Мы, участники Общегородского Собрания – жители города Сосновый Бор. представители общественных организаций и политических партий, Совета депутатов и предприятий города, приглашенные эксперты и специалисты, ветераны атомной отрасли, обсудив в ходе заседания материалы проекта приповерхностного Пункта захоронения радиоактивных отходов – ПЗРО, материалы по итогам общественных обсуждений проекта жителями города и Общественных Слушаний по предварительному варианту ОВОС ПЗРО, состоявшихся в Сосновом Бору 27 декабря 2013 года, заявляем следующее.
Вопрос о размещении на территории МО «Сосновоборский городской округ» ПЗРО - ядерного могильника, способного принять РАО из различных регионов РФ, рассматривался и обсуждался специалистами отрасли, экологами, представителями общественности и региональных профильных депутатских комиссий на протяжении нескольких лет. Полученные результаты свидетельствуют о нарушении технических регламентов и правовых норм.
Заказчиками и авторами проекта ПЗРО умышленно проигнорирован ряд нормативно-правовых государственных актов различной юридической значимости, выполнение которых обязательно при размещении ПЗРО - особо опасного объекта –
ГОСТ 52037-2003, СанПиН 2.1.5.2582-10, СПОРО-2002 СП 2.6.6.1168-02), «Нормы и Правила НП 055-04»
Реализация проекта ПЗРО на территории МО «Сосновоборский городской округ», а именно - в густонаселенном районе, вблизи города с возрастающей численностью жителей, на территории крупного ядерного комплекса, непосредственно на береговой полосе Финского залива, подверженной колебаниям грунтовых вод - фактически, нарушает все названные технические нормативы и конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, ставит под угрозу экологической беды население Соснового Бора и всего прибалтийского региона.
Нарушен Закон и при организации общественных обсуждений проектных материалов ПЗРО. Заказчик опасного объекта - ФГУП «Национальный оператор по обращению с РАО» (НО РАО), осуществил, вопреки закону, проведение непрофильной деятельности - развернул беспрецедентные действия по обработке общественного мнения населения Соснового Бора в целях лоббирования собственных интересов и «проталкивании» спорного проекта могильника, превратив городских жителей, по существу, в объект манипуляций и обмана. Для этого была привлечена группа политтехнологов из фонда «Российский общественно-политический центр».
Согласно условиям «Договора на оказание услуг» стоимостью работ в 17 миллионов рублей, заключенного между ФГУП «НО РАО» и фондом «РОПЦ», представители фонда были обязаны реализовать «Деятельность больничных учреждений широкого профиля» и «Проведение общих профилактических обследований и диспансеризаций» для населения Соснового Бора. Само заключение подобного договора является грубым нарушением ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ряда других законодательных актов. (Материалы о выявленных нарушениях направлены Генеральному прокурору РФ и в другие надзорные органы).
Вместо деятельности, определенной условиями вышеназванного Договора, попирая права граждан на свободное волеизъявление при обсуждении материалов о планируемом ПЗРО, политтехнологи фонда «РОПЦ» с помощью «хитрых» опросов, программ типа «Чистый город», созданного для своих целей печатного органа и через коммерческие сосновоборские СМИ завалили читателей лавиной недостоверной информации о «достоинствах» нового могильника.
В то же время под давлением атомного лобби городские власти, фактически, закрыли доступ на ТВ, радио и в газеты профессиональным экологам и общественности.
Особо серьезными нарушениями законности со стороны организаторов – администрации города и представителей фонда «РОПЦ» сопровождалось проведение в городе 27декабря 2013 года Общественных Слушаний по предварительным материалам ОВОС ПЗРО.
В целях ограничения свободного доступа граждан для участия в обсуждении проектных материалов, местом проведения Слушаний был избран небольшой зал на 150 мест в здании администрации, вместо ранее использовавшегося для этих целей большого зала городского ДК «Строитель» на 500 мест. При этом, права граждан были злостно ограничены и введением специальных пропусков в зал заседания – регистрационных карточек. К тому же, дата и час проведения Слушаний были предвзято назначены на предновогодний период – время проведения корпоративных торжеств и подготовки горожан к празднику. Все эти обстоятельства не позволили многим жителям принять личное участие в Слушаниях и дать оценку проектным разработкам для принятия решений по планируемому объекту.
Отметим, что главные рабочие и итоговые документы Общественных Слушаний были сверстаны политтехнологами и представителями власти с серьезными нарушениями законных прав участников от общественности, что не позволяет считать эти материалы объективными и легитимными.
Таким образом, в ходе Общественных Слушаний 27.12.2013 года был умышленно допущен целый ряд нарушений Закона и, в частности ст. 9 Федерального закона № 174 – ФЗ «Об экологической экспертизе», п. 4.9 Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 и других актов.
Исходя из вышеизложенного, мы, участники Общегородского Собрания граждан города Сосновый Бор выдвигаем следующие требования:
1. Вследствие многочисленных нарушений закона, подтвержденных документами и свидетельством представителей общественности, признать необоснованным и незаконным проведение 27 декабря 2013 года Общественных Слушаний по ПОВОС ПЗРО. Результаты данных Слушаний требуем признать недействительными и подлежащими отмене.
2. Во избежание обмана горожан и манипуляций с общественным мнением при дальнейших обсуждениях проекта ПЗРО, при проведении Общественных Экспертиз проектных материалов, при проведении предстоящих Общественных Слушаний по окончательному варианту ОВОС ПЗРО, требуем запретить ФГУП «НО РАО» использовать в г. Сосновый Бор наемных политтехнологов и применение специальных «пиар-технологий». Требуем провести расследование фактов нарушения закона при проведении общественных обсуждений и Общественных Слушаний в городе Сосновый Бор, привлечь к ответственности виновных в нарушении законных прав граждан, выразить недоверие руководителям органа самоуправления за позицию соглашательства и лоббирование интересов Заказчика особо опасного ядерного объекта –ПЗРО.
3. В целях выработки в ближайшем будущем объективной и достоверной оценки проектных материалов ПЗРО, требуем организовать проведение Общественной экологической экспертизы силами независимых экспертов общественных организаций Ленинградской области, имеющих на это право. Требуем от Совета депутатов города решить вопрос о выделении средств для финансирования такой работы.
4. Требуем провести в Сосновом Бору МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ по вопросу принятия решения о сооружении ПЗРО.
5. Требуем от муниципальных и региональных органов самоуправления незамедлительно начать работу по внесению в государственные законодательные акты, применительные к атомной отрасли, поправок и дополнений, которые обеспечат населению городов атомной энергетики социальную защищенность и гарантии экологической безопасности в условия развития отрасли.
6. Требуем разработать и внедрить на муниципальном и региональном уровне систему Общественного контроля развития атомного комплекса и надзора за перемещением и хранением РАО. Требуем организовать в Сосновом Бору независимую экологическую региональную лабораторию для получения информации о текущем состоянии природы, ее анализа и прогноза возможных изменений на территории МО и южного берега Финского залива.
7. Учитывая негативные последствия от чрезвычайной ситуации и вероятность влияния ПЗРО на экологическую безопасность, экономику и здоровье жителей региона, ПРЕДЛАГАЕМ Законодательному собранию Ленинградской области и Законодательному собранию города Санкт-Петербург рассмотреть вопрос о проведении РЕГИОНАЛЬНОГО РЕФЕРЕНДУМА по данному вопросу.
8. В целях устранения возможных рисков от планируемого ПЗРО, обращаемся в правительство Российской Федерации и ГК «Росатом» с требованием: незамедлительно РАССМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ, ранее принятое Законодательным собранием Ленинградской области, о переносе особо опасного объекта - ПЗРО на территорию другого субъекта РФ в районы с малой плотностью населения, где геологические условия более соответствуют требованиям безопасности..
РЕШЕНИЕ принято участниками Общегородского Собрания граждан.
Голосовали: «ЗА
» 211 голосов.
«ПРОТИВ» 0 голосов
«ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» 2 голоса
Председатель собрания Тарасов О.А.
Секретарь собрания Стаценко Е.А.
22 февраля 2014 года
время работы: с 13.00 до 15.00
Место проведения: Ленинградская обл.
г. Сосновый Бор, ДК «Строитель»,
большой зал,