Европейская сеть ядерного образования (ENEN)
Дата: 27/02/2007
Тема: Кадровая политика


Объединяйтесь!

Необходимость сохранения, усиления и укрепления ядерных знаний была широко осознана во всем мире буквально несколько лет назад. Среди всего прочего, в 2001 году группа экспертов официально рекомендовала Европейской Комиссии «создавать образовательные сети для поддержания ядерных знаний» [1].


Ян Бломгрен, Шведский центр ядерных технологий, факультет нейтронных исследований университета Упсалы, Швеция

Франц Мунц, Учебный центр ядерной энергетики, Буртан, Бельгия

Питер Поль де Регг, Национальный институт ядерной науки и техники, Сакле, Франция

Джозеф Сафье, Комиссариат по атомной энергии, Франция; Национальный институт ядерной науки и техники, Сакле, Франция


Об авторах
Профессор Ян Бломгрен работает на факультете нейтронных исследований университета в Упсале. Выступает в роли рецензента в 5-ти международных журналах. Являясь главным руководителем образовательных программ Шведского центра ядерных технологий, на государственном уровне осуществляет координацию в сфере ядерного образования в Швеции.
Франц Мунц является координатором межуниверситетских программ по обучению магистров в области ядерной техники. Занимает должность научного секретаря комиссии экспертов Центра ядерных исследований SCK•CEN (Бельгия); основатель и глава лаборатории коррозии в SCK•CEN. В 1998–2006 гг. – координатор научных исследований, руководитель кандидатских (PhD) проектов в SCK•CEN. С 2006 г. – заведующий исследовательским реактором BR2.
Питер Поль де Регг с 2004 г. – генеральный секретарь ENEN. В течение 20 лет являлся ответственным лицом за планирование, управление, координацию и руководство научно-исследовательской деятельностью Центра ядерных исследований SCK•CEN (Бельгия). В 1997–2004 гг. – занимал пост главы физической, химической и приборной лаборатории МАГАТЭ в Шиберсдорфе.
Джозеф Сафье – президент ассоциации ENEN. В 1991-2002 гг. – генеральный директор реактора в Улиссе, Франция. С 1998 г. – декан факультета ядерной техники в Национальном институте ядерной науки и техники в Сакле, Франция. В настоящее время является также координатором проекта NEPTUNO.


Текущая ситуация такова, что в программах европейских систем высшего образования ядерная техника пока еще представлена в достаточно полной мере, хотя не всегда и не везде. Однако в соответствии с данными наблюдения, некоторые области ядерного образования находятся в критическом положении, включая такие важные с точки зрения обеспечения безопасности предметы, как реакторная физика и ядерная термогидравлика. Более того, в некоторых странах наблюдаются явные недостатки образования по дисциплинам, относящимся к конечному этапу ядерного топливного цикла, обращению с отходами и выводу ядерных объектов из эксплуатации.

Чтобы переломить это рискованное положение, европейским странам крайне важно вступать в более тесное сотрудничество для решения означенной проблемы. Координация и совершенствование в сфере ядерного образования должны иметь возможность реализации на международном уровне с целью сохранения и передачи знаний в пределах всей Европы. Это жизненно необходимо для соответствующего стандартам безопасности и экономической целесообразности проектирования, эксплуатации и демонтажа ныне существующих и будущих ядерных энергетических установок. Именно для выполнения этих задач и была сформирована ENEN – Европейская сеть ядерного образования; некоммерческая организация, чьей «родиной» можно считать Францию. Эту международную организацию можно рассматривать как шаг к созданию виртуального Европейского ядерного университета, символизирующего активное сотрудничество между национальными организациями, ответственными за ядерное образование.

ENEN предлагает своим «студентам» сертификат европейского магистра в области ядерной техники. Рассмотренная концепция ENEN совместима с планируемой гармонизированной структурой европейского высшего образования, предусматривающей степени бакалавра и магистра. При этом основной целью является достижение высокого качества ядерного образования в Европе посредством стимуляции обмена студентами и преподавателями, взаимной проверки качества предлагаемых программ, а также через тесное сотрудничество с авторитетными исследовательскими коллективами университетов и лабораторий. Разработанная программа обучения «ядерного» магистра состоит из рекомендованных курсов по общеинженерным и собственно ядерным дисциплинам, формирующим фундаментальные знания; кроме того, в ней предусмотрены углубленные курсы и практика. Некоторые углубленные курсы являются также частью программ для докторантов.

Вторую важную составляющую деятельности ENEN можно назвать продолжением профессионального развития (Continued Professional Development) для специалистов, работающих в ядерной отрасли. Содержание соответствующих учебных программ для этой группы обучаемых должно отвечать запросам промышленности и надзорных органов, поэтому требуется создание специальной организации, ответственной за оценку качества и аккредитацию программ по данному направлению.

Два в одном

В рамках 5-го научного и образовательного проекта по атомной энергии Евроатома (1998–2002), Европейская Комиссия поддержала проект по европейскому ядерному инженерному образованию, в котором приняли участие 22 университета и исследовательских центра [2]. В процессе его реализации были определены основные составляющие образования «ядерного» магистра и учреждена организация ENEN [3].

Следует особо подчеркнуть, что ENEN была создана на основе «восходящего» принципа: сеть сформирована без участия правительств стран ЕС; вообще – без какой-либо идущей сверху инициативы. Отправной точкой стало формирование коллектива активных профессоров, специализирующихся в ядерных науках и сопутствующих областях, которые увидели необходимость – и возможность – предпринять определенные усилия. Отсутствие централизованного руководства, навязанного «сверху», означает, что основные составляющие проекта утверждаются по соглашению большинства участников. Конечно, сам процесс выработки решений при этом затягивается, но по достижении соглашения его претворение в жизнь происходит без проволочек.

Поскольку ENEN не имеет полномочий по управлению деятельностью университетов, то стратегия по продвижению ядерного образования неизбежно должна основываться на доброй воле ее участников. Такое положение дел и обусловило подход, при котором основы организации университетов, входящих в ENEN, не затрагиваются. Как и прежде, студенты числятся в своих университетах и получают в них образование. Если студент сдает ряд экзаменов в соответствии с критериями ENEN, он получает сертификат, удостоверяющий присвоение ему степени европейского магистра в области ядерной техники.

В настоящее время происходят глобальные изменения образовательной системы во многих европейских странах в соответствии с Болонским процессом, нацеленным на гармонизацию всех систем высшего образования в европейских странах с приведением их к системе 3+2+3: первые три года обучения в вузе затрачиваются на обязательный этап с целью получения степени бакалавра. Результатом следующих 2-х лет обучения станет степень магистра, за которой следует три года исследовательской работы и степень кандидата наук (PhD).

Чтобы смягчить неразбериху в самом наименовании – «ENEN», следует сразу же сказать, что аббревиатуре ENEN исторически было приписано два различных значения. Во-первых, ENEN – это европейский проект (называвшийся «европейская ядерная инженерная сеть» (European Nuclear Engineering Network) – ENEN), чья активная фаза приходилась на 2002–2003 гг. Результатом реализации этого проекта стало создание организации «Европейская сеть ядерного образования» (European Nuclear Education Network), также c сокращением ENEN. Несмотря на то, что все участники проекта ENEN ныне являются членами сети ENEN, в нее впоследствии вошло гораздо больше членов. Собственно, изменение названия было предложено Европейской Комиссией на основании ряда причин. Ниже приведены основные составляющие проекта ENEN.

300 кредитов за магистра наук

Как упомянуто выше, была учреждена степень европейского магистра в области ядерной техники. Это введение совместимо с болонской философией высшего образования для европейских инженеров/ученых (6 полных семестров для присвоения степени бакалавра, еще 4 – для степени магистра).

Полный учебный план, который необходимо выполнить для получения степени магистра, состоит из курсов, одобренных ENEN. Степень магистра может быть присвоена студенту только после обучения в течение 10 полных семестров, или, другими словами, получения 300 т.н. кредитов, соответствующих инженерному образованию. Один кредит подразумевает учебную нагрузку в 30 часов, полный семестр соответствует 30 кредитам или 900 часам учебной нагрузки [4].

Как минимум два семестра, эквивалентные 60 кредитам, должны быть обязательно посвящены «ядерным» предметам, чей список состоит из ряда базовых курсов, совмещенных с факультетской учебной программой, и проекта/диссертации по специальности.

Студенты зарегистрированы в аккредитованном ENEN «материнском» вузе и могут «зарабатывать» требуемые кредиты в других университетах, входящих в ядерную сеть. «Материнский» вуз присваивает степень магистра по ядерным технологиям на основе набранного количества кредитов. ENEN от имени всех своих членов присваивает степень «европейский магистр» в области ядерной техники, если определенная доля кредитов (например, 20 или 30) получены за пределами «материнского» университета. Эти кредиты, в частности, можно получить, выполнив проект/диссертацию «за рубежом», включив также в план некоторые углубленные специализированные курсы.

Работа на сохранение

Целью ассоциации ENEN является сохранение и развитие высшего ядерного образования и профессионализма. Эта цель реализуется посредством сотрудничества между европейскими университетами, включенными в образовательные и исследовательские программы по ядерным специальностям, отраслевыми исследовательскими центрами и собственно ядерной отраслью. В настоящее время членами ENEN являются 35 университетов и 6 исследовательских центров. Опираясь на поддержку 5-й и 6-й целевых программ Европейского Сообщества, ENEN выдает сертификаты «европейского магистра» по ядерным технологиям. Были созданы и внедрены в университеты соответствующие курсы (включающие базовый, обязательный набор предметов и дисциплины, выбираемые студентом). При поддержке ядерной отрасли и международных организаций были организованы пробные «пилотные» курсы и испытания образовательных программ. ENEN вносит вклад в организацию ядерных знаний не только в рамках Европейского Союза, но и на международном уровне, сотрудничая с сетями в Азии, Канаде и США, и принимая участие в деятельности Всемирного ядерного университета (WNU).

В ENEN предусмотрено два типа членства: действительные члены, представляющие научное сообщество и имеющие легальный статус в стране Евросоюза (или в стране-кандидате на вступление в ЕС), обеспечивают высокий научный уровень образования по ядерным дисциплинам в комбинации с исследовательскими разработками, предъявляют высокие требования к приему абитуриентов и студентов; и «союзные» организации, также имеющие легальный статус в Евросоюзе и долгосрочные отношения с действительными членами в области исследований и образовательной деятельности, выразившие поддержку ENEN.

Цели ассоциации ENEN

Основные цели, определенные ENEN в отношении высшего образования, следующие:

• развить более скоординированный подход к образованию в области ядерной техники и «ядерных» наук в Европе,

• объединить европейское образование в вопросах, касающихся радиационной безопасности и защиты от атомной радиации,

• достичь оптимального сотрудничества и разделения научных ресурсов на национальном и международном уровне с учетом интересов «конечных» пользователей (атомной промышленности, законодательных органов и т.д.),

• создать и поддерживать базу ценных для Евросоюза «ядерных» знаний,

• организовать и поддерживать адекватное обеспечение человеческими ресурсами проектирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания в инфраструктуре ядерной отрасли (в частности для АЭС),

• поддерживать необходимый уровень опыта и профессионализма для безопасного использования ядерной энергии и применения радиации в промышленности и медицине.

Цели и структура ассоциации ENEN сформулированы в Договоре, который, в свою очередь, следует рекомендациям 5-го целевого проекта ENEN, где основная цель ENEN оговорена следующим образом: «Сохранение и дальнейшее развитие высшего ядерного образования и профессионализма в ядерной сфере». Основные цели перечислены ниже:

• выдача сертификатов ENEN европейским магистрам в области ядерной техники,

• поощрение и поддержка исследований аспирантов,

• развитие обмена студентами и преподавателями между членами ENEN,

• утверждение системы критериев для взаимного признания специалистов,

• стимуляция и укрепление отношений между университетами, исследовательскими лабораториями ядерной отрасли, промышленностью и надзорными органами,

• гарантия качества ядерного инженерного образования и исследовательских работ,

• создание стимулов и увеличение привлекательности ядерного образования для абитуриентов, студентов и молодых ученых.

Критерий качества

Работа внутри ENEN выполняется пятью комиссиями. Комиссия ENEN по преподаванию и науке (ТААС) сформирована для контроля эквивалентности учебных программ по ядерному образованию в университетах-членах ENEN и их координации. Комиссия по углубленным курсам и научным исследованиям (AC&RC) отвечает за связь между вузами ENEN и исследовательскими лабораториями, а также с другими подобными сетями. Пользуясь устойчивыми контактами с исследовательскими центрами, университетами и промышленностью, AC&RC утверждает темы магистерских и кандидатских (PhD) диссертаций и практики. AC&RC также оказывает студентам поддержку в перемещениях между университетами. Следующая структура – Комиссия по обучению персонала и промышленным проектам (T&IPC) определяет запросы ядерной отрасли в отношении профессиональных знаний своих специалистов и организует учебные курсы по различным предметам, представляющим интерес с точки зрения членов ENEN, надзорных органов и предприятий ядерной отрасли. Комиссия по обеспечению качества (КАС) разрабатывает и внедряет критерии качества, которые должны выполняться членами ENEN в процессе разработки и преподавания учебных курсов. КАС оценивает и контролирует, насколько текущие члены ENEN и организации-кандидаты соответствуют ряду установленных критериев. Наконец, Комиссия по управлению качеством (КМС) определяет и устраняет недостатки в областях научного знания, относящихся к ядерной отрасли.

От Европы — ко всему миру

Спустя три года с момента своего основания ENEN выполнила множество разнообразных задач и внесла весомый и признанный вклад в области европейского высшего образования и исследовательской деятельности. Финансовая поддержка со стороны Европейской Комиссии внесла существенный вклад в реализацию всех названных достижений. Хотя в настоящее время поле деятельности ENEN и ограничено научным и инженерным ядерным образованием, ENEN планирует расширить область своих интересов и вложить усилия также в развитие «ядерных» дисциплин, таких, как защита от радиации, радиохимия, переработка РАО. В планы ENEN входит дальнейшее распространение деятельности и внедрение, помимо системы высшего образования, в область промышленности и государственных органов; с перспективой их включения в число членов ENEN.

«Стартуя» с базового и углубленного университетского образования, ENEN намеревается разработать и скоординировать учебные программы для ключевых специальностей атомной промышленности, надзорных органов и прочих областей, где применяется ионизирующее излучение; и обеспечить взаимное признание этих программ на международном уровне. ENEN собирается продолжать участие в целевых проектах ЕС, особенно в тех, что касаются высшего образования и исследований. Наконец, ENEN стремится к укреплению связей с Мировым Ядерным Университетом (WNU) и сетями ядерного образования в Азии, Северной Америке и прочих мировых регионах. Таким образом, ENEN в составе своих управляющих органов, комиссий и членов собирается выполнить этот комплексный план и, таким образом, внести существенный вклад в развитие ядерных знаний не только внутри Евросоюза, но и на мировом уровне.

Последние проекты ENEN

NEPTUNO

В рамках 6-го исследовательского и учебного проекта Евроатома по атомной энергии (2002–2006) Европейская Комиссия поддержала проект «Ядерная Европейская Платформа Образовательных Организаций и Университетов» («Nuclear European Platform of Training and University Organisations», NEPTUNO) [5]. В этом проекте участвуют 35 партнеров из областей промышленности, образовательных организаций, университетов и исследовательских лабораторий.

Напомним, что проект ENEN был начат с целями «сохранять, расширять и укреплять ядерные знания». Эти же цели перешли и получили дальнейшее развитие в проекте NEPTUNO. Однако если ENEN концентрирует усилия на высшем образовании, то деятельность NEPTUNO направлена на дальнейшее профессиональное развитие работающих специалистов. Актуальность проекта NEPTUNO заключается в интернационализации и глобализации атомной промышленности и атомной энергетики, из чего вытекают требования мобильности и признания квалифицированного лицензированного персонала ядерной отрасли прочими организациями. Собственно, для удовлетворения этих требований, а также с целью развития систем обучения персонала перед непосредственной работой в ядерной отрасли и был запущен проект NEPTUNO. Современные тенденции в отношении сотрудничества между обучающими, исследовательскими организациями и Высшей Школой имеют своих сторонников. Среди всего прочего, внимание уделяется переобучению инструкторов и преподавателей и модульным схемам обучения персонала, которому не требуется прохождение полного курса высшего образования. Следует учитывать отличие термина «обучение» (training), используемого в отношении деятельности NEPTUNO, от термина «образование» (education), относящегося к базовым схемам обучения в вузах. Соответственно, проект NEPTUNO ориентирован как на «тренинг» (техников, инженеров), так и на образование (магистров, PhD, докторов).

ENEN-II

Основная цель проекта ENEN-II (запущенного 1 октября 2006 г.) – закрепить результаты и достижения ассоциации ENEN и ее партнеров, реализованные в процессе выполнения проектов ENEN и NEPTUNO, и еще более расширить поле деятельности ENEN.

Проект ENEN-II ставит три основные цели:

– Укрепить позицию ENEN внедрением модульных образовательных программ, предложенных и разработанных за последние несколько лет и протестированных на проверочных курсах. Также планируется применить на практике критерии оценки курсов; выявить их эффективность, приняв к рассмотрению отзывы обучаемых лиц и организаций, являющихся их конечными «потребителями», а также других заинтересованных организаций. С другой стороны, планируется объединить и организовать в хорошо продуманную и доступную систему разрозненные веб-сайты, базы данных и информацию по учебным курсам; за основу этой информационной системы взята аналогичная схема для проекта NEPTUNO.

– Расширить деятельность ENEN за пределы университетского образования в области профессионального и профессионально-технического обучения, укрепляя, таким образом, взаимодействие и сотрудничество между университетами, исследовательскими и учебными центрами и промышленностью, с целью добиться лучшего соответствия учебных курсов требованиям промышленности и достичь взаимного признания квалификационных степеней сотрудников ядерной отрасли по всей Европе.

– Расширить деятельность ENEN и выдвинуться за пределы дисциплин, относящихся к ядерной технике (а конкретно – к проектированию, строительству и эксплуатации ядерных энергетических установок), в более широкую область, включающую защиту от атомной радиации, обращение с радиоактивными отходами, радиохимию, вывод из эксплуатации и применение ядерных технологий в промышленности.

Некоторые итоги

Итак, в конце 90-х годов внутри Европейского Сообщества была признана необходимость сохранения, развития и укрепления ядерных знаний. Организация ENEN создана с целью решения этих задач «снизу» по инициативе заинтересованных лиц. ENEN – некоммерческая организация, действующая на законных основаниях с целью сохранения и развития высшего ядерного образования. И если вначале сферой приложения усилий ENEN являлось высшее образование в области ядерной техники, то впоследствии круг интересов расширился и включил в себя также профессиональное обучение (training) специалистов ядерной отрасли и продолжает расширяться, охватывая другие «ядерные» предметы, например, радиационную безопасность.

Усилия, предпринятые в последнее время для развития ядерных знаний, катализировали формирование сетей в области как высшего ядерного образования, так и профессионального обучения. Однако до сих пор остается ключевой вопрос: удается ли привлечь больше студентов (или, вернее, больше способных студентов)? Хотя процесс все еще находится в ранней стадии развития и обоснованные заключения делать еще рано, данные предварительных наблюдений указывают на положительный эффект в отношении как качества, так и количества студентов.

Ссылки:
1. EUR 19150 EN, «Strategic issues related to a 6th Euratom Framework Programme (2002–2006)». Scientific and Technical Committee Euratom. p. 14.
2. ENEN. http://www.sckcen.be/ENEN
3. ENEN. http://www.enen-assoc.org
4. ECTS. http://europa.eu.int/comm/education/programmes/socrates/ects_en.html
5. NEPTUNO. http://www.sckcen.be/NEPTUNO


Перевод Юрия Коряковского

(Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.)





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=855