Отечественные корабельные дизельные энергетические установки. Окончаниие
Дата: 01/06/2017
Тема: Атомный флот


В.С.Никитин, гендиректор ФГУП «Крыловский государственный научный центр», д.т.н., проф., В.Н.Половинкин, советник гендиректора ФГУП «КГНЦ», д.т.н., проф., В.В.Барановский, проф. ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», д.т.н.

Начало

«Коломенский завод»

ОАО «Коломенский завод» выпускает дизели на основе двух типоразмерных рядов: ЧН26/26 и ЧН30/38. Рядные дизели ЧН30/38 с числом цилиндров 4-8 преимущественно используются как судовые для гражданского флота и кораблей ВМФ.



Диапазон мощностей этих дизелей 450-2800 кВт при частотах вращения 300-750 об/мин. Они имеют следующие характеристики:

- удельный эффективный расход топлива в условиях ISO 3046/1 178-185 г/кВт ч;

- среднее эффективное давление до 22 кг/см2;

- расход масла на угар 1 г/кВт ч;

- ресурс до первой переборки 15 тыс. часов;

- ресурс до капитального ремонта 75 тыс. часов;

- экологические характеристики соответствуют требованиям ISO 2000 и конвенции МАРПОЛ 73/78.

Дизели ЧН30/38 имеют одно- и двухступенчатый наддув, приспособлены для работы на тяжелых топливах и в условиях противодавлений. По своим параметрам эти двигатели незначительно уступают зарубежным аналогам для подводного флота.

Рис. 6 Дизели 6 ЧН30/38 и 4ЧН30/38

За последние годы заводом создано новое поколение судовых рядных двигателей размерностью 30/38:

- в четырехцилиндровом исполнении (10Д42) номинальной мощностью 450 кВт при 360 об/мин;

- в шестицилиндровом исполнении номинальной мощностью 1500 кВт (30ДГ) и 1750 кВт (30ДГМ);

- в восьмицилиндровом исполнении (3ДРА) полной мощностью 1838 кВт при частоте вращения вала отбора мощности встроенного редуктора 250 об/мин.

Для проектов новых судов и кораблей, а также замены двигателей других фирм завод может предложить двигатели 30/38 с улучшенными технико-экономическими показателями в следующих исполнениях:

- в четырехцилиндровом (в диапазоне мощностей 450…1450 кВт);

- в шестицилиндровом (800…2170 кВт);

- в восьмицилиндровом (1150…2800 кВт).

Частота вращения коленчатого вала для всех исполнений составляет 300…750 об/мин. Разработаны также V-образные модификации дизелей этой размерности.

Двигатели ряда ЧН26/26 предназначены для более широкого назначения. Они применяются на локомотивах, судах, надводных кораблях и подводных лодках ВМФ, на буровых установках, электростанциях, в тяжелых автомобилях. Число цилиндров 4-6 в рядном исполнении и 8-20 в V-образном. Диапазон мощностей – 360-5000 кВт при частоте вращения 750-1100 об/мин. Характеристики двигателей семейства таковы:

- расход топлива в условиях ISO 3046/1 190 г/кВт ч;

- расход масла на угар 0,8 г/кВт ч;

- среднее эффективной давление до 24 кг/см2;

- ресурс до первой переборки 12-32 тыс. часов;

- ресурс до капитального ремонта 64-100 тыс. часов;

- экологические показатели соответствуют требованиям европейских норм цикла ISO 8178-4.

Двигатели работают как на традиционном топливе, так и по газодизельному циклу, на сырой нефти и попутном газе. Двигатель может работать на тяжелых топливах и рапсовом метиловом эфире, а также в качестве генератора синтезгаза.

Рис. 7 Дизель-редукторный агрегат 1ДДА12000 (корвет пр. 20380)

Рис. 8 Дизель 16 ЧН26/26

Рис. 9 Дизельный двигатель 16Д49

Технические характеристики судовых дизелей размерности 26/26 представлены в табл. 7, 8, 9. Двигатели ЧН26/26 выпускаются в V-образном исполнении (8, 12 и 16 цилиндров). В зависимости от частоты вращения коленчатого вала (750 ... 1100 об/мин), числа цилиндров и форсировки по среднему эффективному давлению, двигатели охватывают диапазон мощностей от 588 до 4412 кВт.

Табл. 7 Двигатели типа Д49 8ЧН26/26 и 8ГДЧН26/26 (V-образное исполнение)

Табл. 8 12ЧН26/26 и 12ГДЧН26/26 (V-образное исполнение)

 

Табл. 9 16ЧН26/26 и 16ГДЧН26/26 (V-образное исполнение)

С 2007 г. на «Коломенском заводе» проводились ОКР по созданию перспективного дизеля для ВМФ Д500К новой размерности 26,5/31 (ЧН26,5/31) с цилиндровой мощностью 500 л.с. при частоте вращения 1000 об/мин. В соответствии с генеральным планом ЗАО «Трансмашхолдинг» планируется создание типоразмерного ряда дизелей с агрегатными мощностями от 1000 л.с. в рядном исполнении на заводе «Пензадизельмаш» и до 10000 л.с. в V-образном исполнении - на «Коломенском заводе».

В 2008 г. технические проекты двигателей мощностью 10000 л.с. в V-образном исполнении и 1000 л.с. в рядном исполнении были успешно защищены на расширенном НТС «Трансмашхолдинга».

Рис. 10 Перспективный дизель Д500К

Табл. 10 Технические характеристики дизеля Д500К

Рис. 11 Общий вид дизель-генератора 12ЛДГ500 (ЧН 26,5/31)

Но с учетом иностранных комплектующих назвать данный дизель отечественным трудно.

Рис. 12 Комплектующие иностранного производства для дизеля Д500К

Уральский дизель-моторный завод

Для расширения парка высокооборотных дизелей  (ВОД) с 1999 г. на ООО «Уральский дизель-моторный завод» в Екатеринбурге были развернуты работы по производству V-образного дизеля (6–12 цилиндров) размерностью 21/21, способного обеспечить мощности от 500 до 2 тыс. кВт. На базе дизельного двигателя размерности 21/21 разработаны и серийно поставляются на корабли и суда ВМФ следующие модели дизель-генераторов: АДГ-630; АДГ-1000НК (боевые надводные корабли); АДГ-1000Б и АДГ-1000Я (на АПЛ).

С 1999 г. предприятием проводилась ОКР по созданию дизель-генератора АДГ-1600 для использования в составе энергетических установок перспективных проектов надводных кораблей и судов ВМФ. В настоящее время налажен выпуск данного изделия.

Рис. 13 Дизель-генератор АДГ-1600

 

Завод «Двигатель Революции»

ОАО «РУМО» (бывший дизельный завод «Двигатель Революции») – одно из старейших предприятий дизелестроения в России, более 100 лет специализирующееся на производстве среднеоборотных судовых и стационарных дизелей, дизель-редукторных агрегатов и дизель-генераторов в диапазоне мощностей от 240 до 1250 кВт и газовых двигателей в диапазоне мощностей от 500 до 1050 кВт.

В последние годы ОАО «РУМО» подготовило поставку агрегатов на базе двигателей ЧН22/28 и ЧН32/40 в интересах Минобороны России. Разработка и освоение производства двигателей ряда ЧН22/28 мощностью от 520 до 1250 кВт и ЧН32/40 мощностью от 2880 до 4000 кВт и агрегатов на их базе могут быть востребованы ВМФ.

Рис. 14. Дизель размерности 32/40 ОАО «РУМО»

«Барнаултрансмаш»

Фирма «Барнаултрансмаш» разработала и серийно выпускает ВОД размерности 15/18 и 15/15, а также агрегаты на их базе:

- главный судовой дизельный двигатель 3КД12Н-520Р с реверс-редуктором РР-600. Полная мощность двигателя составляет 500 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 1500 об/мин;

- главные судовые двигатели типа 3Д6 (150 л.с., 1500 об/мин), 3Д6Н-235 (235 л.с., 1500 об/мин), 3Д12 (300 л.с.; 1500 об/мин). Эти двигатели поставляются с реверс-редуктором РР-300;

-дизель-генераторы мощностью 100, 200 и 315 кВт;

Рис. 15 Судовой дизель 3КД12 (3Д12)

Кроме этого фирма может производить двигатель 3КД6СН-300 (300 л.с., 1500 об/мин), 3КД12Н-520Р, а также модификации судовых дизелей 3Д23, 3Д29, ДУ-3Д32 в 6-ти, 8-и, 10-ти, 12-ти, 20-ти цилиндровом исполнении.

«Волжский дизель»

Предприятием «Волжский дизель им. Маминых» разработаны и серийно выпускаются СОД размерности 21/21 в рядном исполнении, а также агрегаты на их базе: дизель-реверс-редукторные судовые агрегаты единичной мощностью от 300 до 1200 кВт на базе двигателей 4ЧН 21/21, 6ЧН 21/21, 6ЧН 21/26, 8ЧН 21/26.

Рис. 16 Дизель-генератор ДГАС-315 завода «Волжский дизель им. Маминых»

Кроме этого на базе реверс-редукторов НС300, НС400, НС600А, ГМС28.30 и дизелей типа ЧН 15/19, ЧН 19/21 предприятием разработано и подготовлено производство серии модернизированных серийных судовых агрегатов мощностью 250-550 кВт и судовых агрегатов с расширенным диапазоном мощности от 190 до 1000 кВт.

«Пензадизельмаш»

ОАО «Пензадизельмаш» обеспечивает своих потребителей дизель-генераторами типа Д50 и турбонагнетателями (турбокомпрессорами). За всю его историю Пензенским предприятием выпущено более 3000 единиц дизель-генераторов для судов морского и речного флота, установленных на 27 типах судов, в том числе на пассажирском лайнере «Шота Руставели» и научно-исследовательских судах «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин».

Основными видами его продукции являются судовые дизели 5ДГ50М, 6ДГ50М, турбокомпрессоры, запасные части к дизелям и турбокомпрессорам, изделиям по кооперации по заказам других производителей, водяные и масляные насосы, эластичные муфты и антивибраторы, валоповоротные механизмы, поршни и другие изделия для комплектации дизелей различных типоразмеров.

ОАО «Пензадизельмаш» выпускает судовые дизель-генераторы 5ДГ50М (модели: 5ДГ50М, 5ДГ50М/660, 6ДГ50М, 6ДГ50М/700) мощностью 690-750 кВт, частота вращения коленчатого вала 750 об/мин, которые используются в качестве главных и вспомогательных двигателей морских и речных судов.

Рис. 17 Дизель-генераторы 5ДГ50М

На заводе начата сборка первого опытного образца двигателя Д200. Семейство дизелей Д200 разработано специалистами завода в рамках Федеральной программы развития дизелестроения в РФ. Модельный ряд дизелей Д200 будет состоять из 4, 6, 8 цилиндровых модификаций мощностью от 500 до 1500 кВт. Новые двигатели предназначены для использования в судостроении, локомотивостроении, малой энергетике, что позволят заводу существенно расширить рынок сбыта продукции.

Рис. 18 Дизель 5ДГ50М

Алтайский моторный завод и  «Завод Дагдизель»

Алтайским моторным заводом выпускаются дизель-редукторные агрегаты в диапазоне мощности 70–240 кВт. На базе четырехцилиндровых двигателей завод выпускает судовые дизельные двигатели обновленной модельной линейки Д-447 с двухклапанной головкой цилиндра и Д-3043 с четырехклапанной головкой цилиндра, оснащенные реверс-редукторами производства «Hangzhou Advance Gearbox Group». На базе шестицилиндровых производятся судовые дизельные двигатели обновленной модельной линейки Д-467 с двухклапанной головкой цилиндра и Д-3063 с четырехклапанной головкой цилиндра с реверс-редукторами производства «Hangzhou Advance Gearbox Group».

Рис. 19 Судовые дизели Д-447

ОАО «Завод Дагдизель» специализируется на выпуске ВОД и дизель-генераторов малой мощности (табл. 11, 12, 13).

Табл. 11 Дизели судовые главные ЧСП8,5/11, ЧСП9,5/11, Ч9,5/11

Табл. 12 Дизели судовые вспомогательные Ч8,5/11, Ч9,5/11

Табл. 13 Дизель-генераторы судовые

Заключение

Причин отставания отечественного дизелестроения много, очевидно лишь одно – низкий технический уровень отечественного дизелестроения. Общий застой в промышленности России в последние 25-30 лет особенно масштабно отразился на производстве дизельных двигателей и их комплектующих. Уровень производства практически всех отечественных двигателестроительных предприятий упал в несколько раз и составляет 10-50% от уровня конца 1980-х гг.

Вместе с тем, стоимость судовых силовых энергетических установок может доходить от 10 до 35% стоимости судна и, как правило, оценивается при составлении контракта на поставку. Поэтому вопросы конкуренции в судовом дизелестроении, даже с учетом различного рода затрат по продвижению на рынок продукции дизелестроения, представляются с экономической точки зрения важными и актуальными. Сегодня практически все ведущие мировые изготовители дизельных двигателей постоянно работают над улучшением привлекательности продуктового ряда и качества своей продукции, в то время как российское дизелестроение развивается со знаком минус.

Важнейшей проблемой современного двигателестроения является организация ремонта и сервисного обслуживания дизелей. До начала 1990‑х гг. существовали системы дизельных ремонтных предприятий в составе ВМФ, ПС ФСБ, МПС, МРФ. Заводы ВМФ располагались от Прибалтики до Хабаровска. ПС ФСБ также имели заводы вплоть до Корсакова. Основной базой МРФ и ММФ был завод в Тольятти.

Отдельной проблемой отрасли является сложившееся отставание российских предприятий по широкому спектру технологий для получения сложных заготовок дизельного производства, таких как литье из высокопрочных чугунов, стальное, биметаллическое литье и т.д.

На сегодняшний день целый ряд комплектующих для отечественного дизелестроения вообще не производятся в России. Потребители вынуждены импортировать технологии, что отражается на стоимости конечного продукта, обслуживания и ремонта техники, а в итоге негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных разработок. Высокий технический уровень отечественных дизелей может быть обеспечен только при условии ускоренного развития таких отраслей промышленности, как литейное производство, станкостроение, производство измерительной техники, автоматики, исполнительных устройств автоматики, электроники, электротехники. К сожалению, большинство этих отраслей в России сильно отстали от западного уровня.

 

Литература

1. В.Н. Рыжов «Трудности создания корабельных двигателей и перспективы дизелестроения. «и‑Маш (i‑Mash.ru), 06.05.2015

2. В.Н. Половинкин, А.Б. Фомичев «Проблемы импортозамещения в отечественной экономике», ж. Экспертный союз № 2 (12), 2014 г., стр. 30–33.

3. Плавник П.Г., Лерман Е.Ю. «Реверс-редукторное производство ОАО «ЗВЕЗДА», ж. «Судостроение» № 2 (813) 2014 г.

4. Плавник П.Г.,  Лерман Е.Ю. «Российские высокооборотные дизели сегодня и  завтра», ж. Двигателестроение. № 4 2012 г. стр. 3–7.

5. Е.Ю. Лерман, В.Ф. Горшков, В.В. Барановский. Судовое дизелестроение: современное состояние и перспективы. Ж. Судостроение № 3, 204 г.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7504