Инновационное образование – это хороший Учитель
Дата: 31/05/2018
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. кафедры Технических средств навигации ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

В апреле 2018 г. в ГУМРФ им. С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая конференция «Федеральные государственные образовательные стандарты 3++: особенности реализации». Четыре доклада из шестнадцати начинались со слова «Особенности …». И для этого были основания. Первая печальная особенность – то, что Российская Федерация летом 2017 г. была исключена из «белого списка» по Парижскому Меморандуму. Причинами стали возросшие задержания судов под российским флагом за нарушения Международных требований и норм, связанных с безопасностью мореплавания.



Вторая особенность заключается в том, что, еще не разобравшись с образовательными стандартами 3+ и 3++, уже грядет новый стандарт 3+++. Было заявлено, что образовательного стандарта «4» ждать не следует, так как это потребует пересмотра финансирования, поэтому «улучшаем и улучшаем, до неузнаваемости» стандарты «3».    

В докладе «О стратегии развития инженерного образования» были поставлены сжатые сроки - до 2020 г. Особенностью всех предыдущих «Стратегий развития морской деятельности Российской Федерации» являлось то, что за их исполнение никто не отвечал. Похоже, что и «Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г.» постигнет та же участь. Ходжа Насреддин проявил себя как хороший стратег, взявшись научить ишака читать за двадцать лет, справедливо полагая, что все течет, все меняется. В современном быстро меняющемся мире делать прогнозы на десятилетия опрометчиво. В последнее время много говорят о «вызовах», но при этом не поясняют – кто и куда нас вызывает. Рождаются все новые термины. Некоторым из них даже не могут дать определение. Например, введен очередной новый термин – «индикатор достижения компетенции». Ф.М. Достоевский за всю свою литературную деятельность придумал лишь одно новое слово - «стушеваться», чем, говорят, очень гордился. Сейчас редко его услышишь, а жаль. Прежде чем заменить «оценку на экзамене» на «индикатор достижения компетенции» было бы не лишним и стушеваться.  

Но это все мелочи. А вот особенность, связанная с введением аналога ЕГЭ по окончании высшего (особенно высшего) и среднего профессионального образования, настораживает. Такие ли благие цели у WorldSkills International (WSI) - международной некоммерческой ассоциации, которая своей целью провозглашает повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризацию рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Тиражирование базы данных о выпускниках российских вузов – это угроза национальной безопасности. Пример такого «сотрудничества» - российское морское образование. Лучшие кадры идут работать в иностранные судоходные компании, а Российская Федерация между тем исключена из Парижского Меморандума. 

Система российского образования под натиском реформ приходит в упадок. Н. Рерих писал: «Они думают, что из разрушения само возникнет новое знание. Глупцы! Мнят, что толпа может творить знание…». 

Образование типа высшее

Реформы, которое сотрясают российское образование последние два десятилетия, увы, пока бесплодны. Факт остается фактом, качество образования снижается. Об этом говорил и глава РАН А.М.Сергеев на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ)-2018: «как ученый, у которого есть аспиранты, могу сказать,  качество выпускников университетов здорово упало». С лидирующих позиций в советское время Россия сместилась на 53 место в мире.  Конфликт поколений «отцы и дети» особенно ощутим в последние годы. Профессия учителя попала в разряд не престижных.  Средства массовой информации уверенно лидируют в сфере влияния на население, и, особенно, на молодежь. Проникнуть в молодежную среду можно только в городском транспорте, когда становишься невольным слушателем их разговоров. Первое, на что обращаешь внимание, это на бедный, крайне ограниченный словарный запас с преобладанием слов: «типа», «короче», «я вся такая»... За две-три остановки можно насчитать более десятка таких слов-паразитов.

Есть еще один путь проникновения в молодежную среду – это образование. Если собрать аудиторию учащихся и объявить, что начинается их воспитание, это мероприятие будет обречено на провал. Совсем другое дело, когда воспитательный процесс ведется исподволь в контексте лекции. Стремление чиновников оптимизировать расходы на образование пагубны для государства. Дистанционное обучение и чтение лекций on-line лишает учащихся и учителя контакта, столь важного для полноценного образования. 

Лекции по морской тематике    

В современных условиях, когда морское образование перестало относиться к разряду престижных, роль и значимость преподавателя особенно возросла. Особенность морского образования заключается в том, что на занятиях должно рождаться чувство познания нового, не для самого познания как такового, а для обеспечения безопасности мореплавания. Многовекторность морского образования заключается в том, что для его полноценности задействованы многие учебные дисциплины, которые в обыденной жизни стоят на разных полюсах познания. Здесь гуманитарные дисциплины соседствуют с естественнонаучными. Вчерашнему школьнику сложно ориентироваться в этом многообразии вследствие недостаточной информированности об избранной профессии. Возможность поступать сразу в несколько вузов и на несколько специальностей еще больше размывает границы представления о будущем.

Приобщение к специальности ложится на плечи преподавателей учебных заведений, прежде всего тех, кто пришел в учебное заведение из самой специальности. Обычно это выпускники этого же вуза или родственного ему. Для тех, кто пришел из других вузов, еще самим нужно адаптироваться к специальности. В прежние времена такая возможность была, например, у преподавателей английского языка. Они принимали участие в плавательных практиках на учебных судах.

Роль и значимость мореплавания

Роль и значимость мореплавания в современном мире велика и неоднозначна. Высказывание бывшего Генерального Секретаря ИМО Эфтимиоса Э. Митропулоса: «если прекратятся морские перевозки, то половина населения Земли погибнет от голода, а вторая половина от холода», - не более чем метафора. Ведь общество потребления, ориентированное на извлечение максимальной прибыли, не знает грани между необходимым и достаточным. Не сбалансирование спроса и предложения, неопределенность грани между необходимым и достаточным ведет к кризисным явлениям в экономике. Для судоходных компаний такие кризисы особенно ощутимы, так как приводят к простою большого числа судов. К окончанию кризисного периода суда устаревают, им на смену судостроительные компании стремятся построить новые, более современные и дешевые суда.

На международном судоходном кадровом рынке влияние кризисных явлений не столь ощутимо, особенно для российских моряков. Они пока что востребованы.  Непопулярность морских профессий привела к дефициту, особенно, офицерского состава. Естественно, что потребность рождает предложения. Но по целому ряду причин качество предложений снижается, а корысть судовладельцев вынуждает мириться с этим.

Лекция – процесс творческий

Лекция – вот способ изменить ситуацию. На лекции формируется восприятие, а изменение восприятия ведет к изменению мира. Сегодня Учитель - последняя опора государства. Лекцию можно превратить в творческий акт, а еще лучше, если этот акт станет совместным результатом, синергией преподавателя и учащихся. Даже самому талантливому дирижеру требуется оркестр, для того чтобы воплотить свои замыслы. Также и учителю нужны ученики. Прочитать лекцию дистанционно, конечно же, можно. Но вряд ли при этом удастся расставить требуемые акценты, выдержать паузы, которые так необходимы, чтобы дать время ученикам осмыслить сказанное, сформировать самое первое представление по теме, классифицировать услышанное и привести информацию в соответствие с уже имеющейся, встроить в общий контекст изучаемой темы, чтобы проложить путь новой информации, разместить ее в том месте, где она будет доступна при первой же необходимости. Держать паузу – это лекторское искусство. Важно, с одной стороны, паузу не затянуть, а, с другой - не сделать её короткой.  И уж совсем плохо, если пауза будет бессмысленной. Чтобы этого не случилось, требуется пристально следить за реакцией аудитории. Если лекция не возбудила интереса, все усилия напрасные. Поливать безмолвные камни, и надеется, что они дадут всходы – бессмысленно. Почва должна быть плодородной. 

Соизмеримость – вот важное качество лекции. Вернер Гейзенберг в книге «Физика и философия. Часть и целое» пишет: «Каждое слово или понятие, каким бы понятным оно ни казалось, может найти лишь ограниченное применение». А Н.Рерих писал: «Педагог есть друг позитивно творящего правительства, ибо Учитель существует для постоянного создания и утверждения человеческого достоинства». Каково же достоинство современного Учителя?  Академик, проректор МГУ Алексей Хохлов в одном из интервью пристыдил преподавателей вузов, что они подрабатывают сразу в нескольких учебных заведениях. По этому поводу Н. Рерих писал: «Нуждающийся Учитель не может зажечь сознание ученика». Так что сегодня дело не только и не столько в учителе, сколько в правительстве, которое должно творить позитивно в сфере образования.

Инновационное образование

Разговоров на эту тему очень много, но большей частью - не по существу. Математик Джордж Полиа давно всё поставил на свои места: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей», но и учащийся высшей школы должен отвечать высоким требованиям. Успешность применения методик требует, чтобы у учащегося был интерес, потому что он полноправный и активный участник процесса, а интерес принуждать нельзя. Обретение знаний индивидуумом - процесс субъективный, но при этом действуют объективные законы природы. Когда эти законы нарушаются, природа не внемлет намерениям тех, кто стремиться ее обмануть. Одним из таких законов природы является уровень эмоционального состояния творческого тандема «учитель-ученик». Уровень эмоционального состояния, присутствующий в учебной аудитории, определяет качество образования. На экзамене ответы могут быть полными, но в одном случае это результат «зубрежки», а в другом - результат ассоциативного мышления.   «Зазубривание», как метод обучения, также может быть действенным, но он более трудоемкий, требующий больше времени. Более того, «зазубривание» лишает носителя знаний возможности оперировать ими даже в рамках темы, не говоря уже о выходе за рамочное пространство. Поэтому преподаватель постоянно должен думать о том, какие эмоции способствуют процессу обучения. Так, на занятиях с курсантами судоводительского факультета старших курсов, побывавших на практике, оперировать примерами из другой области, даже родственной, не целесообразно.    

На процесс восприятия учебного материала по, например: навигации, астрономии, техническим средствам навигации, современными курсантами существенно влияют «провалы» в школьном образовании по тригонометрии, столь необходимой для понимания явлений, способствующих созданию опорных систем навигации, связанных с координатами Земли. Школьные «провалы» приводят к «сбоям» на уровне внешнего диалога, так как преподаватель вуза исходит из предпосылки, что у учащихся сформированы базовые знания для внутреннего диалога. Эти же «провалы» приводят к неправильному распознаванию явления или полному их непониманию. «Зазубривание» в навигации чревато своими негативными последствиями. Так, большинство современных курсантов не различают линейную и угловую скорости судна, или неправильно интерпретируют эти параметры. И, как это ни прискорбно, благодаря современным средствам навигации, особенно GPS и AIS, нечувствительность к собственным «провалам» в образовании большинством учащихся не осознается. Разумеется, на судне используют, главным образом, самые современные средства навигации, но незнание их особенностей эксплуатации чревато в целом ряде ситуаций.  

Однозначно передать смысл информации при помощи только речи не представляется возможным. Наиболее полно этому может способствовать математика. На обыденном уровне это не так заметно, но об этом нужно помнить постоянно. Мы легко узнаем человека, увидев шарж на него. А вот предложение нарисовать словесный портрет вызывает затруднения.  Неспособность языка описать явления природы признается специалистами квантовой физики. Описать средствами языка явления микромира невозможно. «Наши объяснительные знания, в общем, никогда не будут совершенны и даже приблизительно совершенны» [Дэвид Дойч «Начало бесконечности»].       

Вопрос в том, как эти законы задействованы. Бросать камни в противника можно при помощи пращи, а можно при помощи катапульты. В современном мире орудия для метания «снарядов» стали мощнее и разрушительнее, и среди этих «снарядов» на первое место выходит некомпетентность. Катастрофы по причине человеческого фактора стали соизмеримыми с природными катаклизмами. 

«Искусство мышления должно быть развиваемо в школах.  Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнениями, но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, поэтому руководитель такого  предмета должен быть истинным просвещенным.  Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить» [Агни-Йога].

Тесты на интеллект

Современные методы контроля знаний весьма ущербны, и не могут претендовать на качественный результат. Справедливо высказывание Бернара Вербера: «Не будем забывать, что тесты на интеллект созданы с целью доказать, что умны те, у кого интеллект такой же, как  у составителей теста».

Тест – это колея. Из притчи о Гаутаме Будде: «Так сказал Будда – Обновитель Лотоса жизни: «На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса. Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду». [Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики].

По заявлению ректора НИЯУ МИФИ М.Стриханова «от школьного уровня до уровня первокурсника мы вынуждены почти целый семестр студентов доучивать физике и математике. Эта проблема существует в большинстве сильных технических университетов» [интервью М. Стриханова радиостанции «Эхо Москвы»].

Лекция

Термин лекция (лат.  lectio - чтение) - один из немногих, который в своем понимании не содержит противоречий.  Это  устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме вопроса. Имеется множество рекомендаций, как спланировать лекцию, даже расписать её по минутам. Остается совсем немного – прийти и прочитать. Современные стандарты образования предполагают, что на кафедре должны быть конспекты лекций, чтобы в случае надобности любой сотрудник кафедры мог провести занятие. Но в содержании хорошей лекции, как в любом публичном выступлении, есть нечто большее, чем план, конспект лекции. Живая лекция - это нечто сродни мистике.      

Суть в том - кто и как читает лекции? С давних времен ораторское искусство было способом воздействия на умы и сердца слушателей. Это искусство многих сделало великими, прославило на все времена. Одним из них был древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон. Будучи выходцем из незнатной семьи, благодаря своему ораторскому таланту он сделал блестящую карьеру. Способствуя раскрытию заговора, выступая против Катилины, Цицерон (к тому времени уже известный оратор), начиная свою речь, воскликнул: «Доколе, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?». Надо полагать, что у Катилины были сторонники в сенате, и склонить членов сената на свою сторону было, отнюдь, не просто. Естественно предположить, что фраза была произнесена не голосом уставшего человека, но человека, уверенного в своей правоте. В ней были сосредоточены гнев и ярость, направленные против заговорщиков. По сути, все содержание речи было сосредоточено в двух первых словах «Доколе, Катилина». 

Чтение лекции также должно быть сконцентрировано на результате. Начиная лекцию, нужно привлечь внимание к теме, концентрируя суть проблемы в одной фразе, которая бы привлекла слушателей своей необычностью. Речь может идти о чем-то известном, но подача материала должна быть необычной. Например, начиная первую лекцию по дисциплине «Магнитные компасы», обращаясь к курсантам, я демонстрирую авторучку, предварительно обозначив «нос» и «корму» воображаемого судна. Далее, перемещая авторучку в горизонтальном плоскости, спрашиваю: каким курсом идет «судно»? Такая постановка вопроса неизменно вызывает недоумение. Следующий вопрос звучит так: «Что такое курс судна». Чаще всего говорят, что курс – это направление. В конце концов, выясняем, что курс – это угол между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна (подразумевается, что судно находится на «ровном» киле). Вопрос, где находится диаметральная плоскость «судна» проблем не вызывает. А вот вопрос, где находится плоскость меридиана на «судне», вновь ставит слушателей в тупик. Здесь важно сделать логический переход, от которого во многом зависит дальнейший успех курса лекций не только по теории магнитных компасов, но и гироскопических компасов: основным компонентом магнитного компаса является чувствительный элемент (картушка), который участвует в поступательных движениях судна, но не участвует в его вращательных движениях. Чувствительный элемент, располагаясь в плоскости меридиана и находясь в состоянии динамического равновесия, создает опорную систему отсчета для определения курса судна. Разумеется, это не единственно правильный вариант начала лекции. Вариантов множество. Важно привлечь и сконцентрировать внимание слушателей.          

Чтение лекции – не просто устный способ передачи информации, это еще и элемент мистики. Одну и ту же лекции разные люди прочтут по-разному. Даже один и тот же человек одну и ту же лекцию прочтет по-разному, хотя внешне все будет в соответствии со стандартами. Всё зависит от психоэмоционального настроя как преподавателя, так и аудитории.  «Мистицизм» во многом определяет успех лекции. В «Дао физики» Фритьоф Капра пишет: «мистицизм – ощущения  и эмоциональный опыт, который нельзя вынести из книг. Знать – это не только способность воспринимать информацию в виде графиков, диаграмм или уравнений». Знать – это значит проникнуться стремлением к познанию.

Слово – мощный инструмент познания. Но, как показали исследования, соотношение воздействия вербальной и невербальной информации распределяется следующим образом: 7% -  о чем (слова); 38% - как (тембр, выразительность); 55% - кто (жесты, взгляд). Непосредственно слова составляют только 7%  общего объема коммуникации, все остальное передается невербально.

В книге «Ответ» Джон Ассараф и Мюррей Смит, исследуя проблемы передачи информации, ссылаются на Альберта Мехрабиана,  изучавшего ситуации, когда передаётся двойственное сообщение - слова расходятся с языком жестов и/или тоном голоса. «Когда вербальные слова не соответствуют действиям, чувствам, настроению, убеждениям, невербальное побеждает всегда».

В книге «Лидер и группа» (о структуре и динамике организаций и групп)  американский психолог Эрик Берн раскрывает роль невербального при передаче информации: «В распоряжении человека огромное количество образцов поведения. Антропологи составили  длинные списки манер, а специалисты-пасимологи полагают, что комбинации различных мышц могут произвести не менее семисот тысяч различных элементарных жестов… Существует много вариантов тембра, высоты, напряженности и громкости, которые должны привлечь внимание учителей и целые направления ученых. Проблемы словаря настолько сложны, что ими занимаются сразу несколько научных дисциплин. А ведь это только немногие категории; количество проявлений состояния Эго практически не ограничено. Единственный практический курс для серьезного ученого – наблюдение». 

Рискну предположить, что именно эти семьсот тысяч различных элементарных жестов, варианты тембров, высота, напряженность и громкость дополняют информацию, которую стремится донести лектор. Если бы это было иначе, проблема качества образования решилась бы просто. Кто-нибудь из нынешних телеведущих «вытвердил» бы (по образному выражению слуги из романа Ф. Достоевского «Дядюшкин сон») текст лекции и прочитал ее широкой аудитории. Экономия на таком «on-line образовании» была бы значительной.

Владимир Набоков, вспоминая свое обучение в Кембридже, писал: «По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо». Вот бы и заменить «мудрые мумии» разухабистым телеведущим (но какое благо для нынешнего российского образования, что еще есть «мудрые мумии»). Ан, нет – не получится. Где же возьмет этот «on-line лектор» семьсот тысяч различных жестов, выстроенных в определенном порядке в соответствии с требуемым контекстом?  Чтение лекций процесс творческий, требующий от лектора множества качеств, одних знаний здесь может быть недостаточно.

Лекторское искусство удел далеко не всех даже великих ученых. В книге «Космос» Карл Саган описывает лекторские способности Иоганна Кеплера, который «был блестящим мыслителем и ясно излагал свои мысли на бумаге, но оказался сущим бедствием в роли школьного учителя. Он мямлил. То, что он говорил, временами было совершенно недопустимо для понимания. В первый год в Гарце он сумел собрать лишь горстку учеников; на следующий год к нему не пришел никто». Другим примером неудачного лектора служит Исаак Ньютон. Успехи Ньютона в области математики были столь значительными, что его учитель Исаак Барроу уступил ему кафедру для чтения лекций. Однако послушать Ньютона «приходили лишь немногие, а понимали и вовсе единицы, а потому нередко за неимением слушателей он, как говорится, читал лекции стенам».  Нобелевский лауреат Лев Ландау по отзывам был хорошим лектором, а написание учебников ему давалось с трудом, поэтому все учебники написаны им в соавторстве с другими учеными, в частности, с Евгением Лифшицем.

Столетиями вопросы вербального воздействия одного человека на другого занимали умы мыслителей, но загадок не становится меньше. В рассказе «Молитва»  Василий Никифоров-Волгин так описывает ораторские способности сельского священника - отца Анатолия: «Наши научники и грамотеи считают его «горе-священником», так как и умом он скуден, и образования маленького, и ликом своим неказист, и проповеди у него не складные, что мужицкая речь. – Но зато как в Бога верит, говорили полюбившие его, – что чудеса творить может! Меня уверяли, чуть ли не клятвою, что когда отец Анатолий молится, то лампадки и свечи сами собою загораются». В другом рассказе «Молнии слов светозарных» автор пишет: «Любил дедушка Влас сребротканый лад церковнославянского языка. Как заговорит, бывало, о красотах его, так обдаст тебя монастырским ветерком, так и осветит его святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень. … Не раз говорил он мягко гудящим своим голосом: «В кладезе славянских речений – златые воды струй Господних. В нем и звезды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота снега горного светлейшая» … До слез огорчало деда, когда церковники без великой строгости приступали к чтению, старались читать в нос, скороговоркой без ударения, без душевной уветливости. Редко кто понимал Власа. Отводил лишь душу со старым заштатным диаконом Афанасием – большим знатоком славянского языка, жадно влюбленным в драгоценные его камни». Эти литературные примеры, взятые из жизни, подтверждают - чтобы владеть словом, вовсе не обязательно быть большим ученым.

Для чтения лекций нужно знать не только предмет разговора, но и иметь к нему душевное расположение. Стандарты образования, в частности, создание стандарта учителя, как того требует ФЗ №273 «Об образовании», обречены на провал. Где уж этим стандартам угнаться за многообразием душевных состояний учителя – настоящего учителя, например, такого, которого описал в рассказе Григорий Гребенщиков: «И вот появился у нас новый, молодой преподаватель. И слова от него свирепого никто из нас не слышал. Странно, непривычно было, а истинно: с ним вместе в наше училище как будто сам Господь Бог вошел - совсем весной повеяло».

В «Предисловие к математике» Владимир Успенский приводит слова Ираклия Андроникова, которого спросили, как не просто сымитировать портретное сходство с героями своих рассказов. На что он ответил: «Главное ухватить и воспроизвести мимику, раз уж сходство геометрической формы недостижимо». Важно отметить, что герои, сходство «геометрических форм»  с которыми недостижимо, должны быть фигурами колоритными. Безликость трудно поддается воспроизводству. Вот и при чтении лекции важна колоритность лектора, которая может выражаться самым непредсказуемым образом.

Профессор В. Дорогостайский читал у нас лекции по статике судна монотонным голосом, глядя при этом в окно. От окна периодически он поворачивался к доске, где аккуратным почерком писал формулы. Надо полагать, что это чрезвычайно трудно в такой манере удерживать внимание аудитории, но ему это как-то удавалось.

Понимание в процессе приобретения знаний имеет решающее значение. Запомнить – еще не означает понять. Воспроизвести прочитанное или услышанное даже во всех подробностях, еще не значит знать. Знания рождаются мучительно. Для приобретения знания требуются ассоциации, которых так не хватает в современном образовании. Увлечение новыми образовательными технологиями, системами менеджмента качества в сфере образования (так называемый «процедурный подход») не оставляют места для творческих прорывов, ведь творчество – это выход за рамки заранее определенного процесса.

«Свободный гироскоп»

Гироскоп Фуко английский астроном  Джон Гершаль называл «инструментом философа». И это действительно так. В зависимости от числа степеней свободы гироскоп обретает новые свойства, что, в конечном итоге, приводит к тому, что в своем угловом движении он принадлежит не Земле, а инерциальному пространству, - воистину «инопланетянин».  Выбору именно гироскопа в качестве поясняющего фактора способствовала увлеченность профессора Е. Смирнова, с которой он читал лекции по теории гирокомпасов, ставшего позднее моим руководителем дипломной и диссертационной работ. В бытность аспирантом я написал реферат по философии, отталкиваясь от свойств гироскопа. Самобытность поведения гироскопа в зависимости от числа степей свободы вызывает восторг и изумление.  Это прослеживается по мере формирования самого понятия «свободный гироскоп». Свободным гироскопом называется симметричное, быстровращающееся (или колеблющееся) тело, у которого центр тяжести совпадает с центром подвеса, на которое не действуют никакие внешние моменты и у которого есть, как минимум, три степени свободы.  

В результате выполнения этих условий у свободного гироскопа возникает уникальное свойство – устойчивость; устойчивость по отношению к инерциальному пространству. Звучит непривычно. Но во вращательном движении свободный гироскоп принадлежит не основанию, на котором он установлен (например, на Земле), а пространству, связанному со звездным небом. Это означает, что если главную ось гироскопа (вокруг которой происходит вращение) направить на какую-то звезду, то вектор кинетического момента будет стремиться сохранить это направление неизменным. Свободный гироскоп применяется для создания гироскопического компаса. Изобретение гироскопического компаса и магнитного компаса – это величайшие изобретения человечества.

На лекции по теории гирокомпасов внимание курсантов было сакцентировано на том, что если направить ось свободного гироскопа на звезду, расположенную на востоке, на горизонте, что мы увидим через час? Общими усилиями было установлено, что главная ось гироскопа видимым образом поднимется над горизонтом на пятнадцать градусов. «Как можно использовать свободный гироскоп для целей навигации» - таков был следующий вопрос. Ожидаемый ответ – для создания инерциальной системы навигации. Ведь измеряя непрерывно углы двух-трех звезд, на которые направлены главные оси гироскопов, можно получить координаты судна. Но неожиданно прозвучал и другой ответ – для создания часов. И ответ верный. Можно!

Ценность такого ответа в том, что курсант (это была девушка) вышел за рамки обыденности. Если взять высокоточный гироскоп - гироскоп с электростатическим или магнитным подвесом, то дрейф (основная характеристика свободного гироскопа) не превысит одной десятитысячной градуса в час. Следовательно, за десять тысяч часов работы погрешность таких часов не превысит 4 минут. Если не брать во внимание стоимость гироскопов, то точность вполне приличная. Осталось ощущение - лекция удалась!

В качестве заключения

«Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие» - Н.Рерих.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8050