Дистанционное образование: репортаж из кухни
Дата: 12/05/2020
Тема: Кадровая политика


Н. Н. Григорьев, профессор кафедры Технические средства судовождения имени профессора Е. Л. Смирнова. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

События, связанные с эпидемией коронавируса, всколыхнули все сферы деятельности человечества, в том числе и систему образования. Перманентная реформа в системе российского образования получила неожиданное ускорение. Власти срочно объявили о переходе на дистанционное обучение с 23 марта 2020 года. Репортажи об успехах и о провалах дистанционного обучения перемежаются, но информация о полной неготовности превалирует. Это факт! К концу апреля факт провала был признан на всех уровнях.


Дистанционное обучение: лили воду в решето …

События, связанные с эпидемией коронавируса, всколыхнули все сферы деятельности человечества, в том числе и систему образования. Перманентная реформа в системе российского образования получила неожиданное ускорение. Власти срочно объявили о переходе на дистанционное обучение с 23 марта 2020 года.

Репортажи об успехах и о провалах дистанционного обучения перемежаются, но информация о полной неготовности превалирует. Это факт! К концу апреля факт провала был признан на всех уровнях. И опять, причины — нехватка компьютеров в учебных заведениях, в семьях, компьютерная неграмотность преподавателей. Вывод — срочно установить, закупить, переобучить. Как всегда — формальный подход; главное «прокукарекать».



Ситуация неопределенности подтолкнула к новым действиям; министр науки и высшего образования РФ В. Фальков на заседании рабочей группы по организации обучения в условиях предупреждения распространения коронавируса 10 апреля с.г. заявил, что российские вузы готовы организовать сдачу летней сессии онлайн. С его слов, в министерстве понимают, что есть издержки в связи с переходом на дистанционный формат обучения — «где-то больше, где-то меньше», но в целом система адаптировалась к новому формату. Министр призывает «показывать позитивные практики организации работы в сфере образования в условиях пандемии». Основанием для такого заявления послужило то, что «российские вузы справились с организацией дистанционного обучения в условиях пандемии».

Справились, так быстро? Его слова, да Богу бы в уши.

Переход на дистанционное обучение провалился, особенно в школе, о чем в интернете предостаточно написано. В истории нашей страны уже были ситуации, когда желаемое выдавалось за действительное. Последствия от этого были пагубными. Действительно, руководители вузов рапортуют об успешном переходе на дистанционное обучение. И тут невольно вспоминаются слова М. Е. Салтыков-Щедрина: «Подхалимовы — это особенная порода такая объявилась, у которой на знамени написано: ври и будь свободен от меры».

Эпидемия коронавируса приведет к необратимым изменениям во всем мире. Каким будет новый мир? Мы, конечно же, имеем право знать! Но все это будут лишь догадки, так называемых, экспертов, имя которым — легион. Трудно предугадать что-то конкретное во всей паутине многообразия событий. Изменения коснутся всех сфер деятельности, в том числе и образования.

Чиновничий стереотип работает стандартно — выдавать желаемое за действительное. Указания поступают в полной уверенности, что система дистанционного обучения отлажена и работает. Об этом говорил губернатор Санкт-Петербурга А. Беглов в интервью 02 апреля телеканалу «78»; он предложил организовать проведение сессии для студентов «онлайн». При этом губернатор заявил, что для дистанционного обучения все готово. В теленовостях уже рассказывали о проводимом эксперименте. Однако, успехи в этой области более чем скромные. Через несколько дней он же обратился с просьбой помочь в приобретении более чем девятнадцати тысяч компьютеров для обеспечения школьного дистанционного образования, заметим, что в Санкт-Петербурге около 507 тыс. школьников. Итак, изначально, около 4% семей не готовы к дистанционному обучению. Часть компьютеров быстро собрали (около четырех тысяч), процент недостающих компьютеров снизился. Но даже в семьях, где есть компьютеры, возникло множество проблем. Хорошо, если в семье один учащийся, и родителей не перевели на «удаленку». Это в сериалах наши граждане живут в особняках и многокомнатных квартирах. Вопрос, где разместиться учащемуся и преподавателю в условиях пандемии? Ведь требуется не просто пространство, а рабочее пространство.

Тем не менее, эпидемия послужит толчком к совершенствованию дистанционного обучения. Вот только не следует рассматривать такое обучение как альтернативу традиционному обучению, когда преподаватель находится непосредственно в аудитории. Восторги по поводу дистанционного обучения преждевременны. Более того, дистанционное обучение — это очередная «образовательная кормушка». Дистанционное обучение следует применять в плюс к традиционному, но не вместо него.

Польза от компьютеризации, несомненно, есть, но в дозированных нормах. Об этом пишет в своей книге профессор нейропсихиатр и исследователь работы мозга Тео Компернолле [1]. Компьютерное обучение содержит в себе целый ряд негативных моментов, связанных как с физическим, так и психическим здоровьем. Результаты исследований, приведенные в его книге, наглядно свидетельствуют о том, что качество дистанционного образования низкое.

Сторонники дистанционной системы обучения охотно приводят аргументы в его пользу, но крайне редко касаются негативных сторон, которых предостаточно. Почему это происходит, по недомыслию или безразличию к самой системе образования? Вероятно по обеим причинам.

Особенный «восторг» вызывает аргумент о том, что с преподавателем «можно связаться в любое время…».

В условиях пандемии, связанной с коронавирусом, переход на дистанционное обучение совпал началом экзаменационной сессией. Составлено расписание, где обозначены дни недели и время проведения экзамена — с 09.00 до 17.00. Про обед преподавателя ничего не сказано, про технические перерывы то же.

Вот факты. Попытки выйти на связь в Skype в 06.30, 07.15, 08.36, 21.31 и 22.32. но даже, если экзамен начат в 09.00, у преподавателя возникают паузы. Курсанту, накануне изъявившему желание сдать экзамен, утром сделан звонок по Skype. Около 14 часов он отзвонился и пояснил, что только что проснулся и еще не пришел в себя. Что это такое? Это попытка узаконить потребительское отношение к преподавателю. У преподавателя отнимают право быть личностью. Для тех, кто далек от преподавательской деятельности, покажется странным эти жалобы, ведь все можно выстроить разумно и гармонично. Теоретически — да. На практике, в условиях подушевого финансирования образования, администрация учебного заведения занимает позицию, что нужно учить и тех, кого еще год назад, в соответствии с требованиями высшей школы, нужно было отчислить. И эти — горе-студенты, умеют «выбирать слабину». Жалобные истории для деканата у них наготове.

Но ведь есть и «прилежные». Ну а что, если студента-заочника морского учебного, «зуд познания» заведения охватит где-нибудь посреди Индийского океана, эдак, часа в четыре по московскому времени?

Как писал Сенека: «Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. … Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность» [2].

Примечательно, что Сенека призывает отвоевывать право на то, чтобы распоряжаться своим временем, которое чиновники отдают в беспредельное пользование, зачастую, нерадивым учащимся. Вот и приходится преподавателю отвоевывать право распоряжаться своим временем. Чиновник это право за преподавателем не признают. Возможно, из чувства мести, ведь сам чиновничий труд — это череда пустопорожних разговоров и переписок, что весьма утомительно. Господа, откройте окна и форточки своих чиновничьих келий, читайте Письма Сенеки, и воспряньте ото сна.

Ври … и будь свободен от меры

Польский философ Генрик Сколимовский предупреждал: «Существующая ныне беззаботность и этический нигилизм не являются тем основанием, на котором должно быть построено благоразумное общество».

Вот как Л. Н. Толстой оценил успехи человеческого просвещения более века назад. В ответ на пропетые в его адрес дифирамбы: «Вы — наша гордость, ваш юбилеи — торжество нашего просвещения, пред вами склоняется весь образованный мир!..». А в ответ этому склоненному пред ним просвещенному обществу он ответил: «Какой вы образованный мир? Вы идете назад, вы дичаете, вы все больше и больше погружаетесь в самое безнадежное, довольное собой и потому неисправимое невежество». С той поры многое изменилось. Войны стали более жестокими и истребительными. Ложь политиков не знает границ. Ложь проникла в образование.

А, между тем, для обеспечения качественного образования требуется, только-то, неукоснительное соблюдение триединства:

• привлекать к работе преподавателя квалифицированные кадры;

• организовать учебный процесс нравственно и материально, так, чтобы он сопутствовал качественному образованию;

• достойно вознаграждать учительский труд.

Однако современная система образование напоминает попытку надуть воздушный шарик с одной стороны. Созданы и «функционируют» целые службы, призванные создавать и направлять процесс в «нужное» русло. А руководят этими процессами те, кто не стоял у доски с мелом в руке или неудачники.

Этого триединства в современном образовании нет, но сфабрикована иллюзия. В иное учебное заведение входишь — «храм науки». Но, вникнув поглубже, становится ясно: храм — есть, науки — нет. Иллюзорность качества образования особенно хорошо была видна в период, когда президентом был Д. Медведев. Новости пестрели сюжетами посещения компьютерных классов не только в столичных, но и в сельских школах. Однажды кто-то шепнул ему: «Посетите туалет». Блеск компьютерного класса вмиг исчез. А, между тем, состояние туалетов — это важный показатель любого заведения, учебного тем более. В иных заведениях туалет можно найти по запаху.

Вершиной в сфере перманентного реформирования образования было объявлено дистанционное обучение. Процесс пошел, но как-то вяло. Главным образом в коммерческих вузах; при неукоснительном выполнении принципа: «Но, деньги — вперед!».

Пыл к системе дистанционного обучения, не найдя широкой поддержки, начал спадать. И тут грянула пандемия; образовательное болото всколыхнулось.

Дифирамбы дистанционному обучению

В статье [3] рассмотрены пять основных форматов, применяемых в дистанционном обучении: AICC HACP, SCORM 1.2, SCORM 2004, Tin Can (xAPI) и cmi5, которые представляют форматы устоявшихся стандартов, таких как.docx и.pdf для текстовых документов.

Наиболее продвинутым, по мнению автора, является SCORM (1.2 и 2004) (Sharable Content Object Reference Model — Эталонная модель объектов контента для совместного использования). Формат был разработан при инициативе ADL (Advanced Distributed Learning — Передовое Распределенное Обучение) в 1999 году. Формат представляет собой набор стандартов и спецификаций для LMS (Learning Management System).

SCORM — улучшенная версия стандарта AICC (Aviation Industry Computer-Based Training Committee — Комитет по Компьютеризованному обучению авиационной промышленности). На данный момент это самый популярный универсальный стандарт создания онлайн-контента, который до сих пор поддерживается большинством LMS.

Как отмечает автор статьи, каждый из форматов имеет как достоинства, так и недостатки, и выбор подходящего протокола зависит от вида контента, «который необходимо представить в обучении, и типа LMS, который будет воспроизводить курс».

Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) сопровождается дифирамбами, которых накопилось много, и, как это часто бывает, без оглядки на психофизиологические возможности тех, кто учит, и тех, кого учат.

В отчетах преобладают плюсы; о минусах говорят, мало и неохотно, главным образом о проблемах технического характера. Это напоминает однополюсный магнит из теории магнитных компасов, когда сам магнит представляется бесконечно длинным и поэтому рассматривается влияние только одного полюса.

Но в реальности полюсов два, точнее их множество, но проявляются особо ярко — два. Представляется логичным начать с дифирамбов.

Согласно приказу № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ можно проводить как очно, так и дистанционно [4].

ДОТ базируются на использовании современных средств передачи информации: телевидение, информационные коммуникационные сети, электронная почта, радио.

По мнению чиновников, дальнейшее широкое внедрение стандартов ДОТ будет способствовать, как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. К преимуществам дистанционного обучения относят: снижение затрат на проведение обучения, за счет экономии на аренде помещений, экономии времени и денежных средств на поездках к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т.п. ДОТ позволят увеличить аудиторию слушателей — проводить обучение большого количества слушателей.

«Повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.». Впрочем, пункт повышения качества за счет применения современных средств технических обучения достаточно спорный.

«Создание единой образовательной среды, особенно это актуально для корпоративного обучения». Опять вопрос: столь ли уж важно иметь единую образовательную среду? Научных школ должно быть много, так как это способствует прогрессу. Американский математик Джордж Полиа говорил о хороших учителях и о методиках: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей». Именно так — знак равенства в данной формуле присутствует неумолимо.

По мнению чиновников, ДОТ с использованием интернета можно применять, как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования.

В качестве основных форм дистанционного обучения выделяют две — в режиме онлайн и в режиме оффлайн. Поясним значение терминов «online» и «offline» («на линии» и «вне линии», т.е. «отключённый от сети»). При этом делается упор на «гибкость» — студенты смогут получать образование в подходящее им время и в удобном месте.

Поэтому поводу метко высказался писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, когда, после появления телефона впервые заговорили о дистанционном обучении: «Для чего же не прибегнуть к помощи телефона? Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знания по лицу вселенной, а на местах содержать только туторов, которые наблюдали бы, чтобы ученики не повесничали…». Да, кстати, о тьюторах в последнее время что-то не слышно. Тьютор (от англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — неформальная педагогическая должность. Синонимы: репетитор, частный преподаватель. То есть тьютор — это посредник между учителем и учеником. Тьютер должен разъяснять ученику, то, что тот не понял из объяснений учителя. Примечательно, что почасовая оплата репетитора значительно выше оплаты преподавателя. Парадокс, работа учителя ценится ниже, тех, кто «разжевывает», то, что излагает учитель. Но с этим общество смирилось, и парадокс приобрел статус закономерности.



Да вот только где же их взять «вполне подходящих к уровню современных требований педагогов» и «башковитых» тьюторов? Производство педагогов можно «поставить на поток», а вот Учителем должен становиться каждый сам; другого пути нет. Учитель — это непрерывный писк, а о каком поиске может идти речь, если все образование будет подчинено стандарту. Нет, и не может быть учебных заведений, которые готовят гениев. Гениями становятся благодаря собственным усилиям! Тринадцатый президент США Калвин Кулидж высказался так: «Ничто в мире не сравниться с настойчивостью. Ни талант — сплошь и рядом встречаются талантливые недоучки. Ни гений — невостребованный гений уже стал притчей во языцех. Ни образование — мир наполнен образованными изгоями. Всесильны лишь настойчивость и решительность».

Мир пестрит недоучками. Они везде. Правят, при этом понятие девиации для них неведомо, а, между тем, термин девиация происходит от двух латинских слов: «де» — в стороне, «виа» — дорога; вот и несется «Тройка-Русь» по бездорожью.

И еще, по мнению чиновников, с внедрением ДОТ, можно будет экономить на том, что лекции будут записаны на видео, после чего преподаватель — «свободен». Но так можно говорить и о творческих профессиях; записали один раз выступление оперного певца на видео, а дальше — гуляй. Не нужно изнурять себя ежедневными репетициями и тренировками. Может быть, выплатят гонорар за былое великолепие. Театры закрыть — экономия и безопасность, пусть каждый сидит у телевизора и наслаждается зрелищем. В современном мире важно избегать большого скопления людей по многим причинам — поведение толпы непредсказуемо.

Учитель — это творческая профессия, требующая непрерывного совершенствования. Да, на этом пути могут быть и неудачи, но только путем проб и ошибок нарабатывается профессионализм. Блезу Паскалю принадлежат высказывание: «Слова, составленные по-разному, имеют разные значения, а, составленные по-разному значения, приводят к разным последствиям». Преподавателю нужно ощущение единения с аудиторией, чтобы вовремя поймать те моменты, когда слова уводят от смысла, а мысль теряет глубину. Случается, что в какое-то мгновение произошел «сбой», это как щелчок. Что-то вроде триггера. Дальше все излагается правильно и, вроде бы, в прежнем русле, но остается ощущение, что что-то пошло не так. Как у гоголевского героя — не вытанцовывается. Опытный преподаватель это чувствует.

Хорошо прочитать лекцию — это словно перейти по натянутому канату через бездну. Перед глазами должна быть цель, а не глубина бездны. Биполярный контроль недопустим. При чтении лекции все должно быть направлено на процесс; слова придут сами собой, если учитель владеет материалом. Важное замечание, между знанием материала и владением материалом огромная разница. Преподаватель, владеющий материалом имеет преимущество в том, что перед ним простор мысли, а перед знающим, — колея стандарта.

Карфагенскому полководцу Ганнибалу приписывают слова: «Мы либо находим путь, либо прокладываем его». Так вот, хороший Учитель либо находит, либо прокладывает путь вместе с учениками. Готовая картинка на слайде мало способствует появлению знаний. Знания должны рождаться из совместных рассуждений Учителя и учеников. При большом скоплении народа, это невозможно. Для рождения знания нужен дух единства.

В. В. Маяковский говорил, что «человек, который открыл, что дважды два — четыре, был великим математиком, даже если он считал при этом окурки. А тот, кто теперь по этой же самой формуле считает гораздо большие предметы, например локомотивы, совершенно не математик». Верно не математик, но складывая спички (позднее счетные палочки), как это было в советских школах, многие школьники приобщались к «большой» математике.

К числу достоинств ДОТ относят «дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания». Действительно, расстояния могут быть увеличены. Но давайте вспомним прямые включения в телепередачах, когда выездной корреспондент находится не где-то за океаном, а в Москве. Задержки в прохождении сигнала слишком явны. Поэтому режим диалога при дистанционном обучении теряет свою эффективность. Обучение многих сводится к диалогу задавшего вопрос и преподавателя, который должен ответить на вопрос. Личный опыт проведения занятий с применением ДОТ, убедил в лукавости этой системы. Если вопрос интересен для большинства — это хорошо, а если в число слушателей попал человек несведущий, но «любознательный», то преподаватель, в глазах остальных слушателей, может и «срезаться», как это произошло в рассказе В. М. Шукшина — «Срезалося».

Попутно можно заметить, что приходилось не один раз быть свидетелем, когда пропагандисты ДОТ «срезались», будучи неспособными ответить на вполне закономерный вопрос, а кто и по каким ставкам будет оплачивать работу преподавателя, занятого в дистанционном обучении? Особенно это касается курсов повышения квалификации, где у заказчиков есть возможность скачать презентацию и записать на видео лекцию, а в дальнейшем использовать этом материал, несколько видоизменив его, по своему усмотрению.

Быть твердым и не взирать

На знамени чиновника написан призыв: «Быть твердым и не взирать!» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»).

У сторонников дистанционного образования есть «весомый» аргумент «за» — экономичность. По их мнению, при этом значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. Воистину так.

Но будет нелишним напомнить закон Бока, который гласит: «Если считать образование чрезмерно дорогостоящим — попробуйте, во что обойдется невежество». Сегодня невежеством российское образование перенасыщено.

Дистанционное обучение есть резон рассматривать, когда речь идет о курсах повышения квалификации. Априори, у слушателя предполагается наличие базового образования, то есть непосредственный диалог строится на «фундаменте фонового диалога». Поясним это на примере. Если слушатель не знаком с историей хазарского ханства, то строки из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам …», выучить можно, но ясности в исторические познания учащегося это не внесет, потому что ответы на вопросы: «Кто такие хазары; где и когда они жили; куда исчезли? … » — повиснут в воздухе. Почему? Да потому, что информация поступила, как гласит латинская пословица, в «пределах слова» (verbo tenus), а контекст отсутствует. Познания в этом нет, а лишь демонстрация способностей памяти.

Не следует «перегружать» аудиторию, даже при дистанционном обучении. Численность учащихся школы или вуза при дистанционном обучении должно быть строго дозирована. Кода В. Путин проводит видеоконференции, то на его внушительном экране умещается шестнадцать должностных лиц, а остальные вне его поля зрения. Но если самого президента размещают в центре экрана, вместо четырех человек, то численность чиновников уменьшается до двенадцати. Такой формат необходим, иначе эффект присутствия лектора резко снижается. Личность лектора, — на общем фоне, — должна доминировать.

А теперь представим себе школьников, у которых, — в силу их возраста, — самодисциплина не столь уж и высокая. Отвлекающих моментов много, внимание будет рассеянным. Учительское око с экрана планшета — контакт опосредствованный. Это когда обратная связь учителя и ученика затруднена. Акцентируя внимание на одном, другие выпадают из поля зрения. Переключение внимания ведет к непроизводительным затратам времени; эффективность занятия при этом резко снижается. Поэтому вещание на большую аудиторию вряд ли эффективно.

Попутно, часы, проведенные перед экраном компьютера, не способствуют здоровью школьника, и, прежде всего, зрению.

Чат-занятия

Рон Хаббард в книге «Проблемы работы» пишет: «Единственная причина, из-за которой человек бросает учебу или сбивается с толку либо становится неспособным к обучению, заключается в том, что он пропустил слово, которое не было понято. Случалось ли с вами, что прочитав страницу, вы осознавали, что ничего из прочитанного не помните? Что же, где-то на этой странице вы пропустили слово, значения которого вы не поняли или поняли неправильно» [5].

Часто приходится наблюдать, что люди употребляют слова, не всегда понимая их значения. Это легко проверить, задав вопрос — что такое «приватизация»? Очень многих этот вопрос поставит в тупик. Одна из форм общения в системе ДОТ — чат-занятия. Термин «чат» или «чаттер» (chatter) в переводе с английского — болтать. Как видим сам термин — фривольный. В связи с этим вспоминаются слова из мультфильма «Капитан Врунгель»: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Итак, «чат — это средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. По замыслу, на чат-занятиях предполагается синхронность, когда все участники имеют одновременный доступ к чату. Во многих учебных заведениях, где ведется дистанционное обучение, организованы, и действуют чат-кабинеты.

Не вдаваясь в финансовую деятельность подобных учебных заведений, следует отметить, что ожидать от них эффективного результата не приходится. Ученики, особенно школьники и студенты — народ слабо мотивированный, следовательно, предоставленные сами себе, вряд ли способны вникать в суть проблем. Чат-занятия требуют самодисциплины, которая не приходит с включением компьютера.

Другая форма обучения — веб-занятия, которые позволяют, с помощью телекоммуникационных средств и других возможностей WWW, проводить дистанционно уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий.

Конференции и семинары, которые множатся в геометрической прогрессии и собирают, порою, тысячи участников, напоминают скорее модное дефиле по самопрезентации. Здесь главное — «был и видел». Лицезреть высокопоставленное лицо — значить повышать свой рейтинг. В целом, в конференциях принимают участие те, кто далек от обсуждаемых проблем. Это хорошо видно по поведению участников, а если еще и докладчик не владеет ни материалом, ни аудиторией, то ценность такого участия ничтожна.

По мнению организаторов чат-занятий и веб-форумов, в основу системы заложен метод обучения, получивший название «Природный процесс обучения» (англ. Natural Learning Manner)».

Увы, природного здесь ничего нет! За Природой можно следовать, а вот вмешиваться в природные явления рискованно. Реформы в российском образовании длятся уже более двадцати лет, а результат — плачевный. Некоторые подвижки начались после того, как президент указал на проблемы в образовании, но и у «царева око» есть теневые сектора. Вот этими «теневыми секторами» и пользуются недобросовестные чиновники в корыстных целях.

Засилье стандартов. «а все-таки она вертится»

«Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки».

Красиво и правильно, но непонятно о чем. Кивать в сторону «жителей Европы» не стоит; пора перестать брать пример с Запада. Там уже нет добротного образования. Примеров тому множество. Взять хотя бы признание президентов США, которые ставят свое образование на двадцать шестое место в мире.

Автоматизированные навыки, не позволяют разглядеть суть проблемы, поскольку учащийся выпадает из процесса мышления. Ему это не нужно. Ему всучили паттерн, которым многие довольствуются. Запомнить и повторить — вот цель подобного обучения. «Очевидность» помноженная на автоматизированные навыки не способствует прогрессу. Крылатые слова Галилео Галилея: «А все-таки она вертится» родились отнюдь не под влиянием очевидности. К «крамольным мнениям» нужно прислушиваться. Исторические факты свидетельствуют, что нестандартное мышление одного человека изменяло ход истории всего человечества. Среди «пустой породы» нет-нет, да и блеснет «самородок».

По мнению «компетентных» чиновников в сфере образования при дистанционном обучении: «Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения». «Без дополнительных усилий?» — это уже интересно! Учеба во все времена была трудом. Тяжким трудом, требующим многих усилий.

То, что «формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях», верно, но частично. Несомненно,— «повторение — мать ученья». Подчеркнем — повторение, но не зубрежка. Для изучения иностранного языка, не будучи в среде его носителей, это выход. Но для освоения технических дисциплин нужна еще и моторика. А моторика — это тактильный контакт с реальным прибором, на худой конец, с его макетом. Картинкой здесь не обойтись. Современные тренажеры простроены именно на этих принципах, когда виртуальная картина сочетается с реальными элементами конструкции.

Телеприсутствие

Особый интерес представляет собой вариант дистанционного обучения — телеприсутствие, которое предполагает наличие специальных устройств — телеуправляемых роботов, с помощью которых создается впечатление реального присутствия в другом месте.

В Москве, в одной из школ, проводится эксперимент по дистанционному присутствию при помощи робота R. Bot 100 (производство Россия). Мальчик-инвалид, который, находясь дома, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. При этом учитель и ученик видит друг друга; на роботе находится монитор. Благодаря мобильности робота, у мальчика создается почти полное впечатление реального нахождения в классе на уроке (производители робота R. Bot 100 говорят даже о впечатлении полного присутствия). На переменах мальчик может также общаться со своими одноклассниками. «Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения во всей России».

Стоимость такого робота составляла, по данным сайта производителя,— 398 500 рублей (цена до эпидемии коронавируса). К этой стоимости следует добавить монтаж оборудования, техническое сопровождение проекта. Реальная стоимость будет значительно выше. А теперь представим, что в классе будет несколько таких роботов. Во что превратятся занятия?

Тем не менее, привлечение роботов в процесс обучения применяется, в частности, в военно-морском флоте США.

Перед выходом фильма Стивена Спилбеpга «Искусственный интеллект» в широкий прокат состоялся предварительный показ для специалистов, работающих в области искусственного интеллекта, где, среди присутствующих, был Джефф Рикл — сотрудник калифорнийского Института информатики [6].

Отвечая на вопрос корреспондента: «В чем состоит ваша работа в институте?». Д. Рикл ответил, что он участвует в совершенствовании виртуального создания по имени Стив: «Одна из задач сотрудников института — создание программ, с помощью которых можно будет учить людей управлять кораблем, даже не ступив на его палубу». С этой целью ими создана трехмерная виртуальная модель корабля. Надев специальных очков человек «видит» себя на корабле, где все настоящее. Виртуальный инструктор Стив дает пояснения, как работать с оборудованием. Он же осуществляет контроль за тем, что делают практиканты. Стив обладает способностью корректировать действия практикантов. Робот может задавать элементарные вопросы, типа, что вы должны сейчас делать и почему?».

На вопрос: «Возможны ли в будущем такие сложные отношения между человеком и роботом как в фильме?», Д. Рикл ответил, что до создания роботов, почти неотличимых от человека, как в рассказах Айзека Азимова, — бесконечно далекая перспектива.

Взаимоотношения человека и техники — «tabula rasa» (с лат.— «чистая доска»). Телеприсутствие следует рассматривать именно с позиций этих взаимоотношений.

Доктор наук Райнер Пацлаф из Германии в статье «Не забудьте выключить телевизор» излагает результаты исследований воздействия феномена телевидения на физиологию человека, где он развеял миф о «ящике», как источнике знаний. Р. Пацлаф установил прямую зависимость: «чем больше человек тратит время на просмотр телепрограмм, тем меньшим объемом знаний он обладает». Исключение составили спортивные фанаты, они показывали более высокий уровень осведомленности после просмотра телепередач. Здесь следует подчеркнуть, что речь идет, именно, о фанатах.

Другой немецкий исследователь — социолог Элизабет Ноэль-Нойман, основываясь на результатах многолетних опросов, пришла к следующему выводу: «Население с низким уровнем образования предпочитает телевидение, а с более высоким — чаще использует в качестве источника информации газеты, журналы и книги».

Этот парадокс она объясняет тем, что при усвоении текстовой информации требует осмысления и критического подхода к прочитанному, а визуальный ряд, состоящий из телесюжетов, освобождает зрителя от необходимости мыслить конструктивно, поскольку организм человека, во время просмотра телепередачи, впадает в состояние на подобии анабиоза.

Райнер Пацлаф приводит следующие цифры: «если мы просто лежим на кровати и отдыхаем, то расходуем энергии на 14% больше, чем в том же положении, но просматривая телепередачи. Пульс при этом замедляется на 10%!

Ясность мысли

«В документальном фильме «Кинескоп» (2001) швейцарский режиссер Питер Энтелл показывает, как влияют на нас зрительные образы.

Был проведен эксперимент, чтобы выявить разницу между телезрителем и человеком, который смотрит кино.

На полотняном экране показывали фильм; половина зрителей сидела так, что проектор находился у них за спиной, как в кино, другой половине зрителей проектор был обращен в лицо, как при просмотре телефильма. По окончании просмотра зрителям были заданы вопросы, которые показали, что те, кто сидел спиной к проектору, сохранили способность анализировать и критично смотреть на вещи, а у тех, кто сидел к проектору лицом, так и не сложилось никакого внятного мнения о фильме. Кроме того, во время сеанса у них была снижена мыслительная активность.

Питер Энтелл называет телевидение «оскотиниванием разума». Мы находимся внутри света, который светит нам в лицо, и теряем способность дистанцироваться от того, что нам показывают. В кино, напротив, мы продолжаем мыслить самостоятельно, так как видим только отражение света» [7].

Дистанционное обучение позиционируется как инновация. Между тем, дистанционное обучение нельзя отнести к разряду новинок. Дистанционное обучение внедряется с трудом. Причин тому две. При всем совершенстве современных технологий, сложно состыковать психику человека и бездушие техники. Образцы чтения лекций по телевидению свидетельствуют, что поведение одного и того же лектора воспринимаются по-разному. Одно дело читать лекцию узкому кругу слушателей, и совсем другой расклад, когда размер аудитории не определен. Вот так вот просто взять да и прочитать лекцию дело не простое. Лекторское мастерство должно граничить с искусством актера. Случалось раньше, да и сегодня случается, что даже крупный специалист, — в своей области, — не в состоянии четко и доходчиво изложить, то чем он владеет на уровне своего интеллекта. Реальных примеров много; об этом писали В. В. Набоков, описывая свое пребывание в Кембридже, А. Н. Крылов, Н. К. Рерих, и многие другие.

А. П. Чехов в рассказе «Скучная история (из записок старого человека)» приводит пример неважного чтения лекции: «Вчера был на публичной лекции нашего Z. Z. Удивляюсь, как это наша alma mater, не к ночи, будь помянута, решается показывать публике таких балбесов и патентованных тупиц, как этот Z.Z.».

Н. К. Рерих пишет: «Жаль, что философию права читал Бершадский — как горох из мешка сыпал». Сегодня в образовании, «рассыпающих горох», — много. Этому способствует мнение специалистов по системе менеджмента качества, которые, искренне считают, что при наличии конспекта, любой сотрудник кафедры должен быть способен прочитать лекцию, что, в некоторых вузах, и практикуется.

Были и есть учителя, которые, вне зависимости от наличия компьютера, способны излагать учебный материал доходчиво и интересно, потому что образование инновационным делает не мел, не фломастер и не компьютер, а личность Учителя, который использует эти инструменты в образовательном процессе. Картина художника Н. П. Богданова-Бельского, написанная в 1895 году — «Устный счет в народной школе С. А. Рачинского» убедительно свидетельствует, что перед нами пример истинно инновационного образования. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока арифметики при решении примера на дроби в уме.

В интернете есть фотография советского учителя В. Ф. Шаталова, который ведет занятия в советской школе, почти через сто лет, после написания картины Богдановым-Бельским, и картина, и фотография свидетельствуют — вот она, подлинная инновация, не прикрытая лоскутным одеялом невежества чиновников от образования.

Н. К. Рерих писал: «Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным. Настолько привлекательным, чтобы книги вчерашнего дня оказались сухими листьями». Поэтому образование должна базироваться на привлекательности, которое может создать Учитель.

Образцом создания такой привлекательности может служить рассказ А. П. Чехова «Скучная история», в котором профессор Николай Степанович делится своим опытом чтения лекций: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию и произнести стереотипное “в прошлой лекции мы остановились на…”, …! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения».

Английский психиатр, специалист по кибернетике Уильям Росс Эшби считал: «Осознание своего личного переживания предшествует все другим видам знания. Особенность присутствия Учителя состоит в том, что он стремится продемонстрировать свои личные переживания учащимся» [7]. Речь идет о присутствии здесь и сейчас; можно подойти и потрогать.

Не следует думать, что такой, по сути, инновационный подход, гарантирует стопроцентную успеваемость. Нет, не гарантирует. В рассказе «Скучная история» это также отмечено, когда задолжники, которым грозит отчисление, приходят и выпрашивают оценку авансом, ссылаясь на сложные жизненные обстоятельства, и клятвенно обещая сдать экзамен позднее.

Сегодня практика выпрашивания оценок приобрела большие масштабы. Отчисление неуспевающих студентов, наиболее действенная мера по повышению качества образования, в условиях подушевого финансирования, — не работает. Так перед кем должен «распинаться» преподаватель, читающий лекцию дистанционно?

На некоторых телеканалах демонстрируют дистанционные лекции. К числу хороших лекторов, несомненно, можно отнести: профессора В. И. Аннушкина — ведущего программы «Живое слово» на канале «Культура», профессора Санкт-Петербургcкого унивепситета Т. В. Черниговскую, поэта и телеведущего Д. Л. Быкова, но все они гуманитарии. Но вот что бросается в глаза — перед слушателями лежат конспекты и ручки, но никто и ничего не конспектирует. Не тот формат занятия. Для ведения конспекта требуются паузы. На телеэкране паузы будут выглядеть неестественно.

А вот специалистов технических дисциплин, хорошо читающих учебные лекции дистанционно, слышать не доводилось. Да и вряд ли это возможно сделать качественно. При чтении лекций по техническим дисциплинам требуется большее пространство. Использование только слайдов не способно гарантировать качество подачи материала. При чтении лекции по техническим дисциплинам требуется динамика.

Вопрос качества образование носит дуальный характер, поскольку синергия доступна только при наличии стремления, — именно стремления, — учителя и ученика познать истину. Причем роль учителя не сводится к демонстрации познаний. Роль учителя — указать пути к познанию.

Настоящий учитель не просто творит сам, он делает своих учеников сотворцами; каждое занятие должно венчать «открытие». Именно открытие, а не приобщения очередного научного факта в «кувшине памяти».

А теперь представим себе, что лектор есть, а в слушателей аудитории нет, или они есть, но их мало, и зашили они лекционный зал, чтобы переждать дождь. Кстати, для многих современных студентов свойственно «пережидать», например, армию. А многие пришли получить корочки о высшем образовании. Липовые дипломы многим открыли путь к синекуре.

Герою Чехова вторит Нобелевский лауреат Г. Селье: «Включайте в лекцию лишь «сливки» своих познаний, оставляя себе для маневра широкое и безопасное поле накопленных знаний — тот резерв, куда вы могли бы отступить либо под воздействием собственной речи, либо руководствуясь реакцией аудитории» [9]. О каком маневре может идти речь при дистанционном обучении? А маневрировать лектору при современном российском образовании приходится часто. Ведя непосредственный диалог, приходится учитывать уровень (увы, слабый уровень) фонового диалога. Например, на продолжении ряда лет из школьной программы была исключена астрономия. Приступая к изучению дисциплин, связанных с судовождением, лектор вскоре выясняет пробелы в познаниях своих слушателей, но это при условии, что с аудиторией налажен диалог. Тогда-то и начинается «сползание» с высшего образования на уровень популяризации знаний. Преподаватель вынужден это делать, в противном случае, а это произойдет тогда, когда вместо диалога, в аудитории доминирует монолог, о пробелах в школьной подготовке своих учеников он узнает на экзамене. Популяризация или рекуррентная последовательность — это признаки современного образования. Без них — полный провал. Поэтому, современное высшее образование, в лучшем случае, соответствует среднему профессиональному образованию советских времен.

Система тестирования

Единственным способом контроля при дистанционном обучении является тестирование, о чем уже много сказано нелицеприятного. Чаще всего это выглядит в виде вопроса и четырех ответов, из которых один ответ правильный, а остальные похожие, но не верные, или полный бред. Бредовые ответы сразу же «высветят» правильный ответ или полную несостоятельность экзаменуемого. А вот истинных знаний — никогда!

«Не будем забывать, что тесты на интеллект созданы с целью доказать, что умны те, у кого интеллект … такой же, как у составителей теста [7].

А, судя по ляпам, которые приводили в качестве примера даже президенты В. Путин и Д. Медведев, составители тестов интеллектом не блещут.

Самые трудные профессии

К числу самых трудных профессий Сократ относил профессии: учителя, врача и судьи.

«Вы страдаете от низкой морали, вас угнетают, вы чувствуете, что вас незаконно обвиняют во всех бедах общества? Вы должны стать учителем». Times Educational Supplement. Поразительно, но факт, две с половиной тысячи лет назад, Сократ, ценою жизни, преподнес урок существования правового государства — соблюдение законов, но законов справедливых. В современном мире анонсируют статус правового государства, но законы, стоят на защите власть имущих, и, поэтому их нельзя считать справедливыми. Две тысячи лет назад, Иисус Христос провозгласил десять заповедей, но мир не стал лучше, хотя они известны всем.

Трудно усваивает эти заповеди и Россия: «У Достоевского, в отличие от Гоголя, всегда остается образ человека и раскрывается судьба человека изнутри. Зло не истребляет окончательно человеческого образа. Достоевский верит, что путем внутренней катастрофы зло может перейти в добро. И поэтому творчество его менее жутко, чем творчество Гоголя, которое не оставляет почти никакой надежды.

По-прежнему Чичиковы ездят по русской земле и торгуют мертвыми душами. … Революционные Чичиковы скупают и перепродают несуществующие богатства, они оперируют с фикциями, а не реальностями, они превращают в фикцию всю хозяйственно-экономическую жизнь.

Все рожи и хари гоголевской эпопеи появились на почве омертвения русских душ. Омертвение душ делает возможными чичиковские похождения и встречи [10].

Чичиковы от образования не исключение. Процветает и множится торговля омертвляющим образованием. Омертвление на юные души надвигается широким фронтом.

Тема российского образования должна решаться в России, без оглядки на запад. Для этого нужно:

  • сформировать национальную идею России в понятном виде для большинства населения страны и наполнить ее конкретным содержанием;
  • отказаться от стандартов образования, отягощенных бюрократическими излишествами и канцелярщиной;
  • признать, что инновационные образовательные технологии не решают проблемы повышения качества образования. Качество образования зависит от преподавателей, владеющих уникальными методиками;
  • углублять изучение гуманитарных наук в учебных заведениях;
  • с целью повышения качества образования больше уделять внимания изучению истории и классической литературы в школах.

Лучшее, но трудно исполнимое решение предлагает Н. Бердяев: «России необходимо освободиться от власти гоголевских призраков».

А гоголевских призраков расплодилось великое множество в России за постперестроечное время.

«Новгородцы, по замечанию Костомарова, пропили свою республику. Афиняне проели свою. Едва ли не от той же причины пала величайшая из республик — Римская. Демократия начинает с требования свободы, равенства, братства, кончает же криком: хлеба и зрелищ! А там хоть трава не расти!» [11].

«Трава образования» у нас растет, но все больше — сорная. Пора бы взяться за выращивание «полноценных культур», способных не только изрекать шаблонные слова, но и мыслить.

Агни Йога призывает: «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением, но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, поэтому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Так, нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа».

Профессор Царскосельского лицея А. П. Куницын считал: «Наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим».

По поводу, того, что на кафедре должен быть конспект по всем читаемым дисциплинам, и чтобы любой член кафедры мог бы прочитать по нему лекцию, можно констатировать — государство, в котором Учителю отводится жалкая роль суфлера, не имеет будущего.

Подранки

Рюноскэ Акутагава: «Слова пигмея» не всегда служат выражением моих мыслей. Они только дают иногда представление о том, как мои мысли меняются день ото дня. Из одного стебелька может развиться несколько побегов — кто знает, сколько побегов.

Разве во чреве матери мы учились жить? А не успели мы родиться, как должны вступить в жизнь, очень напоминающую арену борьбы. Конечно, кто не учился плавать, не может быть хорошим пловцом. Кто не тренирован в беге, будет отставать от настоящих бегунов. Так и мы не можем уйти с арены жизни без ран.

Но кто хочет оставаться на арене жизни, должен бороться, не боясь ран».

Поколение девяностых — это и есть подранки. Уже два десятка лет идет реформирование в сфере образования бездумное и бездушное. Образование превратилось в услуги, за которые нужно платить, тем, кто находится на далекой дистанции от этого самого образования.

Недопустимо, чтобы воспитанием российской молодежи дистанционно занимались «специалисты», для которых Россия — место, где ротозейство властей служит источником обогащения для многих вояжеров.

 

Источники: 
1. Компернолле Т. Мозг освобожденный: Как предотвратить перегрузку и использовать свой потенциал на полную мощь. — М.: Альпина Паблишер, 2015.— 571 с.
2. Сенека Л.-А. Нравственные письма к Луцилию: Трактат — М.: Мир книги, Литература, 2006.— 528 с. 
3. Васильев О. Форматы дистанционного обучения: сравнение форматов AICC HACP, SCORM (1.2 и 2004), Tin Can (xAPI) и cmi5; Запись опубликована 13.02.2019. Рубрика Полезные материалы. Интернетресурс https://lmslist.ru/aicc-scorm-tincan-cmi5/
4. Приказ № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»/ 
5. Хабборд Л. Рон. Проблемы работы. Издательская группа Нью-Эра.— 1994.— 164 с. 
6. Генис А. Пpотез любви (О фильме Стивена Спилбеpга «Искyсственный интеллект»). Интернетресурс https://royallib.com/book/genis_aleksandr/ppotez_lyubvi_o_filme_stivena_spilbepga_039iskysstvenniy_intellekt039.html
7. Эшби У. Росс. Конструкция мозга. Изд-во Иностранной литературы. — М.: 1962.— 398 с. 
8. Вербер Б. Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания. — М.: GELEOS Publishing House (Кэпитал Трейд Компани): РИПОЛ классик, 2010.— 592 с. 
9. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. –М.: Прогресс. 1987.— 368 с. 
10. Бердяев Н. А. Духи русской революции. Интернетресурс https://royallib.com/book/berdyaev_nikolay/duhi_russkoy_revolyutsii.html
11. Меньшиков М. О. Письма к ближним. Интернетресурс https://royallib.com/book/menshikov_mihail/iz_pisem_k_blignim.html.

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9162