Любовь политиков и промышленников к «зеленому» водороду в последние месяцы охладела. Хотя водород, получаемый из возобновляемых источников энергии, по-прежнему является ключевой частью европейского курса на декарбонизацию, возникшие проблемы дали понять, что эта новая отрасль не способна в одночасье масштабироваться.
Проекты по производству «зеленого» водорода сталкиваются с нехваткой клиентов, недостатком возобновляемой энергии, задержками в цепочке поставок и проблемами финансирования. Ранее в этом году Международное энергетическое агентство пересмотрело в сторону понижения на 50% свои прогнозы по производству водорода в Европе на 2028 год.
Теперь правительства и промышленность ищут альтернативные решения, чтобы заполнить этот пробел. В последние месяцы на повестке дня вновь появился вопрос об улавливании углерода, в частности, Европейская комиссия включила его в закон ЕС о промышленности с нулевым уровнем выбросов.
Улавливание углерода и «зеленый» водород действительно пересекаются в некоторых случаях использования. Например, Германия изучает этот вопрос, чтобы генерировать электричество по требованию.
Но «голубой» водород - это тот случай, когда промышленность, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы улавливание углерода заменило зеленый водород.
В Брюсселе к «голубому» водороду, произведенному с помощью улавливания углерода, отнеслись скептически по тем же самым причинам, по которым лица, принимающие решения, с опаской относятся к улавливанию углерода вообще.
«Голубой» водород не столь экологичен, если в его производстве выделяется слишком много углерода или происходит утечка метана.
Экологи особенно настороженно относятся к тому, что «голубой» водород - это просто «бизнес как обычно». Его производство позволяет продолжать добычу ископаемого топлива, что рискует навсегда закрепить природный газ в промышленной экосистеме Европы.
Если промышленность действительно хочет вернуть «голубой» водород на повестку дня, ей придется немало потрудиться в Брюсселе. Грядущее определение ЕС «низкоуглеродного водорода» будет приоритетным.
Но тот, кого огорчают проблемы с «зеленым» водородом, вряд ли найдет утешение в улавливании углерода.
Обе технологии сталкиваются с одними и теми же проблемами при масштабировании. Как и в случае с водородом, улавливание углерода требует создания крупного торгового рынка, развития дорогостоящей транспортной инфраструктуры и снижения рисков для технологии.
Как в случае с водородом, так и с улавливанием углерода надежды Европы уже не оправдались, и время уходит. Европейская схема торговли квотами на выбросы предусматривает отсутствие выбросов углерода в энергетическом и промышленном секторах к 2039 году. С точки зрения инвестиций, это уже совсем близко.
Возникновение проблем неизбежно, но рано или поздно эти технологии должны, наконец, начать оправдывать свои ожидания.
Добавлено: Пн Июн 03, 2024 9:21 am Заголовок сообщения:
ПРО ВОДОРОД
Эксперты в ряде стран ЕС встревожены ультимативными требованиями Вашингтона к есовским государствам ускорить переориентацию на «зелёный» водород (производится путём электролиза воды) национальных энергосистем. Пока всё развивается по классическому для Запада сценарию «пузыря».
Руководство ЕС под давлением американцев вынуждено сооружать очередные «воздушные замки», анонсируя фантастические планы по переводу на новый тип энергоносителя до 50% объёма потребляемой энергии. В предстоящие годы европейцам предстоит построить водородные сухопутные трубопроводы Португалия–Германия, Португалия–Испания и морской Испания–Франция (Барселона-Марсель).
Южнокорейская компания Lotte Chemical в ближайшие 10 лет планирует инвестировать в новую технологию более 3,8 млрд долларов. Лондон выделит 1,3 млрд долл. на поддержку отвечающих интересам Вашингтона инициатив. В Австралии корпорация Fortescue Future Industries взяла на себя обязательство обеспечить к 2030 году выпуск 15 млн тонн водорода в год, а к 2050 году — 50 млн тонн.
Важно понимать, что в конечном счёте большая часть расходов по трансформации энергетики ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков.
Тем временем затраты на производство электролизеров растут. В индустрии ощущается острая нехватка иридия и платины для катализаторов химических реакций. Кроме того, имеются значительные риски, обусловленные недостаточной надёжностью цепочек поставок, ухудшением («спасибо» Западу) региональной и глобальной безопасности, экологическими соображениями. Наконец, весьма вероятен рост безработицы в Европе в связи с изменением рынка труда в результате перехода к водородной энергетике.
Вообще тема водородной энергетики, конечно, не нова, ей занимались ещё в XIX веке, существуют всем известные «за» и «против». Её довольно активно развивали и в СССР, многие технологии применяются в промышленности.
Ещё важный, можно сказать, ключевой момент: подавляющее количество водорода в мире производится путём паровой каталитической конверсии... метана — это так называемая технология «голубого» водорода.
Для тех, кто реально интересуется вопросом, рекомендуем ознакомиться с довольно подробным прошлогодним выпуском бюллетеня ПАО «Мосэнерго», где разбираются в доступной форме разбираются плюсы и минусы, экономическая целесообразность и сферы, где применение и совершенствование существующих технологий имеет смысл.
Вывод, который там делают разделяют многие эксперты по всему миру: Главная проблема использования водорода — высокие затраты на всех элементах производственно-сбытовой цепочки. Активная государственная поддержка, осуществляемая в настоящее время во многих странах, и большие инвестиции, направленные на развитие водородных технологий, несомненно, приведут к их удешевлению. Но достаточно ли будет сокращения затрат для повышения конкурентоспособности водорода как источника энергии — пока открытый вопрос.
То есть пузырь «зелёного» водорода активно надувается, а гарантии того, что массовый переход будет экономически целесообразен (и вообще осуществим) как не было, так и нет. Есть расчёт выгодоприобретателей на то, что это, как обычно делается на Западе, зелёноводородную повестку просто навяжут сверху.
В своём бездумном стремлении выполнять установки Вашингтона их адепты и клиенты не желают видеть альтернативу – вышеупомянутую технологию «голубого» водорода, производимого из метана, которая не первое десятилетие уже используется во всём мире, в том числе в нашей стране и... в самих США.
ЕС же вновь оказывается в позиции ведомого (на убой?) и своеобразного полигона для испытаний. Что с учётом и без того сложной экономической ситуации, ставит крест на перспективах Евросоюза как экономического центра. При этом при любых раскладах объективными лидерами в индустрии останутся США и Россия, имеющие значительные запасы природного газа.
Добавлено: Пн Июн 03, 2024 10:42 am Заголовок сообщения:
Оригинал сего "опуса" был размещен на ТГ-канале "Дипломатический источник" May 16 at 18:21 htt ps:/ /t.me/diplosource/139 . Перепощено ТГ-каналом "Профессор Межевич Н.М." в May 16 18:22 htt ps:/ /t.me/MEZHEVICH_N_M/11400 (откроется по подписке), либо htt ps:/ /t.me/s/MEZHEVICH_N_M?q=всех+элементах+производственно-сбытовой+цепочки . 146 процентов автор Межевич.
Занятный отбор на отрицательное IQ скажу я вам.
Скажу как эксперт ведомственной специальной делегации, которая и готовила технический договор о границе. Если «министр» не знает, что на что планировалось обменять, то он недоношенный ублюдок бешеной свинособаки. А что касается «десятилетий и веков», то нельзя не отметить то, что Эстония сдохнет гораздо раньше. Вонючий труп ворованной государственности выпадет из рук грязных политических проституток.
"Микросети 21 века: Исследование оборонной энергетической архитектуры – анализ"
3 июня 2024 г.
Стивен Кертис и Питер Д. Роча
Министерству обороны (МО) необходим новый подход к инфраструктуре электросетей для обеспечения безопасности и доступа к эксплуатационной энергии. Недавние стихийные бедствия и кибератаки выявили уязвимость существующей системы, создав угрозу оперативной готовности вооруженных сил. В настоящее время стратегические военные объекты получают большую часть электроэнергии непосредственно от национальной энергосистемы, которая становится все более уязвимой к сбоям. Проблемы, возникшие на сегодняшний день, могут усугубиться в геометрической прогрессии, если противник, обладает развитыми наступательными кибервозможностями, например, Россия или Китай. Одновременно с этим рост возобновляемых источников энергии и увеличение спроса Министерства обороны на безуглеродную энергию создают проблемы и возможности для эксплуатационной энергетики. На сегодняшний день проделана лишь небольшая работа по созданию надежной, оперативной и прочной системы энергоснабжения Министерства обороны.
Архитектура оборонной энергетики (Defense Energy Architecture, DEA) должна решить эти проблемы, обеспечив комплексный подход к внедрению микрогридов на оборонных объектах и развертыванию энергетического потенциала.
DEA одновременно обеспечит повышенную безопасность инфраструктуры и безуглеродную энергию с помощью передовой системы микрогридов, основанной на ядерной энергии малых модульных реакторов (SMR) и возобновляемых источниках энергии, таких как ветер и солнце, когда они доступны. В DEA также следует сделать акцент на развитии технологий хранения энергии, помимо аккумуляторов, в частности, водорода. Полностью интегрированная система базового (то есть постоянно функционирующего) производства электроэнергии, возобновляемых источников энергии и накопителей энергии необходима для получения максимальных выгод для Министерства обороны как в условиях постоянной дислокации, так и в экспедиционных условиях. В центре внимания DEA должны быть эффективные ресурсы, основанные на требованиях каждой базы, на которой будут использоваться микросети.
Министерству обороны необходимо развивать системы микрогрид по нескольким причинам. Во-первых, потребности Министерства обороны в энергообеспечении и отказоустойчивости значительно превышают большинство гражданских потребностей, поэтому ему требуется отдельная система для производства и хранения энергии. Во-вторых, будучи одним из крупнейших потребителей энергии в мире, Министерство обороны обладает достаточным потенциалом, чтобы создать сигнал рыночного спроса, достаточно сильный, чтобы стимулировать частные инвестиции и снизить стоимость оборудования. Наконец, при соответствующем руководстве Министерство обороны может быстро достичь целей по производству энергии с нулевым уровнем выбросов углерода.
Система оборонных сетей и механизмы производства энергии должны быть усовершенствованы, чтобы повысить устойчивость к стихийным бедствиям и террористическим атакам на национальную сеть, а также интегрировать усовершенствования в области экологически чистой энергии приемлемым образом. В этой статье определяется концепция оборонной энергетической архитектуры, которая может служить руководством для строительства микрогрид-систем для обеспечения желаемого производства энергии при поддержке энергетической независимости, безопасности, устойчивости и доступной энергии. Мы также рекомендуем Министерству обороны интегрировать возникающие энергетические концепции как в гарнизонных, так и в экспедиционных условиях. Достижения в области современных энергетических технологий предоставляют Министерству обороны множество возможностей для модернизации, повышая безопасность и оперативные возможности.
Зависимость Министерства обороны от национальной электросети и ее уязвимость
Национальная электросеть была создана с одной целью: доставлять электроэнергию от источника производства до конечных потребителей. Однако во время ее создания мало задумывались о таких вещах, как резервирование на случай стихийных бедствий, и уж точно не задумывались о потенциальных проблемах, которые невозможно было представить в то время, таких как кибератаки и оружие электромагнитного импульса (EMP). Для обеспечения безопасности нации Министерство обороны должно обеспечить постоянный доступ к энергии, что сделает всю систему обороны более надежной и способной противостоять возникающим угрозам войны XXI века.
Американская энергосистема - это система, которая питает гарнизонные подразделения Министерства обороны и обеспечивает платформу для применения военной мощи по всему миру. На протяжении десятилетий надежность системы электроснабжения была такова, что военные были уверены: когда понадобится электричество, оно будет. Однако это базовое предположение ставится под сомнение по мере старения национальной энергосистемы, выявления уязвимых мест и решения проблем, связанных с использованием распределенных источников электроэнергии, таких как солнечная и ветровая энергия. Эти недостатки в сочетании с осознанием того, что существующая система уязвима к сбоям в результате инцидентов как природного (ураганы и вспышки на Солнце), так и техногенного характера (кибератаки и ЭМИ), требуют от Министерства обороны установления более прямого контроля над системами производства энергии.
Однако вместо того, чтобы просто двигаться вперед по текущему сценарию, Минобороны должно использовать лучшие в своем классе технологии, чтобы гарантировать, что оно движется вперед с наилучшими решениями. Более того, система должна быть достаточно гибкой, чтобы включать новые технологии по мере их развития, и обеспечивать лучшие в своем классе средства защиты в условиях меняющегося характера производства электроэнергии и все более изощренных потенциальных атак на критически важную инфраструктуру.
Кроме того, атаки на Colonial Pipeline с целью выкупа в 2021 году показали, что преступные организации и другие негосударственные субъекты также обладают инструментами, позволяющими сеять хаос в американской энергетической инфраструктуре. Национальная энергосистема подвержена масштабным сбоям, будь то разрушительные природные погодные явления, военные атаки со стороны ближайших конкурентов, террористов или международных преступных синдикатов. Поэтому готовность к реагированию в значительной степени зависит от надежности поставок электроэнергии из главной сети.
Мы знаем, что военные подвержены тем же угрозам, что и гражданская энергетическая инфраструктура. В последние годы погодные явления нарушали энергоснабжение военных объектов, например, базы ВВС Tyndall во время урагана «Майкл» в 2019 году и объединенной базы Сан-Антонио-Лакленд и других объектов во время зимних штормов в феврале 2021 года. Хотя в этих случаях последствия для функционирования были относительно незначительными, не нужно особого ума, чтобы представить, что целенаправленные атаки на военную инфраструктуру могут быть на порядки более разрушительными и серьезно повлиять на готовность. Министерство обороны признает такую возможность и провело серию учений, чтобы лучше понять «растущую угрозу, связанную с природными или злонамеренными событиями... такими как лишение миссий доступа к национальной энергосети».
Последствия таких событий могут иметь серьезные последствия для способности армии быстро реагировать на кризисы.
Оборонная энергетическая архитектура
Цель архитектуры DEA - обеспечить всестороннее и стандартизированное развитие микросетей для использования в Министерстве обороны. Микросеть можно определить как «локальную энергетическую сеть с возможностью ее управления, что означает, что она может отсоединяться от традиционной сети и работать автономно». Для наших целей мы считаем, что это включает в себя как производство, так и хранение энергии. При определении концепции необходимо не только ориентироваться на ближайшие потребности, но и оставлять открытыми варианты для будущих адаптаций. В рамках данной статьи мы не можем описать, как будет выглядеть полнофункциональный стандарт для DEA. Однако мы можем описать ключевые принципы, которые должны быть учтены для решения задач, стоящих перед энергетическими системами Министерства обороны в будущем. В качестве основных задач DEA по удовлетворению возникающих энергетических потребностей следует рассматривать следующие:
-максимально возможно обеспечить энергией, не содержащей углерода и загрязняющих веществ, и базовой мощностью
-обеспечивать непрерывное энергоснабжение по требованию
-обеспечивать защиту от атак и устойчивость в случае стихийных бедствий
-обеспечить экспедиционный потенциал.
Обеспечение энергией, не содержащей углерода и загрязняющих окружающую среду веществ
В последние годы Министерство обороны все больше внимания уделяет потенциальным угрозам, связанным с изменением климата.
Примером тому может служить Климатическая стратегия Армии, в которой поставлена цель обеспечить к 2030 году 100-процентное отсутствие выбросов углерода и загрязнения окружающей среды на армейских объектах. Учитывая этот политический приоритет, мы считаем, что DEA должна идти по тому же пути. В настоящее время в качестве источника энергии используются возобновляемые источники, в первую очередь солнце и ветер. Однако ветровая и солнечная энергия страдают от того, что они непостоянны (они поставляют энергию только около 30 процентов времени, а ветер не поддается прогнозированию). Это создает зависимость от электростанций на ископаемом топливе для удовлетворения оперативных потребностей в энергии, что не только противоречит целям снижения выбросов углекислого газа, но и сохраняет уязвимую связь с главной энергосистемой.
Идеальным решением проблемы прерывистости является использование малых модульных реакторов (SMRs) для интеграции ядерной энергии базовой нагрузки в качестве безуглеродного резерва для солнечной и ветровой энергии. В 2021 году 60 процентов электроэнергии в США вырабатывалось на природном газе и угле. Поэтому, когда возобновляемые источники энергии не доступны в необходимом объеме, Министерство обороны и другие потребители электроэнергии подключаются к системе, которая производит более половины энергии за счет ресурсов, производящих углерод и загрязняющих окружающую среду. Вместо того чтобы подкреплять возобновляемые источники ископаемым топливом, SMR могут гарантировать, что чистая энергия будет доступна по требованию.
Такой переход позволит Министерству обороны со временем отказаться от использования ископаемого топлива в энергетическом балансе. Каждая отдельная энергоустановка может быть сконфигурирована таким образом, чтобы максимально использовать имеющиеся природные ресурсы - например, больше полагаться на ветер для установок на Великих равнинах. После того как оптимальное сочетание возобновляемых источников энергии будет разработано, для восполнения баланса будут развернуты реакторы SMR. Эти установки являются модульными и могут быть дополнены для получения большего количества энергии. Это позволит объектам Министерства обороны со временем полностью отключиться от национальной энергосистемы и достичь целей в области экологически чистой энергии.
Обеспечение непрерывной энергией по требованию
Второй аспект DEA заключается в обеспечении непрерывной подачи энергии. Опять же, непостоянный характер работы возобновляемых источников энергии создает проблемы с мгновенным доступом к энергии. Для организации с круглосуточными оперативными потребностями это не подходит. До сих пор Министерство обороны уделяло много внимания аккумуляторным батареям для сохранения электроэнергии, вырабатываемой солнечными и ветряными источниками. Однако литий-ионные батареи, которые являются современным технологическим уровнем, лучше всего подходят для внутридневного хранения, поскольку их способность хранить энергию на конкурентоспособном уровне ограничена примерно 8 часами. В нормальной обстановке это, возможно, достаточно, поскольку они обеспечивают ночное хранение и рассеивание энергии, когда спрос на нее низок.
Однако в кризисной ситуации, когда высокая энергетическая нагрузка присутствует круглосуточно, это может привести к дефициту энергии. Кроме того, если в результате стихийного бедствия солнечная и ветровая энергия будет отключена, возможности аккумуляторных батарей быстро уменьшатся уже через несколько часов. Поэтому по-настоящему независимая микрогрид-система должна иметь автономное питание, которое может быть обеспечено в случае длительного перерыва в работе.
Хотя SMR идеально подходят для обеспечения непрерывного энергоснабжения, система микрогрид должна иметь резервное питание на случай, если блок будет отключен на какой-либо период времени. Как уже говорилось, аккумуляторы имеют ограниченные возможности для хранения энергии в течение дня, что само по себе является уязвимостью системы. Водород имеет гораздо больше возможностей для интеграции в систему микрогрид с целью удовлетворения потребностей в хранении энергии. Водород можно получить путем расщепления молекул воды (H20) на их составные части - H2 и элементарный кислород. Когда для этого используется возобновляемая электроэнергия, получаемый водород не содержит углерода или является «зеленым». После образования водорода он может хранить энергию неограниченно долго. Поэтому H2 может максимально увеличить общее количество энергии, производимой возобновляемыми источниками.
Кроме того, водород можно производить с помощью атомной энергии, поэтому он также не содержит углерода и может хранить практически неограниченное количество энергии.
Для безопасного хранения водорода потребуются инвестиции в инфраструктуру, но в настоящее время это делается во многих отраслях промышленности, где используется водород. Если SMR когда-нибудь выйдет из строя, водород может обеспечить долгосрочный мост эксплуатационной энергии до тех пор, пока проблема не будет решена. Хотя в настоящее время водород менее эффективен для кратковременного хранения энергии, чем батареи, гибкость, которую водород обеспечивает в системе микрогрид, делает его чрезвычайно ценным для обеспечения энергоснабжения. На самом деле, сочетание водорода с аккумуляторными батареями может обеспечить наибольшую общую выгоду для всей системы.
Обеспечение безопасности и устойчивости
Третье требование к микрогрид-системе для использования в оборонных целях - способность защитить ее от потенциальных атак.
Мы уже отмечали, что одной из уязвимостей нынешней энергосистемы является подверженность кибератакам. Характер военных действий постоянно меняется. Генерал времен Первой мировой войны, перенесенный в XXI век, едва ли смог бы понять, как ведутся военные действия в эпоху ракет дальнего действия, высокоточных боеприпасов и бомбардировщиков-невидимок. Нетрудно предположить, что будущие войны могут стать такими же неизвестными для нас, поскольку основными спорными пространствами в будущем могут стать не воздух, земля и море, а космос и киберпространство.
Переломный момент, возможно, уже достигнут, поскольку совершенствуются наступательные кибервозможности, а общество все больше полагается на цифровые технологии. Национальная электросеть уязвима из-за изношенности и угрозы кибератак на систему диспетчерского контроля и сбора данных (SCADA). Дополнительная угроза исходит от оружия ЭМИ, которое передает импульс энергии от ядерного или электромагнитного взрыва, «который создает мощное электромагнитное поле, способное вызвать короткое замыкание широкого спектра электронного оборудования», включая компьютеры и телекоммуникационное оборудование. Обычная электросеть подвержена атакам ЭМИ в виде высоковольтных распределительных кабелей и трансформаторов, которые регулируют электросеть. На строительство высоковольтных трансформаторов уходит 2 года, а Соединенные Штаты не располагают достаточным количеством резервных трансформаторов. Таким образом, крупномасштабная ЭМИ-атака может вывести из строя большую часть энергосистемы на длительное время.
Безусловно, военная боеготовность пострадает, если военные объекты все еще будут включены в национальную энергосистему во время такой атаки. И опять же, такой сценарий встречается не только в научно-фантастических романах и антиутопических голливудских фильмах. Сегодня считается, что Китай уже обладает супер-ЭМП оружием и разработал процедуры для нанесения первого удара.
Этого обоснования, пожалуй, достаточно для того, чтобы Министерство обороны изучило альтернативные системы энергоснабжения для сохранения возможностей реагирования в случае подобного нападения.
К счастью, система микрогрид, основанная на технологии SMR, имеет значительные преимущества в обороне перед национальной сетью. Во-первых, по определению, микрогрид - это дискретная система, обеспечивающая энергоснабжение на местном уровне. SMR действует как « энергетический остров», который отсоединяется от более крупной сети и от других военных объектов, поэтому успешная атака на один объект будет отдельным инцидентом, а не системным сбоем. В случае кибератаки на инфраструктуру крупной энергосистемы или ЭМИ военная микросеть просто не пострадает, поскольку она отделена от остальной системы.
Прямые кибератаки на инфраструктуру микросети также возможны, но эта инфраструктура более устойчива благодаря независимому компьютерному управлению. Мы рекомендуем, чтобы как заглубленные SMR, так и подземные линии электропередач были стандартной частью конфигурации микросети DEA. Благодаря тому, что они находятся под землей, они менее уязвимы к наземным ЭМИ-воздействиям, чего нельзя сказать о системах на основе солнечных батарей и ветряных турбин.
Возросшая сложность и огромное количество датчиков мониторинга, необходимых в крупной энергосистеме, обуславливают необходимость автоматизированного мониторинга с помощью системы SCADA. Автоматизация не только обеспечивает эффективность работы, но и позволяет избежать сбоев, если системы кибербезопасности могут быть нарушены. Ряд небольших энергосистем может быть лучше защищен по отдельности, что значительно повышает кибербезопасность. Кроме того, использование водорода в качестве накопителя энергии обеспечивает долгосрочное хранение энергии, и если SMR будет отключена на некоторое время, реверсивная водородная установка сможет вернуть накопленную энергию в виде электричества, при условии, что инфраструктура передачи не будет повреждена.
Обеспечение экспедиционного потенциала
Четвертая концепция, лежащая в основе DEA, заключается в том, что любые инвестиции в системы производства и хранения энергии должны быть применимы в экспедиционных условиях, а также на объектах после того, как стратегические системы станут совершенными. Военные используют Доктрину, Организацию, Обучение, Материальные средства, Руководство, Персонал и Объекты (DOTMLPF) для оценки организационных систем и ресурсов, необходимых для поддержки этих систем. Минобороны должно избегать дублирования DOTMLPF для отдельных систем производства и доставки энергии в гарнизонах и экспедиционных условиях. Это просто лишние траты и альтернативные издержки.
Во-вторых, проблемы, возникающие в ходе развернутых боевых действий, также хорошо решаются с помощью систем микрогрид, которые мы пропагандируем. Во время войн в Афганистане и Ираке энергоснабжение передовых оперативных баз было одним из самых сложных и смертельно опасных аспектов конфликтов. Дизельные генераторы и транспортные средства требовали постоянной заправки, что давало противнику широкие возможности для нападения на колонны с топливом. Институт экологической политики сухопутных войск подсчитал, что все 39 миссий по доставке топлива приводили к гибели американцев. Это погибшие или непоправимо искалеченные судьбы, которым не может быть цены. Кроме того, было подсчитано, что финансовые затраты на доставку топлива конечному пользователю на оперативном театре военных действий превышают 400 долларов за галлон. Учитывая индивидуальные и финансовые издержки, связанные с существующими системами энергоснабжения на местах, очевидной задачей является разработка систем, максимально освобождающих военные операции от «привязи логистики». Это не только сэкономит человеческие жизни и материальные средства, но и повысит оперативную гибкость командиров, поскольку они получат большую автономию при развертывании сил.
В дополнение к энергосистемам, устанавливаемым на объектах, SMRs имеют потенциал для того, чтобы стать центральным элементом развернутых энергосистем.
По мере того как Министерство обороны будет лучше понимать возможности мобильных реакторов, мы ожидаем, что эта технология будет все дальше продвигаться на тактический уровень. ВМС, безусловно, не чужды малые ядерные реакторы, поскольку они используются на флоте с момента спуска на воду корабля USS Nautilus в 1955 году. Проект «Пеле», осуществляемый Министерством обороны23 , предусматривает создание SMR, который можно будет использовать на удаленных оперативных базах. Анализ показал, что технология SMR позволяет создавать производственные установки, которые достаточно малы для перемещения тяжелым грузовиком, но достаточны для выработки до 20 мегаватт энергии, что достаточно для питания штаба армейской дивизии.
Как уже говорилось, SMR может быть размещена под землей, что делает ее труднодоступной целью в условиях развертывания. Хотя SMR решают проблему энергообеспечения передовой оперативной базы, они не решают напрямую проблему мобильности транспортных средств. Однако электроэнергия от ядерной генерации может использоваться для питания электрических и гибридных электромобилей, с которыми уже экспериментируют американские военные. Как уже говорилось, ядерная энергия может быть использована для получения водорода и других видов топлива, а более высокие рабочие температуры реакторов SMR идеально подходят для производства водорода. Поскольку водород обладает высокой энергоемкостью, он может увеличить рабочий диапазон автомобилей. Фактически, H2 почти в три раза более энергоемкий, чем нефтяное дизельное топливо, что означает меньшее количество дозаправок и меньшее количество остановок миссий для дозаправки.
Эти расширенные оперативные возможности просто недоступны для аккумуляторов, которые имеют в сто раз меньшую энергоемкость, чем водород. Ядерно-водородная синергия может обеспечить всю энергию, необходимую для военных операций в боевых условиях, и полностью исключить цепочку поставок ископаемого топлива. Мы считаем, что энергетическая архитектура обороны должна однозначно принять систему SMR-водород в условиях развернутых боевых операций, чтобы сохранить жизни и ресурсы и увеличить оперативный диапазон и гибкость.
Роль Министерства обороны в развитии энергетических технологий
И SMR, и производство зеленого водорода можно считать развивающимися коммерческими технологиями. То есть, коммерческие установки уже имеются, но отрасли еще не масштабированы для оптимизации производственных затрат. Общая тенденция развития технологий заключается в том, что с течением времени они становятся все меньше и дешевле. Однако это происходит только в том случае, если спрос на продукт таков, что он рассматривается как имеющий долгосрочную рентабельность, и у компаний есть стимул инвестировать в исследования и разработки, которые поддерживают развитие технологии.
Военные эксплуатируют около 800 электростанций по всему миру. Если хотя бы часть этих объектов будет развивать потенциал SMR, это послужит четким сигналом для производителей и инвесторов.
Первые SMR будут гораздо менее рискованными для финансистов, если у них будут долгосрочные заказчики после завершения строительства. Фактически, Управление специальных возможностей (SCO) при Канцелярии Министра обороны уже сузило выбор первых таких SMR до двух коммерческих проектов в рамках проекта Pele. Однако этот проект нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, если мы хотим реализовать масштабные преимущества для Министерства обороны. Проект Pele может стимулировать закупку первых нескольких блоков в течение нескольких лет и заложить комплексный план будущих закупок на последующие годы. Аналогичные усилия по выявлению перспективных водородных технологий будут способствовать привлечению инвестиций и снижению стоимости долгосрочных, гибких вариантов хранения энергии.
Текущий момент благоприятен для такого перехода в энергетических системах. Проекты SMR разрабатываются более чем 50 компаниями-стартапами с объемом частных инвестиций более 2 миллиардов долларов. Вместо того чтобы оплачивать всю стоимость процесса технологического развития, военным необходимо оплатить только адаптацию к военным стандартам. Исходя из этого, SCO прогнозирует, что первоначальный военный рынок SMR, не связанный с ВМС, составит 300 единиц, а гражданский рынок - 1000 единиц. Управление по ядерной энергии Министерства энергетики (DOE) уже сотрудничает с SCO для продвижения проекта и координации усилий национальных лабораторий.
Соавтор лично участвовал в масштабных совещаниях на базе ВВС Крич, штат Невада, где обсуждалась возможность обеспечения базы «гарантированной энергией» с помощью прототипа SMR уже в 2030 году.
Кроме того, большой интерес вызывает развитие технологии «зеленого» водорода. Министерство энергетики запустило инициативу под названием «Водородный залп», которая должна снизить стоимость производства зеленого водорода на 80 процентов к 2030 году. Кроме того, в рамках Закона о снижении инфляции было объявлено об инвестировании до 8 миллиардов долларов в создание региональных водородных центров. Эти программы будут стимулировать значительные частные инвестиции и помогут продвинуть текущее состояние водородных технологий. Министерство обороны может использовать эти усилия для обеспечения того, чтобы развивающиеся водородные технологии соответствовали военным спецификациям передовой микрогрид-системы. Чем раньше поступит сигнал о спросе со стороны военных (в отличие от Министерства обороны, которое надеется, что соответствующие решения появятся сами собой), тем больше вероятность того, что будут доступны индивидуальные предложения. Министерство обороны может сыграть важную роль в обеспечении рынка для этих новых технологий.
Заключение
Для военных энергия - это источник жизненной силы для поддержания военного потенциала. В случае крупномасштабного стихийного бедствия или атаки на инфраструктуру военным необходимо поддерживать свои собственные системы в готовности.
По этим причинам Минобороны должно продолжать развивать микрогрид-системы на основе SMR с адекватными долгосрочными накопителями энергии в виде водорода. Для стратегических объектов это означает, что базы будут сами контролировать свою судьбу, не полагаясь на все более уязвимую энергосеть. Благодаря SMR-микросетям военные базы могут изолировать свое энергоснабжение от сети, когда это необходимо. Более того, во время кризисов избыток электроэнергии может быть передан гражданскому сектору по мере ее поступления.
Министерству обороны следует удвоить усилия по разработке микросетей, чтобы повысить устойчивость своих объектов, сохранить возможность глобального развертывания сил в случае необходимости и обеспечить экспедиционное энергоснабжение без необходимости дозаправки. Преимущества будут многократными. Помимо снижения уязвимости, адаптация МО к микросетям на основе SMR позволит военным достичь целей в области экологически чистой энергетики и отказаться от ископаемого топлива, вызывающего выбросы углерода. Повышение уровня адаптации в МО будет способствовать росту спроса, что приведет к усилению конкуренции и снижению цен. Кроме того, это послужит примером для гражданских специалистов по планированию энергетики, которые смогут наблюдать за положительными результатами и адаптировать технологию к гражданским требованиям.
Военные уже определили, что микросети на основе SMR имеют свои преимущества, о чем свидетельствует завершение проекта «Пеле».
Окончательное решение проблемы снабжения электроэнергией баз должно учитывать долгосрочную эффективность для военных 21-го века. Все источники интеграции чистой энергии должны рассматриваться в каждом конкретном случае для удовлетворения индивидуальных потребностей и приоритетов каждой базы. Успех может привести к успешному переходу к тактическому использованию микросетей SMR.
Национальная электросеть становится уязвимой из-за возраста и угрозы взлома системы управления SCADA в результате кибератак, ЭМИ, периодических отключений электроэнергии или террористических угроз. Военные системы электроснабжения, как стратегические, так и тактические, должны адаптироваться к этой реальности и планировать более широкое использование микросетей в будущем в течение одного поколения во имя обеспечения безопасности выполнения задач. Доступность, дешевизна и бесперебойное электроснабжение - вот те требования к силам, которые определяют переход от устаревших систем к независимым микросетям. Очень важно, чтобы переход к определенной оборонной энергетической архитектуре, основанной на этих принципах, был разработан и реализован в ближайшее время.
Об авторах: Капитан Стивен Кертис, США, является консультантом в Readiness Resource Group. Полковник Питер Д. Роча, USAR, - преподаватель Военного колледжа армии США.
Источник: Статья была опубликована в журнале JOINT FORCE QUARTERLY 112, который издается Национальным университетом обороны.
«Игорь Сечин назвал нереалистичными цели энергоперехода»
Стратегия «зеленого» перехода не способна обеспечить надежность поставок энергии для всего человечества. Об этом на ПМЭФ заявил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
▶️Он отметил, что стратегия энергоперехода не проработана с точки зрения таких потребностей человечества, как создание инфраструктуры, финансирование и обеспечение сырьевой базой.
▶️Сечин указал, что наиболее перспективным видом «чистого» топлива является водород, но расход энергии для его производств (для выполнения электролиза) больше, чем объем энергии, полученной на выходе. При этом для водорода пока не существует ни коммерчески реализуемой технологии производства, ни логистики, ни рынков сбыта.
▶️По его словам, цели энергоперехода в текущем виде имеют идеологическую окраску и нереалистичны. Альтернативные источники энергии пока не могут обеспечить ни надежность поставок, ни их оптимальные технико-экономические характеристики, отметил он. Агрессивное продвижение «зеленой» повестки фактически означает объявление энергетической войны большинству населения Земли, заключил Сечин.
Добавлено: Пн Июн 10, 2024 10:16 am Заголовок сообщения:
htt ps:/ /t.me/anatoly_nesmiyan/12304
Путин в очередной раз заявил, что альтернативы углеводородам в обозримой перспективе нет, энергопереход должен быть сбалансированным и выверенным.
Где-то сбоку от монитора хмыкнул Си Цзиньпин, который до 2027 года вводит в строй дополнительно к имеющимся мощностям еще 1079 ГВт возобновляемой генерации. В США за тот же период рост составит 270 ГВт, в Европе - 425 ГВт. Это не вообще, а только новые мощности, в дополнение к имеющимся.
Всего в мире мощность возобновляемых источников вырастет на 2400 ГВт - не всего, а именно новых. В том же 2027 году доля выработки электроэнергии на мощностях ВИЭ составит 38 процентов всего мирового энергобаланса. Темпы фантастические - с 25% в 2021 году к 38% в 2027 году. 13 процентов за шесть лет в глобальном масштабе - это невиданные темпы. И нужно понимать, что после 2027 года никто останавливаться не будет.
Времени, по сути, остается совсем чуть-чуть. Начинать уже поздно, останутся только те, кто уже осознал и активнейшим образом включился в энергетическую революцию.
Заявлять о том, что альтернативы углеводородам нет - это примерно как 15 августа 1991 года подать заявление на вступление в КПСС. Кстати, не смешно: нынешний руководитель Роснефти Сечин, крепко подумав, вступил в КПСС в 1990 году. Талант предвидения.
Неудивительно, что российское руководство, которое не так давно даже принимала в стратегии национальной безопасности пункт о том, что возобновляемая энергетика является одной из угроз национальной безопасности России, спохватится, когда будет уже не просто поздно, а поздно навсегда.
А пока оно лишь демонстрирует всему миру полную неспособность к оценке перспектив.
Добавлено: Пн Июн 10, 2024 11:15 am Заголовок сообщения:
Anonymous писал(а):
htt ps:/ /t.me/anatoly_nesmiyan/12304
Путин в очередной раз заявил, что альтернативы углеводородам в обозримой перспективе нет, энергопереход должен быть сбалансированным и выверенным.
Где-то сбоку от монитора хмыкнул Си Цзиньпин, который до 2027 года вводит в строй дополнительно к имеющимся мощностям еще 1079 ГВт возобновляемой генерации. В США за тот же период рост составит 270 ГВт, в Европе - 425 ГВт. Это не вообще, а только новые мощности, в дополнение к имеющимся.
Всего в мире мощность возобновляемых источников вырастет на 2400 ГВт - не всего, а именно новых. В том же 2027 году доля выработки электроэнергии на мощностях ВИЭ составит 38 процентов всего мирового энергобаланса. Темпы фантастические - с 25% в 2021 году к 38% в 2027 году. 13 процентов за шесть лет в глобальном масштабе - это невиданные темпы. И нужно понимать, что после 2027 года никто останавливаться не будет.
Времени, по сути, остается совсем чуть-чуть. Начинать уже поздно, останутся только те, кто уже осознал и активнейшим образом включился в энергетическую революцию.
Заявлять о том, что альтернативы углеводородам нет - это примерно как 15 августа 1991 года подать заявление на вступление в КПСС. Кстати, не смешно: нынешний руководитель Роснефти Сечин, крепко подумав, вступил в КПСС в 1990 году. Талант предвидения.
Неудивительно, что российское руководство, которое не так давно даже принимала в стратегии национальной безопасности пункт о том, что возобновляемая энергетика является одной из угроз национальной безопасности России, спохватится, когда будет уже не просто поздно, а поздно навсегда.
А пока оно лишь демонстрирует всему миру полную неспособность к оценке перспектив.
ДОКЛАД И.И. СЕЧИНА Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть»
ЭНЕРГОПЕРЕХОД И ФАНТОМНЫЕ БАРРЕЛИ: ОСТАВЬ НАДЕЖДУ, ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ. В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ!
Россия, г. Санкт-Петербург 8 июня 2024 года
СВЯЗЬ ВЫБРОСОВ И ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НЕ ДОКАЗАНА
Сторонники теории антропогенного изменения климата утверждают, что его причиной являются выбросы углекислого газа, вызванные «неконтролируемым» сжиганием ископаемого топлива – угля, нефти и нефтепродуктов, газа. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться. Климатические циклы Земли развиваются по объективным законам, присущим любому космическому телу, на которое влияют такие базовые факторы, как состояние атмосферы, активность Солнца, удаленность от него орбиты Земли, угол наклона и положение других планет относительно нашей планеты и многие другие. Климатические изменения на планете происходят в том числе в результате фундаментальных природных явлений, не сопоставимых по масштабам с влиянием антропогенного фактора. К таким явлениям можно, в частности, отнести «супервулканы», при извержении которых объем выбросов лавы и пепла превышает 1000 кубических километров. Такие катаклизмы способны не только радикально менять ландшафт, но и провоцировать резкие похолодания, так называемые «вулканические зимы». Например, по оценкам ученых, извержение индонезийского супервулкана Тоба, произошедшее 74 тысячи лет назад, привело к снижению глобальной температуры в диапазоне от 3,5 до 9 градусов Цельсия1 в результате выброса в атмосферу более 2 миллиардов тонн диоксида серы. Восстановление температуры до нормальных уровней заняло несколько лет. Сопоставимые по масштабам извержения трижды происходили в провинции Йеллоустон в США, а последнее из известных извержений супервулканов, Таупо, произошло в Новой Зеландии около 25 тыс. лет назад.
1 Источник: Nature.com, The Toba supervolcano eruption caused severe tropical stratospheric ozone depletion, 12.04.2021
Примерно 2,5 миллиона лет назад Земля вступила в новый климатический режим — в череду сменяющих друг друга ледниковых периодов. По оценкам ученых, за это время сменилось от 40 до 50 отдельных периодов оледенений, и с каждым разом они становились продолжительнее и холоднее. Их периодичность и масштаб определяются особенностями нашего мира и влиянием гравитации других планет Солнечной системы. Климат на Земле трансформируется в том числе под влиянием изменения формы орбиты, а также наклона и направления оси вращения нашей планеты, которые подвержены циклическим изменениям, так называемым циклам Миланковича2 . Нужно признать, что связь выбросов с изменением климата требует объективной оценки, без которой придание приоритета антропогенному фактору в изменении климата не имеет под собой оснований. По мнению ряда авторитетных ученых, например, лауреата Нобелевской премии по физике Джона Клаузера, основной причиной изменения климата Земли являются естественные механизмы саморегуляции планеты, а отнюдь не «человеческий фактор». Геологические данные указывают на то, что за последние 600 миллионов лет содержание углекислого газа в атмосфере и температура воздуха постоянно менялись, и почти все эти изменения происходили без влияния ископаемого топлива и человека3 . Более того, концентрация углекислого газа в некоторые геологические периоды была гораздо выше, что не привело к катастрофичным для планеты последствиям. А данные за последние десять тысяч лет говорят о том, что температура воздуха никогда не была постоянной. С момента окончания последнего ледникового периода произошло девять периодов потепления и во время семи из них температура была выше, чем сегодня4 2 Циклы Миланковича - периодические колебания, названные в честь сербского ученого, который первым разобрался, как космические периоды меняют земной климат.
3 Источник: Robert Berner and Zavareth Kothavala, GEOCARB III: A revised model of atmospheric CO2 over Phanerozoic time, American Journal of Science, февраль 2001.
Сторонники теории антропогенного фактора преподносят нам энергопереход как иллюзию спасения мира. Сейчас, когда мы уже накопили определенный опыт осуществления энергоперехода, ясно, что ни его цель, ни, соответственно, подготовка к нему не были проработаны в соответствии с задачами и потребностями человечества, такими как инфраструктура, финансирование, обеспечение сырьевой базы, наличие соответствующих технологий. Хочу напомнить, что еще в 1976 году будущий лауреат Нобелевской премии по физике академик Петр Леонидович Капица на основании базовых физических принципов (закона сохранения энергии) предсказал возможность глобального энергетического кризиса в получении энергии из-за недостаточной эффективности всех видов альтернативной энергетики. Как утверждал Капица, ключевой характеристикой любого вида энергии является плотность его энергетического потока5 . По этому показателю такие виды ископаемого топлива, как нефть (обеспечивают 195 Вт/м2) и газ (482 Вт/м2), намного опережают и солнечную (6,6 Вт/м2), и ветровую энергию (1,8 Вт/м2), которые, помимо прочих недостатков, имеют неравномерный или, выражаясь более научным языком, стохастический характер генерации энергии. Из известных в настоящее время исследований наиболее перспективным видом «чистого» топлива считается водород. Однако для него пока еще не существует ни коммерчески реализуемой технологии производства, ни логистики, а главное – рынков сбыта. Также нужно учитывать низкий пока КПД в связи с тем, что при производстве водорода расход энергии, потраченной для выполнения электролиза, оказывается больше, чем объем энергии, полученной на выходе. Таким образом, альтернативные источники энергии пока не могут обеспечить ни надежность поставок, ни их оптимальные технико-экономические характеристики.
4 Источник: Национальные центры информации об окружающей среде США.
5 Источник: П.Л. Капица, доклад «Энергия и Физика», 1975 г.
Такой вывод можно сделать из свежего обзора глобальной энергетики от BP (полный текст выше), содержание которого предугадать несложно — с учётом, что лидеры мирового нефтегаза смягчают собственные net zero-обязательства.
Судите сами:
📍 Темпы потепления. Ещё недавно большинство авторитетных прогнозов строились вокруг сценария 1,5° — теперь и BP, и другие провайдеры аналитики берут за оптимистичный сценарий 2°. Парижское соглашение, кстати, даёт вилку 1,5-2°, так что технически всё в рамках.
По оценке BP, антропогенные выбросы парниковых газов с 2019 года растут на 0,8% в год. Нынешними темпами углеродный бюджет, который, согласно подсчётам МГЭИК, остаётся у человечества для сценария 2°, исчерпается к началу 2040-х. То есть потеплеет, скорее всего, выше 2°, а Париж будет провален.
📍 Глобализация и деглобализация. Картина мира, в которой всё человечество напоминает гигантскую мастерскую, где все экономические процессы интегрированы в единую систему и разнесены географически, уходит в прошлое — деглобализация сейчас один из самых обсуждаемых трендов.
Кризисы на Украине и Ближнем Востоке усилили важность энергобезопасности, укрепили роль регуляторов и повысили внимание к безопасности цепочек поставок, согласны в BP. В полный рост встал сюжет, о котором недавно задумывались мало, — контроль над критическими элементами энергоперехода.
📍 Углеводороды и ВИЭ. Согласно докладу, инвестиции в низкоуглеродную энергетику с 2019 года выросли в 1,5 раза, до $1,9 трлн в 2023-м, но её развитие сконцентрировано в Китае и странах "Первого мира". Развивающиеся страны, на которые и приходится большая часть роста спроса на энергию, ВИЭ занимаются намного реже.
Прирост ВИЭ бьёт рекорды, но недостаточен для удовлетворения растущего мирового спроса на энергию. По подсчётам BP, потребление ископаемого топлива достигло нового максимума в 2023 году, что обусловлено ростом потребления нефти в развивающихся странах (в развитых ситуация обратная).
📍 Инфраструктура электроэнергетики. Как прогнозируют в BP, стремительный рост ВИЭ-генерации создаёт давление на инфраструктуру и механизмы управления электроэнергетикой, включая планирование, выдачу разрешений и создание сетей.
Например, в США среднее время между подачей заявки на подключение к электросети и вводом в промышленную
эксплуатацию за 15 лет выросло с менее чем двух до почти пяти лет. В целом, рост потребления электроэнергии опережает рост общего спроса на энергию.
📍 Прорывные технологии. Технологиям низкоуглеродного водорода, синтетического биотоплива и захвата и захоронения углерода (CCS/CCUS) ещё недавно предвещали скорый триумф — но годы идут, а они по-прежнему на "очень ранней стадии", отмечается в докладе BP.
На начало 2024 года в мире были введены в эксплуатацию или строились проекты менее чем на 5 Мт низкоуглеродного водорода в год — "малая толика рынка серого водорода", который производится паровой конверсией метана и сопряжён с парниковыми выбросами.
Вывод. Значит ли это всё, что энергопереход отменяется? Разумеется, нет — делать вид, что ничего не происходит и всё вернётся на круги своя, значит совершить стратегический просчёт.
Энергопереход движется, пусть и не в том направлении, которое прогнозировалось ещё пару лет назад. Через год прогнозы наверняка снова будут скорректированы — тут важнее уяснить, что возврата к status quo не будет.
"В качестве небольшого дополнения к детальному обзору по документу BP Energy Outlook — вопрос действительно видимо не в том будет или не будет происходить энергопереход, а скорее в том с какой скоростью страны смогут себе позволить этот энергопереход финансировать.
Также вынес некоторые детали из обзора:
- CCS: в сценарии Net Zero до 40% мощностей CCS (улавливания и хранения СО2) будут задействованы для снижения углеродного следа электрогенерации с использованием природного газа ;
- Водород: высокая стоимость транспортировки водорода приводит к тому, что производство и конечное использование будет в основном локализовано в региональных рынках (с небольшой долей морских перевозок), и этим водород пока принципиально отличается от сырой нефти и СПГ, торговля которыми носит глобальных характер за счет возможности перевозки танкерами."
Добавлено: Пн Сен 30, 2024 10:00 am Заголовок сообщения:
Евросоюз разрабатывает определение низкоуглеродного водорода
ЕС завершает работу над определением низкоуглеродного водорода, что позволит газообразному топливу получить доступ к инфраструктуре и финансированию.
Николаус Й. Курмайер
Euractiv 30-09-2024
Евросоюз близок к завершению работы над определением низкоуглеродного водорода, и в пятницу (27 сентября) Европейская комиссия объявила о начале четырехмесячных публичных консультаций.
Когда речь идет о водороде - экологически чистом топливе, которое будет использоваться для частичной замены природного газа и останется ключевым сырьем в химической промышленности, - определения ЕС имеют значение.
Рамочная программа ЕС по возобновляемым источникам энергии обязывает компании постепенно переходить на четко определенный «зеленый» водород, что стало причиной многолетних споров о том, что именно считать «зеленым».
Определение «низкоуглеродного» водорода может оказаться не менее сложным и сейчас вступает в горячую фазу.
«Низкоуглеродное топливо может сыграть определенную роль в энергетическом переходе, особенно в краткосрочной и среднесрочной перспективе», - пишет Европейская комиссия, начиная свои консультации.
Исполнительная власть ЕС предлагает правило 70% - чтобы считаться «низкоуглеродным», водород может выбрасывать только 30% от выбросов топлива, которое он заменяет.
Маркировка «низкоуглеродного» топлива является ключевой в новых правилах ЕС для газового рынка, например, для обеспечения доступа к транспортной инфраструктуре.
Для расчета выбросов углерода водорода предлагается три метода. Все они связаны с углеродоемкостью электроэнергии, используемой для производства водорода.
Первый метод основывается на показателе уровня выбросов CO2 в электроэнергетике страны. Этот подход благоприятствует странам с большой долей атомной энергетики. Например, Франции в этом случае присваивается коэффициент CO2 в шесть раз ниже, чем Германии.
В качестве альтернативы производители водорода могут соотнести свое производство с периодами, когда возобновляемые источники энергии или атомная энергетика устанавливают цену на электроэнергию. В противном случае применяется огромный штрафной коэффициент CO2. Такой подход будет благоприятствовать производству водорода в периоды, когда светит солнце и дует ветер, но только в этом случае.
Наконец, можно будет учесть точную величину выбросов CO2 в региональной сети производителя водорода, если операторы сетей предоставят такую подробную информацию.
«Даже если текущее предложение Комиссии все еще оставляет место для улучшения в некоторых областях, делегированный акт даст производителям и пользователям правовую определенность, в которой они так остро нуждаются», - сказал Йенс Гайер, евродепутат от S&D, родом из Германии, который отвечал за новые правила газового рынка.
Он заявил, что «будет важно сохранить необходимую гибкость, чтобы иметь возможность вносить любые необходимые улучшения».
После периода консультаций будет подготовлено окончательное предложение, которое может быть отклонено квалифицированным большинством стран ЕС или единым большинством в парламенте.
Вы можете начинать тeмы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в
журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы.
Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое
представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов
Открытие страницы: 0.07 секунды