Любимый город должен спать спокойно
Дата: 12/01/2017
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Василий Ковалев,  Санкт-Петербург

Под конец года информационные агентства, сообщили что в первом квартале 2017 года будет проводится первая загрузка ядерного топлива на строящийся на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов". Таким образом, не оправдались надежды на то,   что опасным авантюрам в пятимиллионном городе положен  конец. Многое меняется, но одно остается неизменным - по-прежнему отсутствует системная взаимосвязь ответственности властей и безопасности жителей города.



Санкт-Петербург и его жители в очередной раз становятся заложниками неконтролируемой воли властей.  В правительстве и законодательном собрании города, по-видимому, нет человека, который мало-мальски  разбирается  в атомной физике. Росатом в историческом центре Питера  на Васильевском  острове будет загружать тонны высокообогащённого ядерного топлива в две реакторные установки КЛТ-40С плавучего энергоблока  "Академик Ломоносов". Каждая из них имеет тепловую мощность 150 МВт. В совокупности они способны вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что может обеспечить жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.

На Балтзаводе будет осуществлен физичесий пуск, который ранее планировался на специализированом предприятии «Севмаш», где начинали строительство ПАТЭС. Физический пуск это этап ввода ядерной энергетической установки  в эксплуатацию, включающий достижение критического состояния реактора и выполнение необходимых физических экспериментов на уровне мощности, при которой теплоотвод от реактора осуществляется за счет естественной циркуляции.

Для выполнения требований правил ядерной безопасности каналы контроля плотности нейтронного потока при загрузке должны быть оснащены показывающими и записывающими устройствами, и должны быть приняты строгие меры по безопасности при пуске нового энергоблока. Самой ответственной и потенциально опасной процедурой в эксплуатации любого реактора является именно его пуск. В процессе физического пуска определяются наиболее важные нейтронно-физические характеристики реактора.

Мое мнение - то, что пока в России нет крупных экологических ядерных катастроф, это не достижение российских атомщиков, а скорее, вопрос везения. Росатом намерен провести опасные эксперименты в историческом центре великого города, при этом нельзя исключить вероятность повторения ядерных аварий, которые уже случались ранее в Советском Союзе.

В СССР 18 января 1970 года произошла радиационная катастрофа на заводе «Красное Сормово»  (Нижний Новгород). При строительстве атомной подводной лодки К-320 произошел неразрешенный запуск реактора, который отработал на запредельной мощности около 15 секунд. При этом произошло радиоактивное заражение зоны цеха, в котором строилось судно. В цехе находилось около 1000 рабочих. Радиоактивного заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха. В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Шестерых пострадавших доставили в московскую больницу, трое из них скончались через неделю с диагнозом острая лучевая болезнь, а с остальных взяли подписку о неразглашении произошедшего на 25 лет.

Основные работы по ликвидации аварии продолжались до 24 апреля 1970 года. В них приняло участие более тысячи человек. К январю 2005 года в живых из них осталось 380 человек.

В СССР в Уссурийским заливе, в бухте Чажма 10 августа 1985 г. произошла самая тяжёлая радиационная авария за всё время существования отечественного атомного флота. На АПЛ К-431, находившейся у пирса СЗР «Звезда», из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла СЦР и произошёл паровой взрыв. В результате была выброшена сборка со свежезагруженным ядерным топливом, и начался пожар, продолжавшийся 2,5 ч.  Сформировался радиоактивный шлейф полосой в 5,5 км, который пересёк полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории 30 км. Суммарная активность выброса составила 7 МКи.  Направление ветра в момент взрыва было в сторону от жилого посёлка, расположенного в 1,5 км от места инцидента. Основная масса радиоактивности выпала на лесной массив полуострова, на котором расположен судоремонтный завод. Эвакуации населения не потребовалось. В ходе аварии и при ликвидации её последствий повышенному облучению подверглись 290 человек.  Десять человек погибли в момент происшествия, у десяти была определена острая лучевая болезнь.

Недавно сообщили об  уже произошедшем ЧП  на Балтийском судостроительном заводе. На верхней палубе плавучего энергоблока произошло задымление. Было принято решение об эвакуации всех рабочих, которые оказались в зоне инцидента, пришлось выводить в безопасную хону 150 человек.

Любимый город Санкт -Петербург не должен быть заложником чужой воли,  город для многих  его жителей  стал судьбой. Безопасных атомных энергетических установок в мире не существует, т. е. не существует реакторных установок, у которых вероятность возникновения ядерной аварии бесконечно мала и тем более нулевая. Не является исключением и реакторная установка КЛТ-40С, которая используется на первом плавучем атомном энергоблоке "Академик Ломоносов".







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7253