2018 год: анализ, синтез и прогноз
Дата: 03/05/2018
Тема: Экономика


В январе 2018 г. в информационном агентстве ТАСС (Санкт-Петербург) прошла экспертная конференция, посвященная обсуждению политических перспектив наступившего года для России и Петербурга. Социально-экономические пути развития страны и мира, изменения  международной конъюнктуры и возможные последствия для России обсудили экономисты и политологи ведущих научных организаций и вузов города. Модератором экспертной конференции выступит директор Института современного государственного развития Д.В.Солонников.



Западная Европа

Прогноз развития ситуации в Западной Европе представила доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Наталья Еремина.

В ноябре 2017 г. на Сицилии прошли выборы в областную администрацию. Уверенную победу одержал бывший неофашист, кандидат от правоцентристов Нэлло Музумечи, участвовавший в выборах как представитель коалиции партий «Вперед, Италия», «Братья Италии» и «Лига Севера». На декабрьских выборах в региональную ассамблею французского острова Корсика победила коалиция умеренных и радикальных националистов, потребовавших большей автономии острова. Серьёзное поправение электората, приятие консервативных тенденций в обществе – очевидный тренд Европейского Союза на сегодняшнем этапе. Действующие правительства не являются правительствами большинства. Лидеры многих европейских стран не обладают полнотой поддержки населения. Между политическим истеблишментом и населением наметился серьёзный разрыв. Данная проблема усугубилась после избрания в США Д.Трампа и обнародования результатов референдума 2016 г.  за выход Великобритании из Евросоюза. Начались разговоры о том, что выбранный Евросоюзом курс привел к противостоянию, маргинализации общества. Аполитичность  более трети населения вызвана осознанием того, что они ни на что не влияют в своих странах. Всё определяется политическим истеблишментом, который может совершить и неверный выбор.

Изменения в политической системе серьёзно сказались на идеях демократии- авторитаризма. Начались обвинения друг друга в авторитаризме, приписывание авторитарности стилям управления в Австрии, Венгрии, Польше, Словакии, Чехии Постоянные разногласия между странами раздирают ЕС. В 2018 г. Евросоюз будет ещё больше лихорадить. На очередном саммите Евросоюза в декабре 2017 г. ведущие государства ЕС - ФРГ и Франция выступили с инициативой реформы еврозоны, пообещав представить её проект к марту 2018 г. Пока не удалось достичь согласия даже по размеру бюджета ЕС. Сроки представления проекта реформы были перенесены на июнь 2018 г. На этот проект страны-лидеры возлагают надежду реализовать концепцию «мультискоростной Европы».

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что страны, нацеленные на ускорение процесса интеграции ЕС, должны идти вперед без оглядки на тех членов объединения, которые к этому не готовы. Проект «многоскоростной Европы» был поддержан странами Бенилюкса, Италией и Испанией. В первую очередь он улучшит благосостояние западных членов ЕС, которые стремятся углублять сотрудничество в экономической и банковской сфере. Не последнее место в этих планах занимает развитие инфраструктуры, например, строительство высокоскоростной железной дороги, которая свяжет страны ЕС. Планируется также ускорить интеграцию в сфере безопасности, укрепив сотрудничество между силовыми структурами, и в области науки. По сути, речь идет о формировании «элитного клуба» внутри ЕС, поскольку восточноевропейские члены Евросоюза не смогут поддерживать такой же темп развития, как Германия, Франция и ряд других. Западные лидеры не хотят больше тянуть за собой «слабых», которые к тому же заявляют свои права и национальные интересы. Давление со стороны западных членов способно привести к расколу внутри ЕС.

Принцип единства, на котором был провозглашен интеграционный процесс в Евросоюзе, начал давать сбои. По целому ряду вопросов члены ЕС не могут найти общий язык. Политические разногласия усиливаются экономическим разрывом. Концепция «многоскоростной Европы» оставит на периферии восточноевропейские страны, перед которыми встанет вопрос о целесообразности их членства в ЕС.

Европейцы гордятся тем, что им удалось опередить темпы роста американской экономики. Рост ВВП США в 2017 г. составил 2,2%, у Евросоюза - 2,3%. Но у целого ряда европейских стран в 2017 г. возникли серьёзные проблемы: финансовый кризис в Италии, слишком низкий рост ВВП (1,7%) для реформ, намеченных Э.Макроном во Франции, высокий уровень безработицы в Испании (более 18%).

Целый комплекс накопившихся в еврозоне проблем можно решить только жестким способом. Но при этом общество будет расколото по различным линиям. К политическим кризисам добавляются социально-экономическая нестабильность, социальные протесты. Такое развитие событий ожидает Европу в 2018 г.

Другой не менее важной проблемой Евросоюза являются его отношения с США и Британией. По мнению европейцев, США в лице Д.Трампа являются разрушителем существующей международной системы балансов.  И сегодня неолиберальный глобалистский проект оказался в руках у ЕС. Теперь Евросоюз может выступать равноправным партнером США с собственной повесткой дня. Французы задаются вопросом, почему они должны нести на себе проект англосаксонской демократии, который грозит им чудовищными последствиями. Поскольку США и Британия отвергли союз с ЕС, европейцы в пику им должны что-то предпринять.

Великобритания, в свою очередь, вынашивает идею создания своего интеграционного проекта на базе существующей площадки Содружества наций  (объединение 53 государств, в которое входят Великобритания и её бывшие доминионы, колонии и протектораты), где Британия встанет во главе интеграционного развития. Предлагается создать торговый союз  англоязычных стран внутри Содружества. Узнав об планах Британии, ЕС начал переговоры с Австралией и Новой Зеландией о создании зон свободной торговли.  Вслед за англосаксами Евросоюз разворачивается на Восток, завязывая отношения с Японией. В переговорах с Китаем европейцы ведут себя крайне осторожно, будучи очень заинтересованными в китайских деньгах, но испытывая при этом определенные опасения перед столь могучим восточным партнером.

Ещё одной проблемой для Европы стала налоговая война с США. В 2018 г. Трамп приступил к реализации протекционистской политики, приняв решение о введении пошлин на сталь и алюминий, что было расценено как первый шаг к началу торговой войны США со своими конкурентами. С 23 марта были введены 25%-ные таможенные пошлины на продукцию из стали и 10%-ные пошлины на алюминий для всех стран, кроме Канады и Мексики. Окончательное решение по введению пошлин в отношении стран ЕС будет принято к 1 мая 2018 г. От налоговой реформы Трамп ожидает повышения конкурентоспособности американских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Протекционистские настроения Трампа усилили итоги 2017 г., торговый баланс (ТБ) которого оказался с гигантским дефицитом в 566 млрд долл. Более высокие дефициты ТБ были зафиксированы лишь в годы перед финансовым кризисом 2007-2009 гг. «Трамп делает циничный расчёт для европейцев, согласно которому США – экономика №1 в мире, и она может самостоятельно «отжимать» свои интересы в торговых спорах, не прибегая к помощи международного арбитража» [журнал «Politico»: «Европа опасается, что Трамп готов уничтожить Всемирную торговую организацию»]. Основной урон от потери ВТО понесёт Европейский Союз.

Нервничать по этому поводу нашей стране не приходится. РФ присоединилась к ВТО в 2012 г. Особых выгод она не получила, поскольку в её экспорте преобладали энергоносители и сырьё, которые импортными пошлинами не облагаются. Негативные последствия вступления России в ВТО от дополнительного доступа на российский рынок иностранных производителей готовой продукции были амортизированы экономическими санкциями Запада.

Д.Трамп решил также ограничить дефицит торгового баланса США с Китаем, который достиг 375 млрд долл. Администрация Трампа обнародовала список продукции из КНР, в отношении которой планируется ввести дополнительную 25-процентную пошлину. В перечень включено 1300 наименований товаров и услуг, в том числе из таких сфер, как аэрокосмическая, информационные и коммуникационные технологии, робототехника, машиностроение, судостроение и морская техника, разработка и производство современного железнодорожного оборудования, транспортные средства, работающие на альтернативных источниках энергии, электрогенерирующее оборудование, сельскохозяйственная техника, фармацевтические препараты. Министерство торговли КНР заявило, что готово дать пропорциональный ответ на меры Вашингтона, соответствующие им по силе воздействия и масштабам. Китай с 2 апреля уже ввел пошлины в размере 15−25% на ряд товаров американского экспорта суммарной стоимостью 3 млрд долл., включая 15%-ную пошлину на фрукты, орехи, вина и бесшовные стальные трубы, а также 25%-ную пошлину на свинину и продукцию из переработанного алюминия.

В Германии заявили, что пошлины США противозаконны. Еврокомиссия пообещала ввести торговые меры против США, если пошлины на импорт стали и алюминия коснутся ЕС. Пять стран уже написали протест США, на что Соединенные Штаты ответили, что ЕС покушается на американскую налоговую базу. Европейцы считают, что своим законом США объявили войну не только Китаю, но и Евросоюзу. ЕС  уже инициировал иски к компаниям Apple, Amazon.com, которые не платили налоги в ЕС. В 2018 г. серьёзное обострение будет  иметь место и по другим позициям.

Большее расхождение между ЕС и США в 2018 г. следует ожидать по международной повестке: отношениям двух Корей, Иранской проблеме, восточным границам. Фокусировка Евросоюза на восточных границах и на отношениях с Россией (как ключевых) сохранится. В случае эскалации конфликта англосаксов с Россией ЕС не сможет абстрагироваться от этой ситуации (как сейчас), и будет вынужден принимать конкретные решения.

Гибридная война только обострится. Для усиления информационной антироссийской кампании, основанной на системном историческом явлении – русофобии, будут притягиваться самые разные события, что ведет к нарушению демократии в т.н. «демократичных» государствах. Информационные выступления, которые  в  2018 г. могут разрастись до масштаба вакханалии, к праву никакого отношения не имеют. Международная система права - лишь отражение международных отношений. Сюда можно отнести и пресловутое «дело Скрипалей», и высылку работников дипломатических миссий.

В качестве долгосрочной негативной тенденции необходимо отметить тот факт, что Евросоюз, как и США, начал печатать деньги, что спонсировало некоторый рост его ВВП.

На политику государства в наступающем году серьёзно будут влиять два мегатренда. Первый, начавшийся в 1990-х гг., связан с дезинтеграционными процессами, с распадом Югославии. В ряде государств - в Украине, странах Прибалтики - государственность не состоялась, или она носит проблемный характер. Второй мегатренд – реструктуризация международных отношений, появление новой системы взаимодействия игроков. Точка сосредоточения этого тренда приходится на Евразию. В ЕС уже говорят о том, что рано или поздно придется выстраивать отношения с Россией в контексте Евразийского экономического союза.

В 2014 г. А.Меркель заявляла, что они не рассматривают ЕврАзЭС в качестве равного партнера, но правила взаимодействия  с ним всё равно придется разрабатывать. Если бы тогда, в 2014 г. эти взаимоотношения стартовали, это позволило бы снизить конфликтность на столь огромной территории. Важная задача для России на 2018 г. и последующие года активизировать усилия по евразийской интеграции. Этот проект необходимо усовершенствовать и реализовывать его более активно, опираясь на уже имеющиеся  проекты. Не случайно в настоящее время ЕС рассматривает ЕврАзЭС как своего единственного конкурента.

Евросоюз был довольно успешным объединением до тех пор, пока решал чисто экономические вопросы. Благодаря взаимодействию в рамках экономического сообщества, страны Европы успешно пережили 1980-е гг., преодолели серьезные проблемы, структурный кризис, от которых пострадали США. Это пример того, как можно совместно решать проблемы, неподъемные для отдельных стран. Проблемы возникли, когда ЕС переформатировался в политический союз.

Должно прийти осознание того, что русофобия «наносит определенный ущерб не только России. Но вредит и тем, кто инициирует эту политику. Это контрпродуктивно», заявил В.В.Путин на Петербургском экономическом форуме в 2017 г.

Отмены санкций в 2018 г. ждать не стоит. Программа импортозамещения будет продолжена, и ее нужно усилить. На экономике европейских стран продовольственное эмбарго в отношении России действует также отрицательно.

 

Ближневосточный регион

Эксперт по Кавказу и странам Ближнего Востока А.Садыхов обрисовал ситуацию на нефтяном рынке, поведение которого тесно связано с  геополитикой.

Риск введения США санкций в отношении Ирана, перспектива американо-китайской торговой войны, сделка ОПЕК+, рост производства нефти в США могут привести к обострению политической обстановки в целом ряде регионов и внести существенные коррективы в любой прогноз. Главным из таких регионов является Ближний Восток. Примерно треть международной нефтяной торговли обеспечивается танкерами из Персидского залива. Учитывая ключевое значение Ближнего Востока для рынка углеводородного сырья, влияние событий, происходящих здесь, на мировые цены и объемы продаж нефти, нельзя переоценить. Именно здесь находятся точки, особо чувствительные для энергонасыщенной мировой экономики: противостояние арабов и иранцев с Израилем, курдская проблема, соперничество шиитов с суннитами, непопулярные правители, фундаменталисты-ваххабиты и исламские террористы. Манипуляции с объемами поставляемой нефти могут привести к негативным последствиям  для самих инициаторов. Появились новые факторы, способные нарушить баланс мирового энергопотребления.

Когда в конце 2014 г. цены на нефть начали падать под действием «сланцевой революции» в США, поставщики в Персидском заливе во главе с Саудовской Аравией решили подождать, пока низкие цены уберут с рынка конкурентов с высокой себестоимостью добычи — операторов американских сланцевых проектов и глубоководных промыслов на шельфе, а также разработчиков залежей с трудноизвлекаемыми запасами. Эмбарго в виде договоренности о сокращении добычи было введено слишком поздно, когда американцы уже разработали новые методы добычи, снизившие себестоимость нефти. Меры ОПЕК дают ограниченный по времени эффект. Искусственную нехватку нефти могут ликвидировать те же американские сланцевые проекты и бурное развитие альтернативной энергетики. После запланированной в 2018 г. продажи пакета акций национальной нефтяной компании  «Saudi Aramco» саудиты могут оставить идею ограничения добычи.

Потенциальные причины для нарушения баланса на нефтяном рынке сохраняются. Напряженность в отношениях Саудовской Аравии с Ираном, военные действия в Йемене, конфликты между соперничающими фракциями в Ираке и Сирии не дают повода для успокоения. Самым опасным исходом в этой конфронтации были бы взаимные атаки на промыслы или на танкерные перевозки.

Нарастает недовольство правящим режимом внутри Ирана. Добыча нефти в этой стране прерывалась в 1952 г., когда проходила национализация отрасли, и в 1978 г. в разгар антимонархических выступлений. Оба раза мировые цены на нефть испытывали сильное давление. Курды, проживающие в Иране, Ираке, Турции и Сирии, — еще один повод для тревоги за объемы поступления нефти на мировые рынки. Конфликты в зоне их проживания могут нарушить транспортировку нефти по трубопроводам из Ирака через Турцию, привести к сокращению добычи на иракской территории.

Военные действия в Сирии на нефтяные цены влияют незначительно. САР не является крупным поставщиком углеводородного сырья, и серьезным фактором для мирового рынка не стала. В лучшие годы Сирия добывала порядка 700 тыс. баррелей нефти в сутки. Это не тот объем, который мог бы повлиять на мировые цены. Могла бы сказаться ситуация вокруг Ирана. Д.Трамп может не продлить соглашение по ядерной сделке с Ираном, что повлечет за собой новые санкции. Это может сказаться на ценах на нефть, так как объем добычи Ирана составляет 4 млн баррелей в сутки.

Катару и Ирану гораздо выгоднее экспортировать газ со своих терминалов по всему миру в сжиженном виде, чем тащить через несколько нестабильных территорий и строить терминал на Средиземном море. Учитывая огромный потенциал нефтегазовой отрасли США, подкрепляемый решениями Трампа о снятии ограничений для разведки и добычи нефти и газа, идти на обострение обстановки на Ближнем Востоке ради повышения цен было бы не рационально.

В результате падения цен на нефть, инициированного саудитами два года назад с целью задавить американских сланцевиков, часть американских компаний потеряли финансовую устойчивость. Но дефицит бюджета у самих саудитов за 3 года составил 250 млрд долл. (750 млрд долл. - общий авуар (американские активы) Саудовской Аравии на начало 2015 г., в настоящее время - менее 500 млрд). Поэтому Саудовской Аравия  решила вступить в сделку с Россией в формате ОПЕК 5+. Кроме того за счет продажи 10% капитала национальной нефтяной компании  «Saudi Aramco», оцениваемой ими по минимуму в 2 трлн долл., саудиты хотят взять с рынка 1 трлн долл. для проведения намеченных в стране реформ.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии для Ближневосточного региона имеет ключевое значение. На сегодняшний день РФ является партнером Саудовской Аравии, которая не хотела бы, чтобы все ставки России делались на Иран. Во время исторического визита короля Салмана ибн Абду́л-Ази́з ибн Абдуррахма́на в Москву в ноябре 2017 г. были достигнуты договоренности экономического и военно-технического характера. Ранее на военно-техническом рынке саудиты работали только с американцами. В мае 2017 г. был заключен контракт с Д.Трампом на  109 млрд долл. единовременно, и ещё на 350 млрд долл. в течение 10 лет. Контракт с Россией составил порядка 2-3 млрд долл. Но в данном случае важен сам факт, демонстрирующий нашу политику равноудаленности в Ближневосточном регионе. Россия является стратегическим партнёром Ирана в экономической и в военной сферах. В сирийской кампании они выступают фактически союзниками, взаимодействуя в боевых условиях.

Хорошие военно-технические отношения, партнерство в энергетике складываются и с Египтом. То же самое можно сказать о Турции. 2017 год был для РФ достаточно плодотворным и динамичным.

Признание Д.Трампом  Иерусалима столицей Израиля вызвало негативную волну в исламском мире. Наша страна привержена резолюциям ООН, которые делят Иерусалим на Восточный и Западный. Происходящие политические турбулентности дают возможность нашей стране участвовать в посреднической миссии. Не случайно г. Сочи стал одной из «ближневосточных столиц», где ближневосточные лидеры проводят свои конференции. 2018 г. станет годом ещё большего упрочнения наших позиций в этом регионе.

 

Страны Балтии

Своё видение перспектив развития отношений с Прибалтийскими государствами представил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор факультета международных отношений СПбГУ Н.М.Межевич.

Положение страны относительно экономических центров и транспортных осей интеграционных группировок, международных потоков товаров, капиталов, людей, информации играет важную роль. Для России и СЗФО это по­ложение имеет принципиальное значение. Геополитические и геоэкономиче­ские риски актуализируют географические предпосылки приморского положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на Балтийском море. Города, страны и регионы развиваются успешно благодаря снижению степени разобщенности, повышению проницаемость экономических границ и выхода на мировые рынки, чтобы воспользоваться преимуществами масштабного производства и специ­ализации.

С потерей прибалтийских портов перед Россией встала сложная задача минимизации транзитных платежей и приоритетная задача – развития портовых сооружений и инфраструктуры на побережье Финского залива. Масштаб­ное строительство в 2000-е гг. новых портов в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, Бухте Ба­тарейной и реконструкция порта Петербурга позволили России «вернуть Балтийское море» и нарастить экспортные возможности. В 2011 г. Санкт-Петербург вышел на уровень европейских портов с грузооборотом в 60 млн тонн, а порты Финского залива вышли на уровень 120 млн тонн.

Наличие между­народного морского порта, а также международного аэропорта, включенность в систему водного транспорта в бассейне Балтийского моря, несмотря на отсутствие непосредственной сухопутной границы со странами ЕС, позволяют включить Санкт-Петербург в чис­ло приграничных регионов.  Из четырех международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, три проходят по Северо-Западному федеральному округу («Север–Юг», «Запад–Восток» («Транссиб»), «Северный морской путь», а также панъевропейские транспортные коридоры № 1 и 9).

Для СЗФО география транспортных коридоров отра­жает распределение экономических центров в пространстве и их взаимос­вязь друг с другом. Наиболее мощное направление международных грузовых потоков идет по направлению Восток-Запад. Макрорегион Северо-Запад превращается в особый тип региона – «регион ‑ коридор развития», сое­диняющий российские регионы с зарубежными странами.

С нашим ближайшим соседом Финляндией с 1944 г. удавалось находить компромиссные политические решения. На прошедших в январе 2018 г. выборах здесь победил действующий президент Саули Ниинисте. На первой пресс-конференции он заявил, что не видит причин для смены курса в отношении России. "У нас разные взгляды из-за Крыма и санкций из-за ситуации на Восточной Украине. Но вне этого есть много разных поводов для сотрудничества". Можно быть уверенными, что 1,5 тысячной границе России с Финляндией не будет угрожать режим, подобный существующему в Литве, Латвии, Эстонии.

В этих странах Балтии стадия вербальных провокаций закончилась. На их территориях создается мощный корпус вооруженных сил, авиации стран НАТО. По росту (в процентном отношении) военных расходов Балтийский регион стал мировым лидером. В 2018 г. Эстония собирается направить на военные расходы 2,45% ВВП. Для этого потребуется повышение налогов. Аналогичные реформы ожидаются и в Польше. Финансировать оборонительно-наступательные проекты и одновременно решать экономические проблемы невозможно. России в этом плане удалось найти оптимальное соотношение.

Восточная часть Балтийского моря территориально очень небольшая. Самолет «одним крылом летит над Эстонией, другим – над Россией». Риск случайных, технически спровоцированных конфликтов достаточно велик. И они могут произойти вблизи основных политических, демографических, экономических центров России, рядом с Ленинградской АЭС.

В этом же регионе обостряются отношения Белоруссии с Литвой из-за строительства Белорусской АЭС. Весной 2019 г. в Литве пройдут президентские выборы. 
Будущий президент Литвы будет определять политическую тональность  региона Балтийского моря. Пока эти отношения эволюционируют в худшую сторону. Кроме формально дипломатических никаких отношений с Литвой у России нет.

2018 г. станет годом окончательного решения по энергетическому кольцу, объединяющему РФ, Белоруссию, Эстонию, Латвию и Литву (ЭК БРЭЛЛ). Россия готовится к завершению энергетического сотрудничества со странами Балтии. После присоединения Крыма к РФ Литва, Латвия и Эстония могут поторопиться с выходом из энергокольца, созданного на базе линий электропередач более 10 лет назад. «Электрическое кольцо БРЭЛЛ» сложилось в 2001 г., когда страны договорились, что их энергосистемы будут работать в синхронном режиме, на единой частоте тока 50 Гц, смогут обмениваться электроэнергией и поддерживать друг друга резервами в случае аварийных ситуаций.

Чем меньше энергетическая система, тем больше потенциальных проблем. Для предотвращения рисков Федеральной сетевой компании понадобится 50 млрд руб. на строительство новых ЛЭП. Создание Белорусской АЭС, Балтийской АЭС – ключевые вопросы нашей энергетической стабильности и обеспечения политического климата в Северо-Западном регионе.

Подводя итоги 2017 г., необходимо отметить успехи Северо-западного федерального округа на двух направлениях: Арктическом и Балтийском. Рост грузооборота по Севморпути и в западной части Арктики составил 39-40%. На Балтике реализуется замещение российскими портовыми мощностями. По Литве эти потери доходят до 18% ВВП.

Ускоренно развивается Калининградская область. Создание эффективной паромной переправы, в том числе для железнодорожных вагонов, позволит обеспечивать Калининградскую область всем необходимым без сухопутной связи. Но динамичное развитие Петербурга и Ленинградской области идет на фоне системного отставания Псковщины, Вологодской области, Республики Коми.

России необходимо сосредоточить усилия на саморазвитии с учетом внимательного изучения наших соседей. Разговоры о «холодной войне» и «стене между Европой и Россией» ведутся все четыре года, прошедшие после присоединения Крыма, и всегда воспринимались как некое преувеличение. В первую очередь, из-за понимания взаимосвязанности и взаимозаинтересованности двух сторон в отношениях друг с другом. В Европе множество людей, понимающих, какой вред наносит им самим политика давления на Россию. Это самые разные силы – от представителей бизнеса до национально ориентированных движений, от политиков-евроскептиков до представителей старой европейской аристократии. Их противостояние с атлантистами, контролирующими Евросоюз и власти большинства европейских стран, – объективный процесс, который  набирает силу. Заинтересованность в отношениях не просто взаимная – она, в первую очередь, европейская. Россия начала восстанавливать свое производство, а современные технологии есть не только у Запада, но и у Китая, Японии. Покупателем энергоресурсов может быть не только ЕС. Идет переориентация России на Восток, где кроме Китая имеются такие крупные потребители газа, как Япония и Южная Корея. А на европейские инвестиции ничего серьезного в России не построено.

Для Европы Россия является не просто соседом, а важнейшим фактором выживания ее самой. Становление Европейского Союза как самостоятельной силы в мире невозможно без координации с Россией. Это не только газ, рынки сбыта и проекты для инвестиций. Разрыв связей с Россией автоматически приводит к усилению влияния на Европу англосаксов – США и Великобритания, которое было установлено после 1945 г. 3 апреля 1948 г. США был принят закон «Об оказании экономической помощи иностранным государствам», определяющий реализацию «Плана Маршалла», согласно которому странам Западной Европы предлагалась финансовая помощь с учетом интересов самих США. Странам Европы давали деньги, чтобы они могли покупать товары у Америки. Это позволяло создавать рабочие места в США, и в конечном итоге вернуть им потраченные деньги.  Администратор «Плана Маршалла» был уполномочен прекращать действие программы для конкретной страны, если она «не выполняет подписанных ею соглашений» или если оказание помощи «более не отвечает национальным интересам США». Таким образом, экономическая помощь открыто объявлялась инструментом продвижения американской политики на территории Западной Европы под надзором американских администраторов. Американская финансовая подпитка позволила Западной Европе выйти на высокие стандарты жизни за меньшие сроки, но ценой превращения западноевропейских стран в американские доминионы.

Евросоюз, который в настоящее время мог бы стать самостоятельным центром силы, вновь оказывается в подчиненном положении по отношению к атлантическому проекту «Единого Запада». Ни о каком самостоятельном Европейском доме можно не мечтать. Роль европейских стран в мире сокращается последние 70 лет.

Конфликтующую с Россией Европу проще поссорить и с Китаем. Китайский проект «Один пояс, один путь» во многом завязан на Россию. А идея связки Берлин-Москва-Пекин является крайне привлекательной для европейских геополитиков, так как позволяет вытеснить из Евразии атлантическое влияние. Лишив себя отношений с Россией, Евросоюз ослабляет свои возможности по влиянию на мировые дела. Отказываясь от предложения России о сотрудничестве, ЕС обрекает себя на роль ведомого партнера в атлантическом проекте.

Для Британии же с началом функционирования проекта «Новый шелковый путь» грядут мрачные времена. Она теряет многомиллиардный страховой бизнес морских перевозок, принадлежавший ей веками. Москва, Берлин, Париж и Пекин цивилизованными методами отжимают у британцев (всегда работающими грязными методами) весьма доходный бизнес. Россия, Китай и Европа сами будут страховать наземные железнодорожные и

автомобильные перевозки из Китая в Европу, и Лондон окажется не у дел.

 

«Единое пространство общей судьбы»

О перспективах выстраивания единого цивилизационного пространства от Атлантики до Тихого океана рассказал директор Института Европы РАН А.А.Громыко.

Элементы стратегического партнерства России с Евросоюзом были заложены в начале XXI в. ЕС является главным торговым партнером России. Несмотря на санкции, более 40% товарооборота РФ завязано на 28 стран Евросоюза. Но из-за  политических рисков со стороны западных партнеров вектор РФ стал разворачиваться на Восток.

Если санкционную стратегию принять как новую нормальность, необходимо минимизировать эти риски. Роль стран Балтики в этих процессах очень значима. Нормализация отношений с соседями в этом регионе для РФ крайне важна. В настоящее время приходится создавать собственную инфраструктуру для решения политических конфликтов между РФ и Западом и встраиваться в китайские планы «Единого пространства общей судьбы». Рвать отношения с соседями Россия не собиралась. Это был не наш выбор.  Представители бизнеса это прекрасно понимают. В отличие от прибалтов и поляков немцы уверены, что проект газопровода «Северный поток-2» никакого отношения к политике не имеет. И для них это выгодный проект.

Концепция многоскоростной Европы, которая обсуждается в ЕС, предлагает введение принцип квалифицированного большинства при принятии решений. В случае её принятия странам Балтии, Польше, Румынии и т.п. будет труднее блокировать нормализацию отношений с Россией. И в дальнейшем они перестанут сопротивляться. А бизнес-планы Евросоюза будут зависеть уже не от них, а от решения крупных стран.

Идея «Большой Европы» от Атлантики до Тихого океана - единого цивилизационного пространства от Лиссабона до Владивостока, долгое время была модной в Европе. Многие проблемы можно решить только сообща. Ни одна страна в мире не отказывается от интеграции, чтобы находить партнеров, стратегически решать вопросы своего экономического развития. Для России крайне важна интеграция в Евразию потому, что она является мультипликатором конкурентных преимуществ на мировом рынке. Россия неоднократно вносила предложения в Еврокомиссию о взаимоотношениях между ЕС и ЕАЭС. Но пока контакты реализуются только на техническом уровне. После 2014 г. идея об интеграции и стратегическом партнерстве с ЕС отошла на задний план, уступив место идее Большой Евразии.

Если западные партнеры не хотят создавать с Россией стратегические мегапроекты, которые вывели бы Большую Европу в лидеры XXI в., для диверсификации экономической политики страны надо развернуться на Восток и наращивать сотрудничество и кооперацию с быстро растущими рынками АТР и Южной Азии. И уже через них добиваться воссоединения большого пространства с западными соседями.

В мае 2015 г. руководство России и Китая договорились о сопряжении «Экономического пояса Шёлкового пути» и ЕАЭС. В конце 2017 г. на XIX съезде компартии КНР была принята стратегия по созданию мощной державы, включающая три этапа: создание общества минимальной зажиточности к 2020 г., осуществление базовой социалистической модернизации к 2035 г. и создание мощной державы к 2050 г. Стратегия планирует развитие экономики Китая в сторону Юга и Запада. Для реализации концепции "Один пояс — один путь" предлагается множество идей. Нашей стране необходимо внимательно отслеживать эти идеи, поскольку Россия не во всем инкорпорирована в эти планы, то есть автоматически РФ не получит огромные выгоды от своей территории при реализации данных планов Китая.

Получение выгоды от мощного потока товаров и услуг, идущих из Китая на Запад через нашу страну, - один из стратегических вызовов для России на ближайшие 10-30 лет. Важно корректно спрогнозировать, насколько экономическая целесообразность и законы рыночной экономики, провозглашаемые западным либеральным миром в качестве несущих конструкций, возьмут верх над политической конъюнктурой. Насколько национальные интересы России, Белоруссии, Польши, Прибалтики возобладают над искусственными политическими противоречиями, препятствующими развитию международных отношений в последние годы.

90% торговых перевозок в мире производится по морю. К 2050 гг. активно в глобальном масштабе начнет использоваться Севморпуть. И экономическая ситуация в Евразии может значительно измениться. До начала использования СМП на полную мощность остается 20-30 лет, чтобы Россия смогла реализовать себя в качестве транзитного маршрута между АТР и Западом, с осознанием того, что транзит подразумевает огромный масштаб модернизации инфраструктуры, которая повлечет за собой и социально-экономическое развитие страны. Если этого не сделать сейчас, к середине XXI в. сухопутный транзит через Евразию может потерять свою привлекательность. И тогда уже будет поздно использовать потенциальные конкурентные преимущества, которые имеются у нашей страны.

 

ЕАЭС и OBOR

Эксперт аналитического бюро «Дорн» А.Ю.Карпов представил перспективы включения России в китайский проект «Один пояс - один путь». Суть  концепции «Один пояс - один путь» заключается в формировании новой модели международного сотрудничества. Проект охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63% населения планеты,  предположительный экономический масштаб — 21 трлн долл. Данная инициатива КНР помогает преодолеть проблему диспропорции в развитии западных и восточных районов Китая, решить проблему избыточных мощностей в стране путём расширения открытости Китая в западную сторону, освоения новых рынков стран в Евразии для экспорта товаров и капитала. Реализация проекта "Экономический пояс Шелкового пути" (ЭПШП) позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу до 10 дней вместо 45-60 суток доставки контейнерных грузов морским транспортом. Помимо создания единой транспортной инфраструктуры проект подразумевает расширение таможенного сотрудничества, увеличение масштабов финансовых операций между странами, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС), активный обмен в сфере культуры и науки.

В основе проекта лежит строительство трех железнодорожных коридоров: северного, центрального и южного, которые соединят восточные провинции Китая со странами Западной Европы. «One Belt, One Road» (OBOR) - своего рода китайская модель глобализации.  Впервые в своей истории Китай вышел на мировой уровень с идеей планетарного масштаба. ЭПШП - это геополитический проект. 70-80% мирового производства сосредоточено в 200-мильной прибрежной зоне. Производство во внутриконтинентальных районах менее конкурентоспособно, а людей, которых необходимо обеспечить работой, здесь проживает много. Во многом китайская инициатива основана на этом. КНР делает ставку на опережающее развитие транспортной инфраструктуры, чтобы обеспечить связанность пространства - фундаментальную основу для осознания общности судьбы. «Шелковый путь» – гораздо более фундаментальный проект, чем ЕАЭС, поскольку апеллирует к более общим основам, и поэтому имеет большую перспективу и динамизм.

Морские пути снабжения Китая энергоносителями уязвимы, они контролируются американскими ВМС. Пока КНР располагает флотом только прибрежной зоны. Для создания океанского флота потребуется как минимум 5 авианосных групп. Сейчас ВМС Китая имеют только 2 авианосца и ещё один в стадии строительства. Наращивая свои ВМС, Китай создает систему военно-морских баз «Жемчужная нить» по всему пути морского снабжения: в Джибути, на Мальдивах, в Шри-Ланке, в пакистанском Гвадаре.

Уязвимость морских трасс КНР пытается демпфировать прокладкой трубопроводов для транспортировки энергоносителей по суше. Строящийся газопровод «Сила Сибири», в том числе, выступает в качестве страховки и диверсификации этой системы энергоснабжения. На сегодняшний день газ поставляется в Китай по четырем трубопроводам из Туркменистана и трубопроводу из Мьянмы (Бирмы).

Прокладка транзитного пути через бедные страны чревата потерей стабильности, на которую также влияют проблемы с Синьцзян-Уйгурским АО, с мусульманской дугой. Стабилизировать ситуацию в этих регионах Китай намерен путем их экономического развития. Здесь будут создаваться зоны опережающего развития, куда будут выноситься китайские производства. Создание высокоскоростных железных дорог и автотранспортных магистралей в самом Китае практически завершено. Создана транспортная сеть, развернуты соответствующие мощности. Для того чтобы задействовать своих строителей-транспортников КНР начинает искать работу в других регионах.

Надежды на китайские инвестиции в Россию в этом плане наивны. Осваивать китайские инвестиции будут сами китайцы, поставляя свой цемент для бетонирования, собственные металлоконструкции, китайское оборудование. И работать будут китайские рабочие. Подобный опыт организации работ продемонстрировало строительство китайско-белорусского индустриального парка в Великом Камне. Эта стройка должна сделать Беларусь узловой платформой «Нового Шелкового пути». Многие китайские производства (далеко не безвредные) будут выноситься и в Казахстан. Это нормальное соблюдение собственных национальных интересов Китая.

Транзит из Китая в ЕС - это железнодорожный контейнерный транзит. Россия по итогам 2017 г. продемонстрировала значительные темпы роста контейнерного транзита - 320 тыс. TEU (сокр. от англ. twenty-foot equivalent - двадцатифу́товый эквивале́нт  — усл. ед. измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год. Но это мизерная доля. Основную массу транзита будут представлять товары из Западного Китая, Уйгурской провинции и зон опережающего экономического развития, которые будут разворачиваться в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Иране, Турции.

Наш Северо-Западный регион находится в поле трех интеграционных проектов: ЕС, ЕАЭС и OBOR. У ЕС это «Восточное партнерство».  У Китая - подпроект для Центральной и Восточной Европы в формате «16+1», включающий страны Восточной Европы и Балканского региона.

Не быть встроенной в проект OBOR – такой  альтернативы у России нет. Нас интегрируют в этот проект без каких-либо конфликтных ситуаций. Необходимо просто включиться в конструктивное взаимодействие и максимально использовать данную ситуацию для собственного развития.

Проблемы современной России заключаются в утрате навыков территориального стратегирования. А стратегия – это попытка управления будущим. Способностью и владением стратегирования обладают несколько мировых национальных элит: англосаксы, китайцы, еврейские элиты и т.д. Мы в значительной степени утратили эту способность, навыки и, главное, технологии. Ни один из отечественных отраслевых аналитиков не предсказал ни событий 2008 г., ни 2014 г. А риски подобного рода необходимо учитывать с прикладной точки зрения. В бизнесе крайне важно учитывать геополитические аспекты, оказывающие мощное влияние на конкретный бизнес.

Политическая система, заинтересованная в стратегии развития страны на 20-30 лет, создает стране конкурентное преимущество перед теми странами, чей горизонт планирования ограничивается выборными 4-5 годами. Любой экономический мегапроект относится к сфере государственных интересов, и никакое государство не отдаст его на откуп рынку. Экономическая модель нашей страны весьма проблематична с точки зрения «длинных денег», необходимых для реализации мегапроектов. Сегодня «длинных денег» в стране практически нет, всё зависит от межбанковских ставок. Поэтому переформатировать международные проекты нам вряд ли удастся,  нас в них будут просто встраивать.

Но Россия - не та страна, которая привыкла играть по чужим правилам. У нас сохранилась признанная дипломатическая школа - один из важнейших ресурсов для стратегического мышления. Стратегическое мышление, «длинные деньги» могли бы решить многие наши проблемы. Политическая система РФ должна обеспечить возможность «длинных денег». И тогда другие страны будут относиться к нам как равным партнерам.

В такой протяженной стране как Россия высокоскоростное движение обязательно должно развиваться. И вопрос окупаемости в данном  случае неуместен. Ещё в начале XX в. С.Ю. Витте понимал, что развитие железных дорог должно финансироваться из государственной казны, а не за счет тарифов, как это делается сейчас.

Статистику товарооборота по маршруту OBOR  продемонстрировала к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и природопользования С.Д.Воронцова.  Суммарный товарооборот Китая с Россией составляет 70 млрд долл., экспорт в РФ - 37,3 млрд, импорт 32,3 млрд. На долю РФ в экспорте Китая приходится менее 2%, в импорте - 2%. Во внешней торговле России на экспорт Китая приходится 9%, на импорт – 21%. В импорте Российской Федерации Китай занимает первое место.

Товарооборот Китая со странами ЕС на порядок больше – 700 млрд долл. в год. Транспортные услуги по его обслуживанию составляют 10% от стоимости товарооборота. Таким образом, на обслуживании торговли Китая со странами  ЕС Россия может заработать порядка 70 млрд долл. в год.

Проект OBOR предполагает создание в евразийском регионе мощной транспортной сети, включающей в себя железные дороги, автотрассы, воздушные и морские пути, нефте- и газопроводы, линии электропередач и коммуникационные узлы, создание инфраструктуры для обслуживания этих сетей и индустриальных кластеров.

Объемы торговли Китая с 32 государствами (с 4,5 млрд населением) по маршруту OBOR превышают 1 млрд долл. - четверть общего объема внешней торговли. В последнее десятилетие объем торговли Китая с этими странами ежегодно возрастал на 19%. Китай импортирует товаров на сумму в 500 млрд долл. 

Проект OBOR предлагает Европе следующие возможности:

- совместное создание большого евразийского рынка;

- содействие процессам региональной интеграции в Европе;

- преодоление отчуждения между Россией и Европой;

- повышение глобального влияния;

-выравнивание трансатлантических отношений, страдающих из-за асимметричной позиции США.

 Один из сухопутных маршрутов проекта OBOR проходит через Московский регион. В 2013 г. ОАО "Российские железные дороги", АО "НК "Казахстан темир жолы" (Казахстанские железные дороги) и Белорусская железная дорога подписали соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании для обслуживания железнодорожного евразийского транзита. ОТЛК будет инвестировать в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру, которые к 2020 г. достигнут 6,2 млрд долл. Для железнодорожных перевозок грузов из Китая возможны 4 направления:

1)      Достык (Казахстан) - Брест,

2)      Достык - Санкт-Петербургский транспортный узел – страны северной Европы,

3)      Достык - незамерзающий п. Мурманск – страны северной Европы,

4)        Севморпуть.

Основное направление Достык - Брест.

Для России крайне важно при развитии этих направлений обеспечить предоставление на современном уровне транспортно-логистических услуг:

- малые задержки на границе (не более 2-4 часов),

- гарантированное время доставки грузов потребителям,

- увеличение скорости движения контейнерных составов,

- развитие сопутствующих сервисов (сквозные тарифы и т.д.)

Кроме железнодорожного в настоящее время прорабатывается автомобильный маршрут Европа - Западный Китай, который начнется от Санкт-Петербурга, пройдет через Москву, Нижний Новгород, Казань, через Оренбургскую область подойдет к Казахстану и выйдет к Урумчи  -административному центру Китайского автономного округа Синьцзян-Уйгурска в Западном Китае, и далее к восточному побережью Китая. От Москвы одно направление идет на Казань, другое – на Самару с выходом на пункт пропуска Сагарчин.

На территориях Китая и Казахстана уже построена 4-8 полосная автодорожная магистраль до границы с РФ. Россия существенно отстает по темпам её строительства.

Кратчайший транзит из Китая в Европу проходит по территории нескольких федеральных округов РФ. При наличии сухопутной связи этот маршрут вместо 27 тыс. км морского пути через Суэцкий канал займет 4 тыс. км.

Строительство магистрали для пассажирских перевозок из Пекина через Астану, Москву, Минск в Берлин должно начаться в 2018 г. и завершиться в 2023 г. В 2026 г. планируется запустить перевозки грузов. Прогнозируется, что к 2050 г. по магистрали будет ежегодно перевозиться 20 млн т грузов и   37 млн пассажиров.

Реализация проекта позволит перевозить сухопутным транспортом 10–15% товарооборота между Китаем и ЕС. Общая выручка ВСМ «Евразия» к 2050 г. составит 47 млрд долл. Пока 98% объема взаимных поставок стран ЕС и Китая обслуживаются морским транспортом, 1,5–2% приходятся на авиационный транспорт и лишь 0,5–1% — на железные дороги.

Эксперты ЕАБР прогнозируют рост контейнерооборота из Китая в Европу (по итогам 2017 г.) на уровне 80-100%. Больше других на этих грузовых потоках смогут заработать Казахстан и Россия. 

Использование контейнерных легких поездов внутри России и в китайском транзите – весьма перспективный проект, требующий больших инвестиций. Серьёзным препятствием на пути создания ВСМ являются затраты на выкуп земли – до 20% от стоимости проекта. Для урегулирования этого вопроса необходимо принятие соответствующего федерального закона. Кроме того, должно быть организовано применение современных технологий для строительства ВСМ, создания подвижного состава с локализацией производства в РФ. Развитие новой индустрии и высокоскоростного сообщения по наиболее востребованным маршрутам в РФ создаст соответствующий мультипликативный эффект. Работа на локальном рынке перевозки товаров из быстроразвивающихся западных провинций Китая в Европу крайне выгодна для России.

Президент НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) А.М.Ходачек представил предварительные итоги экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2017 г. Ускорился рост объемов промышленности Санкт-Петербурга, которая одной из первых вышла из кризиса. Имеется определенный рост по индексу физического объема производства и объемам в натуральном выражении. В рейтинге инновационных регионов СПб вышел на первое место, обогнав Москву, Татарстан, Томск. Уверенно чувствуют себя предприятия по переработке агропромышленной продукции. Но по выполнению городского заказа Петербург оказался на 39 месте. По вводу объектов инженерно-транспортной инфраструктуры отставание доходит до 50 лет. В первую очередь это касается метрополитена.

Рост заработной платы в 2-2,5 раза опережает рост производительности труда. Основной объем промышленного производства нуждается в обновлении, запуске новых высокотехнологичных линий. Но у предприятий на это нет оборотных средств.  Недостаточен  масштаб инновационного производства в Санкт-Петербурге. Инновационные предприятия создаются, в основном, в фармацевтическом и радиоэлектронном кластерах. Хотя в РФ на 10000 рабочих мест приходится всего 2 роботизированные линии (для сравнения, в Южной Корее - около 500), любая роботизация будет приводить к высвобождению даже высококвалифицированных сотрудников. Поэтому могут возникнуть проблемы, связанные с занятостью. По уровню безработицы Петербург имеет один из самых низких показателей по стране. Наблюдаемая безработица составляет от 30 до 60 тыс. человек и носит структурный характер. Люди ищут работу, которая соответствует их квалификации, образованию. Всплеску безработицы, который ожидается к концу сентября 2018 г., будут подвержены крупные промышленные центры и моногорода. Администрациям регионов потребуется запускать новые крупные проекты либо создавать временные рабочие места.

Последние 2 года более трети доходов в бюджет РФ поступает  не за счет углеводородного сырья, а от экспорта IT-технологий. По Санкт-Петербургу доходы от экспорта IT-технологий за 2017 г. составили 1,6 млрд долл.

К 2030 г. по основным макроэкономическим показателям Петербург по сравнению с другими российскими регионами будет развиваться более быстрыми темпами. Приоритетными сферами для петербургской экономики на расчетный период являются: транзит грузов и логистика; промышленность с высокой степенью добавленной стоимости; инновационные разработки; запуск стартовых серий новой продукции с передачей массового производства в другие регионы; производство высокоточной техники. Важными направлениями являются также образование и культура, как двигатели не только туризма, но и бизнеса, и сферы услуг.

Население Петербурга к 2030 г. составит около 5,5 млн человек. Потребуется приток квалифицированной рабочей силы (400-450 тыс. человек), прежде всего, из ближнего зарубежья. Занятость в промышленности сократится до 330-360 тыс. человек. Общая занятость составит 3,1-3,2 млн человек, безработица – 1-0,7% от экономически активного населения. ВРП увеличится до 14 трлн рублей. До 35-40% возрастет доля экспорта и его обслуживания. Динамичнее всего будет развиваться производство сложной бытовой техники для внутреннего рынка. Уровень инвестиций составит 30-35% от ВРП.

Свыше 70% инвестиций на­правляется в отрасли обрабатывающего производства. Высокая инвестиционная активность сохраняется в сфере строитель­ства, транспорта и связи, торговли, операций с недвижимостью, аренды, предоставления услуг. Кроме того, средства вкладывают­ся в сборочное производство. Но объемы краткосрочных инвестиций значительно превышают объ­емы долгосрочных.

 

Заключение

Несмотря на падение цен на нефть в первой половине 2017 г., имел место рост индекса промышленного производства. 2017 год продемонстрировал альтернативный сценарий экономического развития страны по сравнению с 2000-ми годами. Отмены санкций в 2018 г. ждать не стоит. Программа импортозамещения будет продолжена, её нужно активизировать.

Глобальных экономических потрясений в 2018 г. не будет. Россия входит в период экономического роста. Оживление в нашей экономике связано с новым циклом мирового экономического роста, который предъявляет спрос и на нашу продукцию. В 2018 г. преимущество будут иметь те страны, которые сфокусируются на решении своих проблем.

Необходимо сосредоточить усилия на саморазвитии, с учетом внимательного изучения соседей. Для Европы Россия является не просто соседом, а важнейшим фактором выживания её самой. Становление Европейского Союза как самостоятельной силы в мире невозможно без координации с Россией.

Конфликтующую с Россией Европу проще поссорить с Китаем. Китайский проект «Один пояс, один путь» во многом завязан на Россию. А идея связки Берлин-Москва-Пекин является крайне привлекательной для европейских геополитиков, так как позволяет вытеснить из Евразии атлантическое влияние. Лишив себя отношений с Россией, Евросоюз ослабляет собственные  возможности по влиянию на мировую политику. Отказываясь от сотрудничества с Россией, ЕС обрекает себя на роль ведомого партнера в атлантическом проекте.

Для России интеграция в Евразию крайне важна, потому что является мультипликатором конкурентных преимуществ на мировом рынке. Ни одна страна в мире не отказывается от интеграции, для того чтобы находить партнеров, стратегически решать вопросы своего экономического развития. Если западные партнеры по тем или иным соображениям не хотят строить с Россией стратегические мегапроекты, которые вывели бы Большую Европу в лидеры XXI в., РФ надо развернуться на Восток для диверсификации экономической политики страны и наращивать сотрудничество и кооперацию с быстро растущими рынками АТР и Южной Азии. И через них добиваться воссоединения большого пространства с западными соседями.

Получение выгоды от мощного потока товаров и услуг, идущих из Китая через нашу страну на Запад, - один из стратегических вызовов для России на ближайшие 10-30 лет. Кратчайший транзит из Китая в Европу проходит по территории нескольких федеральных округов России. В такой протяженной стране как наша высокоскоростное (ВС) движение должно развиваться, выполняя, в том числе, определенные социальные функции. Развитие новой индустрии и высокоскоростное сообщение по наиболее востребованным маршрутам в РФ даст соответствующий мультипликативный эффект.

Помимо государственной политики формирования приоритетных транспортных коридоров для развития Петербургского  транспортного узла, реализации его роли в обеспечении транзитных грузопотоков из Китая в страны Северной Европы необходима отдельная программа.

ВСМ в России востребованы. Высокоскоростные магистрали – это развитие высокотехнологичных видов транспорта, сокращение времени на преодоление расстояний между крупными агломерациями. Три основных направления: Москва-СПб, Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург, Москва-Сочи - самые загруженные направления в РФ. Пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом уже сегодня составляет свыше 10 млн человек в год. РЖД предусматривает использование ночных поездов для доставки интернет-посылок, основной поток которых идёт из Китая. На трассе «Москва-Петербург» самые большие и самые богатые пассажиропотоки, для контейнерных грузов созданы мощные контейнерные терминалы в портах Санкт-Петербурга и Ленобласти. Будучи интегрированы в ВСМ,  они могли бы использоваться более эффективно.

Экономические отношения России и Китая носят стратегический характер. В противовес амбициям Запада азиатский регион проявляет традиционную мудрость, наращивая и укрепляя сотрудничество со своими соседями. Несмотря на экономический кризис и некоторый спад объемов внешней торговли, Россия остается в двадцатке основных торговых партнеров Китайской Народной Республики, наряду с другими европейскими государствами: Нидерландами, Великобританией, Германией.

В условиях  противоборства со странами Балтии российский бизнес создает новые маршруты грузопотока в обход прибалтийского региона,  используя отечественную логистическую инфраструктуру. ПАО «ТрансКонтейнер» запустило новый сервис для транспортировки грузов из КНР в ЕС в обход портов Прибалтики с перевалкой на территории Финляндии. 

Создание устойчивого транзитного сообщения между Европой и Азией по территории России является важной задачей.


Подготовила Т.А.Девятова

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8005