Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения
Дата: 27/07/2012
Тема: Атомный флот


В.А.Ваганов, капитан 1 ранга в отставке

Предыстория Горечь поражения России в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) глубокой болью отозвались в сердцах всех сословий русского общества. Многие поняли, что эпоха даже первоклассных парусных судов, триумфальные победы русского флота на Балтике, Черном и Средиземном морях уходят в прошлое. Сразу же после войны начинает создаваться новая судостроительная промышленность: Балтийский (1856), Невский судостроительный и механический заводы (1857), Кронштадтский пароходный завод (1858), Путиловский и Обуховский сталелитейные заводы (1862) и др.


В ходе Крымской войны заманчивая идея скрытно подойти к вражескому кораблю и заложить под днище мину замедленного действия, а затем пронаблюдать захватывающее зрелище взрыва и гибели супостата, овладела умами многих изобретателей России. Из многочисленных проектов подводных лодок, поданных в Морское ведомство, заслуживают внимания подводная лодка И.Ф.Александровского (1866) и лодка С.К.Джавецкого (1879), которые имели механические двигатели; остальные приводились в движение с помощью мускульной силы экипажа. В 1866 г. И.Ф.Александровский продемонстрировал Александру II свою подводную лодку с поршневым двигателем, работающем на сжатом воздухе. Годом раньше он предложил торпеду, работающую на том же принципе.

ПЛ Джавецкого приводилась в движение в подводном положении электромотором, питаемым от аккумуляторной батареи. Свою лодку, которой он управлял сам, Джавецкий продемонстрировал будущему императору Александру III на озере, примыкающем к Гатчинскому дворцу. По завершении подводного плавания, лодка к удивлению и восхищению Александра и его жены всплыла прямо у дворцового причала, где галантный Джавецкий вручил Великой княгине Марии Федоровне букет роскошных орхидей. Под впечатлением от увиденного, Александр посоветовал Военному ведомству обратить внимание на лодку Джавецкого. Вскоре был выдан заказ на строительство в Петербурге 50 (!) подводных лодок его проекта.

Двумя годами ранее, в 1877 г., в Петербурге открылась Николаевская морская академия. К строительству флота высочайшим Указом была привлечена Петербургская Академия наук. В 1882 г. к решению флотских проблем подключился академик Дмитрий Иванович Менделеев. В 1884 - 1889 гг. на Обуховском заводе и заводе «Старый Лесснер» (ныне «Двигатель») состязательно было налажено производство боевых торпед - главного оружия подводных лодок. По предложению Д.И. Менделеева создается и в 1893 г. открывается Опытовый бассейн для проверки расчетов на моделях будущих кораблей. Его руководителем был назначен лейтенант флота А.Н. Крылов, будущий академик РАН (1916) и руководитель Морского технического комитета. На базе Опытового бассейна благодаря «могучей кучке» талантливых кораблестроителей организуется впоследствии Центральный НИИ Военного кораблестроения. В 1899 г. учреждается Санкт-Петербургский Политехнический университет, который подготовит не одну сотню высококвалифицированных кораблестроителей и инженер-механиков.

К концу царствования Александра III (1894 г.) преимущественно на петербургских заводах было построено 4 линкора, 8 броненосцев, 19 крейсеров и несколько десятков миноносцев, был сделан основательный задел для строительства подводных лодок и морской авиации. Это позволило Александру III объявить фельдъегерю, прибывшему из Петербурга с безотлагательными бумагами: «пока русский царь ловит рыбу, Европа может и подождать». Ему же принадлежит и высказывание, что «у России есть только два союзника: ее Армия и Флот», о чем мы, потомки никогда не должны забывать.

Профессиональное строительство подводных лодок (1900 - 1917)

К концу XIX столетия ведущие страны мира вплотную приступили к строительству подводных лодок военного назначения. В декабре 1900 г. Морское министерство поручает трем талантливым офицерам флота спроектировать боевую подводную лодку: кораблестроителю Н.Г.Бубнову, лейтенанту М.Н. Беклемишеву и инженер-механику И.С. Горенову, которые взялись за это дело «добровольно и охотно». К маю 1901 г. технический проект был готов. По представлению Морского технического комитета Морское ведомство, не мешкая, размещает заказ на строительство ПЛ на Балтийском казенном заводе. К весне 1903 г. лодка, получившая название «Дельфин», была построена. Все вопросы строительства «провешивались» в Опытовом бассейне с участием А.Н. Крылова.

С началом навигации 1903 г., подводная лодка, командиром которой был назначен Н.М. Беклемишев, начала ходовые испытания в Финском заливе. ПЛ имела надводное водоизмещение 113 т, была вооружена двумя торпедами, имела глубину погружения 50 метров. Боевые возможности ПЛ были довольно скромными: она могла пройти под электромотором, питаемым от аккумуляторной батареи (АБ) под водой 28 миль (около 40 км), а в надводном положении под бензиновым двигателем - 250 миль (~ 400 км).

К исходу 1903 г., Бубнов и Беклемишев предложили проект серийной ПЛ («Касатка»), которая имела на вооружении уже 4 торпеды и большую дальность в надводном и подводном положении (700 и 30 миль, соответственно). Таких лодок в 1904-1905 гг. было построено 6 единиц. По железной дороге они были отправлены во Владивосток и приняли участие в боевых действиях Тихоокеанского флота.

В мае 1905 г. Бубнов и Беклемишев предстали третий проект ПЛ водоизмещением в 400 т. Сначала для надводного хода они предложили мощные бензомоторы. Однако вскоре, учтя опыт аварий на «бензиновых» подлодках, И.Г.Бубнов выдвинул вариант с двигателями Дизеля. Завод Нобеля в Петербурге взялся построить такие моторы. Беклемишев заводу не поверил и... ошибся. Их сотрудничество временно распалось. В дальнейшем Бубнов дорабатывал этот проект самостоятельно, а Беклемишев сосредоточился на подготовке экипажей.

Проект Бубнова предусматривал построить лодку, вооруженную 8 торпедами, с дальностью плавания в надводном положении до 2500 миль. Лодка, получившая название «Акула», была построена и сдана флоту в 1911 г.

Бубнов и Беклемишев дали «путевку в жизнь» подводному минному заградителю «Краб» конструктора М.П. Налетова, имевшему комбинированное минно-торпедное и артиллерийское вооружение. Минзаг «Краб» был построен в 1915 г. и имел на вооружении 4 торпеды и 60 мин.

Большой серией в 1915 - 1918 гг. пошли подводные лодки «Барс» Бубнова, водоизмещением 630 т, имевшие на вооружении 12 торпед и дальность плавания 2500 миль. В период 1901 - 1917 гг. в состав российского флота были введены 73 подводные лодки: по отечественным проектам было построено 34 ПЛ (из них 32 по проектам И.Г. Бубнова), 16 ГШ по зарубежным проектам и 23 приобретены у иностранных фирм.

В целом период 1900 - 1917 гг. ознаменовался большим успехом в развитии подводного кораблестроения. Торпедное вооружение было увеличено в 6 раз, дальность плавания в надводном положении - в 10 раз. Лодки снабжались отечественными радиостанциями. Сформировалась школа подготовки экипажей подводных лодок. Проектирование и строительство ПЛ было поставлено на профессиональный уровень.

Успехи подводников в первой мировой войне (особенно в борьбе с морским судоходством) показали, что на море зарождается новая грозная сила. То, что было очевидно лишь немногим, стало очевидным для всех.

Подводное кораблестроение (1917 - 1941)

Выдающийся религиозный философ Николай Бердяев, находясь в эмиграции, писал: «Мне глубоко чужда мысль о том, что во главе Октябрьского переворота стояла кучка злодеев».

Доказательством этой мысли является открытие в 1918 г. в Петрограде - морской и академической столице России Физико-технического института, получившего впоследствии имя его основателя Абрама Федоровича Иоффе. В отделе ФТИ, возглавляемом будущим академиком и лауреатом Нобелевской премии Н.Н. Семеновым, начались первые работы по «флотской тематике» - размагничиванию надводных кораблей и подводных лодок.

Важнейшим направлением в работе института были фундаментальные разработки в области физики прочности твердого тела, имеющие прямое отношение к кораблестроению, особенно подводному. Классические работы Иоффе в этой области в 1910-х - начале 1920-х гг. продолжит А.Н. Александров - будущий научный руководитель создания первой атомной подводной лодки, Президент Академии Наук СССР.
После революции и гражданской
войны состояние флота и судостроительной промышленности находилось в плачевном состоянии. Страну покинуло 85% технической интеллигенции. Отношение Ленина к флоту, его восстановлению и строительству было, довольно прохладное. В ответ на обращение Сталина в ноябре 1922 г. о необходимости восстановления флота, он пишет: «флот для нас непомерная роскошь. Крейсер «Нахимов» надо достроить и продать с выгодой... Флот нам не нужен». К чести нового руководства страны, после смерти вождя оно не пошло в этом вопросе по «ленинскому пути».

В 1924 г. в Военно-морской академии развернулась дискуссия  - «какой флот нужен стране», продолжавшаяся почти два года, с участием представителей Командования Морских сил РККА, флотов, профессорско-преподавательского состава ВМА, виднейших представителей кораблестроения. В ходе дискуссии верх взяла «молодая школа», высказавшая мнение о строительстве подводных лодок и надводных кораблей малого водоизмещения (миноносцев, торпедных катеров).

В январе 1926 г. в научно-техническом комитете ВМС приступили к выработке основных тактических требований и общего облика будущих подводных лодок. Было решено строить подводные лодки и подводные минные заградители водоизмещением 900 - 1000 тонн. К исходу года Совет труда и обороны утвердил первую шестилетнюю программу кораблестроения, предусматривающую строительство 12 подлодок, 16 сторожевых катеров и 36 торпедных катеров.
1 ноября 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе было создано специальное Техническое бюро для проектирования подводных лодок по заказу флота. Его возглавил Борис Михайлович Малинин, выпускник кораблестроительного отделения Политехнического института (1914) - ученик Бубнова, скончавшегося в Петрограде от голода в 1919 г. Кроме Малинина в бюро были включены еще два инженера: Э.Э.Крюгер и А.Н. Щеглов, знакомые с устройством подводных лодок:, а Щеглов имел ещё и опыт подводного плавания.

По глубине знания конструкций и технологии постройки дореволюционных подводных лодок инженеру Малинину практически не было равных в стране. Также в Техбюро были включены четыре конструктора-чертежника со среднетехническим образованием: А.И. Коровицын, А.С. Трошенков, Ф.З. Федоров, А.К. Шлюпкин.

Перед работниками Техбюро в составе 7 человек ставилась «скромная задача» - создать корабль не менее боеспособный, чем современные подводные лодки крупнейших капиталистических государств. И это в обстановке, когда в течение 9 лет  - с 1917 г. завод простаивал, а по холодным, опустевшим цехам гулял ветер. В начале 1927 г. в бюро прибыло подкрепление - еще один инженер, С.А. Базилевский, выпускник Политехнического института 1925 г.

С позиции сегодняшнего дня кажется невероятным, как такой небольшой коллектив сумел за 4 месяца спроектировать новый боевой корабль и выполнить закладочные чертежи. А группа опытных мастеров к торжественной процедуре закладки лодок (5 марта 1927 г.) сумела изготовить днищевый набор центрального поста всех трех лодок, предоставив возможность СМ. Кирову вбить в каждую по одной заклепке (до сварки было еще далеко). История сохранила имена этих мастеров: Д.Я. Карпов, М.Т. Кузнецов, В.Е. Курышев, М.И. Кухта, В.П. Лавинский, Ф.Н. Никитин, Я.С. Степанов, М.В. Стецюра. Впоследствии им придется вбить не одну сотню заклепок при монтаже прочных корпусов этих лодок, которые должны были выдержать наружное давление на глубине 90 - 100 метров.

Впервые лодки строились двухкорпусные, то есть имели прочный и наружный легкий корпус, при заполнении которого наружной водой погашалась положительная плавучесть и лодки переходили в подводное положение. Как впоследствии писал Б.М. Малинин, теоретических проработок погружения и всплытия двухкорпусных ПЛ на ровном киле и без крена не существовало. Их нужно было разработать и испытать в Опытовом бассейне.

При первом погружении ПЛ «Декабрист» в 1930 г. приемная комиссия была обеспокоена нарастающим креном при заполнении главного балласта. Одной из причин было грубое нарушение инструкции Главного конструктора. Но его на борту не было, так как он вместе с помощниками Крюгером и Базилевским находились хоть и недалеко, но за решеткой. По указанию «сверху» Малинин и Крюгер были выпущены и вернулись на прежние должности. А вот с Базилевским было «повеселей»: перед каждым выходом в море на испытания его привозили на «персональной» машине, которая ждала его возвращения, чтобы отвезти домой в «Кресты». Там его охранники помогали ему писать фундаментальный труд «О поперечной остойчивости при погружении двухкорпусных подводных лодок».

К концу 1931 г. все три лодки, построенных на Балтийском заводе, вошли в состав Балтийского флота.

Создание лодок типа «Декабрист» было подлинным прорывом в отечественном подводном кораблестроении. По сравнению с лодками дореволюционной постройки их дальность хода под водой увеличилась в 5,4 раза; над водой - в 3,6; суммарная масса боевого заряда увеличилась в 10 раз; скорость срочного погружения уменьшилась в 6 раз.

Лодки этого типа явились опорными моделями для широкого строительства малых, средних, больших и крейсерских подводных лодок, которых к 1941 г. было построено свыше 200 единиц, из них 82% - на заводах Ленинграда. В ходе строительства лодок серии «Декабрист» набираются опыта молодые конструкторы будущих подводных лодок. Появляются фигуры Н.М. Перегудова и П.З. Голосовского, которые спустя 20 лет возглавят коллективы КБ по проектированию атомных подводных лодок.

Репрессии 1936 - 1939 гг. затронули и командиров подводных лодок. Из 100 командиров в 1937 г. был репрессирован 51. В 1938 г. был арестован командир ПЛ «Народоволец» Л.М. Рейснер, незадолго до этого награжденный высшей государственной наградой. В 1941 г., когда враг подойдет к Ленинграду, Мурманску, Севастополю, Одессе, многие подвергшиеся репрессиям, понадобятся стране, но многих из них уже не будет в живых, в том числе не будет и талантливого командира «Народовольца» Льва Михайловича Рейснера.

Лучшей проверкой качества оружия является война

Подводная лодка «Красногвардеец» Северного флота в 1942 г. стала первой Гвардейской и Краснознаменной подводной лодкой в ВМФ. ПЛ «Народоволец» (командир Р.В. Линдберг), находящаяся к началу войны в ремонте на Балтийском заводе, с открытием навигации 1942 г. включилась в боевую деятельность Балтийского флота. В 1942 - 1945 гг. она совершила 4 боевых похода в наиболее удаленную часть Балтийского моря и ни разу не возвращалась без победы. Она уничтожила 4 крупнотоннажных транспорта противника, нанесла серьёзные повреждения железнодорожному парому «Дойчланд».

9 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал Постановление о развертывании строительства атомных подводных лодок (АПЛ). ПЛ «Народоволец» в 1953 г. была включена в грандиозный «атомный проект». Остро встал вопрос об определении автономности проектируемой АПЛ - определении времени непрерывного пребывания людей под водой. Этой чести удостоился экипаж «Народовольца», возглавляемый командиром И.М. Хомичем, участником войны на Балтике, и инженер-механиком Н.А. Некрасовым. Лодке, имеющей подводную автономность 72 часа, предстояло впервые в мире пробыть под водой непрерывно 50-60 суток. Постановлением Совмина, вышедшим в конце июля 1953 г., ответственность за испытания возлагалась на начальника Главного медицинского управления Армии и Флота и ГК ВМФ Н.Г. Кузнецова.

После небольшого переоборудования и загрузки под завязку патронов регенерации и продуктов питания, подводная лодка легла на грунт на глубине 12 метров близ Кронштадта. Предстояло проверить не только возможность людей выжить в замкнутом объеме длительное время при содержании С02 в 1-1,5%, но и их способность безошибочно действовать при управлении сложными механизмами в течение всего времени пребывания под водой. На лодке находилась группа медиков из Москвы (со специальной методикой), руководил которой 26-летний Юрий Нефедов, впоследствии генерал-майор медслужбы, заместитель начальника Института космической медицины. Через 1420 часов непрерывного пребывания под водой подводная лодка всплыла и после небольшого отдыха и медицинского наблюдения экипажа ушла в незамерзающую Либаву для отработки курса учебно-боевых задач.

В 1963 г. при посещении музея космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге группа подводников из Обнинского учебного атомного центра увидела на видном месте модель ПЛ «Народоволец». Её присутствие в музее космонавтики экскурсовод объяснил тем, что кроме подводников ни у кого в стране не было опыта жизнедеятельности человека в замкнутом объеме, который можно было бы применить и для космоса. Испытания проводились под таким покровом секретности, что были неизвестны даже многим подводникам. Гордитесь, балтийцы! Лодка, построенная вашими руками, не только хорошо воевала и внесла скромный вклад в строительство атомного подводного флота, но и сумела заглянуть в эпоху освоения человеком космического пространства!

Послесловие

В период «горбачевского застоя», когда Михаил Сергеевич, пройдя славный путь от помощника комбайнера до секретаря ЦК по сельскому хозяйству (1973-1985), взялся «накормить страну», советский подводный флот стал самым сильным в мире. В этот период было построено более 500 подводных лодок, из них 256 атомных стратегического и оперативно-тактического назначения. Советские подводники освоили Мировой океан. Только под Арктические льды было совершено 306 боевых походов. Не может быть и речи о том, что кораблестроители и моряки проиграли «холодную войну» на море. Умолчание о главных фигурантах разгрома подводного флота было бы для них лучшим комплиментом.

Вселяет надежду заявление В.В.Путина о ВМФ: «После многолетнего перерыва мы начинаем большую судостроительную программу. До 2020 г. на переоснащение ВМФ России будет направлено 4,7 трлн рублей. Цель: создание современного флота, способного решать все задачи: от ядерного сдерживания до охраны наших экономических интересов и биоресурсов России».

 Дай-то Бог!

Полную версию и другие материалы В.А.Ваганова можно прочитать на сайте «К-244».






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3932