Бюджет «голого короля»
Дата: 06/07/2017
Тема: Социальная политика


Владимир Долгих, журналист, Северск

Результаты исполнения областного бюджета за минувший год, думается, не могут не радовать господина Жвачкина и всю его команду. Как и всю читающую о нашей родной власти публику. Ещё бы! Итоговая цифра доходов успешно «перекрыла» аналогичный показатель 2015 года более чем на пять миллиардов рублей. Соответственно, не отстали и расходы. Пусть не намного, всего-то на неполных три миллиарда, но в условиях всё непрекращающейся погоне российской экономики за достижение «кризисного дна», согласитесь, не так уж и плохо.



И мы пахали!

Примечательно, что достигнут рост показателей, если верить отчётности, не примитивным наращиванием бюджетного дефицита, чем грешит сегодня немало регионов. Более того, он рекордно снизился почти на полтора «ярда», составив вполне удобоваримые 940 млн рублей. Успех же в пополнении бюджетной кубышки кроется исключительно в росте налоговых поступлений. О чём и говорят приводимые областной властью цифры.

Налог на прибыль вырос по сравнению с 2015 годом, к примеру, на 17,4%, НДФЛ – на 7,6%, а всевозможные акцизы, не поверите, на все 25! Радовала взгляд и картина расходной части областного бюджета. К примеру, процент исполнения расходов в рамках имеющихся госпрограмм к первоначальным плановым бюджетным ассигнованиям, составил 98,8 %. Поражает воображение и уровень оценки выполнения госпрограмм. Запланированные показатели целей и задач в целом выполнены: из 23 государственных программ 9 признаны высокоэффективными, 14 – эффективными. Словом, потрудились на славу. Есть что и сказать избирателю в канун предстоящего губернаторского волеизлияания. Это, как возможно отметят любители порассуждать о «конкретных делах власти», несколько отличается от изрядно попахивающего демагогией призыва «спасать заводы».

 

Подсчитали – прослезились!

Но, как оказалось, только на первый взгляд. Всматриваешься в стройные ряды цифр основного финансового документа области, и на ум приходят и иные выводы. Действительно, годовой рост основных налоговых поступлений неплохое достижение. Другой вопрос – их структура, и она не может не настораживать. В первую очередь, всё та же зависимость от сырьевой составляющей. Ведь в том же налоге на прибыль около 70% от всех поступлений приходится только на две отрасли. Добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство. И обе они сегодня достаточно уязвимы от сложившейся экономической конъюнктуры.

Кто-то, напрягая память, возможно, вспомнит ещё об одном резерве, тайну которого не так давно приоткрыл сам господин Жвачкин на аудиенции у Владимира Путина. Для убедительности процитируем нашего губернатора «Над нами смеялись, но мы в прошлом году налогов получили 700 миллионов [на продукцию из дикоросов]. Если такими темпами пойдём, то это примерно сравняется с [налогами] от нефти и газа, что мы получаем». Вот только почему-то, в отличие от безымянных скептиков, упомянутых Сергеем Анатольевичем, смеяться вовсе не хочется. Наоборот, хочется всё больше всплакнуть в платочек.

Не так бравурно звучит «марш достижений» и по иным направлениям. Например, годовые темпы роста НДФЛ, конечно же, приятны, но насколько они продляться, сказать сегодня со всей определённостью довольно сложно. Повальное снижение доходов населения, пресловутая оптимизация, рост задолженности по зарплате, составившие на 01.01.2016 – 101,5 млн. рублей, тому подтверждение. Есть вопросы и по ряду других видов налогов, связанных больше с ростом задолженности по ним. Да и почти 8 млрд рублей, на которые только за год «утряслась» общая сумма собираемых в области налогов, не может не настораживать. На этом скорбный перечень проблем отнюдь не иссяк.

Для подтверждения переходим к описанию поступлений от всевозможных акцизных сборов. С одной стороны, сравнивая с достижениями 2015 года, мы наблюдаем их беспрецедентный рост, с другой, подводя итоги года минувшего,  констатируем менее радостный итог недовыполнение плана на 5%. Парадокса здесь никакого нет, потому как планку акцизного сбора установили в прошлогоднем бюджете с учётом их очередного повышения российскими властями. О чём в 2015 году, конечно же, никто не ведал.

А вот по недовыполнению таких показателей, как снижение доходов от использования областного имущества (темп роста к 2015г. – 89,9%), платежей при пользовании природными ресурсами (темп роста к 2015г. - 81,6%), доходов от продажи имущества вместе с доходами в виде части прибыли предприятий областной собственности, отчисляемой в бюджет (74,1% от плана), разбираться предстоит непосредственно в стенах Дома на набережной. Хочется верить, что тамошнему чиновному люду по силам отыскать уважительную причину выполнения аж на два с небольшим процента плана по продаже областных активов.

Впрочем, есть позиции, которые областная власть может занести и в свой актив. Например, значительное недовыполнение установленного плана по штрафам, налагаемых ГИБДД и органами пожарного надзора. Последние, к примеру, уменьшились почти наполовину. Ну, чем не успех в славном деле поддержки всевозможного бизнеса вместе с либерализмом «людей с жезлами» на автодорогах!

Ну, чем не радующая обывательское ухо новость!?

 

Лоббисты наши

Действительно, сладкая пилюля пришлась бы нашей власти в самый раз. Особенно, на фоне снижения почти на четверть миллиарда рублей финансовой помощи из столицы нашего государства. Думается, эту «заслугу» вполне может  разделить и многочисленная рать из депутатов обеих палат российского парламента со всеми своими помощниками, клявшиеся в разное время на верность области. Смею напомнить, содержание её выпадает в кругленькую копеечку. В чём легко убедиться, прочтя соответствующие строки из текста областного бюджета, в которых красуется цифра почти в семь «лямов» ежегодно.

Очень жаль, что всевозможные «областные лоббисты», по-видимому, мало говорят в столичных кабинетах о вкладе региона в формирование федерального бюджета. Своя рубаха всё же ближе к телу, нежели эфемерная благодарность родного электората. Хотя от них требуется всего-то назвать два числа - 63  с небольшим процента и 147,6 млрд рублей. Именно столько собирается в регионе налогов и такая их часть и уходит ежегодно в федеральный центр. Опять же, в соответствии с действующим законодательством.  Но, по-видимому, все они смелы всё больше на собраниях местных парламентах, да на всевозможных пресс-конференциях. И не дальше.

Можно сегодня долго и нудно спорить, насколько справедливы сегодня действующие правила распределения большой финансовой кормушки. И не забывать при этом о роли и Единой России, и непосредственно губернатора Жвачкина в их становлении и поддержке. Но пока имеем то, что имеем. И нам всем явно не до жиру.

 

Долги наши

Убедительным доказательством на сей счёт является положение с региональным долгом. Его размеры вкупе не с самыми светлыми перспективами заставляют по-иному взглянуть и на проблему текущего дефицита областного бюджета. Не вдаваясь в рассуждения, более интересные узкой аудитории, для подтверждения приведу только несколько фактов. На 1 января государственный долг области составил 26,72 млрд рублей, шагнув за год вверх на 10 с половиной процентов. На так называемое обслуживание, опять же, за отчётный год, бюджет потратил 1,54 млрд рублей (годом раннее, почти на 100 млн меньше). И, наконец, как сообщено в пояснительной записке к бюджетному отчёту, в 2016 году рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило рейтинги кредитоспособности Томской области с прогнозом по рейтингам «Негативный». Название шкал и их перечисление упускаю из-за скудности печатных площадей.

 

Приоритеты прежние

Похожая картина встаёт перед глазами и после изучения расходной части бюджетного отчёта. Постатейный рост расходов по сравнению с предыдущим отчётным годом и нередкое их уменьшение, если сравнивать с изначальными цифрами бюджета 2016 года. Так, расходы на здравоохранение уменьшились почти на 100 млн, на молодёжную политику, физкультуру и спорт несколько меньше. Всего на 35. Не устояло и образование. Здесь расходы составили всего 97,9% от плана по уточненной сводной бюджетной росписи. Как водится, основной удар по своеобразномому секвестрованию расходов пришёлся на капитальные вложения, направленные на улучшение материальной базы отрасли. Перечислять не буду, примеров немало и все они отдают не только изрядной долей грусти, но и вполне реального опасения за день завтрашний отрасли. Единственное, о чём упомяну, так это о реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы в Томской области». Её исполнение составило всего 76 с небольшим процентов. Причём, такое направление как «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них» не дотянуло даже до половины, окончательно «издохнув» на 44,8% от плана по уточненной сводной бюджетной росписи. Говорю об этом не из – за стремления блеснуть смачным фактом, а исключительно по причине оказываемого властями всех уровней неусыпного внимания к дорожной проблеме. Во всяком случае, на словах. И, соответственно, чисто практического отношения.

Справедливости ради стоит упомянуть статьи, расходы по которым стали если не примером «праздника жизни», то хотя бы немалого внимания творцов областного бюджетного процесса. Например, к расходам на средства массовой информации. Только по отдельной статье бюджета под аналогичным названием зафиксирован расход в сумме 117  с небольшим миллионов рублей. В том числе на телевидение и радиовещание 70,8 млн.

Не оплошала и сама власть. Для большей наглядности цифры здесь даны в сравнении с данными первоначального текста областного бюджета за прошлый год. Так расходы по статье «Функционирование …высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» возросла на шесть с небольшим процентов. Как, впрочем, и московское представительство. Законодательная дума стала дороже примерно на столько же. Причём рост расходов по думской статье «Расходы на выплаты персоналу государственных органов» стали ещё более весомыми. Почти на десять процентов! Думается, это и есть итог проводимой областными властями политики наращивания числа депутатов, получающих заработанную плату из областного бюджета. С одной стороны, конечно же, неплохо иметь «рычаги влияния» на того или иного «слугу народа». С другой – на общем фоне не самого лучшего финансового положения эти средства можно с успехом направить и на иные статьи расходов.

Но, как говорится, принимающим бюджет и заслушивающим отчёт о его исполнении народным избранникам виднее. И как тут не согласиться с депутатом областной думы и ректором ТПУ Петром Чубиком, предложившим больше и предметнее говорить о системных шагах по повышению эффективности расходов и снижению госдолга. И даже создать для этого соответствующую рабочую группу. Его слова, да губернатору в уши!







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7557