Отрасль предлагает – молодежь выбирает
Дата: 18/10/2006
Тема: Кадровая политика


Екатерина Мартышкина, специалист отдела по работе с персоналом Центра кадровых программ ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ»

Что сегодняшняя атомная отрасль может предложить молодому специалисту, и что он сам может предложить отрасли? Такие вопросы неизбежно встают перед каждым из нас на пороге вхождения в профессию.

Отрасль испытывает недостаток молодых, энергичных, с хорошим «фанатизмом» кадров. Почти два десятилетия ядерная энергетика была в немилости. Атомщики постарели. В целом по стране средний возраст кандидата наук составляет 52 года, а доктора наук – 61, тогда как в атомной отрасли это соответственно 56 лет и 64 года.

Подготовкой кадров для Росатома занимаются около 200 вузов по всей территории России, 20 из них – по «ядерным» специальностям.

В условиях предстоящих реформ атомная энергетика переживает свое второе рождение. Поэтому задача подготовки, привлечения и удержания квалифицированных сотрудников имеет для отрасли первостепенное значение. Специалисты требуются самые разные: от физиков-атомщиков до юристов, бухгалтеров и программистов. Поступая в отраслевой вуз, молодой человек делает осознанный выбор. Большинство ребят готово мириться со всеми имеющимися минусами ради идеи или амбиций – профессиональных, карьерных, научных. Однако и им после получения диплома не избежать соблазнов, которые предлагает сегодняшний рынок труда. «Технари» с классическим базовым образованием и светлыми головами очень востребованы и за пределами атомной отрасли, так как демонстрируют свою подготовку в самых разных видах деятельности.

В свою очередь, человека стороннего очень трудно мотивировать или хотя бы просто заинтересовать работой в отрасли. В ЦНИИАТОМИНФОРМ я занимаюсь подбором именно таких кадров, поэтому остро ощущаю эту проблему. Ее можно рассматривать с двух сторон. Существует несколько причин, которые отталкивают специалистов от атомной отрасли и от ФГУПов, в частности. Во-первых, это вопрос престижа. Считается, что работать в небольшой, скажем, рекламной фирме престижнее, чем в ЦНИИ. Коммерция нынче более востребована, чем работа в государственных структурах. Во-вторых, заработная плата. Несмотря на то, что за последнее время ее уровень вырос, в этом аспекте атомщики по-прежнему неконкурентоспособны. В-третьих, – это вопрос имиджа. Имиджу отрасли был нанесен серьезный ущерб. Да и работа в этом направлении в отрасли на должном уровне пока не ведется. Нам остается только догонять нефтяников и газовиков, которые далеко ушли со своей активной пропагандой и PRом. Попытки, правда, кое-какие предпринимаются. Причем, как на уровне отрасли в целом, так и на отдельных предприятиях. Например, в ЦНИИАТОМИНФОРМ есть отдел «Развития общественных связей», осуществляющий взаимодействие со СМИ.

Основной особенностью как была, так и остается закрытость отрасли. Это тоже сильно отпугивает молодежь. Слишком ценна возможность поездки за границу, чтобы отказаться от нее из-за секретности.

Если говорить о системе подбора персонала в ЦНИИАТОМИНФОРМ, то здесь также своя специфика. Являясь головным отраслевым научно-исследовательским центром, институт нуждается в регулярном пополнении и обновлении кадрового состава. Самые востребованные специальности здесь: программисты, экономисты, финансовые аналитики, юристы. Всех их готовят на разных кафедрах МИФИ. Однако, если факультет «Кибернетики» традиционно готовит очень сильных специалистов в сфере IT, которые сверхвостребованы на рынке, то требования к финансистам, юристам и экономистам иногда превышают реальный уровень знаний студентов. В таких случаях можно идти двумя путями. Первый: обращаться в другие вузы. Скажем, в Высшую школу экономики. Однако сложно представить ее выпускников в атомной отрасли. В ВШЭ особая идеология – получение максимальной прибыли в предельно сжатые сроки. А потому долгосрочные проекты, каким, безусловно, является атомная энергетика, им малоинтересны. Хотя варианты плодотворного сотрудничества есть, но это скорее исключение, чем правило. Второй – это развитие сотрудничества с вузами на ранних этапах подготовки специалистов. Очевидно, что все руководители хотят получить в свое распоряжение уже готового профессионала, который будет полностью удовлетворять всем требованиям. Однако так бывает нечасто. В реальной жизни больше пользы приносит участие предприятий в подготовке будущих специалистов уже с 3 курса обучения в вузе. В результате через 2,5 года такого сотрудничества предприятие получит подготовленных специалистов, ориентированных на отраслевую специфику. Это особенно важно для тех, кто планирует заниматься аналитической деятельностью. В частности, в нашем Институте около 40 ведущих аналитиков (это порядка 5% сотрудников), которые занимаются аналитикой по разным объектам: экономика отрасли, информационные технологии, управленческие технологии, законодательство, СМИ и PR и т.д.

Особого упоминания заслуживают юристы. Несмотря на то, что предложение опережает спрос, юристы демонстрируют откровенное нежелание работать в отрасли. И это притом, что в нашем Институте, в отделении законотворчества их ждет удивительно интересная деятельность, а также возможность получения уникального опыта, который позволит им стать классными специалистами и сделать карьеру – как в отрасли, так и за ее пределами.

Журнал «Атомная стратегия» № 25, сентябрь 2006 г.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=680