Опыт декомиссии атомных станций США
Дата: 15/11/2017
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


На 2017 г. в мире насчитывается 447 действующих ядерных реакторов, примерно 40% из них подошли к выработке проектного ресурса. Наступил момент принятия решения о выводе их из эксплуатации (ВЭ). Проблема крайне актуальная для всего мира. Поэтому важно аккумулировать опыт декомиссии других стран.



После выработки проектного ресурса атомная станция сначала останавливается, то есть перестает производить электроэнергию. На втором этапе производится выгрузка отработавшего ядерного топлива и перемещение его в специальные бассейны выдержки, где в течение многих лет ОЯТ будет продолжать выделять энергию, никак не используемую. Более того, для охлаждения  воды бассейнов выдержки будет потребляться электроэнергия, вырабатываемая другими источниками.

Опыт США, имеющих более 100 АЭС, может пригодиться и для нашей страны. Полностью перенести его невозможно, но он позволяет задуматься над путями решения этой комплексной  проблемы. Считается, что АЭС «Мэн Янки» в США выведена до состояния «зеленой лужайки», но рядом с ней расположен ядерный остров, на котором в специальных контейнерах, охлаждаемых не водой, а воздухом, хранится отработавшее ядерное топливо, произведенное этой станцией.

ОЯТ это бремя, от которого сейчас никак не избавиться. На сегодняшний день в мире нет ни одной атомной станции, которая выведена из эксплуатации до состояния, при котором она перестала создавать проблемы обществу. Ни одной станции в мире не выведено до состояния «зеленой лужайки». Эти проблемы будут накапливаться, и продолжать существовать в течение многих лет. Плутоний 239, присутствующий в ОЯТ, будет сохранять опасность для всего живого в течение времени не менее десяти периодов полураспада - 240 тыс. лет.

В 2003 г. сеть экологических общественных организаций, которая образовалась в результате сотрудничества: «Кольского экологического центра» (Апатиты), «Норвежского общества охраны природы», «Зеленого мира» из Соснового Бора (теперь Общественный совет Южного берега Финского залива), благотворительный фонд «За Природу» (Челябинск), начала работу над проектом «Декомиссия» по изучению мирового опыта вывода из эксплуатации АЭС, выработавших проектный ресурс. В 2008 г. сеть общественных экологических организаций «Декомиссия» подготовила 100-страничный доклад, в котором был аккумулирован опыт вывода из эксплуатации как системной проблемы в Литве и Германии. Главным достижением проекта «От закрытости к открытости», стартовавшего в  2003 г., стала выработка Концепции вывода из эксплуатации устаревших энергоблоков, благодаря которой общественникам удалось завязать диалог с атомщиками.

При разработке этого документа участники проекта «Декомиссия» были ориентированы на взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами и использование мирового опыта в России. Планы вывода из эксплуатации необходимо строить из условия обеспечения сбалансированного развития регионов размещения АЭС и мест предполагаемого размещения-переработки радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). При этом целесообразно руководствоваться принципами:

- прозрачности принятия политических, технологических, экологических, социальных, экономических решений;

- доступности участия общественности в процессе принятия решений;

- независимости экологического, технологического и финансового мониторинга плана и проектов вывода из эксплуатации;

- ядерной, радиационной и экологической безопасности при демонтаже оборудования и обращении с ОЯТ и РАО;

- социальной защищенности персонала, зависящего от работы энергоблоков, выводимых из эксплуатации, а также городов-спутников АЭС;

- социальной ответственности перед будущими поколениями, которые будут проживать в местах расположения выводимых АЭС и местах долговременного размещения РАО и ОЯТ.

Самое серьёзное внимание при ВЭ должно уделяться безопасности персонала, населения, природной среды. Необходимо обеспечить смягчение негативных социальных последствий, связанных с потерей рабочих мест в городах-спутниках АЭС. При выводе из эксплуатации российских энергоблоков, выработавших ресурс, целесообразно адаптировать к российским условиям опыт других стран, в частности, Германии, Литвы, США. Была организована группа, объединившая представителей атомной индустрии, муниципальных, региональных федеральных властей и общественности для посещения с целью обмена опытом зарубежных АЭС, выводимых из эксплуатации. Экологи организовали поездки для НПО и российских властей в города Висагинас в Литве, Грайфсвальд в Германии и Вермонт в США. Об американском опыте вывода из эксплуатации АЭС «Вермонт Янки»  рассказал О.В.Бодров, председатель Общественного совета Южного берега Финского залива.

В октябре 2017 г. на конференции «Декомиссия -2017 г.» об опыте вывода из эксплуатации АЭС «Мэн Янки» (США) рассказали Майкл Мейснер и Раймонд Шадис, участники процесса ВЭ этой атомной станции.

 

АЭС Мэн Янки

АЭС Мэн Янки (Maine Yankee Nuclear Power Plant) расположена на полуострове Бейли в  Вискассете в округе Линкольн штата Мэн США на побережье  Атлантического океана.

Оператор - атомная энергетическая компания “Maine Yankee Atomic Power Co” (MYAP)

Строительство станции стартовало в 1968 г. и закончилось в 1972 г., когда началась её коммерческая эксплуатация. Стоимость строительства станции составила $ 231 млн ($ 1,6 млрд в сопоставимых ценах 2012 г.). Изначально компания MYAP имела 40-летнюю лицензию на эксплуатацию станции. За 25 лет функционирования АЭС «Мен Янки» обеспечивала 72% генерации и 35% потребности электроэнергии Вермонта, поступление 95% налогов в бюджет г. Вискассет с населением 3700 человек. В самый продуктивный 1989 год производство энергии на  «Мен Янки» достигло 6 900 ГВт*часов электроэнергии. С 1972 по 1996 г. реактор  произвёл около 119 ТВт*часов электроэнергии.

Изначально население штата Мэн негативно относилось к строительству атомной электростанции. Первые выступления против АЭС «Мэн Янки» прошли в 1967 г., когда станция еще даже не начала строиться. Оппозицию строительству АЭС возглавляли: «Граждане за безопасную власть», «Совет натуралистов Одубона», «Совет по природным ресурсам штата Мэн» и  68-й губернатор штата Мэн Кеннет М. Кёртис, подавшие заявление в Комиссию по атомной энергии о приостановлении действия лицензии на эксплуатацию атомных установок из-за проблем с окружающей средой и безопасностью. Группа не смогла остановить строительство, но сумела убедить Комиссию по  ядерному регулированию установить более строгие экологические стандарты и обеспечить мониторинг. После аварии на АЭС «Три-Майл-Айленд»  в Пенсильвании в марте 1979 г., граждане Вискассета Раймонд и Патрисия Шадис организовали петицию (1000 участников) в столице штата Мэн против ядерной энергетики. В 1980, 1982 и 1987 г. в штате были проведены три референдума о закрытии АЭС «Мэн Янки», но к остановке реактора станции они не привели.

В 1995 г. Комиссия по ядерному регулированию начала расследование после обвинений в адрес атомной электростанции «Мэн Янки» в несоответствии современным требованиям безопасности, из-за чего стоимость производимой станцией электроэнергии была существенно выше рыночной.  Как показал финансовый отчет, АЭС оказалось дешевле закрыть, чем исправить недостатки в объеме, требуемом регулятором ядерной безопасности.

Станция была закрыта 6 августа 1997 г., на 11 лет раньше окончания лицензии. 21 августа  1997 г. заработал Общественный Экспертный Совет с участием всех заинтересованных сторон, взявший на себя наблюдение за процессом вывода.

Декомиссия до состояния «зеленой лужайки» с ядерным островом виде хранилища ОЯТ продолжалась 8 лет с 1997 по 2005 г. (рис.1).

Рис.1 Процесс демонтажа АЭС

Стоимость декомиссии составила $500 млн. Участниками процесса декомиссии являлись:

- владельцы АЭС;

- Национальный регулятор (NRC);

- власти штата Мэн;

- общественность.

В 2003 г. реактор был демонтирован (рис. 2) и вывезен на барже в Барнуэлл, Южная Каролина (Barnwell, South Carolina).

Рис.2 Реакторный зал после демонтажа реактора

В 2004 г. здание защитного купола реактора было разрушено с помощью взрыва. На территории станции остаются радиоактивные отходы (хранилище отработавшего ядерного топлива) (рис. 3), которые планируют в будущем перевезти в национальное хранилище.

Рис.3 Ядерный остров АЭС «Мэн Янки», 60 контейнеров с ОЯТ.

Рис.4 Зеленая лужайка «Мэн Янки»

Компания “Maine Yankee Atomic Power Co” (MYAP) заявила, что при снятии с эксплуатации АЭС “Мэн-Янки” она достигнет более высокого уровня очистки, чем предписано нормами радиационной безопасности, установленным Комиссией ядерного регулирования (NRC) и властями штата Мэн, согласно которым мощность дозы облучения от остаточного загрязнения площадки не должна превышать 25 мбэр/год. MYAP решила, что площадку можно очистить так, чтобы доза радионуклидов снизилась до 10 мбэр/год, а мощность дозы облучения от подземных вод – до 4 мбэр/год. Плану захоронения загрязненных материалов на площадке АЭС уделялось большое внимание как со стороны жителей и властей штата Мэн, так и со стороны оператора АЭС. Исходное предложение MYAP включало очистку поверхностей реакторного здания и других загрязненных строений путем послойного (по ~1/4 дюйма) удаления загрязненного бетона. Затем части здания, расположенные над поверхностью земли, должны быть разрушены и в качестве бутовых камней захоронены в подземной части сооружения. Площадка будет покрыта метровым слоем шламовой засыпки. С учетом рекомендаций представителей власти штата, чтобы не превысить установленный комиссией NRC предел дозы, в пересмотренном плане компания MYAP предложила зацементировать удаленные отходы бетона в единую твердую массу.

 

Опыт декомиссии от участников ВЭ АЭС «Мэн Янки»

Бывший генеральный директор АЭС «Мэн Янки», прошедший путь от строительства станции, её эксплуатации до вывода АЭС из эксплуатации, Майкл Мейснер представил своё видение процесса декомиссии, как «Минимизации долгосрочной ответственности АЭС за счет вывода из эксплуатации»

Международный опыт вывода из эксплуатации АЭС показал, что выводить станцию лучше сразу по сценарию "немедленного вывода". Предпосылками для такого решения являются: наличие персонала, эксплуатировавшего станцию много лет и хорошо знакомого с ней; использование при демонтаже оборудования, которое эксплуатировалось на АЭС, а также экономика и безопасность этого процесса.  План и сценарий декомиссии должны разрабатываться с учетом мнения власти штата и заинтересованной общественности.

Сценарий вывода из эксплуатации может быть до состояния: "зеленой лужайки" с возможностью любого использования территории в будущем, либо до состояния "коричневой лужайки", когда инфраструктура АЭС используется другим бизнесом. В настоящее время ни одна АЭС в мире не демонтирована до состояния «зеленой лужайки».

Стоимость декомиссии энергоблока сопоставима со стоимостью его строительства. ВЭ оплачивался за счет средств, вырученных от продажи атомного электричества, накопленных в специальном фонде. Декомиссия АЭС «Мен Янки» была закончена в 2005 г.

Вместе с местным сообществом мы смогли достичь результата по ВЭ АЭС «Мен Янки», удовлетворяющего обе стороны. Взаимоотношения складывались не простые. АЭС «Мен Янки» ровесница Ленинградской АЭС. Она была введена в строй в 1972 г. А в 1997 г. владельцы АЭС решили закрыть станцию по экономическим причинам. Выведение АЭС из эксплуатации было осуществлено за 8 лет. И стоило 550 млн долл. Это самый дешевый вывод из эксплуатации АЭС за всю историю.

Когда владельцы решили закрыть станцию, встал вопрос – выводить АЭС сразу или отложить этот процесс на несколько лет. По законодательству можно ждать в течение 6 лет. Мы понимали, что выводить надо сразу. С течением времени многое может произойти. Изменится законодательство, возникнет проблема с полигоном для хранения РАО, изменятся взгляды у правительства. При немедленном выводе, мы имеем специалистов, которые работают на АЭС. Кроме того, оставляя АЭС в рабочем состоянии, она не будет производить энергию, но всё равно потребует дальнейшего обслуживания.

В выводе из эксплуатации участвуют владельцы АЭС, оператор, который несет ответственность за эксплуатацию. АЭС «Мэн Янки» принадлежала 10 владельцам, никак не связанным с атомной отраслью. Ещё две группы заинтересованных лиц в ВЭ: это население, проживающее в данном городе, и активисты, выражающие интересы местного населения.

Сегодня американцы не очень обеспокоены вопросами безопасности в атомной отрасли, потому что она находится на достаточно высоком уровне. Но когда заходит разговор о выводе АЭС из эксплуатации, ситуация меняется. Энергия, производимая АЭС, важна и для оператора, и для населения, так как от её продажи в бюджет города поступают налоги. Что будет происходить после закрытия станции, в каком состоянии будет территория? Все заинтересованы в полной дезактивации и полной безопасности площадки станции после её ВЭ. Вопросами ВЭ обеспокоены и правительственные органы, и сам регулятор. При закрытии АЭС представители станции и местные активисты находятся в оппозиции. Для оператора общение с общественностью не всегда приятно. Но постепенно мы достигли понимания. И активисты при ВЭ работали с нами уже в одной связке.

Вывод АЭС из эксплуатации в США не самое простое мероприятие. С технологиями всё было понятно. Но возник целый ряд других сложностей. При выводе из эксплуатации, надо забыть всё, чему учили вас при эксплуатации станции. Здесь требуется другой менталитет, другие навыки.

Эксплуатация АЭС представляет собой заданную по определенному циклу статичную, работу, без каких-либо сюрпризов. При выводе из эксплуатации каждый процесс происходит один раз. Всё меняется ежедневно. Без серьёзных сюрпризов не проходило ни одной недели. Каждый месяц мы сталкивались с тупиком, который, казалось, невозможно преодолеть. Для ВЭ необходимо иметь гибко мыслящих специалистов, не зацикленных эксплуатационным мышлением, которых ничто не сдерживает в поиске нетривиальных решений. Этими чертами должны обладать инженеры, занимающиеся декомиссией. Инновации очень важны при декомиссии. Необходимо выйти за пределы своей «коробочки». При ВЭ инженерам придется работать с тем, с чем они никогда больше не столкнуться. Это новое, интересное для профессионалов дело. Нужно сохранить своих лучших инженеров, а не спешить уволить их при закрытии станции.

Контроль за ВЭ производит оператор. Прецеденты аварий на АЭС требуют от оператора тщательности в работе, осторожности в принятии решений. А вывод из эксплуатации -  обратный процесс. Особо жесткий контроль здесь необходимо производить за радиоактивным загрязнением при утилизации отработавшего ядерного топлива.

В США существует организация планирования на случай экстренных вариантов, каких-либо ЧП для взаимодействия с местным сообществом. При выводе АЭС из эксплуатации местное сообщество и АЭС являются оппонентами. С администрацией «Мэн Янки» мы попытались нащупать взаимоприемлемое соглашение между нами и местным сообществом, чтобы и оператор, и сообщество получили что-то ценное для себя в результате декомиссии АЭС.

Я завидую российским технологиям переработки и хранения РАО. Хотел бы, чтобы и в США они были такого же высокого уровня. Но в данном случае на проблему ВЭ хочу посмотреть с другого ракурса.  Здания очень трудно ломать. При планировании ВЭ мы понимали, что утилизация радиоактивных отходов (загрязненного бетона) обойдется в 8 раз дороже, чем утилизация чистого бетона. Для того чтобы минимизировать объем РАО, мы решили удалять облученные слои бетона путем послойного срезания пока не добирались до чистого бетона. Но такой процесс оказался крайне затратным. В результате пришлось перейти на другую технологию – демонтаж большого объема бетона. Общественность требует минимизировать остаточную радиоактивность разбираемых зданий-сооружений. Но для того чтобы целиком разобрать  и утилизировать фундаменты, потребовалось бы 500 млн долл. – сумма, практически равная той, что была затрачена на весь процесс ВЭ АЭС. Поэтому пришлось остановиться на определенном уровне очистки. Да и по времени уложиться в намеченный график не удалось бы.

Первая встреча с представителями местной общественности произошла ещё до принятия решения владельцами станции о закрытии «Мэн Янки». Мы обратились в Консультативный комитет, организованный представителями местного сообщества и городской администрации. Необходимо было достичь соглашения с местной общественностью, о достаточно низком уровне очистки, требующей несущественных дополнительных затрат. В переговорах обсуждался вопрос, кто, что получит в результате этого соглашения. Более низкий стандарт очистки позволит уменьшить остаточную радиоактивность, и не придется полностью разбирать фундамент. Это был ключевой вопрос нашего взаимодействия. Был заключен целый ряд соглашений, выгодных как для представителей эксплуатирующей компании, так и для местного сообщества. Организовав такое сотрудничество, мы смогли продвигаться в ВЭ гораздо более высокими темпами. Регулятор на нас не давил, потому что мы осуществляли ВЭ безопасно, опираясь на здравые принципы.

Если по завершении всех работ через несколько лет будет найден образец, не соответствующий стандартам радиационной безопасности, владелец станции будет обязан повторно провести все работы, которые потребуют новых затрат, в чем совершенно  не заинтересован владелец.

Нам удалось наладить диалог между местным населением и представителями АЭС. Был создан специальный Общественный экспертный совет, представители которого взаимодействовали с оператором станции. В команде обсуждались все вопросы и находились общие решения. Граждане, входившие в Совет, являлись лучшими специалистами штата в этой области. Например, Раймонд Шадис отлично владеет атомной тематикой, четко знает, на что надо обратить внимание.

В течение первых шести месяцев происходил процесс взаимного обучения. Мы объясняли, что происходит с отработанным топливом, какие существуют стандарты очистки, предоставили общественным экспертам всю документацию.

На каждой АЭС в США фиксируются все моменты, связанные с эксплуатацией, - все инциденты, ошибки и пр. И анализируется то, что происходит на других станциях, дабы позаимствовать полезный опыт и не совершать подобных ошибок. Все критические аспекты процесса ВЭ также необходимо анализировать.

Американские обыватели в обычной жизни с атомщиками не общались. Но они достаточно осведомлены об охране ОС. Диалог между местным сообществом и оператором должен быть конструктивным. Вопрос, что нужно сделать для того чтобы добиться безопасного конечного состояния после вывода АЭС из эксплуатации, стоит перед обеими сторонами диалога. Активисты часто ставят такие задачи, решить которые невозможно. Но всё равно надо искать общую с ними точку соприкосновения и идти навстречу друг другу. Для этого требуется довольно длительное время.

Г-н Шадис и я долго обсуждали целый ряд вопросов. Например, во время приливов в зоне вокруг АЭС образуются грязевые участки, в которых местные рыбаки собирают червей. Требовалось проконтролировать уровень радиоактивности в этих зонах. Г-н Шадис организовал забор илистых проб, мы профинансировали проведение их анализа с правом вето на выбор компании, которая будет осуществлять анализы.

В процессе вывода АЭС из эксплуатации мы прислушивались друг к другу, и весь план ВЭ был реализован.

Поскольку переработка ОЯТ в США запрещена, каждая АЭС заключает контракт с федеральным правительством, которое занимается вывозом ОЯТ на подземные хранилища. Но их строительство пока нигде не было завершено, поэтому операторы хранят ОЯТ на территории АЭС в контейнерных сухих хранилищах. На «Мэн Янки» также пришлось построить хранилище для ОЯТ. Когда будут построены окончательные подземные хранилища, ОЯТ будет оттуда вывезено.

Низкоактивные РАО вывезены в несколько точек. В штате Юта организован специальный полигон для низкоактивных РАО. Оболочка реактора захоронена в подводном хранилище  на дне Атлантического океана недалеко от Южной Каролины. Нерадиоактивные отходы вывезены на обычные полигоны.

Средства для вывода АЭС из эксплуатации накапливается в виде отчислений от  платы пользователей за электричество. Всё население участвует в этом. Владелец АЭС несет ответственность за правильное использование этих накапливаемых средств. Поэтому местное сообщество вправе предъявлять требования к  владельцам станции, так как оно участвует в накоплении средств на ВЭ.

Территорию на месте бывшей АЭС «Мэн Янки» после её вывода из эксплуатации можно использовать для чего угодно. Но люди туда не допускаются из-за наличия контейнерного хранилища ОЯТ, для обеспечения его безопасности.

 

Вовлеченность общественности в вывод АЭС из эксплуатации

Раймонд Шадис, эксперт Общественного совета штата Мэн, США, представитель НГО «Друзей побережья».

Справка: Раймонд Шадис с семьей переехали в штат Мэн в 1970 г. Организовали ферму по выращиванию продуктов без использования какой-либо химии. АЭС «Мен Янки» - самая крупная АЭС на территории США ещё только строилась. NRC разрабатывало стандарты, проводились общественные слушания, в которых Раймонд и Патрисия Шадисы принимали участие. Р.Шадис возглавлял два референдума в штате Мэн, на которых обсуждался вопрос закрывать АЭС или нет.

28 марта 1979 г. на АЭС «Три-Майл-Айленд» в Пенсильвании (примерно в 1000 км от Вискассета) произошла авария. Никакой информации не было, связь прервалась. Отсутствовала связь между NRС и оператором АЭС. Масштаб аварии был неизвестен, никто не знал, что конкретно произошло. Хотели даже срочно эвакуировать население.

На звонок регулятору некий функционер совершенно спокойным голосом ответил, что на каждой атомной станции есть библиотека, где представлена вся документация о работе всех АЭС страны.

Когда АЭС «Мэн Янки» закрылась, и библиотека уже была не нужна, местная группа активистов «Друзья побережья» запросили всю её документацию. Мы получили данные о работе всех АЭС США, самый большой архив, поступивший в частные руки.

Изучив этот архив, мы поняли, что на АЭС совершаются ошибки, в том числе, и на «Мен Янки». Неоднократно происходили утечки радиоактивных материалов, причем по довольно банальным причинам. Так, из-за перепутанных при креплении вентиля болтов произошла утечка нескольких галлонов радиоактивной жидкости из охлаждающего контура на пол реакторного зала. Вентиляционная система купола реактора была недостаточно плотно закрыта, и радиоактивные испарения попали в ОС. Я  стал сомневаться в квалификации технического персонала станции. И понял, что самому надо разбираться с происходящими при работе станции процессами. С 1979 г. я изучаю информацию по атомной тематике, и за это время накопил знаний больше, чем до получения университетского диплома. Так я стал экспертом в области эксплуатации АЭС и законодательства в сфере атомной энергетики. В качестве общественного эксперта меня приглашали в десять штатов, где проходили судебные разбирательства, особенно в штате Вермонт на АЭС «Вермонт Янки».

Недалеко от АЭС «Вермонт Янки» был установлен щит с надписью: «Это территория АЭС. Несанкционированный вход на площадку будет рассматриваться как угроза безопасности объекту и его сотрудникам. Персонал, отвечающий за безопасность, уполномочен применить силу для того, чтобы обеспечить безопасность объекта и его сотрудников». Этот текст является своеобразным индикатором, отражающим менталитет персонала АЭС: «Мы – сотрудники станции и они – те, кто находится за её пределами». Данная установка зародилась при создании первых АЭС в США. АЭС - это не просто предприятие по производству энергии. Это приоритетное направление развития энергетики, которое поддерживает руководство США. Это положение закреплено законодательно. И использование ядерных материалов должно регулироваться исключительно федеральным правительством. Правительствам штатов никакой роли в  регулировании деятельности объектов, использующих ядерную энергию, не отводилось. Таково было постановление Верховного суда США. Это означает, что и сообщество не играет никакой роли в осуществлении контроля над этой деятельностью, не говоря уже о возможности индивидуального контроля со стороны граждан.

Единственным исключением было то, что федеральный ядерный регулятор до того, как был принят свод правил, не наложил ограничения на возможность участия публики в общественных слушаниях. Но в отличие от судебных слушаний, проводимых по жестко установленным  правилам: принесением присяги, проверки достоверности показаний, эффективное участие в общественных слушаниях не имеет никаких шансов. В неформальных слушаниях не даются никакие указания, никто не приносит присягу, обещая говорить только правду. Слушания закончились, двери закрылись, и все забыли. Эффективность таких высказываний очень низка.

Кто владеет терминологией, языком, тот победит в споре. Если мы хотим быть кем-то понятыми, надо научиться говорить на языке тех, с кем разговариваешь. Операторы ядерных объектов должны понимать язык местного сообщества. И наоборот - местное сообщество должно заниматься самообразованием, чтобы понимать технические термины атомщиков.

Исследуя результаты анализов образцов илов, взятых на территории «Мэн Янки» во время отлива, проведенных тремя разными лабораториями, мы изучали возможности устранения радиоактивных загрязнений. На данный момент мы не нашли превышений допустимого уровня. Но хотелось бы быть уверенными, что ничего не грозит нам и в будущем., Возможно, сегодняшние стандарты будут отличаться от завтрашних. За 60 лет, с момента зарождения атомной промышленности до сегодняшних дней, допустимый уровень радиации значительно понизился. В 1920-х гг. уровень допустимого облучения находился на отметке 600 мЗв/год. До второй мировой войны этот стандарт был сокращен до 30 мЗв/год. В 1950-е и 1960-е гг. этот уровень снижался.

В 1996 г. - 20 мЗв/год.   Но после сентября 2011 г. правительственные органы обеспокоились возможностью завладения ядерными материалами террористами. Представители NRС говорили об издержках, которые потребуются для зачистки, дезактивации территории в случае такого потенциального воздействия. В гораздо меньшей степени обсуждалась возможность потенциальных ошибок самих АЭС, утечек радиации. Потребовалось вернуться к стандартам, существовавшие до второй мировой войны. Население убеждали, что ничего страшного в этом нет, если только не взорвется атомная бомба. Но мы, активисты, не можем полагаться только на мнение ученых. Нам нужно добиваться как можно более низкого стандарта очистки от радиации.

Корректный научный подход должен учесть интересы всех сторон. С АЭС «Мэн Янки» мы достигли договоренности.

Не забывайте высказывание Далай-ламы: «если вы думаете, что голос одного маленького простого человека не может ни на что повлиять, попробуйте заснуть в комнате, где летает один комар». Я зачастую ощущал себя таким «комаром». Очень часто мой голос был единственным, выражавшим опасения по поводу повышения стандартов. С самого начала для себя надо решить, будете ли вы защитником ОС, будете ли настойчивы в этом стремлении, и не измените ли свою позицию со временем.

При диалоге с атомщиками очень важен уровень доверия - доверяют ли активисты представителям атомной отрасли. Много шумных людей в штате Мэн кричали о том, что при разборке АЭС  будут происходить выбросы плутония. Но директор АЭС М. Мейснер убеждал нас, что очень важно как можно быстрее осуществить вывод из эксплуатации, назвав причины для этого: издержки на затраты, долгосрочную ответственность.

При отложенном выводе, когда прекращается эксплуатация станции, многое приходит в разрушение.

На АЭС Indian Point в штате Нью-Йорк два реактора ещё работают. Но один блок вывели из эксплуатации. Состояние, в котором он находится, называется «безопасным хранением». Не хватило денег на немедленный ВЭ и приходится постоянно повторять одни и те же работы, но в гораздо худших условиях. Лучше сразу заняться декомиссией и завершить этот процесс.

При выводе АЭС из эксплуатации активная общественность - это жизненная необходимость. Среди активистов есть специалисты-радиологи, медики, строители, экологи. При выводе «Мен Янки» из эксплуатации, мы более 7 лет вели совместную деятельность с оператором станции - встречались, обсуждали, посещали другие АЭС. Участвовали в конференции по декомиссии (которую спонсировало Американское ядерное общество), в конференции по высокоактивным отходам в штате Невада. Провели семинар в Университете штата, посвященный протоколам измерений уровня загрязненности территории. Половина нашей группы активистов там училась. Без этого обучения вряд ли удалось бы добиться столь эффективных результатов переговоров по всем соглашениям. На приобретенных 80 гектарах земли бывшей территории АЭС  был создан экологический лагерь  с Центром диалога в сфере защиты среды обитания. Там проводились совещания  и встречи заинтересованных сторон, а сейчас это общественная зона отдыха, заповедник.

К сотрудничеству могут привести общие цели. Мы вместе с атомщиками шли к единой цели, и на нашем пути было мало препятствий.

 

По материалам конференции «Декомиссия-2017», Санкт-Петербург, октябрь 2017 г., подготовила Т.А.Девятова







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7740