Мировая цена на нефть и быстрые реакторы
Дата: 07/08/2012
Тема: Экономика


Б.И.Нигматулин, проф., первый зам. Генерального директора
Института проблем естественных монополий


В редакцию журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Мной был проведен анализ ряда факторов, которые могут иметь определяющее влияние на стоимость нефти на мировом рынке, на основании чего выполнен прогноз ее стоимости на достаточно длительную перспективу (на ближайшие 5 лет и далее).



Показано, что, начиная с 2000 г., США начали вкладывать постоянно растущие средства в производство битумной нефти в Канаде. Пик инвестиций в размере 17,2 $ млрд был достигнут в 2010 г., после которого началось их снижение. В 2015 г. они должны сократиться до 6 $ млрд. К этому времени большая часть новых месторождений будет введена в эксплуатацию.  Общий объем инвестирования составит огромную величину – более 140 $ млрд., из которых 80% будет вложено до конца 2012 г. Все это позволяет нарастить производство битумной нефти в Канаде от 1,5 млн баррелей в сутки в 2009-2010 гг., 2,5 млн – в 2015г. и 3,3 – к 2020г. В результате, США уже в 2013 г могут существенно сократить импорт нефти из стран Персидского залива, а к 2015 г - и из Венесуэлы.

Ежегодный рост потребления нефти в Китае и Индии недостаточен для покрытия этого избытка нефти на рынке, а разнонаправленные интересы стран, как входящих в ОПЕК, так и вне его, - не позволят существенно сократить мировую добычу нефти. В результате, избыточное предложение неизбежно приведет к снижению стоимости нефти на мировом рынке.

С другой стороны, новые месторождения битумной нефти Канады уже введены или будут введены в эксплуатацию до 2013-2015гг., и в дальнейшем нет необходимости продолжать вкладывать такие значительные средства, которые формировались за счет поддержания высокой стоимости на нефть. Поэтому, Федеральной резервной службе (ФРС) США больше не нужно искусственно поддерживать цены на нефть марки Brent выше 100 $ и марки WTI - 90 $ за баррель, например, путем регулирования цен на нефть через валютно-финансовые рынки (фьючерсные контракты, рынки «бумажной» нефти и т.д.). В результате, стоимость нефти марки WTI может упасть до 65-70 $ за баррель, а связанная с ней стоимость нефти марки Brent (Urals) - до 80-85$ за баррель.

Применительно к 2013 г., это падение вызовет снижение доходов Федерального бюджета на 2,4 трлн руб., а дефицит Федерального бюджета возрастет до 26 %.

Данный вывод очень близок к результатам анализа, опубликованного в статье «США ослабляют зависимость от нефти с Ближнего Востока» («Ведомости» от 27 июня 2012 г.).

Думаю, что эти материалы будут интересны читателям Ваших изданий. Прошу опубликовать. – С уважением, Б.И. Нигматулин.


О прогнозе мировой цены на нефть. Пояснительная записка

Этот прогноз выполнен с использованием информации, представленной в статьях: М.И.Левинбука, И.Б.Быстровой, «Мировая нефтепереработка и экономика»; М.И.Левинбука «О некоторых проблемах современной переработки», «Мир нефтепродуктов», №8, 2010; М.И.Левинбука, И.Максимова  «Российская нефтепереработка в ожидании перемен», The Chemical  Journal, август 2011.

В феврале 2009 и феврале 2010 гг. президент США Б. Обама предложил пакет антикризисных мер в области энергетики, в который вошли многие положения Энергетической программы  Буша-Чейни (предыдущей администрации США, 2000 г.). Принципиальные положения программы «Плана Обамы» включают:

·       снижение уровня удельного энергопотребления;  диверсификация поставок первичных источников энергии в страну;  внедрение новых технологий «чистого» угля;

·       снижение общего потребления нефти внутри страны;  

·       сокращение импорта нефти при одновременном увеличении в структуре импорта доли битумной нефти Канады;  

·       введение нового национального стандарта на топливо с пониженным содержанием углерода; соответственно, внедрение низкоуглеродных топливных компонентов;

·       доведение к 2020 г. содержания биоэтанола в товарных бензинах до 47 млн т по сравнению с 30 млн тонн в 2010г. за счет наращивания собственного производства; 

·       снижение уровня удельного потребления транспортных топлив; соответственно, производство к 2020 г не менее 1 млн гибридных автомобилей с топливной экономичностью не более 1,6 л на 100 км пробега, в 2010г. было  произведено 7,8 млн автомобилей;

·       создание 5 млн дополнительных новых рабочих мест, связанных с производством альтернативных видов топлив и др.  

В результате выполнения программы:

·       США обеспечат себе полный контроль над мировыми ценами на нефть при одновременном отказе от регулирования цен на нефть через валютно-финансовые рынки (фьючерсные контракты, рынки «бумажной» нефти); произойдет переход к регулированию мировых цен через физические объёмы поставок нефти и нефтепродуктов;  

·       внутри США будет обеспечена стабилизация цен (на достаточно низком уровне) и поставок нефти, необходимых для полной загрузки НПЗ. Будет существенно снижен или исключен полностью импорт нефти из стран Персидского залива (2013–2015 гг.) и Венесуэлы (к 2020 г.);  

·       в странах Персидского залива (Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ) при поддержке США будет  создан мировой конкурент Китаю, Индии,  России, Ирану и др. по производству и поставкам продуктов нефтепереработки и нефтехимии.

В мировой практике стоимость различных марок нефти приводится к цене нефти марки Brent – эталонная (маркерная) марка нефти, добываемая в Северном море. Российская нефть, поставляемая на экспорт, имеет  марку Urals, по характеристикам и цене она близка к нефти марке Brent. В США же стоимость различных марок нефти приводится к  цене нефти марки WTI – West Texas Intermediate (или Texas light sweet).  В периоде май 2011- май 2012 гг. мировая цена нефти марки Brent была на 10-25% выше, чем цена марки WTI. (Источник: http://www.petros.ru/rus/news/?action=show&id=333)
На рис. 1 показано распределение различных стран по объему доказанных запасов нефти по состоянию на 01.01.2012 г. по данным BP Statistical Review of  World Energy 2012



Рис. 1. Распределение различных стран по объему доказанных запасов нефти, млрд тонн, по состоянию на 01.01. 2012 г., , по данным BP Statistical Review of World Energy 2012

Активная разработка, производство и транспортировка на территорию США битумной нефти Канады позволяет американцам снижать импорт нефти из стран Персидского залива и, соответственно, усиливать свое влияние на мировые цены на нефть.

Основное технологическое решение, которое позволило резко нарастить добычу битумной нефти в Канаде связано с переносом части установок по глубокой переработке нефти (различных технологий процесса коксования) с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для получения синтетической нефти прямо на месторождениях. Далее на специальной установке (блейдинг-плант) производится 5-6 типов смесей битумной нефти с продуктами облагораживания данной нефти (битума и смеси легких нефтей - SCO), подготовленных под конкретные НПЗ. Для того, чтобы поставить эти смеси на НПЗ для дальнейшей углубленной переработки строятся отдельные нефтепроводы. Данный инновационный подход позволил избежать огромных капитальных затрат в модернизацию действующих НПЗ.
На рис. 2 представлены данные National Energy Board, Canada по динамике инвестиций в производство битумной нефти Канады. Источник: National Energy Board, Canada

Рис. 2. Динамика инвестиций в производство битумной нефти в Канаде


Из этого рисунка видно, что в период 2002-2015 гг. общий объем инвестиций составит фантастическую величину – более 140 $ млрд.  На первом этапе (2003-2010 гг.) имел место экспоненциальный рост ежегодных инвестиций. В этот же период происходил непрерывный рост цены нефти на мировом рынке (за исключением мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг.), но на втором этапе, после 2010 г., происходит снижение ежегодного объема инвестиций, т.к. начался период ввода  в эксплуатацию новых обустроенных месторождений.

Это снижение должно продлиться до 2015-2017 гг., а дальше, возможно, начнется новый инвестиционный цикл.

На рис. 3 представлены данные по динамике производства битумной нефти в Канаде в период 1999 –2009 гг. с прогнозом до 2019 г. (Источник: статья М.И. Левинбука «О некоторых проблемах современной переработки» «Мир нефтепродуктов», №8, 2010).


Рис. 3. Прогноз добычи битумной нефти на поверхности земли и на глубине в период 1999-2019 гг.

Из рис. 3 видно, что в период 2000-2006 гг. производство битумной нефти выросло на 100% (к 2000 г.), и средний ежегодный прирост составил 17% за счет повышения производства на действующих месторождениях, в 2006-2008 гг. рост производства прекратился, а уже с 2008г. оно начало расти линейно и увеличится на 150% к 2019 г. по отношению к 2008 г., со среднегодовым приростом около 14%. Все это результат вложения как раз тех огромных инвестиций в период 2000-2015гг. В 2009-2010 гг. началось производство битумной нефти на новых  месторождениях (см. рис. 4). Это позволило Канаде стать основным экспортером нефти в США.


На рис. 4 показана связь между  ежегодным объемом производства битумной нефти в Канаде и уровнем стоимости нефти марки WTI  в США в период 2009-2025 гг. (Источник: статья М.И. Левинбука, И.Б. Быстровой, «Мировая нефтепереработка и экономика»).

Данные на рисунке соответствуют самому консервативному сценарию –  стоимость нефти марки WTI принималась с 15%м  дисконтом, что позволяет значительно снизить расчетные риски по возврату инвестиций. В 2009 г. производство битумной нефти в Канаде только на действующих (старых) месторождениях составило 1,5 млн баррелей в сутки (около  75 млн тонн), что сопоставимо с текущим объемом импорта нефти в США из стран Персидского залива  - 1,6 млн баррелей в сутки, (ссылка http://www.nr2.ru/moskow/392950.html).
 

Рис.4. Зависимость объемов производства битумной нефти от мировых цен на традиционную нефть WTI (с 15%м дисконтом) и величины капитальных вложений: а – с текущим уровнем капитальных затрат, б – капитальные затраты снижены на 50%.

Из рис. 4 видно, что рост объёмов производства битумной нефти однозначно зависит от роста цен на нефть марки WTI. Чем выше цена на нефть этой марки, тем больший идет прирост производства битумной нефти из-за ввода в эксплуатацию новых месторождений. Это связано с тем, что более высокий уровень цен позволяет формировать больший объем инвестиций в ее производство, сокращает срок ввода в эксплуатацию новых месторождений битумных нефтей Канады и, соответственно, срок окупаемости инвестиций. По-видимому, именно поэтому, до последнего времени мировые цены на нефть искусственно поддерживаются Федеральной резервной системой (ФРС) США на уровне выше $100 за баррель марки Brent и около 90 $ - марки WTI.

Такое воздействие на формирование мировых цен на нефть может осуществляться за счет ввода или вывода биржевых спекулянтов при торговле сырой нефтью на мировых нефтяных площадках. Россия же, находясь уже в течение нескольких лет по объему добычи газа на первом месте и на втором месте – по объему добычи нефти, а в некоторые годы, по объему добычи и природного газа, и нефти – на втором месте, практически не влияет на формирование цен на мировом рынке, оставляя роль лидеров в этом процессе США и Саудовской Аравии.

После ввода в эксплуатацию новых месторождений объем инвестиций  резко падает. В 2015 г. планируемый объем инвестиций будет уже в 2,8 раза меньше, чем в 2010 г.,  (см. рис. 2). Кроме того, как следует из рис.4б, даже снижение. в 2 раза планового объема инвестиций позволяет в период 2015-2025 гг. продолжать наращивать добычу битумной нефти  - с 2,6 до 3,5 млн баррелей в сутки уже при достаточно умеренной стоимости нефти марки WTI  - 80 $ за баррель.

Однако, даже при текущем уровне капитальных затрат, не говоря о его двукратном снижении, достаточно уже 60$ за баррель марки WTI, (а без учета 15%го дисконта – около 70 $), чтобы ее производство вышло на уровень в 2,1 млн баррелей в сутки – уровень, при котором США вообще могут отказаться от импорта нефти из стран Персидского залива. Таким образом, США уже сегодня не нужно поддерживать такой  высокий уровень стоимости нефти. Это, кстати, подтверждается заявлением представителя энергетического подразделения госдепартамента США Карлоса Паскуаля (июнь 2012 г. ссылка http://www.nr2.ru/moskow/392950.html), где он заявил: «Сейчас цена нефти (т.е. марки WTI) на внутреннем рынке США составляет 83 $ за баррель, но уже в 2013 г. может опуститься до 65 $». Тогда, мировая цена нефти марки Brent  (Urals) может опуститься до уровня 75-80$  за баррель.
                                                                                                                                                
Из рис. 4а видно, что к 2015 г. при стоимости нефти марки WTI  80$ за баррель в Канаде будет производиться уже 2,5 млн. баррелей в сутки битумной нефти. Этот объем может заместить импорт нефти в США и из стран Персидского залива, и из Венесуэлы  (в настоящее время экспорт в США из этой страны составляет менее 1 млн баррелей в сутки). Соответственно, на эту величину  должно быть: либо увеличено потребление нефти в Китае и Индии, что невероятно, (роста потребления нефти в Китае в 2011г. по сравнению в 2010г. увеличился всего на 300 тыс баррелей в сутки, а в Индии, в среднем ежегодный рост импорта нефти составлял дополнительно около 100 тыс баррелей в сутки), либо снижен объем мировой добычи, что сделать очень сложно из-за разнонаправленных интересов стран, входящих и не входящих в ОПЕК.  Тогда, при неизбежном снижении цены нефти марки WTI ниже 80$ за баррель  мировая цена нефти марки Brent  (Urals) должна упасть ниже 90 $ за баррель. И, что очень важно, этот уровень цен будет сохраняться длительный период времени – 5 и более  лет.

Об экспорте нефтепродуктов

В России в общем объеме экспорта нефти и нефтепродуктов доля последних составляет около 25%. На мировом рынке экспорта нефтепродуктов также происходят существенные перемены. В настоящее время имеет место резкое наращивание мощностей нефтехимического производства в странах Персидского залива. Из рис. 5 видно, что мощности нефтехимии в Персидском заливе, в частности, в Саудовской Аравии, растут экспоненциально (Источник: М.И. Левинбука, И.Б. Быстровой, «Мировая нефтепереработка и экономика»).




Рис.5. Рост мощностей нефтехимии в Саудовской Аравии в 1985-2010 гг.


Если в 2010 г. в Саудовской Аравии перерабатывалось 70 млн тонн, то в 2015 г. планируется переработать уже 150 млн тонн. При этом общий объем нефти, идущий в мире на нужны нефтехимии, составляет - 350-400 млн тонн.

 С началом  2000 гг. верховные власти Саудовской Аравии и ряда других стран Персидского залива (Кувейта, ОАЭ и др.) при поддержке США начали бурно развивать нефтехимическое производство на своих территориях. В результате, там был создан мощный нефтехимический комплекс – конкурент нефтехимическим компаниям  Китая, Индии, Ирана, России и др. Более низкая себестоимость добычи нефти в этих странах Персидского залива позволяет им устанавливать на мировых рынках выгодные для себя цены на продукты нефтехимии, причем на длительный период времени.

На рис.6  представлено сопоставление объемов  экспорта продукции химической и нефтехимической промышленности России и стран Ближнего и Среднего Востока (по данным Минпроторг РФ, 2010 г.статья М.И. Левинбука «О некоторых проблемах современной переработки», «Мир нефтепродуктов», №8, 2010).) Видно, что, за исключением аммиака, объем экспорта из России по остальной номенклатуре в несколько раз ниже, чем из этих стран. Поэтому, наша страна, также как и на рынке сырой нефти и природного газа, никак не влияет на формирование цен нефтехимии и химии продукции на мировом рынке.



Рис.6.. Экспортный потенциал стран Ближнего, Среднего Востока и России по ведущим позициям российского экспорта химической продукции в 2010 г. Источник: Министерство промышленности и торговли РФ

О влиянии цены на нефть на доходы федерального бюджета

В таблице 1 представлены размеры нефтегазовых доходов бюджета, их доля в общих доходах Федерального бюджета и  средняя стоимость барреля нефти марки Urals по годам в период 2008-201гг. по данным Министерства Финансов http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/08-10/). Нефтегазовые доходы включают: таможенную пошлину на нефть, природный газ, нефтепродукты и НДПИ на нефть и природный газ. Так как величины экспортных пошлин и НДПИ зависят от экспортных цен на нефть и на газ, которые, в свою очередь, также тесно взаимосвязаны, то, очевидно, что изменение цены на нефть в определяющим образом влияет на величину нефтегазовых доходов от экспорта углеводородов. Из таблицы 1 видно, что доля нефтегазовых доходов в доходной части Федерального бюджета в период 2008-2011 гг. находились в диапазоне от 29,6%  в 2010 г. до 49,3% в 2011 г. Зависимость доли нефтегазовых доходов Федерального бюджета от стоимости нефти марки Urals представлена на рис. 7.

Проведем расчет доходов Федерального бюджета в 2013г. при условии, что физический объем экспорта углеводородов сохранится на уровне 2011 г. в 2 вариантах, когда  экспортная цена нефти марки Urals будет равняться 90$ и 80$ за баррель.

Таблица 1


Доля нефтегазовых доходов в доходной части Федерального бюджета и стоимость нефти

Годы

2008

2009

2010

2011

ВВП, трлн. руб

34,9

39,5

44,5

54,4

Доходная/расходная часть бюджета, трлн. руб.

6,7/6,5

7,4/7,2

8,0/7,6

11,4/11,0

Средняя стоимость нефти, $ за баррель

91

63

78

103

Нефтегазовые доходы, трлн руб

2,47

2,39

2,38

5,6

Доля нефтегазовых доходов в доходной части бюджета, %

37,0

32,2

29,6

49,3



Рис. 7. Зависимость доли нефтегазовых доходов в доходной части Федерального бюджета РФ от цены на нефть марки Urals

Из рис. 7 видно, что при стоимости нефти - 90 $ за баррель доля нефтегазовых доходов в доходной части бюджета будет составлять 37% против 49,3% при цене нефти в 103 $, т.е. упадет на 12,3%. Плановая  величина доходов Федерального бюджета  в 2013 г. составляет 12,3 трлн руб., тогда потери бюджета составят 12,3%* 12,3 трлн руб=1,5 трлн руб. Плановый дефицит Федерального бюджета в 2013 г. заявлен в размере 1,1 трлн руб, тогда с учетом недополученных доходов от падения цены на нефть, он вырастет до 2,6 трлн руб. или на 19,4% от расходной части бюджета, или 3,8% от годового ВВП.

При стоимости нефти марки Urals  80 $ за баррель мы имеем падение доли с 49,3% до 29,6% или на 19,7% . Тогда потери бюджета составят 2,4 трлн руб, а суммарный дефицит – 3,5 трлн руб. , т.е.  26% от расходной части бюджета и 5,1% от годового ВВП.

На 1.08.12г размер Резервного фонда составляет 1,9 трлн руб,  а размер Фонда национального благосостояния – 2,7 трлн руб, суммарно  - 4,6 трлн руб. Если покрывать дефицит Федерального бюджета за счет средств этих фондов, то они будут потрачены меньше чем за 1,5 года. Поэтому, скорее всего, уже в 2013 г.  должен быть введен режим жесткой экономии и сокращения расходной части Федерального бюджета на 15-20%.

Это значит, что в первую очередь, будут сокращены или полностью остановлены все  Федеральные целевые программы (ФЦП), результаты которых могут быть получены только через 5 и более лет. Под это сокращение неизбежно должна попасть ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения», 2010г., а перед руководством «Росатома» должен быть поставлен вопрос: почему реализуется проект БН-800, стоимостью не менее 160 млрд руб с учетом затрат на топливо, и какой смысл тратить такие огромные средства на проект, результаты реализации которого не имеют никакого практического значения ни в России, ни за рубежом (планируемый  экспорт в Китай 2х блоков БН-800 потерпел фиаско)!






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3952