Надежда
Попова
Государственная корпорация все больше напоминает многорукого
Шиву: топ-менеджеры гребут под себя все, без особого разбора. Северный морской
путь уже отошел госкорпорации "Росатом". Теперь атомное ведомство
переписывает на себя и гидрографию: отгребает у Министерства транспорта и
Росморречфлота ФГУП "Гидрографическое предприятие". В его составе - 8
гидрографических баз, арктическая гидрографическая экспедиция, картографическое
производство, арктическая лоцманская служба и 12 судов.
Еще Росатом обещает к 2020 году построить 3 ветропарка по голландской
технологии. Госкорпорация собирается заниматься утилизацией батареек. И решать
мусорные проблемы.
Напомним, что все тот же Росатом обещал к 2010 году сдать плавучую атомную
станцию "Академик Ломоносов", к 2014 году построить 26 новых
энергоблоков, к 2018 году - сдать 3 новых атомных ледокола, а также
замариновать 11 реакторов "чернобыльского" типа (РБМК), которые все
еще крутятся на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС.
И пока - все мимо цели: "Академик Ломоносов" строится 12 лет, из
26 заявленных новых энергоблоков сданы 5 (и все они проблемные). Огромная
головная боль - новые ледоколы "Арктика", "Сибирь",
"Урал". По сути, изготовлены только корпуса атомоходов. И вряд ли
атомные исполины смогут выйти из эллингов в ближайшие 2-3 года. Но почему же
Росатом занимается ветрогенерацией, подгребает под себя Северный морской путь,
"отжимает" гидрографию?
Ведь "10 негритят" Росатома - 10 российских атомных станций
постоянно требуют пристального внимания, тем более НС (нештатные ситуации) на
АЭС стали возникать подозрительно часто, особенно на новых, захваленных блоках,
в частности на Ростовской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Курской АЭС-2. Об этом в
редакцию The Moscow Post
приходят сигналы и от ядерщиков. Так может быть недалеко и до атомной аварии.
Об этом сообщает корреспондент The Moscow Post.
Северным путем идете, товарищ!
Тем не менее, Государственная Дума РФ приняла законопроект об управлении
Северным морским путем. И объявила Росатом инфраструктурным оператором.
Документ закрепляет принцип двух ключей: за Министерством транспорта РФ
остается выдача разрешений на плавание по согласованию с госкорпорацией
"Росатом". Порядок утверждает Правительство РФ.
На встрече с журналистами новая "метла" Росатома Алексей Лихачев
заявил, что сложная дискуссия по Северному морскому пути, наконец, завершилась.
И в первом квартале, нового 2019 года, Росатом внесет проекты актов по
распределению обязанностей между Министерством транспорта и атомным ведомством.
-Нынешнее руководство Министерства транспорта здраво смотрит на жизнь и
понимает, что Росатом будет претендовать не на роль регулятора и контролера, а
инфраструктурного оператора, - резюмировал Лихачев. - На базе ледокольных
мощностей Росатом готов заниматься и другими вопросами развития Арктики, исходя
из поставленной президентом задачи по обеспечению не менее 80 млн. тонн
перевозок по Северному морскому пути к 2024 году. Нам нужна навигация нового
уровня.
Напомним, однако же, что в бюджете 2019 - 2021 гг. объем
финансов на инфраструктуру Северного морского пути был снижен с 37 млрд. рублей
на 24 млрд. рублей по решению Правительства РФ строить еще два новых мощных
атомных ледокола модификации ЛК-60.
Но Росатом пока никак не может справиться с прежним заданием
- достроить атомоходы "Арктика", "Сибирь" и
"Урал". Неужели будет повторение истории с атомным ледоколом "50
лет Победы", который мусолили 18 лет? В итоге "50 лет Победы"
превратились в 70!
К слову, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр
Шохин выступил резко против передачи Росатому бизнеса по утилизации батареек:
-Без детальной проработки и оценки существующей потребности в переработке
действительно опасных и токсичных отходов реализация проекта по назначению
Росатома федеральным оператором приведет к неэффективному расходованию средств
бюджетов всех уровней, а также к повышению тарифов. Комплексы по утилизации
химоружия не приспособлены для утилизации кислот и щелочей, а перевозка таких
отходов заметно увеличит стоимость обезвреживания. Никакого смысла нет ни в
назначении Росатома федеральным оператором, ни в инвестициях - а это 36 млрд.
рублей - в создание 7 комплексов.
Правильно, каждый должен заниматься своим делом, а Росатом - атомными
делами, поскольку ситуация в отрасли неоднозначная, а на некоторых ядерных
объектах - вопиющая, только об этом не пишут российский СМИ.
Фанфары гремят и гремят
На страницах российских СМИ, даже если ползать с лупой или микроскопом,
материалов об истинном положении дел в атомной отрасли не найти! Зато
материалов о небывалых достижениях государственной корпорации
"Росатом"- пруд-пруди! Вот, к примеру Сергей Пикин, глава Фонда
энергетического развития сообщает о громких победах Росатома в 2018 году.
-Одно из самых главных событий года - пуск в промышленную эксплуатацию новых
блоков на атомных станциях - четвертого на Ростовской и первого на
Ленинградской АЭС-2. Далее - сотрудничество с Турцией и договоренности в
области "мирного" атома на уровне президентов. Развитие атомного
ледокольного флота – тоже яркий результат этого года. Для него, кстати, давно
ничего не строили, поэтому швартовные испытания "Арктики"– отличная
новость. Кроме того, будет расширена до 5 линейка универсальных атомных
ледоколов. Плюс год запомнится физпуском и энергопуском плавучей атомной
станции "Академик Ломоносов".
И эта "жвачка" кочует из СМИ в СМИ. Заметим сразу: четвертый блок
на Ростовской АЭС сдавался с большим сложностями. Новый ядерный реактор на
блоке заглох через 24 часа после включения в "сеть". И также стало
известно, что этот "новый" энергоблок строится по чертежам 19729
года. Об этом подробно писала газета "Версия".
А чего голову ломать? Взяли старые лекала, нарисовали новый энергоблок. А
потом еще и премию получили.
Такая же непотребная ситуация с первым блоком Ленинградской АЭС-2. Сегодня
Росатом всячески скрывает, почему прозвучал сигнал оповещения о ЧП в конце
октября 2018 года? Почему энергоблок постоянно "искрит"? Почему на
блоке уменьшают мощность? А правду рассказать могут только ядерщики, те, кто
трудится рядом с аварийным ядерным реактором или работает на стройке новой АЭС.
И несколько дней назад в редакцию The Moscow Post обратился ядерщик из атомграда Курчатов.
Это Дмитрий Сергеевич Симахин. На объектах Росатома работает более 18 лет.
Строил атомную станцию "Бушер" в Иране. Сегодня сооружает новый
энергоблок на Курской АЭС-2. А рассказ Дмитрия Симахина еще раз доказывает, что
на объектах Росатома сам чёрт ногу сломит.
Из жизни "сигнальщика" Симахина
Таких людей в атомной отрасли, как Дмитрий Симахин, называют
"сигнальщики". К сожалению, движение "сигнальщиков" не
приживается в нашей стране, достаточно вспомнить события, которые
предшествовали взрыву на четвертом блоке Чернобыльской атомной станции. Сигналы
о том, что на четвертом блоке не все ладно, поступали "куда надо", но
реакции не было. В итоге сегодня весь мир все еще расхлебывает последствия
страшнК слову, тревожные письма из города Курчатов наша редакция начала
получать не вчера, а несколько месяцев назад. И было понятно, что пишет
атомщик-профи, который находится в эпицентре неких событий. Редакция The Moscow Post
отправляла копии этих писем не только в Администрацию президента, дежурному в
пресс-службу Правительства РФ (есть и такая связь для нашего брата
-журналиста). Ставили мы в известность также СЭБ ФСБ и Следственный комитет
России. Как итог, после серьезных проверок по сигналам из города Курчатов, был
снят с руководящей должности начальник строительства Курской АЭС-2 Сергей
Генералов. Но тревожные письма идти в редакцию The Moscow Post не
перестали.
Но, наконец, человек, который отправлял все эти письма, в последнем послании
в редакцию, снял свою "маску", назвав истинное имя - Дмитрий
Сергеевич Симахин. Оказывается, атомщику понадобилась помощь, поскольку
накануне к нему в квартиру в Курчатове ворвались трое в погонах.
Цитируем письмо Симахина: "Я вам писал под вымышленными именами. И еще
и с другого электронного ящика о том, что творится на строительстве Курской
АЭС-2. Вспомните, пожалуйста, мои сообщения уже по бывшему начальнику
строительства Сергею Генералову . Я прошу у вас помощи. 24 ноября, в субботу,
ко мне, в арендованную квартиру по адресу г. Курчатов, Коммунистический
проспект , д. 9, кв. (...) без судебного постановления и санкции прокурора,
вломились трое сотрудников ОВД "Курчатовский". И насильно отобрали у
меня ноутбук и мобильный телефон.
Уходя, один из сотрудников, который представился как майор Черепанов, сказал
мне "меньше гадостей будешь про АСЭ (Атомстройэкспорт -ред.) писать".
Решился к вам обратиться от безысходности. Я - неместный в Курчатове. Офицеры -
начальник ОРЧ ОСБ Курской области и начальник розыска ОВД г.Курчатов хамили мне
и говорили, что съемное жилье не считается жильем, а изъятие ест изъятие, хотя
я такого следственного действия не знаю. Они оставили меня без связи и
возможности работать. Я уверен это заказная акция руководства службы безопасности
АО "Атомстройэкспорт". Если это возможно, помогите мне. Я с 1997 года
работаю на строительстве атомных станций. Четыре года проработал на стройке в
Иране, когда возводили АЭС "Бушер". Трудились в жутких условиях
(летом в Иране температура на объекте достигала плюс 50 С). С уважением, Д.С.
Симахин".
Забегая вперед, скажем, свой ноутбук и мобильный телефон Дмитрий Симахин
получил через несколько дней после того, как редакция The Moscow Post поставила
на уши пресс-службу губернатора Курской области Романа Старовойта, а также
пресс-службу областного прокурора Алексея Цуканова.
Обращение редакции было направлено в приемную руководителя СКР, генерала
юстиции А.И.Бастрыкина. И именно от следователей СКР и пришла помощь атомщику
Симахину. Перед Дмитрием Сергеевичем извинились. И обещали больше не
прессинговать. Поэтому Дмитрий Симахин выражает благодарность редакции The Moscow Post за
оперативную помощь: " Вы - маги, волшебники. Мне уже все вернули. Спасибо
вам за помощь. И теперь я буду писать вам под своей настоящей фамилией. С
огромным уважением!"
И вот, еще одна новость от Дмитрия Симахина. По всей видимости, из-за того,
что на строительной площадке Курской АЭС-2 заливали бетон сразу с 5 заводов
(видимо, искали, где "дешевле"), в гермоплите появились трещины. А
гермоплита - это то основание, тот "фундамент", на который ставится
энергоблок с ядерным реактором. И теперь, понятное дело, на фундамент в
трещинах ядерный "котел" не поставишь. Сколько миллиардов Росатом
опять выплюнул в "космос"?
Кстати, пока расследование готовилось к печати, из госкорпорации
"Росатом" пришла интересная бумага. Хотя редакция The Moscow Post в
госкорпорацию не обращалась! Некие вопросы о ситуации на объектах Росатома были
заданы в Администрации президента РФ, поскольку атомная тема - тема
государственной важности. Администрация президента потребовала от ГК
"Росатом" ответить редакции.
Остается добавить, что атомщик Симахин - не единственный
"сигнальщик" нашего издания. Тревожные письма приходят из города
Сосновый Бор, где строится Ленинградская АЭС-2. Редакция продолжает получать
"сигналы" из Волгодонска, где работает Ростовская АЭС. Еще раньше мы,
журналисты, помогали сотруднику госкорпорации "Росатом", инженеру
Александру Журавлеву в его противостоянии с топ-менеджерами Росатома.
Журавлев был уволен из Дирекции строящихся плавучих АЭС, но после
вмешательства журналистов восстановлен в своей должности. И еще один пример - очень
яркий пример, как может измениться судьба человека, ученого-атомщика, который
оказался в тюрьме. после вмешательства прессы.
Мы, журналисты, приняли самое активное участие в освобождении из-под ареста
доктора технических наук, заместителя директора Физико-энергетического
института имени А.И.Лейпунского Сергея Калякина, который попал за решетку по
оговору. Сегодня атомщик Калякин уже дома, но в тюрьме ему довелось провести
несколько тягостных месяцев.
Так правомерно ли то, что госкорпорация "Росатом" вместо того,
чтобы тщательным образом отслеживать работу таких важных объектов, как
российские атомные станции - а на каждой из них есть свои проблемы, и проблемы
нешуточные, начинает заниматься "ветряными" мельницами, утилизацией
батареек, прочерчиванием новой "кардиограммы" Севморпути? Может быть,
надо остановиться? Оглянуться?
Закончить проблемное строительство новых атомных ледоколов ? По нашим
данным, атомный ледокол "Урал" сегодня готов на 18 %,
"Сибирь" - на 32 %, атомоход "Арктика - на 56%. До сих пор
остается мутным будущее плавучей атомной станции "Академик
Ломоносов", которую от греха подальше отогнали из центра Санкт-Петербурга
в Мурманск. И на привязи в Кольском заливе ядерный объект с полными"
стаканами" ядерного топлива стоит уже более 6 месяцев! Это почти 2 тонны
оружейного урана.
10 российских атомных станций - это 36 ядерных реакторов, 11 из которых -
напоминаем, "чернобыльского" типа, под названием РБМК.
Еще 2 новых реактора ВВЭР-1200 - из поколения 3+, в конструкции которых
выявлены недостатки. Но только Росатом опять наводит тень на плетень, поскольку
именно ВВЭР -1200 уже наобещали построить не только в Белоруссии, но и в
Турции, Египте, Венгрии, Финляндии, Бангладеш. И про аварию с ВВЭР-1200 на
шестом блоке Нововоронежской атомной станции в ноябре 2016 года упорно молчим.
Об этом инциденте писала "Версия".
Хорошо, что есть такие честные атомщики, как Дмитрий Симахин: они в силах
остановить "на ходу" и ядерный реактор. Другое дело - не на всех
российских АЭС встречаются симахины.
Иллюстрированный текст – на The
Moscow Post, 20.12.2018