Подготовка специалистов для атомной промышленности в СПб Технологическом ин-те
Дата: 28/03/2007
Тема: Кадровая политика


В.И.Штанько, Н.В.Чумак, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), факультет наукоемких технологий

Подготовка инженерных и научных кадров для атомной промышленности в Санкт–Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете) проводится с 1949 года на трех кафедрах ядерно-химического цикла:

- на кафедре технологии редких и рассеянных элементов (первоначальное название – кафедра технологии урана, радия и тория),

- на кафедре инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии (имевшей в начале своей истории название кафедры радиохимии),

- на кафедре радиационной технологии (преемнице кафедр ядерной физики, радиационной химии и радиационного материаловедения).

В постановке учебного процесса на начальном этапе принимали активное участие члены Урановой комиссии АН СССР академик А.А. Гринберг и профессор К.А. Петржак; главный инженер первого в нашей стране горно-химического комбината по переработке урановых руд доцент А.Б. Драновский; главный инженер проекта первого отечественного предприятия по переработке облученного ядерного топлива профессор Я.И. Зильберман. В дальнейшем большой вклад в развитие материальной базы кафедр ядерно-химического цикла, в укрепление их связей с промышленными предприятиями и отраслевыми институтами внесли профессор В.П.Шведов, непосредственно участвовавший в создании первого отечественного радиохимического комплекса под Челябинском, и член-корреспондент АН СССР В.М.Седов – директор ВНИПИЭТ, последовательно возглавлявшие кафедру инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии в течение длительного времени.

Благодаря активной поддержке ректората на кафедрах были созданы квалифицированные профессорско-преподавательские коллективы, которые успешно решали вопросы, связанные с подготовкой молодых специалистов. Уже немногим более чем через год с начала работы кафедр, в апреле 1950 года, состоялся первый выпуск инженеров-химиков-технологов по физико-химической специальности. Всего же за время работы кафедр (включая выпуск в феврале 2006 г.) подготовлено около 3 000 молодых специалистов. Необходимо отметить, что значительная часть выпускников 70-80 % трудоустроены по своей или родственной (химического профиля) специальностям. Выпускники кафедр работают на предприятиях и в организациях многих ведомств России (Росатом, РАН, МПР, Минпромэнерго и др.) В первую очередь, к их числу следует отнести: ГИ ВНИПИЭТ, Радиевый институт им. В.Г.Хлопина, ОИЯИ (г. Дубна), НИТИ, Ленинградскую АЭС, Кольскую АЭС, Нововоронежскую АЭС, ПО "Маяк", Сибирский химкомбинат, МосНПО "Радон", Ленспецкомбинат «Радон», ЦНИИ КБ "Прометей" и ОАО "Мурманское морское пароходство".

Развитию профессиональных навыков, инициативы и самостоятельности студентов в процессе обучения способствует организация производственной практики в этих и многих других организациях, а также их широкое привлечение к участию в научной работе. Результаты студенческих исследований регулярно докладываются на институтских и Всероссийских конференциях и семинарах, в частности, на Международной студенческой конференции "Полярное сияние", проводимой Росатомом. Весомый вклад вносят молодые сотрудники и студенты в организацию работы Молодежного отделения Ядерного общества Санкт-Петербурга.

Кафедры выполняют научные исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники как в рамках госбюджетного финансирования по Координационным планам Минобрнауки, Межведомственного научного Совета по радиохимии при Президиуме РАН и Росатоме, так и по хозяйственным договорам с российскими научными центрами и научно-производственными объединениями. Основными научными направлениями кафедр являются:

- фундаментальные исследования в области химии и технологии выделения, разделения и глубокой очистки концентратов и индивидуальных соединений редких, рассеянных и радиоактивных элементов;

- технология обращения с радиоактивными отходами низкого и среднего уровня активности с применением новых композиционных материалов для извлечения различных радионуклидов и перспективных барьерных материалов, используемых для надежной долговременной изоляции радиоактивных отходов;

- изучение механизмов переноса продуктов коррозии в контурах ядерных энергетических установок с целью разработки мероприятий по снижению радиационной нагрузки на обслуживающий и ремонтный персонал, по повышению надежности работы энергетического оборудования;

- изучение ядерных реакций под воздействием нейтронов и тормозного излучения;

- исследование радиационно-химических превращений в модельных системах и в реальных материалах.

Результаты исследований в рамках указанных направлений опубликованы в отечественных и зарубежных журналах, представлены в материалах конференций, монографиях, авторских свидетельствах и патентах. На их основе защищены около 50 докторских и более 300 кандидатских диссертаций. Значительная часть научных разработок кафедр внедрена в промышленное производство. Начиная с 90-х годов существенно усилилась связь с МАГАТЭ и ведущими научными центрами США и Германии.

В настоящее время учебную и научную работу кафедр ядерно-химического цикла возглавляют их выпускники.

С 1987 года кафедру технологии редких и рассеянных элементов возглавляет заслуженный деятель науки РФ, доктор химических наук, профессор Копырин Алексей Алексеевич, известный в нашей стране и за рубежом специалист в области гидрометаллургической и радиохимической технологии, технологии обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.

С 1993 года заведующим кафедрой инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии является член-корреспондент РАЕН, доктор химических наук, профессор Нечаев Александр Федорович, специализирующийся в области радиационной физикохимии, ядерной и радиационной технологии, радиоэкологии, обращения с радиоактивными отходами. Профессор А.Ф.Нечаев в 1984 – 1990 г.г. работал руководителем Сектора ядерных материалов и технологии топливного цикла МАГАТЭ.

С 1995 года кафедрой радиационной технологии заведует доктор химических наук, профессор Персинен Анатолий Александрович. Областью его научных интересов является исследование радиационно-отверждаемых композиций на основе эпоксидных смол и использование этих композиций в качестве защитных и декоративных покрытий, заливочных компаундов, связующих для радиоактивных отходов. За работы по дезактивации и утилизации радиоактивно загрязненного опытного судна "Кит" он награжден орденом "За личное мужество".

Логическим продолжением активного и плодотворного сотрудничества наших кафедр с предприятиями и учреждениями Росатома следует рассматривать подписание в феврале 2006 года соглашения о вхождении Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) в образовательный Консорциум "Российский ядерный инновационный университет", призванный обеспечить единые стандарты качества профессионального образования, адаптировать все учебные программы к перспективным задачам отрасли. Полностью поддерживая ключевые положения программы Консорциума, предлагаем рассмотреть предложение о создании на базе кафедры радиационной технологии Центра коллективного пользования по исследованию радиационной стойкости широкого класса неметаллических материалов. Кафедра имеет 50-летний опыт работы на облучательных установках различного вида: электронных ускорителях (один из первых в СССР бетатрон Б-15; микротрон СТ-22; импульсный ускоритель ЭЛИТ-1.5; нейтронный генератор НГ-200); изотопной установке МРХ-?-20. Широкие возможности по использованию парка приборов для проведения исследований облученных материалов различными физико-химическими методами (масс-спектрометрия, оптические и ЭПР-спектрометры, хроматографы, аппаратура для исследования механических и электрофизических характеристик) и накопленный опыт интерпретации влияния радиационных дефектов на свойства облученных материалов, имеющиеся на кафедре дополнительно к облучательной технике, формируют прочную базу для создания Центра коллективного пользования. После соответствующей модернизации электронных ускорителей и исследовательской аппаратуры кафедра радиационной технологии сможет выполнять исследования радиационной стойкости материалов самого различного назначения и предоставлять такие возможности другим организациям.

Острым вопросом для всех кафедр ядерного цикла является модернизация учебного лабораторного оборудования для студенческих практикумов, обеспечивающих практические навыки работы с ионизирующим излучением. Для его решения крайне важна материальная помощь со стороны Росатома.

Необходимо также включение в смету расходов на ядерное образование оплаты затрат на получение лицензии Ростехнадзора на работу с источниками ионизирующих излучений, оплату централизованного захоронения радиоактивных отходов, оплату затрат на прохождение сотрудниками и студентами кафедр ядерного цикла ежегодного медицинского профосмотра. В условиях экономической самостоятельности вузов эти расходы вынуждены нести институты, что существенно ухудшает финансовые возможности кафедр. Желательно также, чтобы Росатом предоставил возможность сотрудникам кафедр в случае их заболеваний возможность пользоваться услугами своих ведомственных медицинских учреждений на льготных условиях.

С целью укрепления престижа ядерного образования и создания стимулов для привлечения молодежи на специальности ядерного цикла следует, по нашему мнению, установить надбавку Росатома к академической стипендии для успешно обучающихся студентов указанных кафедр. Такая практика имела место в предыдущие годы, она давала положительные результаты, и ее необходимо восстановить. В настоящее время из 350 студентов, обучающихся по ядерному профилю в нашем институте, именные стипендии Росатома получают только 8 студентов.

Одной из важных, ключевых задач программы Корпоративного ядерного университета является повышение практической ориентированности обучения студентов. Учитывая, что сейчас повсеместно в учебном процессе используется компьютерная техника, и студенты овладевают различными компьютерными программами, желательно, чтобы в перечень необходимого для освоения студентами специального программного обеспечения (ПО) были включены прикладные вычислительные программы, которые широко используются отраслевыми институтами Росатома. Поэтому необходимо отработать механизм ознакомления с ПО как преподавателей, так и студентов, чтобы молодые специалисты были готовы к его применению уже на начальном этапе самостоятельной работы после окончания института.

Расширение связей с учреждениями Росатома позволит вузам своевременно откорректировать программы учебных дисциплин, что особенно важно на современном этапе, когда наша страна официально вошла в состав участников международного атомно-энергетического проекта "Поколение - 4" и вплотную приступает к реализации программы разработки атомных реакторов четвертого поколения.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=898