужен для финансирования нашей экономики. Но в целом обоснованность создания новых госкорпораций вызывает много вопросов. Почему они оказались уместными для нанотехнологий, а, например, по таким не менее приоритетным в мировом научно-техническом развитии направлениям, как биотехнологии, новые материалы или информационные технологии, не понадобились?
Почему проблему ветхого и аварийного жилья надо решать «госкорпоративным», а не программно-целевым методом? Почему в атомной отрасли нельзя пойти по пути создания государственной акционерной компании? Ответов что-то не слышно, а дискуссии на эту тему правительство предпочитает не затевать.
Пока можно констатировать лишь то, что во вновь создаваемые госкорпорации направляются колоссальные государственные средства.
Предусматривается, что свободные средства новые госкорпорации смогут размещать на фондовом рынке. Так, может быть, все дело в том, что кому-то не дают покоя прошлогодние темпы роста капитализации российского фондового рынка?! Что же, обеспечить новый спекулятивный разогрев фондового рынка мы можем, но для российской экономики, только-только почувствовавшей влияние инвестиций в основной капитал для обеспечения более высоких темпов экономического роста, это отнюдь не будет благом."
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК
Добавлено: Чт Мар 19, 2009 9:20 am Заголовок сообщения: Совсем, видимо, плохо...
Президентский совет предлагает упразднить госкорпорации
08:33 РИА «Новости»
МОСКВА, 19 мар — РИА Новости. Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагает упразднить госкорпорации как форму юридических лиц — ВЭБ, «Ростехнологии», «Роснанотех», АСВ, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Росатом» и «Олимпстрой» предлагается преобразовать в иные формы юрлиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями, пишет в четверг газета «Коммерсант».
Эта идея содержится в проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах», подготовленном советом. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года. Зампред совета Александр Маковский подчеркивает, что пока речь идет о проекте концепции, который «проработан максимально детально для возможности подробного обсуждения». Примерно в начале мая, по словам Маковского, планируется подготовить окончательный вариант концепции. К 1 июня документ должен быть представлен Дмитрию Медведеву, а после одобрения концепции планируется подготовить изменения в Гражданский кодекс и другие законы.
Наиболее серьезно проект концепции затрагивает госкорпорации (всего их в России семь, они были созданы после 2000 года), созданные на основании специальных законов, которые в каждом конкретном случае предоставляют этим организациям особые полномочия и особые условия работы. Все они считаются некоммерческими организациями и получают в свою собственность госимущество. 16 марта президент подписал закон, принятый Госдумой 20 февраля и освобождающий это имущество от налога на прибыль. При этом разработчики проекта концепции отмечают, что в ряде случаев госкорпорации «создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности».
Идея упразднить организационно-правовую форму госкорпорации основана на том, что такой формы, по сути, не существует, и каждая госкорпорация имеет свои специфические черты. «Росатом», например, «имеет властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти»: он может сам принимать нормативные правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами и иметь собственные военизированные охранные подразделения.
Разработчики концепции предлагают преобразовать «Росатом», а также «Олимпстрой» в органы госвласти. Директор департамента пресс-службы «Росатома» Сергей Новиков считает, что идея превратить «Росатом» в федеральный орган исполнительной власти «означает полный возврат назад к прежней структуре отрасли, что представляется неадекватным». В «Олимпстрое» прокомментировать инициативу не смогли, сославшись на недоступность руководства госкорпорации для связи.
Внешэкономбанк (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), «Ростехнологии» и «Роснанотех» отнесены разработчиками проекта к коммерческим организациям. Их предлагается преобразовать в хозяйственные общества (ООО либо АО) со 100-процентным государственным участием. В отношении ВЭБа разработчики документа указывают, что он, в отличие от других банков, может действовать без лицензии Центробанка и без контроля с его стороны. Это, говорится в проекте, дает ВЭБу «необоснованные конкурентные преимущества перед прочими коммерческими банками», что «нарушает принцип единства банковской системы РФ, подконтрольной Центробанку». В самом ВЭБе от комментариев отказались.
АСВ, считают авторы документа, «фактически представляет собой страховую компанию», что «явно противоречит статусу госкорпорации как некоммерческой организации». Гендиректор АСВ Александр Турбанов, впрочем, уверен, что «это пока только начало дискуссии». «Надеюсь, что окончательное решение будет здравым», — сказал он вчера «Коммерсанту».
Деятельность «Роснанотеха» и «Ростехнологий» сравнивается со «специализированным коммерческим инвестиционным банком». Отмечается также, что они могут выступать «в роли управляющей компании любых акционерных обществ и тем самым фактически ставить их под свой полный контроль». В «Роснанотехе» вчера отказались комментировать идею ликвидации госкорпораций как формы юрлица.
Первый замглавы «Ростехнологий» Алексей Алешин считает, что «документ могли написать люди, которые не разбираются в правовой природе госкорпораций»: «На нынешнем этапе любая другая организационно-правовая форма не позволит решать специфические задачи, поставленные перед нами государством».
Фонд содействия развитию ЖКХ, по мнению разработчиков проекта концепции, является «классическим фондом», в который и должен быть преобразован. Глава фонда Александр Браверманн для комментариев был недоступен.
Преобразование госкорпораций предлагается сделать постепенным. А в качестве первого шага разработчики документа предлагают установить законодательный запрет на создание новых госкорпораций. В частности, предлагается предотвратить создание «аналогичной по статусу госкомпании “Российские автомобильные дороги”.
Добавлено: Чт Мар 19, 2009 9:08 pm Заголовок сообщения:
Официальная Биографическая справка
Алешин Алексей Владиславович
Председатель совета директоров ОАО «Российская электроника»
Родился в 1959 году. В 1981 году окончил юридический факультет Кемеровского государственного университета, кандидат юридических наук.
В 1996-1999 гг. - заместитель генерального директора ГУП "Госзагрансобственность".
В 1999-2000 гг. - заместитель генерального директора ФГУП "Промэкспорт".
В 2000-2007 гг. - заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт".
В 2008 году назначен Первым заместителем генерального директора ГК Ростехнологии».
А.В.Алешин является членом Советов директоров ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и ЗАО «РусСпецСталь».
Типичный чиновник, понятия не имеющий о производстве, а тем более технологиях. По биографии - "купи-продай" с хорошо работающим языком(субъективно сужу по биографии).
Хочется спросить, "Алексей Владиславович, как задачу будете решать, если Вы вообще не в теме???"
Добавлено: Пт Мар 20, 2009 6:47 pm Заголовок сообщения: Страна у нас все-таки удивительная...
"Вот уже почти девять лет как госкорпорации, распоряжающиеся огромными средствами, отнесены к некоммерческим организациям и пользуются такими же налоговыми льготами, как, например, благотворительные фонды, а также преференциями в использовании госимущества. По экспертным оценкам, таким образом из налоговой базы ежегодно изымается до трех триллионов рублей.
Некоммерческая организация определяется в соответствующем законе как "не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками". Но вот вам "Рособоронэкспорт", который входит в состав "Ростехнологий". Доход от коммерческой деятельности этой структуры составляет ежегодно до 4-5 миллиардов долларов. И часть этой прибыли распределяется именно "между участниками".
Этот удивительный "некоммерческий" феномен замечен уже давно. Но на все попытки обратить внимание правительства на проблему следовал ответ сверху – не вашего ума дело. Более того, осенью прошлого года группа депутатов Госдумы инициировала поправки в законодательство, запрещающие коммерческую деятельность НКО даже в русле уставных задач, - однако госкорпорациям разрешалось такую деятельность продолжить.
Этот законопроект пока задвинут в дальний ящик. Зато в середине марта с успехом прошел первое чтение проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии", в котором предусматривается расширение особых полномочий этой госкорпорации (естественно, никоим образом не вписывающихся в статус некоммерческой организации). А месяцем раньше Госдума освободила от налога на прибыль имущественный взнос РФ в имущество госкорпораций. Этот закон уже подписан Дмитрием Медведевым.
Вот так, с одной стороны, общественность успокаивают разработкой законопроекта об упразднении статуса госкорпорации как некоммерческой организации, с другой - продолжают эту необыкновенную семерку наделять все новыми привилегиями."(С)
"Госкорпорации под угрозой раскрытия
Чиновники предлагают лишить их привилегий
Законодательство о госкорпорациях может быть пересмотрено. Минэкономразвития (МЭР) предлагает включить в их менеджмент независимых руководителей и ввести персональную ответственность директоров за крупные проекты. Ранее глава ВАС предложил уравнять госкорпорации с акционерными обществами в части соблюдения корпоративного права. Эксперты надеются, что в конечном счете это приведет к отмене особого статуса госкорпораций или к их частичному упразднению.
Вчера в Совете Федерации (СФ) состоялся круглый стол по перспективам развития госкорпораций (ГК). Судя по всему, в условиях кризиса их будущее становится все более туманным. Как говорится в материалах СФ, «в условиях резкого сокращения доходной базы бюджетов различных уровней центром принимаются решения об изъятии временно свободных средств на счетах госкорпораций, которые становятся источником финансирования текущих бюджетных расходов». Парламентарии обеспокоены, каким образом потом будет осуществлен возврат этих средств. Не исключено, что такая практика при развитии кризиса может поставить под вопрос существование части ГК.
Под вопросом и будущий статус госкорпораций. Их деятельность должна быть более прозрачной и открытой, считают в МЭР. Министерство предлагает включить в состав высших органов управления ГК, кроме представителей государства, независимых руководителей, а также разработать принципы оценки общей эффективности менеджмента ГК и ввести персональную ответственность менеджеров за реализацию крупных проектов. Напомним, ранее уже звучали предложения по упразднению статуса ГК и лишению их привилегий. В частности, на днях на заседании РСПП глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов предложил уравнять ГК с АО в части соблюдения корпоративного права. Подобная идея содержится и в проекте, уже подготовленном президентским советом по кодификациии и совершенствованию гражданского законодательства.
Напомним, сейчас в России всего семь госкорпораций. По мнению экспертов, изменения в подходах к их деятельности назрели уже давно. Как заявил вчера РБК эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Олег Москвитин, вопросы к правовому регулированию ГК стали возникать с момента появления первых организаций подобного типа. Особый статус ГК в том виде, котором он существует, по мнению эксперта, ведет к конфликту интересов.
По мнению Алексея Калинина из АКГ «Развитие бизнес-систем», внимание к госкорпорациям объясняется тем, что их особый статус в условиях кризиса становится очевидным препятствием к эффективной деятельности. «Действуя в целом как акционерные общества, они имеют уникальное правовое положение, а возможности государства вмешиваться в деятельность госкорпораций и объективно оценивать их результаты — весьма невысокие», — говорит эксперт. "
Добавлено: Вт Май 19, 2009 12:06 pm Заголовок сообщения: Цитаты:
"Особый статус госкорпораций неприемлем"
Член политсовета партии «Правое дело» Андрей Нечаев - в интервью "Газете"
Госдума сегодня включила в свою повестку вопрос о создании очередной госкорпорации - проект федерального закона о государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Накануне разразился скандал с завышенными зарплатами вокруг другой, уже существующей госкорпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ, менеджеры которой, как выяснила Генпрокуратура, зарабатывали больше руководителей государства. Не далее как в марте президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по поручению Дмитрия Медведева подготовил проект, согласно которому госкорпорации вообще должны быть упразднены как форма юридических лиц. Один из лидеров партии «Правое дело» Андрей Нечаев в беседе с обозревателем «Газеты» Юрием Зайнашевым рассказывает о своем отношении к идеологии государственного капитализма.
Означает ли это, на ваш взгляд, что власти рассматривают возможность отказа от госкапитализма как от элемента идеологии?
Как писал Экзюпери, если на небе зажигаются звезды, то это кому-то нужно. Ведь кто-то эти госкорпорации придумал, пролоббировал и довел до законодательного оформления. И понятно, что это не были какие-то абстрактные эксперты. Безусловно, эти люди будут всячески противиться изменению статуса госкорпораций, а уж тем более ликвидации. Хотя вполне допускаю, что в ряде случаев их помыслы были вполне искренними. У наших чиновников сохранилась такая психологическая установка: если есть какая-то задача, в решении которой роль государства должна быть достаточно высока, то под нее надо непременно создать государственную контору.
Что совершенно неприемлемо, так это особый статус этих институтов. Они получают регулятивные функции и функции распределителя бюджетных средств, а при этом являются хозяйствующими субъектами, то есть коммерческими организациями. При этом их сотрудники и руководители не обременены обязательствами, связанными со статусом госслужащего. Все это, конечно, абсолютный нонсенс, и на борьбу с подобным совмещением функций была направлена в свое время административная реформа, которая касалась органов госуправления. А госкорпорации ими вообще не являются и не должны являться.
Безусловно, оппонирование этой идее будет достаточно сильно. Но, с другой стороны, тут положительным фактором может стать тип мышления нашего нового президента, который все-таки является юристом и искренне гордится этим. Мне кажется, что для юриста такого рода эксклюзивные институты - это нонсенс, он не должен их воспринимать. Есть и другие люди во властной элите - например, те, кто сейчас принял решение забрать у госкорпораций часть денег.
Они явно не являются их фанатами. Если полностью лишить госкорпорации денег, они просто станут бессмысленными и никому не нужными. Тогда они вскоре закроются сами собой. По обсуждаемому вопросу нет единодушия во властной элите, и я не исключаю, что предложенное решение будет принято. Может быть, не как универсальное, но, по крайней мере, какие-то из этих госкорпораций будут ликвидированы. Что отнюдь не отменяет возможности создания новых.
Очень неустойчив баланс сил у нас во властной элите. Почти параллельно с легализацией идеи по отбиранию денег у ряда госкорпораций и появлением идеи об изменении их статуса был внесен в правительство проект закона о создании еще одной госкорпорации - «Автодор». Понятно, что идет активное перетягивание каната между разными группами влияния. В какой-то момент может взять верх одна группа или другая, и, соответственно, госкорпорации будут ликвидированы, а потом воссозданы и даже размножены."
Добавлено: Пт Июн 05, 2009 9:35 am Заголовок сообщения:
— 05.06.2009 07:57 —
Медведев: госкорпорации, в конечном счете, приватизируют
Госкорпорации, в конечном счете, превратятся в акционерные общества, заявил президент России Дмитрий Медведев в интервью «Коммерсантъ» .
«Я вообще не считаю, что мы когда-то брали курс на использование госкорпораций в качестве локомотивов развития нашей экономики. Во всяком случае, я не думаю, что это правильный метод реформирования нашей экономической структуры. По отдельным направлениям действительно мы решили использовать государственные корпорации. Но их жизнь должна быть конечна», - сказал Медведев.
«Вот корпорация в области ЖКХ, ей отведено пять лет. И после этого она, достигнув свои цели, должна быть расформирована, а ее задачи должны решаться как рутинные, без особых госструктур. Другие корпорации, которые занимаются чистым бизнесом, должны быть в конечном счете приватизированы (кроме, может быть, одной — «Росатома», который, по сути, является не только экономическим агентом, но и органом управления ввиду специфики работы в атомной промышленности). А так в конечном счете (и я считаю, что это абсолютно очевидно) государственные корпорации должны превратиться в акционерные общества», - сказал президент.
Слово "модернизация" в последнее время звучит как никогда часто. Оперируют им все, кому не лень - президент, премьер, министры и главы госкорпораций, теоретики и исполнители. Интересно, что не последнюю роль в том, как именно будет российская экономика модернизироваться, сыграет начатая по поручению президента прокурорская проверка деятельности пяти госкорпораций.
"Особое внимание в ходе проверки будет уделено законности и эффективности использования переданных государственным корпорациям финансовых средств и государственного имущества, а также соответствию деятельности корпораций целям, определенным при их создании", - отметили в надзорном ведомстве.
К каким выводам в принципе могут придти работники прокуратуры, можно легко себе представить, исходя из результатов проводившейся весной этого года проверки еще одной госкорпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Результаты проверки были опубликованы на сайте Генпрокуратуры. В частности, было установлено, что "что административно-хозяйственные расходы корпорации, среднегодовая численность которой составляет 97 человек, в 2008 году превысили 340 млн рублей". Иными словами, по 3,5 миллиона на человека.
Еще одна выдержка из результатов проверки: "Только на оплату труда ее сотрудников, включая начисления, премии и материальную помощь, было потрачено 234,9 млн рублей, что сопоставимо с расходами на содержание в 2008 году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых".
По результатам проверки Генеральная прокуратура предложила, среди прочего "рассмотреть вопрос о расторжении трудового договора с генеральным директором Фонда".
Оргвыводов, правда, не последовало, и видный государственный деятель, бывший сенатор от Калмыкии и советник ЦК партии "Единая Россия", Константин Георгиевич Цицин продолжает возглавлять госкорпорацию, ответственную за реформу ЖКХ.
Впрочем, судить об эффективности деятельности той или иной структуры по вознаграждению, которое получают ее руководители или сотрудники, не совсем корректно - главное, чтобы дело делалось. Если товарищу Цицину удастся справиться со столь многотрудным делом, как реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства раньше срока и выполнить "пятилетку за четыре года" (Фонд создавался в 2007 году и должен завершить работу в 2012), то и на здоровье.
С выполнением поставленных целей, правда, тоже вышла неувязка. Чего стоит только неожиданно прозвучавший в четверг на заседании правительства призыв премьера Путина реформировать ЖКХ к 2020 году, для чего, оказывается нужно разработать специальную федеральную целевую программу.
Вот как, оказывается, обстоят дела. Созданный по инициативе (тогда еще) президента Путина и получивший 240 миллиардов рублей из средств, вырученных от продажи активов разоренного ЮКОСа, фонд занимался непонятно чем, и теперь нужна новая федеральная целевая программа, чтобы приступить-таки к реформе и модернизации.
Чем займется гражданин Цицин Константин Георгиевич сотоварищи, премьер-министр отчего-то не упомянул - забыл наверное. Не исключено, что будет продолжать заниматься тем же самым, чем и в последние два года.
Источники в кремлевской администрации утверждают, что второе президентское послание Дмитрий Медведев посвятит модернизации российской экономики. Вот только интересно, дождется ли президент результатов проверки госкорпораций, к которым приступила Генпрокуратура. "
Госкорпорации вышли из-под контроля и будут акционированы
Но и государство, по словам президента, не без греха. "Что касается эффективности расходования бюджетных средств, в этом смысле у нас очень плохо все, просто критически плохо", - сказал Медведев.
Президент признался бизнесменам, что государство промахнулось со ставкой на госкорпорации: "Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных корпораций", - заявил Медведев.
"Это не значит, что их нужно закрыть, они будут работать, но в конечном счете встанет вопрос: или акционерное общество, или ликвидация деятельности", - подчеркнул глава государства. "По поводу акционирования госкорпораций, которые действуют в конкурентной части экономики, а я думаю, что на это нам нужно будет пойти. Конечно, те госкорпорации, которые существуют в иной среде, где мы пока не можем обеспечить нормальные конкурентные начала, они (госкорпорации) останутся", - сказал президент.
Он отметил, что были и госкорпорации, которые создавались на определенный срок, и они "должны завершить свою жизнь просто распределением денег". "Они просто должны исчезнуть", - отметил глава государства.
Вообще, по словам Медведева, "необходимо подвести итоги и по объему государственного участия выйти на некие оптимальные цифры, которые для нас, с учетом кризиса, будут ориентиром, может быть, на ближайшие десять лет", - заявил президент.
При этом, по его мнению, "зафиксировать объем госучастия в экономике невозможно". "Кризис показал, что наши стремления в чем-то отказаться от государственного присутствия стали несостоятельны. В то же время нам необходимы ориентиры, за рамки которых нам не следует выходить в текущей ситуации", - подчеркнул глава государства, пояснив, что так живут и другие экономики. "Процессы национализации и денационализации сопровождают развитие практически всех стран", - сказал он.
Добавлено: Чт Фев 04, 2010 10:47 am Заголовок сообщения:
04.02.2010, 09:33
Инвестиции
Эксперты: Госкорпорации ждет реформа
Участники организованной холдингом «ФИНАМ» конференции «Модернизация и госкорпорации: как стать эффективными?» считают, что государственная корпорация может быть действенным инструментом решения масштабных задач. Однако, в России отсутствует механизм, стимулирующий такие структуры сокращать издержки и повышать качество менеджмента. В рамках преодоления этих проблем госкорпорации, скорее всего, ждет реформа, но ее формат пока неясен и будет зависеть от политической воли.
Эксперты считают, что теоретически государственные корпорации могут быть вполне эффективными структурами. «Отличия госкорпорации от ФГУП или ОАО со 100% государственной собственностью не такие уж большие. Нет никаких принципиальных причин, почему госкорпорации не могли бы эффективно действовать», - уверен генеральный директор «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. «У нас многие частные компании ещё не отличаются эффективной работой. Тем более, что цели, которые стоят перед госкорпорациями, имеют определённую дату выполнения, и судить об их работе можно будет как раз после того, как они достигнут или не достигнут намеченных целей», - дополняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Другую точку зрения озвучила профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова: «Задача госкорпораций - это не рыночная эффективность. В мире есть успешные аналоги российских госкорпораций, но они исходно созданы по причинам, что рынок не решит соответствующую задачу, и, более того, госкорпорация призвана помочь рынку избежать определенного коллапса в силу соответствующего несовершенства. Очевидный пример - государственные агентства по страхованию вкладов. Их роль, например, очень хорошо выявилась в текущем кризисе - удалось избежать "набегов" на банки. В этом смысле эти агентства эффективны - так как достигли поставленной цели».
При этом российские государственные корпорации отличает целый ряд дисбалансов. «В госкорпорациях отсутствует в принципе механизм, стимулирующий работать над снижением издержек. Есть деньги, которое практически бесконтрольно отданы госкорпорации, и ожидаются некоторые результаты. Деньги израсходованы - результатов нет. Ну и что? Кто кого за что наказывает? Даже если и снимут с работы кого-то - деньги-то уже ушли. Более того, с самого начала менеджеры понимают, что они здесь на некоторый срок, и за это время надо как можно быстро и больше заработать», - заявила г-жа Волчкова.
Единой точки зрения не было и при обсуждении перспектив отдельных госкорпораций, например, «Роснано». «Не получится из «Роснано» ничего. Очень жаль, что Чубайс возглавил это предприятие», - считает г-жа Волчкова. «Должно получиться. «Роснано» очень жёстко отбирает проекты для софинансирования, поэтому есть надежда на то, что они будут успешно коммерциализированы и принесут прибыль в бюджет государства», - возражает г-н Баранов. «Сложность сейчас в том, что наработки, идеи есть, но пока очень трудно залатать "дыру" между чистой наукой и ее практической реализацией. Ученые сами на это обычно неспособны, малый и средний бизнес не тянет, крупный бизнес обычно самостоятельно финансирует свои перспективные наработки по своему профилю. Но, думаю, постепенно эффективный механизм реализации будет отработан», - уточняет г-н Шустерняк.
Впрочем, эксперты солидарны в том, что госкорпорации должны измениться. «Они собраны из отдельных предприятий не совсем по экономическим причинам и в нормальных условиях едва ли смогли бы появиться в теперешнем виде. Наверное, им предстоит некая реорганизация, но она полностью зависит от политической воли, а не от экономики», - считает главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. «Вопрос изменения их статуса обсуждается, но окончательного решения пока не принято. Возможны и дробление, и приватизация», - дополняет г-н Баранов.
Добавлено: Чт Фев 04, 2010 10:57 am Заголовок сообщения:
Управятся по-новому
Дмитрий Казьмин
Иван Васильев
Ведомости
03.02.2010, 18 (2536)
Чиновники готовы приступить к реформированию госкорпораций. Законопроект, меняющий правила их работы, а также госкомпании «Автодор», уже проходит согласование в правительстве, заявил вчера помощник президента Аркадий Дворкович, он касается проведения конкурсов и аукционов, конфликтов интересов, обеспечения прозрачности и публичности деятельности руководящих органов. «Ведомостям» удалось ознакомиться с предложениями Минэкономразвития по всем этим вопросам. Поправки не обязывают госкорпорации переходить на процедуры, предусмотренные законом о госзакупках: им (а также их 25%-ным «дочкам») придется лишь публиковать информацию о тендерах и прямых закупках на своем сайте (с 2011 г. — на едином портале госзакупок) и разработать внутреннее положение о закупочной политике.
Публиковать на сайте госкорпорациям придется также стратегию работы (до 30 мая следующего за отчетным года) и ежегодно отчитываться о ее исполнении. Проанализировав сайты госкорпораций, «Ведомости» не нашли отчеты о работе «Росатома» и «Олимпстроя», а стратегии опубликовали только ВЭБ и «Роснано».
Придется госкорпорациям раскрывать информацию и о крупных сделках (свыше 5% балансовой стоимости активов), и с конфликтом интересов. Крупные сделки, не утвержденные наблюдательным советом, можно будет оспорить в суде.
На практике большинство госкорпораций и так выполняют все эти требования, исполняя решения наблюдательных советов и правительства, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, предложения же направлены на унификацию требований и закрепление их в законе. Эти нововведения улучшат корпоративное управление госкорпораций, но принципиально в их функционировании ничего не изменят, считает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов.
Вы можете начинать тeмы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в
журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы.
Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое
представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов
Открытие страницы: 0.11 секунды