В.В.Биктимиров, ветеран атомного строительства, моб. 8 927 687 58 38
Уважаемый Алексей Евгеньевич! В связи с Вашим назначением у нас,
балаковских строителей, построивших четыре блока АЭС за 10 лет (1981-1990 г, ввод 4-го блока был
в 1993 году по другим причинам, а строительством он закончен в 1990 году),
появилась вера и надежда на возможность осуществить второе рождение передовой в
своё время технологии строительства АЭС с ВВЭР-1000, разработанной и внедрённой
в Балаково с целью применения её для ряда будущих серийных АЭС.
К сожалению, эта удачная технология потеряна целым
поколением строителей; это показала провальная стройка НВАЭС-2, где за десять
лет построен всего один блок.
Сразу поясню, что наши попытки пробить брешь в строительной
отрасли РОСАТОМа конкретными предложениями с 2007 года, до сих пор не находили
сторонников.
А первые предложения были разработаны и отправлены в
институт АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ и ещё в 12 адресов для применения в «АЭС-88 нового
поколения» уже в 1986 году, когда практически определилась эффективность этой
удачной технологии после ввода первого блока Балаковской АЭС. В этой технологии
собран опыт, прежде всего, пятого блока Нововоронежской АЭС, затем Запорожской
АЭС, с которой мы в то время успешно
сотрудничали, и, конечно, кое-что из элементов было взято и с
Калининской и с Ростовской АЭС, которые в то время постоянно и постепенно
отставали от достигнутых в стране темпов.
Я, как специалист по проектированию организации
строительства АЭС, считаю основной причиной некачественности ПОСов следующие
обстоятельства.
1. В процессе проектирования
или привязки к местности конкретной станции с самого начала к проектированию
строительной части зданий и выбору площадки обязательно должен привлекаться
специалист, разрабатывающий ПОС (проект организации строительства) с
представлением о методике разработки строительного генерального плана,
размещения строительно-монтажной базе и основной схеме механизации работ. Этого
в АТОМЭНЕРГОПРОЕКТЕ не делается.
2. Совмещение функций Генерального проектировщика и
Генерального подрядчика. (Это даёт возможность принимать, оправдывать и
компенсировать ошибки друг друга, так сказать, «внутри»).
3. Отсутствие нужных специалистов по организации
строительства в отделе ПТООС Московского АТОМЭНЕРГОПРОЕКТа, в связи с этим:
4. Принятие за основу отсталые, даже по «тем временам»,
технологии Калининской и Волгодонской АЭС;
5. В связи с п 4,
отсутствие возможности максимального укрупнения строительных монтажных
конструкций, а тем более, вести СОВМЕЩЁННЫЙ МОНТАЖ технологического
оборудования - единственный способ сокращения сроков строительства.
6. Ориентирование на дилерскую работу по применению
иностранной грузоподъёмной техники, не приспособленной и не выполняющей условия
строительства главных корпусов наших АЭС, не говоря о её стоимости.
7. Непринятие передовых эффективных способов производства
СМР, достигнутых на Запорожской и Балаковской АЭС. Это ещё и усугубляется тем,
что Московский АЭП, как генеральный проектировщик Балаковской АЭС является
непосредственным соавтором, разработанной на стройке технологии
поточно-скоростного конвейера с главенствующим механизмом — Козловым краном КК
2х100(180), грузоподъёмностью 360 тонн, который позволил совмещённо с
опережением сроков монтировать тяжеловесное оборудование совместно с огромными
укрупнёнными, с целью значительного сокращения трудозатрат на монтаже,
строительными блоками (до 230 тонн), а
также «забросить» на штатное место круговой кран в полном сборе (239 тонн) с
полностью собранной схемой электрооборудования крана «на земле».
Рассуждая по крупному, не
использовано очень много строительно-монтажных приёмов, успешно решённых в
старые добрые времена, когда строительная отрасль Министерства энергетики
достигла высочайшего уровня, когда это министерство выполняло намного больше
строительных объёмов, чем Министерство строительства. В процессе строительства
руководители на собственном опыте убеждались в необходимости создания
непосредственно на стройплощадках проектных групп, которые потом превратились в
специализированные проектные институты типа ОРГЭНЕРГОСТРОЙ, ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ и
т п, в которых формировались научные секторы, которые собирали опыт
практических достижений и распространяли на очередные объекты. Ничего подобного
в сегодняшней практике не предпринимается и даже не обсуждается, и не
планируется. Эта ситуация спокойно перетекает из года в год.
Анализируя сегодняшнюю
ситуацию со строительной отраслью в атомном строительстве, обстановку в стране
и международные отношения, убежден: другого выхода, кроме как
кардинальная модернизация отрасли не существует. Необходимо вернуться к прежнему
опыту советской и создать новую
российскую отечественную серийную технологию.
Конкретно. Не выпускать из поля зрения людей, прошедших
практические стройки, закалённых в созданных для них трудностях,
прочувствовавших их «на своей шкуре». Необходимо собрать
сформировавшихся на стройках новых заинтересованных строителей и начать всё «с чистого листа». Например, из
подкованных специалистов на базе Нижегородского АЭПа создать оперативный отдел
по разработке серийного ПОСа для АЭС ТОИ с расположением в НОВОВОРОНЕЖЕ.
Поскольку некоторые из руководителей стройки и линейных
работников знакомы с технологиями Балаковской и Запорожской АЭС, «нахлебались»
на НВАЭС-2, где они были связаны по рукам и ногам «шедевром» проектной
деятельности, рождённым в АЭПе, только
они могут создавать грамотные
организационно-технические проектные
документы.
Те вопросы, которые не освещены в действующем ПОСе, должны
быть проработаны с учётом следующих основных требований:
1. В рамках импортозамещения применять только отечественную
грузоподъёмную технику на всех зданиях и сооружения, вплоть до проектирования
новых кранов, вписывающихся в технологию. Тем самым способствовать возрождению
краностроительных заводов в стране.
2. Восстановить поточно-скоростной метод монтажа конструкций
и оборудования, применённый на Балаковской АЭС, основанный в советское время на
капиталистическом конвейерном способе производства с главенствующей функцией
козлового крана, резко повышающего производительность труда и дисциплинирующего
производственные отношения.
Все остальные текущие
решения вытекают из главных принципиальных положений, продуманных и
включённых в руководящие документы.
Я со своей стороны готов предоставить НИАЭПу в подразделение
Нововоронежского филиала свой ГИПовский технический архив, в
который входят ПОСы, ППРы, Техпроцессы, Техкарты, Стройбазы, монтажные
приспособления и т.п. по ВВЭР-1000, по которым работали на Балаковской и
Запорожской АЭС. Архив собран в одном экземпляре и состоит из СИНЕК. Это очень
ценный подсобный материал для ознакомления и усовершенствования прежней
технологии с целью создания новой отечественной эффективной
конкурентноспособной серийной технологии для АЭС ТОИ.
Надеюсь на заинтересованность кого-то
из руководителей, болеющих за дело.