Образовательные конгломераты России
Дата: 16/11/2012
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. кафедры ТСС  Государственной морской академии им. адм. С.О.Макарова

Похоже, что процесс реформирования российского образования приобрел перманентный характер. Даешь реформы любой ценой! Процесс упорный и без оглядки на мнение большинства, в то время как демократия (греч. dеmokratía, народовластие, форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод), предполагает, что к мнению большинства чиновники от образования прислушаются.


Свое мнение большинство - а это более 40 миллионов родителей, ученых, школьных учителей, высказали. По их единодушному мнению, проводимые реформы в образовании нанесли ему только вред. Неуклонное снижение рейтингов российских вузов по международным оценкам еще одно тому свидетельство. Нет ни одной вразумительной статьи в защиту пресловутого ЕГЭ.
   
В чем причина такого упорства чиновников от образования? Она ясна: бюджетные деньги, выделяемые на дальнейшее «совершенствование» ЕГЭ,  при несовершенстве российского законодательства (что признается  на всех уровнях власти) оседают на чьих-то банковских счетах. Борьба с коррупцией в сфере образования, фигурирующая в качестве основной причины введения ЕГЭ, привела только к ее дальнейшему расцвету. Раньше руководство вуза без особого труда  могло выявить взяточников: «Если тайну знают трое, то это уже не тайна». «Тайные ходы» были в каждом вузе, но это были тайны полишинеля. Так что при наличии воли и желания ректора цепочку можно было легко проследить. После введения ЕГЭ процесс прохождения взяток стал длиннее, «витиеватее», что привело к росту и дифференцированию цен в зависимости от рейтинга вносимой в диплом записи. Некоторые механизмы «легализации» результатов ЕГЭ были наглядно представлены в СМИ, благодаря чему состоялся всероссийский семинар по обмену опытом.

Укрупнение вузов

Очередной шаг в сфере реформирования образования представлен укрупнением вузов. Процесс набирает скорость. В навигации есть два важных параметра, от которых зависит безопасность плавания: курс и скорость. Из этих двух параметров наиболее важным является курс. Важно знать куда идем. Если направление движения неизвестно, то скорость только усугубит последствия неминуемой аварии.

Что послужило причиной объединения вузов? Главная причина – страх власти. Страх, который в  свое время послужил причиной стремительного роста численности вузов. В 1990-е гг., когда в стране начался хаос, едва не закончившийся полным коллапсом для России (только благодаря пресловутым «шести соткам» в стране не начался голод), рост численности вузов был неким сдерживающим фактором. Власти был нужен механизм сдерживания молодежи от публичных выступлений. Осознано или нет, но именно рост численности вузов способствовал стабилизации положения в стране. Хоть какая-то занятость молодежи было нужна для сдерживания «маршей миллионов». А к чему приводили марши даже тысяч недовольных, российская история знает. В результате стали возникать вузы на периферии, как Афродита из морской пены. Отчасти на базе уже существовавших учебных заведений, и, самое главное, в регионы «хлынули» столичные вузы в качестве филиалов.

В сложившейся ситуации, высшее образование оказалось наиболее привлекательным из всех уровней образования для всех участников: государства, вузов, родителей и учащихся. Для государства некая политическая и социальная стабильность, для вузов дополнительный доход для выживания. Для родителей и их детей диплом и спасение от армии в пору военных конфликтов.
 
Невостребованность специалистов с низким уровнем подготовки

Бумеранг, не попавший в цель, имеет свойство возвращаться к тому, кто его бросил.

«Образовательный бумеранг» в цель не попал, поскольку цель-то была призрачной. Возвратился он (бумеранг) валом дипломов, но не знаний. Дипломы продавали не только в вузах, но и в переходах метро. В результате «образовательный товар» оказался контрафактным, но с фирменным лейблом. Многие обладатели дипломов оказались носителями не знаний, а апломба, который прикрывался, как щитом, дипломом о высшем образовании. Массовая невостребованность специалистов с низким уровнем подготовки, но с высоким самомнением, привела к их появлению в присутственных местах. Возникла потребность заявить о себе.

И вновь страх, осознанный или нет, подсказал выход: численность вузов нужно срочно сокращать, фактически же, речь идет о сокращении численности учащихся. И тут началось «растекание мыслию по древу». Простое сокращение невозможно. Все свыклись с мыслью, что получение  высшего образования гарантировано всем желающим, либо за бюджетные средства, либо за свои личные. Филиалам в регионах отдается предпочтение, поскольку учащийся становится обладателем диплома престижного вуза. Для родителей также есть резон в пользу выбора филиала: не так накладно в материальном плане, и спокойнее на душе: ребенок находится рядом и его можно хоть как-то контролировать в пору расцвета наркоторговли в стране.

Отказ от всего советского

Вполне справедливое беспокойство власти качеством образования, хотя и запоздалое, привело к необходимости реформирования в сфере образования. Признать, что существовавшая в СССР система образования себя оправдала (СССР в области образования находился на третьем месте в мире, а современная Россия - на 53 месте), в пору тотального очернения всего «совкового» было неловко. Поэтому поведение чиновников от образования напоминает незадачливого путника, решившего «сократить» путь и свернувшего с проторенной дороги через дебри и болота на ту же самую дорогу, но при этом из-за упрямства не желающий признать, что затраты не только связаны со временем, но и просто опасны.  «Образование есть необходимость, а не роскошь, ибо рост ребенка не может быть отложен или задержан на время экономических затруднений» [Н.К. Рерих, «Учительство»].

Бывшие союзники - родители (более 40 миллионов) и учащиеся окажутся в оппозиции. Выход представился в новом процессе – в объединении. Спешно начались создаваться образовательные конгломераты. Сначала «по вертикали», а теперь «по горизонтали» («оглушительного» эффекта от объединений «по вертикали» не наблюдается, по крайне мере в сфере морского образования). От лозунга, обещающего подъем рейтинга слабых вузов после присоединения их к «сильным», несет крамолой. С каких это пор, слабое звено укрепляет крепкую цепь? Дальнейшие результаты процесса присоединения предсказуемы. Постепенно начнется сокращение бюджетных мест, реформирование и закрытие филиалов. По мнению премьер-министра Д.А. Медведева, в России достаточно 250-300 ведущих вузов, которые должны сконцентрировать вокруг себя остальные учебные заведения. При этом преследуется благая цель, которую озвучил министр образования и науки Д. Ливанов: «Сейчас нужно консолидировать те ресурсы, которые есть в образовании - финансовые, имущественные и, самое главное, преподавательские».

Последствия образовательных реформ для общества

Вакханалия в сфере образования, начавшаяся в 1990-е гг., больно ударила по социальным институтам российского общества. Среднее профессиональное образование сведено до минимума, а подготовка по рабочим специальностям практически, искоренена.   Современное состояние высшего образования деградирует под натиском «образовательных услуг», которые оказывают около 3,5 тысяч вузов (в СССР было 600 вузов). При этом население РФ уменьшилось с 250 млн человек (в СССР) до 143 млн. О качестве современного высшего образования может служить такой  пример: в станице Вешенской функционируют четыре филиала столичных вузов, где занятия со студентами всех четырех учебных заведений одновременно проводит работник местной библиотеки, путающийся даже в названиях учебных заведений (репортаж по ТВ).

Низкий уровень заработной платы и отсутствие заказов от бизнеса на проведение научно-исследовательских работ,  вынуждает преподавателей искать совместительство на стороне. И не факт, что это совместительство связано с образованием или научной деятельностью.  
 
Благое намерение от процесса укрупнения вузов, т.н. «повышение» качества подготовки за счет присоединения «слабых» вузов к «сильным» не встретило понимания со стороны преподавателей вузов и студентов, и, надо полагать, их родителей. Маневр раскрыли. В стране начались митинги протеста. Не везде поняли «пользу» объединения. А резон есть. Александр Дуккель, занимающийся историей высшего образования в России, считает, что объединение должно принести пользу: «Страны, которые опережают нас по уровню предоставляемого высшего образования, давно поняли, что слияния необходимы. Эти процессы произошли в США, Японии, Китае и Финляндии. В результате, вузы этих стран заняли более выгодные позиции на рынке высшего образования» [«К чему приведет слияние высших учебных заведений в Петербурге?» Vchera.com].  При этом не было приведено ни одного примера подобного слияния. В Англии давно существует понятие «Оксбридж», символизирующее качество британского образования, но, отнюдь, не свидетельствующее о слиянии Оксфорда и Кембриджа.

Американское образование

Уместно привести цитату из выступления Б. Обамы, в котором президент США дает оценку американскому, столь возносимому в России образованию: «Наши школы отстают от других развитых стран, а в некоторых случаях и от развивающихся стран. Наших школьников обгоняют в математике и точных науках школьники из Сингапура, Японии, Англии, Нидерландов, Гонконга, Кореи, других стран. По данным еще одного исследования, пятнадцатилетние американцы находятся на 25 месте по математике и на 21 месте по точным наукам в сравнении со сверстниками из других стран. … Я считаю, что не в нашем, американском характере - быть ведомыми. В нашем характере - быть впереди. И для нас пришло время снова стать лидерами. Поэтому сегодня я здесь, чтобы поставить такую цель: мы будем выделять более 3 процентов ВВП на исследования и разработки. Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, и улучшая математическое и естественнонаучное образование». [Обама, «Наука нужна как никогда раньше»,   http://www.scientific.ru/trv/2009/029/obama.html].
Кто-то вспомнит об успехах российских школьников, занявших призовые места на международных олимпиадах в последние годы. Но следует понимать, что речь идет не о массовом явлении, присущем советскому образованию, а об отдельных островках знаний, сохранившихся с советских времен. 

Очередной виток деградации

Рассматривать укрупнение (слияние) вузов в качестве панацеи для российского образования нельзя, это очередной виток деградации. «Каждое объединение может состояться лишь на корпоративных началах. Стоит только допустить элемент завоевания, подавления и унижения, чтобы рано или поздно эти отвратительные тени превратились в разрушительных чудовищ. Потому каждое насилие не может входить в построение твердыни. Можно найти мощь радости в сотрудничестве, но такое сотрудничество требует искусства мышления.

Кто распределяет силы для производительного труда? Лишь тот, кто умеет представить полезное сотрудничество. Он должен уметь вообразить такую общую работу, но, как знаете, воображение нужно образовывать. Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения» [Агни-Йога «Напутствие Вождю»].

Возникает вопрос: а есть ли воображение у тех, кто вершит реформы в российском образовании? Судя по современному его состоянию, приходится констатировать, что воображение, если оно и есть, то гипертрофированное.

Как отметил В.Васильев, ректор ИТМО, - учебного заведения, которое уже объединено с Университетом низкотемпературных и пищевых технологий (прямо-таки родственные вузы, Н.Г.): «Безусловно, при объединении возникнут и определенные проблемы. В первую очередь, появятся лишние кафедры. Некоторые из них будут дублировать друг друга. Более слабым университетам, поначалу, будет не угнаться за лидером. Все это может привести к текучке кадров, так как нам придется сокращать профессорско-преподавательский состав». Сокращение профессорско-преподавательского состава, так уж повелось исстари, - участь неугодных начальству личностей. А на поверку именно они, зачастую, являются истинными носителями знаний. В российской науке много тому примеров.

Критерии отбора вузов

И, как всегда, чиновники определяют критерии, под которые пытаются подровнять учебные заведения без оглядки на профиль и особенности вузов. Отбор «слабых» вузов ведется по 50 критериям, среди которых на первом месте средний бал по ЕГЭ. В связи с непрестижностью многих технических профессий, естественно, что и средний бал в них не может быть высоким, а планка для всех установлена одна, как для Литературного института им. Горького, так и для Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ). Оба, кстати, попали в число «слабых» вузов.  

Возникла патовая ситуация: вроде бы все за качественное образование, но при сохранении статус-кво.  Массовое высшее образование не может быть качественным, особенно в нынешних условиях. Образование должно быть дифференцированным. Так было во времена СССР, когда уровень образования нивелировался гордостью за профессию. Много ли сейчас профессий, которыми гордятся современные молодые люди? Созидательных профессий среди них, практически, нет. Столь популярная ныне профессия как менеджер, ассоциируется скорее с трюкачеством. Тогда как менеджмент предполагает высокую не только профессиональную, но и моральную ответственность перед всеми участниками процесса. Основная задача менеджмента – пробуждать у работников всех уровней вовлеченность в процесс, из которой зарождаются обязательства перед обществом.

Хватит ли кислорода

В идеале, процесс вовлеченности формируется практически всю жизнь, и руководить этими процессом  должны менеджеры-профессионалы, наделенные доверием общества. Как раньше, так и теперь, ведущей в этом процессе является школа. Школа, в которой сложилась атмосфера доверия и благожелательности между учителями, учащимися и их родителями. Роль Учителя важна, как никогда ранее. Учителям и ученым доверяют более 60% населения, политикам - только 20%. Агрессивное негативное вторжение СМИ в воспитательный процесс наносит ущерб воспитанию молодежи. 
  
Погружаясь в глубины океана, следует помнить о запасе кислорода, который потребуется для подъема на поверхность. Погружаясь в реформы, чиновники в порыве рвения забыли об этом запасе, а при недостатке кислорода, как известно, первым в организме человека погибает мозг.     

Создание образовательных конгломератов не будет способствовать созданию многоканального устойчивого финансирования со стороны современного  российского бизнеса (устойчивого финансирования нет; есть отдельные случаи финансовой помощи), поскольку неясно, а как будут распределяться деньги руководством вуза среди разрозненных научных  направлений.  Например, создание финансовой устойчивости морских учебных заведений проблематично, так как крепких судоходных компаний нет. И о каких эндаунтах (фондах целевого финансирования) может идти речь, если профиль учебного заведения обозначен расплывчатыми контурами? А без финансовой стабильности вуза интеграция науки и образования невозможны.

С другой стороны, бизнес должен иметь устойчивую стратегию своего развития, чтобы прогнозировать хотя бы ближайшие потребности в научных исследованиях, тем более, при наличии риска получить положительный результат. Государство вряд ли способно финансировать все проекты. Вот и получается, что нужно убедить бизнес отдавать деньги без гарантий результата, который должен способствовать прогрессу именно того направления, со стороны которого поступили средства. В российском менталитете пока нет осознания социальной значимости создания фондов целевого финансирования, как например, в США, где эндаунты Гарварда и Стенфордского университетов в 2007 г. составили 34 и 18 млрд долл., соответственно.

Какая речь может идти о эндаунтах вуза, если российский бизнес не созрел для понимания, что специалист – это тот же самый товар, за который нужно платить. Но товар хорошего качества имеет соответствующую цену. Например, в России не сформировался судоходный кадровый рынок, поэтому наиболее подготовленные специалисты отдают предпочтение иностранным компаниям.
 
«Осмотреться в отсеках»

Пользу периодической оценки своего местоположения давно усвоили в деловом мире: «Если обнаружили себя в яме, первым делом перестаньте копать» [Д.У.Баффет, финансовый магнат]. У моряков-подводников; прежде чем нырнуть на большую глубину, на малой глубине подается команда: «Осмотреться в отсеках», которая могла бы стать хорошим напутствием российским чиновникам от образования. Начиная очередную кампанию (по слиянию вузов) они упускают важное обстоятельство: разноплановые организации плохо поддаются управлению. В деловом мире это удается не многим компаниям, среди них, например, авиакомпания «Boeing», которая использует матричную схему управления. Математикам известно, что  в матрицах третьего порядка и выше трудно отыскать общее решение, которое поддается анализу.

Возвращаясь к процедуре слияния вузов, отметим, что при слиянии утрачивается главный акцент деятельности учебного заведения. Укрупнение неминуемо повлечет за собой информационную перегрузку в административных структурах, что приведет к росту численности сотрудников, усложнению прохождения документации, и ее противоречивости. Помимо травмирования работников при слиянии вузов неминуем «логистический» хаос в системе их управления, который последует за этим слиянием.

Необоснованный рост числа лиц с высшим образованием это проблема не в количестве вузов, а в добротности образования, которое дается прежде всего в школе, а затем, в вузе. Представляется интересным интервью ректора НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханова, данное им радиостанции «Эхо Москвы» (9.11.2011 г.): «В каждом секторе требуются люди, хорошо знающие науку: физику, математику, химию. Требования высокие, потому что любая ошибка в высокотехнологичном секторе может привести к печальным долговременным последствиям. … Нас приятно удивило, что на чисто научную специальность «Прикладная математика и физика» конкурс был 18,5 человек на место, проходной балл был в районе 90. В общем, мы находимся где-то на 10-11 месте в общероссийском рейтинге, что очень хорошо для нашего университета». На вопрос корреспондента: «Уровень знаний поступающих год от года увеличивается или понижается?», ректор ответил: «К сожалению, не скажу, что очень сильно, но по сравнению с абитуриентами 15-летней давности уровень знаний понижается. В целом, от школьного уровня до уровня первокурсника мы вынуждены почти целый семестр студентов доучивать физике и математике. Эта проблема существует в большинстве сильных технических университетов».

Правильнее было бы сказать, что это проблема всего российского образования. Если в вузе с проходным баллом ЕГЭ «в районе 90», существует потребность доучивать студентов, то что же делать вузам, где проходной бал гораздо ниже, а таких технических вузов много, и потребность в специалистах высокая.

 «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя» [Козьма Прутков], то же самое можно сказать про вузы: их выпуклость должна быть односторонней.  С трудом верится, что в «разношерстных» вузах, которые возникнут после слияния, возникнет синергии, способная привести к превосходству целого над суммой отдельных частей. Скорее всего эффект будет Крыловским: «А вы, друзья, как не садитесь …».






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4142