А.Е.Лихачёву: кардинальный вопрос на сегодня
Дата: 25/10/2016
Тема: Сооружение атомных объектов


 В.В.Биктимиров, ветеран атомного строительства, моб. 8 927 687 58 38

Уважаемый Алексей Евгеньевич! В связи с Вашим назначением у нас, балаковских строителей, построивших четыре блока АЭС за 10 лет (1981-1990 г, ввод 4-го блока был в 1993 году по другим причинам, а строительством он закончен в 1990 году), появилась вера и надежда на возможность осуществить второе рождение передовой в своё время технологии строительства АЭС с ВВЭР-1000, разработанной и внедрённой в Балаково с целью применения её для ряда будущих серийных АЭС.



К сожалению, эта удачная технология потеряна целым поколением строителей; это показала провальная стройка НВАЭС-2, где за десять лет построен всего один блок.

Сразу поясню, что наши попытки пробить брешь в строительной отрасли РОСАТОМа конкретными предложениями с 2007 года, до сих пор не находили сторонников.

А первые предложения были разработаны и отправлены в институт АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ и ещё в 12 адресов для применения в «АЭС-88 нового поколения» уже в 1986 году, когда практически определилась эффективность этой удачной технологии после ввода первого блока Балаковской АЭС. В этой технологии собран опыт, прежде всего, пятого блока Нововоронежской АЭС, затем Запорожской АЭС, с которой мы в то время успешно  сотрудничали, и, конечно, кое-что из элементов было взято и с Калининской и с Ростовской АЭС, которые в то время постоянно и постепенно отставали от достигнутых в стране темпов.

Я, как специалист по проектированию организации строительства АЭС, считаю основной причиной некачественности ПОСов следующие обстоятельства.

1. В процессе проектирования или привязки к местности конкретной станции с самого начала к проектированию строительной части зданий и выбору площадки обязательно должен привлекаться специалист, разрабатывающий ПОС (проект организации строительства) с представлением о методике разработки строительного генерального плана, размещения строительно-монтажной базе и основной схеме механизации работ. Этого в АТОМЭНЕРГОПРОЕКТЕ не делается.

2. Совмещение функций Генерального проектировщика и Генерального подрядчика. (Это даёт возможность принимать, оправдывать и компенсировать ошибки друг друга, так сказать, «внутри»).

3. Отсутствие нужных специалистов по организации строительства в отделе ПТООС Московского АТОМЭНЕРГОПРОЕКТа, в связи с этим:

4. Принятие за основу отсталые, даже по «тем временам», технологии Калининской и Волгодонской АЭС;

5. В связи с  п 4, отсутствие возможности максимального укрупнения строительных монтажных конструкций, а тем более, вести СОВМЕЩЁННЫЙ МОНТАЖ технологического оборудования - единственный способ сокращения сроков строительства.

6. Ориентирование на дилерскую работу по применению иностранной грузоподъёмной техники, не приспособленной и не выполняющей условия строительства главных корпусов наших АЭС, не говоря о её стоимости.

7. Непринятие передовых эффективных способов производства СМР, достигнутых на Запорожской и Балаковской АЭС. Это ещё и усугубляется тем, что Московский АЭП, как генеральный проектировщик Балаковской АЭС является непосредственным соавтором, разработанной на стройке технологии поточно-скоростного конвейера с главенствующим механизмом — Козловым краном КК 2х100(180), грузоподъёмностью 360 тонн, который позволил совмещённо с опережением сроков монтировать тяжеловесное оборудование совместно с огромными укрупнёнными, с целью значительного сокращения трудозатрат на монтаже, строительными  блоками (до 230 тонн), а также «забросить» на штатное место круговой кран в полном сборе (239 тонн) с полностью собранной схемой электрооборудования крана «на земле».

Рассуждая по крупному, не использовано очень много строительно-монтажных приёмов, успешно решённых в старые добрые времена, когда строительная отрасль Министерства энергетики достигла высочайшего уровня, когда это министерство выполняло намного больше строительных объёмов, чем Министерство строительства. В процессе строительства руководители на собственном опыте убеждались в необходимости создания непосредственно на стройплощадках проектных групп, которые потом превратились в специализированные проектные институты типа ОРГЭНЕРГОСТРОЙ, ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ и т п, в которых формировались научные секторы, которые собирали опыт практических достижений и распространяли на очередные объекты. Ничего подобного в сегодняшней практике не предпринимается и даже не обсуждается, и не планируется. Эта ситуация спокойно перетекает из года в год.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию со строительной отраслью в атомном строительстве, обстановку в стране и международные отношения, убежден: другого выхода, кроме как кардинальная модернизация отрасли не существует. Необходимо вернуться к прежнему опыту советской  и создать новую российскую отечественную серийную технологию.

Конкретно. Не выпускать из поля зрения людей, прошедших практические стройки, закалённых в созданных для них трудностях, прочувствовавших их «на своей шкуре». Необходимо собрать сформировавшихся на стройках новых заинтересованных строителей и начать  всё «с чистого листа». Например, из подкованных специалистов на базе Нижегородского АЭПа создать оперативный отдел по разработке серийного ПОСа для АЭС ТОИ с расположением в НОВОВОРОНЕЖЕ.

Поскольку некоторые из руководителей стройки и линейных работников знакомы с технологиями Балаковской и Запорожской АЭС, «нахлебались» на НВАЭС-2, где они были связаны по рукам и ногам «шедевром» проектной деятельности, рождённым  в АЭПе, только они могут создавать  грамотные организационно-технические  проектные документы.

Те вопросы, которые не освещены в действующем ПОСе, должны быть проработаны с учётом следующих основных требований:

1. В рамках импортозамещения применять только отечественную грузоподъёмную технику на всех зданиях и сооружения, вплоть до проектирования новых кранов, вписывающихся в технологию. Тем самым способствовать возрождению краностроительных заводов в стране.

2. Восстановить поточно-скоростной метод монтажа конструкций и оборудования, применённый на Балаковской АЭС, основанный в советское время на капиталистическом конвейерном способе производства с главенствующей функцией козлового крана, резко повышающего производительность труда и дисциплинирующего производственные отношения.

Все остальные текущие  решения вытекают из главных принципиальных положений, продуманных и включённых в руководящие документы.

Я со своей стороны готов предоставить НИАЭПу в подразделение Нововоронежского филиала свой ГИПовский технический архив, в который входят ПОСы, ППРы, Техпроцессы, Техкарты, Стройбазы, монтажные приспособления и т.п. по ВВЭР-1000, по которым работали на Балаковской и Запорожской АЭС. Архив собран в одном экземпляре и состоит из СИНЕК. Это очень ценный подсобный материал для ознакомления и усовершенствования прежней технологии с целью создания новой отечественной эффективной конкурентноспособной серийной технологии для АЭС ТОИ.

Надеюсь на заинтересованность кого-то из руководителей, болеющих за дело.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7096