Все не так плохо. Все еще хуже
Дата: 10/05/2006
Тема: Кадровая политика



В.М.Мурогов, д.т.н., профессор ИАТЭ, г.Обнинск, victor_murogov@mail.ru

А.И.Воропаев, к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник ГНЦ РФ ФЭИ, г.Обнинск, voropaev@ippe.ru

Важность проблемы сохранения и передачи ядерных знаний, подготовки новой генерации специалистов для НИИ, КБ, АЭС и особенно преподавателей вузов сегодня осознана в странах активно развивавших ядерную отрасль в 60–80 гг. прошлого столетия. В ряде стран разработаны и реализуются специальные программы. К сожалению, сегодня такая программа в России отсутствует.

Амбициозные планы нового руководства Росатома по восстановлению корпоративной структуры ядерной отрасли, резкому увеличению доли ядерных генерирующих мощностей в России, «захвату» азиатского рынка строительства АЭС могут оказаться красивыми словами, если на первое место не будет поставлен тезис «Кадры решают все»*.

* К сожалению, забыли – кто это так ёмко сказал. Но убеждены в аксиоме, что у этих кадров в крови должен быть завет И.В.Курчатова: «С атомом надо работать только на Вы».

Проблема сложная, комплексная и трудно решаемая. Нужны срочные, безотлагательные действия. На решение проблемы есть только 3–4 года (максимум).

Несколько общих соображений. Подход 50–70-х годов, когда кадры для предприятий ядерной отрасли большой и хорошей страны готовились «кластерами», с отцовской любовью, лучшими педагогами и учеными в немногих больших городах, сегодня не проходит.

Во­первых, нет экспериментальной базы. А кому нужны «бумажные» инженеры? Сколько молодых специалистов, оканчивающих технические вузы в Москве, поедут на предприятия отрасли вне Москвы или Московской области? Точных данных, по-видимому, не знает никто. В журнале «Вестник кадровика» № 3, 2005 для РХТУ имени Д.И.Менделеева называется цифра – 27%, правда с оговоркой – «предполагаемое». Верится с трудом.

Сегодня в Азии примерно 40 тысяч ядерных инженеров и специалистов, через несколько лет надо будет 400–450 тысяч. Это огромный, отнюдь не венчурный, бизнес. Очень похоже, что с Китаем и Индией мы уже опоздали. Но Восток большой.

Куда сейчас направлен вектор? В одном из выступлений П.Г.Щедровицкий сказал, что подготовка кадров – личное дело, правда, не уточнив кого: отдельных людей, предприятий? Лозунг – стройте больше АЭС и кадры в отрасль придут, более чем опасен.

Основные кадры многие предприятия, прежде всего ЗАТО, готовят сами. Но сколько наиболее энергичных и талантливых, с воображением и смелостью сманят местные СП типа «Интел». Вероятно, сегодня УПИ сможет подготовить эксплуатационные кадры для БН-800 на Белоярской АЭС. Но кто подготовит исследователей и проектировщиков, радиохимиков, специалистов по материалам и радиацион­ной защите, выводу из эксплуатации, да и просто высококвалифицированных техников и рабочих для создания новой технологической платформы (НТП). Может быть правы шутники, что БН-1800 и его топливный цикл надо создавать форсированными темпами – пока живы старые кадры.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости Росатому иметь свой образцовый, много­профильный научно-образовательный центр. Для здоровой конкуренции, конечно, лучше два, но пока не потянуть. Где он должен быть? По многим критериям, если провести честный конкурс, г.Обнинск будет претендовать на место, по крайней мере, на три ступеньки выше, чем поднялись наши хоккеисты в Турине.

Козыри Обнинска**. Практически все 12 НИИ г.Обнинска так или иначе связаны с ядерной тематикой. Причем, покрывается почти весь спектр ядерной науки и техники: энергетика (ФЭИ), биология, физика атмосферы, химия, медицина, сельское хозяйство. Богатейшая экспериментально­технологическая база – более 200 установок, связанных с ядерной тематикой. Она сегодня вряд ли подходит для современных фундаментальных исследований, но идеально подходит для обучения и тренинга.

** Более подробно: «Атомная стратегия», ноябрь 2005 г., стр. 26 и «Атомпресса» № 6 (689), 2006 г.

На базе Обнинского Государственного технического университета атомной энергетики (ОГТУАЭ) создана Ассоциация ядерной науки и образования. Она сформирована на общественных началах силами известных ученых-энтузиастов, среди которых, например, академик РАМН Анатолий Федорович Цыб. Свое согласие на участие дал вице-президент РАН академик Н.П.Лаверов. В Ассоциацию входит РНЦ «Курчатовский институт». Ассоциация – некоммерческая организация, она открыта и для других участников. Первый практический шаг Ассоциации – летом 2006 в г.Обнинске пройдет научная сессия Всемирного ядерного университета (создан по инициативе МАГАТЭ) «Ядерные технологии для человека в XXI веке».

Собрав в одном месте большую группу студентов разных ядерных специализаций, надо помочь им познать силу собственной активности, собственных идей, важность критических знаний и навыков. Последние солдаты Великой империи из разных городов нашей страны должны взрастить касту, для которой главным является убеждение – мы люди государевы.

Это закладывает также основу для международной кооперации, без которой сегодня нельзя рассчитывать на продвижение сложнейших технологий.

Мировая практика показывает, что важнейшей компонентой города-университета является музейно­образовательный центр. Вопрос о создании музея на базе первой в мире АЭС в Обнинске многократно обсуждался на самом высоком уровне***, но пока не находит продвижения. Усилиями небольшой общественной группы «Музейный клуб» (М.М.Гайдин) в мае 2005 г. получено заключение Экспертного совета программы «Памятники науки и техники в музеях России» Федерального агентства по культуре и кинематографии о том, что первая в мире АЭС – памятник национального значения (№ 07-10/271, от 30.05.2005 г.). Как говорится – надежда умирает последней.

*** Например, обращение в Правительство РФ «О создании Государственного музея атомной энергетики России на базе первой в мире атомной электростанции, расположенной в городе Обнинске». Подписали: министр по атомной энергии В.Н.Михайлов; министр обороны И.Н.Родионов; президент РАН Ю.С.Осипов; вицепремьер, председатель Государственного комитета по науке и технологиям В.Е.Фортов.

Чтобы понять, куда по музею держать путь, бросим взгляд через Интернет.

http://www.b-reactor.org/

Музей создан на базе первого из трех промышленных реакторов для наработки плутония, построенных в Хэнфорде. На нем был получен плутоний для бомбы, сброшенной на Нагасаки (9 августа 1945 г.). Музей создан специальным биллем Конгресса США под лозунгом: «Сохранить память о героической работе, выполненной в 1943–1945 гг.». Сохранены в исходном виде основные помещения, столы и стулья, пульт управления, трубопроводы, арматура, приборы. Исторические рассекреченные документы, фото, диаграммы, карты, схемы. Хорошо иллюстрированные статьи (буклеты, слайд­шоу), видеопродукция с подробным описанием конструкции, систем контроля, управления, безопасности. Выразительно название одного из документов: «Ядерная икона». В фондах музея более 30 видеоинтервью с ветеранами реактора.

В хронологии основных событий 1945 г. указаны: высадка десанта на Филиппины, бомбежка Дрездена, освобождение армией США Бонна, Франкфурта. Уже не отменить, что Берлин капитулировал 30 апреля 1945 г., ну а перед кем – можно и промолчать.

http://www.inl.gov/history/

Музей на базе первого быстрого реактора EBR-1, где впервые было получено значимое количество ядерного электричества (гирлянда электрических лампочек). Через Интернет доступны: проспект музея, несколько фото, видеоклип. Здесь же большая (21 Мб) книга Leonard J. Koch – одного из «отцов» быстрых реакторов об установке EBR-2. На ней впервые был замкнут топливный цикл. Переработано около 35 тысяч твэлов.

http://www.atomicmuseum.com/

Национальный музей ядерной науки и истории, Альбукерк (США). Альбукерк – смесь многих американских культур, которым посвящены отдельные залы музея. Сегодня этот музей – грандиозная учебная «мастерская», призванная дать знания, в первую очередь педагогам и школьникам, о ядерных технологиях (и не только). Масса макетов, интересные, постоянно меняющиеся экспозиции. Широкий выбор предложений воскресных и летних лагерей науки – отдых, совмещенный с тематической учебой для детей всех возрастов или отдельных семей.

Огромный выбор обучающих ресурсов как для учителей, так и для учащихся. В киосках масса книг, электронных учебников, научно-популярной видеопродукции.

http://www.atomicheritage.org/

Некоммерческий фонд – «Атомное наследство». Основан в 2002 году. Цель – сохранять исторические ресурсы по темам: «Манхэттенский проект», «Начало атомной эры». Приоритеты: видеозаписи рассказов ветеранов, новые образовательные программы, документальные и научно-популярные фильмы. Создается исторический Парк Манхэттенского проекта. Фонд действует в рамках закона, подписанного Президентом Бушем. Ставится цель – всесторонне «взвесить» наследство Манхэттенского проекта. Его научные, технические, политические, общественные и этические аспекты. «Манхэттенский проект – грандиозное предприятие военного времени, пример величайших достижений, организованных человеческих усилий десятков тысяч людей, смелости, готовности к риску. Это пример «Американского Пути»... Создание атомной бомбы – одно из наиболее значимых разработок двадцатого столетия, обеспечившее мировое лидерство американской науки и техники». Цель – сохранить наиболее значимые помещения, оборудование и другие артефакты, которые изменяли курс мировой истории.

http://www.phy.cam.ac.uk/camphy/museum/tour.htm/

Музей имени Генри Кавендиша в Кембриджском университете. Физик и химик Г.Кавендиш (1731–1810 гг.) выделил (1766 г.) в чистом виде углекислый газ и водород, установил состав воздуха как смесь азота и кислорода. Сжиганием водорода получил (1784 г.) воду, определив соотношение объемов взаимодействующих в этой реакции газов. Он рассчитал отклонения световых лучей, обусловленные массой Солнца, за 200 лет до Эйнштейна. Он ничуть не заботился ни о публикации своих работ, ни о признании его ученым миром. Даже имея возможность смотреть музей только через Интернет, поражает и даже потрясает прекрасно иллюстрированная «Песня» о достижениях науки в XIX и XX веках. Фотографии великих ученых, приборы и установки, которые они сделали своими руками. Хронометр Джеймс Клерк Максвелла, Лейденская банка, электрометр Томсона, приборы и счетчики «ранней» физики, первооткрыватель электрона Дж. Томсон, работы П.Л.Капицы в области сверхнизких температур, исследования электронной структуры металлов, планетарная модель атома Эрнеста Розерфорда, первая электростатическая машина и ускоритель, первый электронный микроскоп, первые шаги радиоастрономии и многое, многое другое.

http://www.chinadaily.com.cn/english/doc/200408/28/content_369569.htm/

Несколько залов в военном музее посвящены успехам ядерной энергетики Китайской Народной Республики.

Состояние архивов документированной информации по истории атомной науки и техники, без которой нельзя подготовить новую генерацию специалистов, в Росатоме более чем плохое. Толчок, который дал в начале 90-х годов Л.Д.Рябев, затухает. Факты:

• в Дубне погиб архив открытых фото- и кинодокументов Минатома;

• из 14 научно-популярных фильмов, которые были ранее в ФЭИ, удалось найти только 6. Они в плохом состоянии (разрушается пленка). Многие уникальные фото по атомному флоту, прямому преобразованию и т.д. – бесследно исчезли;

• нет ни одного предприятия Росатома, где бы был достаточно полный цифровой каталог (всего лишь) исторических фото- и кинодокументов.

Самое, может быть главное, – стремительно уходят люди, носители уникальных знаний. Дабы здесь не опоздать, надо предпринять немедленные действия. Иначе через 3–4 года придется задуматься над вопросом: «А надо ли вообще разгребать этот «могильник ядерных знаний»? Надо срочно формировать и спасать:

• «залпом» организовать видеозаписи воспоминаний ветеранов ядерной отрасли;

• документальные съемки;

• старые учебные и научно-популярные фильмы;

• фрагменты кинохроник;

• фотографии;

• копии важных (веховых) исторических документов;

• электронную библиотеку старых, не потерявших актуальности, учебников, монографий, справочников, обзоров. Сбор литературы, выпускавшейся после 90х годов малым тиражом.

Понимая важность проблемы, небольшие группы и отдельные энтузиасты пытаются сделать хотя бы малые шаги по спасению перечисленной информации. Пока эти усилия не объединены единой методологией и целью.

Мы приходим к выводу о срочной необходимости начать работы по созданию электронного архива документированной информации по атомной науке и технике (ЦА ИАНТ). Назовем его условно – «Незабудка». Он должен строиться как единый отраслевой фонд и осуществляться совместными усилиями всех предприятий Росатома.

«Незабудка» – сбор по крупицам опыта, знаний и умений старшего поколения. Живое слово профессионала, живой образ работающей установки (стенда, технологической цепочки, прибора) – важнейший элемент передачи знаний. Это основа для разработки современных учебных курсов (учебных модулей, видеопродукции, электронных учебников, других обучающих ресурсов). Они должны быть ориентированы на школьников старших классов, студентов технических и гуманитарных (!) вузов, представителей местных и центральных органов государственного управления. Эти учебные материалы должны дать ребенку (студенту, аспиранту), чиновнику, менеджеру, научным сотрудникам и исследователям в смежных областях целостное, образное представление о базовых принципах, инженерных решениях, успехах и неудачах, возможных областях применения широкого спектра ядерных технологий. Они призваны убедить в необходимости и неизбежности развития и применения этих технологий и знаний для общества XXI-го века.

Совместно с музейно­образовательным центром на базе первой в мире АЭС, «Незабудка» – важнейшая составляющая интегрального проекта «Роль ядерных технологий для человечества в XXI веке».

Журнал «Атомная стратегия» № 22, май 2006 г.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=478