Вывод из эксплуатации российских блоков АЭС, выработавших проектный ресурс
Дата: 01/11/2019
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


О.Бодров, Ю.Иванов, Д.Матвеенкова, О.Сенова, В.Серветник, Санкт-Петербург, Мурманск, Челябинск, Осло

 В настоящее время в России эксплуатируются 37 энергетических ядерных реакторов. В том числе 25 -  с продленным ресурсом, и один в режиме без генерации. Пять энергоблоков были остановлены в предыдущие годы, из них удалено отработавшее топливо, но проекты по комплексному решению проблем вывода их из эксплуатации не разрабатывались.



В 2018 г. был окончательно остановлен первый энергоблок Ленинградской атомной электростанции. Таким образом, всего остановлено шесть энергоблоков. В 2019 г. планируется остановить второй энергоблок Ленинградской АЭС. По мнению авторов обзора, до окончательной остановки энергоблоков, недостаточно глубоко прорабатываются планы по выведению их из эксплуатации.

 

Основные события 2018 г.

К основным событиям 2018 г. в атомной сфере, в том числе связанным с выводом из эксплуатации, могут быть отнесены:

- остановка первого энергоблока Ленинградской атомной электростанции;

- продление срока эксплуатации первого энергоблока на Кольской АЭС;

- новая политика в сфере ядерной и радиационной безопасности;

- расширение полномочий, большая закрытость «Росатома» в целом и в регионе Арктики в частности;

- усиление международной экспансии «Росатома» в Европе и Азии.

 

Остановка первого энергоблока Ленинградской атомной электростанции

После 45 лет эксплуатации старейший в мире реактор чернобыльского типа был остановлен 21 декабря 2018 г. В течение пяти лет, прежде чем начнутся работы по демонтажу, предполагается разработать проект вывода энергоблока из эксплуатации. В данный момент решения многих проблем остаются неопределенными. Например, что делать с графитовым замедлителем.

При разработке проекта вывода из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС предстоит найти системные решения следующих проблем:

1. технологических – не существует технологий для длительной изоляции (в течение сотен тысяч лет) или социально и экологически приемлемых технологий переработки отработавшего ядерного топлива и высокоактивных радиоактивных отходов; в четырех энергоблоках ЛАЭС содержится около семи тысяч тонн радиоактивного графита ( углерод-14 с периодом полураспада 5700 лет);

2. социальных – только треть из шести тысяч сотрудников ЛАЭС смогут участвовать в программе вывода из эксплуатации. Остальным придется искать другую работу;

3. экономических – оператор ЛАЭС оценивает стоимость вывода из эксплуатации четырех энергоблоков в 551 млрд руб. Для сравнения, вывод из эксплуатации двух аналогичных энергоблоков Игналинской АЭС (Литва) после десяти лет вывода из эксплуатации оценивается в четыре раза выше;

4. экологических – в районе ядерного кластера (включая ЛАЭС), по-видимому, можно говорить о преодолении границы экологической емкости наземных экосистем. Из-за синергетического эффекта воздействия радиационного и химического факторов наблюдаются цитогенетические повреждения семян и хвои сосен. Процент повреждений в районе ядерного кластера в три раза выше, а в г. Сосновый Бор (4 км от атомной станции) - в два раза выше, чем на границе Санкт-Петербурга (40 км от ядерного кластера);

5. моральных – транспортировка отработавшего ядерного топлива из Соснового Бора (южный берег Финского залива, Балтийское море) на берег р. Енисей во временное хранилище ОЯТ в ЗАТО Железногорск воспринимается жителями Красноярского края как демонстрация колониальной политики со стороны европейской части России по отношению к Сибири. Против такой стратегии было собрано более 130 тыс. подписей.

 

Продление срока эксплуатации первого блока Кольской АЭС

В январе 2018 г. первый энергоблок Кольской АЭС был остановлен для проведения ремонтных работ с целью продления проектного ресурса. В июле Ростехнадзор выдал «Росэнергоатому» лицензию на право эксплуатации первого энергоблока КАЭС в течение дополнительных 15 лет, до 2033 г. Таким образом, общий срок эксплуатации энергоблока составит шестьдесят лет. Такое продление стало первым в истории атомной энергетики России. 22 июля партнер Норвежского общества охраны природы EPS направил в Ростехнадзор официальное письмо о продлении срока эксплуатации первого энергоблока Кольской АЭС. Для оценки решения о продлении срока эксплуатации не была проведена государственная экологическая экспертиза, также не проводились общественные слушания. 20 сентября от Ростехнадзора был получен ответ, в котором федеральная служба «Ростехнадзор» сообщила, что общественные слушания и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) не требуются, так как работы проводятся на уже построенном ядерном объекте. Проведение общественных слушаний и ОВОС требуется только для строительства новых объектов, поэтому требования законодательства не нарушены.

После масштабного ремонта с модернизацией 24 декабря 2018 г. первый энергоблок Кольской АЭС был запущен и включен в сеть. Впервые в истории российской атомной энергетики реактор ВВЭР-440 был запущен после повторного продления срока эксплуатации. Были установлены новые системы аварийного охлаждения зоны реактора, а также управляющие системы безопасности. Также была проведена модернизация систем радиационного мониторинга и диагностического оборудования. По словам официальных представителей: «Для региона важно обеспечивать бесперебойную и надежную поставку энергии для проектов развития Арктической зоны России – создания Мурманского транспортного узла и Кольской опорной зоны Арктики».

 

Изменение государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

В октябре 2018 г. Президент РФ подписал Указ об утверждении основ государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности. Одна из задач этой политики состоит в обеспечении выполнения требований российского законодательства в области доступности и открытости информации по ядерной и радиационной безопасности.

Одним из критериев оценки эффективности программы является объем отработавшего ядерного топлива. Считаем, что повышение объемов переработки ОЯТ не приведет к улучшению ядерной и радиационной безопасности вследствие повышенного объема радиоактивных отходов, производимых в результате такой переработки.

 

Расширение полномочий и большая закрытость «Росатома» в целом и в Арктике

В третьем квартале 2018 г. Госдума приняла закон о наделении госкорпорации «Росатом» статусом оператора Северного морского пути. ГК «Росатом» будет оказывать большое влияние на государственную политику в Арктической зоне. Влияние других государственных структур будет значительно ниже по сравнению с «Росатомом». Принимая во внимание отсутствие прозрачности в отношении этой госкорпорации, все проекты «Росатома» будут координироваться с федеральными органами без регионального участия. В действительности это назначение привело к появлению непрозрачного монополиста в регионе Арктики, что вызывает сомнения в правильности такой стратегии.

Основная задача «Росатома» состоит в обеспечении круглогодичной навигации по СМП с проводкой судов ледоколами.

Еще один крупный проект «Росатома» – строительство плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», призванной заменить Билибинскую АЭС на Чукотке. В настоящее время плавучий энергоблок заправлен ядерным топливом и пришвартован в Мурманске. 2 ноября 2018 г. реактор был запущен на минимально контролируемый уровень мощности, без генерации электроэнергии, что является стандартной процедурой.

23 августа 2019 г. в сопровождении ледокола и буксиров энергоблок вышел из Мурманска в Певек (Чукотский АО). «Академик Ломоносов» был отбуксирован на расстояние в шесть тысяч километров вдоль арктического побережья по СМП. 14 сентября ПАТЭС «Академик Ломоносов» пришвартовался в порту Певека.

Проект плавучей станции знаменует расширение влияния «Росатома» в Арктике. Энергоблок призван обеспечивать электроэнергией атомного происхождения портовые города и нефтегазовые платформы в открытом море.

В планы «Росатома» входит строительство Кольской АЭС-2 взамен существующей КАЭС, которая будет постепенно выводиться из эксплуатации. «Росатом» планирует также создание небольших ядерных реакторов для использования в труднодоступных местах арктического побережья.

 

Международная экспансия «Росатома» в Европе и Азии

Госкорпорация «Росатом» занимает первое место в мире по числу строящихся атомных электростанций в других странах. В 2018 г. на разных стадиях реализации находились 36 проектов строительства энергоблоков в двенадцати странах – в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и азиатско-тихоокеанском регионе. По словам генерального директора ГК «Росатом» А.Е. Лихачева, портфель заказов корпорации на десятилетний период превышает 133 млрд долл.

Российские проекты экспорта атомных электростанции базируются на обеспечении их государственной финансовой и технологической поддержкой, включая проектные работы, строительство и эксплуатацию станций (обучение студентов, повышение квалификации специалистов), поставки свежего ядерного топлива, а также вывод АЭС из эксплуатации после выработки ресурса и обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Для обеспечения такой мощной поддержки используются технологии двойного назначения, которые могут служить для выполнения гражданских и военных ядерных задач, также задействуются предприятия в закрытых ядерных городах России.

Одним из важных преимуществ российских проектов по сравнению с конкурентами из других стран является то, что Россия предлагает перерабатывать отработавшее ядерное топливо на своей территории. Таким образом, Россия переносит на собственную территорию риски и загрязнение окружающей среды, связанное с такими технологиями. В ходе переговоров по изменению климата такая концепция представляется «Росатомом» как часть выполнения задач устойчивого развития.

В последние годы «Росатом» активно поддерживает ядерную энергетику в качестве решения по борьбе с изменением климата. В ходе 24-й сессии конференции Рамочной конвенции ООН по изменению климата в Катовице (Польша) 13 декабря 2018 г. «Росатом» организовал круглый стол «Российские инвестиции для развития с низкими выбросами парниковых газов». Идея увязки ядерной технологии с устойчивым развитием и «вкладом в реализацию задач устойчивого развития» отражена в новой государственной стратегии, утвержденной в 2018 г.

 

Текущие проекты «Росатома» с реакторами ВВЭР-1200

АЭС Руппур, Бангладеш:

Строительство двух энергоблоков с реакторами ВВЭР (общая мощность 2,4 ГВт). Первая заливка бетона произведена 30 ноября 2017 г. Возведение фундамента для турбинного зала первого энергоблока АЭС «Руппур» завершилось 30 января 2019 г.

Беларуская АЭС, Беларусь:

Строительство двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 (PWR) общей мощностью 2400 МВт началось 6 ноября 2013 г. Россия выделила на строительство АЭС и инфраструктуры 10 млрд долл. Планируется, что первый энергоблок будет запущен в 2019 г. и второй - в 2020 г.

Россия будет вывозить отработавшее ядерное топливо на территорию РФ для дальнейшей переработки, если свежее топливо будет поставляться российскими производителями.

АЭС Аккую, Турция:

Межправительственное соглашение было подписано в мае 2010 г. Церемония начала строительства и первых работ по бетонированию прошла 3 апреля 2018 г. Проект предполагает строительство четырех энергоблоков ВВЭР-1200, которые будут введены в эксплуатацию в 2023, 2024, 2025 и 2026 гг. соответственно. Россия предоставляет Турции беспроцентный кредит из национального бюджета в объеме 22,4 млрд долл. Около половины этих средств будут направлены на оплату работ по строительству, выполняемых турецкими компаниями. Предполагается, что 100% акций атомной электростанции будут принадлежать России. В дальнейшем возможен выкуп примерно половины акций турецкими компаниями.

Узбекская АЭС:

Строительство первой Узбекской АЭС с двумя энергоблоками ВВЭР-1200 при поддержке России (заем 11 млрд долл.) запланировано в юго-восточной части Узбекистана (Джизакская область, озеро Айдаркуль). Начало строительства планируется в 2022 г. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока начнется в 2028 г. и второго - в 2030 г.

Тяньваньская АЭС, Китай:

Проект реализуется в сотрудничестве с Китайской национальной ядерной корпорацией (CNNC). Первая и вторая очередь включают эксплуатацию четырех энергоблоков. В соответствии со стратегическим соглашением будут построены две новых реакторных установки ВВЭР-1200 (блоки 7 и 8 Тяньваньской АЭС).

АЭС Эль-Дабаа, Египет:

«Росатом» произведет установку четырех реакторов ВВЭР-1200 и будет поставлять ядерное топливо в течение всего срока эксплуатации станции. Межправительственное соглашение было подписано в ноябре 2015 г. В Эль-Дабаа будет установлен реактор такого же типа, как реактор первого энергоблока Ленинградской АЭС-2.

АЭС Ханхикиви-1, Финляндия:

Один энергоблок с реакторной установкой ВВЭР-1200. Доля «Росатома» в проекте составляет 34% (2,5 млрд евро). Сейчас ведутся подготовительные работы для строительства. Ожидается, что финский регулятор примет решение о выдаче лицензии на строительство атомных электростанций после парламентских выборов в Финляндии в 2021 г. В соответствии с предварительным соглашением между компанией «Фенновоима» и «Росатомом» ожидаются монопольные поставки свежего топлива из России. В первые годы это будет свежее топливо, полученное в результате переработки ОЯТ в России.

АЭС Пакш-2, Венгрия:

Запланирована вторая очередь с двумя энергоблоками (блоки 5 и 6) ВВЭР-1200.

 

Проекты с реакторами других типов

АЭС Куданкулам, Индия:

В настоящее время ведется строительство третьего и четвертого энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (общей мощностью 2100 МВт), которое началось 17 февраля 2016 г. Общее рамочное соглашение на строительство третьей очереди АЭС Куданкулам (энергоблоки 5 и 6 с реакторами ВВЭР-1000) было подписано 1 июня 2017 г.

АЭС Бушер-2, Иран:

В 2014 г. был подписан контракт на поставку двух блоков ВВЭР-1000 на условиях строительства «под ключ». Церемония открытия АЭС «Бушер-2» прошла в сентябре 2016 г. В октябре 2017 г. было объявлено о начале строительства и открытии строительной площадки «Бушер-2».

 

Текущее состояние атомных энергетических реакторов в России

Концерн «Росэнергоатом», оператор российских АЭС, эксплуатирует десять атомных электростанций с 36 генерирующими и одним энергоблоком без генерации энергии.

В табл. 1 «Атомные электростанции России» представлена краткая информация по всем атомным электростанциям России.

Условные обозначения в таблице:

Красным шрифтом обозначены энергоблоки, которые эксплуатируются с продленным проектным ресурсом;

черным – энергоблоки эксплуатируются с незаконченным расчетным сроком службы;

зеленым – энергоблок остановлен, топливо выгружено;

синим – энергоблок окончательно остановлен, топливо не выгружено, эксплуатируется в режиме без генерации;

голубым – энергоблок в процессе строительства.

В правой колонке табл.1 указан первый год, когда остановленный блок с невыгруженным топливом эксплуатируется без генерации электроэнергии, как это отмечено в Концепцией «Росэнергоатома».

Согласно регламентирующим документам Ростехнадзора, окончательно остановленные энергоблоки должны иметь лицензию для эксплуатации без генерации энергии. На таких блоках, как правило, работает такое же число специалистов, как на генерирующих блоках. После выгрузки топлива энергоблок получает статус не ядерно-опасного объекта. Такой статус имеют три первых энергоблока Нововоронежской АЭС и два первых - Белоярской АЭС.

Слово «конец» рядом с годом в правой последней колонке означает, что эти реакторы остановлены, но информация по ним не представлена в Концепции вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС «Росэнергоатома». Реакторы остановлены, но статус процесса их вывода из эксплуатации не ясен.

Табл. 1 Атомные электростанции России

В настоящее время в России действуют двадцать пять энергоблоков АЭС, проектный ресурс которых был продлен. Это более 70% всех реакторов, находящихся в эксплуатации. В среднем проектный ресурс реакторов продлевался на 15 лет; в некоторых случаях это был и более длительный срок, доходящий до 30 лет, то есть превышающий изначально установленный срок эксплуатации в два раза.

За последние 33 года окончательно были остановлены шесть энергоблоков. Из них удалено топливо, но информация по проектам комплексного решения проблем вывода из эксплуатации отсутствует. В ближайшие 15 лет массово начнутся окончательные остановки энергоблоков. Предстоят огромные объемы работ по выводу их из эксплуатации в условиях нерешенности ряда фундаментальных проблем и дефицита финансовых средств.

 

Ленинградская АЭС

На Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор) установлены четыре реактора РБМК-1000, первый из которых был окончательно остановлен 21 декабря 2018 г.

«Росэнергоатом» объявил о его выводе из эксплуатации до состояния «коричневой лужайки», то есть будут ограничения на дальнейшее использование бывшей площадки АЭС после окончания вывода её из эксплуатации. Альтернативный вариант - «зеленая лужайка», когда после реабилитации территория бывшей АЭС не имеет никаких ограничений, и в принципе на ней может быть размещен детский сад. Окончательная остановка всех четырех реакторов РБМК-1000 ЛАЭС запланирована до декабря 2025 г.

В 2018 г. нами было организовано проведение экспертной оценки концепции вывода из эксплуатации, разработанной оператором АЭС. Подробная информация изложена в отчете «Вывод из эксплуатации российских ядерных реакторов, выработавших проектный ресурс. Положение дел 2017» [www.naturvernforbundet.no/].

 

Кольская АЭС

После завершения работ по ремонту и модернизации первого блока Кольской АЭС, проработавшего 45 лет, он был запущен 23 декабря 2018 г. Его эксплуатация продлится в течение дополнительных 15 лет. Таким образом, общий срок эксплуатации энергоблока составит 60 лет. В декабре 2017 г. генеральный директор Кольской АЭС Василий Омельчук  заявил, что запланированный срок остановки первого энергоблока Кольской АЭС – 2033 г. Второй реактор будет остановлен в 2034, третий в 2041 и четвертый в 2044 гг. Такое продление проектного срока эксплуатации произошло впервые в истории ядерной энергетики России.

До выдачи обновленной лицензии была проведена инспекция энергоблока. Было проанализировано соответствие энергоблока, его элементов и систем всем требованиям федеральных норм и правил. По результатам проверки Ростехнадзор выдал концерну «Росэнергоатом» лицензию на дальнейшую эксплуатацию первого энергоблока КАЭС.

При этом общественных слушаний и оценки воздействия на окружающую среду не проводилось. В ответ на наш запрос, не является ли это нарушением российского законодательства, Ростехнадзор пояснил, что подобная экспертиза или общественные слушания в данном случае не требуются, так как это не «планируемая» новая экономическая или иная деятельность.

В федеральных и региональных средствах массовой информации материалы об отсутствии экологической экспертизы не публикуются.

Планы по строительству Кольской АЭС-2: тип реактора ВВЭР - 600/498, мощность (чистая) - 600 МВт; (общая) - 675 МВт. Сроки начала строительства неизвестны, но начало эксплуатации запланировано на 2031-2035 гг. Обоснованность планов строительства новой Кольской АЭС вызывают вопросы.

 

АЭС, статус которых изменился в 2018 г.

Ростовская АЭС

14 апреля 2018 г. четвертый энергоблок Ростовской АЭС выведен на полную проектную мощность, готовность к эксплуатации 100%. 28 сентября 2018 г., в День работника атомной промышленности на три месяца раньше запланированного срока энергоблок №4 Ростовской АЭС с реактором ВВЭР-1000.был введен в промышленную эксплуатацию.

Нововоронежская АЭС

Энергоблок №4 Нововоронежской станции ВВЭР-440 был введен в эксплуатацию в 1972 г., его остановка планировалась на 2002 г. Его проектный ресурс уже был продлен до 2017 г. После проведения более 40 мероприятий по модернизации оборудования срок эксплуатации энергоблока №4 был продлен ещё на 15 лет (до 2032 г.), и составит в общей сложности 60 лет. Первые три энергоблока Нововоронежской АЭС остановлены, по двум из них ведутся работы по подготовке к выводу из эксплуатации.

Калининская АЭС

В состав Калининской АЭС входят четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1000. Эксплуатация энергоблока №3 КлнАЭС на уровне мощности 104% проводится в соответствии с отраслевой «Программой увеличения выработки электроэнергии на действующих энергоблоках АЭС концерна «Росэнергоатом».

Предварительно на энергоблоке №3 был выполнен комплекс работ по обоснованию безопасности работы реакторной установки на повышенной мощности, разработаны мероприятия по модернизации оборудования для работы в условиях увеличенной мощности. В 2014 г. было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на эксплуатацию энергоблока №3 на мощности 104%. 14 июня 2018 г. началась промышленная эксплуатация третьего энергоблока КлнАЭС на уровне 104% проектной мощности реакторной установки.

 

Новое строительство

В настоящее время в процессе строительства в России находятся четыре новых реактора Ленинградской АЭС-2, Курской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2.

Ленинградская АЭС-2

Реактор ВВЭР-1200 первого энергоблока ЛАЭС-2 был запущен 6 февраля 2018 г. Его подключение к сети было проведено 9 марта. Документация, подтверждающая завершение строительства первого энергоблока, была подписана 15 октября 2018 г. Промышленная эксплуатация первого энергоблока Ленинградской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 началась 29 октября 2018 г.

В настоящее время продолжается строительство второго энергоблока ЛАЭС-2 с реакторной установкой ВВЭР-1200. Установлены фильтры для очистки турбинного конденсата для второго энергоблока, завершены строительные работы по установке фундаментной плиты для испарительной градирни. Основные строительно-монтажные работы на втором энергоблоке ВВЭР-1200 проекта ЛАЭС-2 подходят к концу.

Курская АЭС -2

29 апреля 2018 г. началось строительство первого энергоблока Курской АЭС-2. Тип двух новых реакторов Курской АЭС-2 – ВВЭР TOI мощностью 1255 МВт. Они будут введены в эксплуатацию в 2020 и 2022 гг. В середине 2020 г. планируется установить корпус реактора первого энергоблока.

Нововоронежская АЭС-2

3 декабря 2018 г. на Нововоронежской АЭС-2 начала работу комиссия Ростехнадзора по проверке готовности к физическому пуску энергоблока №2 (седьмого по счету на Нововоронежской АЭС). 21 декабря 2018 г. на НВАЭС завершился визит предпусковой партнерской проверки готовности седьмого энергоблока (блок №2 Нововоронежской АЭС-2). Проверка была проведена международной командой экспертов из Московского регионального центра Всемирной Ассоциации Операторов АЭС (WANO), в которую вошли четырнадцать специалистов из восьми стран: Украины, Республики Корея, Франции, Белоруссии, Словакии, Болгарии, США и России.

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» была построена и отбуксирована в Мурманск летом 2018 г. Комплексные испытания атомных энергетических установок запланированы на зиму/весну 2019 г. Летом 2019 г. «Академик Ломоносов» переведен из Мурманска в Певек. На ПАТЭС установлены две реакторные установки КЛТ-40С по 45 МВт, общая мощность 90 МВт. Длина баржи 144 м, ширина 30 м, водоизмещение – 21,5 тыс. т. Срок эксплуатации ПАТЭС составит 35 лет: три цикла по двенадцать лет без докового обслуживания. Между циклами потребуется замена реакторного топлива. Пуск первой реакторной установки состоялся 6 декабря 2018 г.

 

Радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо

Необходимо отметить отсутствие окончательных решений по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. ОЯТ с европейских атомных электростанций, где установлены реакторы ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и РБМК-1000, транспортируется для переработки и временного хранения в ЗАТО Озерск (Челябинская область, Уральский регион) и Железногорск (Красноярский край, Сибирский регион). Такая транспортировка ядерных рисков из Европы на Урал и в Сибирь происходит в отсутствие прозрачности и реального участия общества и властей регионов, куда привозят этот опасный груз.

 

Ситуация с радиоактивными отходами в 2018 г.

Акционерное общество  «ЭКОМЕТ-С», единственное в России предприятие по переработке радиоактивных отходов с содержанием металлов (г. Сосновый Бор, Ленинградской области), приступило к транспортировке полученных после переработки вторичных радиоактивных отходов в ЗАТО Новоуральск Уральского федерального округа России.

В Новоуральске в 2018 г. был запущен в эксплуатацию первый в России приповерхностный пункт финальной изоляции радиоактивных отходов. Таким образом, заработала новая бизнес-модель обращения с РАО в России. Ранее предполагалось, что радиоактивные отходы будут изолироваться на постоянной основе в местах их наибольше концентрации. Теперь это стало удобным бизнесом: сначала предприятие «ЭКОМЕТ-С» свозило к себе десятки тысяч тонн РАО со всей территории России, далее на побережье Балтийского моря осуществлялась их переработка, а затем вторичные отходы транспортируются на Урал. При этом ни Ленинградская область, ни Санкт-Петербург, ни Уральский округ не участвуют в оценке безопасности такого бизнеса. Все обсуждения вопросов безопасности проводятся в закрытых атомных городах, где размещены эти предприятия.

В процессе подготовки находятся общественные слушания по выдаче лицензии на строительство пункта захоронения радиоактивных отходов в Озёрске Челябинской области. Дата общественных слушаний неизвестна. К сожалению, у нашего представителя не будет возможности участвовать в общественных слушаниях, так как не получено разрешение на въезд в ЗАТО Озерск.

Отсутствует доступная для всеобщего ознакомления информация о выводе из эксплуатации Кольской АЭС и атомных ледоколов. В СМИ Мурманской области не публикуются материалы о создании пункта захоронения РАО в Мончегорске или другом населенном пункте. Эти вопросы не имеют широкого обсуждения в обществе.

 

Ситуация с ОЯТ в 2018 г.

Отработавшее ядерное топливо в Железногорске

В 2018 г. продолжилась транспортировка ОЯТ из охлаждающих бассейнов выдержки Ленинградской АЭС (здание 428) в ЗАТО Железногорск. Экологи-активисты Железногорска заставили региональных законодателей Красноярского края провести расследование ситуации в сфере ядерной безопасности и строительства хранилища высокоактивных радиоактивных отходов на берегу реки Енисей рядом с Железногорском. Свыше 130 тыс. граждан подписали петицию против реализации этих планов и направили ее в государственные органы.

Отработавшее ядерное топливо в ПО «Маяк»

4 сентября 2018 г. некондиционное отработавшее ядерное топливо Ленинградской атомной электростанции прибыло для переработки на радиохимический завод ПО «Маяк».

 

Законы и изменения нормативной базы в сфере ядерной и радиоактивной безопасности

В октябре 2018 г. Президент РФ В.В.Путин подписал Указ об изменении государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу. Содержание указа было согласовано со всеми правительственными структурами, основным разработчиком был «Росатом». В соответствии с Конституцией РФ, Президент определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство внешней политикой. Предыдущий указ от 2012 г. заложил основу политики в области обеспечения ЯРБ на период до 2025 г. В течение трех месяцев на основании Указа Правительством РФ должен быть разработан план действий. Указ подтвердил основные проблемы в области ядерной и радиационной безопасности, наиболее важными из которых являются:

- дальнейшее накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

- увеличение среднего возраста работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

- потенциальная возможность возникновения радиационных аварий и катастроф как на территории страны, так и за ее пределами.

Впервые в Указе обозначены тенденции в области ядерной и радиационной безопасности:

- возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации и реализации ее национальных интересов;

- развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе увеличение объема обязательств по предоставлению иностранным государствам услуг в этой области, включая переработку отработавшего ядерного топлива.

Одной из целей государственной политики является обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации, обеспечение с соблюдением законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне доступности и открытости информации в сфере радиационной обстановки, ядерной и радиационной безопасности. Данный указ и сложившаяся правоприменительная практика способствуют тому, что деятельность «Росатома» становится менее открытой и прозрачной для общественности. Это относится к деятельности госкорпорации в России и за рубежом.

Одним из показателей эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является объем отработавшего ядерного топлива. По нашему мнению, увеличение переработки ОЯТ не приведет к улучшению ядерной и радиационной безопасности вследствие больших объемов радиоактивных отходов, получаемых в результате такой переработки.

В Указе содержатся положения, препятствующие доступу общественности к информации в области ядерной и радиационной безопасности. Уже предпринимаются конкретные шаги. На сайте администрации Президента РФ опубликованы «рекомендации» о сокрытии информации о судебных разбирательствах нарушений в ядерной сфере.

В Указе обозначена стратегия строительства новых ядерных объектов за рубежом, в том числе, строительства атомных электростанций и вывоза отработавшего ядерного топлива обратно в Россию, что, по нашему мнению, не приведет к улучшению ядерной и радиационной безопасности.

 

Новые правила продления срока эксплуатации атомных электростанций

Федеральная служба России по экологическому, технологическому и атомному надзору «Ростехнадзор» утвердила новые правила продления срока эксплуатации ядерных реакторов: не менее чем за пять лет до окончания срока эксплуатации эксплуатирующая организация атомной электростанции должна провести оценку безопасности блока атомной станции, по результатам которой должна принять решение о возможности продолжения его эксплуатации. Ранее такого критерия в законодательстве не было.

Ядерные проекты становятся менее прозрачными не только в России, но и в других странах. Российские налогоплательщики теряют возможность контролировать, на что расходуются бюджетные средства. В распоряжении Правительства РФ от 18.08.2018 № 1723-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 24.12.2015 № 2662-р» уточняется перечень товаров, работ и услуг в сфере атомной энергии, сведения о закупках которых не составляею государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

Наблюдательный совет госкорпорации «Росатом» (восемь человек, назначенных Президентом РФ) получил расширенные полномочия по утверждению программы деятельности ГК «Росатом», при этом соответствующие полномочия Правительства РФ были исключены.

 

Экспертиза плана вывода из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС

В 2018 г. российская неправительственная организация Общественный совет южного берега Финского залива провела оценку «Концепции вывода из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС с РБМК-1000», разработанной эксплуатирующей организацией ЛАЭС (Концерн «Росэнергоатом»), согласованной В.И. Перегудой, (директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция») и утвержденной в 2015 г. А.Ю. Петровым, гендиректором АО «Концерн Росэнергоатом» [«Атомная стратегия» №150, с.3 май 2019 г.]

Группа независимых экспертов из России и Литвы, проанализировав соответствие «Концепции…» российскому законодательству, нормативным документам, рекомендациям МАГАТЭ, отметила ряд проблемных аспектов в этом документе.

- Так, отработавшее ядерное топливо планируется в течение десяти лет хранить в охлаждающих бассейнах выдержки рядом с каждым реактором, затем разрезать каждую тепловыделяющую сборку на две части, помещать их в специальные сухие контейнеры и перевозить во временное (50 лет) сухое хранилище на берегу Енисея в Горно-химическом комбинате в ЗАТО Железногорск.

- Вывод из эксплуатации всех четырех энергоблоков ЛАЭС завершится в 2059 г., через 41 год после остановки первого блока.

- Объем радиоактивных отходов четырех энергоблоков (не включая ОЯТ и радиоактивные металлические отходы) составит свыше 110 тыс. куб. м. Объем отходов металла для переработки в «ЭКОМЕТ-С» составит порядка 2850 т.

- В Концепции отсутствует оценка уровня радиоактивности отходов, полученных в результате вывода из эксплуатации, также нет описания окончательных решений для долгосрочной изоляции или социально и экономически приемлемой технологии переработки ОЯТ и радиоактивного графита, а также места расположения долгосрочного (окончательного) захоронения РАО.

- Концепция не содержит описания механизмов взаимодействия с общественностью, региональными и муниципальными властями; ничего не сказано о социальных программах поддержки сотрудников ЛАЭС, которые потеряют рабочие места после вывода блоков из эксплуатации.

При подготовке экспертного заключения по «Концепции вывода ЛАЭС», участники дискуссии круглого стола, прошедшего в Литве, подчеркнули, что для безопасного вывода из эксплуатации Ленинградской АЭС необходимо комплексное решение следующих проблем:

- технологических – разработка технологий для длительной изоляции (на сотни тысяч лет) или социально-экологически приемлемых технологий переработки ОЯТ и высокоактивных радиоактивных отходов.

- социальных – разработка программ социальной поддержки для персонала, теряющего работу.

- экономических – оператор ЛАЭС оценивает стоимость вывода из эксплуатации четырех энергоблоков в 55 млрд руб. Тогда как вывод из эксплуатации двух аналогичных энергоблоков Игналинской АЭС (Литва) после десяти лет вывода из эксплуатации оценивается в четыре раза выше. Необходимо найти дополнительные ресурсы и разработать прозрачные механизмы финансирования проекта вывода из эксплуатации;

- экологических – вследствие синергетических эффектов от радиационного и химического загрязнения на территории ядерного кластера на южном берегу Финского залива наблюдаются генетические повреждения семян и хвои сосен.

- моральные – транспортировка ОЯТ из Соснового Бора на берег Енисея во временное хранилище ОЯТ в ЗАТО Железногорск воспринимается жителями Красноярского края как демонстрация колониальной политики со стороны европейской части России по отношению к Сибири.

 

Рекомендации российско-литовской экспертной группы

Рекомендации независимых экспертов из Общественного совета южного берега Финского будут направлены оператору ЛАЭС («Росэнергоатом»), федеральной службе по атомному надзору «Ростехнадзор», государственным федеральным органам власти, региональным органам власти (Ленинградская область и Санкт-Петербург), местным органам власти города Сосновый Бор, заинтересованным представителям общественности.

Законодательному собранию Ленинградской области

- разработать и принять закон о радиационной безопасности Ленинградской области с более эффективным участием законодательной власти в процессе принятия решений, описанием процедур общественного участия и необходимостью координации с местными органами власти, проведения оценки воздействия на окружающую среду проектов создания потенциально опасных объектов на южном побережье Финского залива (и вывода из эксплуатации атомных электростанций);

- выступить с законодательной инициативой разработки федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам выведенных из эксплуатации атомных электростанций с учетом рекомендаций, содержащихся в «Концепции вывода из эксплуатации объектов с использованием атомной энергии «Росатома» по обеспечению комплекса мер социальной защиты персонала атомных станций, а также с учетом опыта Литвы, где принят закон о социальных гарантиях сотрудникам выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС;

- рассмотреть создание (совместно с Законодательным собранием Санкт-Петербурга и местными органами власти Соснового Бора) межрегиональной лаборатории для интегрированного мониторинга южного побережья Финского залива, включая контроль над безопасным выводом из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС и других предприятий атомного кластера. Для финансовой поддержки лаборатории создать специальный фонд, в который будут делать отчисления предприятия с использованием атомной энергии.

Совету депутатов и Администрации Сосновоборского городского округа:

- разработать и принять Положение об Общественном совете по социальному и экологическому мониторингу вывода из эксплуатации ЛАЭС, с участием представителей всех заинтересованных сторон.

- добиться строительства резервного подземного источника питьевой воды для города Сосновый Бор в соответствии с положениями ст. 34 Водного кодекса Российской Федерации.

- организовать круглый стол для обсуждения результатов проведенной оценки с участием

представителей ЛАЭС, регулятора (Ростехнадзор), членов экспертной группы и заинтересованных представителей общественности.

Оператору Ленинградской атомной электростанции («Росэнергоатом»):

1. создать пилотный демонстрационный центр для вывода из эксплуатации энергоблоков с реакторами РБМК и решения всего комплекса технологических, социальных и экологических проблем на базе АЭС и г. Сосновый Бор:

- разработка, апробация, совершенствование и внедрение новых технологий для вывода из эксплуатации энергоблоков с реакторными установками типа РБМК-1000;

- накопление передового российского и международного опыта технологий вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС;

- организация отраслевого учебного центра для обучения персонала АЭС и распространения опыта, накопленного в ходе вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС, в других регионах (Смоленская, Курская АЭС) и среди подрядчиков;

- накопление опыта разработки и совершенствования механизмов взаимодействия с региональными органами власти, местными властями и общественностью в ходе вывода из эксплуатации атомных электростанций.

2. Дополнить уточненную версию «Концепции вывода из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС» следующими разделами:

- оценка безопасности и социально-экологической приемлемости вывода из эксплуатации ЛАЭС по схеме «захоронение радиоактивных отходов на площадке АЭС», представленной в нормативных документах и реализованной в России;

- условия, при которых должна выполняться корректировка (уточнение) «Концепции вывода из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС» для поддержания актуального состояния Концепции, как требуется «Росэнергоатомом»;

- оценка общего количества (объем и виды), типов, категорий и классов радиоактивных отходов, образующихся в ходе вывода энергоблоков из эксплуатации и планируемой перевозки Национальным оператором по обращению с РАО для захоронения в ПЗРО (положения ст. 12 Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №190-ФЗ и соответствующих нормативных актов, в том числе концепции Концерна «Росэнергоатом»);

- описание видов радиационного мониторинга и контроля содержания радионуклидов в санитарно-защитной зоне и г. Сосновый Бор.

В экспертное мнение вошли технические рекомендации на основе российского и литовского опыта вывода из эксплуатации ядерно-опасных объектов. Члены экспертной группы: В.Н.Шевалдин, гендиректор Игналинской АЭС 1991-2010 г., руководил работами по выведению из эксплуатации энергоблоков ИАЭС; О.В.Бодров, председатель МРОД «Общественный совет южного берега Финского залива», гендиректор ООО «Декомиссия»; В.Н.Кузнецов, ветеран ИАЭС, участник вывода из эксплуатации ИАЭС; Б. С.Дизик, ветеран ИАЭС, участник вывода из эксплуатации ИАЭС; А.А.Талевлин, эксперт по международному атомному праву, председатель регионального общественного движения «За природу».

 

Росатом в Арктике

В рамках Стратегии развития Арктического региона госкорпорация «Росатом» наделяется большими полномочиями, в том числе бюджетным финансированием на освоение опорных зон и контроль над судоходством по Северному морскому пути. «Росатом» имеет полномочия получать заявки и выдавать разрешения на проход судов по СМП, осуществлять мониторинг гидрометеорологической ситуации, ледовых и навигационных условий, разрабатывать рекомендации по развитию судоходных маршрутов для судов и ледоколов, оказывать помощь при организации поисково-спасательных операций.

В 2018 г. нами был подготовлен отчет «Ресурсное развитие Арктического региона и мнение НКО». Как экологи мы скептически смотрим на промышленное освоение Арктики и высказываем опасение, что прозрачности будет еще меньше. Вместо такого подхода необходимо более тщательно относиться к охране окружающей среды, а также привлекать к этой работе больше заинтересованных сторон.

Природа Арктики особенно уязвима, даже при небольшом внешнем воздействии.  Кольский экологический центр (КЭЦ), Российский социально-экологический союз (РСЭС) и ряд других общественных организаций (Greenpeace России, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Союз охраны птиц России, экологическое объединение «Беллона») считают, что Арктика это одна из немногих территорий на планете, где природа сохранилась практически в первозданном виде, и реализуют проекты для сокращения выбросов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к климатическим изменениям, сокращения отрицательного воздействия судоходства в Арктике и введения принципов ответственного рыболовства.

По сравнению с «Росатомом» влияние других государственных структур будет значительно снижено. Принимая во внимание отсутствие прозрачности по отношению к этой государственной корпорации, все проекты «Росатома» будут, скорее всего, координироваться с федеральными органами власти без регионального участия. Можно говорить о создании непрозрачной монополии в Арктическом регионе, что вызывает сомнения относительно правильности выбранной стратегии.

Назначение госкорпорации «Росатом» оператором развития Севморпути является индикатором того, что правительство России рассматривает данный регион только с точки зрения освоения природных ресурсов. В противном случае оператором развития Арктики могло стать Министерство природных ресурсов и экологии.

По нашему мнению, оператора важно рассматривать как открытую структуру, состоящую из нескольких организаций, например, Министерства природных ресурсов и экологии и Министерства транспорта РФ. Сюда же могла быть включена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Также необходимо вовлекать местные, региональные и национальные природоохранные организации, которые могут внести вклад в экологический и технологический контроль,  способствовать открытости процессов освоения Арктики. А также органы власти на региональном и местном уровне, представителей бизнеса и гражданского общества.

Ради сохранения одного из наиболее чистых и нетронутых уголков мира, ради стабильности климата и сохранения ценной флоры и фауны необходимо сокращать выбросы, отказаться от добычи нефти в полярных регионах и реализовывать проекты по добыче ресурсов недр с предельной осторожностью и только в ситуации крайней необходимости.

В качестве минимальной задачи, территория в высоких широтах у Северного полюса (центральный бассейн Северного Ледовитого океана, международные воды на расстоянии более 200 морских миль от побережья всех арктических государств) должна стать природным заповедником планеты, куда нет доступа промышленным и рыболовецким компаниям, как это сделано в Антарктиде. Арктика может стать регионом научных исследований, а не промышленной территорией – ради сохранения нетронутой природы и сокращения последствий изменения климата.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8852