Трагедия Любаньской операции
Дата: 15/05/2020
Тема: Время и судьбы


Пока Парад Победы по Красной площади не прошёл – праздник не окончен!

Постоянный автор сайта proatom.ru и журнала «Атомная стратегия» Сергей Федорченко предлагает к 75-летию Победы материалы из семейного архива – воспоминания своего дяди, участника войны Збираник Фёдора Ивановича (фото 1945 г, Берлин). Он родился 13.12.1919г. в самом центре Сибири, в с. Ново-Полтава, что находится в Кулундинских степях. Прошёл всю войну, не единожды был ранен, брал Берлин. Его воспоминания посвящены одному из самых мрачных страниц войны - Любаньской операции.



Это наименование наступательной операции советской армии в период блокады Ленинграда. Боевые действия в ходе операции велись на сравнительно небольшом участке Ленинградской области ограниченного с востока рекой Волхов. От Волхова граница операции начиная с южного фланга в конечном итоге проходила приблизительно от деревни Любцы на запад от реки, минуя населённые пункты Глухая Кересть, Пятилипы, Волосково, затем поворачивала на север минуя Донец, Остров, Еглино, затем на восток до Вороньего Острова, и затем ломаной линией спускалась на юго-восток через Апраксин Бор, Кривино, Приютино, возвращаясь практически вновь к Любцам. Таким образом, основные события операции разворачивались практически в «мешке» с небольшой горловиной у Мясного Бора.

Неудачное завершение Любанской операции явилось результатом как объективных, так и субъективных причин. По мнению многих историков судьбу 2-й ударной армии во многом определили просчёты в планировании всей зимней кампании 1942 года, допущенные Ставкой и лично И.В.Сталиным.

В декабре 1941г.в составе лыжного батальона, после излечения в госпитале г. Ижевска, я прибыл на прифронтовую ж.д.станцию Хвойная в Новгородской области. Станция расположена в глухом лесу, кругом пустынно, признаки жизни еле заметны. Зато воронки, воронки…разбитые, сгоревшие вагоны. Батальон выгрузился ночью в абсолютной темноте. Запрещалось курить, пользоваться фонариками, спичками, не говоря уже о кострах. Погрузились в полуторки. Машины шли по извилистой дороге, как после мы узнали, по руслу какой-то замёрзшей реки. Куда везли-нам не было известно. День просидели в каких-то сараях, ночью снова в машины и ехали до утра. Несмотря на то, что мы были одеты тепло-полушубки, валенки, ватные брюки-промёрзли основательно.

Утром нам объявили,что наш батальон направляется на пополнение 98 кавалерийского полка 25 кавалерийской дивизии 13 кавалерийского корпуса под командованием генерала Гусева Н.И.. Кавалеристов на Волховском фронте называли «гусевцами», и о них ходила хорошая слава.

В свой 98 кавполк мы пришли пешком дней через 5-6 измученные, голодные. Да и полк выглядел не лучше-накануне в тяжелейших боях он понёс большие потери. К этому времени наступавшими частями 59 и 2-ой Ударной армии была прорвана оборона немцев в районе населённого пункта Мясной Бор (севернее Новгорода). В образовавшуюся брешь был введён 13 кавалерийский корпус. В начале мы продвигались в тыл немцев без особых боёв и за 5 дней углубились в расположение противника на 40 км. Перерезали железную дорогу Новгород-Ленинград. Но потом наступление выдохлось.

Я был в миномётном эскадроне замполитруком в звании старшего сержанта. К этому времени кавалерийские части были уже почти без лошадей. Они были только у командного состава и в упряжках обозов и артиллерии.

Мы несли большие потери. Постоянно были под артиллерийским обстрелом, над нами всё время висела «рама» (самолёт-корректировщик немцев). В воздухе господствовала авиация противника. Бои шли в лесисто-болотистой местности, окопаться нельзя-вода.

В начале марта 1942г. Горловина, через которую мы получали в крайне ограниченном количестве боеприпасы и продовольствие, немцами была закрыта. Снабжение прекратилось. Стали питаться кониной. Прошло уже три месяца без бани и смены белья. Иногда нам с самолётов сбрасывали сухари в бумажных мешках. Мешки мы разыскивали в болотах. Расстрел ожидал тех, кто пытался утаить находку. Это была реальность, и некоторые удостоились этой кары.

Активных боевых действий в это время полк не вёл. Сплошной линии соприкосновения с противником не было. Оборона строилась отдельными узлами сопротивления.Каждую ночь выходили в боевое охранение, в засады, на посты на наиболее вероятных путях проникновения немцев к нашим позициям.

Какие чувства нас одолевали в то время? Противоречивые. Надежда сменялась обречённостью. Иногда наступало безразличие к происходящему. Временами голод заслонял всё. Некоторые бойцы пожилого возраста начали пухнуть. Надо отдать должное командирам-они были с нами. Часто в подразделениях бывал командир корпуса Гусев, вселяя в нас уверенность в благополучный исход.

В апреле болота растаяли, дорог внутри нашего «мешка» не стало. Вдоль «мешка» была узкоколейная железная дорога, вместо насыпи для неё был проложен бревенчатый настил в три яруса. Механической тяги не было. Железнодорожные вагоны передвигали бойцы.

В начале мая брешь шириной 1,5-2 км в обороне немцев было пробита Началась операция по выводу войск из окружения. В составе кавалерийского корпуса из окружения выходил и я. На железнодорожные площадки грузили пушки, миномёты и другое военное имущество, и толкали их 30-40 км. Шли трое суток рядом с узкоколейкой по болотам и в зимнем обмундировании.

Ночью подошли к прорыву. Казалось, из-за каждого дерева бьют автоматы и пулемёты. В воздухе постоянно висели осветительные ракеты. Нам была дана команда на прорыв любой ценой. Если узкоколейка разрушалась, её тут же восстанавливали. Шли очень медленно. Раненных размещали на площадках.

Постепенно огонь стал оставаться позади, удаляться и когда мы увидели позиции наших войск, поняли - горловина пройдена. Удивила быстрая ходьба встретившихся бойцов, их опрятный вид. От такого вида мы отвыкли. Мы еле передвигались, бежать не могли. Были небритыми, грязными, в полушубках и валенках.

Горловина не единожды закрывалась немцами и вновь пробивалась нашими войсками. И так было почти до конца июня, пока фашисты не закрыли её окончательно. К этому времени были выведены кавалерийский корпус, артиллерийские, тыловые подразделения, госпитали, часть 2-ой Ударной армии.

Многочисленные попытки пробить брешь оканчивались неудачей. Немного отдохнув, в боях по прорыву кольца принимало участие и наше подразделение.

Нас ежедневно бомбили тяжёлые бомбардировщики Ю-88. Бомбёжке подвергались железнодорожная насыпь и рядом идущая шоссейная дорога. Эти насыпи в болотистой местности служили нам хорошим укрытием., ведь только там можно было зарыться в землю.

Немцы это понимали и бомбили именно эти насыпи. Поэтому во время бомбёжек мы уходили в болота на 200-300м. Насколько сильными были бомбёжки, можно судить по такому факту: перед налётом паровоз «ФЭД» лежал на боку по одну сторону железнодорожного полотна, а после оказался по другую. Перебросило взрывом.

Было обидно, что эти бомбёжки проходили для врага безнаказанно. Зенитной артиллерии не было, преимущество немецкой авиации было очевидным. Ночью наблюдали гибель наших У-2, пытавшихся прорваться к остаткам 2-ой Ударной армии. Их сбивали «Мессеры» не единицами, а десятками.

Чем закончилась Любаньская операция?

Командующий Волховским фронтом К.А.Мерецков в своих мемуарах назвал такие цифры: вышло из окружения 16000 человек, погибло 6000, пропало без вести 8000.Таким образом, за время операции не погиб, не попал в плен или не был ранен только один из двадцати человек (5,33 %).Командующий армией Власов сдался в плен. С его именем связано одно из самых подлых и чёрных дел в истории Великой Отечественной Войны. Потом было три года войны, мне много пришлось увидеть и пережить. Но то, что я увидел в декабре 41-июне 42 г. по своей остроте и ужасу не сравнимо ни с чем….







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9168