Курсом Нобелей, своей колеёй
Дата: 31/01/2013
Тема: Машиностроение


ЗАО «ПО «Дизель-Энерго» - тот самый российский производитель, по которому тоскуют наши экономисты и политики. Компания проросла на руинах некогда мощного «Русского дизеля», который за свою вековую историю отметился целым рядом свершений с эпитетом «впервые в мире»: первый двигатель, работающий на сырой нефти, первый судовой дизель, первый реверсивный и т.д. В числе прочих заслуг – поставки установок для резервного электроснабжения на большинство атомных станций советского дизайна. На новых АЭС, которые строит Россия, дизель должен быть русским, уверен  заместитель генерального директора Игорь Соловьев.


- Игорь Сергеевич, вы не пытались сохранить бренд «Русский дизель», когда взялись за организацию современного производства?

- К сожалению, в процессе реорганизаций и последующего банкротства бренд потерпел такой имиджевый ущерб, настолько был скомпрометирован на тот момент, что нигде и никем не воспринимался и не воспринимается на настоящее время. Проще было начать создавать репутацию предприятия с нуля. Как, собственно и само предприятие. В 2001 году мы организовали ЗАО «Производственное объединение «Дизель-Энерго» на базе Внешнеторговой фирмы «Русский Дизель». Задачей организованной компании было осуществление сервисной поддержки поставленных на экспорт дизель-генераторных установок производства завода «Русский дизель». Начинали с поставок запчастей, а теперь имеем полный производственный цикл: от конструкторского бюро до изготовления  и поставки в сборе дизель-генераторов и силовых корабельных дизельных установок мощностью 3500-6600 кВт, включая их гарантийное и постгарантийное обслуживание. Мы закупили новое оборудование, оснастили цеха в специально построенном здании. В связи с тем, что предприятие изначально ставило себе задачу предоставить клиентам сервисную поддержку 24 часа в сутки 7 дней в неделю, складской запас предприятия насчитывает более 15000 наименований сменно-запасных частей.



-  На какие виды работ и для каких объектов использования атомной энергии имеются у вас лицензии?

- Ввод в эксплуатацию новых блоков невозможен без установки резервных дизельных электростанций мощностью 5600 и 6300 кВт. Нами была получена лицензии Ростехнадзора на право конструирования, изготовления оборудования для атомных станций. С 2003 по 2007 год мы участвовали в монтаже и пуске автоматизированных дизельных электростанций на энергоблоках, Калининской, Хмельницкой и Ровенской АЭС -  общей мощностью около 125 000 кВт. Есть и лицензия, позволяющая вести постоянный шеф-надзор за поставляемым оборудованием. А также лицензия ФСБ на работы, которые требуют доступа к секретной информации – выполнение заказов по линии Министерства обороны.

На сегодняшний день «Дизель-Энерго» является аккредитованным поставщиком концерна «Росэнергоатом» и украинского НАЭК «Энергоатом».

- В конце 2010 года был сдан в эксплуатацию второй блок Ростовской АЭС, в конце 2011 – четвертый блок Калининской АЭС. Ваши изделия есть на самых новых российских энергоблоках?

- Для Калинин-4 нами были изготовлены, поставлены и запущены дизель-генераторные установки АСД-5600. Изделия сертифицированы, отзывы заказчика положительные.

На Ростов-2 у нас контракта не было. Но для третьего энергоблока Ростовской АЭС нами изготовлены кожухотрубные теплообменные аппараты для дизель-генераторной установки типа ADRIA.

- Если можно, с этого места поподробнее. Есть такая версия: на Ростовскую АЭС были поставлены б/у изделия хорватской компании «Адриадизель»…

- Как непосредственный участник событий утверждаю, что третий энергоблок Ростовской АЭС укомплектован НОВЫМИ  изделиями.  Это подтверждено многочисленными проверками: проверяли машины и на Ростовской АЭС, трижды вскрывали изделия для Калининской станции – у нас на складе, дважды на станции, последний раз перед пробным пуском. Наши склады также проверяли дважды. Результат – никакого криминала не обнаружено. Но, как говорится, ложки нашлись, но осадок остался. Из-за этой истории бонусы получили немецкий МТU, который не может запустить Нововоронеж-2, финская компания "Вяртсиля", которая не может запустить ЛАЭС-2.

- Участие в каких тендерах вы планируете в ближайшее время?

- Это конкурс на поставку комплекта дизель-генераторов автоматизированных дизельных электростанций для строящейся белорусской АЭС. Хотя в документации СПбАЭП, где сформулированы требования к поставщикам, делается однозначный вывод: в РФ нет компаний, которые могут поставить такое оборудование. Вообще, складывается парадоксальная ситуация – мы работаем в одном городе с уважаемыми проектировщиками, но они нас в упор не замечают. Зато из Нижнего Новгорода нас разглядели, поверили в наши возможности и мы не подвели НИАЭП и Валерия Игоревича Лимаренко, который поверил в нас.

Белорусский проект имеет определенную специфику, вытекающую из политического расклада, им особенно важно иметь надежного российского поставщика. Ведь западная компании – это хорошо, пока в стране работает ее представительство. Как только филиал по каким-либо причинам закрывается, начинаются проблемы с поставками. Кроме того всем известна «любовь» запада к Беларуси.

- С какими российскими предприятиями конкурируете, что считаете своими преимуществами?

- На постсоветском пространстве работают 94 наших дизель-генераторных установки, многие = уже более 30 лет. Конкурс на поставку оборудования на Белоярскую АЭС выиграл Коломенский завод. У нас контракт на монтаж этого оборудования, но, насколько мне известно, оно до сих пор не поставлено.  



Наше преимущество в том, что, зарабатывая репутацию надежных поставщиков, мы изо всех сил стараемся соблюдать требования по качеству изделий и сроки поставки.

- Удалось ли за прошедшие 11 с половиной лет создать себе доброе имя?

- Знаете, заказчики порой удивляются, что кто-то сегодня в России придает этому такое значение. Благодарят. Например, Балаковская АЭС - за качественный ремонт и техническое обслуживание, а также помощь с поставками запчастей, когда случались нештатные ситуации. ПО «Маяк» благодарит, цитирую: «за соблюдение сроков и оперативность выполненных работ по проведению ТО-5 и за столь редкое в наше время сочетание порядочности и профессионализма». Приятно читать такое, особенно когда подобные слова подкрепляются теперь уже многолетним бесконфликтным сотрудничеством.

Заказы атомной отрасли для нас приоритетны, они составляют около 80% в общем объеме. 20% приходятся на ремонтные работы и поставки для ВМФ. Люди военные особенно ценят обязательность исполнителей. Вот, к примеру, благодарственное письмо от командования отряда пограничных сторожевых кораблей.



- А о чем пишут вам в письме арабской вязью?

- Это Баджильский цементный завод – это в Йемене – благодарит за помощь в обслуживании и ремонте дизельной электростанции. А также за своевременность поставок и надлежащее качество запчастей. Тут есть перевод, сделанный переводчиком представительства Техностройэкспорта. Кстати там работал дизель производства «Катерпиллер», который не выдержал экстремального насыщения воздуха цементной пылью. Но поскольку арабы не провели своевременно техобслуживание по причине банального отсутствия денег, американцы отказали им в поставке запчастей. Пришлось, заплатив штраф «Катерпиллер», купить российскую машину.

- Усилилась ли конкуренция со стороны поставщиков из стран, которые  сворачивают свою атомную энергетику: Германия, Япония и др.?

- Крупные компании, такие как МАН, МТУ поставляют свои серийные изделия без учета специфики требований отдельных заказчиков. Та же "Вяртсиля" производит 1000 изделий в год, а Росэнергоатому нужно не более пяти установок в год. Им не выгодно перестраивать производство ради малых серий под требования атомщиков, проходить спецприемку. Они говорят – берите типовой двигатель и применяйте. Западные компании смотрят на нас как на источник доходов, а не как на партнеров. Я знаю, о чем говорю, мы привязывали «МАН» к своему оборудованию на Балтийской АЭС. Поэтому правильно восстановить свое производство, а если мы не будем давать заказы своим производителям, то в стране не останется промышленности. Ведь поставка оборудования на АЭС это ведь еще и сервисное обслуживание на протяжении 30 лет. А представьте ситуацию: приняли наши парламентарии очередной закон «Димы Яковлева» а западные политики запретили поставки в Россию высокотехнологичного оборудования и не  поставили западные производители в срок одну резинку цена которой 10 долларов, а без нее техническое обслуживание дизеля не выполнить, и что делать, останавливать блок АЭС?

Мы небольшая компания и не можем штамповать свои изделия тысячами, Но мы знаем требования атомной отрасли и умеем их выполнять. Главная специфика нашего оборудования: большое количество пусков (работоспособность резервных установок проверяют еженедельно) при малой продолжительности работы. По износу один пуск равен 200-250 часам работы это результат исследования, которое в 80-х годах проводил ВНИПИЭТ. Наши дизели адаптированы к таким условиям, их средний ресурс - 60 тысяч часов работы.

Постоянный заказ атомщиков поддержал бы нас как отечественного производителя. Но условия конкурса иногда составлены таким образом, что производитель не всегда может на него выйти. Это уже вопрос к Росатому.

- Постфукусимские нормы безопасности ядерных объектов предусматривают наличие комплекта мобильных дизель-генераторов. Входят ли они сегодня в номенклатуру ваших изделий?

- Не хотелось бы никого обижать, но такое решение, как мне кажется, принято под воздействием эмоций и без достаточных оснований. Ведь, что такое передвижная дизель-генераторная установка? Это колесный прицеп с дорожным просветом 15 см и  импортный дизель общепромышленного назначения весом 25 тонн. А дороги разрушены, как это было вокруг обесточенной АЭС «Фукусима-1». Цунами просто смоет эту установку. Или тогда нужно использовать гусеничную технику, но это уже другой проект и другие деньги.

Потратили четыре миллиарда рублей за три месяца, но работающих передвижных установок я пока не видел.

Достаточно было поставить по одному независимому дизелю с защищенной кабельной проходкой на станцию, вместо дорогих мобильных установок на каждый энергоблок.

У Украины нет таких денег, потому там более практичный подход; они склоняются к другому варианту – герметичный  бетонный бункер для хранения  одного аварийного дизель-генератора на блок. Что с большей вероятностью сохранит работоспособность дизель-генератора – прицеп автомобиля или бетонный саркофаг? Ответ очевиден.

- Расскажите об основных параметрах вашего нового инвестпроекта –  комплекса с испытательным стендом.

 - В поселке Марьино, находящемся в Петродворцовом районе Ленинградской области, в ближайшие годы планируется создание индустриального парка, т.е. организованной промзоны с централизованным управлением для размещения современных производственных предприятий. Согласно правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, территория индустриального парка отнесена к зоне ТП5, что предполагает множество видов использования, включая машиностроение. Именно под эту категорию попадает и наша организация.

Для строительства нашего производственного комплекса предполагается задействовать 1.8 Га  земли, из которых 9000 м2 будет занимать сам комплекс. В него будут входить производственные цеха общей площадью 6000 м2 , испытательный стенд -1500 м2, котельная суммарной мощностью 0,9 ГКалл, подземное топливное хранилище, комнаты питания, три этажа офисных помещений, конференц-зал. Сдача первого объекта строительства - испытательного стенда - запланирована на август 2013 года. Полное же завершение строительства и ввод его в эксплуатацию намечен на 2015 год.

Это будет единственное в своем роде Экспериментальное производство полного цикла дизельных двигателей большой мощности на территории Российской федерации. В производственном процессе планируется введение в работу инновационных машин и установок единичной мощностью до 10 МВт (до 15 тысяч л.с.)

Основной задачей данного проекта является возрождение научно-исследовательской базы по дизельным двигателям большой мощности, которая была утеряна с прекращением работы ЦНИИДДи. Мы надеемся, что строительство такого комплекса позволит получить на территории РФ площадку для реализации инновационных идей и доведения их до серийного производства.

- Какими специалистами вы намерены укомплектовать штат нового комплекса?

- Мы будем заинтересованы в наборе порядка 500 специалистов. Предполагаемое количество работников – 450 человек, из которых 240 – инженерного состава. Сейчас мы выходим на договорные отношения с МГТУ им. Баумана – надеемся получить хорошо подготовленных молодых специалистов. У нас и сейчас на каждого высококвалифицированного сотрудника приходится по 2-3 молодых, так мы готовим их под свои задачи, обеспечиваем преемственность.

Мы следим за последними тенденциями новейших технических разработок и стараемся быть лучшими в своем деле. Уже сейчас ЗАО «ПО«Дизель-Энерго» является серьезным “игроком” в своей сфере на территории Российской федерации, стран СНГ и Украины. Запуск данного комплекса позволит нам работать в полную силу и укрепить позиции российского машиностроения на международной арене.

- Желаю успехов во всех начинаниях и победы на белорусском тендере.

Беседовала Л.Селивановская





PS. В 1859 г. Людвиг Нобель умудрился заработать немалые деньги на проведении процедуры банкротства завода отца, порученной ему кредиторами и взял в аренду маленький заводик Шервуда на Выборгской стороне. Затем выкупил его и в 1862 г. создал собственное предприятие - Механический завод "Людвиг Нобель". После смерти Л.Нобеля руководство заводом и Товариществом нефтяного производства переходит к его старшему сыну – 28-летнему Эммануэлю. В 1890-е гг. завод выпускал паровые машины, газовые и керосиновые двигатели, насосы, паровые котлы, оси для экипажей, стальные снаряды, минные аппараты и машинные части.

В 1898 г., заплатив огромные по тем временам деньги, Нобель-сын купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Получив чертежи 20-сильного двигателя, Нобель внес такие конструктивные изменения, в результате которых он смог работать на сырой нефти, а не на керосине. И уже с 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей.

В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель и получил в Европе название "русский дизель".






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4293