Добавлено: Вт Мар 26, 2024 8:05 pm Заголовок сообщения:
Н.Митрохин:
Если продавать Россию, так с размахом:
"Проектированием фабрики для Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле могут заняться китайские инвесторы. «Росатом», оставшийся без европейских партнеров и иностранного финансирования из-за санкций, ведет переговоры о реализации проекта с китайскими NFC и Pauerite. Компании будут прорабатывать проект с нуля, а также займутся переориентацией экспорта металлов в Азию. Аналитики считают такое партнерство логичным, поскольку КНР сейчас лидирует в технологиях добычи драгоценных и редкоземельных металлов. Также у китайских верфей есть большие мощности по строительству плавучих фабрик, которую, вероятно, придется использовать на архипелаге, — Коммерсант."
Китайский агент влияния в действии.
Сегодня африканские страны сталкиваются с серьезными проблемами в обеспечении энергетической безопасности. В нескольких отчетах указывается, что Африка переживает быстрый рост населения, растущую безработицу, постоянные этнические конфликты и отсутствие надлежащего управления. Дальнейшие исследования показывают, что усугубляющийся энергетический кризис в сочетании с упомянутыми факторами серьезно сдерживают экономический рост на континенте.
Очевидно, что для решения этих проблем требуется крупномасштабная программа развития, включая стратегию, основанную на достижении целей устойчивого развития ООН. Эксперты считают, что ядерные технологии могут стать движущей силой социально-экономического развития и комплексным решением системных проблем всего континента. Другие верят и утверждают, что ‘энергетический баланс’ является более устойчивым способом создания энергетической базы для внутреннего использования и индустриализации.
Энергия крайне важна для аспектов крупномасштабного развития. Очевидно, что дефицит энергии серьезно затрудняет усилия Африки по улучшению качества жизни, препятствуя эффективному промышленному производству. Президент Всемирного банка Аджай Банга и его коллега из AfDB, доктор Акинвуми Адесина, заявили, что примерно 600 миллионов африканцев не имеют доступа к электричеству (энергии), и эта печальная ситуация создает значительные препятствия для здравоохранения, образования, производительности, цифровой инклюзивности и, в конечном итоге, создания рабочих мест.
Со своей стороны, Всемирный банк и Африканский банк развития (AfDB) сотрудничают, чтобы обеспечить доступ к электроэнергии по меньшей мере 300 миллионам человек в Африке к 2030 году. По мнению Банга и Адесины, для достижения этой цели потребуются дополнительные политические действия со стороны правительств африканских стран, финансирование со стороны банков развития и инвестиции частного сектора. Это также зависит от вида энергии, которую можно обеспечить в Африке.
Тем не менее, лидеры правительств африканских стран остро заинтересованы в переходе на ядерную энергетику, чтобы покончить с хроническим дефицитом электроэнергии, но некоторые из них, возможно, вынуждены либо продолжать откладывать, либо полностью отказаться от проекта, в первую очередь из-за отсутствия финансирования или кредитных гарантий.
В рамках саммита БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) 2018 года, проходящего в Йоханнесбурге, президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил своему коллеге Владимиру Путину на двусторонней встрече, что ЮАР не готова продлевать соглашение о строительстве атомных электростанций в ЮАР.
Путин поднял тему ядерной сделки на частной встрече с Рамафосой, но последний сказал, что Претория пока не может подписать такую сделку. Рамафоса отодвинул ядерную экспансию на второй план с момента вступления в должность президента, заявив, что “это слишком дорого”, и вместо этого сосредоточился на обещаниях предвыборной кампании по оживлению экономики и борьбе с коррупцией.
Рамафоса сказал: “Мы должны посмотреть на состояние экономики – у нас избыток энергии, и у нас нет денег, чтобы построить крупную атомную станцию. Ядерный процесс рассматривается в широком контексте доступности.”
При Джейкобе Зуме Южная Африка отстаивала планы строительства восьми реакторов, которые будут вырабатывать 9 600 мегаватт энергии начиная с 2023 года и стоить 84 миллиарда долларов – программа, которую, по словам критиков, страна просто не может себе позволить и в которой абсолютно не нуждается.
На всем африканском континенте есть только одна атомная электростанция, а именно атомная электростанция Koeberg в Южной Африке. Введенная в эксплуатацию в 1984 году, Koeberg вырабатывает почти 2000 мегаватт, что составляет около 5% от установленной выработки электроэнергии в Южной Африке.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, как всегда, в интервью журналу Hommes d'Afrique, размещенном на официальном сайте министерства, подтвердил, что Россия и африканские страны сотрудничают в области высоких технологий и Россия твердо намерена внести свой вклад в устойчивое развитие Африки.
По его словам, “Росатом рассматривает ряд проектов, представляющих интерес для африканцев, например, создание центра ядерных исследований и технологий в Замбии. Аналогичный проект есть в Нигерии. Есть хорошие перспективы для сотрудничества с Ганой, Танзанией и Эфиопией. Ведутся переговоры о строительстве атомной электростанции в Южной Африке.”
Зарубежные и местные российские СМИ также сообщали, что Россия хочет превратить ядерную энергетику в крупную экспортную отрасль. Она подписала несколько соглашений с 14 африканскими странами, не имеющими ядерных традиций, включая Руанду и Замбию, и намерена построить крупную атомную электростанцию в Египте.
“Действительно, Руанда только что присоединилась к общему хору, подписав Меморандум о взаимопонимании с русскими о строительстве атомной электростанции. Это что-то вроде шутки. Как это будет финансироваться? Годовой бюджет Руанды составляет 3 миллиарда долларов США. Атомная электростанция обойдется не менее чем в 9 миллиардов долларов, что эквивалентно всему валовому внутреннему продукту Руанды ”, - написал мне Дэвид Химбара, руандийско-канадский профессор международного развития канадского колледжа Сентенниал в запросе на интервью по электронной почте.
Профессор Химбара сказал, что президент Руанды Пол Кагаме всегда считал, что он должен подтвердить свое якобы дальновидное и инновационное лидерство, объявляя о грандиозных проектах, которые редко воплощались в жизнь.
Тем не менее, Гана также подписала Меморандум о соглашении с Государственной корпорацией по атомной энергии Российской Федерации о строительстве атомной электростанции. Мощность станции составит 1200 мегаватт.
Стоимость российского реактора составит минимум 4,2 миллиарда долларов. Схема финансирования еще не определена. От технико-экономического обоснования до ввода в эксплуатацию первого энергоблока пройдет около восьми-десяти лет.
В отчете Международного агентства по атомной энергии за 2017 год сделан вывод о том, что Гана все еще находится на ранней стадии развития ядерной энергетики. На данный момент Гана приняла всеобъемлющий закон о ядерной энергии, учредила независимый орган ядерного регулирования.
В случае Замбии, в соответствии с соглашением, которое было заключено в декабре 2016 года о заключении ядерной сделки стоимостью 10 миллиардов долларов, Шадрек Лувита, посол Замбии в Российской Федерации, сообщил, что процессы проектирования, технико-экономического обоснования и утверждения проекта практически завершены.
Правительство Замбии надеется, что после ввода в эксплуатацию этого проекта избыточная мощность, вырабатываемая этой станцией, может быть предоставлена для экспорта в соседние страны в рамках рамочного соглашения Сообщества по развитию Юга Африки о создании энергетического пула, сказал он.
В конце февраля 2020 года председатель Совета Федерации (Верхней палаты или Сената) Валентина Матвиенко возглавила российскую делегацию с трехдневным рабочим визитом, направленным на укрепление парламентской дипломатии с Намибией и Замбией.
Согласно официальному сообщению Совета Федерации, визит состоялся в рамках широкого механизма парламентских консультаций между Россией и странами Африки. Основное внимание уделяется политическому диалогу, экономическому партнерству и гуманитарным сферам с Намибией и Замбией.
Делегация провела переговоры с президентом Эдгаром Лунгу в Государственном доме в Лусаке, Замбия. Делегация назвала свой визит “ответным визитом” и подчеркнула безоговорочную приверженность укреплению политического диалога, а затем вновь подтвердила заинтересованность в расширении экономического сотрудничества с Замбией.
Состоялось углубленное обсуждение строительства атомной станции. В соответствии с соглашением, которое было заключено в декабре 2016 года, строительство атомной станции оценивается в 10 миллиардов долларов. Процессы проектирования, технико-экономического обоснования и утверждения проекта завершены. Россия не была готова взять на себя финансовые обязательства, а Замбии не хватает достаточных средств для финансирования проекта.
Матвиенко сказала: “Сейчас начало строительства центра ядерной науки и технологий приостановлено из-за финансовых проблем. Я хотела бы сказать, что запрос, направленный президенту России, тщательно рассматривается министерствами и ведомствами. Я уверена, что мы совместно найдем варианты привлечения финансирования для развертывания центра ядерной науки и технологий ”.
Конечно, строительство атомных станций качественно изменит экономику Замбии, не только для полного удовлетворения ее потребностей в электроэнергии, но и для её экспорта в другие страны юга Африки. Правительство Замбии называет это инструментом получения дохода, используя фразу– “эта электростанция могла бы стать доступной для экспорта энергии в соседние страны в рамках рамочного соглашения Сообщества по развитию юга Африки и создания энергетического пула”.
В своем выступлении доктор Скотт Фирсинг, научный сотрудник Университета Монаша в Южной Африке, говорит, что Африка и весь мир нуждаются в ядерной, а также солнечной, ветровой, гидро- и геотермальной энергии для получения более чистой энергии. Африка может перешагнуть через устаревшие технологии и помочь провести новую революцию в области экологически чистой энергетики.
Он считает, что “ядерная энергия всегда будет играть важную роль в производстве энергии, потому что это лучший способ производства большого количества безуглеродной электроэнергии. Ключевым препятствием являются затраты на производство ядерной энергии и наилучшие способы обращения с ядерными отходами для поддержания безопасной окружающей среды, а также риск, который они представляют из-за ненадлежащего обращения с ними.”
Профессор Стивен Томас, экономист-ядерщик из Гринвичского университета в Соединенном Королевстве, объясняет, что африканским странам не хватает ядерного опыта и инфраструктуры, а самое главное, у них нет финансовых возможностей. Россия утверждает, что предлагает адекватное финансирование, но это заявление о готовности поддержать строительство атомных станций по всей Африке не было продемонстрировано за пределами централизованно планируемой экономики.
“Ядерная энергетика - дорогостоящий отвлекающий маневр от политики, которая могла бы соответствовать целям повышения надежности электроснабжения в Африке, обеспечения доступности электроэнергии для потребителей и достижения экологических целей”, - написал он в интервью, отправленном по электронной почте.
Томас добавил: “Ядерная энергетика представляет собой слишком высокий экономический риск для стран, которые не могут позволить себе совершать большие ошибки. Тем не менее, они должны руководствоваться Чернобыльской катастрофой на Украине и Фукусимой в Японии, миллионы людей до сих пор страдают от радиации и связанных с ней заболеваний.”
В настоящее время многие африканские страны сталкиваются с энергетическим кризисом и нехваткой электроэнергии как для бытового, так и для промышленного использования. Энергетическая бедность затрагивает миллионы их граждан. Более 600 миллионов человек в странах Африки к югу от Сахары из более чем одного миллиарда населения по-прежнему не имеют электричества. Промышленный сектор нуждается в электроэнергии для своей деятельности и производства на недавно созданном едином континентальном рынке.
Именно в этом контексте несколько африканских стран изучают ядерную энергетику как часть решения проблемы. Россия ведет очаровательное наступление по всей Африке, подписывая и перезаключая соглашения со многими правительствами о строительстве атомных электростанций. После первого российско-африканского саммита Россия в качестве исключительного случая предоставила Египту кредит в размере 29 миллиардов долларов на строительство в соответствии со своими стратегическими двусторонними отношениями. На данный момент трудно сказать, как другие африканские страны будут финансировать строительство своих отдельных электростанций. Для сравнения, лидеры франкоязычных стран Африки во взаимоотношениях с Россией используют бартерные схемы для обеспечения безопасности и реализации различных инфраструктурных проектов. Ядерные амбиции Буркина-Фасо получили широкую огласку после подписания меморандума о взаимопонимании, который пока не является соглашением, в области ядерной энергетики с Россией в 2023 году.
Более тридцати лет Россия добивалась установления постсоветских отношений, но с ядерной энергетической дипломатией африканцам придется подождать следующего поколения. Другими словами, мечты о строительстве атомных станций далеки от реальности и, безусловно, будут сдерживать полную реализацию Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA) и целей устойчивого развития в рамках Повестки дня Африканского Союза на период до 2063 года.
«Как Россия использует ядерную мощь для завоевания глобального влияния».
Руппур на крайнем западе Бангладеш может показаться маловероятным местом для Маленькой России. Однако в этом анклаве вывески магазинов написаны по-русски, бенгальские продавцы овощей торгуются за картофель и морковь, а русские экспаты могут проверить зубы в Russ Dental Care.
Объяснение кроется в нескольких километрах от дороги, где «Росатом» строит первую атомную электростанцию в Бангладеш. Ее стоимость оценивается примерно в $12 млрд. Это один из крупнейших инфраструктурных проектов в стране с населением около 170 млн человек.
С целью довести долю электроэнергии, вырабатываемой в стране с помощью атомной энергетики, с нуля до10% менее чем за 10 лет, «Росатом» проделывает «потрясающую работу», говорит Сама Бильбао-и-Леон, генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации (WNA).
Правительство Бангладеш утверждает, что АЭС мощностью 2400 МВт, испытания которой начнутся в этом году, позволит решить проблему нехватки электроэнергии и отключения электричества, мешающую быстро развивающейся экономике Бангладеш, в том числе ее экспортному сектору швейной промышленности.
Но для Москвы этот проект служит другой цели — связать две страны на десятилетия и расширить влияние Кремля в Бангладеш, как он делал это с другими странами, не имеющими собственного ядерного потенциала.
На протяжении всего более чем двадцатилетнего правления Владимира Путина газ и нефть были его важнейшими инструментами геополитического торга, пока конфликт на Украине не изменило ситуацию. Отказ ЕС от российских энергоносителей в сочетании со взрывом газопровода «Северный поток» лишил Кремль важнейшего экспортного рынка и рычага влияния.
Санкции до сих пор не помешали сектору ядерной энергетики, который может создать долгосрочные политические связи и нарушить усилия Запада по изоляции путинского режима.
До февраля 2022 года на долю России уже приходилось около половины всех международных соглашений по строительству АЭС, поставкам реакторов и топлива, выводу из эксплуатации и обращению с отходами. На долю ее основных конкурентов в атомной энергетике — Китая, Франции, Японии, Южной Кореи и США — приходилось около 40% вместе взятых.
Несмотря на санкции в отношении экономики, Россия остается непревзойденным экспортером атомных электростанций. Он участвует в строительстве более трети новых реакторов, сооружаемых в настоящее время по всему миру, в том числе в Китае, Индии, Иране и Египте.
Отношения, которые Россия устанавливает благодаря ядерным проектам, превосходят даже длительные контракты на поставку газа по трубопроводам.
Строительство атомных станций занимает около 10 лет, а срок службы реакторов на новых станциях составляет 60 лет. Подготовка к демонтажу, включая удаление радиоактивных частей, занимает еще 10-20 лет и требует значительных средств, говорит сопредседатель российской экологической группы «Экозащита» (иноагент) Владимир Сливяк.
«Для страны это очень долгосрочное обязательство иметь российское присутствие. Это не просто фактическое строительство. Это целая экосистема», — говорит научный сотрудник программы ядерной политики Королевского института объединенных служб Дарья Долзикова.
Россия часто использует модель «строительство-владение-эксплуатация», которая предполагает еще более высокую степень сотрудничества, поскольку «Росатом» предоставляет все, включая персонал станции, в течение всего срока реализации проекта.
«Российская сторона относится к станциям так, как будто они принадлежат «Росатому». Единственная роль принимающей страны — покупать электроэнергию», — отмечает профессор-исследователь Норвежского института международных отношений Кацпер Шулецкий.
Именно в таком положении оказался Бангладеш, который на десятилетия будет связан с Россией проектом «Руппур». «Это бесконечные отношения, в которые они вступают», — говорит политолог и эксперт по Бангладеш в Университете штата Иллинойс Али Риаз. Конфликт на Украине заставил Россию переосмыслить свой подход к ядерной дипломатии.
Вскоре после февраля 2022 года «Росатом» потерял один из своих контрактов в Европе: АЭС «Ханхикиви» мощностью 1200 МВт в Финляндии, строительство которой должно было начаться в 2023 году.
Вынужденный создавать новые альянсы, Путин все чаще позиционирует Россию как партнера Глобального Юга. «Росатом» является ключевой частью усилий Москвы по обхаживанию этих стран. За последние два года генеральный директор компании Алексей Лихачев посетил страны Глобального Юга почти столько же раз, сколько за весь период с момента своего назначения в 2016 году до 2022 года.
Компания подписала около двух десятков меморандумов о взаимопонимании с африканскими и латиноамериканскими странами, включая Зимбабве, Мали, Буркина-Фасо и Бразилию. В Гане Россия начала подготовку заявки на строительство первой в стране атомной электростанции, наряду с поставщиками из США, Китая, Индии, Южной Кореи и Франции.
В этом году Россия и Узбекистан подписали соглашение о строительстве малого модульного реактора мощностью 330 МВт. Этот проект является первым для «Росатома» и России в области внедрения ядерных технологий нового поколения за пределами страны.
Помимо строительства реакторов и поставки блоков управления, «Росатом» также использует мягкую дипломатию для оказания влияния.
Согласно годовому отчету компании, в 2023 году он начал переговоры с Никарагуа, Узбекистаном и Таджикистаном о создании медицинских центров. В Боливии в 2023 году Россия завершила строительство ядерного исследовательского центра, а через несколько месяцев получила выгодный контракт на добычу лития.
Бангладеш является объектом острой геополитической конкуренции между такими державами, как Индия, Китай и США. Каждая из трех стран использовала сделки и инвестиционные предложения для налаживания связей с премьер-министром Шейх Хасиной. Проект «Руппур» дал Москве бесценный плацдарм.
Госкорпорация «Росатом» может предложить финансирование атомных проектов на уровне до 90%, причем выплаты по ним растягиваются на десятилетия при минимальных процентных ставках. Более привлекательное финансирование помогло «Росатому» выиграть конкуренцию, считает бывший советник по энергетике Бангладеш Мохаммад Тамим.
Но даже дешевые кредиты нужно возвращать, и это может стать проблемой для покупателей реакторов — и еще одним рычагом давления со стороны России.
Гражданское общество Бангладеш опасается, что сделка с «Росатомом» не только укрепит влияние Кремля, но и создаст возможности для коррупции. «Весь энергетический сектор окутан тайной… В конце концов, за что на самом деле будет платить народ Бангладеш? Если бы это была открытая и здоровая конкуренция, это была бы совсем другая история», — говорит исполнительный директор Transparency International Bangladesh Ифтекхаруззаман.
По словам экономиста из университета Дакки Рашеда аль-Махмуда Титумира, цена энергии «Руппура» составляет 9,36 цента за киловатт-час по сравнению с 5,34 центами за тот же объем энергии, получаемой от соседнего индийского проекта.
Не только местные активисты обеспокоены продвижением «Росатома» в регионе. Опасения Запада по поводу его экспансии на Глобальный Юг также возросли. Бывший помощник секретаря по ядерной энергии министерства энергетики США Кэтрин Хафф говорит, что для США и их союзников крайне важно восстановить стабильную цепочку поставок ядерных материалов и вернуть лидерство в мировом ядерном секторе. Но на это может уйти не одно десятилетие, добавляет она.
Пока на Западе продолжаются дебаты, «Росатом» уже обсуждает строительство второй АЭС в стране. Генеральный директор по энергетике министерства энергетики Бангладеш Мохаммад Хоссейн считает, что эти отношения будут только развиваться. Россия, по его словам, является «незаменимым партнером».
"Россия построит плавучие АЭС в Гвинее, соответствующие документы подписаны
Первый проект плавучей станции готовится для морской платформы, которая станет поставлять электроэнергию, тепло и воду в труднодоступные, засушливые регионы Гвинеи.
Реализацией проекта займется «Росатом». Инициатива направлена на развитие Россией партнерства на африканском континенте.
В настоящее время аналогичные переговоры ведутся с Буркина-Фасо, а также обсуждаются атомные энергопроекты в других государствах Африки.
Вообще, хорошее дело. В лучших традициях зарубежных ВИНКов. Только те ставят плавучие платформы, которые, в случае чего (от оборудования на континентальных месторождениях), можно снять и увезти, а здесь речь идет про электростанцию.
В целом, это очень хорошо и правильно. Только надо было написать не "в Гвинее", а "для Гвинеи" или даже "для продажи Гвинее электроэнергии".
Так уж сложилось, что те, у кого есть острая потребность в вышеперечисленных электроэнергии, тепле и опресненной воде, обычно достаточно бедные страны и денег (грубо говоря, из расчета 5-6 млрд. долл./1,2 ГВт мощности на примере ВВЭР-1200, американские и европейские в разы дороже) на то, чтобы построить у себя что-то подобное у них точно нет.
Соответственно, вкладывать деньги пришлось бы тому же Росатому - брать кредит на себя (потому что Гвинее никто не даст 5-6 млрд. долл.) под постройку на земле и потом благополучно продавать электроэнергию в течение 30-50 лет. Риски здесь понятны - не совсем понятная, не совсем политически стабильная и экономически устойчивая страна. Кредит-то берешь на себя, а, если что, дорогостоящая АЭС останется на территории и юрисдикции, которая на таком долгом промежутке времени может и во враждебный лагерь отъехать.
Собственно говоря, проблему политических и экономических рисков плавучая АЭС очень хорошо решает - если что, ее, как и буровую, можно увезти обратно. Ну или другому, более дружественному покупателю. Короче говоря, сама по себе технология, при должном масштабе выпуска подобных установок, game changer для энергетического рынка развивающихся стран.
Добавлено: Сб Авг 03, 2024 7:28 am Заголовок сообщения:
K.Pодионов: "В РФ ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) сократилась на 11% за последние два месяца – с 5,17 трлн руб. в конце апреля 2024 г. до 4,60 трлн руб. в конце июня 2024 г., следует из данных Минфина. В абсолютном выражении ликвидная часть ФНБ за этот период снизилась на 569 млрд руб.: сказалась курсовая разница от переоценки золота и активов в иностранной валюте, а также увеличение «неликвидной» части ФНБ, куда входят, в том числе, ценные бумаги российских компаний и банков. Текущий объем ликвидной части ФНБ лишь чуть более чем вдвое превышает плановый объем дефицита федерального бюджета на 2024 г. (2,12 трлн руб., с учетом недавних поправок). На практике это означает, что уже в 2025 г. Правительству придется серьезно сокращать расходы, чтобы избежать "турецких" уровней инфляции."
K.Pодионов: "В РФ ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) сократилась на 11% за последние два месяца – с 5,17 трлн руб. в конце апреля 2024 г. до 4,60 трлн руб. в конце июня 2024 г., следует из данных Минфина. В абсолютном выражении ликвидная часть ФНБ за этот период снизилась на 569 млрд руб.: сказалась курсовая разница от переоценки золота и активов в иностранной валюте, а также увеличение «неликвидной» части ФНБ, куда входят, в том числе, ценные бумаги российских компаний и банков. Текущий объем ликвидной части ФНБ лишь чуть более чем вдвое превышает плановый объем дефицита федерального бюджета на 2024 г. (2,12 трлн руб., с учетом недавних поправок). На практике это означает, что уже в 2025 г. Правительству придется серьезно сокращать расходы, чтобы избежать "турецких" уровней инфляции."
Делегация «Росатома» посетит столицу Буркина-Фасо Уагадугу с 6 по 10 августа.
Целью миссии является поддержка страны в строительстве ее первой атомной электростанции – крупного проекта, который должен изменить энергетический ландшафт Буркина-Фасо.
«Как Россия использует ядерную мощь для завоевания глобального влияния».
Руппур на крайнем западе Бангладеш может показаться маловероятным местом для Маленькой России. Однако в этом анклаве вывески магазинов написаны по-русски, бенгальские продавцы овощей торгуются за картофель и морковь, а русские экспаты могут проверить зубы в Russ Dental Care.
Объяснение кроется в нескольких километрах от дороги, где «Росатом» строит первую атомную электростанцию в Бангладеш. Ее стоимость оценивается примерно в $12 млрд. Это один из крупнейших инфраструктурных проектов в стране с населением около 170 млн человек.
С целью довести долю электроэнергии, вырабатываемой в стране с помощью атомной энергетики, с нуля до10% менее чем за 10 лет, «Росатом» проделывает «потрясающую работу», говорит Сама Бильбао-и-Леон, генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации (WNA).
Правительство Бангладеш утверждает, что АЭС мощностью 2400 МВт, испытания которой начнутся в этом году, позволит решить проблему нехватки электроэнергии и отключения электричества, мешающую быстро развивающейся экономике Бангладеш, в том числе ее экспортному сектору швейной промышленности.
Но для Москвы этот проект служит другой цели — связать две страны на десятилетия и расширить влияние Кремля в Бангладеш, как он делал это с другими странами, не имеющими собственного ядерного потенциала.
На протяжении всего более чем двадцатилетнего правления Владимира Путина газ и нефть были его важнейшими инструментами геополитического торга, пока конфликт на Украине не изменило ситуацию. Отказ ЕС от российских энергоносителей в сочетании со взрывом газопровода «Северный поток» лишил Кремль важнейшего экспортного рынка и рычага влияния.
Санкции до сих пор не помешали сектору ядерной энергетики, который может создать долгосрочные политические связи и нарушить усилия Запада по изоляции путинского режима.
До февраля 2022 года на долю России уже приходилось около половины всех международных соглашений по строительству АЭС, поставкам реакторов и топлива, выводу из эксплуатации и обращению с отходами. На долю ее основных конкурентов в атомной энергетике — Китая, Франции, Японии, Южной Кореи и США — приходилось около 40% вместе взятых.
Несмотря на санкции в отношении экономики, Россия остается непревзойденным экспортером атомных электростанций. Он участвует в строительстве более трети новых реакторов, сооружаемых в настоящее время по всему миру, в том числе в Китае, Индии, Иране и Египте.
Отношения, которые Россия устанавливает благодаря ядерным проектам, превосходят даже длительные контракты на поставку газа по трубопроводам.
Строительство атомных станций занимает около 10 лет, а срок службы реакторов на новых станциях составляет 60 лет. Подготовка к демонтажу, включая удаление радиоактивных частей, занимает еще 10-20 лет и требует значительных средств, говорит сопредседатель российской экологической группы «Экозащита» (иноагент) Владимир Сливяк.
«Для страны это очень долгосрочное обязательство иметь российское присутствие. Это не просто фактическое строительство. Это целая экосистема», — говорит научный сотрудник программы ядерной политики Королевского института объединенных служб Дарья Долзикова.
Россия часто использует модель «строительство-владение-эксплуатация», которая предполагает еще более высокую степень сотрудничества, поскольку «Росатом» предоставляет все, включая персонал станции, в течение всего срока реализации проекта.
«Российская сторона относится к станциям так, как будто они принадлежат «Росатому». Единственная роль принимающей страны — покупать электроэнергию», — отмечает профессор-исследователь Норвежского института международных отношений Кацпер Шулецкий.
Именно в таком положении оказался Бангладеш, который на десятилетия будет связан с Россией проектом «Руппур». «Это бесконечные отношения, в которые они вступают», — говорит политолог и эксперт по Бангладеш в Университете штата Иллинойс Али Риаз. Конфликт на Украине заставил Россию переосмыслить свой подход к ядерной дипломатии.
Вскоре после февраля 2022 года «Росатом» потерял один из своих контрактов в Европе: АЭС «Ханхикиви» мощностью 1200 МВт в Финляндии, строительство которой должно было начаться в 2023 году.
Вынужденный создавать новые альянсы, Путин все чаще позиционирует Россию как партнера Глобального Юга. «Росатом» является ключевой частью усилий Москвы по обхаживанию этих стран. За последние два года генеральный директор компании Алексей Лихачев посетил страны Глобального Юга почти столько же раз, сколько за весь период с момента своего назначения в 2016 году до 2022 года.
Компания подписала около двух десятков меморандумов о взаимопонимании с африканскими и латиноамериканскими странами, включая Зимбабве, Мали, Буркина-Фасо и Бразилию. В Гане Россия начала подготовку заявки на строительство первой в стране атомной электростанции, наряду с поставщиками из США, Китая, Индии, Южной Кореи и Франции.
В этом году Россия и Узбекистан подписали соглашение о строительстве малого модульного реактора мощностью 330 МВт. Этот проект является первым для «Росатома» и России в области внедрения ядерных технологий нового поколения за пределами страны.
Помимо строительства реакторов и поставки блоков управления, «Росатом» также использует мягкую дипломатию для оказания влияния.
Согласно годовому отчету компании, в 2023 году он начал переговоры с Никарагуа, Узбекистаном и Таджикистаном о создании медицинских центров. В Боливии в 2023 году Россия завершила строительство ядерного исследовательского центра, а через несколько месяцев получила выгодный контракт на добычу лития.
Бангладеш является объектом острой геополитической конкуренции между такими державами, как Индия, Китай и США. Каждая из трех стран использовала сделки и инвестиционные предложения для налаживания связей с премьер-министром Шейх Хасиной. Проект «Руппур» дал Москве бесценный плацдарм.
Госкорпорация «Росатом» может предложить финансирование атомных проектов на уровне до 90%, причем выплаты по ним растягиваются на десятилетия при минимальных процентных ставках. Более привлекательное финансирование помогло «Росатому» выиграть конкуренцию, считает бывший советник по энергетике Бангладеш Мохаммад Тамим.
Но даже дешевые кредиты нужно возвращать, и это может стать проблемой для покупателей реакторов — и еще одним рычагом давления со стороны России.
Гражданское общество Бангладеш опасается, что сделка с «Росатомом» не только укрепит влияние Кремля, но и создаст возможности для коррупции. «Весь энергетический сектор окутан тайной… В конце концов, за что на самом деле будет платить народ Бангладеш? Если бы это была открытая и здоровая конкуренция, это была бы совсем другая история», — говорит исполнительный директор Transparency International Bangladesh Ифтекхаруззаман.
По словам экономиста из университета Дакки Рашеда аль-Махмуда Титумира, цена энергии «Руппура» составляет 9,36 цента за киловатт-час по сравнению с 5,34 центами за тот же объем энергии, получаемой от соседнего индийского проекта.
Не только местные активисты обеспокоены продвижением «Росатома» в регионе. Опасения Запада по поводу его экспансии на Глобальный Юг также возросли. Бывший помощник секретаря по ядерной энергии министерства энергетики США Кэтрин Хафф говорит, что для США и их союзников крайне важно восстановить стабильную цепочку поставок ядерных материалов и вернуть лидерство в мировом ядерном секторе. Но на это может уйти не одно десятилетие, добавляет она.
Пока на Западе продолжаются дебаты, «Росатом» уже обсуждает строительство второй АЭС в стране. Генеральный директор по энергетике министерства энергетики Бангладеш Мохаммад Хоссейн считает, что эти отношения будут только развиваться. Россия, по его словам, является «незаменимым партнером».
THE DAILY STAR
Мошахида Султана Риту :
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ "ЯДЕРНЫЙ ПРЕСТИЖ" БАНГЛАДЕШ ИЛЛЮЗИЕЙ?
Действительно ли нам нужно построить еще одну атомную электростанцию и можем ли мы себе это позволить?
В начале апреля премьер-министр Шейх Хасина попросила "Росатом", российскую государственную корпорацию, специализирующуюся на атомной энергетике, рассмотреть возможность строительства еще одной атомной электростанции в Руппуре. Откровение пришло в то время, когда Бангладеш уже боролась с истощением валютных резервов, высокой инфляцией, снижением нагрузки, низким уровнем развития человеческого потенциала и растущим долговым бременем. Согласно недавнему анализу CPD, страна уже начала искать новые кредиты для погашения существующих. Кроме того, Бангладеш также берет новые кредиты под высокие проценты для покупки нефти и СПГ из иностранных источников. Страна оказалась в чрезвычайно опасной ситуации, поскольку как ее внешние заимствования, так и обязательства по обслуживанию долга растут быстрыми темпами. Также существует неопределенность в отношении обеспечения нового источника притока иностранной валюты для покрытия будущего долга.
В этих обстоятельствах Бангладеш действительно нуждается в еще одной атомной электростанции? Или решение частично мотивировано стремлением к престижу?
"Ядерный престиж" относится к высокому статусу, который, по мнению правительств, они могут приобрести, создав ядерное оружие. Страны, вооруженные ядерным оружием, воспринимают его как символ престижа, потому что оно олицетворяет исключительную способность использовать передовые технологии и имидж лидерства, который оно проецирует на международное сообщество.
Исследования показали, что на ключевых исторических этапах страны стремились к созданию ядерного оружия, чтобы завоевать престиж. Исследованиеполитолога из Гарварда Аластера Иэна Джонстона, проведенное в 1995 году, показало, что решение Мао создать ядерную бомбу было частично продиктовано желанием завоевать международную известность. Руководитель американской внешней политики и разведки Грегори Ф. Тревертон использовал в своей книге " Формирование убедительных стратегий" пример Чандрасекхары Рао, причиной первого взрыва в Индии в 1974 году было то, что ядерное оружие повысит престиж страны. Аналогичные наблюдения были сделаны о Шарле Де Голле во Франции академиком Принстона Уилфридом Колем в 1971 году, и профессором Йельского университета Барри О'Нилом в 2006 году об иракском Саддаме Хусейне, размышляющем об использовании ядерного оружия для приобретения престижа и регионального лидерства.
Только 32 из 195 стран мира имеют объекты атомной энергетики. За исключением двух стран с доходом ниже среднего, Пакистана и Индии, большинство этих стран относятся к категории стран с доходом с высоким или выше среднего. Планы этих двух стран по строительству объектов атомной энергетики шли рука об руку с их стратегией по наращиванию потенциала создания ядерного оружия. Ядерная программа Индии началась в середине 1940-х годов, когда тогдашний премьер-министр Джавахарлал Неру предвидел потенциал для обеспечения полного топливного цикла, а Индия приобрела свой первый реактор в Канаде в 1950-х годах.
Аналогичным образом, ядерная программа Китая была создана в 1955 году во главе с Мао Цзэдуном. В конечном итоге Пакистан сделал значительный шаг в направлении ядерного вооружения под руководством Бхутто после потери Восточного Пакистана в 1971 году. Эти страны продемонстрировали общую схему принятия ядерного оружия. Они разработали свои программы создания ядерного оружия из-за озабоченности по поводу национальной безопасности и необходимости утвердить свою национальную идентичность в напряженной геополитической обстановке. Потенциал конфликта побудил эти страны создать и укрепить свою национальную и военную идентичность.
Интересно, что, когда Бангладеш решила построить атомную электростанцию, определенные группы интересов изобразили ее как символ престижа. Они упустили из виду, что историческая концепция престижа связана с приобретением технической компетенции для производства оружия и энергии, а не с импортом ядерных технологий и опыта из-за рубежа и сохранением неограниченной зависимости от внешней энергии. Сотрудничество между Бангладеш и Россией в ядерной области не отражает финансовых возможностей Бангладеш и не демонстрирует ее технических возможностей по самостоятельному строительству атомных электростанций с использованием отечественных технологий.
Россия предоставляет 90 процентов средств в виде займов. Другими словами, Россия финансирует этот проект, чтобы Бангладеш могла приобрести российское ядерное оборудование и нанять российских консультантов, специалистов и персонал. Эти так называемые финансовые возможности на самом деле являются будущим долговым бременем для наших граждан. И затем, как только атомная электростанция будет построена, Россия будет эксплуатировать ее до тех пор, пока Бангладеш не разовьет мощности для запуска проекта самостоятельно. Более того, трехстороннее соглашение между Бангладеш, Россией и Индией позволило Индии развить кадровый потенциал Бангладеш для атомной электростанции Руппур (RNPP). Вполне разумно, если Индия гордится своими усилиями по развитию людских ресурсов в Бангладеш. Но является ли для Бангладеш вопросом престижа обучение кадров в Индии?
Это подводит нас к вопросам, которые являются центральными в данной дискуссии. Является ли этот ядерный престиж ложным? Кому выгодно это сконструированное чувство престижа?
Мегапроекты широко признаны эффективным средством демонстрации современности и развития. Во многих развивающихся странах доминирующие политические партии часто используют крупномасштабные проекты в качестве стратегии повышения значимости развития, несмотря на тот факт, что выгоды, получаемые от этих проектов, почти никогда не доходят до людей.
Слабому государству, не способному управлять инфляцией, гарантировать предоставление государственных услуг и обеспечивать соблюдение законов, легче создать ложное впечатление о прогрессе, чем позволить гражданам пожинать плоды истинного развития. Строительство атомной электростанции дало политикам шанс создать иллюзию достижения технического мастерства, когда на самом деле мы просто хвастаемся способностями и опытом других.
Примечательно, что около трети стран с атомными электростанциями производят менее 10 процентов своей общей электроэнергии за счет ядерной энергии. К этим странам относятся Япония, Германия, Китай, Бразилия, Южная Африка, Аргентина, Мексика, Нидерланды, Иран и Индия. Если ядерная энергетика является таким эффективным и экологически выгодным источником энергии, почему эти страны не строят больше атомных электростанций?
Ответ прост. Даже страны с развитым потенциалом воздерживаются от использования ядерной энергии из-за присущих ей рисков, непомерных затрат и долговременного ущерба, наносимого радиоактивными отходами на протяжении тысячелетий. Несмотря на ядерный потенциал Индии, почему доля ядерной энергетики в производстве энергии в стране составила всего 3,1 процента к 2022 году, согласно отчету Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)? После ввода в эксплуатацию АЭС доля ядерной энергетики в производстве электроэнергии Бангладеш составит примерно семь процентов с учетом будущего увеличения мощности. Строительство второй АЭС еще больше увеличит эту долю.
Бангладеш уже занял у России 11,38 миллиарда долларов на строительство первой АЭС мощностью 2400 МВт. 20-летний период погашения начнется в 2027 году, по 500 миллионов долларов в год в течение первых трех лет, а затем меньше в последующие годы. Первоначально планировалось завершить строительство первого и второго энергоблоков в 2023 и 2024 годах соответственно. Однако на данный момент завершено 85 процентов строительства, пересмотренная дата завершения которого назначена на 2026 год.
Как страна может рассматривать возможность строительства второй атомной электростанции, если она не знает, сможет ли первая успешно функционировать? Мы не уверены, потребуется ли два-три года или больше, чтобы Бангладеш была полностью способна самостоятельно эксплуатировать АЭС. При всех этих неопределенностях и рисках, как может одна страна рисковать другой?
Со времен Мао Цзэдуна и Джавахарлала Неру в мире произошли значительные преобразования. На международной арене престиж теперь определяется как способность инвестировать в исследования и разработки для использования передовых солнечных, ветровых и экологически чистых водородных технологий. По иронии судьбы, Бангладеш продолжает придерживаться вводящего в заблуждение определения ядерного престижа. Стране необходимо реализовать свой истинный потенциал, а не полагаться на иллюзию ядерного престижа.
______________________________________
Мошахида Султана Риту является адъюнкт-профессором кафедры бухгалтерского учета и информационных систем Даккского университета.
______________________________________
Взгляды, выраженные в этой статье, принадлежат автору.
______________________________________
Следите за мнением Daily Star на Facebook, чтобы узнать последние мнения, комментарии и анализ экспертов и профессионалов. Чтобы опубликовать свою статью или письмо в The Daily Star Opinion, ознакомьтесь с нашими рекомендациями по отправке.
Добавлено: Чт Сен 12, 2024 6:07 am Заголовок сообщения:
Россия требует от Бангладеш $630 млн выплат, не полученных из-за санкций
11.09.2024
Михаил Масеев
Бангладеш перестал выплачивать проценты по кредиту на сооружение АЭС после введения американских санкций
ВЭБ.РФ потребовал от Бангладеш выплатить $630 млн непогашенных и текущих процентов по кредиту на строительство АЭС «Руппур» до 15 сентября, пишет местное издание TBS со ссылкой на письмо российской госкопорации. Стране трудно рассчитаться по кредиту из-за американских санкций против российских банков.
В письме в Управление экономических отношений (ERD) от 21 августа ВЭБ.РФ потребовал, чтобы непогашенные платежи были произведены в долларах США или в юанях и зачислены на депозит в шанхайском отделении Bank of China. По словам чиновников Бангладеш, страна не смогла осуществить перевод из-за проблем с платежным каналом и валютой из-за санкций США против российских банков. Как сообщил источник издания в Sonali Bank, который управляет кредитными операциями с Россией для правительства Бангладеш, средства были зачислены на эскроу-счет в Bangladesh Bank, однако санкции помешали прямым платежам в Россию.
Как отмечает издание, Бангладеш не сможет выплатить задолженность 15 сентября еще и по культурным причинам. Назначенный ВЭБ.РФ срок уплаты приходится на китайский праздник середины осени Чжунцюцзе, посвященный луне. С 15 по 17 сентября в стране официальные выходные дни. В результате, уплата процентов будет возможна не раньше 18 сентября. Как пояснили источники в министерстве финансов Бангладеша, несоблюдение этого срока может привести к дополнительным штрафам и дальнейшим осложнениям, в том числе задержке переговоров о продлении срока выдачи кредита на два года.
Ранее, в июне, Бангладеш попросила разрешить «альтернативные методы транзакций», чтобы погасить просроченные проценты, штрафы и комиссии. Так, Бангладеш предложила России инвестировать выплаты по кредиту внутри страны: вкладывать в проекты, фондовый рынок или импорт из Бангладеша. В мае сообщалось, что аналогичным способом Россия использовала «зависшие рупии» в соседней Индии. Однако в российском ответе указано, что такой вариант для Бангладеш маловероятен, пишет TBS. Россия также отклонила просьбу об отсрочке погашения основного долга. Оно должно начаться в марте 2027 года, Бангладеш предлагал передвинуть срок до марта 2029 года. При этом, по словам собеседников издания в правительстве, изначально Россия согласилась на продление.
Урегулировать вопрос платежей пытается Министерство иностранных дел в переговорах с российскими властями, сообщили представители ERD. Встреча прошла 2 сентября. Как рассказал TBS источник в ERD, неуплата процентов может привести к заморозке кредита — то есть Россия не будет перечислять оставшуюся сумму кредита. На 14 августа Москва выплатила $7,33 млрд США из $12,65 млрд и должна перевести оставшуюся часть до декабря этого года. В июне Бангладеш просил продление срок выплаты оставшейся суммы на два года — до декабря 2026 года.
Соглашение о кредите страны заключили в 2016 году, Россия начала перечислять средства в 2017 году. Его максимальная процентная ставка составляет 4%, дополнительная штрафная ставка за просроченные платежи — 2,4%. По условиям, проценты по кредиту должны выплачиваться каждые полгода после каждой выдачи кредита. Бангладеш выполняла эти требования, пока санкции США против российских банков фактически не сделали платежи невозможными, отметило издание.
Согласно письму ВЭБ.РФ, Бангладеш должна выплатить $480 млн процентов и штрафов за период с 15 марта 2022 года по 15 марта 2024 года и $150 млн процентов за период с 16 марта по 15 сентября 2024 года. Бангладеш также должен уплатить комиссию в $750 тысяч.
Бангладеш хочет продлить срок предоставления кредита, поскольку строительство АЭС отстает от графика. По плану, к декабрю 2024 года, концу срока выдачи, уже должна была начаться выработка электроэнергии. Однако это может не произойти, из-за слишком медленного сооружения линии электропередачи. Общая предполагаемая стоимость первой АЭС в стране составляет $12,65 млрд, 90% которых Россия предоставила в виде кредита, остальные 10% оплачены правительством Бангладеш. Генеральным подрядчиком проекта выступает «Атомстройэкспорт», структура российской госкорпорации Росатом.
Добавлено: Ср Сен 25, 2024 4:56 pm Заголовок сообщения:
Anonymous писал(а):
Россия требует от Бангладеш $630 млн выплат, не полученных из-за санкций
11.09.2024
Михаил Масеев
Бангладеш перестал выплачивать проценты по кредиту на сооружение АЭС после введения американских санкций
ВЭБ.РФ потребовал от Бангладеш выплатить $630 млн непогашенных и текущих процентов по кредиту на строительство АЭС «Руппур» до 15 сентября, пишет местное издание TBS со ссылкой на письмо российской госкопорации. Стране трудно рассчитаться по кредиту из-за американских санкций против российских банков.
В письме в Управление экономических отношений (ERD) от 21 августа ВЭБ.РФ потребовал, чтобы непогашенные платежи были произведены в долларах США или в юанях и зачислены на депозит в шанхайском отделении Bank of China. По словам чиновников Бангладеш, страна не смогла осуществить перевод из-за проблем с платежным каналом и валютой из-за санкций США против российских банков. Как сообщил источник издания в Sonali Bank, который управляет кредитными операциями с Россией для правительства Бангладеш, средства были зачислены на эскроу-счет в Bangladesh Bank, однако санкции помешали прямым платежам в Россию.
Как отмечает издание, Бангладеш не сможет выплатить задолженность 15 сентября еще и по культурным причинам. Назначенный ВЭБ.РФ срок уплаты приходится на китайский праздник середины осени Чжунцюцзе, посвященный луне. С 15 по 17 сентября в стране официальные выходные дни. В результате, уплата процентов будет возможна не раньше 18 сентября. Как пояснили источники в министерстве финансов Бангладеша, несоблюдение этого срока может привести к дополнительным штрафам и дальнейшим осложнениям, в том числе задержке переговоров о продлении срока выдачи кредита на два года.
Ранее, в июне, Бангладеш попросила разрешить «альтернативные методы транзакций», чтобы погасить просроченные проценты, штрафы и комиссии. Так, Бангладеш предложила России инвестировать выплаты по кредиту внутри страны: вкладывать в проекты, фондовый рынок или импорт из Бангладеша. В мае сообщалось, что аналогичным способом Россия использовала «зависшие рупии» в соседней Индии. Однако в российском ответе указано, что такой вариант для Бангладеш маловероятен, пишет TBS. Россия также отклонила просьбу об отсрочке погашения основного долга. Оно должно начаться в марте 2027 года, Бангладеш предлагал передвинуть срок до марта 2029 года. При этом, по словам собеседников издания в правительстве, изначально Россия согласилась на продление.
Урегулировать вопрос платежей пытается Министерство иностранных дел в переговорах с российскими властями, сообщили представители ERD. Встреча прошла 2 сентября. Как рассказал TBS источник в ERD, неуплата процентов может привести к заморозке кредита — то есть Россия не будет перечислять оставшуюся сумму кредита. На 14 августа Москва выплатила $7,33 млрд США из $12,65 млрд и должна перевести оставшуюся часть до декабря этого года. В июне Бангладеш просил продление срок выплаты оставшейся суммы на два года — до декабря 2026 года.
Соглашение о кредите страны заключили в 2016 году, Россия начала перечислять средства в 2017 году. Его максимальная процентная ставка составляет 4%, дополнительная штрафная ставка за просроченные платежи — 2,4%. По условиям, проценты по кредиту должны выплачиваться каждые полгода после каждой выдачи кредита. Бангладеш выполняла эти требования, пока санкции США против российских банков фактически не сделали платежи невозможными, отметило издание.
Согласно письму ВЭБ.РФ, Бангладеш должна выплатить $480 млн процентов и штрафов за период с 15 марта 2022 года по 15 марта 2024 года и $150 млн процентов за период с 16 марта по 15 сентября 2024 года. Бангладеш также должен уплатить комиссию в $750 тысяч.
Бангладеш хочет продлить срок предоставления кредита, поскольку строительство АЭС отстает от графика. По плану, к декабрю 2024 года, концу срока выдачи, уже должна была начаться выработка электроэнергии. Однако это может не произойти, из-за слишком медленного сооружения линии электропередачи. Общая предполагаемая стоимость первой АЭС в стране составляет $12,65 млрд, 90% которых Россия предоставила в виде кредита, остальные 10% оплачены правительством Бангладеш. Генеральным подрядчиком проекта выступает «Атомстройэкспорт», структура российской госкорпорации Росатом.
Дакка столкнулась с небольшими проблемами в связи с выплатами по российскому кредиту
Автор Джахангир ШахДакка
Опубликовано: 23 сентября 2024 г.
Возникают проблемы с погашением российских кредитов для АЭС «Руппур», поскольку Дакка предложила продлить срок погашения основного долга, но Москва очень неохотно идет на это. Скорее, они хотят, чтобы выплата процентов по кредиту осуществлялась через китайские банки, на что Дакка пока не дает зеленый свет. В результате правительство оказалось перед дилеммой.
Тем временем временное правительство приступило к пересмотру кредитных соглашений по различным крупным проектам, включая проект АЭС «Руппур». По словам источников из отдела экономических отношений министерства финансов, они опасаются возможного обострения двусторонних отношений между Даккой и Москвой в связи с российским кредитом.
Бангладеш начал строительство АЭС «Руппур» стоимостью около 1,14 триллиона Тк в 2016 году, и проект должен быть завершен 31 декабря 2025 года. Теперь срок, похоже, отодвигается еще на два года. Москва выделила на этот проект 12,65 миллиарда долларов США.
Селим Райхан, исполнительный директор Южноазиатской сети экономического моделирования (SANEM), сказал: «Вопрос погашения кредита должен обсуждаться с Россией, поскольку уже были сделаны большие инвестиции. Поэтому необходимо вести переговоры логически, а не на эмоциях. Если Россию удастся убедить в нашей ситуации, вопрос будет решен в ближайшее время».
На экономику страны по-прежнему давит пандемия коронавируса и война между Россией и Украиной. Поэтому работа российской фирмы-подрядчика на АЭС «Рооппур» замедлилась. Временное правительство предложило России отсрочить возврат кредита на два года, и Россия тоже в основном согласилась. Поэтому ERD подготовил проект кредитного соглашения с некоторыми изменениями и направил свои заключения в соответствующие ведомства, включая агентства по реализации проектов, министерство науки и техники, но с тех пор никакого прогресса не произошло.
С другой стороны, в августе Россия сделала Бангладеш еще одно предложение, попросив, чтобы деньги, хранящиеся на специальном счете Банка Бангладеш, были отправлены в Россию через китайский банк. Дакка пока не ответила на это предложение.
На сегодняшний день на специальном счете Банка Бангладеш лежит просроченная задолженность в размере 630 миллионов долларов США. Поскольку российские банки столкнулись с санкциями из-за российско-украинской войны, они хотели вывести процентные платежи через китайский банк.
По словам источников в ERD, 10-летний льготный период погашения российского кредита заканчивается 15 марта 2027 года, после чего начнется выплата основного долга. Дакка просила Москву установить срок окончания льготного периода на 15 марта 2019 года, но за последний месяц встреча так и не состоялась.
25 августа посол России в Бангладеш Александр Мантыцкий провел встречу с советником по финансам и торговле временного правительства Салехуддином Ахмедом. По словам источников ERD, на встрече обсуждались вопросы, связанные с началом погашения частей российских кредитов и валютами, в которых они будут выплачиваться. Россия хочет получить проценты в ближайшее время.
390 миллионов долларов США на каждый платеж
Бангладеш заняла 12,65 миллиарда долларов США у Российского ЭКСИМ-банка для проекта строительства атомной электростанции в Руппуре. Двустороннее соглашение по этому вопросу было подписано в 2016 году, а в 2017 году последовало выделение средств. Выплата процентов уже началась, и Дакка должна выплачивать 110 миллионов долларов США двумя частями ежегодно. Поскольку Россия находится под международными санкциями, Бангладеш не может отправлять деньги через ЭКСИМ-банк. Поэтому Дакка депонирует средства на специальном счете Банка Бангладеш.
Десятилетний льготный период кредитования заканчивается 15 марта, и Бангладеш придется начать выплачивать 380 миллионов долларов США двумя частями в год плюс проценты в размере 110 долларов США. Однако сумма выплат основного долга и процентов может незначительно меняться время от времени.
Высокопоставленный чиновник Комиссии по атомной энергии Бангладеш сообщил Prothom Alo, что работа над проектом была затруднена из-за Covid-19 и российско-украинской войны. Поэтому обе страны согласились отсрочить возврат основного долга, для чего им придется подписать соответствующий протокол.
По состоянию на июль проект АЭС «Рооппур» был завершен на 69 процентов.
Однако с момента прихода к власти временного правительства приоритеты в отношении иностранных займов, очевидно, изменились. Они предпочитают брать займы у многонациональных кредитных организаций, включая Всемирный банк, Азиатский банк развития (АБР) и Исламский банк развития (ИБР), в то время как предыдущее правительство Авами Лиг было больше заинтересовано в получении кредитов из Китая, России и Индии.
Этот репортаж был опубликован в печатном и интернет-изданиях Prothom Alo и переписан на английский язык Хасанулом Банна.
"Россия в 2025-2027 годах выдаст странам кредиты на 1,6 триллиона рублей: «В 2025 году Москва выделит иностранным государствам 501 млрд рублей, в 2026 году — 520 млрд, а в 2027-м — 536,6 млрд. В сумме это на 10 процентов больше, чем было заложено в бюджет на 2024-2026 годы»
КАКИЕ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ РОССИИ?
Белоруссия – 8,2 млрд долларов
Бангладеш – 5,9 млрд долларов
Индия – 3,8 млрд долларов
Египет – 1,8 млрд долларов
Вьетнам – 1,4 млрд долларов
Добавлено: Пт Окт 04, 2024 6:21 am Заголовок сообщения:
Anonymous писал(а):
"Россия в 2025-2027 годах выдаст странам кредиты на 1,6 триллиона рублей: «В 2025 году Москва выделит иностранным государствам 501 млрд рублей, в 2026 году — 520 млрд, а в 2027-м — 536,6 млрд. В сумме это на 10 процентов больше, чем было заложено в бюджет на 2024-2026 годы»
КАКИЕ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ РОССИИ?
Белоруссия – 8,2 млрд долларов
Бангладеш – 5,9 млрд долларов
Индия – 3,8 млрд долларов
Египет – 1,8 млрд долларов
Вьетнам – 1,4 млрд долларов
Теперь это называется - "укрепление отношений со странами глобального Юга"
***************************
А в СССР то же самое называли "помощью дружественным режимам социалистической ориентации". Деньги были потеряны тогда и будут потеряны теперь.
———————————-
"Продолжаются переговоры с Турцией по строительству АЭС в Синопе - деньги похоже жгут карман и нужно спешить их потратить, пока все не заморозили и не реквизировали. И проекты станций в странах третьего мира плодятся, как кошки - конечно за счет российских денег, которые туземцы обещают когда-нибудь вернуть.
Скажем Египет, на который приходится двадцать пять миллиардов долларов на строительство еще одной АЭС - вот только деньги эти принадлежат не Росатому, а общности под названием "многонациональный российский народ". У которого забыли спросить, что ему интереснее, одалживать деньги малопредсказуемому арабскому диктаторскому режиму или расходовать их иным образом, скажем у себя в стране, или вообще снизить налоги и сборы? Если так много свободных средств, что они выплёскивается вовне, а не остаются в народных карманах?
А еще есть двадцатимиллиардный кредит под строительство другой турецкой атомной станции в Аккую. А еще Бангладеш и ряд других веселых азиатских стран.
Пафос лоббистов понятен - стимулирование российского технологического экспорта, поддержка промышленности. Проблема в том, что поддержка одной отрасли идет за счет других. Причем вероятность окупаемости средств и их возврата не очень велика. Про турецкие проекты я писал уже многократно, обратимся лучше теперь к египетской стороне.
Были ли экономически выгодными для Союза предыдущие мегапроекты, взращенные под сенью пирамид? Асуан, сталелитейные заводы, инвестиции в ирригацию и инфраструктуру? Планировать что-то на долгий срок в стране, где президент недавно сменился силовым путем, за исламистов голосует половина населения и террористов не могут извести в их пустынных норах на Синае - не самое умное. Причем, что над египетским, что над иными рискованно-азиатскими проектами всегда висит вероятность или национализации, или неожиданного закона о фиксированной максимальной стоимости электроэнергии, делающего весь проект нерентабельным.
Все это не значит, что атомную промышленность не нужно продвигать и поддерживать, те же проекты в Финляндии, Венгрии и еще ряде стран смотрелись вполне надежно, по крайней мере без рисков резких кульбитов и изменения обстановки на местах - вот только вероятность их реализации после всем известных событий стремится к нулю. И остаются только крайне рискованные страны и регионы, куда с упорством Сеятеля из Двенадцати стульев Россия норовит пролить золотой дождь. Видно еще осталось немного свободных средств в государевой казне - куда их тратить, как не на наших заморских "друзей"?"
18(+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛИПСИЦЕМ ИГОРЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛИПСИЦА ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
Добавлено: Сб Ноя 09, 2024 9:50 am Заголовок сообщения:
"Российский экспорт атомных реакторов зависит от госкредитов"
Россия – один из крупнейших экспортеров атомных реакторов. По данным МАГАТЭ, к ноябрю 2024 г. за пределами РФ шло строительство 59 энергоблоков общей «чистой» мощностью 62,3 ГВт, из них 20 реакторов на 20,8 ГВт приходилось реакторы, разработанные в России.
Все проекты с российским участием реализуются с использованием реакторов серии ВЭЭР, в которых обычная вода используется в качестве теплоносителя и замедлителя нейтронов. Сюда входят:
◾️Четыре энергоблока АЭС «Аккую» (Турция);
◾️Третий и четвертый энергоблоки АЭС «Сюйдапу», седьмой и восьмой энергоблоки Тяньваньской АЭС (Китай);
◾️Четыре энергоблока АЭС «Эль-Дабаа» (Египет);
◾️Четыре новых энергоблока АЭС «Куданкулам» (Индия);
◾️Четвертый энергоблок АЭС «Моховце» (Словакия);
◾️Второй энергоблок АЭС «Бушер» (Иран);
◾️Два энергоблока АЭС «Руппур» (Бангладеш).
Ключевые проекты были профинансированы за счет кредитов российского бюджета либо кредитов госбанков:
◾️Госкредит на $11,38 млрд для строительства двух энергобоков АЭС Руппур был санкционирован в 2016 г. специальным Распоряжением Правительства;
◾️В том же году Египет утвердил соглашение о привлечении российского кредита до $25 млрд на строительство АЭС «Эль-Дабаа»;
◾️Проект АЭС «Аккую» осуществляется за счет средств Росатома по схеме ««строй-владей-эксплуатируй», под которую также привлекались кредиты «Сбера».
Привлечение госкредитов – нормальная практика для таких капиталоемким проектов, как строительство АЭС. Однако из-за интереса ИТ-гигантов к снабжению дата-центров с помощью АСММ в отрасли формируется «чисто» рыночная ниша спроса.
Росатом – единственная крупная госкомпания, находящаяся за периметром санкций. При этом у Росатома есть опыт в строительстве АСММ. Поэтому у ГК есть возможности для диверсификации заказов за счет малых модульных реакторов – по крайней мере, на рынках развивающихся стран."
Вы можете начинать тeмы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в
журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы.
Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое
представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов
Открытие страницы: 0.09 секунды