К 85-летию со дня
рождения Г.Н.Чернышёва
Л.А.Самаркин, ФГУП
«СПМБМ «Малахит»
Выдающееся место в истории отечественного
атомного подводного флота принадлежит Генеральному конструктору Георгию
Николаевичу Чернышёву. По его проектам 671, 671 РТ, 671 РТМ и 971,
хорошо известным морякам-подводникам, в
1967-2001 гг. было построено и сдано Военно-Морскому флоту более 60-ти
многоцелевых атомных подводных лодок.
Георгий Николаевич родился
23 августа 1919 г.
в г. Николаеве. После окончания в 1943 г. Николаевского кораблестроительного
института был направлен на работу в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). С этого времени
все отпущенные ему 54 года работы были отданы созданию подводного флота
страны. 1943-1948 гг. Г.Н.Чернышёв работал в ЦКБ-18 над послевоенными
проектами дизель-электрических подводных лодок. В группе специалистов был
командирован в Германию для сбора и изучения материалов по немецким
газотурбинным подводным лодкам, а затем (1948-1953 гг.) трудился над
аналогичной отечественной ПЛ (проект 617) во вновь созданном Специальном
конструкторском бюро № 143. Внёс ряд усовершенствований в конструкции и
системы корабля, прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя
начальника отдела.
В сентябре 1952
г. Г.Н.Чернышёв в составе небольшой группы специалистов
СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова и под научным руководством академика А.П.Александрова работал на территории Института атомной энергии (ИАЭ) имени И.В.Курчатова (Москва) над решением
проблемы создания атомной подводной лодки на базе ядерной паропроизводящей
установки главного конструктора Н.А.Доллежаля.
В 1953-1956 гг. в реорганизованном СКБ-143 в должности заместителя
начальника отдела главной механической установки он принимает активное участие
в создании паротурбинной установки большой мощности для первой отечественной
АПЛ проекта 627. За эту работу Г.Н.Чернышёв награжден орденом Трудового
Красного Знамени.
Творческие способности, широкий кругозор и стремление к поиску нетрадиционных
решений открыли Г.Н.Чернышёву дорогу к новому проектированию. С ноября 1956 г. в должности
заместителя главного конструктора он участвует в разработке АПЛ проекта 639 с
баллистическими ракетами большой дальности системы М.К.Янгеля. В 1957 г. был успешно завершён
эскизный проект, но из-за прекращения работ по ракетному комплексу в 1958 г. были прекращены
работы и по проекту подводной лодки. Между тем в проекте 639 были глубоко
проработаны принципиально важные для подводного кораблестроения вопросы:
переход на переменный ток в силовой сети корабля, повышение параметров в
системе ВВД (воздух
высокого давления), создание новой высокопрочной стали и
переход на большие диаметры прочного корпуса и целый ряд других. Более того,
Г.Н.Чернышёвым был проработан и представлен вариант АПЛ с увеличенным числом
тяжёлых баллистических ракет (против 3-х заданных) и показано, что при
предлагаемых простых проектных решениях число ракет может быть значительно
увеличено.
Указанные наработки вместе с другими проектными и инициативными
предложениями были использованы в конкурсных предложениях по АПЛ второго
поколения. По итогам конкурса СКБ-143 заняло первое место. В соответствии с
принятой специализацией СКБ-143 было поручено проектирование противолодочной
подводной лодки проекта 671, и Георгий Николаевич был назначен главным
конструктором этого проекта.
В результате напряженной работы головная подводная лодка проекта
671 в 1967 г. вступила в строй. Трудно переоценить значение
этого корабля в отечественном подводном кораблестроении. Был создан принципиально
новый архитектурный тип одновальной АПЛ с осесимметричной формой корпуса, с
оптимальными по пропульсивным качествам удлинением корабля и его обводами, с
развитым крестообразным кормовым оперением, которое обеспечивало устойчивость
движения на рекордной для того времени скорости (ок. 34-х узлов) и, в то же время, с помощью рулей,
работающих как закрылки кормовых стабилизаторов, обеспечивало кораблю
исключительно высокую маневренность.
Такой форме отвечали и осуществленные в проекте решения: переход
на увеличенные диаметры прочного корпуса и ставшие классическими компоновки
современной гидроаккустики с торпедным оружием в носовой оконечности и
одновальной ГТЗА с автономными турбо-генераторами в одном отсеке. Получению высоких тактико-технических характеристик (ТТХ) способствовала жёсткая
борьба за минимальное водоизмещение, что обеспечило в дальнейшем создание модификаций
проекта и строительство их на внутренних заводах. Задуманная как
противолодочная, подводная лодка превратилась в многоцелевую с торпедным
вооружением. Затем в процессе строительства появились и
ракеты, стартующие из торпедных аппаратов (комплекс «Вьюга»).
За создание АПЛ проекта 671 Г.Н.Чернышёву было присвоено звание Героя
Социалистического труда. Прогрессивные проектные решения и
полученные высокие ТТХ явились хорошей основой для модификаций проекта с целью
дальнейшего повышения его военно-экономической эффективности.
Через пять лет в 1972
г. флоту был сдан головной корабль проекта
671 РТ - с увеличенным торпедным вооружением и установкой новых дальноходных
торпед 650- мм калибра, с блочной компоновкой ПТУ, со сниженной шумностью. За эту работу Г.Н.Чернышёв
был удостоен звания лауреата Государственной премии. В это же время под
руководством Г.Н.Чернышёва велись инициативные работы по дальнейшему развитию
базового проекта. Был предложен проект 671 РТМ, головной
корабль этого проекта был сдан флоту в 1976 г.
На подводной лодке пр. 671 РТМ были установлены
головные образцы радиоэлектронного вооружения (гидроакустика, навигация,
БИУС), создаваемые для проектов третьего поколения, снижена шумность, учтен
опыт эксплуатации АПЛ проектов 671 и 671 РТ. Впервые на ней появились
неакустические средства обнаружения ПЛ и высокоточное ракетное оружие для
нанесения ударов по территории вероятного противника. Тактико-технические характеристики
кораблей этого проекта, названного «Щукой», были столь высоки, что они
строились огромной серией (26 единиц) на двух заводах:
Адмиралтейском в Ленинграде и им. Ленинского комсомола в Косомольске-на-Амуре,
а последний корабль был сдан в 1992
г. - через 8 лет после сдачи многоцелевых
АПЛ 3-го поколения (проекты 945 и 971). За создание проекта 671 РТМ
Г.Н.Чернышёв был награжден орденом Ленина. Подводные лодки проектов
671, 671 РТ и 671 РТМ (всего 48 единиц) стали безотказными
«рабочими лошадками», которые всегда возвращались к своим берегам.
В 1974 г. Г.Н.Чернышёв назначается
начальником - главным конструктором Союзного проектно-монтажного бюро
машиностроения «Малахит», объединившего коллективы СКБ-143 (СПМБМ) и ЦКБ-16
(ЦПБ «Волна»). Под его руководством ведутся проработки многоцелевой АПЛ 3-его
поколения со стальным корпусом. В 1976 г. был представлен сокращенный
эскизный проект этого корабля, которому был присвоен номер 971. Головная АПЛ пр. 971 прошла испытания в 1984 г. В этом же году
Г.Н.Чернышёву присваивается звание Генерального конструктора.
Строительство АПЛ проекта 971 разворачивается на заводах в Комсомольске-на-Амуре
и в Северодвинске. Освободившись в 1986 г. от должности начальника
бюро и главного конструктора проектов 671, 671 РТ и 671 РТМ, все свои усилия
Георгий Николаевич сосредотачивает на совершенствовании строящихся
многоцелевых АПЛ проекта 971. Проект 971, как и проект
671, занимает особое место в творческой биографии Г.Н.Чернышёва - снова
создается «базовая» многоцелевая АПЛ с оптимальными
характеристиками и большими модернизационными возможностями. Но главным в этом
проекте были исключительно низкие уровни акустического поля и установка нового
значительно более эффективного гидроакустического комплекса.
Георгий Николаевич упорно и целеустремленно шёл
к достижению паритета с США во взаимном обнаружении АПЛ. Он складывается из трех
основных составляющих: собственной шумности АПЛ, потенциала её
гидроакстического комплекса и корабельных помех работе ГАК. Многолетняя гонка
за этим убегающим призраком достигла успешного финиша постройкой серийных ПЛ
проекта 971. Был завершён огромный труд, с учетом предложений институтов и Заказчика,
найдены и реализованы нетрадиционные конструктивные решения.
Уже испытания головного корабля проекта 971 показали, что мы выходим
на уровень лучших зарубежных аналогов, а дальнейшее совершенствование серийных
кораблей закрепило этот успех. В последних кораблях серии было достигнуто
превосходство над усовершенствованными лодками типа «Лос-Анджелес» и, по
мнению зарубежных специалистов, уровень скрытности нашх кораблей приблизился к
таковому у американской многоцелевой АПЛ 4-го поколения «Сивульф».
Так закончилась многолетняя трудная борьба за ликвидацию нашего
отставания в важнейшей характеристике подводной лодки - её скрытности. И вклад
Георгия Николаевича в решение этой государственной проблемы невозможно
переоценить. За этот проект Г.Н.Чернышёв был удостоен звания Лауреата
Государственной премии РФ.
Личностные качества Г.Н.Чернышёва как главного конструктора и как
человека являются важнейшим фактором, определившим успех развития АПЛ из
противолодочных с торпедным вооружением в многоцелевые с торпедоракетным
оружием и высокими ТТХ. Речь идет не только о бремени огромной
ответственности главного конструктора за все решения, принятые в проекте, не только о том, что под всеми
документами по передаче ВМФ каждой построенной по его проектам АПЛ стоит его
подпись. Это талант конструктора, помноженный на огромное трудолюбие и
чувство ответственности, способность внимательно и вдумчиво анализировать
множество вариантов и выбирать нужный. Как дирижёр огромного оркестра при
помощи различных
инструментов создаёт ярко и гармонично звучащее произведение, так и
Г.Н.Чернышёв создавал свои стремительные и элегантные корабли. Он был терпим к
оппонентам и обладал прекрасным чувством юмора. За 40 лет ему частенько
приходилось
доказывать свою правоту, спорить, настаивать, уговаривать. И чаще всего
он добивался нужного решения.
В нём жило вечное стремление повысить эффективность своих кораблей
не только в период их проектирования, но и в процессе строительства. Так было с
образцами торпедо-ракетного оружия, с акустическими и неакустическими
средствами обнаружения. Все самые совершенные
изделия начинали свою жизнь с его кораблей. Так было с его наиболее
«многоцелевыми» проектами - 671 РТМ и 971. Они родились вне «плана», родились
из инициативных предложений главного конструктора.
Но за постоянным стремлением к повышению эффективности кораблей и
внедрению нового ощущалось умение твердо стоять на земле. Были смелые решения, но не
было ошибок. Георгий Николаевич был разумным, рассудительным
человеком и понимал, что флоту нужен не только эффективный, но и надежный корабль,
и нужен этот корабль своевременно. Чернышёв с
большим уважением относился к морякам-подводникам, ценил их опыт и знания, был
внимателен к предложениям флота.
Георгий Николаевич Чернышёв скончался в 1997 г. В последние годы
своей жизни он много внимания уделял развитию научно-технического потенциала
АПЛ многоцелевого назначения. А исходные позиции для дальнейшего совершенствования
АПЛ проекта 971 были даже лучше, чем у проекта 671 в своё
время. Беспокоило его сохранение этого класса кораблей в составе ВМФ в
создавшейся тяжёлой экономической обстановке. Г.Н.Чернышёв считал, что
многоцелевые АПЛ в составе российского флота приобретают исключительно большое
значение. Его обращение к руководству ВМФ и Министерству обороны по этому вопросу воспринимались
с пониманием. Но практических шагов для предотвращения катастрофического
уменьшения многоцелевых лодок в составе ВМФ предпринято не было.
Будем надеяться, что угроза
нашей безопасности, которая безусловно существует, заставит обратить
самое серьезное внимание на развитие этого класса кораблей.