Оценка перспективы развития рынка сбыта титановых материалов
Дата: 29/01/2007
Тема: Материаловедение


С.С.Ушков, д.т.н., зам. ген. директора ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей»

Стадия освоения титана, как конструкционного материала насчитывает более 50 лет от начала исследований, разработки технологии его получения и применения в основных отраслях экономики страны.

ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» принимал активное участие в решении титановой проблемы на всех этапах ее становления и развития. В СССР в 1960–1990 гг. было развито производство титановых сплавов, превышающее по уровню и объему суммарное производство ведущих стран мира. В 1989 г. производство титановых полуфабрикатов составляло 59,5 тыс. тонн в год, при этом потребление титана в аэрокосмической технике составляло 55–57%, в судостроении 23% или 10–12 тыс. тонн полуфабрикатов в год, а остальное количество титана шло для химического машиностроения, энергетики и других отраслей промышленности.

Применение титановых сплавов позволило создать уникальные образцы авиакосмической и глубоководной морской техники, обеспечило прорыв во многих отраслях экономики в XX веке. Дальнейший прогресс в этих отраслях немыслим без применения титановых сплавов. События, происшедшие в стране за период 1989–1990 годы, радикальным образом изменили ситуацию с производством и потреблением титана.

Резкое сокращение заказов ВПК и др. отраслей в 1994г. и дальнейшего их сокращения вплоть до 1997 года привели к снижению общего производства, по сравнению с 1991 годом, по данным основного поставщика ОАО «ВСМПО», более чем в 30 раз.

Снижение потребления титана связано с резким ростом цен на продукцию из титановых сплавов и экономической ситуацией в стране.

При наличии очевидной объективной потребности в титане и его сплавах, рост потребления на внутреннем рынке сдерживается высокой коммерческой стоимостью титановых полуфабрикатов. Потребление титанового проката на внутреннем рынке частично сохранили предприятия авиационной промышленности, продолжающие выпускать экспортную военную технику и авиадвигатели. Резко сократилось потребление титанового проката предприятиями судостроения (прекратилось корпусное судостроение для ВПК), а также в металлургии, энергетике и др. отраслях.

В связи с низким спросом титановой продукции на внутреннем рынке ОАО «ВСМПО», начиная с 1993 г. в целях сохранения титановой отрасли, усиленно осваивало зарубежные рынки (США и Великобритания), что позволило сохранить и развивать титановое производство.

С 2002 г., по данным ОАО «ВСМПО», наметился рост общего выпуска титанового проката для внутреннего рынка до 4 тыс. тонн. Сегодня объем экспорта за этот год составляет более 11 тыс. тонн.

Потребление титановой продукции различными отраслями промышленности России на 2006 год, прогноз на 2010 год и перспектива на 2015 год представлены в таблице.


Таблица. Данные по потреблению и развитию титановой продукции по годам. (Рост потребления титана связан с планируемым вводом новых энергоблоков)

Основными заказчиками корпорации были и остаются высокотехнологичные и наукоемкие отрасли: авиационная промышленность, ракетостроение, судостроение, атомная энергетика. Одним из направлений расширенного потребления титановых материалов является атомная энергетика, где планируется строительство 5ти атомных энергоблоков типа ВВЭР, в т.ч. 2-х энергоблоков до 2015 г. Объем титановых материалов, применяемых для изготовления оборудования одного энергоблока, составляет не менее:

• конденсатор – 4 шт. массой по 300 т каждый;

• теплообменник – 20 шт. массой по 5 т каждый.

Перспективным применением титановых материалов являются трубные системы парогенераторов массой 25 т каждый.

Общее потребление титана на один энергоблок составит не менее 1350 т титановых полуфабрикатов и сварочных материалов.

Основным направлением развития оффшорной техники является освоение шельфа Северного ледовитого океана и северных морей, что потребует создания техники высокой автономности. Опыт североевропейских стран широкого применения титановых материалов для добычи и транспортировки углеводородов доказал эффективность применения этих материалов для создания оборудования высокой автономности.

Сегодня применение титановых сплавов для строительства платформы МЛСП «Приразломная» составляет не менее 600 т титана. Расширенное применение титановых сплавов с целью повышения надежности и безопасности, а главное автономности эксплуатации оборудования в агрессивных средах, ограничивается высокой коммерческой стоимостью титановых материалов. Рост потребления титановых сплавов для оффшорной техники связан также с освоением месторождений углеводородов в Каспийском море.

В настоящее время до 70% титановой продукции поставляется на экспорт и 30% на внутренний рынок РФ, хотя часть этого количества также идет на производство экспортной продукции. Значительные экспортные поставки (выгодные для поставщика) и недостаточные объемы заказов внутренним рынком, сложившиеся в настоящее время, не отвечают интересам государства. Поэтому изменение стратегии государства в отношении титановой отрасли сегодня крайне актуально. Об этом свидетельствует визит Председателя Правительства РФ в Пермский край на АВИСМУ, входящую в ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», – основного производителя и поставщика титановой и магниевой продукции страны.

Возможности дальнейшего развития производства титановой продукции тесно связаны с объемом производства губчатого титана – основного сырья для изготовления слитков и полуфабрикатов. В настоящее время производство губчатого титана отстает от необходимых объемов полуфабрикатов. Поэтому требуется его расширение с вводом новых мощностей, в том числе сырьевой базы (руды).

Реально объемы производства к 2015 г. могут быть увеличены на 15–20% за счет более глубокой переработки титановых полуфабрикатов и увеличения вовлечения возвратных отходов и ломов.

Расширение производства губчатого титана должно составить не менее 1,5–2 раз по отношению к объемам производства губки в 2006 г.

Имеющиеся резервы плавильного оборудования по слиткам могут обеспечить объемы производства до 100 тыс. тонн в год.

Наиболее важными направлениями в развитии титанового рынка в России являются:

• создание крупногабаритных полуфабрикатов из титановых теплостойких малоактивируемых сплавов на базе слитков массой до 18 тонн для корпусных конструкций ядерных реакторов (новое направление в атомной энергетике);

• создание титановых полуфабрикатов на основе глубокой переработки слитков с обеспечением минимальных затрат при производстве и как следствие – снижение коммерческой цены на полуфабрикаты;

• создание экономичных титановых материалов для оффшорной техники нефтегазодобывающих платформ высокой автономности;

• создание титановых материалов для оборудования глубокой переработки нефти с повышенным извлечением продуктов высокого качества (например, из одной тонны нефти за рубежом получают до 450 кг бензина, а в РФ – всего 150 кг);

• создание сплавов с повышенными характеристиками теплопроводности для трубных систем теплообменного и парогенерирующего оборудования;

• создание биметаллических материалов, в т.ч. труб большого диаметра, листов и плит шириной не менее 3500 мм и длиной 8000–9000 мм, а также биметаллических переходных конструкций «титан-сталь»;

• создание титановых материалов со специальными характеристиками (высокой теплопроводности, жаропрочности при температурах 1200-13000С) на основе наноразмерных технологий;

• создание высокопрочных и износостойких покрытий титановых сплавов на основе нанотехнологий, специального поверхностного микролегирования, напыления, оксидирования и т.д.

(Журнал «Атомная стратегия» № 27, январь 2007 г.)





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=802