Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире?
Дата: 04/06/2020
Тема: Кадровая политика


Олег Фиговский, академик, президент Израильской Ассоциации Изобретателей, главный редактор журнала ICMS (США), член МНС РУДН (Москва)

Опубликовано исследование QS World University Rankings 2020, которое позволяет объективно оценить уровень различных университетов мира. Безусловно, первенство принадлежит университетам США. Таких университетов в первых 25 местах рейтинга 68% - см. ниже (в таблице отражены: количество студентов, число студентов на одного сотрудника, % иностранных студентов и соотношение студентов женского и мужского пола).



 

1

University of Oxford

United Kingdom

20,664

11.2

41%

46 : 544

2

California Institute of Technology

United States

2,240

 6.4

30%

34 : 66

3

University of Cambridge

United Kingdom

18,978

10.9

37%

47 : 53

4

Stanford University

United States

 

16,135

7.3

23%

43 : 57

5

Massachusetts Institute of Technology

United States

11,247

8.6

34%

39 : 61

6

Princeton University

United States

7,983

8.1

25%

45 : 55

7

Harvard University

United States

20,823

9.2

24%

49 : 51

8

Yale University

United States

12,402

5.4

20%

50 : 50

9

University of Chicago

United States

13,833

5.7

28%

46 : 54

10

Imperial College London

United Kingdom

16,760

11.7

56%

38 : 62

11

University of Pennsylvania

United States

20,578

6.5

21%

52 : 48

12

Johns Hopkins University

United States

16,171

4.5

26%

52 : 48

=13

University of California, Berkeley

United States

41,081

13.7

17%

50 : 50

=13

ETH Zurich

Switzerland

18,956

12.5

39%

32 : 68

15

UCL

United Kingdom

32,665

10.6

52%

57 : 43

16

Columbia University

United States

26,586

5.8

37%

 n/a

17

University of California, Los Angeles

United States

41,066

9.4

17%

54 : 46

18

University of Toronto

Canada

73,370

20.1

21%

59 : 41

19

Cornell University

United States

22,319

9.8

25%

49 : 51

20

Duke University

United States

15,309

4.3

19%

49 : 51

21

University of Michigan-Ann Arbor

United States

42,982

8.3

17%

49 : 51

22

Northwestern University

United States

17,951

12.8

20%

49 : 51

23

Tsinghua University

China

 

38,783

12.0

11%

34 : 66

24

Peking University

China

39,575

11.5

15%

46 : 54

25

National University of Singapore

Singapore

 

30,869

17.9

28%

51 : 49

 По показателям: сводный индекс и  репутация среди работодателей первые три места заняли университеты США (Massachusetts Institute of Technology, Stanford University и University of California, LosAngeles), а среди первых 50 университетов по этим показателям вошли 5 университетов Китая + университет Гонконга. Среди первых 50 университетов нет университетов России, стран СНГ и Балтии.

В рейтинг лучших университетов планеты, подготовленный британской компанией Quacquarelli Symonds (QS), в этом году вошли 25 российских вузов. Об этом говорится в опубликованном исследовании QS World University Rankings 2020.Ниже привожу данные о том, какие вузы России заняли наиболее высокие места в рейтинге QS.

1. МГУ им. Ломоносова  - Место в общем рейтинге: 189
МГУ включает 43 факультета, на которых обучаются свыше 50 тыс. студентов. На базе вуза функционируют научно-исследовательские центры, научный парк, медицинский научно-образовательный центр, спутники, обсерватории, музеи и научные станции по всей России и за рубежом. Московский университет также является признанным лидером среди российских вузов в международных рейтингах образовательных организаций.

2. Новосибирский государственный университет - Место в общем рейтинге: 231
Сменился вуз, который занимает вторую строчку среди российских учебных заведений. В прошлом году это был СПбГУ, но в нынешнем рейтинге он занял третье место и 234 строку рейтинга, а второе место — у Новосибирского Государственного университета, который с 224-й строчки поднялся сразу на 231-ю.
Университет входит в число участников "Проекта 5-100" — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых аучно-образовательных центров. Значительная часть преподавательского состава одновременно является сотрудниками институтов СО РАН. Студенты старших курсов НГУ проходят профессиональную исследовательскую подготовку в институтах Академгородка.

3. СПбГУ  - Место в общем рейтинге: 234
Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов и один из важнейших центров науки, образования и культуры в России.В состав университетского учебно-научного комплекса входят 24 специальных факультета и института, а также общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта, медицинский колледж, колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ.

4. Томский государственный университет -  Место в общем рейтинге: 268
Национальный исследовательский Томский государственный университет — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из трех десятков национальных исследовательских университетов.

5. МГТУ им. Баумана  - Место в общем рейтинге: 284
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана — российский национальный исследовательский университет, научный центр, особо ценный объект культурного наследия народов России. МГТУ ведет подготовку по более чем 70 специальностям. Некоторые отраслевые факультеты МГТУ располагаются также в подмосковных городах: Красногорске, Реутове, Королёве, работает и Калужский филиал университета. 7 октября 2009 г. МГТУ им.Н.Э.Баумана стал победителем конкурсного отбора программ развития университетов и ему присвоен статус "национальный исследовательский университет".

Только что опубликован один из трех наиболее авторитетных рейтингов университетов мира, составляемый компанией QS. Месяцем ранее представлены итоги Шанхайского рейтинга. Третий рейтинг — Times High Education — будет опубликован в начале октября. Появление свежих рейтингов — серьезный повод поразмышлять над реализацией  поставленной президентом Путиным задачи — к 2020 году как минимум пять российских вузов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов

Стимул велик: небольшой группе вузов, пять из которых, по замыслу чиновников, через восемь лет войдут в топ­100, будут выделены дополнительные серьезные ресурсы (на реализацию программ развития ведущих университетов государство уже выделило от 2,5 до 5 млрд рублей сроком на пять лет, плюс распределяемые на конкурсной основе гранты на приглашение ведущих ученых, развитие инновационной инфраструктуры и кооперацию с предприятиями в части инновационных разработок).

Только МГУ сегодня во второй сотне и имеет шансы вернуться в первую, где он и находился в 2010 году (а в объединенном рейтинге THE­QS — до 2007 года). Впрочем, задача вхождения МГУ в один из трех мировых рейтингов решена и без того: в Шанхайском рейтинге он устойчиво держится в первой сотне с 2004 года (правда, медленно теряя позиции — с 66 до 80). Второй российский вуз в ARWU — СПбГУ — в 2012 году спустился в пятую сотню из четвертой, в которой находился с 2004 года. В QS позиции СПбГУ лучше: в 2006 и 2009 годах он попадал в первые две сотни мировых университетов, однако с той поры застрял в третьей.

Конечно, рассматривать ежегодные перемещения вузов в любых рейтингах как абсолютную оценку качественных изменений в вузе нельзя. Новосибирский государственный, к примеру, в 2005 году в рейтинге THE­QS (позднее произошло разделение на QS и THE) занимал 169 место, а через год скатился до 346. Понятно, что объективных причин такого падения не существует. «Колебания на 5-10 позиций — в пределах нормы, — подтверждает директор QS по Центральной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. — МГУ и СПбГУ сдвинулись немного вниз, хотя университеты провели большую работу за этот год, и то, что у них произошли изменения в пределах минимальной динамики, — совсем неплохо».

Тем не менее первая сотня QS довольно стабильна: год от года выбывают, уступая места другим, не более 10% вузов. И случаев быстрого перемещения из третьей - ­четвертой сотни в первую практически нет. При этом возможности для вхождения в первую сотню вузов из развивающихся стран существуют. Так, в топ­100 QS присутствуют китайские, южнокорейские и тайваньские университеты, а во вторую сотню входят вузы из Малайзии, Бразилии и Мексики. В топ­100 THE — два китайских и два корейских вуза. Но прецедентов вхождения в мировые рейтинги сразу пяти вузов одной развивающейся страны история не знает. Тем не менее, такая задача является ключевой для Минобрнауки РФ и рассматривается как отдельный крупномасштабный проект, который должен стать рычагом институциональных преобразований ведущих вузов.

«Разрабатывается соответствующая программа, первичный отбор вузов, около пятнадцати, будет чрезвычайно жестким. И это не конкурс итогов выполнения программ развития, а конкурс оценки реальных действий управленческих команд в области кадровой политики, реформы механизмов и моделей управления университетом», — заявил на стратегической сессии в, посвященной перспективам вхождения вуза в топ­100 мировых университетов, заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин. На втором этапе останется семь- ­восемь вузов, с которыми поведут дальнейшую работу.

Техника повышения позиций в рейтингах более­менее понятна. Это рост числа публикаций в международных научных журналах, числа цитирований, доли студентов и преподавателей из­-за рубежа, числа высоко-цитируемых ученых, нобелевских лауреатов среди выпускников и работников, статей в самых авторитетных научных журналах — Nature и Science, репутации в академической среде и в среде работодателей. Для продвижения в QS особенно важны академическая репутация (40% в общем итоге), соотношение численности профессорско­-преподавательского состава (ППС) и студентов, цитирование на одного преподавателя (по 20% каждый). Для Шанхайского рейтинга — число лауреатов Нобелевской премии или премии Филдса среди сотрудников, число публикаций в Nature и Science, статей в международных научных журналах и высокоцитируемых ученых (все по 20%). Для THE ключевые факторы — число цитирований на статью (30%), репутация в научно-­исследовательской (18%) и образовательной (15%) сферах.

Сказать, что основной упор нужно делать на какой­-то один показатель, нельзя: они так или иначе взаимосвязаны, хотя есть и откровенно недостижимые для России, например количество нобелевских лауреатов. Рост числа цитируемых статей в международной научной прессе требует решения двух сложнейших задач. Во-первых, повышения мотивации и знания английского языка для тех российских ученых, кто в принципе в состоянии публиковаться.

Во-­вторых, нужно в массовом порядке приглашать перспективных иностранных ученых, которые могут серьезно поднять показатели цитируемости российских вузов: именно на это сделана ставка во всех странах, радикально улучшивших позиции на мировой научной арене в последнее десятилетие — Китае, Южной Корее, Бразилии. По оценкам экспертов, университет с 10 тыс. студентов не сможет даже начать движение к международной исследовательской конкурентоспособности без привлечения по меньшей мере 100 профессоров, работающих на мировом уровне».

Повышение доли иностранцев среди ППС и студентов — это проблема соответствующих профессиональной среды, оплаты труда, нормальных условий для жизни. А значит, как минимум адекватного по уровню и способного к коммуникации коллектива, студенческих кампусов, оборудования лабораторий. Большинство ведущих университетов обновило оборудование на средства программ развития.

Кроме того, стоит задача организационных усилий на уровне государства. Хотя бы для того, чтобы как можно большее число российских вузов подавали данные для участия в рейтингах.. Типичный пример: при опросе академического сообщества для определения одного из важнейших показателей рейтинга QS — академической репутации — из общей выборки в 46 тыс. опрошенных по всему миру более 10% респондентов оказалось из США, и лишь чуть более процента — из России. При этом Бразилия с несопоставимо меньшим вкладом в науку обеспечивает 8% выборки респондентов. «Что касается репутации в академическом сообществе, с 2010 года приглашение к участию в опросе и саму анкету мы перевели на русский язык. Весь мир — Зимбабве, Китай, Бразилия, — все отвечают на английском, никому это не мешает, — комментирует Зоя Зайцева. — А Россия даже на русском языке не отвечает».

Все указанные сложности на горизонте нескольких лет преодолимы. Приведем в пример УрФУ, одного из двух региональных российских вузов топ­500 QS, который начал радикальные реформы в этой области пару лет назад. «Чуть более года назад введена система стимулирования международных публикаций — 160 тыс. рублей в год за одну публикацию в научном журнале, индексируемом одной из двух наукометрических систем — SCOPUS или Web of science. Статья такого уровня за год не пишется, в среднем на ее подготовку уходит от года до трех. Еще три-пять лет на получение цитирований, — рассказывает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Но первый технический результат мера дала, обеспечив прирост за счет того, что авторы стали указывать УрФУ местом работы».

Реализация подобных мер (их предпринимают несколько вузов Москвы и Санкт-Петербурга) возможно позволит лучшим российским университетам так или иначе вырасти в международных рейтингах. По оценкам экспертов, до третьей, а то и до второй сотни несколько из них дотянут. Беда, однако, в том, что Россия — не единственная страна, всерьез озадачившаяся повышением доли на международном рынке научной продукции. Тем же, но с несопоставимо большими ресурсами, занимаются и в Китае, и в Саудовской Аравии. Не говоря уже о таких странах как Израиль и Швейцария, у которых инвестиции в науку наибольшие (в % на душу населения).Так что простое «линейное» повышение позиций по основным направлениям оценки позволит войти в сотню разве что МГУ.

Нужны асимметричные ответы. Добиться по-настоящему прорывных научных результатов в областях, где Россия отстает на пару поколений, даже оптово закупая нобелевских лауреатов, невозможно. Все шансы на прорыв в научном развитии могут быть связаны только с теми областями науки, где Россия всё ещё на передовых позициях. Но таких областей остаётся совсем немного и многие потенциальные лидеры - иммигранты из России развивают науку в других странах и прежде всего в США. Их вряд ли удаться вернуть в Россию, но можно по примеру Китая, приглашать на 1-2 месяца в Российские университеты, не только для прочтения лекций, что сейчас и делается, а для работы с аспирантами, введя их в ранг научных консультантов. Тогда и появятся новые статьи в престижных журналах.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9211