Дрова, солома и навоз для трети человечества
Дата: 07/07/2006
Тема: Энергетическая безопасность


Н.Н.Кудряков, Научно-исследовательский технологический институт им. А.П.Александрова,
г.Сосновый Бор Ленинградской обл., e-mail: atomgrad@mail.ru, http:www.istmat.ru


Президент Владимир Путин, отвечая на вопрос телеканала Russia Today о мотивах присоединения России к «семерке», заявил, что в «восьмерке» Россия считает себя выразителем интересов «третьего мира».

В. Путин отмечает, что «около 2 млрд человек на планете не получают современных энергетических услуг», в силу чего этим людям «фактически закрыт доступ ко многим благам и достижениям цивилизации». Российский президент отметил, что «перераспределение энергии, исходя лишь из приоритетов небольшой группы наиболее развитых государств, не отвечает целям и задачам глобального развития», и что Россия ставит вопрос о формировании такой энергетической стратегии, «которая учитывала бы интересы всего мирового сообщества». Сами приоритеты «небольшой группы государств» российский президент аттестовал как «энергетический эгоизм» [1].
Попробуем обрисовать картину мирового энергетического хозяйства и измерить «энергетический эгоизм» количественно. В 2005 году Международное энергетическое агентство (International Energy Agency) обнародовало очередной – за 2003 год – обзор потребления энергии по странам мира [2]. Автор взял на себя труд обработать данные и построить сводную таблицу. В статистику попали 131 страна с общей численностью населения 5 млрд 996 млн чел. Суммарное годовое потребление первичных энергоресурсов всех видов получается равным 10 млрд 436,5 млн тонн нефтяного эквивалента (ТНЭ). На одного жителя Земли приходится  в среднем 1,741 ТНЭ в год.
На 10% населения Земли, живущих в странах-лидерах по душевому потреблению энергоресурсов,  приходится почти 4 млрд ТНЭ.
На нижний дециль приходится 185,5 млн ТНЭ, что меньше, чем для верхнего дециля, более чем в 20 раз.
На «семерку» (711,88 млн чел.) приходится 4,092 млрд ТНЭ. Доля энергопотребления этих стран (почти 40% от общемировой) более чем втрое больше доли населения. На 34 страны «золотого миллиарда» (970 млн чел., или 16% от общемировой численности населения) приходится 5,313 млрд ТНЭ (50,9% от общемирового потребления) – или 5,46 ТНЭ на человека. На остальное человечество (5,023 млрд) приходится 5,123 млрд ТНЭ – 1,02 ТНЭ на человека.
В мире имеется 11 стран с численностью населения более 100 млн чел. – КНР, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Россия, Бангладеш, Нигерия, Япония, Бразилия, Мексика. Анализ энергопотребления в этой группе стран позволяет делать выводы относительно ситуации в мире в целом. В этой группе воспроизводится общая картина неравномерного распределения ресурсов. 8 из 11 самых многонаселенных стран относятся к аутсайдерам по потреблению энергоресурсов, и в них проживает свыше 3,2 млрд человек – половина населения Земли.
Будем считать, что задачей является доведение душевого потребления энергоресурсов до 3 ТНЭ в год, т.е. без малого до уровня Италии – самой скромной по потреблению ресурсов страны-члена «семерки».
Для Китая доведение душевого потребления до 3 ТНЭ означает его утроение. Общее потребление энергоресурсов в стране при этом приблизится к 4 млрд ТНЭ в год, т.е. почти достигнет суммарного потребления странами «семерки», и в 1,75 раза превзойдет потребление энергоресурсов в США. Суммарное производство энергоресурсов в мире при этом возрастет на 26%.
Для Индии доведение душевого потребление энергоресурсов до 3 ТНЭ означает его увеличение почти в 6 раз. Мировое потребление энергоресурсов при этом увеличится по сравнению с нынешним на 25%.
На 4,8 % увеличится мировое потребление первичных энергоресурсов, если до 3 ТНЭ н/д в год довести потребление энергии в Индонезии; на 3,7% – в Пакистане; на 3,9% – в Бангладеш; на 3,1% – в Нигерии; на 2,4% – в Бразилии; и на 1,4% – в Мексике. Доведение душевого потребления энергоресурсов во всех 8 самых многонаселенных «развивающихся» странах с общей численностью населения 3,2 млн человек до 3 тонн нефтяного эквивалента в год потребует увеличения мирового производства энергоресурсов на 70,3% от нынешнего.
Доведение до 3 ТНЭ на человека в год потребления во всех тех странах, где оно меньше этой величины, потребует увеличения мирового потребления энергоресурсов на 10 199 млн ТНЭ в год, т.е.  почти удвоения.
Для реального сокращения разрыва весь прирост добычи первичных энергетических ресурсов должен идти именно в «развивающиеся» страны». Рост энергопотребления в «небольшой группе наиболее развитых государств» должен быть заморожен. Если Россия действительно понимает проблемы «третьего мира», то свое участие в «восьмерке» она должна использовать для согласования графика снижения поставок в эти страны российских энергоресурсов.
*   *   *
Подлинный смысл мировой энергетической проблемы состоит в том, что для трети человечества единственно доступными энергоносителями являются дрова, солома и навоз. Для трети человечества социальная ситуация подобна той, в которой находилась Российская империя в конце XIX века – 60% топливно-энергетического баланса страны покрывается дровами, 80%-м населения недоступно электричество, 80% населения неграмотно.
Этой части человечества современные энергоресурсы и использующие их промышленные энергопроизводящие технологии не столько недоступны, сколько не нужны, поскольку для этой части человечества недоступны современные промышленные и бытовые технологии энергопотребления, и задача состоит не столько в перенаправлении пользу в этих стран ВСЕГО прироста добычи первичных энергоресурсов, сколько в создании в этих странах современной промышленности, бытовой инфраструктуры и интенсивного сельского хозяйства, что, в свою очередь, требует форсированного развития образования. В мире должны быть построены сотни тысяч промышленных предприятий, которые бы дали работу сотням миллионов людей; десятки тысяч школ, библиотек, университетов, научных центров. Человечеству нужен план социально-гуманитарного преобразования, который, подобно плану ГОЭЛРО, в силу своей социальной направленности,  и требует развития энергетики, и создает предпосылки для такого развития. И когда-то такие задачи для мирового сообщества ставились.
Полезно вспомнить о 3-м докладе Римского клуба (1976 г.) – о «Плане РИО», плане пересмотра международного порядка (Reshaping the International Order, RIO) [3]. Констатирующая часть этого плана написана как будто сегодня: «Сегодня 2/3 всех людей в мире живут (если это можно назвать жизнью) менее чем на 30 центов в день… около 1 млрд человек в мире – неграмотны… Почти 70% детей в «третьем мире» страдает от недоедания… промышленно развитые страны потребляют приблизительно в 20 раз больше ресурсов на душу населения, чем бедные страны…в «третьем мире» миллионы людей заняты тяжким трудом … за ничтожное вознаграждение, с тем, чтобы преждевременно умереть, так и не успев понять, ради чего они жили»[4].
План РИО ставил перед мировым сообществом задачу: тогдашний 13-кратный разрыв в душевых доходах между «первым» и «третьим» миром к 2000 году сократить вдвое. Характерно, что отправной точкой для работ по плану РИО были решения VII чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи ООН, состоявшейся в марте – апреле 1974 года.
В 1975 году состоялась 2-я Генеральная конференция ЮНИДО [5], указавшая, что нищета преодолевается через индустриализацию, и предложившая план действий. Предполагалось довести к 2000 году долю «развивающихся» стран в мировом промышленном производстве от тогдашних 7% до 25%.
Был принят ряд рекомендаций, выработанных авторитетными международными форумами [6]. Перечислять их не будем, оценим итоги. Планы построения мировой экономики, работающей на благо всего человечества провалились, и сегодня эти планы не вспоминать не принято.
35-я пленарная ассамблея Всемирной Федерации Ассоциаций содействия ООН (ВФА), состоявшаяся в июне 1995 года, была первым и, по видимому, единственным международным форумом, который признал, что усилия по создания справедливого и безопасного мира оказались безуспешными. Как одну из самых печальных особенностей нынешнего мироустройства Ассамблея ВФА отметила отстранение ООН от управления мировыми экономическими процессами и узурпацию этого управления «Группой семи» [7].
На фоне таких итогов нам предлагается «серьезно подумать над тем, как добиться сокращения разрыва между энергетически благополучными и неблагополучными странами» [8]. От сил, захвативших управление мировой экономикой, мы ожидаем решений, служащих общему благу.
Запад не сделал ничего для решения глобальных задач. Запад сорвал все планы создания мирового порядка, который служил бы общим интересам. Распад СССР и реставрацию в России периферийного капитализма Запад воспринял как подтверждение своего права на ресурсный эгоизм.
Что касается сегодняшней России, то в ее национальная экономика воспроизводит общемировую модель: престижное сверхпотребление для одних и дефицит всех видов благ для других. Может ли изменить мировой порядок, основанный на ресурсном эгоизме, страна, в которой эгоизм меньшинства образует основу порядка внутреннего, и которая свое доиндустриальное прошлое считает историческим идеалом?

Таблица 1. Потребление первичных энергоресурсов всех видов по странам мира в 2003 году
№№ по порядку
Название страны
Душевое потребление первичных энергоресурсов, тонн нефтяного эквивалента н/д в год
Численность населения, млн человек
Полное потребление первичных энергоресурсов, млн тонн нефтяного эквивалента в год
1
Катар
24,35
0,62
15,10
2
Исландия
11,72
0,29
3,40
3
Бахрейн
10,16
0,21
2,13
4
ОАЭ
9,71
4,04
39,23
5
Кувейт
9,57
2,40
22,97
6
Люксембург
9,47
0,45
4,26
7
Тринидад и
Тобаго
8,45
1,31
11,07
8
Канада
8,24
31,63
260,63
9
США
7,84
291,09
2282,15
10
Бруней
7,53
0,36
2,71
11
Финляндия
7,20
5,21
37,51
12
Саудовская
Аравия
5,81
22,53
130,90
13
Швеция
5,75
8,96
51,52
14
Бельгия
5,70
10,37
59,11
15
Австралия
5,63
20,01
112,66
16
Сингапур
5,28
4,25
22,44
17
Норвегия
5,11
4,57
23,35
18
Нидерланды
4,98
16,22
80,78
19
Оман
4,81
2,60
12,51
20
Россия
4,46
143,43
639,70
21
Франция
4,41
61,54
271,39
22
Тайвань
4,36
22,61
98,58
23
Чехия
4,32
10,20
44,06
24
Новая
Зеландия
4,30
4,04
17,37
25
Корея
Южная
4,28
47,93
205,14
26
Германия
4,21
82,52
347,41
27
Австрия
4,10
8,10
33,21
28
Япония
4,05
127,62
516,86
29
Великобритания
3,91
59,38
232,18
30
Дания
3,85
5,39
20,75
31
Ирландия
3,78
3,99
15,08
32
Швейцария
3,66
7,41
27,12
33
Эстония
3,63
1,35
4,90
34
Казахстан
3,55
14,58
51,76
35
Туркменистан
3,54
4,86
17,20
36
Словения
3,52
2,00
7,04
37
Кипр
3,48
0,77
2,68
38
Словакия
3,44
5,38
18,51
39
Испания
3,34
40,81
136,31
40
Ливия
3,23
5,56
17,96
41
Италия
3,12
58,10
181,27
42
Израиль
3,09
6,69
20,67
43
Украина
2,74
48,36
132,51
44
Греция
2,72
10,98
29,87
45
Беларусь
2,61
9,88
25,79
46
Венгрия
2,60
10,13
26,34
47
ЮАР
2,59
45,83
118,70
48
Литва
2,59
3,45
8,94
49
Болгария
2,49
7,82
19,47
50
Португалия
2,47
10,44
25,79
51
Польша
2,45
38,20
93,59
52
Малайзия
2,29
24,77
56,72
53
Мальта
2,24
0,40
0,90
54
Венесуэла
2,11
25,67
54,16
55
Иран
2,06
66,39
136,76
56
Узбекистан
2,04
25,59
52,20
57
Сербия
и Черногория
2,00
8,10
16,20
58
Хорватия
1,98
4,45
8,81
59
Латвия
1,88
2,32
4,36
60
Румыния
1,79
21,74
38,91
61
Чили
1,67
15,77
26,34
62
Аргентина
1,63
36,77
59,94
63
Мексика
1,56
102,71
160,23
64
Ямайка
1,54
2,64
4,07
65
Азербайджан
1,49
8,23
12,26
66
Таиланд
1,43
62,01
88,67
67
Ливан
1,32
4,5
5,94
68
Македония
1,31
2,05
2,69
69
Габон
1,25
1,34
1,68
70
Турция
1,12
70,80
79,30
71
Китай
1,10
1295,22
1424,74
72
Бразилия
1,09
126,60
137,99
73
Босния и
Герцеговина
1,08
4,14
4,47
74
Ирак
1,04
24,70
25,69
75
Алжир
1,04
31,83
33,10
76
Сирия
1,03
17,38
17,90
77
Иордания
1,03
5,36
5,52
78
Куба
0,99
11,33
11,22
79
Коста-Рика
0,92
4,01
3,69
80
Доминиканская
Республика
0,91
8,74
7,95
81
Корея
Северная
0,88
22,61
19,90
82
Панама
0,87
2,98
2,59
83
Тунис
0,83
9,90
8,22
84
Египет
0,77
67,56
52,02
85
Молдова
0,77
4,24
3,26
86
Уругвай
0,75
3,38
2,54
87
Индонезия
0,75
214,67
161,00
88
Зимбабве
0,74
13,10
9,69
89
Нигерия
0,72
136,46
98,25
90
Парагвай
0,71
5,64
4,00
91
Эквадор
0,70
13,01
9,11
92
Сальвадор
0,69
6,53
4,51
93
Ангола
0,67
13,52
9,06
94
Армения
0,66
3,06
2,02
95
Албания
0,66
3,17
2,09
96
Колумбия
0,64
44,58
28,53
97
Замбия
0,64
10,40
6,66
98
Намибия
0,63
2,02
1,27
99
Гватемала
0,59
12,31
7,26
100
Никарагуа
0,57
5,48
3,12
101
Вьетнам
0,54
81,31
43,91
102
Кыргызстан
0,53
5,05
2,68
103
Грузия
0,53
5,13
2,72
104
Того
0,53
4,86
2,58
105
Филиппины
0,52
81,50
42,38
106
Гондурас
0,52
6,97
3,62
107
Индия
0,52
1064,40
553,49
108
Боливия
0,51
8,81
4,49
109
Таджикистан
0,51
6,31
3,22
110
Кения
0,51
31,92
16,28
111
Судан
0,50
33,55
16,77
112
Танзания
0,48
35,89
17,23
113
Пакистан
0,47
148,44
69,77
114
Перу
0,44
27,15
11,95
115
Мозамбик
0,44
18,79
8,27
116
Камерун
0,42
16,09
6,76
117
Шри-Ланка
0,42
19,23
8,08
118
Гана
0,41
20,67
8,47
119
Кот-д'Ивуар
0,39
16,84
6,57
120
Марокко
0,36
30,11
10,84
121
Непал
0,35
24,66
8,63
122
Бенин
0,34
6,72
2,28
123
Сенегал
0,31
10,24
3,17
124
Конго-
Киншаса
0,30
53,15
15,95
125
Эфиопия
0,30
68,61
20,58
126
Йемен
0,30
19,17
5,75
127
Мьянма
0,28
49,36
13,82
128
Гаити
0,27
8,44
2,28
129
Конго-
Браззавиль
0,27
3,76
1,02
130
Эритрея
0,18
4,39
0,79
131
Бангладеш
0,16
138,07
22,09

Источники
1. «Известия», 1 марта 2006 г.
2. http://www.iea.org
3. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. – М., 1980.
4. Тинберген Я. Указ. соч., с. 40.
5. ЮНИДО – Организация ООН по промышленному развитию (United Nations Industrial Development Organization, UNIDO).
6. См., например: Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). – М., 1989.
7. Итоговый документ 35-й пленарной ассамблеи ВФА ООН 28–30 июня 1995 г. // Мир, развитие, справедливость. Минск, 1995, с. 297–298.
8. Россия придаст миру импульс / дни.ру – Российская электронная газета 23.1.2006 (http://www.dni.ru/news/polit/2006/1/23/76413.html).

Опубликовано в № 23 журнала "Атомная стратегия", июль 2006 годв






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=552