Из Афин В Копенгаген, далее – везде
Дата: 08/05/2014
Тема: Физики и Мироздание


                                          Юрию Львовичу Голоду
Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

Если взглянуть на современную науку, отрешившись от ее  жизненного значения, просто как на ярчайший культурный феномен, поражает не метафорическая, не символическая, а прямая ее связь с воззрениями античной Греции. И это видно не только в использовании греческой  математики, ставшей частью современной науки, но и россыпи включений в  важнейшем корпусе физики  гениальных прозрений афинских мудрецов.


Есть удивительный групповой снимок. Его можно найти во многих изданиях и не только популярных. На фотографии участников пятого Сольвеевского конгресса (Бельгия, 1927 год) двадцать девять человек и, в итоге, двадцать Нобелевских премий. В одном месте, в одно время встречаются творцы самой грандиозной, самой революционной, самой «ломающей основы» науки.  Внезапно возникшей системы знания  как  учения, более того – мировоззрения. Рождена форма естествознания, за какие-то десяток лет не просто дополнившая классическую физику, но, по существу, сбросившая ее с пьедестала. Впервые «стало возможным рассматривать физику не только как методы знания, а как звено жизни человечества» (Макс Борн).

Групповой снимок, свидетель   редкого и, может быть, единственного случая встречи для профессиональной дискуссии  всех без исключения создателей, необычайного по своей форме и значимости учения, и даже, невольных архитекторов нового облика эпохи. Перед нами творцы интеллектуального продукта глобально повлиявшего на самоощущения, мировоззрение, жизненные оценки. Материальные следствия Новой Науки  изменили среду обитания и вывели её  обитателя за  пределы Земли. Но, новая ли эта наука?

От античных времен сохранились групповые портреты богословов и ученых, например Римские мозаики «Академии Платона». Можно назвать известные  групповые портреты ученых и знаменитостей. Рубенс, Рембрандт, Кустодиев,  фрески божественного Рафаэля…



Но, чтобы в одном изображении, не в символической форме (без  условностей,  которые разрешает искусство, объединяя разнесенных в пространстве и времени), были представлены все  адепты научного течения, без исключения!… Такого, наверно, еще не бывало.



Достаточно назвать имена нескольких лиц запечатленных на фото, чтобы сказать: «Они являют собой всю полноту Релятивистско - Квантовой  Эпохи»:
                            Макс Планк.
                            Нильс Бор.
                            Альберт Эйнштейн.
                            Поль Дирак.
                            Луи де Бройль.
                            Эрвин Шрёдингер.
                            Вернер Гейзенберг.
                            Вольфганг Паули.
                            Макс Борн.

Это девять величайших. И еще двадцать великих, включая Марию Кюри (с двумя Нобелевскими премиями), Ланжевен, Дебай, Комптон, Лоренц, Эренфест…

Молодые, красивые. Эйнштейн – 48, Бор – 42, Шрёдингер – 40, де Бройль – 30, Паули – 27, Дирак – 27, Гейзенберг – 26.  Спортивные, говорящие на европейских языках, владеющие латынью и древнегреческим. Эренфест еще и русским. (Лестно,  он был профессором Петербургского Политехнического Института). Науке, которой они себя посвятили - неполных 15 (атом Бора 1913г.). Понимание, уважение, дружба связывала этих людей даже после того, как 33 год разбросал их, поставив оставшихся на родине перед унизительным компромиссом. Гейзенберг  был вызван в гестапо объясняться(!) с рейхсфюрером Генрихом Гиммлером (о недопустимости  контактов с  носителями «не арийкой физики» –  Паули и т.п.).  

Если говорить  о  создателях не просто релятивистской квантовой физики, но основателях Новой Естественной Науки, включая химию и т.д., то объектив фотоаппарата зафиксировал всех, не забыв никого. Мальчишка, получивший на уроке подсказку прямо из Австралии с такой же легкостью как будто это Урюпинск, домохозяйка в Конотопе, покупающая товар в лондонском «Маркс энд  Спенсер», пациент заменивший хрусталик -  все они в праве, взглянув на фотографию, воскликнуть:  «они позволили это!». А, что сказать, окрыленному запредельной физикой  студенту,   открывшему для себя  красоту  новой науки!

Профессор Принстонского Института Высших Исследований Бюлент Аталай  назвал запечатленных на фотографии авторами «Величайшего Коллективного Произведения Искусства». Он же нашел удивительно меткую аналогию: «Групповой портрет пионеров современной физики является как бы ответом на фреску «Афинская школа» Рафаэля» (Б. Аталай. «Математика и Мона Лиза»). Это не речевая фигура декадентствующего эстета, но   обоснованное утверждение современного физика и математика. Наука, которую породили и выпестовали позирующие на Сольвеевском групповом  портрете, ближе и, возможно, даже понятнее была бы великим персонажам фрески Рафаэля, чем создателям Ньютоновой механики (жаль, не существует сводного изображения корифеев классической физики 17 – 18 веков, которых мы бы назвали «Кембриджской школой»).  Создавая и обосновывая свою картину мира, творцы Новой физики сознательно принимали во внимание не только опытные факты, но и эстетику, находя гармонию, симметрию, «равновесие», лаконичность, сочетаемую с полнотой выражения,   факторами истинности теорий. И в этом они являлись приверженцами и последователями, героев «Афинской школы». Для гениев классической физики (Галилей, Кеплер Ньютон, Гюйгенс, Лейбниц… «Кембриджская школа»)  такой «художественный» подход  не был важным и, тем более, осознаваемым, хотя их вклад представлен грандиозными по значимости и совершенству результатами. Центр  гипотетической картины на которой можно было бы изобразить Галилея и Ньютона трудно сопоставить с представленными на фреске Рафаэля   Платоном и  Аристотелем. «Копенгагенская школа» - так мы назовем здесь  фотографию (по аналогии с фреской «Афинская школа»).  Совпадение названия картинки, нарисованной объективом, и физического направления копенгагенская школа, основанного Нильсом Бором, этому не мешает.   Коннотация как «школа», группового фото творцов Новой науки, по аналогии   с тем, что имел  в виду Рафаэль, сущностно органична. И здесь,  и там сведены воедино «атомисты» - творцы ,видящие основу Вселенной и её свойства в атомах.

Выдающийся физик Макс Борн (второй справа во втором ряду), вклад которого в науку заключался не только в собственных исследованиях, но и в способности разъяснять другим корифеям (Шрёдингеру)  суть их открытий, пишет: «Всего лишь несколько лет назад Шрёдингер опубликовал статью под заглавием «2500 лет квантовой механики», в которой он особо подчеркнул, что открытие кванта Планка было кульминацией непрерывного развития, берущего начало от греческих философов Левкипа и Демокрита -  основателей атомистической школы». («Физика в жизни моего поколения».  Что ж, высказывание этих и остальных попавших в поле зрения объектива корифеев о воззрениях эллинистических атомистов полностью оправдывает (как смысловое содержание)  сравнения маленького куска бумаги покрытого неравномерно засвеченным слоем бромистого серебра с гениальным творением эпохи Высокого Возрождения.

Удивительным, парадоксальным фактом, проявленным самим ходом рождения Новой физики, оказалось то, что стройный и строгий материал классической механики и астрофизики Галилея, Ньютона, Лейбница оказался лишь опорным и во многом вспомогательным материалом для построения могучего, всеохватного учения, принципы и стержневые идеи которого были названы эллинами более двух тысяч лет. Эти сущностные понятия, относимые к устройству Мироздания, были не просто ничем не обязывающими размышлениями античных интеллектуалов, но гениальными прозрениями и объектом научной работы всей их жизни. Атомизм (Демокрит), атомы и пустота(!) (Левкип), согласованность в движении частиц (Анаксагор), спонтанность и «скачки» частиц (Эпикур,  Демокрит). Неразрешимость при бесконечной делимости интервала, без введения элемента дискретности(!)  (Зенон). Принципы  параметрического равновесия,  элементы математической физики (Архимед). Базовая математика (Пифагор, Эвклид)…

Большинство членов «Копенгагенской школы» получили гуманитарное классическое образование, математика была их увлечением. Они знали уже с гимназических времен всех этих вышеназванных, лежащих, сидящих, стоящих на мраморе трехарочного Афинского Храма. Там в Центре Платон и Аристотель. Без Них не сложилась бы  возможность увидеть и целостно воспринять  совершенство и дух науки древней Эллады. По меткому выражению выдающегося математика Алфреда Уайхеда: «Современная европейская философия – комментарий к Платону». И не только философия, но, в определенной мере, и физика. Вернер Гейзенберг (третий ряд, третий справа): «Платон воспринял существенные элементы учения об атомах. Четырем элементам у него соответствовали четыре вида мельчайших частиц. Эти элементарные частицы являлись по Платону основными математическими структурами высшей симметрии. Они требовали еще объяснения, и вопрос об элементарных частицах сводился Платоном к математике. Последней основой  явлений  была не материя, а математический закон, симметрия, математическая форма». (В. Гейзенберг. Открытие Планка).

Каждую фигуру «Копенгагенской…» можно уподобить кому-нибудь из «Афинской школы». Скажем, Платона – Эйнштейну, благо, он центр внимания и почитания, мыслитель широчайшего научного диапазона. Не менее великого Нильса Бора (второй ряд, первый справа) представим Аристотелем, стоящим рядом с Платоном. Платона и Аристотеля (любимого ученика Платона) связывала дружба и взаимоуважение, что не мешало в чем-то не соглашаться и обмениваться колкостями. Платон учил, что математическая гармония определяет строение мира, Аристотель не соглашался, полагая математику, как бы вторичной, проявлением гармонии собственно интеллекта. На что Платон заметил: «Сосунок-жеребенок лягает вскормившую его кобылу». Реакция «дерзкого» ученика: «Платон мне друг, но истина дороже».  Эйнштейн критиковал Бора за вероятностную интерпретацию оснований квантовой физики: «Бог коварен, но не злонамерен! Господь Бог не играет в кости со Вселенной». На это, Нильс Бор, глава Копенгагенской школы, дерзко возразил: «Альберт, хватит учить Бога, что Ему делать, а что нет!». Эти два мыслителя беспредельно уважающие друг друга – центральные фигуры «Копенгагенской школы», как и Платон с Аристотелем у Рафаэля.  

Надо сказать, что еще одно важное обстоятельство объединяет отображенных на фото и изображенных на фреске. Греки всегда учились друг у друга; трудно, невозможно даже отделить учителя и ученика. И, хотя сохранились довольно подробные жизнеописания,  в которых много подробных бытовых и семейных обстоятельств жизни ученых, нет и намека на научное соперничество или уничижительное отношение к иным взглядам. Как это непохоже на эпохи до 18 века и последующий период разработки классической физики, математики и электродинамики! (Вражда, взаимооскорбления, обвинения в плагиате). Эллинский дух взаимо-научения и доброжелательного сотрудничества, даже стилистика взаимоотношений, обмены посланиями, встречи в свободном общении, приемы и дискуссии в домашней обстановке, университетских кампусах – все это  похоже на то, как это было под небом Эллады, садах Академа и Ликея. Этот стиль взаимоотношений  уже выявился во времена  Возрождения. Именно такой характер научного сосуществования и взаимодействия типичен для атомистов «младоэллинов», взрывоподобно представившихся оригинальным, логически завершенным экспериментально обоснованным учением. Наукой объясняющей классическую физику, а не наоборот.

Черты обаятельных греческих мудрецов можно  усмотреть, (не грех даже и приписать)  облику мыслителей «Копенгагенской школы». Вот, например, скромный, неразговорчивый Поль Дирак («Дирак-одно слово в год»,  причудливая единица измерения  Кембриджских студентов-физиков). Это он предсказал существование антиматерии. Заведуя кафедрой, которую возглавлял Ньютон, почти затворником, десятки лет не выезжал на континент. Был в ужасе, когда узнал, что ему присуждена Нобелевская премия и хотел от неё отказаться. (Это же мудрый молчаливый, искавший уединения Диоген, которого мы  видим в изображении Рафаэля, лежащим на ступенях храма!). Персонажи «Афинской школы» - сообщество учителей и учеников. У Сократа их 6, у Платона - 5, у Аристотеля  - 4, У Эпикура - 3…

Личности на фотографии Сольвеевского Конгресса до удивления  связаны меж собой не просто дружбой, переплетением идей, взаимопомощью и прямым «воспитательным наставничеством» (Бор, Ланжевен). Удивительно яркий пример – Луи де Бройль (третий справа во втором ряду, рядом Борн и Бор). Аристократ королевских кровей, студент Сорбонны представил руководителю физического факультета Ланжевену (справа от Эйнштейна)  работу, в которой обосновывалась гипотеза о том, что материя в корпускулярной форме имеет двойную природу – волна-частица. Ланжевен не смог оценить эту работу и попросил об этом Эйнштейна, который обещал назавтра дать ответ. На следующий день мэтр попросил продлить срок и, признав «что это интересная гипотеза»,  переслал труд Питеру Дебаю (второй ряд, первый справа). Руководитель физического факультета Университета в Цюрихе  после изучения рукописи не смог самостоятельно разобраться в материале де Бройля и попросил в этом помочь необычайно одаренного, яркого математика Эрвина Шрёдингера (третий ряд, шестой справа, над Эйнштейном). Шрёдингер уединился в сельском домике в горах Швейцарии и через две недели привез знаменитые волновые уравнения, о чем сообщил Эйнштейну. Эйнштейн посылает телеграмму  Ланжевену: «Дайте мальчику степень доктора. С ней он не сможет причинить много вреда физике».

В 1925 году де Бройль номинирован на Нобелевскую премию. Надо сказать, что идеи де Бройля стали отправной точкой в решении проблем квантовой физики, как, в свое время, второй закон Ньютона - основой классической науки. Обаятельный, общительный,  герцог де  Бройль, чем-то напоминал Эпикура, веселый, жизнерадостный доброжелательно мудрый (Б.Г.Кузнецов).  Его присутствие на фотографии удивительно роднит этот документ с художественным творением ренессансного гения.

Глубочайшие соответствия, подтверждающее глубинное чуть ли не мистическое сходство  можно усмотреть в этих двух произведениях (фотографии и фреске). Сходство  в явности  культурного потенциала, подвигающего художника запечатлеть совместно людей определенного душевного и интеллектуального склада, и желание людей того же склада собраться, чтобы запечатлеть себя совместно.  При сопоставлении этих произведений  можно обнаружить замечательные вещи.  У Рафаэля  находим руководителя государства  Александра Македонского, для которого Аристотель был советникам и учителем. Точно также мы видим полководца Алкивиада, у которого, в свою очередь, руководителем и советником был Сократ. На фотографии «Копенгагенской школы» Эйнштейну (в центре) предстоит быть советником при министерстве флота США и посылать советы лично руководителю государства президенту Рузвельту. Нильсу Бору (второй ряд, первый справа) суждено консультировать и давать советы при встрече с военоначальником  Уинстоном Черчиллем.

Недавно «изобретено» некое афористическое понятие оценки близости  человека, не безразличного нам, но разделенного с нами временем и пространством. Мы обмениваемся рукопожатием при встрече с человеком, которого  знаем и уважаем. И, если этот человек имел счастье пожать руку другой ценимой вами личности,  разумеется, не знающей вас, то безусловно истинно, что и вы  через одно рукопожатие поприветствовали того незнакомца. Академик Лихачев говорил, что он разделен с Пушкиным всего двумя рукопожатиями (через Пушкиниста «20-х» и кн.Горчакова) и, соответственно, с Петром Первым(!) - пятью.  Те, кому посчастливилось работать или учиться там, где работали или преподавали академики  Иоффе, Тамм, Капица, Фок, Ландау …(можно назвать еще десяток имен) или их сотрудники и ученики, могут быть уверены: «Мы разделены с Шрёдингером, де Бройлем, Эйнштейном одним-двумя рукопожатьями». Рукопожатия – в полном смысле физический контакт и, в принципе, могли бы, при желании, сопровождаться обменом и передачей  материального субстрата. Если через символический жест мы связываемся с теми, кого ценим  и чьим интеллектом в виде материального  и духовного продукта  пользуемся, то не следует забывать, что это богатство созрело и доставлено из мест, недосягаемых нашему физическому рукопожатию, но не духовному. Вглядывайтесь в фреску Рафаэля …                                       






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5281