Поставки: конкуренция или качество?
Дата: 23/10/2013
Тема: Нормы и право


Н.Н.Кудряков, доцент кафедры «Управление ядерными реакторами» Института ядерной энергетики – филиала СПбГПУ в г. Сосновый Бор

К форуму Поставщиков атомной отрасли
См. также: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4712

Важнейшая цель совершенствования системы поставок в атомной отрасли – это отказ от конкуренции ради конкуренции. Конкретной задачей на ближайшую перспективу должен стать перевод закупок на конкурсы с ограниченным участием, т.е. на конкурсы, участники которых – потенциальные поставщики – проходят квалификационный отбор.


Сегодня для целого ряда видов оборудования и изделий для атомной энергетики и промышленности предусматривается размещение заказов по закрытым конкурсам или у единственного поставщика – но явно наступает время, когда заказы на любое оборудование 1, 2 и 3 классов безопасности (как минимум) должны размещаться по конкурсам с ограниченным участием.

Новый Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[1] от 05.04. 2013 г. № 44-ФЗ подобную практику допускает и в определенных случаях настоятельно рекомендует, и в этом отношении он является существенным шагом вперед по сравнению с законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07. 2005 г. № 94-ФЗ

В заканчивающем свое действие Законе 94-ФЗ предварительный отбор участников предусматривается для очень уж специфических работ: для ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и для поставок в рамках оказания гуманитарной помощи.

В новом законе, Законе 44-ФЗ, речь идет о товарах, работах и услугах,  «которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации…».

Очевидно, что с необходимостью закупок товаров, работ и услуг высокой технической сложности и специализированного характера атомная отрасль связана неразрывно. И, очевидно, поэтому по целому спектру изделий, работ и услуг необходимо работать только с поставщиками, имеющими необходимый уровень квалификации.

Согласно новому Закону, «информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации» должна включаться в План закупок. И если эта логика, предлагаемая новым Законом, верна - а она верна, – то в План закупок должна включаться информация не только о работах, но информация о потенциальных поставщиках, подрядчиках и исполнителях. К слову, в старом Законе 94-ФЗ, который предварительный отбор предусматривал только для предприятий-участников ликвидации последствий ЧС (т.е, по сути дела, только для предприятий-контрагентов МЧС), имелось очень полезное положение: необходимость периодически обновляемого перечня данных предприятий, прошедших предварительный отбор – своего рода базы данных.  В новом Законе подобного положения нет – но это должно войти в практику: информация о подрядчиках должна включаться если не в План закупок, то в лежащий рядом с Планом закупок особый документ - в реестр, перечень, базу данных – как хотите, назовите. Впрочем, о базах данных нужен отдельный разговор – пока вернемся к Закону 44-ФЗ.  

Закон предусматривает, что к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг могут быть установлены дополнительные требования, в том числе требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, требования к деловой репутации, требования к составу персонала.

В Законе также сказано, что репутация и квалификация участников закупки, в том числе наличие материальных ресурсов, наличие опыта работы и кадров должны учитываться при оценке заявок.

Право установления особых требования к поставщикам предоставлено Правительству РФ. Правительству также предоставлено право (или возложена обязанность?) установить перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям.

Но чтобы Правительство смогло установить как перечень товаров, работ и услуг, выполнение которых предполагает особые требования к исполнителям, так и само содержание этих особых требований, для Правительства должны быть подготовлены предложения. Выработка этих предложений, как представляется, и должна стать нашей задачей. По большому счету речь идет о разработке подзаконных актов, обеспечивающих действие нового Закона, и одновременно – об обновлении отраслевых норма и правил. В Едином отраслевом стандарте Корпорации «Росатом» по закупкам должно быть более полно прописано применение квалификационного отбора; должно быть указано, что по определенным видам товаров, работ и услуг квалификационный отбор поставщиков является обязательным. Организации и проведению квалификационного отбора должна быть посвящена отдельная глава либо выпущен отдельный отраслевой стандарт (регламент).
                                                                    *   *   *
В течение последних по меньшей мере десяти лет в нашей отрасли сложилась и господствует своего рода ментальная традиция, идеология, превратившейся в своего рода предрассудок – представление о самоценности конкуренции как таковой, причем не в последнюю очередь - конкуренции по ценовым показателям. В этом отношении по пониманию мы находимся где-то в 20-х годах прошлого столетия, в то время как вскоре после окончания Второй мировой войны, с переходом промышленного производства к производству массовому возникло понимание того, что конкуренция абсолютным и безусловным благом для рыночной экономики быть перестала, что конкуренция, особенно конкуренция по ценовым показателям – враг качества. Первым, кто понял и сформулировал это, кто выстроил на этом понимании целую философию производственного менеджмента, был, по- видимому, Уильям Эдвард ДЕМИНГ.

На своих семинарах Деминг любил приводить такой сюжет из жизни: на обувной фабрике резко упала выработка готовой продукции. Как оказалось, в швейных машинах начали рваться нитки, которыми, собственно, сшивалась обувь. На заправку ниток стало уходить много времени – отсюда простои, отсюда падение производительности. Почему стали рваться нитки? Потому что отдел снабжения нашел нового поставщика, у которого нитки были на цент дешевле. Вывод, который сделал Деминг и к которому он подводил своих слушателей: если вам нужно качество, забудьте о конкуренции по ценовым показателям. Если в вашем бизнес снижение издержек становится самоцелью, то именно издержки у вас вырастут, а качество неизбежно упадет. Снижение издержек, по Демингу, будет естественным результатом повышения качества, т.е. снижение издержек – это не самоцель, не инструмент, это - итог.

Что касается поставщиков, то, по Демингу, если Вас опять-таки интересует качество, вы должны забыть про тендеры и конкурсы. Поставщиков и подрядчиков вы должны выращивать, вы должны их воспитывать, вы должны открывать перед ними перспективы работы на годы и на десятилетия вперед – только тогда ваши подрядчики будут заинтересованы во внутреннем развитии, в обновлении технологий, в обучении персонала.

Четвертый из так называемых 14 принципов Деминга гласит:
Прекратите закупки, исходя из цены… Требуйте статистических свидетельств качества. Сокращайте число поставщиков… Работа с выбранными поставщиками на долгосрочной основе лояльности и доверия позволяет снижать вариации в поступающих материалах, а, следовательно, и в конечном продукте. Привлечение поставщиков к сотрудничеству при разработке новых продуктов будет в дальнейшем улучшать качество…»[2].

А о традиционной манере ведения дел Деминг выражался так:

«Поддерживается стремление к достижению краткосрочных результатов, уничтожается долгосрочное планирование, рождается страх, разрушается командная работа, стимулируется соперничество и политиканство»


Идеи Деминга радикально расходились с незыблемыми и священными, казалось быть, постулатами рыночной экономики. Как писал Джозеф Джуран, другой мэтр, единомышленник и коллега Деминга, новые веяния и требования «вторгались в старинное право поставщиков руководить своим бизнесом как личным делом». Но именно те фирмы, те отрасли, и даже те некоторые отдельно взятые страны, которые смогли оценить и воспринять идеи Деминга и Джурана– именно они обеспечили в 60-х – 70-х годах прошлого века перевод мировой экономики на новую технологическую основу, именно они совершили переворот в качестве.

                                                                         ***

В новом веке, как на практике, так и в мало-мальски добросовестных учебных и научных текстах по организации производства и по обеспечению качества, мы видим, по сути дела, продолжение и развитие идей Деминга. И как одна из центральных сегодня проводится и развивается мысль о том, что ваш поставщик должен быть не просто продавцом необходимых вам изделий и услуг – он должен быть участником и проводником вашей технической политики, вашей экономической философии.

*   *   *

Кстати, одним из проявлений новой организации бизнеса, сложившейся в 60-е 70-годы, стала не просто юридическая регистрация предприятий, интересная только налоговым органам, а включение предприятий в публичные справочники и перечни, по которым ориентируется потенциальный – в том числе государственный – заказчик.

Существуют фирмы, которые специализируются на каталогизации субъектов бизнеса, на сопровождении их деловой истории, на анализе их состоятельности – старейшей и известнейшей среди таких аналитических фирм является американская Dun & Bradstreet - D&B.

Компании, включаемой в базу D&B, присваивается так называемый DUNS-номер – своего рода паспорт бизнеса. Если у вас есть DUNS-номер – это означает, что вы – не фирма-однодневка, не «прокладка».

Если у вас DUNS-номера нет, то вам и думать нечего стать поставщиком Федеральной контрактной  системы США и продать что-либо для армии США, для НАСА, для Министерства энергетики.

*  *  *

«Поддерживается стремление к достижению краткосрочных результатов, уничтожается долгосрочное планирование, рождается страх, разрушается командная работа, стимулируется соперничество и политиканство» - это не о нас ли сегодняшних, не о нашем ли псевдокапитализме сказал Деминг полвека тому назад?

Мы, по сути дела, только приступаем к созданию полноценной государственной контрактной системы.

Что касается конкретно российской атомной отрасли, то не начать ли нам с каталогизации фирм-поставщиков товаров, работ и услуг для атомных станций,  с формирования своего рода пула участников, с формирования своего рода СРО – и с проекта перечня требований к участникам конкурсов, который, согласно ФЗ-44, должен быть утвержден Правительством.                    



[1] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, вступает в силу 01.01.2014.

[2] Цит. по: Все о качестве. Зарубежный опыт. Деминг, Джуран и другие. Вып. 15.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4835