Новости РНЦ «Курчатовский институт»
Дата: 11/09/2006
Тема: Атомная наука


Росатом находит инвесторов

Представители Росатома неоднократно заявляли о заинтересованности в привлечении частных инвесторов для финансирования строительства новых АЭС. Российское законодательство пока разрешает только государственное финансирование атомной отрасли, но уже осенью Госдума может принять законопроекты, которые позволят частным инвесторам вкладывать деньги в строительство АЭС без их участия в собственности, но под гарантии долгосрочных поставок электроэнергии по фиксированной цене.

Российская ядерная энергетика сделала первый шаг к привлечению частных инвестиций. Подписаны меморандумы о сотрудничестве Росатома с крупнейшими производителями алюминия в РФ — «Русским алюминием» («РУСАЛ») и «СУАЛ’ом» — Сибирско-Уральским холдингом. Соглашения Росатома с алюминщиками носят рамочный характер и не содержат договоренностей о конкретных проектах. Рабочая группа Росатома совместно с представителями алюминиевых компаний займется подготовкой предварительных ТЭО проектов строительства АЭС в связке с металлургическим производством и уже к октябрю должна представить первые результаты. Рассматривается большое количество потенциальных площадок — на Кольском полуострове, Архангельской обл., Дальнем Востоке. При их выборе, согласно принципиальной позиции Росатома, необходимо «в обязательном порядке учитывать мнение конкретных регионов и их потребности в электроэнергии». Группа «СУАЛ» (в ее состав входит Кандалакшский алюминиевый завод) и подведомственное Росатому ОАО «ВНИИАЭС» намерены создать проектный офис для принципиального обоснования возможности реализации совместных проектов и определения площадок строительства. Несколько последних лет «СУАЛ» вместе с руководством Мурманской области вели переговоры об увеличении мощности Кольской АЭС, рядом с которой будет строиться вторая очередь Кандалакшского алюминиевого завода. Алюминщики планируют участвовать в строительстве новых мощностей атомной станции. Ядерная энергия привлекает их как источник надежного и стабильного энергоснабжения, что так необходимо для обеспечения технологических процессов в металлургии. Кроме того, это будет один из самых дешевых видов энергии. Конкурировать с АЭС по цене могут только гидростанции.

США: возрождение атомной промышленности и Юкка Маунтин

Вашингтон поставил перед собой задачу возродить ядерную промышленность после продолжительного застоя (с 1979 г. после аварии на АЭС «Three Mile Island» новые станции не заказывались) и частично заменить нефть (60% всей потребляемой в стране сырой нефти поступает из-за рубежа) и газ мирным атомом.

4 августа министр энергетики С.Бодман заявил, что Администрация США выделит 2 млрд дол. в виде федерального страхования на строительство шести новых АЭС. Из этих средств по 500 млн дол. планируется выделить в виде страховки на сооружение первых двух АЭС и еще по 250 млн дол. — на строительство следующих четырех. Эта инициатива Белого Дома «крайне важна для того чтобы дать новый импульс развитию американской ядерной электроэнергетики», — отметил министр.

«Кризис на Ближнем Востоке и угрозы Ирана косвенно связаны с тем, что теперь США стараются привести свою ядерную промышленность в форму, построить заводы и добывать больше топлива», — отметил эксперт Economist Intelligens Unit Д. Баттер.

В феврале 2006 г. Дж. Буш в выступлении перед Конгрессом предложил в течение двадцати лет сократить импорт нефти из арабских стран (доля импорта США из стран Персидского залива составляет 19%) на 75%. Ввиду этого Штаты пытаются восстановить сектор ядерной энергетики, при этом стремятся увеличить производство своего урана, поскольку американские компании ощущают дефицит ядерного топлива. В этом году Вашингтон вновь стал наращивать добычу урана: по состоянию на 30 июля 2006 г. выработка его на территории США достигла 1,8 млн фунтов, что на 36% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В 2005 г. было добыто всего 2,689 млн фунтов, в два с половиной раза меньше, чем в 1996 г. (6,321 млн фунтов).

По данным Института ядерной энергетики США, российский уран обеспечивает 10% всей электроэнергии в стране. Американцы опасаются еще больше усугубить это положение, поэтому ограничивают Росатом антидемпинговыми пошлинами.

К настоящему времени в 31 штате страны накопилось уже более 50 тыс. тонн радиоактивных отходов, которые, в основном, хранятся под водой в расположенных рядом со станциями специальных бассейнах. Места для окончательного захоронения содержимого бассейнов до сих пор нет.

Первый закон о политике в области обращения с РАО был принят в США в 1982 г. и предусматривал их захоронение в недрах Земли. После многочисленных исследований девяти выбранных для строительства постоянного хранилища отходов площадок, Конгресс в 1987 г. определил единственного кандидата — гору Юкка, расположенную в штате Невада в 90 милях от Лас-Вегаса.

Хранилище в горе Юкка, как только что объявило Министерство энергетики США (DOE), ответственное за организацию процесса захоронения РАО, будет готово только к 2017 году, на 19 лет позже ранее объявленного срока. Научные исследования площадки Юкка-Маунтин оказалось делом гораздо более сложным, чем предполагалось. Моделирование процессов переноса воды в вулканических породах, слагающих гору, стало задачей на грани современных научных возможностей. Исследования, которые уже стоили правительству США около 8 млрд дол., будут продолжаться. Невадская лаборатория, занимающаяся изучением горы, объявила о дополнительном наборе в свой штат двух тысяч новых сотрудников. Многолетние задержки, помимо предъявляемых DOE претензий за то, что оно не смогло убрать РАО с территорий многих ядерных объектов к обещанному сроку, чреваты еще и тем, что к моменту завершения проекта он попросту устареет. Так, первоначально предполагалось, что за все время работы 103-х гражданских реакторов, накопятся около 63 тыс. тонн РАО, и проект был рассчитан именно на такое количество плюс примерно 7 тыс. тонн отходов военной промышленности. Однако с тех пор производительность реакторов возросла и лицензии многих из них будут продлены, так что в конечном итоге количество отходов будет существенно выше. Первый зам. министра энергетики К. Селл сообщил, что к 2050 г. его ведомство считает необходимым утроить число АЭС в стране, доведя его до 300, при этом он обратил особое внимание на проблему хранения РАО. «Если работа отрасли кардинально не улучшится», — сказал Селл, — «в стране уже в нынешнем столетии придется построить еще девять таких хранилищ, как в горе Юкка». Если же проект Юкка-Маунтин окажется неудачным, доверие общества не только не будет восстановлено, оно попросту рухнет, в том числе доверие в вопросах транспортировки отходов и способности безопасно строить и эксплуатировать реакторы. В конце концов, все это существенно отразится на планах по созданию новых реакторов.

Британский энергетический выбор

Британское правительство намерено развивать ядерную энергетику и энергосберегающие технологии — таковы главные итоги обнародованного в июле документа о пересмотре энергетической политики Соединенного Королевства на ближайшие десятилетия.

Предыдущая ревизия энергетической концепции страны состоялась только в 2003 г., ее результатом было решение отказаться от ядерной энергетики. Пересмотр концепции связан с переоценкой возможностей закупки энергоносителей за рубежом и развития альтернативной энергетики. «Двойное давление со стороны климатических изменений и энергетической безопасности ставит вопрос энергетической политики на вершину повестки дня в Великобритании и мире», — сказал Тони Блэр. Теперь уже ясно, что альтернативная энергетика (это, в основном, использование энергии ветра и приливов) при всей государственной поддержке сегодня не способна решить стоящие перед страной проблемы, особенно в связи со взятыми обязательствами по реализации Киотского соглашения (к 2050 г. страна должна сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 60% по сравнению с уровнем 1990 г.).

Сейчас доля возобновляемых источников составляет около 3%, к 2010 г. планируется довести ее до 10%, к 2020 г. — до 20%.

В структуре энергопотребления Великобритании доминирующим энергоносителем является газ, на который приходится 35% производства электроэнергии. Более 70% домов используют его для отопления. 90% потребляемого в стране газа добывается в Северном море. Однако в последнее время прослеживается тенденция сокращения добычи газа и увеличения импортных поставок.

По словам Тони Блэра, если нынешняя ситуация не изменится к 2025 г., то страна «придет от 80—90%-го самообеспечения газом к 80—90%-ной зависимости от импорта, прежде всего из стран Ближнего Востока, Африки и России», а эти поставки могут оказаться под угрозой из-за политической нестабильности. «Эти неизбежные факты говорят о чрезвычайной необходимости вводить в строй новые атомные электростанции, сделать большой шаг в сторону использования возобновляемых источников энергии, а также двигаться по пути энергоэффективности с участием как бизнеса, так и потребителей», — подчеркнул Блэр.

К 2023 г. в Великобритании закончится срок эксплуатации атомных электростанций. «В настоящий момент около 20% всей потребляемой в стране электроэнергии вырабатывается на АЭС. Через 20 лет этот показатель может снизиться до 6%. Необходимо принять решение, что делать с нашими стареющими атомными электростанциями», — заявил министр энергетики.

Ядерно-энергетический концерн AREVA, внесший свой вклад в исследование правительства Великобритании при разработке новой энергетической политики, заявил, что новое поколение АЭС в Соединенном Королевстве можно запустить и эксплуатировать на конкурентном энергетическом рынке и без государственных субсидий. Правительство страны должно будет поддержать новое строительство АЭС, модернизировав систему планирования и регулирования с целью ускорить и сделать более предсказуемой процедуру одобрения проектов. При принятии правильных процедур новые АЭС в Великобритании, по мнению AREVA, могли бы уже к 2017 году давать электроэнергию в национальную сеть.

Ядерно-энергетическая программа Аргентины

Министр планирования страны Хулио Де Видо в присутствии президента и официальных представителей Национальной комиссии по атомной энергии (CNEA), а также послов Канады, Венесуэлы и Бразилии объявил о «возрождении» ядерно-энергетической программы страны. Правительство планирует инвестировать в реализацию этой программы 3,5 млрд дол. в течение восьми следующих лет. Основными пунктами этой программы являются завершение строительства второго блока АЭС «Atucha» и возобновление работ по обогащению урана. В программу также включены:

• продление срока службы АЭС «Embalse» на 25 лет, начало работ — через 2 года;

• увеличение производства тяжелой воды, которая потребуется для эксплуатации Atucha-2 (затраты ? 200 млн дол. на три ближайших года);

• проведение ТЭО строительства четвертого ядерного энергоблока (после ввода в строй Atucha-2);

• дальнейшие исследования возможностей разработки реактора-прототипа CAREM (малый интегральный реактор с водой под давлением) для коммерческого использования. Строительство референтного реактора аргентинской разработки CAREM объявлено «национальной задачей».

В последние годы спрос на электроэнергию в Аргентине возрастал на 7% в год, причем более 50% ее производится на основе натурального газа, поставки которого осуществляются и из Боливии.

Правительство Аргентины считает, что только развитие ядерной энергетики способно гарантировать снабжение национальной экономики энергией в необходимых объемах на среднесрочную перспективу.

В настоящее время в Аргентине две действующие АЭС: «Atucha» и «Embalse», их выработка составляет 6,9% от общего национального электропроизводства. В составе АЭС «Embalse» реактор мощностью 600 МВт (нетто), сданный в коммерческую эксплуатацию в 1984 г. На АЭС «Atucha» установлен реактор с тяжелой водой под давлением (PHWR) мощностью 335 МВт (нетто), работает с 1974 г.

Строительство второго блока этой станции началось в 1981 г. и приостановлено в 1994 г. на стадии 80% готовности. Согласно объявленным планам из общего пакета ядерных инвестиций на завершение строительства Atucha-2 выделяется 600 млн дол., начало коммерческой эксплуатации намечено на середину 2010 г.

Правительство Аргентины считает стратегически важным возобновление производства обогащенного урана на заводе в Pilcaniyeu, закрытого в 1983 г. по причине нерентабельности.

Заявление FORATOM'а

На шведской АЭС Forsmark 25 июля произошел инцидент, приведший к временной остановке из предосторожности трех других АЭС в стране. Это событие, из-за искаженного представления средствами массовой информации, вызвало реакцию не только в Швеции, но и в других европейских странах. В связи с этим 16 августа FORATOM (Организация ядерных форумов Европы) опубликовал заявление, в котором изложены сведения о действительных событиях, произошедших на АЭС «Forsmark», и дана их оценка.

FORATOM подчеркивает, что то, что произошло на станции, классифицировано как «инцидент второго уровня» по международной шкале ядерных событий (INES) (авариями считаются уровни 4—7), не имевший последствий для населения и окружающей среды. Причиной инцидента стала неисправность во внешней электросети, которая привела к короткому замыканию в коммутаторе. Два из четырех резервных дизель-генераторов не включились. Системы безопасности — автоматическая защита и охлаждение реактора — сработали в плановом режиме. Были проведены все необходимые процедуры аварийного режима работы, чтобы установить причину возникновения проблемы, не допустить ее развития, успокоить персонал станции, немедленно уведомить соответствующие организации и население района вокруг станции о том, что их безопасность никоим образом не пострадала, а также сообщить общественности всю важную информацию по мере ее поступления. В последующие дни были проведены тесты, воспроизводящие последовательность приведших к инциденту событий и призванные определить модификации, которые необходимо внести в проект, чтобы избежать повторения подобного инцидента.

«Паникерская реакция на этот инцидент определенных кругов, прошедшая в СМИ, не просто неверна и полностью не соответствует реальному масштабу события — она рассчитана на создание искаженного мнения о безопасности и компетентности всей ядерной промышленности (и шведской, и мировой) в целом. Она также подрывает эффективную работу независимых национальных органов управления и международных экспертных организаций, совместно работающих над обеспечением высшего приоритета безопасности в любое время.

Ядерный ренессанс, ширящийся по всей Европе — и во всем мире — отражает растущую веру правительств и общественного мнения в то, что инвестирование в ядерную энергетику как часть энергетического набора безуглеродных технологий и возобновляемых источников является самым безопасным и лучшим способом решения проблем обеспечения надежного энергоснабжения, борьбы с изменениями климата и производства доступной энергии. Безопасность остается и будет оставаться высшим приоритетом в будущем развитии ядерной отрасли».

Шведский ядерно-энергетический инспекторат (SKI) заявил, что, по его мнению, самым серьезным аспектом данного инцидента явился тот факт, что системы безопасности, которые должны быть независимыми друг от друга, в реальности оказались «недостаточно разделены». «Полная картина стала намного хуже по мере уточнения всех деталей инцидента», — отметил глава SKI Б. Карлссон. Расследование «ближних» и «дальних» проблем, вызванных событием 25 июля продолжаются. Шведский ядерно-энергетический инспекторат обратился ко всем атомным станциям с требованием проверить их резервные генераторы.

На конец августа продолжают быть остановленными четыре блока: Forsmark-1 и -2 и Oskar- shamn-1 и -2. Forsmark-2 во время инцидента уже был остановлен на ежегодный ППР, который теперь будет включать еще и модификации системы бесперебойного электропитания блока. Oskarshamn-1 и -2 были превентивно отключены оператором для проведения проверки систем резервного энергообеспечения.

Правительство Японии будет финансировать разведку урановой руды за рубежом

Правительство страны приняло решение со следующего года финансировать 50% расходов на разведку урановой руды, которую будут осуществлять за рубежом японские компании. На реализацию этих планов предполагается выделить из бюджета 2007 г. более 1 млн дол.

Эта мера призвана обеспечить стабильность поставок сырья для АЭС страны. Учитывая, что с импортом урановой руды могут возникнуть трудности из-за роста потребления этого сырья динамично развивающими ядерную энергетику Индией и Китаем, японское правительство считает необходимым укреплять связи с добывающими руду государствами и начинать участие в разработке месторождений на самом начальном этапе.

В зоне особого внимания Токио находится Казахстан, который занимает второе место в мире после Австралии по доказанным запасам урана.

28 августа во время встречи премьер-министра Японии Д. Коидзуми с президентом Казахстана Н. Назарбаевым в Астане подписано соглашение об укреплении двусторонних отношений.

«Мы хотим углубить отношения с вашей страной, и подписанное заявление послужит основой для еще большего сотрудничества двух стран», — сказал Д. Коидзуми. «В частности, это сотрудничество в области атомной энергии, в том числе в освоении урановых месторождений». Комментируя итоги переговоров 29 августа в Ташкенте, Д. Коидзуми и президент Узбекистана И. Каримов заявили, что считают перспективным сотрудничество в сфере освоения урановых рудников.

Материал подготовлен И.В.Гагаринской





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=631