Мифы и уроки Чернобыля 30 лет спустя
Дата: 28/01/2016
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Метафизика конспирологии, критические знания

Н.В. Никифоров,  к.т.н., Советник РФ 1 класса, академик ВАН КБ, член Комитета ТПП РФ по качеству продукции

26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС в Украинской союзной республике СССР, которая впоследствии был названа катастрофой мирового значения в новейшей истории цивилизации. За 30 лет, прошедшие от памятной даты, с карты Мира исчез великий и могучий Советский Союз, образовался Европейский Союз, был внедрен «глобальный возобновляемый источник энергии» - доллар США, эффективно питающий социальные конфликты глобальной «демократизации», «гибридные» войны и «горы оружия у террористов» (- со слов Б.Н. Ельцина, сказанных в начале российско-чеченской войны 90-х годов).


Сегодня в Интернете имеются «горы информации» о научных, организационных, технических и социальных гипотезах, причинах, предпосылках, поводах и последствиях чернобыльской аварии [http://pripyat.com/, http://forum.pripyat.com/, 1 -3, 10].

В частности, интересна статья Юлия Андреева «Чернобыль и корпорации» [3], опубликованная в 2006 году.

Эпиграф этой статьи: «В отличие от нефти и газа, глупость – ресурс возобновляемый» предваряет знание Ю.Андреевым причин взрыва реактора: «В 1986 году все вели себя так, как будто никакого взрыва не случилось. Кроме идиотов, каждый понимал, что это был ядерный взрыв. Но нужно было быть опять-таки идиотом, чтобы говорить об этом вслух».

Не комментируя слов «ядерный взрыв», данных Юлием Андреевым без технического пояснения, заимствую аллегорию эпиграфа, переформулировав по-своему:

«В отличие от долларов США, глупость – ресурс неисчерпаемый, а знания – возобновляемый».

Статья [3] сподвигла меня сегодня дать интерпретацию мифов, гипотез и социально-экономических последствий чернобыльской аварии в аспекте метафизики[1] и конспирологии[2], привитых мне корпоративной энергией «Предприятий п/я» («черных» почтовых ящиков) ядерно-оружейного комплекса (ЯОК) Министерства среднего машиностроения СССР.

Школой метафизики и конспирологии ядерного оружия (ЯО) называю научно-техническую школу сверхчувственного восприятия личностью своей доли ответственности перед человечеством за безопасность и надежность технических и организационных решений, принимаемых при создании ЯО.

Эта философия, которую нынче называют «культурой безопасности», основана на конспирологии «критических» (сверхчувствительных) инженерных знаний свойств ЯО, технологий и механизмов организации, называемых нынче «драйверами», процессов создания ЯО.

Национальный аспект чувствительной особенности инженерной философии безопасности ЯО состоит в цели обеспечения 100% надежности «ответного» военного удара государству-агрессору, применившим ЯО первым.

Самозащита является природным инстинктом всего живого. С этой целью фауна и флора меняют периодически изменяют свои окраски, а «homo sapiens» одновременно и лжет и требует правды. Прокурорская присказка конспирологии: «Все расскажешь – будет легче, ничего не скажешь – ничего не будет!». Одни конспирологи изобретают иллюзии, другие долго не могут понять: «Почему то что, должно было бы быть лучше, получилось, как всегда!?»[3]. Здесь помогает элементарная метафизика – пособие о сверхчувственных принципах бытия.

Первым моим наставником конспирологии и метафизики ЯО в 1970 году стал заместитель Главного конструктора Предприятия п/я А-7451, кандидат технических наук, полковник, Куликов Серафим Михайлович – заслуженный участник секретной подготовки испытаний в 1961 году на полигоне на Новой Земле первой сверхмощной термоядерной бомбы «Кузькина мать» [4]. Результаты этого испытания и последовавшая за ним сверхсекретная операция [5] по размещению советских ракет с ЯО на Кубе в 1962 году предотвратили военное вторжение США на Кубу и изменили конспирологию глобальной политики США.

У С.М.Куликова я прошел трехлетнюю школу «молодого бойца», специализируясь в исследовании и разработке методов технического контроля анализа случаев неисправности отдельных компонентов создаваемых и эксплуатируемых спец-изделий ЯО. В начале 1970-х годов эта работа имела статут под-темы отраслевой НИР по улучшению эксплуатационных характеристик ЯО. В этой работе, участвовали все предприятия ЯОК. С.М.Куликов стажировал меня – молодого специалиста, в экспертной деятельности отраслевой комиссии по надежности.

Замечу, что задача повышения эффективности и достоверности результатов контроля, как никакая другая задача любых видов деятельности, особо чувствительна к широкому спектру конфликтов корпоративных и личностных интересов.

Основоположниками метафизики критических знаний ЯО были первые два поколения участников атомного проекта, воспитанные на чрезвычайных требованиях к исполнительности и ответственности за «Атомный проект СССР» [6], что позволило реализовать его в кратчайшие сроки, в условиях Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи. «Атомный проект» - величайшая заслуга Правительства И.В. Сталина и организатора проекта Л.П. Берии.

Принцип метафизики критических знаний заключается в широко известном требовании академика Ю.Б. Харитона к тому, что создатели ЯО обязаны знать об ЯО в десять раз больше, чем это требуется для выполнения поставленной перед ними «чисто» технической задачи.

«Человеческий принцип»[4] конспирологии критических знаний, в моем представлении, заключен в «мужицкой» мудрости поведения: «Не верь, не бойся, не проси!». Моя интерпретация этих слов, исходя из личного опыта корпоративного бытия, сводится к следующим, далеко не полным тезисам.

1) Не верь на слово харизматичным утверждениям авторитетов. Их знания могут быть иллюзиями или обманом. Воспринимай только ту информацию, которая сформулирована на бумаге, ищи в ней неопределенности, ошибки, глупости, угрозы конспирологии. 

Не верь на слово обещаниям успехов в будущем.

2) Не бойся доказывать свою правоту, основанную на твердом знании, рискуя при этом попасть в немилость конъюнктурных политиков. Иначе, в лучшем случае, по умолчанию, потеряешь профессиональную репутацию, которую следует беречь смолоду. В худшем случае, возможны катастрофические последствия чернобыльского масштаба.

Не бойся признавать свои ошибки и грехи, аргументируя их. Рано или поздно грехи открываются и прощаются. Репутации не иссякают из человеческой памяти.

Не бойся показать себя глупее чем есть, требуя от начальника правомерности, ясности и четкости составления рабочих заданий и указаний. Иначе, умный начальник обвинит тебя по результатам дела в своих собственных грехах!

Не бойся конспирировать «ноу-хау», иначе утратишь свою незаменимость.

3) Не проси чувствительной помощи. Рискуешь быть обманутым, дискредитированным, обворованным….

С.М.Куликов умно и тактично прививал мне эти принципы на протяжении 3-х лет моего освоения особенностей разработки ЯО в корпорации нашего педприятия. Наше (третье) поколение инженеров ЯОК – бывших студентами 60-х годов, распределенными в п/я ЯОК после ВУЗ -в, были обязаны по закону отработать 3 года в п/я на определенных рабочих местах. После 3-х лет они могли переходить на другую работу, либо продолжать совершенствовать свои знания ЯО самостоятельно: в меру личных способностей, убеждений, интересов и других личностных качеств.

Самостоятельное накопление личных критических знаний происходило уже в среднем звене трудящихся (от научных сотрудников до руководителей групп) в борьбе и единстве производственных противоречий с коллегами, начальством, смежниками и, главное, с военной приемкой (военными представителями Министерства обороны – Техническим государственным заказчиком). В этой борьбе интересов и единстве цели обеспечения надежности и безопасности заключется диалектика «драйвера» инновационного развития и «технических революций».

Министерство среднего машиностроения выполняло производственные функции в качестве «секретного государства в государстве СССР». В этой системе задачи и планы инновационного развития ЯОК формировали (предлагали, определяли, доказывали, оценивали, критиковали) профессиональные ученые и инженеры ЯОК среднего звена на основе критических знаний способов решения своих задач. Предложения и планы согласовывали Научно-Техническом Советом Главных конструкторов и Директоров ядерно-оружейных предприятий ЯОК, а затем утверждали на уровне Министерства.

Программы утверждались ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Экономическое понятие инвестиции (т.е. вложение средств с целью извлечения прибыли) в ЯОК отсутствовало. Цену ЯО не знали.

Мои собственные критические знания были получены:

1) при разработке, постановке на производство и эксплуатационном контроле ЯО в1970 -1995 годах;

2) при участии в НИОКР, выполненных в 1992 -1996 годах во ВНИИА им. Н.Л.Духова [http://www.vniia.ru/], бывшем п/я А-7451;

3) в процессе выполнения обязанностей научно-технического руководителя конверсионного российско-американского антитеррористического проекта МНТЦ5[5] «Заслон» в 1993 -1995 годах во ВНИИА;

4) при участии в международном сотрудничестве России, США и ЕС по проблемам нераспространения ЯО и ядерных материалов, а также по проблемам диверсификации ЯОК в 1996 – 2000 годах (будучи переведенным на должность государственного служащего - консультанта Департамента безопасности информации, ядерных материалов и объектов (ДБИЯМО) Минатома России);

5) при участии в экспертной деятельности по техническому регулированию, последовавшей в 2001 году после выхода с госслужбы на пенсию.

На основе критических знаний попытаюсь предложить оценку конспирологии известного утверждения создателя американских атомных и водородных бомб Теодора Б. Тейлора, опубликованного в конце его жизни [7]:

«АЭС и другие ядерно- и радиационно-опасные предприятия являются ядерными минами, которые могут быть приведены в действие в ходе военной бомбардировки либо террористической акции».

Это утверждение необходимо рассматривать с учетом того, что в другой серьезной работе [8] Аналитического центра Шиллер-института (Германия) доказано, что терроризм является косвенным высокоэффективным способом дестабилизации и ослабления государства другим враждебным государством, не переходя порога открытой враждебности.

Сегодня, международное признание террористическим государством «корпорации» ИГИЛ, открыто ведущей войну в странах Ближнего Востока и публично признающее свои теракты в других странах, открывает более глубокий контекст данного определения терроризма - в гипотезе конспирологии Мондиалистского заговора[6].

Рассмотрим модель (эскиз построения) системы знаний, необходимой для исследования, оценки и прогнозирования угроз иррегулярных военных операций (терактов) Мондиалистского заговора в отношении атомных станций (АС), размещенных (или размещаемых) в конфликто-опасных регионах.

На рис. 1. представлен рабочий эскиз модели системы критических знаний.
 

Рис. 1. Блок схема модели экспертной информационной системы знаний и текущей оценки национальной безопасности от террористических угроз АС

Контекст передаточных функций анализа информации по блокам системы:

1. Документирование базы текущих Общественно-значимых событий представляется системным предметом архивной деятельности в форматах, разрабатываемых общественными институтами политологии и историки.

Функцией АКЗС (поз. А1) является анализ критичности событий в аспекте потенциального ущерба, который требуют метафизического исследования и прогнозирования, и являются предметом деятельности междисциплинарных объединений высокообразованных ученых-аналитиков.

2. Функцией АИН (поз. А2) является анализ и оценка институциональной неопределенности, т.е. неопределенности законодательных требований к предотвращению критически значимых событий (КЗС) являются предметом деятельности научно-технической и организационной деятельности в сотрудничестве с юристами и законодателями.

Простой пример 1. В недавнем случае разрушения лифта в высотке ЖК «Алые Паруса» была названа институциональная причина отсутствия в законодательстве требования к лицензированию обслуживания лифтов. Будучи знаком с Градостроительным Кодексом РФ и техническим регулированием в строительстве «осмелюсь утверждать», что институциональные неопределенности лежат намного глубже: в истории градостроительной политики Правительства Москвы, в предпроектных изысканиях, территориальном планировании, проектировании, метрологическом обеспечения и антитеррористической защищенности высотных зданий. Гипотезы конспирологии в данном случае должны рассматриваться во многих аспектах интересов власти, бизнеса и жителей Московского региона. Системный подход к антитеррористической защищенности Москвы, мягко говоря, не совершенен.

3. Анализ чувствительности КЗС к конспирологии гипотез (вероятных причин) является предметом специальной научной и инженерной деятельности по исследованию всех составляющих (элементов) национальной безопасности (военной, техногенной, экологической, экономической, информационной, государственной и других видов). Все меры защиты от угроз отдельным элементам национальной безопасности, как системы защищенности, связаны между собой функционально. Комплексный анализ функциональной безопасности [9] требует наличия экспертов, обладающих критическими знаниями.

4. Методы качественной и количественной оценки рисков КЗС, в общем, известны в системе стандартов «Менеджмент риска». Очевидно, что принятые стандарты и, в первую очередь, установленные в них показатели требуют инженерного совершенствования.

Для того, чтобы «не гнать грешную волну» комментариев к настоящей работе, в Информационной карте 1 дан только пример результата экспертной оценки (поз. E7) вероятности причины Чернобыльской катастрофы, исследованной на основе указанных источников информации с учетом «критических знаний» конспирологии возможностей диверсионной авиации США в 1980-х годах [10, 11].

Информационная карта 1.
Примерная логика исследования конспирологии Чернобыльской аварии
br />

Настоящая публикация преследует цель только обратить внимание образованных трудящихся на необходимость метафизического восприятия истории и конспирологии аварий, катастроф, терроризма, рыночной экономики, свободы предпринимательства и других современных иллюзий.

Воспоминание прошлого опыта корпоративной самоорганизации в особо-опасных областях деятельности, надеюсь позволит трудящимся поразмыслить над идеологией бизнес-проектов, связанных с обеспечением национальной безопасности, и упрочить ее изменением отдельных положений ряда законов.

С учетом стратегических интересов национальной безопасности, закон о государственно-частном партнерстве [12], энергетическая стратегия РФ [13,14], Программа инновационного развития Госкорпорации «Росатом» [15], а также ряд других нормативных правовых актов подлежат срочной «метафизической» экспертизе и конструктивному уточнению. Правовому уточнению подлежит нормативная база государственных закупок [16 - 19], показатели и методы оценки эффективности капитальных вложений в стратегические объекты капитального строительства.

Некоторые детальные предложения автора по совершенствованию системы правового и технического регулирования на основе требований национальной безопасности и антитеррористической защищенности стратегических объектов доступны заинтересованному читателю [20 - 30].

Текущие и новые события происходят в жизни, обычно, в логике забытого старого. «Homo sapiens corporations» по Закону должны быть обязаны учитывать эту данность в своей инновационной деятельности, вырабатывая государственную и корпоративные политики, стратегии, целевые программы, предлагая и принимая решения в интересах коллективной безопасности.

Рекомендуется использовать рассмотренную методологию оценки критически значимых событий (КЗС) в экспертном анализе и оценках событий текущего времени.

При условии читательского интереса к данной теме, возможна последующая историческая оценка конспирологии сотрудничества Минатома России с Министерством энергетики США в области конверсии ЯОК и снижения ядерной угрозы Миру со стороны России в 1992 – 2000-х годах.
.

Список источников
1.Интернет-сайты: http://pripyat.com/, http://forum.pripyat.com/;
2.Сергей Переслегин Мифы Чернобыля, Москва «Яуза» 2006: http://lithub.me/book/221821/
3.Юлий Андреев «Чернобыль и корпорации». Бостонский независимый альманах «Лебедь», 2006: http://lebed.com/2006/
4. Ядерные испытания СССР. Под ред. В.Н.Михайлова. Т 1, Саров –ВНИИЭФ, 1997;
5.А.Б.Максимов. Тайная сторона дела Пеньковского. Непризнанная победа России. М:-«Вече», 2013 – 136 с.
6. Атомный проект СССР. Документы и материалы. Под общей редакцией Л.Д.Рябева. В 3т., 1938 – 1954 гг., изд. Минатом России, 2002;
7. Теодор Б. Тейлор. Ядерная энергия и ядерное оружие//Наука и всеобщая безопасность. ИКИ РАН, 2005. Т.13, №2, с.27-31;
8. Михель Либиг. Стратегический контекст современного иррегулярного ведения войн. Аналитический центр Шиллер-института, 2003: http://www.df.ru/metuniv/consor/LIEBIG.html.
9. Девид Дж. Смит, Кеннет Дж. Л. Симпсон. Функциональная безопасность. Простое руководство по применению стандартов МЭК 61508 и связанных с ним стандартов. ИД «Технологии», М:-2004;
10. Матвей Лалаев, Всеволод Жмуров. Оправившись от шока Чернобыльской катастрофы, Россия начала развивать ядерную энергетику, или Необходим ли глобальный отказ от атомной энергии. Бюллетень по атомной энергии. Журнал Центрального научно-исследовательского института управления экономики и информации. (ISSN 1811-7864), Апрель 2006 г.
11. Жмуров В.А. Патентная заявка №: 97110236/20, 25.06.1997. Радиопоглащающая конструкцич, Федеральный институт промышленной собственности, http://fips2.com/
12. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
13. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»
14. Проект документа «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (основные положения).
15. Паспорт Программы инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2020 года (в гражданской части):
16. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
17. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
18. Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной Корпорации по атомной энергии «Росатом». В редакции, утвержденной решением наблюдательного совета ГК «Росатом» от 24 декабря 2015 № 78
19.Приказ Минрегиона РФ от 05.07.2011 N 320 "Об утверждении свода правил "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" (вместе с "СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования")
20.Никифоров Н.В. Концепция консолидации антитеррористических инноваций. Материалы второй научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке». Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. 10-11 декабря 2002 года. М., 2003.
21. Никифоров Н.В. Актуальные информационно-технические проблемы противодействия терроризму. Журнал «Бюллетень по атомной энергии», май 2006.
22. Никифоров Н.В. Формирование процедур подтверждения соответствия в Российской Федерации. Журнал «Методы оценки соответствия», №6, 2006.
23. Никифоров Н.В. Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий. Журнал «Методы оценки соответствия», №3, 2009.
24. Никифоров Н.В. О метрологических рисках. Журнал «Стандарты и качество» №4, 2010.
25.Никифоров Н.В. Ядерное право: системный комментарий к нормативной базе. «Атомэкспо», М:-2011.
26.Никифоров Н.В. Обеспечение ядерной и физической безопасности объектов использования атомной энергии в свете реформы технического регулирования Сб. докладов Форума «Атомэкспо-2011»
27. Никифоров Н.В. и др. Системообразующий закон в сфере государственно-частного партнерства Журнал «Стандарты и качество»
28.Никифоров Н.В. О технических условиях в проекте ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Журнал «Стандарты и качество».
29. Никифоров Н.В. Технические условия в проекте ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Журнал «Контроль качества продукции» № 1, 2015.
30. Никифоров Н.В. О гражданско-правовой ответственности в РФ за причинение ядерного вреда. Журнал «Глобальная безопасность»: WWW.VANKB.RU


[1] Метафизика - (от греч. metaphysic - то, что после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин "М." впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. Мыслителя [https://ru.wikipedia.org/].

[2] Конспирология – (в широком смысле) понимают совокупность гипотез, пытающихся объяснить событие (ряд событий) или процесс, как результат заговора, то есть действий небольшой, тайной группы людей, направленных на сознательное управление теми или иными историческими процессами [https://ru.wikipedia.org/].

[3] Изречение В.С. Черномырдина.

[4] В широком смысле: принцип поведения личности в условиях режимной корпорации. (Принцип, приписанный лагерным заключенным).

[5] МНТЦ – Международный научно-технический центр. Учрежден в России в 1993 г. по межгосударственному соглашению с США, странами ЕС, и Японией с целью перепрофилирования российских разработчиков оружия массового уничтожения в гражданские области деятельности [http://www.atomic-energy.ru/ISTC] Упразднен в 2012 году.

[6] Мондиалистский заговор— новейшая форма конспирологии, разоблачающая планы «тайного мирового правительства» в последние десятилетия. Особенностью этого варианта конспирологии является то, что основным объектом исследования становятся Соединённые Штаты Америки, как особый геополитический центр со своей специфической и спорной в ряде аспектов культурной и футурологической концепцией. [https://ru.wikipedia.org/







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6525