Пауза недеяния
Дата: 12/05/2020
Тема: Физики и Мироздание


Д. Тайц (Букрэ Эркуб) 

«…Это пауза недеяния, поскольку движение сознания не наблюдаемо, оно ничего не производит, никаких наблюдаемых продуктов».
М. Мамардашвили «Проблемы сознания».

Приведенные выше слова большого мыслителя о «мышлении» напоминают «таинственное» высказывание Спинозы: «Ни тело не может определять тело к мышлению, ни душа не может тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». Высоко ценимый физиками и математиками (Эйнштейном, Шредингером, Де Бройлем…) Спиноза говорит о специфике деятельной сущности мышления, особого рода той достоверности, существование которой неопровержимо явлено личностью самосознающего «Я». Личность с ее самосознанием безотносительна, она строит свой единственный всеохватный мир и здесь она абсолютна.


И абсолютный статус личности-души проявляется прежде всего в том, что ее «самосознающее» отдает себе отчет об облике «внешнего мира», как полностью условном. Он, Мир, определяется не столько свойствами нашего восприятия, сколько наличием в нас мышления.  «Внешний» Мир таков, каким мы его мыслим, объясняя себе. Выстраиваемый в соответствии с нашими представлениями -- это полностью «головной продукт».

Этот Мир не то, что отображает мышление, но само отображение мышления.   Он «исполнен» в стиле «антропного своеобразия».  («Снег бел». «Чем выше в гору…». «Луна -- ночное светило». «Инга Зайонц отвергла Костю Остенбакена…»). Мы способны объяснить понять и описать мир, наполняя его образами и объектами специфики восприятия.  Это наш «собственный», и даже то, что мы называем «внешним», опять тот же внутренний, точнее -- часть его (внутреннего мира). Часть, более четко размеченного мышлением, как бы условно «стандартизованного» под понятие единственности, всеохватности, уникальности.

В нас личное и Вселенское неразличимы, но из априорных (врожденных) установок, прямо-таки «собачьего» инстинкта (заметьте, это слово без кавычек), не устранима тяга к постижению, «выискиванию» некой запредельной нашему миру Причины, источника возможности мышления, самопознания. В самоощущении личности граница личной Вселенной устремлена к слиянию, соединению с неким всеохватным Горизонтом, за которым Реализм Определяющего заведомо непостижимого. Убежденность в реальности Непостижимого. Это и есть постижение.

Так собака выстраивает в своем сознании реальный источник событий, подсказанных чутьем «иная реальность». Термин обозначает соотнесенность человека с Иным поверх непосредственно вводимого чувственностью (чувственного реализма). Оно (сознание) проявляется только в горизонте допущения иного… «Мы не можем уйти от необходимости осознавать себя как возможности, которая реализовалась» (Мамардашвили). Вмонтированная в наше сознание   интенция (лат. намерение, стремление) «иного, внешнего» очевидна.

Это свойство, «вшитое» в сознание неизменно открывает бесконечность иерархии генерализующих ступеней вышестоящих аргументов и, даже если это свойство мышления изгоняется и опровергается, оно возрождается вновь и вновь.  Аргумент обязательности Высшего неколебимо возникает всегда. В дисциплинированном проверяемом знании он доказуем.   «Всякая доказуемая истина -- есть подмножество Истины недоказуемой» (теорема Гёделя). Истина и истинность, лежащие за пределом возможности доказательства, -- это та самая «железная» Истина, которая являет себя в со-знании.

Это «Железный Реализм». Не сомневаясь в «железном реализме» мышления, сознания, мысли, как продуктах «недеяния» внутреннего мира, мы должны отнести тянущиеся к Платоновым Небесам конструкции: «Мысль о мысли», «Сознание о сознании» к   Внешнему Всеобщему Сущностному горизонту – Абсолютной Невещественной Реальности. Горизонту, который имел в виду Гейзенберг в своей последней работе «Шаги за Горизонт». Реализм нашего самосознания – Свидетель, Вестник «запредельной Реальности».  Реальности, несомненно, Внешней, не «метрической», включенной в наш внутренний мир как истины «Запредельного». Реальности «недеяния», о которой знаем, когда «мыслим, что мыслим».  Можно ли говорить о проявлении этой нематериальной сущности и, тем более, ее могущественной силы?  Обратимся к дилемме Спинозы.

Хрупкая крановщица на сорокаметровой высоте башенного крана, осуществляет «действие» переноса пятитонного груза легким прикосновением к сенсорной клавиатуре через пару секунд… после «недеяния»(!) в размышлении. Ментальное осмысленное состояние сознания крановщицы, нематериально оформившееся законченной мыслью, произвело реализацию мощного энергокинетического процесса. Приведем еще более яркое свидетельство самодостаточности «атрибута мышления» в спинозовском понимании, свидетельства, доставляемого нам искусством, знаковым признаком души. Атрибут мышления сверхреален, так как он устойчиво и однозначно может воспроизводить и наполнять сознание нематериальными сущностями, наделяемыми сознанием всеми признаками материальности «протяжения» (по Спинозе).

Сравнительно небольшим мысленным усилием можно воспроизвести до мельчайших деталей знакомую картину, фигуры, краски, оттенки, размеры. Например «Грозный убивает своего сына». Или воспроизвести в сознании не только мелодию, но звучание инструмента и голос. Бетховен, будучи в конце совершенно глухим, писал и слышал до тонкости свои произведения. Они существовали как детерминированные нематериальные сущности.

Для инженера вполне обычно в мельчайших подробностях воспроизводить свой проектируемый объект «в уме», хотя реализация этого мысленного объекта потребовала бы высвобождения многочисленных усилий и ресурсов.  «Материалистические» деяния внеинстинктивные, как осмысленные интенции, не важно реализация ли это определенной формы каменного топора, или реализация инженерного продукта в виде «Боинга» -- неустранимый, неизгоняемый фактор реализации высшей субстациональнасти, пронизывающей и определяющей сознающее существование (в Спинозовском понимании). Отрицать невозможно! «Физика, свободная от метафизических гипотез невозможна» (Макс Борн).  

Да, мистицизм! «Весь секрет мистицизма в том, что человеку удавалось понять все с помощью той единственной вещи, которую он не понимает» (Г. К. Честертон). Слепота относительно бесспорной данности, невосприимчивость принятия необходимости высшей Истинности полностью лишают шанса воспользоваться высшими дарами личностной индивидуальности (Уайтхед).  Или еще проще «Осознание своей личностной, размышляющей индивидуальности – факторы Божественной Природы»
(Уайтхед).

Итак, пауза недеяния… А, по существу, возможность самой могучей, самой плодотворной работы, достойной нашему существованию в Мире, доступном нашему понимающему восприятию: работой ДУМАНЬЯ. Работой, не искажаемой рыком трусливого «богонетства» на надутых водянкой ножках.  Сознание творит мир не таким как мы его видим, а таким, каким нам дано его видеть.

Размышляющий «богонет», хорошо материально упакованный в ничегонедеянии, все же иногда размышляет на диване у камина. «Тепло, уютно, свечение, чистый материализм – «эффект Джоуля-Томпсона». Конечно, он согласен, этот закон повсеместен во Вселенной…». Ты хорошо подумал? «Конечно, я это знаю!». А то, что ты наделен способностью знать, и «знать», что знаешь, более того, знать, что существуешь, и не можешь знать, что не существуешь? Уникальное? Земной пылинкой, облаченной единственностью сознания? Мы говорим не о уникальности сознания, но о Божественной Всеобщности, более высокой и императивной, чем законы сохранения. «МИР -- не спектакль для пустого зала» (Эрвин Шредингер).

Если эта «пауза недеяния» найдет отклик у кого-нибудь, пребывающего в состоянии паузы, с удовольствием продолжу. Делать-то все равно нечего!







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9161