Быть ли музею на «К-3»
Дата: 06/05/2014
Тема: Время и судьбы


В.А.Перовский, Санкт-Петербург (на фото - автор в период службы командиром дивизиона живучести на «К-3», 1971-1972 гг.)

На развороте издания «Субмарины. История подводной войны» (М., Эксмо, 2014 г.) эффектно смотрится наш первенец ПЛА «К-3». Ниже текст: «Подводная лодка «К-3», спущенная на воду в 1957 г., первой из советских лодок прошла под Северным полюсом… В 1991 г. она была выведена из состава флота, в настоящее время – это музейный корабль». Джеймс Дельгадо, автор книги и руководитель программ по сохранению национальных морских объектов, ошибся – «К-3» музеем не стала и, похоже, что его создание проходит точку невозврата.


С некоторых пор отечественный подводный флот перестал радовать своих сограждан: в апреле 1989 г. в Норвежском море затонула ПЛА 3-го поколения «К-278» «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), с потерей 42 моряков. Лодке с титановым корпусом принадлежал абсолютный рекорд по глубине погружения среди ПЛ — 1027 м. В 2000 г. во время учений со всем экипажем погибает новейшая ПЛА «К-141» «Курск». В 2003 г. при буксировке из Гремихи в Мурманск тонет ПЛА «К-159» (из команды спасается только один человек). Тягостное впечатление оставляет и процесс утилизация ПЛА, когда на разделку в спешке шли вполне боеготовые корабли.

Не столь радужным кажется и выполнение программы военного кораблестроения по подводному флоту. РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» формально вошли в состав ВМФ, но надежного оружия пока не имеют, поскольку ракета «Булава» летает по настроению. Головная многоцелевая лодка «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» строилась 19 лет, и сегодня принята лишь в опытную эксплуатацию с доработками и испытаниями в составе ВМФ. Однако вернемся к лучшим временам.


Триумф

На фотографии пятидесятилетней давности, сделанной корреспондентом «Известий» на базе ПЛ в Западной Лице (рис.1), счастливые лица подводников ПЛА «К-3», вернувшихся из первого арктического похода. Еще неделю назад над ними был многометровый лед, а сейчас под ногами твердая земля, близость родных и любимых. Днем раньше председатель Совмина СССР Н.С. Хрущев, министр обороны и главнокомандующий ВМФ вручили подводникам высокие государственные награды, троим – «Золотые Звезды» Героев Советского Союза. Экипаж «К-3» первым в стране проторил путь корабельной ядерной энергетике и под  океанским льдом дошел до Северного полюса (и всплыл!). Фотография моряков ПЛА «К-3» была напечатана в «Известиях» в канун Дня Военно-Морского флота (28.07.1962 г.). Но праздник дался нелегко.


Рис. 1. Экипаж «К-3» после похода к Северному полюсу, 1962 г.

Из истории:
 Первая атомная подводная лодка «Наутилус» была заложена в США в июне 1952 г. и вышла в море с работающим реактором в январе 1955 г. Все основные предложения исходили от ВМС США. Разработка и строительства корабля (включая ЯЭУ) велись под руководством капитана инженерной службы Хаймана Риковера, впоследствии ставшего адмиралом. Идеологами создания атомной подводной лодки в СССР были гражданские специалисты – участники Атомного проекта. Именно И.В. Курчатов, А.П. Александров и Н.А. Доллежаль после закладки ПЛА «Наутилус» вышли на руководство ВМФ СССР с идеей постройки ПЛА, но адмирал Н.Г.Кузнецов эти предложения вначале отклонил. Дальнейшие события развивались следующим образом.

Справка
09.09.1952 г. выходит Постановление Совмина СССР № 4098-1616 (подписанное И.В.Сталиным) о проектировании и строительстве объекта № 627 – первой отечественной ПЛА. В июне 1953 г. определяется состав разработчиков ПЛА и ее наземного стенда: СКБ-143 (позднее «Малахит») с главным конструктором В.Н. Перегудовым, НИИ-8 (ныне НИКИЭТ) во главе с Н.А.Доллежалем, научный руководитель – А.П.Александров (ИАЭ). Строительство ПЛА возлагается на ССЗ-402 (ныне «Севмаш», г. Северодвинск). 24.09.1955 г. состоялась торжественная закладка ПЛА (254 заказ), а 09.08.1957 г. – спуск на воду. Командиром корабля назначается капитан I ранга Л.Г.Осипенко, командиром БЧ-5 – капитан II ранга Б.П.Акулов. С сентября 1957 г. по июль 1958 г. на ПЛА прошли швартовые испытания с физическим пуском обоих реакторов. Ходовые испытания проводились с 03 июля по 01 декабря 1958 г., во время которых корабль совершил 5 выходов в море, прошел 3801 милю, выполнил 29 погружений (одно на 310 метров – впервые в мире). 

Испытания сопровождались отказами ряда оборудования, в первую очередь – течами парогенераторов (ПГ) и насосов I контура (ЦНПК). Из-за ненадежный работы только механизмов ППУ при ходовых испытаниях 115 суток ушло на ремонт либо замену неисправного оборудования. Нагрузка на экипаж ПЛ «К-3» была колоссальной. Командир лодки Л.Г. Осипенко позднее вспоминал:

«Все лето до глубокой осени 1958 г. мы проводили ходовые испытания. При каждом выходе в море вскрывались сотни недоработок… Из-за бесконечных переварок труб, I контур на нашей лодке был «грязный»… На «К-3» малейшая капля испарялась и давала всплеск радиоактивности в отсеках… Вызывал тревогу постоянный рост уровня радиации. Методом исключения мы находили текущий ПГ, но на это требовалось не только время. Нужна была еще и выдержка личного состава: все знают, что газовая и аэрозольная активность постоянно повышается. Всплыть для вентиляции в атмосферу – значит нарушить программу испытаний… Большинство членов экипажа были убеждены, что лишь во время испытаний можно вскрыть все конструктивные недостатки и дефекты изготовления. И поэтому все мирились с плаванием в условиях повышенной радиации… Весь 1959 г. лодка доводилась. Ее резали, кромсали, варили. Вновь и вновь мы выходили на испытания в Баренцево море, Норвежское, Гренландское».

До декабря 1959 г. лодка находилась в опытной эксплуатации, в ходе которой заводом-строителем были заменены все парогенераторы, проведена ревизия арматуры, оборудования, систем контроля тепловой  автоматики, выполнена перегрузка активной зоны в носовом реакторе. Весь 1960 г. и первую половину 1961 г. «К-3» продолжала оставаться в акватории «Севмаша», где началось дооснащение корабля перед походом на Северный полюс (новый навигационный комплекс, дополнительные средства связи, модернизация гидроакустической аппаратуры, установка ограждения рубки).

В ночь на 11 июля 1962 г. «К-3» вышла из Западной Лицы курсом на Северный полюс. Мощность реактора поддерживалась на уровне 35 % от номинальной. Состояние матчасти расслабляться экипажу не позволяло. На выходе из Баренцева моря потребовалась замена подшипника электродвигателя ЦНПК, который накануне уже менялся специалистами «Севмаша». Подводники не только сохранили старую деталь, но и подняли тяжелейший мотор (1 тонна) и, не всплывая, выполнили за несколько часов работу, на которую у опытных судоремонтников уходило 2-3 дня. Также пришлось отключить одну секцию ПГ. Но ведомая новым командиром (Л. Осипенко, ушедшего на повышение, сменил подготовленный им старпом Лев Жильцов) «К-3» уже входила в Арктический бассейн. Первое всплытие подтверждило расчеты штурмана - лодка находится в 350 милях от Северного полюса. Л.М.Жильцов позднее вспоминал: «Выкурена последняя сигарета, и, как положено, командир лодки собственноручно задраивает люк. Зашумела врывающаяся в балластные цистерны вода, запрыгала стрелка глубинометра. Над лодкой вновь наглухо смыкаются простирающиеся на сотни миль вокруг льды. Где-то мы вынырнем в следующий раз?». Наконец штурман Олег Певцов заносит в вахтенный журнал: «Пересекли 89-ю параллель. Над лодкой сверху тяжелый лед толщиной в 12-15 метров. Температура забортной воды – 2º, глубина – 4000 м., до полюса 60 миль».

17 июля в 6 часов 50 минут ПЛА «К-3» проходит Северный полюс. В ближайшей полынье командир дает команду на всплытие и первым отдраивает рубочный люк. Контр-адмирал А.И.Петелин разрешает свободным офицерам и матросам выйти на лед. По связи идут поздравления от главкома и командующего флотом. По плану еще предстояло испытание боевых торпед, но получен приказ о срочном возвращении с прибытием в бухту Йоканьга. Реакторы обоих бортов выводятся на мощность 61 % от номинальной.

По приходу выясняется причина срочного возвращения – на базе в Йоканьге ПЛ «К-3» ожидают председатель Совмина СССР Н.С.Хрущев, министр обороны Р.Я.Малиновский, главком ВМФ С.Г.Горшков. Экипаж приглашается в спортивный зал военно-морской базы, где зачитывается указ о награждении подводников. Руководителю похода контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру ПЛА капитану II ранга Л.М.Жильцову и командиру БЧ-5 капитану II ранга Р.А.Тимофееву присваивается звание Героев Советского Союза, весь экипаж награждается орденами и медалями. Позднее Лев Михайлович Жильцов вспоминал, что ожидал наград: «кому ружье, кому электробритву, а здесь «Золотые Звезды».

Праздник, который остается в памяти навсегда.


Авария

К своему десятилетию (спуск на воду, опытная эксплуатация, арктический поход, служба на просторах Мирового океана) ПЛА «К-3» несла марку корабля-лидера без чрезвычайных происшествий и потерь личного состава. Но случившийся пожар стал первой крупной аварией на советском атомном флоте с гибелью 39 подводников.

В 1967 г. автор статьи проходил службу на однотипной ПЛА «К-21», которая 12 сентября стояла у закрепленного за ней причала в гб Большая Лопаткина. Соседний причал был освобожден от плавсредств, и к нему своим ходом медленно подходила ПЛ «К-3». Внешне авария никак не проявлялась. Запомнилась забинтованная голова командира Ю.Ф. Степанова, руководившего швартовкой корабля с ходовой рубки. Обстоятельства трагедии на «К-3» разобраны многими авторами, наиболее полно и объективно – ее участниками. Остановимся лишь на некоторых эпизодах.

Подводная лодка «К-3» возвращалась на базу,  истекали 56-е сутки плавания. В ноль часов заступила очередная боевая смена, в центральном посту (III отсек) находились вахтенный офицер капитан-лейтенант А.Я.Лесков и вахтенный инженер-механик капитан-лейтенант А.А.Буров. В час ночи на ЦП поступил доклад о пожаре в I отсеке. Немедленно была объявлена аварийная тревога. Из II отсека в ЦП прибыли командир корабля капитан II ранга Ю.Ф.Степанов и командир БЧ-5 капитан II ранга В.В.Зайцев. Из отсеков поступили доклады о выполнении первичных мероприятий по борьбе за живучесть. После доклада: «Весь трюм в огне, больше не могу…» связь с первым и вторым отсеком прекратилась. По приказу командира был продут главный балласт, ПЛА всплыла в надводное положение. Сказалось действие двух факторов – стремительное развитие аварии и мгновенное распространение угарного газа в носовой и центральный частях корабля. Критическим был момент, когда командир и весь центральный пост стали терять сознание от отравления угарным газом, вдобавок исчезла громкоговорящая и телефонная связь между отсеками.

Командование кораблем принял на себя командир дивизиона движения, находящийся на пульте ГЭУ в 6-ом отсеке, при этом оба реактора удерживали мощность в 30 %. Из четвертого отсека при постоянном поддуве ВВД (воздуха высокого давления) в центральный пост были введены два разведчика с запасными изолирующими дыхательными аппаратами (ИДА-59). Приведем дословно доклад, последовавший на пульт ГЭУ: «В ЦП пожара нет. Верхний рубочный люк отдраен. Командир находится на мостике в бессознательном состоянии, а также замполит. Центральный пост завален телами личного состава, потерявшего сознание. Борьбой за живучесть руководит командир БЧ-5, находящийся в полубессознательном состоянии».

Затем были запущены дизели, началось вентилирование ЦП через переборочную дверь между IV и III отсеками. Сформирована спасательная группа для эвакуации пострадавших из ЦП на ходовой мостик. Произведена смена личного состава на боевом посту управления рулями. Командование кораблем вновь принял командир Ю.Ф. Степанов, пришедший в себя после полученной травмы. Главная энергетическая установка была приведена в состояние для развития полного надводного хода.

В чрезвычайно сложной обстановке экипаж «К-3» продемонстрировал выучку, проявил готовность к самопожертвованию, что подтверждают следующие факты:

- командир I отсека капитан III ранга Л.Коморкин по аварийной тревоге бросился в отсек, стараясь предотвратить развитие пожара, но погиб вместе с личным составом отсека;

- старшина команды рулевых сигнальщиков мичман М.Луня сумел включиться в ИДА-59, но снял с себя маску и включил в аппарат теряющего сознание офицера;

- старшина команды мотористов мичман Л.Кушов (рост 158 см) водрузил на себя два запасных ИДА-59, первым (разведчиком) проник в загазованный III отсек и откачивал кислородом командира лодки и командира БЧ-5;

- командир БЧ-5 В.В.Зайцев, находясь по существу в бессознательном состоянии, до последнего руководил действиями ЦП и принял все меры по недопущению катастрофических последствий для ПЛА (позднее Виталий Васильевич стал полным адмиралом, зам. ГК ВМФ по эксплуатации);

- командир дивизиона движения БЧ-5 капитан-лейтенант Ю.И.Некрасов в критический момент принял на себя управление кораблем и обеспечил бесперебойную работу ядерных реакторов.

На пятые сутки подводная лодка своим ходом, без смены экипажа прибыла в пункт базирования. Как позже выяснилось, вероятной причиной пожара явилось возгорание рабочей среды системы гидравлики от случайной искры. События развивались столь стремительно, что большинство погибших получили острое отравление угарным газом, не успев включиться в изолирующие аппараты.

В заключение этой трагической темы приведем слова капитана I ранга Ю.И. Некрасова: «Несмотря на ряд ошибок, допущенных в процессе борьбы за живучесть, личный состав корабля проявил мужество, самообладание и высокую профессиональную подготовленность, способность принимать правильные решения в сложнейших условиях. Ему удалось локализовать аварию, не допустить пожара в кормовых отсеках, восстановить энергетический потенциал корабля и самостоятельно привести подводную лодку в базу, несмотря на потерю значительной части личного состава». Юрий Никандрович в период арктического похода ПЛА «К-3» был командиром реакторного отсека, а при аварии 1967 г. в качестве командира дивизиона движения не допустил ни одного сбоя ЯЭУ.

После ритуальных процедур прощания с погибшими и проведения первичных мер по устранению последствий пожара, резервным экипажем «К-3» была переведена в Северодвинск для восстановительных работ силами «Севмаша». Ремонт был недолог и к концу 1967 г. лодка возвратилась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. Во времена главкома С.Г. Горшкова не принято было расслабляться, и уже в феврале следующего года «К-3» со штатным экипажем вышла в море для отработки курсовых задач боевой подготовки.

Экипаж обновлялся. В 1970 г. мне было предложено занять освободившуюся должность командира дивизиона живучести БЧ-5. Командиром корабля на тот момент был капитан I ранга А.Я. Жуков. Американский актер Харрисон Форд, сыгравший роль командира «К-19» в голливудском фильме, как будто скопирован с внешне сурового Анатолия Яковлевича Жукова. Под стать нашему командиру была и колоритная фигура замполита – капитана III ранга Альберта Гаджиева (младшего брата знаменитого подводника второй мировой войны Магомета Гаджиева, именем которого назван город на Кольском побережье в губе Ягельная). Дружной тройкой жили командиры дивизионов БЧ-5: дивизиона движения - Семен Коган, электротехнического дивизиона - Иван Титоренко и автор - командир дивизиона живучести, все капитаны III ранга. На нашу долю выпал переход ПЛА «К-3» к новому месту базирования в Йоканьгу (она же Гремиха).


Позор вместо музея

Служба ПЛА «К-3» продолжалась. В 1973-1975 гг. были выполнены три похода общей продолжительностью 149 суток, в 1982-1985 гг. – два похода на 32 суток. По общему износу технических средств и исчерпанному энергоресурсу в 1987 г. «К-3» была выведена из состава ВМФ, но продолжала находиться в Гремихе. В июле 2003 г. лодка была переведена на 10 СРЗ в г. Полярный, где из реакторов «К-3» было выгружено ОЯТ. От ветеранов флота и, в первую очередь, от членов первого экипажа «К-3», в высокие инстанции пошли обращения о сохранении первенца атомного флота в качестве корабля-музея. Несмотря на оживленную переписку и множество промежуточных решений-обещаний, до сих пор не появились даже проектные документы концептуального уровня, не определено место для корабля-музея. При этом втихую продолжается полюбившаяся судпрому, но унизительная для корабля-символа утилизация.

В 2006 г. ПЛ «К-3» была устанавлена на открытый стапель СРЗ «Нерпа» (рис. 2), из корабля вырезается реакторный отсек. Одноотсечный блок с корпусом реактора транспортируется на ПДХ в гб Сайда, сам корпус «К-3» в усеченном виде пока остается на стапеле «Нерпы». Не исключено, что лодка уже наполовину пустая. Речь идет не о корабельных часах или мебели в кают-компании, а об имеющем историческую ценность насыщении: турбинах, дизель-генераторах, пульте ГЭУ, гребных электродвигателях, средствах связи, перископе той поры и командирском кресле у поста управления рулями. И кому будут нужны муляжи с цитатами из «Красной звезды»?

Рис. 2. «К-3» на стапеле СРЗ «Нерпа», 2013 г.

Нагнетает обстановку и пресса, причем не в пользу флота. Вот что пишут «Известия» (от 28.03.2013 г.): «Лодка будет утилизирована до конца 2013 г. на судоремонтном заводе «Нерпа». Такое решение было принято в Объединенной судостроительной компании в связи с отсутствием денег на восстановление лодки (а кто ее ломал? прим. автора). Лодка должна уступить место плавучей технической базе «Лепсе», утилизация которой должна начаться весной 2014 г. Мы понимаем важность «К-3» для истории памяти нашего флота, но утилизировать «Лепсе» важнее, потому что на этом судне хранится ОЯТ, которое может загрязнить пол-Европы».

А вот это чистейший бред. 40 лет всем морочили голову по поводу невозможности выгрузки ОВЧ из блока 900 и, чтобы было никому неповадно, зацементировали верх реактора. Но нашлись профессионалы-атомщики из военных моряков, которые вытянули из корпуса отсека реактор, перевернули его и самым неожиданным образом извлекли все кассеты с ОЯТ. Что касается ПТБ «Лепсе», то еще в 1991 г. умельцы из НИКИМТ создали стенд - фрагмент хранилища ОТВС, сконструировали станок с набором инструментов, разработали технологию подрезки пеналов и извлечения ОТВС из баков «Лепсе». Но кому нужны простые решения. Проблема ОЯТ на ПТБ «Лепсе» - продукт собственных ошибок ММП, никакого отношения к ядерному наследию «холодной» войны не  имеющий. Даже если ПТБ «Лепсе» простоит еще 5-10 лет, никто её ОЯТ на сувениры не разберет, и ничто в Европе не загрязнится. А ПЛ «К-3» - живая история отечественного ВМФ с каждым днем умирает.

Удивляет отстраненность руководства флота от проблемы сохранения памятников своей истории. 1 июля 2008 г. по случаю 50-летия подъема флага ВМФ на ПЛ «К-3» в Военно-морской академии им. адм. Н.Г. Кузнецова собрались ветераны флота и ряда организаций, имевших отношение к его созданию. Несмотря на приглашение, никого из руководства ВМФ не было. 4 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге торжественно отмечался 50-летний юбилей 3-ей дивизии ПЛА Северного флота, первым кораблем которой была «К-3». Среди 300 участников торжественного заседания 12 ветеранов в своё время являлись членами экипажа «К-3», из них трое из первого экипажа. Никого из действующих руководителей ВМФ, занятых переездами штаба из Москвы в Санкт-Петербург, замечено не было. Похоже, только выйдя в отставку, адмиралы начинают интересоваться экологией и сохранением объектов морской истории.

Но вернемся к музейной теме. В открытых источниках появилась информация о финансировании первого этапа создания музея ПЛА «К-3» (конвертовка и спуск на воду) в размере 43 млн руб. по Гособоронзаказу-2014. Ничтожная цифра, но и ее пока на счетах СРЗ «Нерпа» нет. По-видимому, вытолкнув корпус «К-3» на воду, всё опять замрет надолго.
А как обстоят дела с сохранением памятников ВМС у наших заклятых друзей? 3.03.1980 г. после 25-летней службы первая ПЛА США «Наутилус» была исключена из состава флота. 20.05.1982 г. «Наутилус» был объявлен национальным историческим памятником (рис. 3). 6.07.1985 г. легендарная подводная лодка стала кораблем-музеем, расположенным в месте своей постройки – в Гротоне (штат Коннектикут), рядом с военно-морской базой США.


Рис. 3. Подводная лодка «Наутилус», корабль-музей.

Наша страна уже четверть века находится в поиске утраченных ориентиров. Они рядом, но нуждаются в надежной правовой основе. Почему символ атомного флота СССР/России, героическая ПЛА «К-3» до сих пор не имеет охранного свидетельства как национальный исторический памятник государственного значения.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5275