Николай
КУДРЯКОВ
«Почему вы бежали – вы, вооруженные, Антантой
поддержанные, такие все крепкие, в погонах? Чего же вы бежали – от нищих,
полуголых, неграмотных людей?» (Никита МИХАЛКОВ, актер и режиссер
- он же Сергей КОТОВ, красный командир в
художественном фильме «Утомленные солнцем»)
Михалков про Ленина – это я не издеваюсь. Я просто
думаю, что большой художник может изобразить что угодно и кого угодно. А разве
может быть кино про революцию и про гражданскую войну в России без
Ленина?
Революция без Ленина – это нонсенс. И
дело не только в событиях 1917-1920 годов в России. Никакой конфликт
невозможно отобразить сколько-нибудь честно и добросовестно, не показав –
честно и добросовестно – все стороны конфликта, и не показав знаковых
представителей сторон.
В фильме «Семнадцать мгновений весны»
Татьяна Лиознова сумела показать врагов не персонажами карикатур, а живыми
людьми.Сумела показать их интересы и мотивы их поступков. Но это же не
означало, что она сочувствует нацизму. Это означало, что она – настоящий
художник. А у большого художника Никиты Сергеевича Михалкова получается, что
если он не сочувствует красным, то понимать их он не должен и не пытается. И
нам говорят, что-де Михалков приглашает нас подумать. Но сам-то он думать,
похоже, не собирается.
Кино про революцию, но без вождей этой
революции – это профанация. Кино про гражданскую войну, но без победителей в
этой войне – это издевательство и над искусством, и над историей.
Это безнадежно хуже, чем фильмы, в
которых события показаны глазами красных. Полковник Бороздин в «Чапаеве» стал
одним из классических персонажей мирового кино.
Генерал
Владимир
Зенонович Ковалевский, полковник Львов, полковник Щетинин, капитан
Ростовцев, штабс-капитан Дудицкий, ротмистр Волин - «Адъютант его
превосходительства».
Поручик Александр Брусенцов - «Служили два
товарища».
И так далее. И играли генералов и
поручиков белой армии лучшие советские актеры: Армен Джигарханян, Владислав
Стржельчик, Михаил Ульянов.
Почему же Никита Михалков, предлагая нам
взглянуть на события 1920 года глазами белых, не расскажет нам ни про
Фрунзе,ни про Буденного, ни про Блюхера – а только почему-то про Землячку? Да
и про неё он не рассказывает. К чему тогда вопрос – как, дескать, это все
могло случиться? Как могло случиться, что армия, победным маршем шедшая на
Москву, оказалась прижатой к Черному морю? Нет, действительно, если мы за
белых, то почему нас гнали почти от Москвы до причалов Новороссийска и
Севастополя?
Почему мы, вооруженные, Антантой
поддержанные,такие все крепкие, в погонах, - чего же мы бежали от нищих,
полуголых, неграмотных людей?
А у них было общее военное командование. У них было
политическое руководство.
У них был Ленин.