Гражданин академик
Дата: 07/03/2013
Тема: Время и судьбы


7 марта 2013 г. исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося советского физика-теоретика, академика Михаила Александровича ЛЕОНТОВИЧА

М.А.Леонтович родился 7 марта 1903 г. в семье профессора Киевского университета А.В.Леонтовича и В.В.Кирпичевой, дочери выдающего русского механика В.Л.Кирпичева. В 1919 г. он, после переезда семьи в Москву, поступает на физико-математический факультет Московского университета. А в 1925 г. становится одним из первых аспирантов выдающегося физика Л.И.Мандельштама. По окончании  аспирантуры в 1928 г. М.А.Леонтович становится доцентом, а потом профессором физфака МГУ.


В конце 1934 г. он переходит на работу в ФИАН в лабораторию Н.Д.Папалекси. В 1935 г. ему присуждается степень доктора физ.-мат. наук, а в 1939 г. он избирается членом-корреспондентом АН СССР.

В военный период М.А.Леонтович был эвакуирован вместе с ФИАН, но уже в 1942 г. его назначают вначале начальником лаборатории одного их оборонных заводов, а затем в 1944 г. переводят в московский институт Наркомата электротехнической промышленности. В 1945 г. он возвращается на работу в ФИАН, где с 1947 г. заведует лабораторией колебаний. На первых послевоенных выборах в Академию в 1946 г. он избирается действительным членом. С 1947 по 1954 гг. он преподает в МИФИ (где с 1949 г. заведует кафедрой теоретической физики).

В 1951 г. ему поручают руководство теоретическими исследованиями по проблеме управляемого термоядерного синтеза в Институте Атомной Энергии им. И.В.Курчатова. Работая в области физики плазмы, М.А.Леонтовичем создал теорию инерционного сжатия плазмы. Многие его идеи лежат в основе системы "Токамак".


60-е годы. Михаил Кириллович Романовский (слева) и Михаил Александрович Леонтович у «ТОКАМАКа-3».


Читая лекции в МИФИ и в МГУ, он создает коллектив молодых ученых, завоевавший мировое признание. На протяжении всего периода его работы под его руководством работал широко известный семинар по физике высокотемпературной плазмы.

М.А.Леонтовича скончался 30 марта 1981 г., похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

*   *   *

В связи с юбилейной датой уместно вспомнить основные этапы становления научной школы Леонтовича и взглянуть на нее с позиций современного развития науки.

Становление М.А.Леонтовича как ученого происходило в весьма противоречивой обстановке, характеризуемой, с одной стороны, идеологическим давлением на науку (в особенности на биологию), а с другой – необходимостью интенсивного развития науки (в первую очередь, физики), диктуемого соперничеством с Западом в технологической и, в первую очередь, военной областях. Именно такая конкуренция позволяла выжить и сохранить самостоятельные научно-методические принципы тем направлениям, от которых зависело выживание страны. Именно поэтому руководителям государства приходилось считаться с относительной идеологической самостоятельностью научных направлений, связанных с прикладными исследованиями, и закрывать глаза на определенного рода свободомыслие в этой среде. Фигура М.А.Леонтовича представляла своеобразное соединительное звено (мост) между классическими традициями научного развития и их прикладным характером, востребованным в эти до- и послевоенные годы. Биография и история становления школы Леонтовича подробно изложена в биографических монографиях [1-3]. Здесь мы постараемся коснуться тех сторон научного стиля М.А. Леонтовича, который может быть актуален для развития современной науки.

Особенностью развития современных научных исследований является то, что они вынуждены проводиться в условиях непрерывной реорганизации и отсутствия систематического целевого финансирования. Это вызвало интенсивную эмиграцию научных кадров, разрыв поколений ученых и определенную деградацию научных школ. Во времена Леонтовича зарплата ученых составляла «ровно столько, чтобы о ней не думать». Поэтому большую часть своего времени научные работники посвящали творческой деятельности. В этом отношении характерен пример Китая, где субсидирование науки и положение ученых в обществе примерно соответствуют тому времени, в котором находились ученые СССР в послевоенный период. Надо отметить, что возникновение научных школ проистекало в процессе решения крупной проблемы, такой как создание ядерного оружия, термоядерные исследования и др. Эти крупные проблемы формулировались не абстрактными формулировками типа «развитие науки вообще», а весьма конкретно, даже приниженно деловым языком. Параллельно шла интенсивная подготовка кадров в физических вузах, позволившая занять лидирующее положение нашей страны в таких направлениях как ядерная энергетика, космическая техника и др. Именно такой стиль позволил создать школу Леонтовича, к которой относятся такие известные ученые такие, как академики Е.П.Велихов, М.Б.Кадомцев, В.Д.Шафранов, Р.З.Сагдеев, члены-корреспонденты С.М.Рытов, А.Б.Михайловский и многие другие.

Инновационный характер исследований возникал естественно в процессе работы по конкретному направлению, а оно, это направление, диктовалось потребностями того общества, которым было востребовано. Так, возникновение школы, связанной с электромагнитными колебаниями, возникло из задач распространения волн вблизи земной поверхности, для которого и были сформулированы известные «граничные условия Леонтовича». Интенсивная конкуренция в области управляемых термоядерных исследований привела к созданию установок токамак, получивших мировое признание, а также созданию мощной теоретической школы по физике плазмы, у истоков которой стоял Леонтович. Что касается современных требований к инновационному развитию экономики России, то они находятся в очевидном противоречии с тенденциями чисто сырьевой экономики, при которой нет заинтересованности в инвестициях в наукоемкие технологии и, тем более, в фундаментальные научные исследования. В этом отношении интересна позиция США, где осуществляется поддержка исследований в достаточно далеких от внедрения областях, таких как астрофизика. Они понимают, что молодые люди, получившие высокую научно-методическую подготовку в фундаментальной науке, принесут ее в другие области их активности, даже если их карьера будет далека от их первоначальной области образования. Здесь достаточно напомнить, что современные суперкомпьютерные технологии выросли именно из фундаментальных исследований по физике высоких энергий.

Любопытно проанализировать роль научного менеджмента в современной истории науки, связанной с временем Леонтовича. Безусловным авторитетом здесь является реализация атомного проекта под руководством И.В.Курчатова. Под его руководством были начаты также исследования по управляемому термоядерному синтезу. В их начале возник вопрос о руководителе теоретических исследований по этой проблеме. И здесь любопытна интересная деталь: Л.П.Берия, ответственный в правительстве за ядерную программу, счел необходимым обратиться за рекомендацией к такому авторитету научной школы, как И.Е.Тамм. Рекомендован был Леонтович с циничной фразой Берии «Будэм слэдить – нэ будэт врэдить» в ответ на замечания его сатрапов - не будет ли вредить Леонтович, известный своим независимым характером. Эта деталь характеризует роль научных школ в решении ответственных государственных проблем, признаваемая даже столь одиозными фигурами, как Берия. Описанная ситуация резко отличается от современного состояния научного менеджмента, когда «эффективные менеджеры» возникают внезапно, без всякой связи с их научным и организаторским авторитетом. Результаты такого «менеджмента», увы, хорошо известны и в науке и в образовании.



Научное руководство осуществлялось Леонтовичем весьма конкретно: он просто садился рядом с вами и начинал решать вашу задачу. В этом отношении он резко отличался от подавляющего большинства начальников как тогдашних, так и современных. «Наша задача – помогать проезжающим» - любил он повторять известное изречение городничего из «Ревизора». В этом отношении характерны его воспоминания о выводе уравнения Власова: «пришел ко мне Власов и стал нудить: «хочу, чтобы частицы создавали поля, которые на них же влияют», ну я взял и написал ему соответствующее уравнение». Впоследствии это «уравнение Власова» получило мировое признание. К чести Леонтовича служит то, что он никогда не претендовал на его вывод. Аналогично обстояло дело с теорией циклотронного излучения плазмы, которая была развита Б.А.Трубниковым под непосредственным руководством М.А.Леонтовича, который наотрез отказывался ставить свою фамилию под соответствующими статьями. Эта теория широко известна в настоящее время, особенно среди астрофизиков. Возможно, что это равнодушие Леонтовича к авторству, способствовало тому, что он прошел мимо двух важных открытий, сделанных в его непосредственном окружении и даже в его лаборатории в ФИАНе: черенковское излучение, объясненное Таммом и Франком и лазерное излучение (Басов и Прохоров – сотрудники лаборатории Леонтовича). В настоящее время такая позиция кажется просто немыслимой.

Воспитание научной молодежи М.А.Леонтовичем проводилось весьма своеобразно. Помимо чтения лекций в Московском университете и МИФИ он общался с молодыми научными сотрудниками лаборатории абсолютно на равных: приходил в комнату, подсаживался и спрашивал «а что у вас?» и просто начинал с вами работать без какого-либо высокомерия и менторства.

Интересно отношение М.А.Леонтовича к научным публикациям. В отличие от современного стиля он никогда не стремился опубликовать большое количество или серию статей по какому либо вопросу.
Его публикации подчас единичны и посвящены, как правило, решению фундаментальных вопросов теории. Так публикация широко известных «граничных условий Леонтовича», посвященной распространению радиоволн вблизи земной поверхности, состоялась по многочисленным просьбам его сотрудников после многократного использования этих условий в прикладных работах других авторов. По существу, он следовал принципу «понял, решил, опубликовал – пошел дальше». Это относится, в частности, к его работе по неравновесной термодинамике, которая предвосхитила более поздние многочисленные работы Пригожина с сотрудниками (см. подробнее изложение этих вопросов в воспоминаниях Ю.Л.Климонтовича в [1]). Работа М.А.Леонтовича с Мандельштамом по взаимоотношению дискретного и непрерывного спектров в квантовой механике, намного опередила дальнейшие исследования Гамова по теории альфа-распада ядер (см. [2]). Возможно? именно этот стиль публикаций М.А.Леонтовича не позволил его работам получить широкую известность в научной литературе. Более того, он отказывался быть соавтором работ, выполненных при его участии и под его непосредственным руководством. Это относится, как уже отмечалось, к серии работ по теории циклотронного излучения плазмы, выполненных Б.А.Трубниковым и получивших мировое признание. Он считал, что научный результат имеет непреходящую ценность независимо от того, кем он был получен. Принцип «наша обязанность – помогать проезжающим» резко отличался от борьбы за приоритеты, свойственной современным авторам.

Характерной особенностью М.А.Леонтовича являлось абсолютное безразличие к наградам, премиям и другим приоритетам. «Чины да ордена людьми даются, а люди могут обмануться» - любил повторять он. Когда мне довелось побывать в квартире Леонтовича, я был поражен спартанской обстановкой – пружинная кровать, отрытые деревянные полки с книгами, паркетный пол, просто вымытый без лакового покрытия. Когда он полез за карандашом в стол, я увидел несколько орденов Красного Знамени, которые он досадливо отодвинул прочь. Этими орденами он неоднократно награждался за научные достижения, поскольку представления его к орденам более высокого уровня (Ленина, Героя. Соц. Труда) неизменно отвергались советскими правительственными органами ввиду независимости характера и воззрений Михаила Александровича. «Да что Вам это звание – ответил он одному уважаемому ученому, добивавшемуся поддержки М.А.Леонтовича на выборах в член-корры - возьмите и почитайте лекции за те же 250 рублей!». Он считал доплаты за научные звания не вопросом престижа, а просто средством относительно безбедного существования ученого, которого не должны слишком обременять бытовые проблемы.

Любые бюрократические препятствия, создаваемые администраторами для науки, приводили М.А.Леонтовича буквально в бешенство. Так, он фактически подрался с охранником, не пропускавшим докладчика на его семинар, из-за неправильно оформленного пропуска. После этого он позвонил тогдашнему директору института, его однокашнику А.П.Александрову, и закричал: «Анатоль! Все твои распоряжения – г…!» (имелось в виду право Леонтовича распоряжаться пропусками на семинар). У начальника 1-го отдела были большие неприятности вследствие этого эпизода. Весьма критически он относился также к вопросам секретности: «если результаты исследований секретны, - то надо присуждать звание доктора технических, а не физико-математических наук»- заявил он на одной из защит по закрытой тематике. «Запомните гриф – это птица, питающаяся падалью» - наставлял он сотрудницу первого отдела, приносившую ему на подпись бумаги с грифом секретности.

Наряду с блестящим знанием физики М.АЛеонтович живо интересовался другими направлениями науки. Он хорошо знал химию и биологию. На протяжении многих лет он неизменно читал журнал «Природа» и не просто читал, но и настаивал на общедоступном изложении сложных научных проблем. «Эта статья недоступна для понимания даже мне – простому советскому академику» - наставлял он редакцию журнала. Несмотря на блестящее владение математическими методами, М.А.Леонтович всегда настаивал на ясном качественном изложении полученных результатов – сказывалось его многолетнее общении с прикладными исследованиями и с экспериментаторами.

В заключение хотелось бы надеяться, что научные и этические принципы науки, за которые М.А.Леонтович боролся и отстаивал на протяжении всей его жизни, найдут достойное продолжение при развитии современной российской науки.

1. Воспоминания об академике М.А.Леонтовиче – Рос. акад. наук. Отд. общ. физики и астрономии- 1996
2. Об одной работе Леонтовича-Мандельштама. «Успехи Физических Наук»
3. Леонтович М.А. (Ред.).Физика плазмы и проблема управляемых термоядерных реакций. Т.1-3. 1958.
4. Леонтович М.А., Теоретическая физика. Избр. тр. М. Наука- 1985
5. Академик М.А.Леонтович: Ученый. Учитель. Гражданин”, М., "Наука", 2003
6. Естествен, как сама Природа. Об академике Михаиле Александровиче Леонтовиче. Антология. Изд.: РНЦ "Курчатовский институт", Институт ядерного синтеза. 2005 г.
6. Леонтович М. А., Введение в термодинамику. Статистическая физика. – 2008. (Классическая учебная литература по физике)

*   *   *

В сети:
Михаил Александрович Леонтович. Краткий очерк жизни и научной деятельности // В кн.: “Академик М.А. Леонтович: Ученый. Учитель. Гражданин”, М.,"Наука", 2003.  http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/LEONT/LEONT01.HTM

Ю. Явлинский  Рассказы Михаила Александровича Леонтовича // В кн.: “Академик М.А. Леонтович: Ученый. Учитель. Гражданин”, Изд. "Наука", М., 2003 http://scepsis.net/library/id_462.html

И.М. Франк  Леонтович и школа Мандельштама // В кн.: “Академик М.А. Леонтович: Ученый. Учитель. Гражданин”, Изд. "Наука", М., 2003  http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/LEONT/LEONT02.HTM

Совесть Академии. К 100-летию Михаила Александровича Леонтовича // «Природа» № 3, 2003 г.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/LEONT/LEONT00.HTM

 

Подготовил Валерий Лисица, доктор физ.-мат. наук, начальник лаборатории теории излучения плазмы, ведущий научный сотрудник НИЦ "Курчатовский институт"






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4373