Просящую руку и меч не сечёт
Дата: 31/08/2016
Тема: Социальная политика


Николай Секметов, Северск

Как известно, дискуссии вокруг всевозможных бюджетов имеют крайне низкую популярность в читательской среде. Как и среди всевозможных активистов. То ли времени жаль на вычитывание бесконечных и малопонятных цифр, то ли из-за ощущения бесполезности в изысканиях, то ли ещё отчего-то. Хотя именно влияние на бюджет открывает реальную возможность для тех же депутатов осуществлять предоставленные статусом  полномочия, о существовании которых многие из них уже порядком подзабыли. И помогать своим избирателям конкретными делами. Будь то детские площадки, внутридворовые автостоянки или ещё что-то полезное для городской жизни.



Своя рубашка ближе к телу

Очевидно, именно это  соображение стимулирует просьбы дать что-нибудь из денег, исходящих к властям высшего уровня от их братьев меньших. И недавно растиражированная СМИ просьба главы Северска господина Диденко к губернатору области господину Жвачкину далеко не исключение. А попросил местный градоначальник всего ничего – каких-то сто с половиной миллионов рублей. И цели самые благие – на обустройство участка под индивидуально-жилищное строительство, где со временем заживут наши многострадальные льготники. Врачи, учителя, ну и так далее. Чем не похвальная забота о страждущих, да ещё в наше непростое время?!

Так, конечно, да не так. Особенно, если отвлечься от популизма, демонстрируемого господином Диденко, и обратиться именно к городскому бюджету. Для начала возьмем общую цифру планируемых в нынешнем году расходов. Составляет она не много, не мало, а  3,6 миллиарда рублей. На город с населением чуть больше ста тысяч человек. И, что немаловажно, город сравнительно молодой, а, следовательно, с ещё не обветшавшей инфраструктурой. Согласитесь, изыскать вожделенную сумму у чиновников Северска возможностей много больше, нежели у их коллег по областному центру. И, тем более, из районов. Где и показатели доходно-расходные иные, и сети коммунальные дышат порой на ладан, да и едоков поболее.

«Идём по цифрам» дальше. Традиционно – о расходах на управление. И буквально с первой строки под названием «Функционирование высшего должностного лица» удивлению нет предела. Красуется там не много, не мало, а 3,5 млн рублей. Сумма, конечно немалая, но в изначальном варианте, за который депутаты голосовали раннее, было… не поверите…8 с гаком миллионов. Но радоваться вдруг проснувшейся рачительности северских слуг народа не стоит. Разницу просто отнесли в другую графу (только не подумайте, что на дороги. Или там детские площадки). Звалась она «функционирование представительных органов муниципальных образований». В результате общая сумма расходов на содержание местной думы осталась прежней – 55 с половиной миллионов рублей. Уверяю, ни в одном ЗАТО системы Росатома такие цифры вам не увидеть.

Но, если кто подумал, что это окончательные данные, то сильно ошибётся. До конца года ещё есть время для внесения корректировок. В ту или иную сторону. Для примера, в первоначальном варианте прошлогоднего бюджета по «высшему должностному лицу» значилось 3,57 млн рублей. Закончили год с почти пятью. По расходам на местную думу  55,53 млн. Отчитались за 57,78. Ну, чем не стахановцы в славном деле поглощения бюджетного пирога!? 

Не отстаёт и другая властная ветвь – исполнительная. В графе «функционирование местных администраций» значатся 142 с небольшим миллиона рублей.

Весьма красноречив и другой показатель – количество муниципальных служащих и средства на оплату их труда. По итогам года прошлого их число определено в 291 человек с суммой оплаты в 203,4 млн рублей. Если взглянуть на данный показатель в динамике, то легко убедиться, что за время нахождения во главе города господина Шамина расходы на их содержание выросли почти на 80 млн рублей. Согласитесь, немало. Даже с учётом выпавших инфляционных процессов. И в сравнении с рядом других ЗАТО. В том же Озёрске, городе по численности населения близком к Северску, их количество едва превысило две сотни. А на содержание выделялась и вовсе смешная сумма около 90 млн рублей. Если, конечно, её с «сибирским побратимом» сравнивать.

Показательна картина и по отдельным направлениям. К примеру, контролем за ходом капитального строительства в Северске ведают целое управление, в котором трудится 11 муниципальных служащих и один профильный заместитель главы администрации. Чтобы понять масштабы «строек ЗАТО» взглянем в соответствующую графу бюджета этого года. А запланировано всего-то 216 млн рублей с небольшим. Причём за счёт местного бюджета всего-то 66 млн. И такая прорва контролёров!

По-видимому, господину Диденко с народными избранниками хватает желания и средств содержать именно такой штат. А вот изыскать сто с небольшим миллионов для облагораживания упомянутого участка для коттеджного строительства лъгоникам, не получается.

 

И ты поймёшь, и всё увидишь сам

Выход нашли в походе на поклон к господину Жвачкину. Вот только действия высокого северского чиновника, мне так кажется, далеко не спонтанны. Более того, психология губернатора здесь, думаю, учтена на все сто. Его крайняя нелюбовь к финансовому счёту, импульсивность в заявлениях и ещё много чего, чем успел прославиться на томской земле господин Жвачкин. Возможно, держал в уме господин Диденко и события уже двухгодичной давности по открытию детского садика в Северске. Тогда также на трибуне блистал губернатор. Резал ленточку, говорил прочувствованную речь и даже вручил подарок. Забыл господин Жвачкин только об одном. Нормативные сроки строительства, как и первоначальная смета, были значительно превышены.

Предвижу возражения. Мол, к чему уподобляться героям произведений классика и требовать равенства и братства? И вдобавок всё поделить. Если власти города научились зарабатывать неимоверные суммы, то почему бы ими не распорядиться в соответствии с собственными пожеланиями? Увы, северский бюджет банально дотационен. Почти на 80%. При этом зависимость от поступлений из бюджетов более высокого уровня имеет стойкую тенденцию к увеличению. По данному показателю среди 10 городов Росатома бюджет ЗАТО Северск находится на 4-ом месте  Поэтому и делить, собственно, нечего.

Да и с оставшимися двадцатью с небольшим процентов собственных доходов, не всё так просто. Как известно, основную их часть в муниципальную казну обеспечивает поступление налогов на доходы физических лиц. В самой же структуре НДФЛ выплаты, поступающие от АО СХК, соединения внутренних войск и всевозможных правоохранителей составляют почти половину от общей суммы.

Так в чём же роль местной власти в работе по повышению доходной части городского бюджета?! Есть плательщик – платы идут, нет – «курим бамбук». Что и подтверждают тающие с каждым годом суммы поступлений от данного вида налога, выплачиваемого АО СХК вместе со своими дочерними обществами. Так, в 2011 году доля составляла 42,3 %, в 2012 – 38,3 %, в 2013 году – 35,6 %, в 2014 году – 28,2 % и в 2015 – 25,5 %. Словом, ещё пару-тройку лет «пореформируемся» и оставим городской бюджет на бобах. Тем более, не думаю, что с ростом кризисных явлений Минфин и дальше будет в нынешних темпах дотировать северский бюджет. Поиском альтернативных же источников местная власть занимается пока без должного результата. Явно не отрабатывая указанного выше прекрасного финансирования.

И время, когда придётся всё же определять, что важнее для Северска – лидерство в выплатах на содержание всевозможных чиновников вместе с мэром или в затратах на ремонт дорог и прочего в таком роде, достаточно близко.

И на диване обывателю уже не отлежаться, а общественности мирно не продремать на соответствующих слушаниях. Иначе этот выбор чиновник сделает за него.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6970