Женщины на морском флоте и вопросы повышения безопасности мореплавания
Дата: 04/10/2013
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф., ГМА им. адм. С.О.Макарова; А.П.Двинин, проф., РосНоУ (СПб филиал); С.В.Латухов, нач. каф., проф., ГМА им. адм. С.О.Макарова; М.М.Наконечный, к.д.п., вед.спец. ОАО «Совкомфлот»

В последние годы в судоходстве все более серьёзное внимание обращается  на проблему  привлечения  женщин для работы на морском флоте, в том числе на офицерских должностях. Правда,  женщина в командном составе экипажа крупнотоннажного судна – явление редкое.  Тем не менее,  и на флоте «с каждым годом границы «мужских» и «женских» профессий становятся все более размытыми» [1]. 


Чем же вызвано такое проникновение в сугубо мужскую профессию? В   былые времена среди моряков бытовало поверье, что женщина на судне приносит несчастье. Между тем в английском языке, вопреки нормам грамматики, судно обозначается местоимением женского рода she, а не it, как того требуют правила. По-видимому, это было первым санкционированным «проникновением» женского начала на судно. Однако времена меняются, а с ними и социальные стереотипы и роли. Справедливости ради следует отметить, что морская профессия в прежние времена была доступна  и не для каждого мужчины. Прежде всего, это было связано с  состоянием физического здоровья. Служба на паруснике была трудной, прежде всего, физически. К тому же отсутствовали элементарные удобства для проживания и возможность поддержания личной гигиены. О привлечении женщин на флот просто не могло быть и речи. «Послабления» начались, когда на смену парусникам пришли пароходы. С появлением парового флота даже родилась поговорка: «Раньше суда были деревянными, а моряки железными; сейчас суда стали железными, а люди  деревянными». По мере технического прогресса условия труда становились все  более комфортными, однако вопросы повышения безопасности мореплавания не потеряли свою актуальность [2, 3, 4].

Управление судном требует ряда качеств, не присущих или присущих женщине в меньшей степени, чем мужчине.  Например, жесткость - это, скорее, мужская черта, заложенная в мужчину самой природой. Недаром   от понимания необходимости единоначалия на судне родилась поговорка: «Капитан на судне - первый после Бога». Без жесткой вертикали власти на судне невозможно гарантировать безопасность судоходства.  

Снижение физических нагрузок, повышение комфортности и безопасности на судне сформировало группу эргономических предпосылок феминизации изначально сугубо мужских морских профессий. А нарастание дефицита трудовых ресурсов и необходимость  обеспечения женщинам равных с мужчинами  гражданских   прав усиливают этот процесс.

Но есть и другие предпосылки феминизации труда в морском флоте - социально-экономические, которые следует считать основными. Так, по мере замещения мужчин женщинами их заработную плату можно не повышать более длительное время.

Примечательно, что более быстрый рост численности женского персонала на офицерских должностях в экономически развитых странах наблюдается на военно-морском флоте, а не на транспортном. Дело в том, что на транспортном флоте гражданина страны флага судна можно заменить гражданином другой страны, которому можно платить более низкую зарплату. Например, по разным оценкам, численность филиппинских моряков составляет от 200 до 400 тысяч человек, а их зарплата существенно ниже, чем зарплата моряков – граждан европейских стран, и, тем более, ниже, чем у гражданина страны флага судна. Контракты филиппинцев продолжительнее, чем у европейцев, что дает экономию денежных средств, связанных со сменой экипажа.

В военно-морском флоте, напротив, привлекать иностранцев для прохождения службы невозможно. Этим и объясняется рост численности женщин в рядах офицерского состава при нехватке военнослужащих-мужчин.  Так, в США численность женщин составляет около 16% личного состава (самый большой процент женщин - 19,2% в ВВС).

Причин снижения престижности морской профессии много, но про одну из главных предпочитают молчать: флоту нужны молодые мужчины, а это контингент, который находятся на пике своих природных сексуальных потребностей, неудовлетворение которых делает профессию моряка непопулярной. Борьба с инстинктами, присущими человеку, пожалуй, самая трудная. Появление женщин на кораблях ведет к разжиганию страсти, о чем свидетельствуют сексуальные домогательства, столь часто отмечаемые командованием ВМФ. Это признает первая женщина-офицер ВМФ США Дарлин Искра: «Женщины-военные, в целом, подвергаются повседневным обидам, слухам, инсинуациям и сексуальным домогательствам». Искоренить их в условиях ограниченного пространства и наличия других возможностей их удовлетворения вряд ли когда-нибудь удастся, ведь это означало бы искоренить природу.

Возможно, поэтому первая советская женщина-капитан А.И. Щетинина считала, что женщине не место на капитанском мостике, о чем она неоднократно заявляла в своих интервью. На основании проведенных нами опросов (около 500 респондентов), примерно 45% опарошенных также считают, что женщин не следует привлекать на работу на судах на офицерские должности. Таким образом, существует большая проблема срабатываемости, согласования социально-ролевых установок, ценностных ориентаций  и ожиданий членов команды фертильного возраста.

Другой  серьезной проблемой  является проблема  учета физиологических и психофизиологических особенностей  женского организма, а также личностных особенностей, обусловленных динамикой одного из биологических ритмов, присущего женскому организму -циркатригинтанного,   околомесячного. Исследование этого вопроса в рамках проблемы организации труда женщин ограничены и противоречивы. Мужская и женская психика под влиянием множества факторов формируется по-разному. Считается, что у мужчин принятие решения определяется доминированием левого полушария, определяющего склонность к взвешенным формально-логически обоснованным решениям. Допускается, что у женщин доминирует правое (эмоциональное) полушарие, которое  является основой принятия решения в эмоциональном, интуитивном ключе. Говорить, что существуют жесткие психологические различия  между мужчинами и женщинами, конечно же, нельзя. Нередко более существенное значение имеют межиндивидуальные, а не гендерные (обусловленные принадлежностью к полу) различия. В книге «Магия мозга и лабиринты жизни» Н.П.Бехтерева отмечает, что есть различия в работе женского и мужского мозга. И приводит статистику: нет женщин великих композиторов, великих художников, великих философов, да и великих ученых среди женщин не так уж много. Про свои собственные достижения в области исследования мозга человека Н.П.Бехтерева говорила, что ее инструмент — это женское начало, особое чутье и воображение, а еще безупречная мужская логика (курсив авторов).

Поэтому авторы обращают серьёзное внимание на необходимость планомерного исследования особенностей поведения психологических типов, как мужского, так и женского [5,6,7,8]. И уже с учетом этих особенностей следует заниматься подготовкой кадров для профессий, связанных с принятием управленческих решений в отраслях, сопряженных с высокой степенью риска. Специфичность профессий морского флота, экстремальность условий, высокая личная ответственность каждого специалиста (и особенно, командного состава) требуют, в рамках стратегического менеджмента, анализа и учёта всех особенностей вновь вводимых переменных, а именно, женского состава, в систему управления.

Итак, к особенностям женской части личного состава  в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте относятся:

- хронобиологические  особенности женского организма, определяющие околомесячную неустойчивость женского организма в отношении таких профессионально важных качеств, как внимание, оперативная память,  стрессоустойчивость, параметры мышления, психомоторика. К сожалению, данных по аварийности по причине человеческого фактора отдельно по женщинам нет. По аварийности на автодорогах в Великобритании, когда за рулем была женщина, выявлено, что 25% аварий произошло в период околомесячных критических дней;

- психофизиологические особенности, характеризующие  работоспособность, выносливость, способность к ориентации в трёхмерном пространстве, переносимость стрессовых нагрузок, впечатлительность и др.;  
                       
- дифференциально-психологические особенности, определяющие специфичность личностного потенциала женщины как субъекта трудовой деятельности (специфичность  типологических и характерологических свойств, движущих сил поведения: склонности к познанию, мотивов, интересов, установок);

- социально-психологические особенности, отражающие доминирующую склонность женщины к неформальным эмоционально положительным отношениям,  (что неприемлемо в  рамках  чётко регламентированных взаимодействий на судне),  смешение  социально-ролевых позиций. Нельзя не отметить гендерный аспект социально-ролевого поведения - женщина фертильного (и не только) возраста  хочет, не всегда сознательно, «выглядеть», быть привлекательной, вызывать к себе интерес мужчины, с тем, чтобы подтверждать свой  женский потенциал.
        
Вместе с тем, при отборе  на работу  и при проведении конкурсов в морские учебные заведения  внимание ограничивается  контролем  состояния физического здоровья. Другие параметры, присущие субъекту трудовой деятельности (в частности, женщине)  в документально формализованном изложении (правила, рекомендации и т.п.) не принимаются во внимание. Между тем, диагностика и учёт названных особенностей женского состава  в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте  имеет существенное значение для обеспечения  социально-экономической эффективности труда и безопасности мореплавания. По женскому контингенту отсутствуют даже пилотные научно-практические исследования, в то время как по мужскому контингенту морского флота  в отечественной практике накоплен некоторый опыт научно-прикладных знаний в областях гигиены, физиологии и психофизиологии  труда, обобщён  определённый  житейский опыт работы с кадрами.

Принимая во внимание актуальность проблемы женского труда на морском флоте, а также данные гендерной психологии и результаты научно-прикладных исследований женского труда  в ряде отраслей промышленности (нефтеперерабатывающей, тепловой энергетике, пищевой), следует незамедлительно обратить внимание  на опережающую  практическое решение разработку  научно-прикладной проблемы о преимуществах и ограничениях применения массового женского труда на различных должностях плавсостава морского флота. Пренебрежение учётом  особенностей применения женского труда в морском  менеджменте  повлечёт за собой «букет» неблагоприятных последствий - от необъяснимых для руководства поступков женщин (неожиданных увольнений, уклонений от выполнения заданий, попыток самоубийства) и  нервно-психических расстройств до сложных конфликтов, ведущих к аварийным ситуациям.

Опрос, произведенный одним из авторов, не выявил среди девушек- курсантов судоводительского факультета  ГМА им. адм. С.О.Макарова лиц, потенциально ориентированных на профессиональный рост до уровня капитана.  Следует отметить, что преподаватели морских учебных заведений сталкиваются с непривычными трудностями при приеме экзаменов у девушек: при неблагоприятном исходе они пускают в ход «тяжелую женскую артиллерию» - слезы, к чему преподаватели  мужских учебных заведений не привыкли.

Есть еще один важный момент – отношение девушки, избравшей морскую профессию, к материнству. На берегу выбор женщины-руководителя имеет альтернативу – только карьера или карьера и семья. Второе сложнее, но возможно. По материалам западной прессы, к 40 годам до 90% мужчин-руководителей имеют детей, а вот у женщин- руководителей эта цифра почти втрое ниже. В морских профессиях альтернативы в этом отношении практически нет: совмещение карьеры и материнства нереально.

Также работодателями давно отмечено, что, при прочих равных условиях, женщина обходится компании дороже, чем мужчина. 

В качестве заключения можно сказать, что задача привлечения женщин на командные должности на морском флоте поставлена, а для ее решения требуется время, научно-практическое обоснование и соответствующее финансирование. Готов ли кто-нибудь взяться за решение этой задачи? Вопрос остается открытым.
 .

Список литературы

1.     Шипулина Н. Хочу быть капитаном // Морской флот. – 2012. - № 01 (1499).
2.     Григорьев Н.Н., Латухов С.В., Гаппоев М.А. Решение проблем минимизации негативного влияния человеческого фактора на уровень аварийности // Науч.-техн. сб. Российского морского регистра судоходства. - Вып.33. – СПб., 2010
3.     Двинин А.П. Психология труда. -  СПб: «Береста»,  2007.
4.     Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении.- СПб: «Энергоатомиздат», 1997
5.     Grigoriev N. N., Nakonechny M.M. Ship Management Philosophy to be Reviewed // the 10th Annual General Assembly and Conference MET Trends in the XXI Century: Shipping Industry and Training Institutions in the Global Environment – Area of Mutual Instruments and Cooperation – Saint-Petersburg – September 19-21, 2009.
6.     Grigoriev N.N., Nakonechny M.M. Human Factor: Initial Causes of Accidents // World Maritime Technology Conference, WMTC2012. - Saint-Petersburg, May 29-June 1, 2012.
7.     Григорьев Н.Н. Белые пятна морского образования // Транспорт Российской Федерации. – 2008.  - № 5 (18).
8.     Григорьев Н.Н. Как обустроить систему морского образования России // Транспорт Российской Федерации. – 2008. - № 1 (14).






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4797